Festr.. · 06-Авг-19 13:20(5 лет 4 месяца назад, ред. 10-Дек-19 05:30)
Этика. Путь к красоте отношений (метаантропологический анализ) Год издания: 2014 Автор: Хамитов Н., Крылова С. Жанр или тематика: философия, этика, психология, антропология Издательство: К.: КНТ ISBN: 978-966-373-739-3 Язык: Русский Формат: PDF Качество: Издательский макет или текст (eBook) Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 264 Описание: В исправленном и дополненном издании курса лекций «ЭТИКА: путь к красоте отношений» Н. Хамитов и С. Крылова доступно и интересно раскрывают основные моральные проблемы современного человека. Часть материала подана в виде увлекательных диалогов философа, писателя и психоаналитика.
Книга составляет единое целое с курсами лекций: Н. Хамитов, Л. Гармаш, С. Крылова «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: проблема человека»и Н. Хамитов «ФИЛОСОФИЯ: Бытие. Человек. Мир», а также со словарем: Н. Хамитов, С. Крылова, С.Минева «ЭТИКА И ЭСТЕТИКА».
Для студентов, аспирантов, преподавателей, всех тех, кто интересуется проблемами этики.
Примеры страниц
Оглавление
СОДЕРЖАНИЕ .............. 4
ПРЕДИСЛОВИЕ КО 2-му ИЗДАНИЮ .............. 12
ПРЕДИСЛОВИЕ .............. 14 Тема 1. ЧТО ТАКОЕ ЭТИКА? ............. 16
§ 1. Ландшафт проблемы .............. 18
§ 2. Как определить этику? ............. 18
§ 3. Понятие этики в истории философии .............. 20
§ 4. О значении этики в жизни человека ............. 21
§ 5. В чем отличие этики и морали? ............. 23
§ 6. Мораль и смысл .............. 26
§ 7. Мораль как характеристика личности, нравственность как характеристика общества? ............ 27
§ 8. Мораль как осознание, нравственность как действие ....... 29
§ 9. Мораль как переживание ............. 30
§ 10. Всегда ли у философов совпадают мораль и нравственность? ............. 31
§ 11. Об опасности моральных оценок в повседневной жизни ............. 34
§ 12. 3 чем отличие аморального и внеморального, поведения? История Шарикова и профессора Преображенского .............. 36
§ 13. Итоги ............. 38
Как бы Вы истолковали эти высказывания? .............. 40
ЛИТЕРАТУРА К ПЕРВОЙ ТЕМЕ .............. 43 Тема 2. КРАСОТА КАК ЭТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ .............. 44
§ 14. Ландшафт проблемы .............. 46
§ 15. Красота поступка как проблема .. 46
§ 16. Субъективная и объективная красота поступка в отношениях мужчины и женщины .............. 49
§ 17. Красивый и некрасивый поступок ............. 51
§ 18. Подлинная свобода – это красота поступков ............. 53
§ 19. Что такое красота отношений? .... 54
§ 20. Красота отношений и кризис в отношениях .............. 55
§ 21. Явное и тайное в красоте отношений ............. 56
§ 22. Красота отношений и стереотипы .............. 58
§ 23. Почему мы надеваем на зло маску красоты? ............. 60
§ 24. Красота отношений и справедливость .............. 62
§ 25. Красота отношений в дружбе ...... 63
§ 26. Красота отношений в любви ........ 66
§ 27. Почему возникают проблемы с красотой отношений во влюбленности и страсти? ............. 67
§ 28. Красота отношений и толерантность ............. 69
§ 29. Толерантность в обыденных, предельных и запредельных проявлениях .............. 71
§ 30. Пределы толерантности. О красоте отношений с врагом .... 72
§ 31. Мы сами создаем своего врага? ..... 74
§ 32. Совесть и стыд как реакция на морально безобразное ............ 75
§ 33. Красота отношений, моральные запреты и раскаяние ............. 78
§ 34. Красота и доброта отношения к миру .............. 81
§ 35. Итоги ............. 82
Как бы Вы истолковали эти высказывания? .............. 85
ЛИТЕРАТУРА КО ВТОРОЙ ТЕМЕ ............. 87 Тема 3. ДОБРО И ЗЛО .............. 88
§ 36. Ландшафт проблемы .............. 90
§ 37. Возможно ли определение добра и зла, которое устроило бы всех? .............. 90
§ 38. Об абсолютности и относительности добра и зла ....... 93
§ 39. Добро и зло в обыденности и за ее пределами .............. 95
§ 40. Можно ли называть злом стихийное бедствие? ............. 96
§ 41. Добро как удовольствие, зло как страдание: моральные и психологические парадоксы ..... 99
§ 42. Проблема садизма и мазохизма: по ту сторону добра и зла? .......... 102
§ 43. Есть ли добрые и злые люди по своей природе? .............. 104
§ 44. О силе и слабости добра .............. 107
§ 45. Как быть, если нереализованная месть разрушает изнутри? .............. 110
§ 46. Добро и зло в жизни человека ХХI столетия ............. 111
§ 47. Итоги ............. 112
Как бы Вы истолковали эти высказывания? .............. 114
ЛИТЕРАТУРА К ТРЕТЬЕЙ ТЕМЕ ............. 115 Тема 4. СМЫСЛ ЖИЗНИ, СТРАХ СМЕРТИ И ВЕРА В БЕССМЕРТИЕ .............. 116
§ 48. Ландшафт проблемы .............. 118
§ 49. Проблема смысла жизни на Востоке и Западе .............. 118
§ 50. Тенденции осознания смысла жизни в истории европейской философии .............. 120
§ 51. Смысл жизни в славянской философии .............. 123
§ 52. Смысл жизни в обыденности, предельном и запредельном бытии человека .............. 125
§ 53. Нужно ли включать понятие “телесная жизнь” в определение смысла человеческой жизни? ..... 126
§ 54. Является ли смыслом жизни человека общественная жизнь? ............. 127
§ 55. Смысл жизни и жизненные цели ............. 129
§ 56. Смысл жизни и смысл смерти ............. 131
§ 57. Что такое героическая смерть? ............. 131
§ 58. Страх смерти, его преодоление и его смысл .............. 133
§ 59. Может ли вера в бессмертие уводить от жизни? ............. 135
§ 60. Об основании и смысле веры в бессмертие души ............. 136
§ 61. Все ли верят в бессмертие? ......... 138
§ 62. Почему существуют разные варианты веры в бессмертие? ... 140
§ 63. Итоги ............. 142
Как бы Вы истолковали эти высказывания? .............. 145
ЛИТЕРАТУРА К ЧЕТВЕРТОЙ ТЕМЕ ............ 148 Тема 5. ОДИНОЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ ............. 150
§ 64. Ландшафт проблемы .............. 152
§ 65. В чем причины переживания одиночества в общении? ............. 152
§ 66. Является ли одиночество злом? ............. 154
§ 67. Уединение как условие полноценного общения ............. 155
§ 68. Одиночество и пол .............. 156
§ 69. Внешнее и внутреннее общение ............. 158
§ 70. Актуализация и манипуляция в общении как добро и зло? ....... 159
§ 71. Культура общения .............. 162
§ 72. Смысл этикета. О единстве поведения и бытия .............. 163
§ 73. Итоги ............. 165
Как бы Вы истолковали эти высказывания? .............. 168
ЛИТЕРАТУРА К ПЯТОЙ ТЕМЕ .............. 170 Тема 6. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ............. 172
§ 74. Ландшафт проблемы .............. 174
§ 75. Справедливость в гармонии и противоречии с человечностью ............. 174
§ 76. Справедливость и человечность в философии Востока и Запада .............. 175
§ 77. Есть ли прогресс в отношениях справедливости и человечности? ............. 177
§ 78. Справедливость и человечность в разных измерениях человеческого бытия .............. 178
§ 79. В стремлении к справедливости скрыто стремление к власти? ..... 179
§ 80. Возможна ли всеобщая «формула справедливости»? ...... 181
§ 81. Честь и достоинство как предпосылка и результат борьбы за справедливость ............. 182
§ 82. Справедливость и любовь ........... 183
§ 83. Справедливость и милосердие. Допустимо ли проявлять милосердие к серийному убийце? ............. 186
§ 84. Смертная казнь: за и против ....... 187
§ 85. Человечность и пределы страдания: эвтаназия .............. 190
§ 86. Итоги ............. 192
Как бы Вы истолковали эти высказывания? .............. 194
ЛИТЕРАТУРА К ШЕСТОЙ ТЕМЕ ............. 195 Тема 7. СВОБОДА И ЛЮБОВЬ .............. 196
§ 87. Ландшафт проблемы .............. 198
§ 88. Свобода и любовь как основополагающие ценности человека ............. 198
§ 89. Свобода в ее отличии от необходимости, независимости и произвола ............. 199
§ 90. Можно ли определить любовь? .............. 201
§ 91. О противоречивости любви ....... 202
§ 92. Любовь к себе, эротическая и сверхэротическая любовь ........ 204
§ 93. Любовь и жалость: новое бытие свободы и ее утрата .............. 206
§ 94. Взаимность в свободе и любви ............. 208
§ 95. Свобода и любовь: мужское и женское? ............. 210
§ 96. Единство любви и свободы как счастье? ............. 211
§ 97. Итоги ............. 212
Как бы Вы истолковали эти высказывания? .............. 214
ЛИТЕРАТУРА К СЕДЬМОЙ ТЕМЕ .............. 216 Тема 8. ЭТИКА ПОЛА И СЕМЬИ .............. 218
§ 98. Ландшафт проблемы .............. 220
§ 99. О различии морали мужчины и морали женщины ............. 220
§ 100. Достижения и утраты гендерного равенства ............. 222
§ 101. Гендерное партнерство как моральный императив нашего времени .............. 224
§ 102. Надежность в отношениях мужчины и женщины .............. 225
§ 103. Измена и верность .............. 227
§ 104. Счастье - это реализация мечты рядом с любимым человеком? ..... 230
§ 105. Моральные лабиринты ревности ............. 232
§ 106. Мораль и секс. Стыд и вина по поводу сексуальности ............. 234
§ 107. Единство сексуальности и душевности ............. 237
§ 108. Плодотворные и неплодотворные модели семьи .............. 238
§ 109. Общение в супружеской жизни и проблема совместимости ........ 240
§ 110. Эротическая любовь и семья. Любовь к детям .............. 242
§ 111. Этика отношений родителей и детей .............. 244
§ 112. Итоги ............. 247
Как бы Вы истолковали эти высказывания? .............. 250
ЛИТЕРАТУРА К ВОСЬМОЙ ТЕМЕ .............. 253 ПОСЛЕСЛОВИЕ ............. 255
Предисловие
Однажды после экзамена в аудитории, залитой зимним закатным солнцем, один из авторов этого курса лекций услышал от студента-заочника: «Если быть откровенным, то я думаю, что изучение этики не только лишено практического смыла, но и вредно, так как мешает добиться успеха. И знаете почему? Этика — это наука о запретах, за невыполнение которых никто не карает». Ответ был такой:
«Этика — это наука о должном. Без этого люди перестали бы быть людьми». Тогда студент иронически улыбнулся. Возможно, он ждал другого ответа. Теперь ответ есть. Этика — это не просто наука о должном. Это наука о внутренней красоте. Этика — это наука о красоте поступка и красоте отношений. Отсюда и появилось подназвание к этой книге: «Путь к красоте отношений». Мы начинаем экзистенциально-эстетический поворот в современной этике. Ибо вновь убеждаемся в том, что современный человек, измученный морализаторством чиновников и политиков, с иронией воспринимает категории «добро», «зло», тогда как простые слова «красивый или некрасивый поступок» переживаются им как нечто подлинное, выражающие то, что есть на самом деле. Вероятно, только через категорию внутренней красоты и безобразия можно сегодня создать этику без морализаторства, этику, которая будет изучаться не только для того, чтобы сдать экзамен или проманипулировать оппонентом, а для того, чтобы стать Собой. Такая этика — не просто практическая философия, это философия жизненная. Она не всегда помогает нам быть успешными, но она может помочь нам быть счастливыми. Или хотя бы понять, чего не стоит делать, чтобы не стать несчастными. Если хотя бы одному человеку наша книга поможет в этом, авторы будут считать, что она была написана не зря. Мы долго думали над способом изложения. Нашей задачей было создать интересный и открытый курс лекций по этике. В какой-то момент стало ясно: это возможно, если в книге будут философские диалоги. Мы выбрали для них три ключевые фигуры интеллектуалов нашего времени: Философа, Писателя и Психоаналитика. Очень надеемся, что это помогло избежать однозначности и морализаторства. С другой стороны, мы старались не утратить ясность позиции. Поэтому в конце каждой лекции даны Итоги, а в тексте присутствуют и параграфы-монологи. Но все же диалоги в тексте — главное. И мы приглашаем читателя к Диалогу. Назип Хамитов, Светлана Крылова.
Киев, 28 июня 2006 года
Предисловие ко 2-му изданию
За время, прошедшее после выхода первого издания нашей «Этики», авторам часто приходилось отвечать на два вопроса. Первый: почему книга написана в виде диалогов? И второй: кто из участников диалогов в наибольшей степени выражает авторскую позицию? Мы долго думали над способом изложения этой книги. Нашей задачей было создать не просто поучительный учебник по этике, мы хотели сделать интересный и живой учебник. Поэтому кроме образов и примеров мы использовали принцип философских диалогов, который был взят из нашей художественной прозы. И как не соблазнительно было бы отдать абсолютную истину в уста кому-то из участников диалогов, мы решили этого не делать. Итак, нельзя сказать, что какой-то из них — рупор авторов. Наша позиция рождается в полифонии спора и подытоживается в выводах к каждой из лекций. Это обуславливается тем, что этическое знание — особенное знание. Это знание о внутренней красоте. И такое знание не может не быть результатом живого обсуждения, иначе внутренняя красота перестанет быть живой, наполнять человека силой, свободой, любовью. Этика — это ключ к философии вообще. Любая философская система начинается с этики, с вопросов о смысле жизни и смерти, о добре и зле, о счастье и несчастье. Отвечая на эти вопросы, философ строит свое миропонимание — учение о бытии, теорию познания, учение о человеке и мире, эстетику, и уже с этих позиций вновь возвращается в пространство этики. Так что этика — начало и завершение любой философии. Но, вместе с тем, это и завершенность, — как философии, так и жизни, — завершенность, которая парадоксально сочетается с вечной открытостью. Назип Хамитов, Светлана Крылова.
Киев, 20 октября, 2013 года
79708168Спасибо за размещение интересной книги и подбор литературы! С уважением и пожеланием всего доброго!
Пожалуйста! Приятно, что мои раздачи и способ размещения ссылок на другие книги приятны пользователям ресурса.
Хамитов Н. много интересных книг издал. Жаль, отсканировать пока не могу.