Отрывок из книги Константина Селиверстова "12 с половиной, или Моя жизнь в чистом искусстве"
Одновременно со съёмками у Беберашвили Селиверстов наконец приступил к работе над своим давним проектом «Бесы». Большая часть съёмочного процесса проходила в старых полуразвалившихся корпусах трикотажной фабрики. Среди рабочих быстро распространился слух, что можно на халяву насладиться зрелищем голых девок. Пришлось выставлять патрули на подступах к съёмочной площадке.
Сюжет фильма «Бесы» был абсолютно сюрреалистичен. Главный герой, потерявший рассудок генерал (в исполнении Сергея Чернова), озабочен поисками шпиона, который прячет в штанах африканскую муху Це-це. Эта зловредная муха грозит уничтожить посевы народного сельского хозяйства: картошку, морковь, брюкву и репу. Подозреваемыми в шпионаже оказываются пятеро творческих разгильдяев: артист Зелькин, балетмейстер Тыминский, режиссер Константин, архитектор Палачев и порнозвезда Сара Капур (она же Хая Хаким, но в неожиданном исполнении художника Юрия Зверлина).
На роль артиста Юрия Зелькина, которому не удалось выбраться на съёмки из Германии, пришлось срочно подыскивать нового исполнителя. Выбор пал на Улисса Мехтиивича, здоровенного азербайджанского чудака. С приклеенными усами, в огромной черной шляпе он выглядел вполне натуральным Зелькиным. Впрочем, замашки у него были странноватые. Вечерами он приходил в супермаркет поглощать сырки. Ходил между контейнерами с выставленным товаром и потихоньку подъедал понравившуюся продукцию. Иногда это занимало довольно много времени и Улик, чтобы сочетать приятное с полезным, клеил девушек в супермаркете. Однажды он положил глаз на очень красивую молодую женщину, которая увлеченно запихивала в свою корзину всё, что попадалось ей на пути. Поскольку приехала она на дорогом джипе, то по-видимому, стоимость купленного товара не имела для неё существенного значения. Улик начал кружить вокруг. Он даже задал девушке пару вопросов: «Что сегодня идёт в ближайшем кинотеатре? Если ничего интересного, у меня дома есть телевизор. Я взял в прокате «Техасскую бензопилу». Но девушка смотрела сквозь него, даже не пытаясь послать его куда подальше. Она делала вид, что Улика просто не существует. Как вид! Как класс! Это задело азербайджанского Дон Жуана за тонкие струны его романтической души. Незаметно для девушки пачка этикеток от съеденных Уликом сырков перекочевала в её корзину. За дальнейшими событиями наш герой с восторгом наблюдал со стороны. Кассирша потребовала от девушки оплатить съеденные сырки. Она категорически отказалась, ссылаясь на то, что понятия не имеет, откуда они взялись. Кассирша обозвала её воровкой. Девушка устроила скандал. Была вызвана охрана. Бедняжке пригрозили тюрьмой. Она разрыдалась. Охранник достал наручники. Она поняла, что платить придётся …
Когда девушка садилась в свой громадный джип, Улик прошёл мимо неё, остановился, посмотрел ей в глаза и подмигнул…
В моём фильме он исполнил свою роль с подлинным кавказским темпераментом.
По сценарию пятеро разгильдяев, не догадывающихся, что они уже давно являются объектом пристального наблюдения со стороны соответствующих компетентных органов, на радостях весело пляшут прямо на улицах Петербурга. Константин решил снимать все хореографические номера на Васильевском острове, причём, рано утром, чтобы народ не мешал творческому процессу. Расположившись где-то неподалёку от Университетской набережной, переодевшись в экзотические костюмы, артисты принялись демонстрировать свои таланты. Мизансцена была продумана таким образом, что актеры должны были появляться по очереди из-за угла дома, дёргаясь в конвульсиях, отдалённо напоминающих современный балет. Последним выпала честь вертеть пируэты архитектору Палачеву. Он немного притормозил. И это обстоятельство стало для него роковым. Сзади на Палачева набросился огромный бурый медведь и очень ловко подмял великого архитектора под себя. Зрелище напоминало отвратительный акт зоофилии. Только активную роль в этом процессе играл не человек, а зверь. Бессмысленный и беспощадный! Спина Палачева была исцарапана страстным медведем Борей, которого в момент гомо-эротического экстаза очень вовремя придержал за поводок хозяин. Честь и достоинство российской архитектуры удалось сохранить в целости и сохранности, а медведь Боря отправился с хозяином фотографироваться со всеми желающими у Казанского собора.
Съёмочная группа Селиверстова продолжила своё путешествие по историческому центру Петербурга. Следующей остановкой стал Горный институт, рядом с которым расположены две скульптурные группы, изображающие мифологические подвиги древних греков. Разгильдяям зачем-то приспичило приобщиться к античной мифологии. Они начали водить хороводы прямо на постаменте, где Геракл рвал пасть какому-то слабаку. Улик Мехтиивич, вдохновленный подвигами греческого богатыря, подобрался вплотную к Гераклу, наверное, чтобы померяться силами. Однако Геракл оказался хитрожопый. Выставил ногу. И наш Улик аккурат споткнулся об неё. Потерял равновесие. И готов был уже лететь с постамента вниз на голый асфальт. Перспектива абсолютно безрадостная. Последней надеждой Улика стала эта самая злополучная Гераклова нога. Улик схватился за неё так, как утопающий хватается за соломинку, в смутной надежде удержаться на поверхности. И тут произошло чудо. Нога популярного древнегреческого богатыря отвалилась от туловища и осталась в руках исполнителя азербайджанских народных танцев. Но удержаться на постаменте Улисс не смог. Зрелище было ещё то. Усатый великан в чёрной широкополой шляпе летящий вниз от лёгкого соприкосновения с абсолютно неподвижным Гераклом. Плюс отвалившаяся греческая конечность, приземляющаяся на голову азербайджанца.
Вот такое сюрреалистическое бредовое шоу мои ребята разыграли с импровизационной лёгкостью, достойной Бунюэля и Сальвадора Дали.
Далее мы не придумали ничего лучшего, как, подбросив ногу на постамент, гурьбой заскочить в машину архитектора и трусливо сбежать. Пока мы ехали домой, у Палачева начался сильнейший приступ под названием «взыграла совесть», отягощённый комплексом вины советского человека перед родным государством. Палачев стонал, ныл, причитал:
- О, Господи! Что мы наделали! Мы уничтожили памятник федерального значения! Нас поймают! Будет показательный судебный процесс!!!
- Николай Иванович, успокойтесь! – сказал я, - Вы уже практически Герострат! Завтра все местные газеты выйдут с заголовками: «Архитектор Палачев разыскивается Интерполом за совершённый им акт вандализма с древним греком!»
- Константин, ты не прав! – пытался вяло возражать Палачев. – Акт вандализма по отрыванию ноги у классической скульптуры совершил всё-таки наш общий друг Улисс. Но поскольку я был в непосредственной близости от вашей дурной компашки (а я всемирно известный архитектор как никак), то международная общественность сделает отбивную котлету именно из меня, а не из какого-то никому неизвестного Улисса. Сюжет грязной статейки продажного борзописца будет выглядеть так: архитектор Палачев не только не отдал жизнь (а ведь обязан был!) за спасение культурного достояния нации, но дезертировал, бросив отвалившуюся конечность на поругание варварам.
- Господа присяжные! – восклицал я, - В деле архитектора-вандала нет ни одного смягчающего обстоятельства. Он должен быть признан виновным по всем пунктам предъявленного обвинения. Когда вы будете совещаться для вынесения окончательного вердикта, имейте в виду: сохранить ему жизнь – означает покрыть ваши имена вечным позором! Пусть рухнет мир, но торжествует закон!!!
Совестливый архитектор готов был провалиться сквозь землю.
«Только бы он не наложил…на себя руки», - подумал Константин.
Утром следующего дня Палачев официально объявил, что идёт с повинной.
- Вот и прекрасно! – сказал Улик. – Отсидит за меня!
- Я, конечно, благородный человек! Дворянин со стажем! – ответил ему Палачев. – Но не до такой степени! Я признаю свою вину лишь в соучастии, но не в совершении преступления. Я только что из юридической консультации…
- По-моему, необходимо устранить свидетеля, - сказал мне по секрету Улик, - Палачев слишком много знает…
- Дорогой Улик! Ты ещё за вандализм не отсидел, а уже рвёшься к высшей мере…
И всё-таки, чем сплочённая съёмочная группа Селиверстова отличается от разрозненной толпы народных артистов-индивидуалов, снимающихся в коммерческих блокбастерах? Отличается тем, что если решено идти с повинной и каяться, то уж всем, без исключения!
Вся группа, в полном составе, отправилась в Горный институт признаваться в содеянном. В приёмной ректора секретарша спросила:
- Вы по какому вопросу?
- Насчёт ноги, - ответили мы.
- Какой ноги?
- Оторванной.
- Кому оторвали ногу? - спросила встревоженная секретарша.
- Естественно Гераклу, - сказали мы.
- Какому Гераклу?
Секретарша попалась тупая…
- Ты мифы древней Греции читала?
У Палачева не выдерживали нервы…
- Читала…В школе…
- Сколько подвигов совершил Геракл? – наседал Палачев.
- Кажется, двенадцать.
- Молодец, девочка! Ставлю пятёрку. А вот этот тип, - он показал пальцем на Улика, - сломал ему ногу. Так что больше никаких подвигов он не совершит. В лучшем случае он получит пенсию по инвалидности…
- Если вам нужна психиатрическая больница, то вы ошиблись адресом…
Услышав шум, в приёмную выскочил из кабинета ректор.
- Что здесь происходит? – спросил он.
- Мы оторвали ногу! – сказал Константин, обведя рукой всю съёмочную группу.
- Ампутируют в медицинском, а здесь Горный институт. - Ректор попытался продемонстрировать своё интеллектуальное превосходство.
- А Геракл у вас трухлявый! – Палачёв явно не уступал ректору в умственном развитии.
- Обычно, чтобы оторвать ногу, надо сильно поднапрячься, - добавил Улик, - А тут я даже не вспотел.
Ректор подошёл к телефону. Он задумался. Кого вызывать: «Скорую» или милицию?
- Я, как балетмейстер, - вдруг подал голос молчавший до того Тымиинский, - Очень профессионально отношусь к травмам ноги, особенно, когда её полностью отрывают.
- Вы – хороший человек! Подлинный профессионал! – заметил ректор. Он явно склонялся к специализированной «Скорой».
- А для меня, как для кинорежиссера, - вступил в разговор Константин, - Кадры с отрыванием ноги просто на вес золота. За такие спецэффекты пришлось бы Голливуду миллионы платить, а тут всё натурально и без всякой набившей оскомину бензопилы. Хотя, конечно, жалко вашего Геракла…
- Объясните мне русским языком, - взмолился ректор, - Про какого безногого Геракла вы тут полчаса сказки рассказываете?
- А мы вам сейчас покажем. Николай Иванович, доставайте ногу, - обратился Константин к Палачеву.
Архитектор вытащил из мешка конечность Геракла.
Ректор слегка побледнел.
- Это что? – спросил он.
Выяснилось, что никто за прошедшие сутки не обратил никакого внимания на безногого героя античных мифов.
От ректора мы узнали, что реставрацию скульптуры производила некая недобросовестная польская фирма, сэкономившая на арматуре.
Вскоре, группа опытных реставраторов во главе с архитектором Палачевым блестяще провела все необходимые работы по восстановлению оторванной конечности.
Вот какой замечательный подарок съёмочная группа Константина Селиверстова сделала к празднованию 300-летия Петербурга.