The heresy of the Judaizers and the problem of the Russian Reformation / Ересь жидовствующих и проблема русской Реформации
Год издания: 1979 [1976]
Автор: Howlett, Jana R. / Хоулетт, Яна Р.
Жанр или тематика: докторская диссертация (PhD thesis)
Издательство: Somerville College, Oxford (на правах рукописи)
Язык: Английский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста (с ошибками)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 229
Описание: В 1504 году великий князь Иван III созвал церковный собор для суда над несколькими московитами и новгородцами, обвинёнными в ереси. Собор признал этих людей виновными, и они были сожжены на костре во время публичных казней в Новгороде и Москве. Суд и казнь 1504 года были последними из трёх судебных процессов над группой, обвинённой в «иудействующей» ереси, известной историкам как «ересь жидовствующих».
Первый суд над еретиками состоялся в 1486 году, второй — в 1490-м. Свидетельства, собранные для этих судов Геннадием, архиепископом Новгородским, который утверждал, что обнаружил ересь, летописные сообщения 1486 и 1490 гг., документы, составленные Соборами 1488 и 1490 гг., а также «Просветитель» Иосифа Волоцкого (полемический трактат против ереси «новгородских еретиков, жидовская мудрствующих») предоставляют много материала для изучения первой задокументированной ереси в Русской церкви.
Как показывает обзор исторического контекста и историографии об этой ереси в Главе I, участие многих предполагаемых «жидовствующих» в делах церкви и государства в период важных изменений, затронувших как церковь, так и государство, а также отношения между ними, делает понимание ереси важным для нашего представления о Московской Руси в конце XV — начале XVI в. Однако многочисленные исследования «ереси жидовствующих», проведенные историками с XIX в. по настоящее время, не привели к единому мнению о происхождении и природе этой ереси.
Её рассматривают по-разному: как результат иудейской пропаганды среди русской церкви, как влияние западных идей Ренессанса и Реформации в России или — и это мнение доминировало в советской историографии последнего времени — как симптом самобытного движения Реформации (или Предреформации), затронувшего все русское общество в конце XV — начале XVI в.
Настоящая работа представляет собой попытку решить вопросы, поднятые в исследованиях ереси, на основе пересмотра опубликованных и рукописных первоисточников. Они делятся на две категории: это источники, представляющие свидетельства против «жидовствующих» (со стороны обвинителей), и источники, связанные с самими еретиками. В Главе II рассматриваются свидетельства обвинителей в связи с процессами 1488 и 1490 гг. (так называемый новгородский этап ереси). Большая часть этих свидетельств принадлежит архиепископу Геннадия Новгородскому, но изучение трудов Иосифа Волоцкого, написанных до 1490 г., показывает, что они не имеют прямого отношения к предмету данного исследования.
Свидетельства Геннадия не получили должного внимания, хотя они содержат ценную информацию не только о ереси, которую он обнаружил в Новгороде, но и о процедурах, принятых в Русской церкви в этот период для выявления и идентификации любой ереси. Его свидетельства объясняют выбор ярлыка «жидовства» и показывают, что в Новгороде были совершены некие еретические деяния, хотя и не обязательно теми людьми, которые были осуждены в 1488 и 1490 гг. Послания Геннадия дополняются официальными документами, изданными Соборами 1488 и 1490 гг., и ясно, что еретики были судимы в соответствии с общепринятой процедурой, а доказательства и обвинительные заключения были получены Геннадием при полном содействии великого князя.
Геннадий оставался архиепископом Новгорода до 1503 г., но изучение работ, созданных при его дворе после 1490 г. (Глава III), даёт мало оснований полагать, что он продолжал свою кампанию против ереси. В качестве свидетельств против еретиков, судимых в 1504 г., историки были вынуждены полагаться на сочинения Иосифа Волоцкого, но изучение его полемических трактатов (позже включённых в «Просветитель») и посланий, написанных до 1504 г., даёт мало достоверной информации о воззрениях «жидовствующих». Даже «Просветитель», написанный, вероятно, после, а не до Собора 1504 г., как это обычно считается, лишь повторяет обвинения, выдвинутые первоначально против новгородских еретиков, осужденных в 1488 и 1490 гг.
Таким образом, свидетельства обвинителей в период между 1490 и 1504 гг. дают мало информации о деле, возбуждённом против еретиков, осужденных Собором 1504 г. Такого рода сведения также искались в так называемой «литературе жидовствующих», то есть в произведениях, написанных теми, кого обвинители называли «жидовствующими» еретиками, или связанных с последними.
В Главе IV рассматриваются произведения, большинство из которых связано с московскими «жидовствующими». Несколько из них сохранилось в рукописях конца XV — начала XVI в., и ясно, что в то время большинство из них не считалось еретическим. Напротив, они принадлежали к жанрам вероучительной православной литературы.
В Главе V делаются некоторые выводы на основе свидетельств источников. Если принять, что еретиком является тот, кого признает таковым господствующая церковь, то новгородцы, осужденные в 1488 и 1490 гг. органом, представляющим церковь, и в соответствии с общепринятой канонами процедурой, были еретиками. Однако имеющиеся свидетельства о новгородских еретиках и о методах, использовавшихся для выявления и определения ереси, позволяют предположить, что они были виновны не в отступлении от православных христианских догматов, а лишь в нарушении обрядов и в критике церковной и, возможно, светской власти.
Имеется мало доказательств того, что люди, обвинённые в ереси в 1504 г., были осуждены в соответствии с прецедентом по делу новгородских еретиков 1488 и 1490 гг. или органом, представляющим официальную церковь. Принятое мнение о том, что они были еретиками, не подтверждается имеющимися свидетельствами, и причины их осуждения, вероятно, были не религиозными, а политическими.
Примеры страниц (скриншоты)
Оглавление
Preface
Notes to the Text
Chapter I. Introduction and Historiography
Chapter II. The Evidence of the Accusers: 1487–1490
Chapter III. The Evidence of the Accusers: 1490–1504
Chapter IV. The Evidence of the Judaizers
Chapter V. Conclusions
Appendix I. Circumcision, 17th cent., Tverʹ region (Rublev Museum, Moscow)
Appendix II. Family tree of Fedor and Ivan Volk Kuritsyn
Appendix III. Typical references to heresy in the 16 Slova of the Prosvetitelʹ of Iosif of Volokolamsk
Table 1. MSS of Laodikiyskoe poslanie
Table 2
Bibliography
Abstract
Классическая работа о «стригольниках» и «жидовствующих», с изданием всех основных источников, в хорошем качестве на Рутрекере:
Казакова Н. А.,
Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века (1955):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=6721791
Другие раздачи, посвящённые «ереси жидовствующих»:
Hösch E. Orthodoxie und Häresie im alten Rußland (1975):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=6771152
De Michelis C. G. / Де Микелис Ч. Дж. La valdesia di Novgorod. «Giudaizzanti» e prima riforma / Жидовствующие. Новгородско-московская ересь XV в. и ранняя Реформация (1993/2021):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=6770508
Wimmer E. Novgorod – ein Tor zum Westen? Die Übersetzungstätigkeit am Hofe des Novgoroder Erzbischofs Gennadij in ihrem historischen Kontext (um 1500) (2005):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=6771297
Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI в.: стригольники и жидовствующие (2012):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=6721337
Грищенко А. И. Правленое славяно-русское Пятикнижие XV века: предварительные итоги лингвотекстологического изучения (2018):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=6701979
Доп. информация: На титульном листе диссертации указан 1976 год, однако рукопись была депонирована в 1979 г., и обычно по этой дате (как дате условно публикации) ставятся ссылки на работу. Черновик переработанной версии этой диссертации (пока не изданный в виде книги) автор выложила на своей персональной странице в научной социальной сети «Асаdеmіа.edu»:
https://www.academia.edu/44710098/