К. Абишев, А.К. Абишева - Философия [2015, PDF, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

Festr..

Top Seed 02* 80r

Стаж: 7 лет 10 месяцев

Сообщений: 274

Festr.. · 27-Фев-17 09:27 (7 лет 10 месяцев назад, ред. 24-Апр-18 21:34)

Философия
Год издания: 2015
Автор: К. Абишев, А.К. Абишева
Жанр или тематика: философия, психология
Издательство: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК
ISBN: 978-601-304-056-1
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 521
Описание: Данное издание – не совсем обычный учебник философии. «Вечные» философские проблемы ставятся и раскрываются в нем как система понятий и категорий самой способности мышления человека. Проблематика философии освещается в учебнике с позиций внутреннего содержания логики познания и творчества. Поэтому авторы сочли необходимым включить в него ряд новых тем, которые ранее не рассматривались в учебниках по философии. В книге представлен критический анализ психологических теорий, соотношения сознания и бессознательного с позиций философской рефлексии и другие вопросы, связанные с постижением и развитием человеческой личности.
Учебник предназначен студентам высших учебных заведений, магистрантам, докторантам и всем, кто интересуется философскими проблемами.
Примеры страниц
Оглавление
ПРЕДИСЛOВИЕ................................................................................... 7
Часть первая
О ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ
Глава 1. Философия как особая область духовной
деятельнoсти человека.................................................................... 14
§ 1. Основополагающая проблема философии........................... 14
§ 2. Философия и наука....................................................................... 24
§ 3. Философия и искусство............................................................... 33
Часть вторая
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ.
БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ
Глава 2. Отношение человека к миру.......................................... 38
§ 1. О смысле бытия человека в мире.............................................. 38
§ 2. Свобода............................................................................................ 46
§ 3. Деятельность.................................................................................. 61
§ 4. Отчуждение.................................................................................... 69
Часть третья
ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
Глава 3. Психика человека. Мышление:
сознание и бессознательное......................................................... 83
§ 1. Мышление и бытие. Идеальное и реальное.......................... 83
§ 2. Мышление и его орган................................................................ 93
§ 3. Отражение и творчество............................................................. 102
§ 4. Сознание и бессознательное...................................................... 109
§ 5. Человеческое «Я». Рефлексивная природа «Я»..................... 117
§ 6. Отчуждение и раздвоение «Я»................................................... 121
§ 7. Чувственность................................................................................ 129
§ 8. Рассудок и разум........................................................................... 136
§ 9. Суждение. Понятие. Умозаключение...................................... 142
§ 10. Анализ и синтез........................................................................... 152
§ 11. Идея................................................................................................ 158
§ 12. Абстрактное и конкретное........................................................ 163
Часть четвертая
ВСЕОБЩИЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
И БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Глава 4. Общие формы мышления и бытия человека.......... 167
§ 1. Деятельность человека и проблема метода............................ 167
§ 2. Диалектика и метафизика.......................................................... 172
§ 3. Общее понятие о категориях..................................................... 183
§ 4. Общее понятие о бытии. Бытие и ничто................................. 190
§ 5. Субъект и объект........................................................................... 196
§ 6. Становление.................................................................................... 198
§ 7. Наличное бытие. Качество......................................................... 201
§ 8. Нечто и иное................................................................................... 204
§ 9. Материя и форма.......................................................................... 207
§ 10. Движение....................................................................................... 214
§ 11. Пространство и время................................................................ 216
§ 12. Конечное и бесконечное............................................................ 231
§ 13. Смерть и бессмертие человека................................................ 235
§ 14. Понятие для – себя – бытия. Величина.................................. 239
§ 15. Мера............................................................................................... 245
§ 16. Противоречие.............................................................................. 256
§ 17. Основание...................................................................................... 263
§ 18. Условие........................................................................................... 269
§ 19. Развитие........................................................................................ 272
Глава 5. Сущность и ее формы....................................................... 282
§ 1. Сущность и явление..................................................................... 282
§ 2. Содержание и форма................................................................... 290
§ 3. Внутреннее и внешнее.................................................................. 294
§ 4. Существование............................................................................... 298
§ 5. Закон................................................................................................. 304
§ 6. Целое и часть.................................................................................. 315
§ 7. Действительность и возможность............................................. 323
§ 8. Необходимость и случайность.................................................... 332
§ 9. Субстанция и модус...................................................................... 338
§ 10. Причинность................................................................................. 347
§ 11. Общее, особенное и единичное............................................... 351
§ 12. Истина, красота и добро............................................................ 356
Цитируемая литература................................................................. 369
Рекомендуемая литература............................................................ 370
Часть пятая
ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
УЧЕНИЙ О ДУШЕ И МЫШЛЕНИИ
Глава 1. Учение о человеческой психике в концепции
З.Фрейда 373
§ 1. Начало зарождения концепции психоанализа..................... 373
§ 2. Учение о влечениях. Принцип удовольствия........................ 378
§ 3. Методология и метод психоанализа........................................ 381
§ 4. Концепция бессознательного. Динамика психики человека. Психический смысл оговорок, очиток, ошибочных действий... 385
§ 5. Толкование сновидений.............................................................. 388
Глава 2. Проблема взаимосвязи сознания и бессознательного в психоанализе......... 391
§ 1. Сознание, бессознательное и свобода человека...................... 391
§ 2. Человек и общество в концепции З.Фрейда. Происхождение культуры....... 409
§ 3. Индивид и масса. «Я» и массовая психология...................... 415
§ 4. Противоречия в концепции З.Фрейда в понимании человека и его психики...... 422
§ 5. Социальное отчуждение и концепция неврозов З.Фрейда............ 440
Цитируемая литература.......................................... 456
Глава 3. Теории «Я» и личности в психологии......................... 458
§ 1. Концепция бессознательного и теория личности в аналитической психологии К.Г.Юнга..... 458
§ 2. Индивидуальная психология А.Адлера. Комплекс неполноценности............ 474
§ 3. Человек и общество в учении Э.Фромма. Установки бытия человека в мире: иметь или быть?.... 477
§ 4. Проблема «самореализации» личности в концепции К.Хорни........ 485
§ 5. Проблема ценности и свободы в учениях А.Г.Маслоу и В.Франкла......... 501
Цитируемая литература................................................................. 507
Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі Ғылым комитетінің Философия, саясаттану және дінтану институты туралы мәлімет................................................................ 509
Информация об Институте философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан................................ 512
Information about the Institute for Philosophy, Political Science and Religion Studies of Committee Science of the Ministry of Education and Science оf the Republic of Kazakhstan................ 514
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемый учебник по философии существенно отличается от предыдущих как по своему содержанию, так и по своей структуре. Известно, что учебники по философии, как и по всем гуманитарным дисциплинам, ранее издававшиеся в бывшем СССР и других социалистических странах, должны были быть строго выдержаны в духе ортодоксального марксизма. И в этом нет ничего удивительного, так как существовала монополия только одного определенного понимания философских проблем. Дискуссии, полемика по спорным вопросам могли проходить также строго в рамках официально признанных в советской философии принципов и положений, хотя эти последние истолковывались различным образом. Однако, даже приняв официальный статус, философия того периода во многом не соответствовала принципам, разработанным самим К.Марксом. Так, например, долгое время принцип предметной деятельности, являвшийся у Маркса исходным пунктом его мировоззрения, не признавался в советской философии. Господствовавшая официальная доктрина превратила наиболее догматическую часть миропонимания Маркса в предмет поклонения, придавая ей искаженно примитивный характер. Последнее наиболее укоренилось в литературе по социально-политическим проблемам.
В то же время в философии бывшего СССР развивалась достаточно творчески-критическая традиция, связанная, прежде всего, с разработкой диалектико-логических проблем, к которой в целом преобладало негативное отношение, выливавшееся часто в прямое преследование. Результаты исследований, осуществленных в русле этой традиции, как правило, не получали отражения в учебниках, поскольку они были прерогативой именно официальной философии.
Марксизм как учение полностью находится в русле традиции так называемого западного мышления, или западной культуры. Одно из существенных ее отличий состоит в господствующей роли в ней познавательного отношения к миру. Согласно этой традиции философия рассматривается как наука, как наиболее теоретическая часть науки и многие творцы философии со времен Аристотеля и особенно в Новое время в Европе стремились строить и создавать свою систему по образу и критериям научности. Разделяя эту точку зрения, основатели марксизма и определяли свою материалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. В то же время существовала другая традиция, складывавшаяся еще в прошлом столетии и не занимавшая в Европе ведущего места, которая получила широкое распространение лишь во второй половине ХХ столетия. При всем разнообразии понимания, концепции, в ее рамках исходят из того, что философия не относится к сфере науки. Согласно этой традиции природа философствования коренным образом отличается от научного познания, она рассматривает и должна рассматривать проблемы, которые не входят в предмет науки. Философия призвана искать и находить ответы на вопросы, которые наука по своей специфической природе не способна решить. Философия, следовательно, является особой и самостоятельной областью духовной деятельности человека. Это в определенной мере сближает философские концепции этого направления ХХ в. с традициями философии Востока.
Авторы придерживаются этого последнего понимания природы философии как особой специфической сферы духовной жизни людей и считают наличие различных направлений и течений в философии ее естественным состоянием. Ведь истина достижима лишь в условиях свободного и взаимоуважительного соперничества различных пониманий и воззрений, исходящих из различных ценностных установок. При всей очевидности и простоте этой истины мы ее только-только начинаем признавать и использовать. Она прежде всего должна утвердиться в духовной жизни нашего общества.
Чтобы не превратить какое-либо направление, определенную идеологию в единственно возможную форму мышления, необходимо искоренять из нашего интеллекта, из парадигм нашей культуры стремление устанавливать монополию на истину. Монополия есть насилие, она претендует на окончательную истину в последней инстанции. Следовательно, при ней устраняются и подавляются всякие иные направления мысли. Истина и свобода – близнецы. Истину нельзя внедрять в мышление людей принудительно. К истинности мысли возможно прийти только посредством убеждения. Мы только сейчас учимся рассматривать каждого индивида и человеческие сообщества как самостоятельного суверенного субъекта, который только сам может достичь определенной истины или не достичь, принять ее или не принять. Весь исторический опыт прошлого свидетельствует об этом. Никакие внешние силы не способны вложить ее в душу индивида. Внешние условия могут быть для этого лишь благоприятствующими, или наоборот. Но об этом более объемно будет идти речь в соответствующих разделах.
С этой позиции было бы неверным подвергать философскую позицию К.Маркса полному остракизму. В ней, на взгляд авторов, содержатся и ценные мысли, и определенные верные позиции, в особенности в понимании человека, в его концепции отчуждения. Но испытания временем не выдержали многие другие аспекты его учения, в особенности его социально-философские и политические проекты и предположения.
То, что при советской системе марксизм оказался принудительной концепцией мышления и жизненных стандартов, не содержится в ней как изначальная неустранимая тенденция. Таковой он выглядел в своем видоизмененном виде, ставшем официальной идеологией. Поэтому преодоление ограниченности марксистского мировоззрения должно происходить посредством содержательной критики, а не в форме чисто негативного отвержения. Следовательно, монопольное, утверждение в духовной жизни и социальной действительности еще одного направления мысли и веры, пусть и содержащего гуманистические цели и идеалы, принесло бы нашему обществу такой же тяжелый урон и неисчислимые бедствия, как и господство советской идеологии.
Из сказанного вытекает вывод: учебники и в особенности учебники по философии не должны быть собранием и изложением раз и навсегда установленных истин, положений, которые не подлежат уже сомнению и критике. Противоречия и трудности поиска, а также и достижения истины должны получить свое отражение в учебниках. К тому же, поскольку философия занимается, по мнению авторов, поисками не таких истин, которые годятся человеку лишь в качестве средств достижения каких-то других результатов, а таких, которые призваны прояснять прежде всего, каким ему необходимо предстать перед лицом всего остального мира, перед другими людьми, перед вселенной, то она должна, так или иначе, учить стремиться к этой цели, стремиться к поискам достойного бытия в мире. Поэтому философия и предлагает и пытается предложить (ее различные направления) определенный образ такого бытия человека. А, следовательно, не может быть раз навсегда данного одного образа или способа жизни. Пути, и даже новые, нехоженые тропинки, на которые призывает та или иная философия, суть необязательно то, что уже есть, а скорее всего то, что должно, это – скорее определенные возможности, нежели налично сущее. Следовательно, учитывая, что в философии должна идти речь не только о добытых в познании бесспорных знаниях, а главным образом о проблемах бытия человека в мире, о коллизиях жизни, авторы пытались представить содержание многих тем не в виде готовых решений и положений, которые можно просто выучить и запомнить, а в виде проблем, которые каждому человеку приходится решать в жизни ежедневно и ежечасно. Это не проблемы, внешние ему и которые решаются и должны решаться другими, не на уровне каких-то иных инстанций и сил, а на уровне сугубо личностном, индивидуальном. По-видимому, в учебниках по естественным наукам достаточно представить систему твердо установленных знаний, призванных служить человеку в качестве именно средств для употребления их в каких-то целях. В учебнике ни в какой мере не подвергается сомнению значимость такого подхода. Здесь говорится только о том, что в философии речь идет о способах бытия человека в мире и ценностях, лежащих в их основе. А эти способы исторически и индивидуально различны, а следовательно, не могут и не должны быть окончательных и завершенных форм. Такое понимание, естественно, требует существенно иных жанровых средств, стилей изложения и языка учебника. Одного лишь нейтрально повествовательного тона здесь будет недостаточно. В зависимости от конкретного характера содержания в учебниках вполне могут быть уместны размышления, развитие содержания тех или иных положений из их собственной внутренней логики, диалоги и полемические моменты и даже иногда доверительные беседы с читателем о жизни. Разумеется, так, на взгляд авторов, должно быть в идеале, а насколько удачно оно осуществлено в данном учебнике, конечно, другой вопрос. В условиях свободного сосуществования различных и даже противоположных направлений мировоззрений и идей должны появляться и учебники, альтернативные как ныне действующим марксистским, так и основанные на различных концепциях. Предлагаемый учебник является в некотором смысле первой пробой в этом плане.
В свете сказанного авторы посчитали нецелесообразным предпосылать изложению основной части учебника историко-философский раздел вопреки тому, как это обычно делалось. Огромный мыслительный материал, содержащий многообразный опыт философствования из-за крайней лаконичности изложения его истории, часто неизбежно теряет смысловые детали, нюансы многих оригинальных систем, в результате чего они выглядят весьма банальными. Вместо этого авторы попытались привлечь историко-философский материал по каждой отдельной теме, т.е. приводили мысли именно тех авторов из истории, которые внесли наибольший вклад в осмысление данной проблемы. Думается, история философии должна быть введена как самостоятельный курс при подготовке специалистов целого ряда профилей, требующих культивирования теоретических способностей, особенно специалистов в гуманитарной области.
Кроме того, из данной постановки вопроса вытекает также и то, что традиционно рассматриваемые в учебниках по марксистской философии темы: общество, культура, государство, право, религия и др., должны отойти в область специальных наук, как социология, культурология, политология, религиоведение и др., ибо они, по мнению авторов, представляют собой именно науки об обществе, о различных областях общественной жизни как наличной действительности. Именно из понимания философии как определенной области познания вытекала тенденция втягивания в ее лоно все общие вопросы специальных наук и науки в целом, которая сохранялась и в диалектическом материализме. В то же время в предлагаемый учебник введено много новых тем, проблем и особенно категорий, которые раньше в учебниках рассматривались вообще, а не в отдельности, так как авторы считают их очень важными в осмыслении человеческого бытия.
В последней части учебника в целях конкретизации философского дискурса проведен анализ психологических концепций касательно человека и его психического Я как рефлексивной целостности, соотношения сознания и бессознательного, проблем деструкции и внутрипсихического отчуждения личности на материалах исследований классического и неклассического психоанализа, и других направлений психологии наиболее развивших учение о становлении целостности и самоактуализации человека. Авторы посчитали желательным раскрыть творческий потенциал философских понятий и категорий в их применении ванализе жизненных его мотивов и ценностей, что было бы полезным не только для изучения и восприятия информации, но, главное, критического осмысления.
Информация про авторов (с обложки книги)
Кажимурат Абищев (1931) - доктор философских наук, профессор, окончил филологическое отделение Кзыл-ординского педагогического института (1951).
1952-1955 гг. учился в аспирантуре по философии в Казахском государственном университете им. С.М. Кирова. С 1955-1959 гг. работал в партийных органах. С 1959 по 1974 гг. - преподаватель философии в Гурьевском, Кагал-ординском институтах и в Казахском государственном университете в Алма-Ате. С 1974 г. работает в институте философии и права, а сейчас - институте философии, политологии и религиоведения МОН РК в Алматы. Главный научный сотрудник. Докторскую диссертацию защитил в 1960 г. по теме "Диалектика субъекта и объекта и историческое становление личности". Участвовал в подготовке свыше 20 монографий, в том числе индивидуальных: "Человек. Индивид. Личность" (1978 г.), "Проблема специфики социального познания" (2011 г.), учебники "Философия" на казахском языке (1998 г.) и "Философия" на русском языке (2000 г.) для Высших учебных заведений. Занимался переводом классических философских текстов на казахский язык. На казахский язык им переведены: "Апология Сократа" Платона, 10 книг "Метафизики" Аристотеля, "Политика" Аристотеля полностью, отдельные главы и часть из "Критики практического разума" И. Канта, работ И.Г. Фихте, Шеллинга, "Философии права", учения о понятии Г.В. Гегеля, "Воля к власти" Ф. Ницше, "Что такое метафизика" М. Хайдаггера и др.
К. Абишев имеет более 100 научных работ, статьи в зарубежных изданиях - журнале "Вопросы философии", РФ, Москва, издании "Verlag", Германия, а также в Турции, Греции, России. Участник зарубежных всемирных конгрессов и конференций, в том числе XIX Всемирном Философском конгрессе в Москве 1993 г., XXI Всемирном Философском конгрессе "Философия лицом к мировым проблемам", Стамбул, Турция в 2003 г., XXIII Всемирном конгрессе, Афины, Греция в 2013 г. Руководитель многих исследовательских и научных проектов 1990-2013 гг. Председатель диссертационного совета по защитам докторских диссертаций в 90-х годах.
Область научных интересов: диалектическая логика, проблемы человека, индивида и личности, свобода и отчуждение в истории философии, в особенности Западной философии Нового Времени.
Абишева Алия Кажимуратовна (1963) - доктор философских наук, доцент, и.о. профессора кафедры религиоведения и культурологии КазНУ имени Аль-Фараби. Закончила КАЗГУ им. С.М. Кирова биологический факультет в 1985 г.
В 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: "Кулитурно-исторический смысл антропологической концепции З. Фрейда" (Институт философии и права НАН РК), в 2006 г. защитила докторскую диссертацию на тему: "Проблема целостного смысла в философии и антропологическая концепция психоанализа", (Алматы, КазНПУ им. Абая). А.К. Абишева имеет более 70 научных работ, в т.ч. 1 монографию "Проблема ценностного смысла в философии и психоанализ" 13 п.л. и 2 учебно-методических пособия, имеет статьи в зарубежных изданиях - журналах "Вопросы философии", "Философские науки", "Философия образования XXI века", РФ, Москва, издании Verlag, Германия, "International Scientific Publications: Language, Individual & Society", Болгария, а также в Турции, Греции, Польше, США и Чехии. Участник зарубежных всемирных конгрессов и конференций, в том числе: XXI World Congress of Philosophy "Philosophy facing World Problems", Istanbul, Turkey 2003, XXIII World Congress of Philosophy, Athens, Greece 2013. Обладатель 3-х грантов Фонд Сорос-Казахстан 1996, 1997, Erasmus Mundus 2015, исполнитель международного казахстанско-японского проекта "Азиатский континент: горизонты сотрудничества" 2012-2013.
Научные интересы - философская антропология, проблема ценностного смысла в философии и психоанализе, проблема свободы, субъектности и отчуждения человека, философские проблемы психологии, проблема соотношения сознания и бессознательного, Я и личности, рефлексии.
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error