Гость · 26-Июн-12 16:02(12 лет 6 месяцев назад, ред. 28-Июн-12 18:39)
В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя. Год: 2007 Автор: Монах Меркурий и др. Жанр: Православие Издательство: Паломник ISBN: 5-88060-094-7 Язык: Русский Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 509 Описание: Пустынники Кавказских гор — люди твердой православной веры, чрезвычайно выносливые и при необходимости весьма находчивые. Молитвенные подвиги их совершаются в условиях неимоверно суровых и сложных, а порой и просто опасных. Впрочем, доблестный подвижник-аскет все преодолевает. Как это происходит и рассказывается в книге «В горах Кавказа», созданной по подлинным запискам монаха Меркурия, либо согласно свидетельствам видных духовных писателей: протоиерея Валентина Свенцицкого (1882-1931) и Анатолия Павловича Тимофиевича (ок. 1976). Все воспоминания относятся к XX веку. Эта книга полюбится многим людям, любящим интересное, назидательное чтение в кругу семьи. В таком составе сборник издается впервые.
Тяжело было читать, после определенных событий... Подумалось, а если бы не было "брата-пчеловода"? или странного стремления последнего расширять пасеку "до коммерческого использования" меда... до сдачи его на конфетную фабрику сотнями килограмм... до конфликтов с местными охотниками-язычниками (без попыток благовестия им)... и до конфликтов с медведями... и стоит ли удивляться, что молитва была у него на последнем месте? странный этот монах-пчеловод, от лица которого и ведется повествование... странный этот монах, как коммерсант, покупающий и везущий в ПУСТЫНЬ свою - СЕМИДЕСЯТИЛИТРОВУЮ "медогонку"!.. - жизнь вокруг отшельников вскоре полностью изменилась! - Но что-то же вызвало этот вал событий, разрушивших братство и повлекших несколько жутких смертей! ...без духовных-то отцев... Я бы не рекомендовал издание и чтение этой брошюры.
Хороший сборник. И публиковать и читать такое НАДО, так как это настоящее, конкретно-историческое, а не вымышленное, "патериковое" описание существования попытки сохранения монашества в таком редко встречающемся виде как пустынножительство в советский период в условиях гонения (это о книге монаха Меркурия). И рассматривать ее нужно как предостережение для тех, кто когда либо дерзнет на подобный подвиг.Уж не помню, здесь ли, либо где-то в другом источники описаны жесткие наказания Богом тех лиц, кто дерзнули убить старца монаха. У монаха Меркурия, могила которого находится в Лукиановой пустыни Владимирской области, есть еще одна книга, выложенная на данном трекере: "Записки монаха-исповедника", которая потрясает (иногда даже до уровня недоверия) событиям, которые там описаны.
Поищу указанную книгу, обязательно прочту. Благодарю за ответ! Я немного боюсь сравнивать... с житием о.Сергия Радонежского... о.Серафима Саровского (они ведь не нанимали ОХОТНИКОВ ДЛЯ УБИЙСТВА ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, конкретно медведей... - чтобы не беспокоили: это бред - для живущих в пустыни медведи тоже - хозяева ) Все закончилось, как и должна была закончиться "советская робинзонада"- смертельным столкновением-конфликтом, по законам мира сего, безблагодатно... Герман Аляскинский, Макарий епископ Алтайский! - подвиги жития и благочестия Вашего остаются недостижимым для нас примером.
alfredgps, Ваша правда - монах Меркурий не преподобный Сергий, или Серафим и даже не св. Герман Аляскинский, а об Антонии Великом и говорить не следует. Видно сподобились Вы дара рассуждения и великой Божией благодати, раз своим острым оком узрели безблагодатность в сем скромном повествовании. Нам остается только выразить робкую надежду, что Вы, приняв ангельский образ и проведя пару десятков лет в пустинническом житии в горах Кавказа, научите уму разуму местных отшельников (трудами которых книга и издана), ну и само собой порадуете нас душеполезным описанием своих высоких духовных подвигов. Ну а пока всем сирым и убогим, в грехах погрязжим и страстями обуреваемым очень рекомендую к прочтению данную книгу, дабы на примере многотрудного жития монаха отшельника, можно сказать нашего современника, со всеми его взлетами и падениями, получить духовную пользу и ободрение. Ибо сила Божия в немощи совершается
Конечно, распространению Православия среди язычников в старое время помогала сама Росс.Империя, оттого оно и шло везде впереди. А впереди всех шли апостолы и святые отшельники... Но посмотрите какая ситуация была перед "советским монахом"-пчеловодом: язычник ("темнолицый, злой человек") захотел забрать улья с медом (неважно даже, большую ли их часть или меньшую) и организовать пасеку у себя, ну не ладилась жизнь в целом у него!:) что-то с женою было судя по его достаточно откровенным разговорам ("наряды у жены плохие...") - и вся БРАТИЯ стояла за то, чтобы отдать улья... - Он принципиально отказал. А ведь ситуация была ИДЕАЛЬНАЯ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ жалующегося язычника! для беседы откровенной... да где тому монаху-пчеловоду благовествовать! не было времени совершенно. - А помните такое: "Дай мне пити. - А разве вы общаетесь с нами?.. скажи, где молиться: на этой горе, или идти в И.? - Поверь, наступает время, когда..." -- все мы знаем этот чудесный диалог обращения самарянки Фотинии.... Слава Богу! А вот "больной брат" да "схимонахиня З." - это просто ангелы земные... чудесные личности. Отвечаю еще раз только потому, что возмутился до глубины души "гостеприимством" отшельника по отношению к язычникам из местных и к приходящим медведям.
Спасибо за книгу - читать интересно! Кстати, возможно, что "оригинальная" жизнь вышеперечисленных святых, не украшенная при пересказах за столетия, тоже не во всем была бы так принимаема...
А ведь ситуация была ИДЕАЛЬНАЯ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ жалующегося язычника! для беседы откровенной... да где тому монаху-пчеловоду благовествовать! не было времени совершенно. -
Серьезно? То есть если бы Вы там оказались - то непременно бы обратили язычника? alfredgps, Вы что не понимаете что произносите суд на подвижника, при этом не имея представления о том как собственно язычника можно обратить к Богу.
fr.dim писал(а):
Кстати, возможно, что "оригинальная" жизнь вышеперечисленных святых, не украшенная при пересказах за столетия, тоже не во всем была бы так принимаема...
Если бы Вы были православным, то знали бы, что в патериках и житиях ничего не приукрашено, а несоответствие жизни современных подвижников житиям святых отцов было предсказано теми самыми святыми отцами за много веков до этого. Отцы говорили что в последние времена жизнь будет - в монастыре как в миру, а в миру как в аду, что мы собственно сегодня и наблюдаем.
Я согласен с Еленой, "что в патериках и житиях ничего не приукрашено", наоборот, многое не упоминается и не разъясняется вовсе; о многом - только догадываться можно, и эти догадки превышают всякое воображение! (Рассказывают, что св.Серафим Саровский кормил дикого приходящего медведя хлебом, в подражание поступавшему так же св.Сергию Радонежскому; а когда медведь стал надоедлив и видимо мешал молитве, - ПРОСИЛ того приходить в другое время ...и ЗВЕРЬ СЛУШАЛСЯ подвижника! - можно ли придумать такое?!)
===
Я бы отдал улья. Ведь охотник видимо ХОТЕЛ начать заниматься пасекой, меньше охотиться... ну я так понял, что он тянулся к пустынникам, не мог их понять - и очень хотел понять! Факт, что попытка иметь свою собственность в такой ситуации - очень двусмысленна, а прямо: искушение владения собственностью (медогонка и излишки меда) не прошло даром, а это вам не плетение корзин в Фиваидской пустыне! Я бы с ним ("темнолиц.") говорил о том, что написано в Евангелиях... как говорю на эту тему с др. встречающимися мне людьми (вчера,напр., говорил со старообрядцем, не признающим священство, - спорил конечно с ним ); Я бы не жил рядом с кельями матушек... чтобы не беспокоить их так часто визитами! Я бы не воевал на уничтожение с медведицей и медвежонком, это постыдно даже для подвижника. Это и стало видимой причиной капитуляции "кавказских пустынников", судя по этим записям воспоминаний... много очень рассуждает - не память, но СОВЕСТЬ "монаха-пчеловода" - об убитых зверях, попавших в медвежьи капканы, жалеет что в числе охотников попался "темнолицый, злой, с острым глазом" охотник, от которого якобы конфликт и разгорелся... - но попытки ЕЁ облегчения выглядят неубедительно (так, монах-пчеловод вспоминает об извлеченном и набитом кукурузой желудке убитой медведицы - "набит был так что лопался! и (будто бы) совсем она НЕ ПЕРЕЖИВАЛА, что потеряла медвежонка, раз так много ела")...
Если не ошибаюсь, "монах-пчеловод" именно тот послушник, что постригся в монахи против воли своего духовного отца, как говорится в др. книге с этого сайта, и что это событие произошло в некоторой неразберихе. И если было так, то это многое проясняет... понятно, почему его старец не давал благословения на постриг, зная характер своего послушника... Вообще, селиться в тех местах новоприходящим монахам также НЕ БЫЛО БЛАГОСЛОВЕНИЯ БОЖЬЕГО... вспомните первые 2 смерти приехавших молодых подвижников (утонули в небольшом вообщем-то озере, ГДЕ НАЧАЛАСЬ БУРЯ! и как тела ДОЛГО ПЛАВАЛИ в центре озера - без возможности или желания живщих поблизости людей достать и похоронить ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ... пока тела не разложились... ). Одних только православных монахинь местные жители и власти еще терпели... В преданиях и житиях прежних подвижников часто упоминается о конфликтах с местными язычниками... решаются они либо СИЛОЙ МОЛИТВ, т.е. обращением местных в православную веру, с созданием на этом месте обители, либо ...сменой места подвигов самим подвижником, из-за досаждений "бесов в образе злых людей", как отмечают потом летописцы.
P.S. Люто обличает грехи наши И.Креститель! в ночь на 7 (Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня)... - А после него - "идет Сильнейший меня, Он будет крестить огнем и Духом Святым..." разумейте это.
P.P.S. (16 февраля 2013) Предыдущее написано в память Крымска. А 2-е суток назад - рванул болид над Челябинском... говорят, летел с ю.-запада на с.-восток... Очевидно, что это духовное знАмение - малое подобие трагедии 1908г. над рекой Тунгуской... где вы, штабисты Генштаба? тут и карты не нужно, исторические параллели видны невооруженным глазом, испытания предстоят нашей стране...
alfredgps, к сожалению Вы очень самоуверенны и скоры на раздачу Благословения Божия (Прости Господи). Такое врачуется даже не через людей, а непосредственно самим Богом, как о том говорят Святые отцы. Так что желаю Вам терпения и крепости духовной
Если бы Вы были православным, то знали бы, что в патериках и житиях ничего не приукрашено, а несоответствие жизни современных подвижников житиям святых отцов было предсказано теми самыми святыми отцами за много веков до этого. Отцы говорили что в последние времена жизнь будет - в монастыре как в миру, а в миру как в аду, что мы собственно сегодня и наблюдаем.
Вы не знаете моей конфессиональной принадлежности! Быть может, что я грешный схимонах православный, но может стать,что я просто недостойный православный христианин из мирян... Правда, перед Христом мы все едины... Токмо монахи и клирики должны служить мирским... А вот если бы Вы удостоили своим святым вниманием издания патериков с научными комментариями, то узнали бы о том, что не вошло в "официальные версии"!
fr.dim, то как и о чем говорит человек может многое о нем сказать. По своим убеждениям Вы человек не православный. И кстати Ваше упорное нежелание признаться к какой религиозной организации принадлежите - одно из подтверждений этого печального факта. А про схимонаха - было забавно (прости Господи) Ну а "Научные комментарии" к житиям святых - не интересны
Если не ошибаюсь монах-пчеловод и есть монах Меркурий, который и написал эти записки. В любом случае поучительно. пустынножительство особый подвиг, на который не многие решаются, да и без помощи Божией не устоишь. И описаны правдивые события, насколько тяжело было спасаться православным пустынножителям, всегда им угрожали опасности. Да описаны падения, и неприглядные стороны отдельных монахов. Но даже, описанный в книге иеромонах (который стрелял в тире, загорал на пляже) перед смертью искренно покаялся. Это лишь показывает, что пути спасения Божии неисчислимы и каждого христианина Господь ведёт ко спасению. Поэтому не надо судить подвижников, видя их человеческие недостатки и слабости. нужно пройти духовную брань, чтобы очиститься, а этот путь не близок...
Книга полезная, читайте без всяких задних мыслей.
В последнем, 6-ом, издании книги есть интересное и важное дополнение, раскрывающее имена монахов, упомянутых в книге, а также рассказывающее об их дальнейшей судьбе. В частности, "брат-пчеловод" - это сам монах Меркурий (Попов), автор записок; "больной брат" - это преподобный Виталий Кавказский (схиархимандрит Виталий (Сидоренко)), а "брат-ленивец" - это прозорливый старец Кассиан (Ермаков), который вовсе не был ленивцем, а имел тайное монашеское правило, которое он исполнял в течение дня, а потом сразу возвращался к работам. Этого отец Меркурий не знал и поэтому имел о нем превратное суждение, за что после смерти был задержан на мытарствах... Было бы здорово, если бы кто-нибудь выложил последнее, дополненное, издание книги.