Мы знаем о Хутынском монастыре и его основателе из жития преподобного Варлаама, одного из первых и наиболее почитаемых северных русских святых. Варлаам не был ни первым святым в Новгороде, ни первым новгородским святым, но его посмертное почитание было так же велико в Новгороде, как и Сергия Радонежского в Москве. Варлаам, сын богатых новгородцев Михаила и Анны, названный при крещении Алексеем, происходил из знатной боярской семьи, рано приобщился к книгам и слову Божию и, вопреки увещеваниям родителей, с юных лет отличался строгим воздержанием, постом, всевозможными лишениями, а после их смерти принял пострижение и, поселившись в Лисицком монастыре, получил монашеское имя Варлаам. Однако жизнь в большой обители не удовлетворяла сурового подвижника, который искал настоящего уединения. Он ушел из Новгорода и подвизался в 10 километрах от него в местечке «Хутынь». Это место пользовалось дурной славой - «худое», по преданию, здесь с незапамятных времен свила себе гнездо нечистая сила и тревожила попадавших сюда людей. Привлеченный красотой местоположения, Варлаам поселился там, поставив сначала крест и небольшую келью. Но однажды поблизости от нее в лесной чаще Варлаам был поражен лучом света, озарившим местность, и в память этого святого знамения поставил 1192 году на том месте церковь во имя Преображения Господня. С построением и освящением церкви возник Хутынский монастырь, и Варлаам был поставлен игуменом над начавшей собираться сюда братией. В числе приходивших в обитель Варлаама людей были и простолюдины, и знатные вельможи не только из Новгорода и его окрестностей, но и других отдаленных мест. Варлаам не забывал дать каждому отдельные отеческие наставления. Монастырь был одним из самых богатых, сохранилось только 7 подлинных жалованных грамот на землю. Сам преподобный Варлаам был почитаем в списках общерусских святых. Еще при жизни он славился среди новгородцев своей святостью, пророчествами и чудесами. Однажды «преподобный послал монахов ловить рыбу... между прочим в Волхове пойман был огромный осетр, но рысаки скрыли его и принесли преподобному только мелкую рыбу... он сказал: «Детей вы принесли, но куда девали мать?». Живя в пустыни, управляя братией и ведя строгую подвижническую жизнь, Варлаам в то же время часто бывал в городе у владыки Антония. Путь на владычный двор (рядом с Софийским собором) лежал через волховский мост, служивший в то время местом казни преступников, которых бросали, в воду Проходя однажды по мосту, он увидел приготовления к подобной казни и остановил палача, испросив согласие взять осужденного в монастырь. Через некоторое время Варлаам опять оказался свидетелем новой готовящейся расправы над преступником, родители которого бросились к ногам пре подобного, умоляя вступиться за их сына, но, к общему удивлению, Варлаам быстро прошел мимо, как бы не замечая окружающего. Казнь совершилась, а когда кто-то из братии, бывший очевидцем происходящего, попросил объяснить этот поступок Варлаам сказал: "Первый преступник был осужден справедливо, но в сердце его пробудилось чувство раскаяния, и я предвидел, что он может добродетельной жизнью загладить прежние грехи, второй же человек был невиновен, но, чтобы со временем злоба не переменила его разума, и лесть не пре льстила души его, промысел Божий благоволил по терпеть ему страдальческую смерть и мученическим путем войти в царство небесное: вот почему я не мог за него ходатайствовать". В другой раз, прощаясь с новгородским архиепископом, преподобный Варлаам изумил его своим обещанием приехать в следующий раз в пятницу, на первой неделе Петрова поста (т.е. в июне), на санях. Но пророчество осуществилось самым неожиданным образом: в ночь на означенную пятницу выпало столько снегу, что, действительно, преподобный при ехал по санному пути в город. Он застал владыку в глубокой скорби о погибших хлебах, которые в это время уже начинали цвести. Старец Варлаам успокоил его, объяснив, что без этого мороза настал бы голод, ибо все хлебные корни были поражены червем, который теперь погиб от холода. На следующий день наступила жара, снег растаял и напоил землю, как изобильный и благотворный дождь, а урожай в тот год, действительно, был богатым. В память этого события владыка установил на все времена совершать в первую пятницу Петрова поста торжественный крестный ход из Софийского собора в обитель. До XVII века было даже два крестных хода: накануне -сухопутьем и в сам праздник - водой. Водный крестный ход был особенно торжественным. На рассвете процессия с иконами, хоругвями, множество духовенства с новгородским владыкой во главе, проходила через владычные врата на берег, помещалась на паромы и отплывала. По пути непрерывно пели молебны, читали Евангелие, житие преподобного Варлаама. На берегу у монастыря крестный ход встречала братия с настоятелем, присоединялась к процессии и все проходили в главный храм, где совершалась литургия. По окончании службы бояре, воевода, духовные отцы садились в монастыре за строгий монашеский стол, за которым обносилась (чаша о государевом здравии и раздавался Богородичный хлеб. Многие новгородцы, бывшие в залах иконописи Новгородского музея, видели большую замечательную икону "Видение пономаря Тарасия", на которой изображено еще одно чудо, случившееся в Хутынской обители в 1505 году. По преданию, созданию иконы предшествовали следующие события. В 1505 году в Варлаамо-Хутынском монастыре пономарь Тарасий, пришедший в храм зажечь светильники к заутрени, увидел чудесное видение. Храм был освещен. Из надгробия своего вышел преподобный и молился перед местными иконами Спасителя и Божьей матери о спасении Новгорода. Затем он обратился к Тарасию и сообщил ему, что Господу угодно погубить Новгород за великие грехи его. Трижды посылал он затем Тарасия на церковный кров, чтобы видеть, какие казни уготованы городу. В первый раз Тарасий увидел, что воды Ильменя высоко поднялись над городом. Во второй раз - множество ангелов, стреляющих в народ огненными стрелами, и, наконец, в третий раз - огненную тучу, стоявшую над городом. Преподобный объяснил, что по его молитве Господь отвратил два первых бедствия - потопление и мор, но что торговая сторона Новгорода сгорит, причем погибнет множество народа. После того он лег опять в свою гробницу, и свечи в храме угасли. Тарасий тотчас же рассказал свое видение, и, в свое время, 20 августа 1508 года, оно и исполнилось страшным пожаром Торговой стороны Новгорода, в котором погибло много людей. Чудеса, связанные с именем Варлаама Хутынского, не оборвались с его кончиной. В середине XV века новгородский архиепископ Евфимий Второй освидетельствовал святые мощи Варлаама Хутынского. Гроб старца был открыт, и мощи преподобного в нем были найдены нетленными. Вскоре после того Хутынский монастырь посетил великий князь Иоанн Васильевич Третий. Войдя в собор Преображения, князь пожелал увидеть нетленные мощи святого Варлаама, но сделать это ему не удалось. Когда крышку саркофага приподняли, из гроба полыхнуло пламя настолько сильное, что, как свидетельствовали очевидцы, от него едва не загорелась деревянная храмовая дверь. Князь Иоанн в испуге бросил возле саркофага жезл и выбежал из церкви. Как впоследствии это событие описали лето писцы, князь "чудесно пораженный удалился". Иоанн Васильевич Третий положил отсчет богатым вкладам и пожертвованиям Хутынскому монастырю от российских князей и царей. Собственные вклады в новгородскую обитель делали Дмитрий Пожарский, Василий Шуйский и многие другие исторические личности России, вплоть до Петра Великого. В 1611 году Хутынский монастырь стал штаб-квартирой шведов, напавших на Великий Новгород, и это спасло православную обитель от шведского нашествия. Тем не менее, захватчики увезли с собой более 139 фунтов серебра с гроба Варлаама-чудотворца и жемчуга на 58 рублей. В 1764 году обитель в Хутыни получила первый монастырский класс. В 1816 году в Богословском приделе собора Преображения Господня был, согласно завещанию, захоронен поэт Гаврила Державин. После революции, в двадцатых годах минувшего столетия, монастырь разграбили. Тем не менее, он не прекратил своего существования. Монастырский комплекс сильно пострадал в 1941-1944 гг. В девяностые годы 20 века началась активная реставрация ансамбля Хутынского монастыря. К настоящему моменту он известен не только как один из наиболее значительных, но и как один из самых красивых памятников древне русской архитектуры в России. В последние годы здесь действует святая женская обитель.
Паломники едут к святыням монастыря не только из Великого Новгорода и области, но и со всей России.
Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь
[ Историческая справка ] 12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит освящение Успенского собора — главного храма Валдайского монастыря. Эта обитель была первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Портал Патриархия.ru публикует рассказ о богатой истории монастыря, который был создан в середине XVII веке Патриархом Никоном по образу Иверского монастыря на Афоне. История создания обители Валдайская обитель стала первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Взойдя 25 июля 1652 г. на Патриарший престол, Патриарх Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Последний одобрил замысел Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. Летом 1653 года были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским. К началу 1654 г., по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников. Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В тоже время — в 1654 г. — в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и многих других святых. В мае 1654 была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины. В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. До этого на Руси существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. В обители также берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса. В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря — Успенский собор. В том же году он был освящен. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие современники. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: «Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...». Иверская икона Иверская икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон будучи еще Новоспасским архимандритом обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а также снять и прислать точный план Иверского Афонского монастыря. К этому времени восходит замысел создать на русской земле Новый Афон. В ответ на эту просьбу на Афоне был совершен молебен братией числом 365 человек перед началом писания образа. Иконописец Иамвлих Романов написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года в Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и Патриархом при большом стечении народа. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора. По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии. История обители в XVII ― нач. XX вв. По смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получил статус первоклассного, число братии в это время составляло 200 человек. Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осужден и низложен с Патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри (Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский) были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли. Главным сооружением Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. От первоначального убранства собора до сего дня остались кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века. К началу XVIII века Иверский монастырь оскудел и пришел в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей была приписана к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь утерял вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовностью, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний. Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания. В начале XX века святую обитель часто посещал церковный писатель С.А. Нилус, вместе со своей семьей он прожил на Валдае около 5 лет. Монастырь в годы советской власти После событий 1917 года монастырь ожидала печальная судьба. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Осенью 1918 года советской властью у монастыря были отобраны: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Впрочем, вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены. Новая кампания по изъятию церковных ценностей началась через несколько лет и в тот период Иверский монастырь был разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров, в монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении. За время советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. Восстановление обители Большие усилия к возвращению монастыря Новгородской епархии приложил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. В 1991 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Успенском соборе он совершил молебен перед возвращенной Иверской иконой Божией Матери. Монастырь был передан Новгородской епархии в аварийном состоянии. Разрушение храмов и построек было столь значительно, что многие паломники, посещавшие монастырь, не верили в возрождение Иверской обители. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан. За годы его наместничества игумена были устранены общая захламленность территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек. В 1995 г. в ходе проведения на территории монастыря Всероссийского фестиваля звонарей обители были пожертвованы несколько колоколов. Число насельников увеличилось более чем вдвое, и вскоре состоялись первые монашеские постриги. В 1998 году архиепископ Лев освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе; в обоих храмах установлены временные иконостасы. В июне 2002 г. наместническое послушание было возложено на иеромонаха Нила, однако время его трудов в новом качестве оказалось трагически коротким: в конце 2002 г., торопясь на праздничное богослужение в Великий Новгород, он и два насельника обители погибли в автокатастрофе. Сейчас наместником монастыря является архимандрит Ефрем (Барбинягра). В настоящее время возрождается монастырская библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг по богословию и истории Церкви. Открыт небольшой музей, посвященный Патриарху Никону и истории монастыря. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. Всего за период с 2004 по 2008 годы в работах по восстановлению монастыря приняли участие более трех тысяч человек различных специальностей. 12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Малого освящения соборного Иверского (бывшего Успенского) храма монастыря, а также Божественную литургию в этом соборе. В тот же день в присутствии президента России В.В. Путина Святейший Патриарх совершил молебен перед Иверской иконой Божией Матери в новоосвященном храме. По материалам интернет-источников, Пресс-службы Московской Патриархии и сайта Валдайского монастыря
Покрово-Тервенический женский монастырь
История монастыря неотделима от истории места, которое дало ему возможность вырасти. Деревня Тервеничи известна с 12 века. Это поселение всегда было центром духовной и общественной жизни. И даже в тяжелые времена экономических и политических кризисов Тервеничи продолжали оставаться центром просвещения и духовности. С середины 18 века в деревне открылась церковно-приходская школа, а с 1884г. – училище Министерства Народного Просвещения. В нале 20 века стала работать земская больница. В отличие от близлежащих деревень, где были только часовни, в Теревеничах всегда была церковь, а то и несколько. Но храмы были деревянные, часто горели, и до наших дней ни один из них не сохранился. Известно, что в селе была церковь Архангела Михаила. В конце 18 века был построен еще и храм Покрова Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1917 году. В 1861 году, на средства местных жителей был построен большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Крупным вкладчиком в строительство и содержание храма была семья Генеральских. Федор Генеральский был последним его старостой. Известны имена священников служивших в Тервеничах: о.Владимир Пограницкий, о.Николай Знаменский, о.Василий Стручков. В 1935 году советская власть Тервенический храм, как и многие другие, закрыла. После прекращения богослужений, в церкви устроили клуб, потом склад зерна, а затем, удобрений. Последнее окончательно разрушило церковь. Но, несмотря на то, что люди сделали все возможное, чтобы уничтожить в селе все, что было связано с Богом, Господь и Божия Матерь не оставили этого места. Уже после закрытия храма в Тервеничи пришли сестры, местные уроженки, из закрытой большевиками находившейся неподалеку Паданской Введенской обители: инокиня Александра /Александра Никифоровна Тервенская/ и послушница Анна /Анна Осиповна Осипова/. Эти женщины трудились вместе с деревенскими жителями, крестили их детей, и своим словом и жизнью свидетельствовали о Боге. Послушницу Анну до сих пор все в деревне называют «крестной». Обе матушки умерли в шестидесятых годах, и похоронены на деревенском кладбище. Следующие 30 лет о духовной жизни людям вопияли лишь зияющие пробоины в стенах некогда величавого Успенского храма. Не иначе, как Божьим усмотрением, в результате поиска места для будущей женской обители иеромонахом Лукианом /Куценко/, настоятелем храма Воскресния Христова в Санкт-Петербурге, был найден этот храм. Случилось так, что батюшке с его спутниками пришлось остановиться на ночлег именно в Тервеничах, а на утро они поняли, что нашли то, что искали, это было в конце мая 1991 года. Вскоре приехала в Тервеничи жить первая насельница – Артеменко Мария Прокопьевна, старейшая матушка монастыря. Ей помогали ребята из питерского храма, батюшкины друзья и помощники. Батюшка регулярно приезжал из Питера. Все вместе, как могли, расчищали территорию, служили молебны в полуразрушенном храме. Местные жители считали, что церковь была раньше Покровской, помня, что в деревне особо чтился праздник Покрова.
И только через несколько лет, работая в архивах, выяснили, что храм был когда-то Успенским. Думается, что за этой ошибкой стоял Божий Промысл. Вокруг храма было старое деревенское кладбище, тоже заброшенное и, казалось, забытое. Но именно умершие быстрее всех откликнулись на возобновление жизни в этом месте, и первое пожертвование на строительство храма пришло по их просьбе. Летом, во время работ по расчистке территории к батюшке подошла молодая пара. Гости рассказали, что им в течение трех дней снилась усопшая бабушка, жительница соседнего села, и велела привезти в Тервеничи 10 рублей и отдать их священнику на восстановление храма. Таким было первое пожертвование будущей обители. Накануне праздника Покрова Божией Матери, 13 октября 1991 года состоялся первый постриг – Мария Прокопьевна стала монахиней Софией. Тогда служили еще только в келейной церкви, в принадлежащем общине деревенском доме. Следующий постриг был 31 декабря, в этот же день общине передали Покровский храм. Третьей по счету сестрой, приехавшей в монастырь, оказалась нынешняя его игумения – монахиня Лукиана /Рысева/. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна /Снычева/ обитель была зарегистрирована как сестричество - подворье храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге. Весной 1992 года для обители произошло самое важное событие – обретение Тервенической иконы Божией Матери. В это же время на месте указанном Самой Божией Матерью нашли воду. Источник обустроили, выкопав колодец. Летом матушки вместе с паломниками приводили в порядок храм. На Покров 1992 года в нем служили Божественную Литургию. На Источнике поставили маленькую часовню. Тем же летом монастырю отдали барак, стоявший рядом с храмом, ранее занимаемый базой отдыха Кировского завода. Туда перенесли келейный храм и кельи из деревенского дома. К 1996 году постепенно увеличилось число сестер. Монастырь обзавелся своим хозяйством: взяли землю под огороды, купили корову. Был построен келейный деревянный корпус, перестроена часовня над Источником. Удалось сделать внешний ремонт Покровского храма, заново выстроить разрушенную колокольню и начать строительство второго келейного деревянного корпуса. В январе 1997 года монастырь открыл свой скит в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в деревне Пирозеро, в 20 км от Тервеничей. Весной того же года обитель посетило первое испытание огнем - сгорел старый келейный корпус - барак. Из огня удалось спасти только Тервеническую икону, находившуюся в келейной церкви. Печальное событие пожара как бы дало новый толчок для роста монастыря, помогло всем мобилизовать свои внутренние силы. Оно стало началом нового жизненного этапа обители. 14 апреля 1997 года по представлению правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира решением Священного Синода РПЦ Покровское сестричество получило статус монастыря, храм святых мучениц в Санкт-Петербурге стал считаться его подворьем. Монахиня Лукиана стала первой настоятельницей, духовником монастыря – его основатель и строитель, ныне архимандрит Лукиан /Куценко/. Особо почитаемую в обители икону Божией Матери благословлено было именовать Тервенической и считать местночтимой. Все эти события воодушевили на усиленное строительство. Летом того же года был закончен внутренний ремонт храма, полностью достроены келейные корпуса. Были заложены и построены каменные Надкладезная и Троицкая часовни.
В 1998 году были выполнены первые росписи храма. В последующие годы в монастыре была построена деревянная трапезная церковь в честь Собора Киево-Печерских святых, деревянная часовня в честь великомученика Георгия Победоносца на монастырской ферме, что находится в километре от обители, и часовня в честь Воскресения Христова на монастырском кладбище. В 2003 году монастырь посетило еще одно испытание пожаром. В одну зиму в монастыре сгорел трапезный храм, а в Пирозерском скиту - церковь, постройки начала 20 века, к тому времени уже частично восстановленная. После этих печальных событий насельникам скита понадобилось два года, чтобы заново построить каменную церковь в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". В монастыре через три года была закончена постройка новой кирпичной трапезной с двумя храмами: трапезным - в честь Успения Божией Матери и "пещерным" – в честь Собора Киево-Печерских святых. В 2007году в день святителя Николая (19 декабря) освятили первый кирпичный келейный корпус. В это лето, надеемся, удастся построить монастырскую стену или хотя бы заложить ее фундамент. 17 лет – не такой маленький срок для жизни монастыря. За это время многое изменилось как во внешнем устройстве обители, так и во внутренней жизни. Число сестер выросло до сорока человек, самые первые насельницы обители приняли пострижение в схиму. Сейчас в монастыре ежедневно, помимо монашеского правила, совершается Божественная Литургия
Доп. информация:
DVDInfo
Title: PALOMNICHESTVO2
Size: 3.57 Gb ( 3 739 328 KBytes ) - DVD-5
Enabled regions: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 VTS_01 :
Play Length: 00:30:03+00:28:05+00:29:12+00:09:58
Video: PAL 4:3 (720x576) VBR
Audio:
Not specified (LinearPCM, 2 ch)
Not specified (Dolby AC3, 2 ch) Menu Video:
PAL 4:3 (720x576) VBR
Menu Audio:
Not specified (Dolby AC3, 2 ch)
Menu Subtitles:
Not specified
Menu Language Unit :
Root Menu