Биография
(из Википедии)
Мишель Константен — французский актёр. Выходец из семьи русских эмигрантов, настоящие имя и фамилия — Константин Хохлов. В Советском Союзе был больше всего известен как исполнитель главной роли в фильме «Жил-был полицейский».
Происхождение:
Отец Мишеля Константена, Константин Михайлович Хохлов, который по семейным преданиям являлся прямым потомком Чингисхана, происходил из среднепоместной дворянской семьи Тамбовской губернии и проживал на территории Варшавского генерал-губернаторства в период её вхождения в состав Российской империи. Мать, русско-литовско-польского происхождения, была уроженкой Виленской губернии.
Отец воевал офицером в Добровольческой армии Деникина, и в 1920 году вместе с молодой женой покидает Россию. Пара оказывается сначала в Польше, а затем живёт в Германии до их переезда во Францию. Семья, в которой тем временем появляются две дочери, переезжает несколько раз, пока отец, в числе нескольких тысяч других российских эмигрантов, не находит работу на заводе Renault в Булонь-Бийанкуре под Парижем.
Здесь 13 июля 1924 года у них рождается сын Константин.
Поскольку семья была скромного достатка, Мишель Константен в 14 лет поступает в училище при автомобильном заводе Renault и работает на заводе до Второй мировой войны. Тогда же он и берёт свой псевдоним Мишель Константен, чтобы сделать жизнь проще.
После окончания войны он занимается закупкой продукции и сырья, что позволяет ему объехать всю Францию, а потом с двумя друзьями в Париже он начинает свой собственный бизнес, который, по его определению, был на то время «самым крупным французским производством игл для вязальных машин». И, вроде, успешным, пока журналистика не заставляет его выйти из этого дела.
Спортивные достижения:
Наряду с профессиональной деятельностью, Мишель Константен серьёзно занимается спортом. Начав с футбола, он переключается на легкую атлетику. Затем он играет в баскетбол (с его ростом 1 м. 87) и, наконец в волейбол, который был ещё мало популярен в то время. Он усердно обучается игре, чтобы иметь совершенную технику. В составе различных волейбольных клубов он семь раз получает звание чемпиона Франции по волейболу (3 раза с C.O Billancourt и 4 раза с Racing Club de France). А в 1947 года он входит в состав первой сборной команды Франции по волейболу. с которой в 1948 году принимает участие в 1-м чемпионате Европы по волейболу, а на следующий год в чемпионате мира в Праге. И вскоре становится капитаном сборной команды Франции.
В ходе своей волейбольной карьеры он вступает в контакт со спортивной прессой, и в 1951 года его приглашают фрилансером в спортивную ежедневную газету L’équipe, чтобы периодически делать обзоры о новостях волейбола. Со временем он, продолжая профессионально заниматься спортом, будет там вести раздел баскетбола, гандбола и волейбола и проработает в газете 15 лет.
В 1960 году он начинает работать тренером в своем клубе Racing Club de France .
Тренерскую карьеру он закончит в 1970 году.
Дебют в кино:
Мишель Константен жил в 500 метрах от знаменитой киностудии и, как многие его местные товарищи, проявляет большой интерес к кино с самого раннего детства. Занимаясь в свое время поставкой хлеба для киностудии, он знакомится с кем-то из её персонала. А потом через газету он подружится с Лино Вентурой и таким образом попадёт в массовку фильма Марка Аллегре «Обрывая лепестки ромашки» (1956) в качестве зрителя, который смотрит стриптиз.
Тогдашний приятель Мишеля Константена Жан-Клод Жоливьер (фр. Jean-Claude Joliviere) вспоминает:
"…любопытно, что Мишель всегда говорил мне о кино больше чем о спорте! Мы чувствовали, что он действительно хочет сделать карьеру в этой области"
И у него на это были основания.
В шестидесятые годы, продюсеры и режиссёры криминальных фильмов начинают использовать бывших спортсменов для усиления актёрского состава. Волейболист Мишель Константен с его атлетическим телосложением, тяжёлым подбородком, низким голосом, акцентом русскоязычного Бийанкура, но и культурой приходится как нельзя кстати.
Режиссёр Жак Беккер для своего последнего фильма по бестселлеру Жозе Джованни подбирал непрофессиональных актеров и искал «крутого» парня на роль одного из пяти заключенных, которые делают отверстие в полу своей камеры для побега из тюрьмы. Он знал капитана волейбольной команды по клубу Racing Club, где также играл его сын, будущий режиссёр Жан Беккер, и пригласил Мишеля Константена на роль Жо Кассена.
Фильм «Дыра», вышедший на экраны в начале 1960 года, имеет огромный успех. На Мишеля Константена обращают внимание, и сразу преступление прилипает к его коже.
На следующий год он появляется в роли главаря американских рэкетиров в фильме «Месть марсельца» Жана Беккера, сына Жака, тоже по роману Жозе Джованни. Но пройдёт ещё несколько лет, и он сыграет ещё несколько эпизодических ролей, пока участие в фильме «Лужёные глотки» в 1965 году не изменит окончательно его жизнь. Он так интересно интерпретирует второстепенную роль раздражительного лесоруба, что режиссёр Жорж Лотнер осмеливается поместить его на первый план в качестве спарринг-партнёра Лино Вентуры в пародийной комедии «Не будем ссориться». И в этом же году его друг Жозе Джованни делает его главным героем в своей интеллектуальной и мрачной версии романа «Искатели приключений» под названием «Закон выжившего». Здесь Мишель Константин утверждает себя в подогнанной под него роли ветерана войны в Индокитае и авантюриста по прозвищу «Калмык» (имея в виду его происхождение), которая хорошо использует его физические данные, чувственность и обаяние мачо.
Мишелю Константену приходится отказаться от своей работы журналиста:
"После «Дыры» я решил прекратить этот эксперимент…Мне удавалось балансировать между двумя карьерами до сентября 1966 года, когда я был вынужден уйти из газеты" — сказал он несколько лет назад.
Успех и популярность:
В начале 70-х годов карьера Мишеля Константена достигает своего пика, и он остаётся одним из самых востребованных и успешных французских актеров. Он много работает в Италии, снимается у крупнейших европейских режиссёров: Теренса Янга, Сержо Соллимы, Альберто де Мартино, Сидни Хайерса,
Однако он получает роли преимущественно в криминальных фильмах (поларах) и комедиях с чёрным оттенком, воплощая широкий набор «крутых» персонажей с той или иной стороны закона. «Дядюшка-гангстер французского кино» — называет себя актёр. Он чувствует, что попал в замкнутый круг, повторяя самого себя из триллера в комедию и пародию, вплоть до карикатуры:
"Я устал быть марионеткой и подчиняться приказам режиссёров, лишённых всякого воображения"
И все-таки он смог вырваться из рамок своего амплуа, и с несомненной аутентичностью играет совершенно разных по своей сути героев.
Это подтверждают лучшие роли Мишеля Константена в качестве главной звезды — в криминальных драмах «Незнакомцы» «(1969) и «Мужчины» (1973), в комедиях «Жил-был полицейский» (1971) и «Чемодан» (1973), в драме «Бестия» (1974), в триллере «По ту сторону страха» (1975).
В непредсказуемой и великолепной криминальной драме «Незнакомцы» он „освежает“ впечатление о себе как о немногословном и мужественном защитнике рядом с одной из самых красивых актрис тех лет Сентой Бергер.
В экранизации биографической истории из жизни гангстера «Мужчины» актёр убедителен во всех подробностях этого характера. с его представлениями о мужской дружбе, кодексе чести, верности и мести.
В детективной комедии «Жил-был полицейский» он обнаруживает свою сентиментальную сторону в роли угрюмого, ворчливого, милого и забавного комиссара бригады по борьбе с наркотиками Кампана, вынужденного изображать семейного человека в паре с героиней очаровательной Мирей Дарк.
В политически некорректной для нашего века (и от этого ещё более смешной) комедии «Чемодан» он является дружелюбным и симпатичным, с приземлёнными стремлениями, французским шпионом, который кантует своего израильского коллегу в большом чемодане, чтобы спасти ему жизнь.
В итальянской картине «Зверюга» Мишель Константен совсем другой, неожиданный, предстает в роли колоритного дальнобойщика Сандро, помещённого в повседневность рабочей Италии 70- х годов с произволом мелких работодателей, трусостью профсоюзов, алчностью мафии и с дополнением семейных неурядиц.
В психологическом противостоянии триллера «По ту сторону страха» актёр в образе матёрого бандита, загнанного полицией в угол, запоминается целым спектром эмоций: от совершенного безумия во взгляде до мимолётного сочувствия к испуганной заложнице.
1980—2000-е годы
В восьмидесятые годы, Мишель Константен продолжает сниматься, но ему доверяют главным образом небольшие роли.
Тем не менее, три фильма позволили карьере Мишеля Константена получить второе дыхание. Речь идет о кинофильмах «Стрельбы» (1982), «Драка» (1985) и «Дикий закон» (1988). Но, пожалуй, его самой известной ролью в этот период было появление в 1984 году вместе с Жан-Полем Бельмондо в приключенческой картине «Авантюристы» Анри Вернея.
В восьмидесятые годы Мишель Константен ещё регулярно присутствует на французском телевидении. В 1985 году он даёт начало и в течение нескольких месяцев ведёт телевизионное игровое шоу „Anagram“ на канале TF1. С 1988 по 1991 год он исполняет главную роль отставного полицейского по фамилии Папароф в небольшом одноимённом телесериале. А в 1988 году новая публика обнаруживает актёра в сериале итальянского режиссёра Стено «Большой человек», в главной роли в серии под названием «365 долларов за унцию».
В 1991 году Мишель Константен снимается в своём последнем кинофильме «Город на продажу» режиссёра Жан-Пьера Moки. А после участия в короткометражном фильме «Парижская мелодия» в 1994 году он уходит со съёмочной площадки и окончательно переезжает в свою виллу La Rocca (названную им в честь известного фильма) с видом на залив Сен-Тропе в курортном городке Сент-Максим. Он обрабатывает свой сад, плавает кролем в своем бассейне, играет в бридж, устраивает волейбольные турниры и продолжает участвовать в организации спортивного досуга туристов на Корсике в сети Club Med, международного туристического оператора:
" …моя большая страсть — это „городки“ для отдыха. Я являюсь отчасти одним из организаторов Club Med, и я много занимаюсь „городками“ для отдыха в течение тридцати пяти лет."
На вопрос поклонника, почему его давно не видно на экране, он ответил, что "если бы предложили что-то для него интересное, он бы снялся, но у него очень больна супруга, и он ежедневно заботится о ней при большом участии его дочери".
Актёр ещё раз появится на экране в 2001 году, в документальном фильме La route des grandes gueules, который ведёт хронику съёмок фильма «Горлопаны» (1965) спустя 35 лет.
Вот как о Мишеле Константене говорит Ги Готье (фр. Guy Gauthier), французский писатель и кинокритик, в своей книге Des Grandes Gueules Pour Un Haut-Fer:
"Это был жёсткий дядющка-гангстер французского кино с мягким сердцем. Публика, как правило, склонна верить тому, что говорят в фильмах. Но Мишель был полной противоположностью плохого парня. Немного скряга, конечно, по мелочи, бывало, давился, когда надо было просить возмещение расходов, но это был хороший товарищ… обязательный в кино".
Личная жизнь:
В 1956 году в центре отдыха на юге Франции он встречает молодую учительницу Мод Серре (фр. Maud Serres), на которой женится 13 июля 1957 года. Они состоят в браке до смерти жены в 1996 году. В 1962 году у них рождается дочь — Софья Константиновна Хохлова (фр. Sophie Hokhloff Onimus Constantin).
В 1973 году Мишель Константен опубликовал автобиографию Ma grande gueule: du volley-ball au cinéma (Моя большая глотка: от волейбола до кино) с предисловием своего друга Жан-Поля Бельмондо.
Смерть:
Мишель Константен умирает 29 августа 2003 года в возрасте 79 лет от сердечного приступа в больнице Драгиньяна, куда он попал несколькими неделями ранее с переломом шейки бедра. Он был кремирован, а его прах развеян на пляже полуострова Жьен, где он познакомился с женщиной своей жизни.
"С большой грустью я узнал о смерти Мишеля Константена, культового актёра французского качественного развлекательного кино. Присутствием его импозантной фигуры и низких тонов его голоса отмечены фильмы великих французских режиссёров, таких как: Жан Беккер, Робер Энрико, Жан-Пьер Мельвиль и Жорж Лотнер. Это телосложение, соединённое с его бесспорным талантом, в интерпретации персонажей очень часто маргинального поведения позволили ему завоевать прочную любовь публики и оставить свой след в великом французском популярном кино высокого качества. Его семье и друзьям я выражаю свои глубокие соболезнования" — коммюнике министра культуры и коммуникаций Франции г-на Жан-Жака Айагона (фр. Jean-Jacques Aillagon) от 29 августа 2003 г.
Интересные факты:
Мишель Константен говорил на 9 языках: французском, английском, немецком, итальянском, русском, идиш, польском, белорусском и украинском.
21 мая 2011 года в одном из кинотеатров культурного центра Карре Леон Гамон (фр. Carré Léon Gaumont ) в Сент-Максиме состоялось торжественное открытие Зала Мишеля Константена в присутствии мэра города, г-на Винсана Мориза (фр. Vincent Morisse ), Муниципального совета, дочери актёра Софи и его внука.
Бридж-клуб Сент-Максима каждый год, с 2011 года, проводит турниры имени Мишеля Константена, большого любителя бриджа, который в течение многих лет был вице-президентом клуба.
В 2000 году спортивная ежедневная газета «L’Equipe» включила Мишеля Константена в число 12-ти игроков «сборной команды Франции XX века».
1972 - Avec le cœur de Rémy Grumbach (spectacle musical) ...
1974 - La Vitesse du vent de Patrick Jamain ...
1979 - Histoires de voyous : Des immortelles pour Mademoiselle de Paul Siegrist ...
1982 - Mettez du sel sur la queue de l'oiseau pour l'attraper de Philippe Ducrest ...
1983 - On ne le dira pas aux enfants de Philippe Ducrest ...
1985 - Le Deuxième Couteau de Josée Dayan ...
1991 - Femme de voyou de George Britschansky ...
2001 - La Route des Grandes Gueules de Philippe Crave, Roger Viry-Babel (documentaire) ...
1988-1991 - Paparoff de Denys de La Patellière, Jean-Pierre Richard et Didier Albert ...
, эпизод 395 долларов за унцию / Tout l'or du professeur / 395 dollari l’oncia ...