Nietzsche77
Стаж: 15 лет 1 месяц Сообщений: 799
|
Nietzsche77 ·
24-Дек-18 15:06
(5 лет 10 месяцев назад, ред. 16-Апр-24 18:43)
Полное имя: Елена Яковлевна Соловей
Дата рождения: 24 февраля 1947 года (Рыбы)
Место рождения: Нойштрелиц, Советская зона оккупации Германии (будущая ГДР)
Рост: 1,65м
Профессия: Актриса театра и кино, актриса дубляжа, радиоведущая
Жанр: мелодрама, комедия, военный, экранизация классики, детский
Семейное положение: замужем за Юрием Пугачом (1945-), художником-декоратором и постановщиком
Дети: дочь Ирина (внучки Соня и Аграфена) и сын Павел (внук Иван)
Википедия | Кинопоиск | IMDB.com | Kino-teatr.ru | Kinospace
Елена Яковлевна Соловей родилась 24 февраля 1947 в немецком городке Нойштрелиц, где служил ее отец. Впоследствии семья переехала в Москву. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1970, актерская мастерская Б. Бабочкина). С 1971 - актриса киностудии Ленфильм, с 1983 - академического театра им. Ленсовета. С 1991 живет в США, преподает актерское мастерство.
Она была звездой советского кино и одновременно одной из самых несоветских актрис... Елена Соловей не играла передовиков производства, колхозниц, комсомольских активисток. Ее красота, обаяние, пластичность и музыкальность требовали совсем других ролей. И эти другие роли принесли Елене популярность. "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Несколько дней из жизни И. И. Обломова", "Вам и не снилось...", "Ищите женщину", "Блондинка за углом", "Жизнь Клима Самгина" — всего у Соловей больше 50 работ в кино, но самой известной и самой любимой зрителями до сих пор остается роль актрисы немого кино Ольги Вознесенской в фильме Никиты Михалкова "Раба любви".
Елена Соловей родилась в семье Якова Абрамовича Соловья (1917—2003), фронтового офицера, артиллериста, участника советско-финской и Великой Отечественной войны, и фронтовой медсестры, младшего лейтенанта Зинаиды Ивановны Шматовой в советском военном гарнизоне Нойштрелиц (Советская оккупационная зона Германии). Родители Елены познакомились в 1946 году уже в Германии. Детские годы провела в Красноярске, с 1959 года жила в Москве. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1970, актёрская мастерская Б. Бабочкина). С 1971 — актриса киностудии Ленфильм, с 1983 — Академического театра им. Ленсовета. В 1981 г. удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. В 1970—80-е годы много и успешно снималась в кино («Король-олень», «Драма из старинной жизни», «Вам и не снилось…», «Ищите женщину», «Блондинка за углом», «Единожды солгав», «Жизнь Клима Самгина» и других). Всесоюзную славу и большую зрительскую любовь снискала ролями в фильмах режиссёра Никиты Михалкова: «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». В 1971 году на съёмках фильма «Драма из старинной жизни» познакомилась с художником-постановщиком Юрием Пугачом. После завершения съёмок Соловей переехала в Ленинград к Пугачу, где вскоре они поженились. В 1991 году уехала с семьёй в США. Преподаёт актёрское мастерство. Работала на русском радио в Нью-Джерси. Вела авторскую передачу «Кулисы». Создала детскую творческую студию «Этюд» для детей из русскоязычных семей. Выступает в театре им. Варпаховского в Канаде. Снималась в эпизодических ролях в кино и сериалах, в том числе «Клан Сопрано».
Более подробная биография актрисы
Самая нежная и удивительная актриса советского кино Елена Соловей родилась в немецком городе Нойштрелиц 24 февраля 1947 года. Родители Елены познакомились в конце войны в Берлине, где отец служил в артиллерии, а мать была медицинской сестрой. Через три года после рождения дочери отец получил распределение в Красноярск – там семья Соловей прожила десять лет, после чего переехала в Москву. Елена с детства мечтала стать актрисой, занималась в различных кружках: «Школьная жизнь была настолько заполненной и полноценной, что нам просто некогда было болтаться по улице. А параллельно с общеобразовательной школой я еще училась в музыкальной». Закончив школу в 1965 году, Елена подала документы во ВГИК, но не прошла по конкурсу. Отложив мечту стать актрисой до следующего года, девушка устроилась работать учителем пения и музыки в одной из московских средних школ. Позднее она так вспоминала о том периоде: «Я не заставляла ребят уныло разучивать песни к праздникам, а играла с ними, придумывала ансамбли. Короче, отвращения к музыке не внушила». Через год настойчивая абитуриентка повторила попытку поступить на актерский факультет ВГИКа, и была зачислена на курс Б. Бабочкина. Уже в первых вгиковских работах Соловей проявились характерные особенности ее дарования: удивительная пластичность, музыкальность. В учебных спектаклях она играла разных героинь, но наибольший успех ей сопутствовал в ролях Джульетты и Нины Заречной. Профессор высших режиссерских курсов Паоло Волкова пишет: "Я очень хорошо помню, когда впервые обратила внимание на Лену Соловей. Это был курсовой спектакль по Лескову "Житие одной бабы". Она вошла в сатиновой юбке, в косынке, повязанной по бесцветные брови. Я подумала: "Вот какая девочка, и внутри у нее свечка"". Дебют Елены Соловей в кино состоялся в 1967, когда она училась на первом курсе – в короткометражке «В горах мое сердце» (реж. Р. Хамдамов) она сыграла дочь булочника. Через год история повторилась – ее пригласили на одну из ролей в короткометражном фильме «Правдоха». Однако настоящим началом работы Е. Соловей в кино можно считать роли в фильмах «Цветы запоздалые» (реж. А. Наль) и «Король-олень» (П. Арсенов), которые вышли на экраны в 1969 году. Вот что рассказывает сама актриса о первом серьезном кинематографическом опыте: «Когда я уже училась во ВГИКе в мастерской Бориса Андреевича Бабочкина, меня пригласили в фильм «Король-олень». Это удивительно добрая и мудрая сказка с гениальной музыкой Микаэла Таривердиева. Этот фильм снят в необычной и достаточно условной манере. Мне кажется, именно поэтому картина была сначала довольно холодно принята критикой. Совсем недавно я пересмотрела ее на кассете, и все время не проходило ощущение очарования от игры замечательных актеров, которые были тогда совсем молодыми: Олег Ефремов, Юрий Яковлев, Олег Табаков, Сергей Юрский. Рядом с ними была и я... Съемки проходили в Ялте. Роль у меня там небольшая, отснялась быстро, но исправно бегала на все другие съемки и была счастлива». После окончания ВГИКа в 1970 начинающая актриса по рекомендации И. Смоктуновского получила приглашение работать в труппе Малого театра. Борис Бабочкин, ее вгиковский педагог и актер театра, обещал поставить для нее чеховскую "Чайку". Для молодой актрисы открывались заманчивые перспективы. Но Соловей вышла замуж за ленинградца и уехала к мужу. Семья для нее всегда была дороже карьеры. О замужестве Елены Соловей следует сказать особо. Во время съемок фильма «Драма из старинной жизни», которую снимал Илья Авербах по рассказу Николая Лескова «Тупейный художник», произошло знакомство с кинохудожником Юрием Пугачом, и знакомство это довольно скоро переросло в любовь. Вскоре влюбленные поженились, Елена Соловей переехала в Ленинград и была зачислена в штат «Ленфильма». В это время в театре Ленсовета Р. Виктюк должен был ставить «Анну Каренину», и Игорь Петрович Владимиров посоветовал Виктюку пригласить на главную роль Соловей. Но постановка не состоялась... Первая роль Елены Яковлевны в театре Ленсовета состоялась лишь в 1983 году в спектакле «Победительница» по пьесе Арбузова в дуэте с Михаилом Боярским: «Первая моя роль была в Арбузове, в "Победительнице" – роль, которая совершенно со мной не смыкалась. И, тем не менее, Игорь Петрович там что-то придумал, и я сыграла эту женщину, совершенно антиженщину. Знаете, это некая была анти-Таня. Опять же я не знаю, насколько это получилось, не получилось, это не мне судить, но мало того, что у нас были полные залы (это был, в общем, один из самых аншлаговых спектаклей), я ощущала счастье, я получала удовольствие от того, что я вот эту женщину играла на сцене, что меня зрители слушают, видят, смотрят, не устают, я могу смеяться, плакать каждый день по-новому». Как ни удивительно, в театре Соловей играла роли далеко не классического репертуара, ломая прочно закрепившийся за ней экранный стереотип «странной женщины». Позже актриса с благодарностью вспоминала И. П. Владимирова, который позволил ей раскрыть разные, неизвестные ей самой, стороны своей творческой личности: «Это было мое счастье, потому что Игорь Петрович тоже был тем удивительным режиссером, который... Опять же, я не хочу сказать, что я какая-то необыкновенная актриса, но если он выбирал актера, он знал, для чего он его выбирал, во всяком случае, он знал, что этот человек будет делать, он его чувствовал. И поэтому я считаю его моим создателем на сцене. Я не работала до этого на сцене, а в Театре Ленсовета у меня был огромный, большой очень репертуар. Когда я пришла на сцену, мне так кажется, что мое внутреннее существование было по законам актрисы кино. Я каждый раз удивлялась тому существу, которое во мне рождалось. Это было так интересно. Я действительно удивлялась всегда. Я не знаю, как это происходит». В начале 90-х, когда советского кино уже не было, а российское кино еще не появилось, Елена Соловей снялась всего в трех фильмах, из которых один так и не дошел до зрителя («Анна Карамазофф», 1991, реж. Р. Хамдамов), второй был характерной постсоветской комедией (с красноречивым названием «Рогоносец», 1991, реж. А. Красильщиков), а третий не имел успеха у зрителей («Сороковой день», 1991, реж. О. Ерышев). В это время в семье актрисы уже было решено – они навсегда уезжают к родственникам мужа в США. Жизнь вторая: Елена Соловей Перед Еленой Соловей никогда не стоял выбор: работа или семья: «Вот лично я не путаю свою актерскую жизнь и свою личную. Для меня актерская жизнь заканчивается в театре, в кино, и поэтому я не отношусь к своим героиням как к себе. Это какие-то другие женщины, которые мне безумно интересны, но они живут своей жизнью, независимо от моей, после того, как я сыграла эти роли. Моя роль в этом фильме закончилась, а моя жизнь – продолжается. И в этом мое счастье». Она была счастлива, когда удавалось совмещать карьеру и воспитание детей, – в «Рабе любви» Елена Яковлевна снималась вскоре после рождения дочери Ирины, а на съемки «Неоконченной пьесы…» приехала с мамой и совсем крошечным сыном Павлом – Михалков не мог без нее обойтись (на роль Софьи изначально была утверждена совсем другая актриса, которая даже начала работать, но «процесс не шел», и в срочном порядке была вызвана Соловей). Поэтому в постперестроечном хаосе, когда рухнули основы прежней, так хорошо устроенной и налаженной жизни, Соловей без колебаний променяла сомнительную жизнь «звезды экрана» с бесконечным стоянием в очередях за детским питанием и предметами первой необходимости на жизнь простой американской домохозяйки: «Я должна была это сделать, чтобы быть спокойной за своих детей. В тот момент мне просто стало страшно жить. Появилась абсолютная неуверенность в будущем. Конечно же, будущее нельзя предугадать, но человек должен знать, что это будущее у него есть». Осенью 1991 года семья Соловей в составе Елены Яковлевны, Ю. Пугача, их сына-подростка, дочери и новорожденной внучки Сонечки уехала в Америку. В США семья поселилась в небольшом городке Фэйрвью в штате Нью-Джерси. Главным добытчиком стал глава семьи – Юрий Пугач, который устроился в ювелирную мастерскую художником по камню. Заработки остальных членов семьи были случайны – к примеру, дети подрабатывали в различных местах: Ирина работала в магазине, в адвокатском бюро секретарем, Павел – в «Макдональдсе». Вначале Елена Яковлевна вела жизнь домохозяйки: «Вообще я все это время занималась домом. Варила борщ, жарила котлеты, растила Соню. Когда мы уехали, Сонечка была совсем маленькая, дети должны были учиться. В то время Ира закончила один колледж, потом училась в другом. Пашка окончил школу, поступил в колледж. Я и теперь все еще занимаюсь Соней и домом, а иногда в свободное от основной жизни время – театром». Театр возник в жизни американской домохозяйки Элен Соловей, конечно, не случайно, хотя, покидая Россию, Соловей не питала никаких иллюзий относительно своего актерского будущего в Америке. В Штатах она играла в труппе Аллы Кигель, в театре Александра Журбина «Блуждающие звезды» на Брайтоне, преподавала в университете Нью-Йорка будущим режиссерам актерское мастерство. Кроме того, Соловей работала на русском радио в Нью-Джерси. Там она вела авторскую передачу "Кулисы", брала интервью у российских актеров и режиссеров, читала Бунина, Чехова, Толстого: «Я работала на радио, я читала. Более всего я люблю комнатку радийную, когда никого нет, когда шелестит книжка, когда включен микрофон, и когда ты сам с собой что-то читаешь, перечитываешь, создаешь что-то... Ты даже не создаешь, ты просто читаешь любимые страницы и не знаешь, как это отзовется, не знаешь, чем это закончится, но удивительное ощущение самореализации». В 2001 г. Соловей создала детскую творческую студию "Этюд" для детей из русскоязычных семей, где занятия по театру, живописи, музыке, танцам проводятся на русском языке. Елена Соловей не стала покорять Голливуд – она была и осталась актрисой русской. Так сложилась жизнь, что свои звездные роли Соловей сыграла в России. Правда, в 1996 году режиссер Майя Меркель сняла актрису в российском полудокументальном фильме "Грация ХХ века" в роли великой балерины Ольги Спесивцевой. В 2001 г. Елену Соловей пригласил режиссер Дмитрий Барщевский на одну из главных ролей в телесериале "Московская сага" по роману Василия Аксенова. В этом же году на ОРТ был показан телефильм Георгия Гаврилова «ПМЖ» о жизни эмигрантов в США. Г. Гаврилов, известный в русской диаспоре как клипмейкер, выступил не только режиссером, но и сценаристом, и продюсером фильма. Кроме Е. Соловей в одной из главных ролей снялся Б. Сичкин (Буба Касторский из «Неуловимых мстителей»). Тонкий, трогательный дуэт – и в то же время два уверенных соло. В этом фильме Соловей совсем не похожа на «рабу любви», ее мастерство - это не декадентская поза, не имидж, это именно актерское мастерство. В 1997 году в Москве Елена Соловей была удостоена титула «Самая грациозная». Она редко приезжает в Россию, где ее по-прежнему помнят и любят.(с сайта Kinospace.ru)
Премии и номинации: 1976 — КФ молодых кинематографистов к/с Мосфильм — диплом за лучшее исполнение женской роли в фильме «Раба любви» 1980 — МКФ в Оксфорде — Приз «Серебряный щит Оксфорда» за лучшее исполнение главной женской роли в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» 1981 — МКФ в Каннах — Приз в номинации «Лучшая женская роль второго плана» в фильме «Факт»
Фильмография:
1967 — В горах моё сердце (реж.Рустам Хамдамов, короткометражный) ... дочь булочника Козака Rip | DVD Video 1969 — Золотые ворота (реж.Юлия Солнцева) Rip | DVD Video 1969 — Король-олень (реж.Павел Арсенов) ... Клариче Rip | DVD Video 1969 — Цветы запоздалые (телеспектакль) ... Маруся Приклонская Rip 1970 — О любви ... Рита, знакомая Петра Rip | DVD Video 1970 — Семь невест ефрейтора Збруева (реж.Виталий Мельников) ... Римма, медсестра (четвертая невеста)
Rip | DVD Video 1971 — Драма из старинной жизни ... Любовь Rip | DVD Video 1971 — Егор Булычов и другие (реж.Сергей Соловьев) ... Антонина, дочь Достигаева Rip | DVD Video 1971 — И был вечер, и было утро… ... Ксения Берсенева («Кси») Rip 1972 — Нечаянные радости ... Вера Николаевна 1973 — Дети Ванюшина ... Леночка, племянница Ванюшина Rip | DVD Video 1974 — Под каменным небом ... переводчица Rip | DVD Video 1975 — Дневник директора школы ... Татьяна Георгиевна Rip 1975 — Концерт для двух скрипок ... Рита Плетнёва
Rip 1975 — Раба любви (реж.Никита Михалков) ... Ольга Николаевна Вознесенская, актриса немого кино (прототип - Вера Холодная)
Rip | DVD Video 1975 — Шаг навстречу (киноальманах) ... Татьяна Rip | DVD Video 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино (реж.Никита Михалков) ... Софья Егоровна
Rip | DVD Video 1977 — Смешные люди! ... жена Rip | DVD Video 1979 — Открытая книга ... Глафира Сергеевна, супруга Дмитрия Львова, затем жена Крамова
Rip 1979 — Жена ушла ... Вера Rip | DVD Video 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова (реж.Никита Михалков) ... Ольга Ильинская
Rip | DVD Video | HD Video | Mobile 1979 — Приключения принца Флоризеля / Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы (реж.Евгений Татарский) ... леди Венделер
Rip | DVD Video 1980 — Вам и не снилось… ... Татьяна Николаевна Кольцова, учительница литературы, бывшая театральная актриса
Rip | DVD Video | Mobile 1980 — Свет в окне ... Наташа Rip 1980 — Факт ... сестра Текле Rip 1980 — Гость (короткометражный) ... Оля Rip 1980 — "И вечный бой..." Из жизни Александра Блока ... Зинаида Гиппиус Rip 1981 — Бешеные деньги ... Надежда Антоновна Чебоксарова Rip | DVD Video 1981 — Всем — спасибо! ... Женя Rip | DVD Video 1981 — Деревенская история ... Дарья Селиванова, паромщица Rip 1981 — Что бы ты выбрал? (детский) ... мать Насти Rip 1982 — Ищите женщину (реж.Алла Сурикова) ... Клара Роше
Rip | DVD Video | Mobile 1982 — Извините, пожалуйста ... Роза Rip 1982 — Лишний билет (музыкальный) Rip 1983 — Карантин (детский) ... Фёкла Rip | DVD Video 1983 — Обрыв (телеспектакль) ... Рекамье-Крицкая Rip 1984 — Блондинка за углом (реж.Владимир Бортко) ... Регина
Rip | DVD Video | Doc 1984 — Пока не выпал снег… ... Нина Rip 1984 — Без семьи (реж.Владимир Бортко) ... миссис Миллиган
Rip 1984 — Колье Шарлотты (реж.Евгений Татарский) ... Зенова Rip | DVD Video 1985 — Софья Ковалевская ... Анна Rip 1985 — Накануне ... Стахова Rip 1986 — Одинокая женщина желает познакомиться ... Герра Никитична Rip | DVD Video 1987 — Друг (реж.Леонид Квинихидзе) ... дама с собачкой Джери Rip | DVD Video 1987 — Единожды солгав (реж.Владимир Бортко) ... Ирина Rip 1987 — Серебряные струны ... Софья Михайловна, мать Василия Rip 1987 — Доченька ... Ипатова Rip 1987 — Время летать ... Валентина Rip | DVD Video 1988 — Артистка из Грибова (реж.Леонид Квинихидзе) ... Инна Rip | DVD Video 1988 — Жизнь Клима Самгина (мини-сериал, реж.Виктор Титов) ... мать Клима Rip 1988 — Сороковой день ... Наташа Rip | DVD Video 1989 — Дни человека 1991 — Анна Карамазофф (реж.Рустам Хамдамов) ... Елена, звезда немого кино Rip 1991 — Рогоносец Rip | DVD Video 2000 — П.М.Ж. (Постоянное место жительства) (реж.Георгий Гаврилов) ... Натя DVD Video 2002 — Клан Сопрано / The Sopranos (США) ... Branca Libinsk / Бранка Либински
Эпизоды: Calling All Cars (2002), The Strong, Silent Type (2002), Whoever Did This (2002) Rip | HD Video 2004 — Шпионские игры (фильм первый - «Нелегал») ... эмигрантка, бывшая учительница музыки Матвеева Rip | DVD Video 2004 — Московская сага ... не указана в титрах Rip | DVD Video 2007 — Хозяева ночи / We Own The Night (США) ... Калина Бужаева Rip | DVD Video | HD Video | Mobile 2013 — Роковая страсть / Иммигрантка / The Immigrant (США) ... Рози Херц Rip | DVD Video | HD Video | Mobile 2016 — Затерянный город Z / The Lost City of Z ... мадам Кумель Rip | DVD Video | HD Video | Mobile
Дубляж: 1976 — Посвящается Стелле / Dedicato a una stella / The Last Concert ... Стелла (актриса Памела Виллорези)
В советском прокате фильм вышел (и был дублирован) в начале 80-х Rip | DVD Video Документальные фильмы и передачи о ней: 2002 - Хвост Кометы. Елена Соловей (Сергей Кожевников, ЗАО "Шестой канал") 2006 - Раба любви. Елена Соловей (Ольга Кушаковская, Елена Саркисян) 2011 - Раба любви Елена Соловей (Михаил Ананьев, канал "Кто есть кто" НТВ+)
Фильмографии зарубежных актеров | Фильмографии советских актеров | Фильмографии актеров французского кино Мои фильмографии:
Итальянское кино
Итальянское кино: актеры, актрисы и режиссеры Актрисы, актеры
Клаудиа Кардинале (Claudia Cardinale) | Ренато Поццетто (Renato Pozzetto) Мариза Аллазио (Marisa Allasio) | Джанна Мария Канале (Gianna Maria Canale) | Лючия Бозе (Lucia Bosè) | Вирна Лизи (Virna Lisi) | Антонелла Луальди (Antonella Lualdi) | Анна-Мария Ферреро (Anna-Maria Ferrero) | Сильва Кошина (Sylva Koschina) Моника Витти (Monica Vitti) | Катрин Спаак (Catherine Spaak) | Стефания Сандрелли (Stefania Sandrelli) | Даниэла Бьянки (Daniela Bianchi) | Клаудиа Мори (Claudia Mori) | Элеонора Джорджи (Eleonora Giorgi) Эдвидже Фенек (Edwige Fenech) | Розальба Нери (Rosalba Neri) | Барбара Буше (Barbara Bouchet) | Глория Гвида (Gloria Guida) | Анна-Мария Риццоли (Annamaria Rizzoli) Режиссеры
сборник 1: Антонио Пьетранджели, Нанни Лой, Марчелло Фондато, Гвидо Малатеста, Мариано Лауренти, Микеле Массимо Тарантини, Марино Джиролами, Массимо Далламано
сборник 2: Карло Людовико Брагалья, Гвидо Бриньоне, Кармине Галлоне, Марио Камерини, Аугусто Дженина, Риккардо Фреда, Луиджи Капуано, Марио Коста, Доменико Паолелла Алессандро Блазетти (Alessandro Blasetti) | Джузеппе де Сантис (Giuseppe di Santis) | Дамиано Дамиани (Damiano Damiani) | Мауро Болоньини (Mauro Bolognini) | Этторе Скола (Ettore Scola) Стено (Steno) | Марио Моничелли (Mario Monicelli) | Луиджи Коменчини (Luigi Comencini) | Дино Ризи (Dino Risi) | Кастеллано и Пиполо (Castellano & Pipolo) | Паскуале Феста Кампаниле (Pasquale Festa Campanile) | Серджио и Бруно Корбуччи (Sergio e Bruno Corbucci) Альберто Латтуада (Alberto Lattuada) | Карло Лидзани (Carlo Lizzani) | Лучано Сальче (Luciano Salce) | Луиджи Дзампа (Luigi Zampa) | Паскуале Скуитьерри (Pasquale Squitierri) | Франко Росси (Franco Rossi) Марко Феррери (Marco Ferreri) | Сальваторе Сампери (Salvatore Samperi) | Серджио и Лучано Мартино (Sergio e Luciano Martino) | Тинто Брасс (Tinto Brass)
Американское и британское кино
|