Festr.. · 06-Авг-19 13:20(5 лет 4 месяца назад, ред. 10-Дек-19 05:30)
Философско-антропологические эссе Год издания: 2018 Автор: Хамитов Н.В. Жанр или тематика: философия, этика, антропология, экзистенционализм Издательство: К.: КНТ ISBN: 978-966-373-860-4 Язык: Русский Формат: PDF Качество: Издательский макет или текст (eBook) Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 284 Описание: В сборник эссе доктора философских наук, писателя и практикующего психоаналитика Н.В. Хамитова вошли эссе разных лет, объединенные экзистенциальной проблематикой – смысла жизни, смерти и бессмертия, отчуждения и понимания, одиночества и любви, перспектив эволюции человека и человечества. Исследователь творчески осваивает особый жанр – «философско-антропологическое эссе», в котором осмысление природы человека и ее коллизий пропущено через уникальность авторского опыта и переживания мира.
Для студентов, аспирантов, преподавателей, ученых и всех тех, кого интересует духовный и душевный мир человека, возможности его понимания и развития.
Примеры страниц
Оглавление
СОДЕРЖАНИЕ ........... 3
ОТ АВТОРА ............ 7 Часть 1
ЧЕЛОВЕК: МЕЖДУ УЯЗВИМОСТЬЮ И БЕССМЕРТИЕМ СЛУЖЕНИЕ СМЕРТИ В ФАШИЗМЕ И КОММУНИЗМЕ ........... 11
ОТЧУЖДЕНИЕ И КУЛЬТУРА ............ 30
ПЕРСОНАЛИЗМ И ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ ........... 37
СВЕРХЧЕЛОВЕК И БОГ ............ 46
ОДИНОЧЕСТВО В ЖИЗНИ И В ТЕКСТЕ ............ 67
МИФ И СИМВОЛ: ПРЕДЕЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ............ 105 Часть 2
ДУХ, ДУША, ЭКЗИСТЕНЦИЯ ВЕЛИЧИЕ ДУХОВНОСТИ И ТОСКА ДУШИ ... 120
ОДИНОЧЕСТВО И РОДНОЙ ЯЗЫК ............ 126
ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИИ К. ЯСПЕРСА И МЕТААНТРОПОЛОГИЯ: ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО БЫТИЕ ........... 133 Часть 3
ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ МИРА ГЕНИЙ, ГЕРОЙ, СВЯТОЙ И ИХ АНТИПОДЫ............ 157
СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ БЫТИИ ............ 170
ИСТОРИЧНОСТЬ И ВНЕИСТОРИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ............ 181
ГУГЛ-МЫШЛЕНИЕ: ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВИДА «ХОМО САПИЕНС»? ........... 187
ПУТЬ ИЗ ОДИНОЧЕСТВА: ОСОЗНАНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ ........... 199
СВОИ И ЧУЖИЕ ........... 215
ВОЖДЬ И ШАМАН КАК АРХЕТИПЫ ЛИЧНОСТНОГО БЫТИЯ: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ............ 224
МЕТАФИЗИКА КРАСНОГО ЦВЕТА ........... 247
ЭРОС И ВРЕМЯ ........... 253
От автора
Большинству из нас хочется иметь жизненные принципы и двигаться в мире согласно им; нам представляется, что именно это делает жизнь достойной. Если же жизненные принципы порождаются нашим собственным Я, а не навязываются извне, жизнь кажется нам еще более достойной. Именно это делает актуальной для мыслящей аудитории философскую антропологию – ту область философии, которая инициирует у автора и читателя собственные жизненные принципы и мировоззренческие установки. Однако, наполненные благородной гордостью за ясность и самостоятельность жизненных принципов, мы вновь и вновь сталкиваемся с тем, что у Другого могут быть иные принципы. Когда от досады и тревоги по поводу этого мы переходим к отстаиванию собственной позиции, за некой роковой чертой безусловное исполнение принципов делает нас бесчеловечными. Получаем парадокс: порой нарушение жизненного принципа рождает интеллигентность и благородство, неукоснительное же исполнение принципов разрушает и интеллигентность, и благородство, затягивая в бездну недостойного одиночества. Мы вновь сталкиваемся с удивительной противоречивостью природы человека. Как разрешить противоречие устойчивости жизненных принципов и необходимости их гибкости и открытости? Один из выходов – эссеистическое мышление и действие. Оно является принципиально разомкнутым, в нем жизненные принципы и мировоззренческие основы пребывают в текучем, становящемся состоянии. Эссеистика – замечательное средство от фанатичности, той лихорадочной отчетливости мышления и действия, которую некритически мыслящие называют то героизмом, то святостью. Я беру на себя смелость сделать творческий вклад в особый жанр, который назвал «философско-антропологическое эссе»; в нем осмысление природы человека и ее коллизий пропущено через уникальность авторского опыта и переживания мира. Это не отрицает философскую антропологию как науку; это обогащает ее образно-метафорическим видением человека, душа и дух которого вновь и вновь ускользают из клеток любых классификаций и типологий. Философско-антропологическое эссе отличается от просто эссе постановкой неслучайных и глубоких вопросов человеческой природы. Но чем оно отличается от философского эссе? Неужели в любом философском эссе не присутствует осознание и переживание природы человека? Да, присутствует. Однако это осознание и переживание может быть отодвинуто отдельными проблемами познания и творчества, социальными, эстетическими, этическими… Напротив, в философско-антропологическом эссе все философские проблемы вторичны по отношению к проблеме человека, которая, выступая их основой и средоточием, призывает целостность жизни и текста. Назип Хамитов, 12 марта 2018 года.