Orthodoxie und Häresie im alten Rußland / Православие и ересь в древней Руси
Год издания: 1975
Автор: Hösch, Edgar / Хёш, Эдгар
Жанр или тематика: научная монография
Место издания: Wiesbaden
Издательство: Otto Harrassowitz
ISBN: 3-447-01666-3
Серия: Schriften zur Geistesgeschichte des östlichen Europa. Bd. 7
Язык: Немецкий
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста (с ошибками)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 319
Описание: Обобщающая монография немецкого историка-слависта Эдгара Хёша посвящена изучению ересей на Руси с XI по середину XVI века. Автор приходит к выводу, что все обвинения в ереси до конца XIV века либо необоснованны, либо в действительности не имеют ничего общего с собственно ересью. В книге рассмотрены ереси стригольников (кон. XIV – нач. XV в.), «жидовствующих» (кон. XV – нач. XVI в.) и случаи различных «еретиков» до середины XVI века. В Московии конца XVI века задокументированных случаев ереси нет.
Исследователь уделяет особое внимание переводным византийским антиеретическим сочинениям, прослеживая развитие представлений о ереси на Руси, в частности потому, что у восточных славян в течение нескольких сотен лет не было реальных ересей, к которым можно было бы применить византийские идеи. Преемственность стандартной терминологии при борьбе с еретическими учениями исключает буквальное толкование многих антиеретических обвинений. Хёш призывает к более тщательному изучению восточнославянских рукописей переводных антиеретических сборников, хранящихся в советских архивах. Кроме того, он настаивает на внутреннем, собственно религиозном, понимании ереси и решительно выступает против марксистской рамки советской науки, которая интерпретирует ересь как форму социально-экономического протеста. Почти две трети всех известных еретиков в Московии были священнослужителями, и ни один из них не высказывал никакой «антифеодальной» социальной программы. Автор также решительно отвергает попытки советских учёных увидеть в менталитете еретиков элементы гуманизма эпохи Возрождения: их взгляды отражают не столько светское свободомыслие, сколько обычные средневековые религиозные понятия.
Хёш исходит из того, что период с середины XV до середины XVI в. был основополагающим в истории самостоятельной Русской православной церкви: освободившись от подчинения Константинополю, она должна была примириться с новым централизованным московским самодержавием. Проблемы ересей, очевидно, сыграли решающую роль в этом процессе. Необходимость борьбы с ними привела к развитию такого института, как церковный собор, что имело судьбоносные последствия уже в XVII веке. В идеологическом аспекте сотрудничество с государством в подавлении религиозного инакомыслия способствовало формированию нового религиозного сознания, в котором под влиянием теории Москвы как Третьего Рима религиозный и политический конформизм стали взаимосвязанными. Результатом этого, а не сделки между иосифлянами и московскими правителями по поводу церковных земель и теории самодержавия, стала политизация ереси в XVI веке, что хорошо иллюстрируется такими случаями, как дело Максима Грека.
Признавая заслуги советских исследователей в изучении рукописных источников, Хёш тем не менее остро критикует советскую науку за многочисленные примеры ошибочной логики.
Примеры страниц (скриншоты)
Оглавление
Vorwort
Einführung
1. Terminologische und methodische Vorfragen
a) Zur Traditionsgeschichte des häresiologischen Schrifttums in Russland
b) Zur Ketzerterminologie im alten Russland
c) Zur Deutung von „strigol’nik“ und „Judaisieren“
2. Quellen und Quellenpublikationen
a) Bemerkungen zur Editionsgeschichte
b) Der Gennadij-Kreis und das Problem des häretischen Schrifttums
3. Altrussische Häresien des 11.—14. Jahrhunderts
a) Die Anfänge häretischer Gruppierungen im ostslavischen Raum
b) Die „strigol’niki“
4. Die „Ideologisierung“ des Häresienbegriffes im alten Russland
a) Die Anfänge der „Novgoroder Häresie“
b) Das Problem der Ideenfiliationen
c) Zur „Lehre“ der „Judaisierenden“
d) Das Verhältnis von Kirche und Staat
5. Das Ketzergericht in der altrussischen Kirche
6. Vom Häresieverdacht zur Ketzersynode
a) Die Stellung der Synode in der altrussischen Kirche
b) Zur Praxis der Ketzersynoden im 14. und 15. Jahrhundert
c) Die „Schrift“ als Grundlage des Häresieverdachtes
7. Die Politisierung des Häresiebegriffes im 16. Jahrhundert
a) Vom „Heiligen Russland“ zum „Rechtgläubigen Reich“
b) Maxim Grek und Vassian Patrikeev als Gegner der Moskauer „Orthodoxie“
c) Zur Typologie des „Ketzers“ auf den Synoden der 50er Jahre des 16. Jahrhunderts
8. Zur Stellung der „Häresie“ in der russischen Geschichte des 15./16. Jahrhunderts
Anmerkungen
Abkürzungsverzeichnis
Schrifttumsverzeichnis
Register
Перевод оглавления
Предисловие
Введение
1. Вопросы терминологии и методологии
a) История изучения ересей на Руси
b) Ересеологическая терминология древней Руси
c) Интерпретация понятий «стригольники» и «жидовствующие»
2. Источники и их публикации
a) Заметки об истории публикаций
b) Геннадиевский кружок и проблема еретической литературы
3. Древнерусские ереси XI–XIV веков
a) Появление еретических групп в восточнославянском ареале
b) «Стригольники»
4. «Идеологизация» понятия ереси в древней Руси
a) Появление «новгородской ереси»
b) Проблема идейных связей
c) Об «учении» «жидовствующих»
d) Отношения между церковью и государством
5. Суд над еретиками в древнерусской церкви
6. От подозрений в ереси до собора против еретиков
a) Статус собора в древнерусской церкви
b) О деятельности соборов против еретиков в XIV и XV веках
c) «Писание» как основа для подозрений в ереси
7. Политизация понятия ереси в XVI веке
a) От «Святой Руси» к «Правоверному Царству»
b) Максим Грек и Вассиан Патрикеев как противники московского «православия»
c) О типологии «еретиков» на соборах 50-х годов XVI века
8. О статусе «ереси» в русской истории XV–XVI веков
Примечания
Список сокращений
Список литературы
Именной указатель
Классическая работа о «стригольниках» и «жидовствующих», с изданием всех основных источников, в хорошем качестве на Рутрекере:
Казакова Н. А.,
Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века (1955):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=6721791
Другие раздачи, посвящённые «ереси жидовствующих»:
Howlett J. R. The heresy of the Judaizers and the problem of the Russian Reformation (1979):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=6770294
De Michelis C. G. / Де Микелис Ч. Дж. La valdesia di Novgorod. «Giudaizzanti» e prima riforma / Жидовствующие. Новгородско-московская ересь XV в. и ранняя Реформация (1993/2021):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=6770508
Wimmer E. Novgorod – ein Tor zum Westen? Die Übersetzungstätigkeit am Hofe des Novgoroder Erzbischofs Gennadij in ihrem historischen Kontext (um 1500) (2005):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=6771297
Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI в.: стригольники и жидовствующие (2012):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=6721337
Грищенко А. И. Правленое славяно-русское Пятикнижие XV века: предварительные итоги лингвотекстологического изучения (2018):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=6701979