Для "настольной книги" книга на раздаче не дотягивает уж тем, что автор остановился на марксизме во времени. Я, конечно, за марксизм, за его развитие и синтез - хотя бы с тем же экзистенциализмом, мысль эта проста и развивалась и Сартром, и Акселосом, и другими реально и на практике. Но почему надо остановиться на марксизме в учебнике -- это совершенно непонятно. Единственное, что можно подумать, автор считает, что марксизм относится именно к истории философии, а не к современной философии, как авторская позиция. ТИпа, аристотелизм. Но ведь есть другие учебники и пособия по истории философии, которые заканчиваются на постструктурализме и постмодернизме, причем имеют внутри графические схемы, таблицы и объем примерно на 200 страниц меньше, что может быть уместным и плюсом. Есть и международно признанные издания истории философии , претендующие на статус "учебника философии", например, Скирбекка & Гилье -- примерно того же объема, но заканчиваются --- как и положено --- на современной философии.
В таких случаях ловишь себя на мысли, какое это великое человеческое и философское счастье, владеть греческим, латинским, немецким, русским языком.
Да что там прибалтийские языки и языки народов Севера и Юга! ---
Даже (анималистичное) мышление англосаксов по чисто языковым причинам [типа, the being = сущее + сущность, education = образование + воспитание, etc.] неспособно проникнуть в тексты и дискурс диамата: На сегодняшний день по диамату на английском есть всего пара учебников - старый Корнфорта и новый Спиркина (перевод).
Другие причины диалектического несчастья на Британских островах изложены здесь:
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3448479
Порадуемся возможности изучения диамата на языках континентальной Европы (новая крупная немецкая Dialektik, автор Holz, в 5 тт. -- Dialektik von Hans H Holz, EUR 399,- на Амазоне).
Что такое диамат:
скрытый текст
Общая характеристика. Диалектический материализм (диамат) - философское учение, исторически - официальная советская философия в СССР, составная часть политической и идеологической доктрины марксизма, наряду с историческим материализмом. Методологическая основа советской науки. Смысл термина "материализм" заключается в трансформации понятия "реализм" как реальности, существующей вне сознания и независящей от него при перенесении Марксом гегелевской спекулятивной диалектики в материалистическоe и монистическое мировоззрение (марксизм).
Основные определения и особенности. Материя, как вид субстанции, согласно диалектическому материализму, - единственная первооснова мира, сознание вторично - свойство материи; движение и развитие мира - результат его внутренних диалектических противоречий.(*) Основные законы диалектического материализма (материалистической диалектики): единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. [(*) - Научный факт со времен досократиков (Гераклит) - как обьяснение диалектического движения и развития мира.]
Современная материалистическая философия, материалистическая диалектика отражает состояние мышления и общества в постиндустриальную эпоху.
Главной составной частью современного материализма (материалистической диалектики) является новый гуманизм в парадигме а н т р о п о ц е н т р и з м а как фундаментальная предпосылка существования системы общественных отношений постиндустриального общества в условиях глобального, мирового кризиса.
Современный диалектический материализм (неомарксизм) создает реальную возможность решения современных проблем развития науки и социальной практики путем преодоления идеологем как тоталитаризма, так и антикоммунизма среди участников «холодной войны» — путем эволюции мировой цивилизации. Для этого однако требуется деидеологизация и демифологизация философии по обе стороны фронтов в условиях свободы доброй воли участников процесса коэволюции. - Современный европейский неомарксизм дистанцируется от революционной составляющей оригинального марксизма и ограничивается сферой культурологической и социлогической надстройки - как социология, культура.- См. напр.: Неомарксизм и проблемы социологии культуры, М., 1980.
Представители и источники. В отношении диалектического материализма как философского мировоззрения, учения и марксизма как политического исторического научного учения (в немецкой вики указано как «научного», так и «влиятельного») в России царит тотальная анархия, процесс саморазрушения дошел до крайностей и прямого ущерба интересам общества и государства, реально — это незнание и непонимание сути, реального положения вещей. См., например: Марксизм: Pro и Contra. M., 1992.
На Западе неомарксизм внушительно представлен влиятельными именами Т. Адорно, Л. Альтюссера, Э. Блоха, А. Грамши, Д. Лукача, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартрa, Ю. Хабермасa и многими другими (cм., напр., обширную ст. "Неомарксизм" в кн. Современнaя западнaя философия, словарь, разные гг. изд.- после 1991, Москва), в основном университетской профессурой. Курс тематического изучения «Капитала» Маркса, например, в Массачусетском университете (США), согласно доступной программе, весьма основательный и более значительный, чем ординарной темы. В США выделяют следующие версии европейского марксизма: гуманистический марксизм, франкфуртскую и неогегельянскую школы, а также экзистенциальный и структуралистский марксизм. - См. The Columbia History of Western Philosophy, Ed. Richard Popkin, N.-Y., Columbia University Press, 1999, pp. 721-730.
Pеакция на диамат и критику. Ж. Деррида видит учение Маркса в постструктуралистском и постмодернистском ключах, устанавливая связь марксизма с идеями Шекспира, П. Валери и Ф. Фукуямы. См. его "Позиции", "Призраки Маркса".
Э. Мунье как неотомист считает, что необходимо изучать марксизм, поскольку творчески понятый марксизм может оказаться не так уж и далек от персоналистического реализма, и время, безусловно, примирит Маркса и Кьеркегора. См.: Mounier E. Introduction aux existentialismes. Paris, 1965, p. 103.
К. Поппер подвергся обоснованной критике за свое чисто позитивистское отношение к диалектике как основе диамата. В частности, во Франции и, особенно, в Германии было мотивированно заявлено, что сведение (эрзац, подмена) гегелевской триады тезис-антитезис-синтез к фаллибизму, дескриптивизму, эмпиризму, логистицизму, методу проб и ошибок (Trial-and-Error) -- вне кантовских трансцендентальных связей в мышлении -- есть "неподходящая попытка" репрезентации диалектики. Данный пример следует рассматривать как частный случай проявления борьбы традиционной континентальной и внеконтинентальной (эмпиристской) школ философского мышления, континентализма и англосаксонизма.- См. критику позиции Поппера, напр.: UTB Online Woerterbuch Philosophie, Dialektik.
Папа Иоанн Павел II в энциклике накануне XXI века (1994)заявил, что "рыночная экономика не способна решить всех насущных проблем человечества" и что "коммунизм несет в себе “зерно истины”, утрата которого имела бы негативные последствия".
Резюме. При ограничении философского лейтмотива (т.е. - вне идеи революционной борьбы) в диалектическом материализме можно найти с о в р е м е н н о е (разрядка наша), послегегелианское выражение философии здравого смысла (Common-Sense-Philosophy), а вместе с ней (по Бохеньскому) «целый ряд забытых...многими западными философами презренных истин, без которых какое-либо разумное созерцание мира невозможно». Цит. в пер. по: Rehmke J., Schneider F. Geschichte der Philosophie, Wiesbaden, o.J., S. 357. И далее по тексту: Взаимосведенность философии и жизни, мышления, деятельности, познавательный реализм, акцент на материальном бытии, от которого зависят духовные процессы, вплоть до попытки объяснить качественное разнообразие сущего через диалектическое развитие, вопрос состоит лишь в том, является ли заимствованная у Гегеля диалектика возможностью материальной действительности, которая диалектически проникает в сознание как знание. Искусство ведения спора предполагает наличие противоречий. Однако здесь в центре внимания оказывается не риторика, нематериальное, но «законы движения и развития природы и общества» (ibidem).
Как стал возможным 5-томный Holz в наши дни? - Ответ на этот вопрос есть у Ленина -------> Какие великие идеи разработки диалектики / диамата дал Ленин
на грядущие века (по Кедрову, О методе изложения диалектики):
скрытый текст
СВОДНЫЙ ПЛАН
РАЗРАБОТКИ И ИЗЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ КАК СОЕДИНЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ
ЛЕНИНСКИХ ПЛАНОВ
ДИАЛЕКТИКА КАК НАУКА
(опыт реализации ленинских планов труда о диалектике)
Часть вводная Диалектика как учение о развитии в его полном виде
Глава I. Предмет диалектики
1) Определение диалектики как учения о развитии, включая развитие человеческого познания;
2) Движение познания как отражение движения вещей; гносеологическая основа метода восхождения от абстрактного к конкретному;
3) Диалектика как логика и теория познания материализма.
Глава II. Единство различных подходов к диалектике
1) Двоякий подход к диалектике: генетический (познавательные ее источники) и структурный (ее ядро и его развертывание);
2) Взаимосвязь двух принципов диалектики: единство мира и развитие мира.
Глава III. Вопрос об истине
1) Вопрос об истине как один из центральных вопросов диалектики (диалектической логики);
2) Пути и характер познания истины;
3) Роль практики в процессе познания.
Глава IV. Особенности марксистской диалектики
1) Противоположность марксистской диалектики гегелевской диалектике;
2) Особенность развития материалистической диалектики в новых исторических условиях XX века
Часть I Диалектика как обобщение истории мысли (генетический подход к диалектике)
Отдел I История мысли как один из источников диалектики (план из конспекта лассалевского «Гераклита» /314/)
Глава I. Филогения мировой человеческой мысли
1) Древнегреческая философия как зародыш научной мысли человечества;
2) История философии как общей науки;
3) История отдельных наук как частных.
Глава II. Онтогения индивидуальной человеческой мысли
1) История умственного развития животных;
2) История умственного развития ребенка;
3) Психология.
Глава III. Материальная основа филогении и онтогении человеческой мысли
1) История языка;
2) Физиология органов чувств и мозга.
Отдел II Диалектика исторического и логического («план диалектики (Логики) Гегеля» /297 — 298, 301 — 302/)
Глава IV. Общий ход человеческого познания
1) Непосредственные явления («бытие»);
2) Сущность вещей и явлений («сущность»);
3) Процесс познания («понятие»).
Глава V. Категории диалектики (логики) как ступени познания и практической деятельности человека
1) Категории, касающиеся непосредственных явлений;
2) Категории, касающиеся сущности;
3) Проверка практикой результатов познания и связанные с нею категории;
4) Активная роль сознания, совпадение его творческой и отражательной функций.
Глава VI. Логика «Капитала» Маркса как образец диалектики
1) Единство логики, диалектики и теории познания материализма в «Капитале»;
2) История капитализма и анализ понятий, ее резюмирующих;
3) Начальный пункт изложения «Капитала»;
4) Двоякий анализ в «Капитале» и проверка найденного практикой, фактами.
Часть II Диалектика как учение о единстве противоположностей (структурный подход к диалектике)
Отдел I Элементы диалектики (фрагмент «Элементы диалектики» /202 — 203/)
Глава I. Объективность диалектики против субъективизма и эклектицизма
1) Сама вещь и ее собственное движение (развитие);
2) Сама вещь, ее отношения и их всеобщность.
Глава II. Существо диалектики и ее главные законы
1) Внутренние противоречия; единство и борьба противоположностей; определение диалектики;
2) Превращения формы и содержания в ходе развития; переходы в свою противоположность; взаимные переходы количества и качества;
3) Повторяемость и возвраты в ходе отрицания отрицания.
Глава III. Диалектика процесса познания
1) Бесконечность процесса познания; раскрытия новых сторон у явлений, углубления в их сущность и в познание их закономерной связи;
2) Противоречивость процесса познания: соединение анализа и синтеза и вообще противоположных сторон и приемов познания.
Отдел II Ядро диалектики (фрагмент «К вопросу о диалектике» /316 — 318; 321 — 322/)
Глава IV. Единство противоположностей как источник развития
1) Единство противоположностей как суть диалектики;
2) Диалектика против эклектики;
3) Конкретизация единства противоположностей в различных науках;
4) Условие познания процессов мира в их «самодвижении»;
5) Две основные концепции развития;
6) Соотношение относительного и абсолютного.
Глава V. Метод восхождения от абстрактного к конкретному
1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному в «Капитале»;
2) Метод восхождения от абстрактного к конкретному в диалектике вообще;
3) «Клеточка» мышления и языка;
4) Раскрытие заложенных в «клеточке» зачатков противоречий;
5) «Клеточка» в науке (естествознании);
6) Совпадение диалектики с теорией познания.
Глава VI. Противоречивость пути познания
1) Познание как ряд кругов;
2) «Круги» в развитии философской мысли;
3) Применение диалектики к теории отражения;
4) Метафизический и диалектический материализм о существе философского идеализма;
5) Раскрытие диалектикой гносеологических и классовых корней идеализма.
Выводы. Значение марксистской диалектики для науки и революционной деятельности.