Рождества Пресвятой Богородицы Глинская Пустынь (Оксана Морозова) [док., православные монастыри, DVD5]

Страницы:  1
Ответить
 

shumius

Top Seed 02* 80r

Стаж: 17 лет 7 месяцев

Сообщений: 425

shumius · 30-Апр-08 12:20 (16 лет 1 месяц назад, ред. 20-Апр-16 14:31)

Рождества Пресвятой Богородицы Глинская Пустынь
Жанр: док., православные монастыри
Режиссер: Оксана Морозова
Описание: Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы явилась в XVI в. в Глинской пустыни, Курской области. Пустынь основана в 1648 году и получила свое название от бояр Глинских.
скрытый текст
находится в селе Сосновка Глуховского района Сумской области (Украина). Названа, вероятно, по фамилии князей Глинских, владельцев ближайшей местности, благотворивших пустыни. Архимандрит Амвросий (Орнатский), Анатолий (Ключарёв) и некоторые исследователи XIX века ошибочно полагали, что название Глинская пустынь происходит от, якобы, глинистой местности на правом берегу реки Обесты.
По преданию, впервые зафиксированному в первой половине XIX века преподобным Филаретом (Данилевским) (Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни. СПб., 1835), Глинская пустынь основана на месте явления в начале XVI века местным пчеловодам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы. На месте явления иконы вскоре поселился пустынножитель. Он построил часовню, в сооружении которой, вероятно, принимали участие насельники Молченской Печепской (в последствии Софрониевой) пустыни, а также владельцы данной местности князья Глинские, поэтому сама чудотворная икона получила название «Пустынно-Глинская». В XVI веке при часовне селились пустынники, в том числе, постриженники Молченского Путивльского монастыря.В конце XVI в. житель Крупецкой волости Фома Милонов построил на месте явления иконы деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Путивльский Молченский монастырь, согласно Межевой книге на земли в Крупецкой волости 1685 года (РГАДА. Ф. 1255. Оп. 4. Д. 23), с 1648 года владел «Глинским ухожьем». Грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1693 году подтверждалось право Молченской обители на земли Глинского ухожья Севского уезда Крупецкой волости. Грамотой патриарха Иоакима 1689 года игумену Феодосию, иеромонахи путивльского Молчанского монастыря обязывались регулярно служить в Глинской Богородице-Рождественской церкви.
XVIII век.
Когда 13 декабря 1703 года Петр I пожаловал Крупецкую волость гетману И.С.Мазепе, Глинская пустынь отошла к Киевской митрополии. Около 1704-1706 гг. по благословению Киевского митрополита Варлаама (Ясинского) Глинская пустынь была приписана Бутыринскому Петропавловскому монастырю Глуховского уезда Черниговской губернии, а в 1708 году, после измены Мазепы, пожалована князю А.Д.Меншикову, который стал благотворителем обители. Он пожаловал Глинской пустыни около 5000 гектаров земли, построил келии и деревянную церковь в честь Вознесения Господня (1724). В донесении 1730 года Киевского архиепископа Варлаама (Ванатовича) в Священный Синод сказано, что Глинская пустынь благодаря дару «князя Меншикова стала обширнейшей» (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448). По прошению братии на имя митр. Иосифа (Кроковского) в 1715 году Глинская пустынь перешла в ведение Киевской митрополии. Указами императрицы Анны Иоанновны и Священного Синода от 11 октября 1731 года Глинская пустынь вошла в подчинение Синодальной области и приписана путивльскому Молчанскому монастырю, в 1764 году стала самостоятельной, заштатной.
Постройки.
Согласно офицерской описи подпоручика А.Рязанцева, к 1764 году в Глинской пустыни находились деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор (украшен резным позолоченным четырехъярусным иконостасом, на южных вратах располагалась чудотворная Глинская икона), теплый Никольский храм, колокольня с пятью колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебня с погребом и ледником, шесть амбаров, конюшня, два сарая, за оградой – гостиница, огород. В 1769 году Никольская церковь, колокольня и весь архив сгорели. В 1770-1781 году был возведен каменный собор, на нижнем этаже которого освящены главный престол в честь Рождества Богородицы и теплый придел во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже – небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 года – Вознесения) Господня; около 1786 года возведена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы апостола Иоанна Богослова, свт. Геннадия I,патриарха Константинопольского и др.
Экономическое положение.
К 1764 году Глинская пустынь владела 4800 гектарами земли, рыбными ловлями на реках Клевени и Обесте, скотным двором в слободке Шутовке, пасекой на 80 ульев, к 1784 году – 2 523 га земли, в том числе строевым лесом, использовавшимся для «корабельного поделья». В 1789 году лишилась всех владений, указами императора Павла I от 18 декабря 1787 года Глинская пустынь была наделена тридцатью десятинами земли, мельницей и рыбными ловлями, назначено триста рублей «милостынного подаяния» в год.
Братия.
Достоверные сведения о насельниках Глинской пустыни XVII века отсутствуют, 8 сентября 1704 года в обители принял постриг монах Иона Суздалец, 7 марта 1705 года – монах Моисей Москвитин, впоследствии проживавшие в Троице-Сергиевой лавре (РГИА. Ф. 796. Оп. 12. Прилож. 11. Л. 1087). В донесении митрополита Иоасафа (Кроковского) в Синод 1715 г. впервые упоминается имя строителя Глинской пустыни Даниила (Хрисанфиевича) (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448. Л. 3). В 1730 году в Глинской пустыни только старшей братии было не менее 13 человек, в 1764 году - строитель, 2 иеромонаха, 5 монахов, 15 бельцов, в 1785 году - 35 насельников. В 10-е гг. XIX века число братии сократилось до 5-7 человек, в 1764-1809 гг. сменилось 15 строителей. С 60-90 гг. XVIII века в Глинскую пустынь ссылались священники-епитимийцы. Согласно епархиальным отчетам, многие из них исправлялись, пожив в обители короткое время (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1453). Уже в конце XVIII века по свидетельству глинского схимонаха Феодосия (Левченко), в Глинской пустыни подвизались старцы. По мнению глинского иеромонаха Иассона, несмотря на частую смену настоятелей, Глинская пустынь «таила в себе крепость духовных сил; прочный духовный фундамент… глубоко коренился в ее духовных подвижниках».
XIX век — 1922 год.
Возрождение и расцвет Глинской пустыни связан с деятельностью настоятеля (11 мая 1817 г. – 31 марта 1841) преподобного Филарета (Данилевского), при котором по словам святителя Филарета (Дроздова), пустынь «стала процветать благодатью» (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7829). По ходатайству епископа Курского Евгения (Казанцева) 24 августа 1821 года Священный Синод утвердил общежительный устав Глинской пустыни, составленный прп.Филаретом по образцу правил Молченской Софрониевой пустыни, восходящих к уставам монастырей Афона. Впоследствии игумен Филарет переписал его уставным письмом и переплел в кожу (хранится в: РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 936).
Устав Глинской пустыни состоит из трех отделов, включающих 36 глав.
В первом определен порядок богослужения и трапезы. С 24 часов в Глинской пустыни читались утренние молитвы и полунощница, совершалась утреня, лития, с 6 часов - акафист Богородице, с 8 часов -литургия, с 16 часов - вечерня, лития, с 18 часов - повечерие с тремя канонами, читались также молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) пять часов, а в прочие праздники – четыре часа. В воскресенье, в 5 часов утра совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему. В монастыре был введен особый Глинский распев, Партесного пения прп. Филарет не допускал. После литургии братия попарно шли в трапезную, служился чин Панагии. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В первую неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками).
Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели никакой собственности, никого не принимали в келиях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Женщинам вход везде, кроме храма, был воспрещен. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея, прп. Филарет ввел в Глинской пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно 25 главе, братия, не исполнявшая устав, удалялась из пустыни.
Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой иноческой жизни». Глинский устав, заимствованный многими монастырями (около 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания» Одрина во имя свт. Николая Чудотворца монастыря, Святогорского Успенского монастыря, Щегловского Тульского монастыря, Белогорского монастыря, Оптина Болховского монастыря, Бузулукского в честь Преображения Господня монастыря, Чуркинского Николаевского монастыря и др.
Старчество в Глинской пустыни было утверждено уставом. Все поступавшие в обитель с первого дня «поручались искусному старцу в повиновение». Ежедневно они приходили к старцу, очищали совесть подробным исповеданием всех своих помыслов, желаний и поступков, во всем должны были «советоваться со старцем…ни в чем не составлять своего разума» (РГИА, ф.796, оп.102, д.936), то есть полностью отказаться от своей воли, беспрекословно выполнять все указания старца.
Специфические черты старческого окормления в деятельности глинских старцев: а) откровение помыслов ученика старцу происходило в форме духовной беседы, тщательного и подробного анализа мыслей, чувств и душевных состояний. Если священник во время исповеди разрешает от уже совершенных грехов, то откровение помыслов старцу предупреждает ученика от будущих грехопадений, искореняя грех в самом зародыше, чтобы он из мысли не перешел в дело; б) внимание (трезвение, хранение ума) — одно из основных средств борьбы с греховными помыслами. Глинские старцы часто призывали «Будь внимателен». Игумен Филарет писал: «Хранение ума — паче дел»; в) хранение чувств, которые помогут стать провидниками греховных помыслов, непрерывный самоконтроль — внутренняя самособранность; г) безусловное послушание ученика старцу, отказ от своего мнения.
Старцами Глинской пустыни считали тех, кто стяжал дар рассуждения, то есть дар точно постигать Божественную волю во всех обстоятельствах, старец — изъявитель воли Божией. Старцы назначали ученикам келейное правило, послушания, определяли, какие книги следует читать и т.п. Как сказано в епархиальных отчетах, благодаря старчеству в «иноческой жизни Глинской пустыни много своеобразного, оригинального, невиданного в других обителях» (РГИА, ф.796, оп. 442, д. 100). По монастырскому преданию, старчество появилось в обители с момента ее возникновения. Курские архиереи в отчетах в Священный Синод подчеркивали: «Старчество, как духовный институт, издавна существовал в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблудившихся, благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении» (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 2033). Старцы окормляли и мирян. Об этом свидетельствуют епархиальные отчеты и «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-19 вв.». «Богомольцы получали удовлетворение своих религиозно-нравственных нужд, обращаясь за советом к просвещенным духовным опытом старцам (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 2708).
Некоторым старцам, например иеросхимонаху Макарию (Шарову; +1864) являлась Царица Небесная, ангелы с указанием принимать народ. Глинские старцы прославились дарами прозорливости, предсказаний, исцелений и других чудотворений. Глинский старец монах Феодот приносил братии яблоки из райского сада. Курские архиереи называли Глинских старцев «украшением монашества» (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 100).
Наиболее известны среди них:
в начале 19 века: принявшие постриг на Афоне духовники иеросхимонах Пахомий (Сковородка) и иеросхимонах Пантелеимон Отшельник (+ 1831), иеросхимонах Порфирий (Мамчич), иеромонах Варсонофий;
в середине 19 века: монах Феодот (Левченко, + 1859), схиархимандрит Илиодор (Голованицкий, + 1879), иеросхимонах Серафим Любомудрый (+1856), иеродиакон Серапион (+1859), иеросхимонах Анатолий Благоговейный (+1860), иеросхимонах Макарий (Шаров, + 1864), иеромонах Гурий (+1875), схимонах Евфимий (+1866);
в последней трети 19 века: архимандрит Иннокентий (Спепанов, + 1888), схимонах Архипп (Шестаков, + 1896), схимонах Лука (Швец, + 1898), схимонах Артемий (+ 1885), иеросхимонах Илиодор (Захаров, + 1845), схимонах Марк (Карлов, + 1893), схимонах Пантелимон (+ 1895), монах Петр (Лешков, + 1898).
В начале ХХ века: схиархимандрит Иоанникий (Гомолко), иеромонах Феоктист (Бородин), скитоначальник монах Герасим, иеромонах Аристоклий (Ветер), иеромонах Иуман (Гагарин), иеромонах Софроний (Юденков).
Братия.
До иеромонаха Филарета (Данилевского) обителью управляли строители, с 1839 года - игумены, с 1887 года — архимандриты. После кончины прп. Филарета с 1841 года Глинской пустынью управлял игумен Евстратий (Яковлев), с 1855 года - игумен Авксентий, с 1857 года - игумен Иоасаф, с 1861 года - игумен Ювеналий (Половцев), с 1862 года - архимандрит Иннокентий (Степанов), с 1888 года - схиархимандрит Иоанникий (Гомолко), с 1912 года - архимандрит Нектарий (Нуждин). По ходатайству прп. Филарета перед императором Александром I с 1821 года настоятели избирались из числа братии. К 1817 году в Глинской пустыни проживало около 25 насельников, в 1823 году - более 40 человек, в том числе 7 иеромонахов, 4 иеродиакона, 4 монаха. В 1837 году игумен Филарет писал императору Николаю I: «Братство, получив твердое духовное основание введением примерного устава Святой Афонской Горы, умножилось», - оно составляло около ста человек. В 1885 году в Глинской пустыни проживало около 340 человек, в том числе игумен, 16 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 60 монахов, 57 послушников. Особенно возросло братство при настоятеле схиархимандрите Иоанникии. В 1903 году — 481 человек, в том числе, 3 архимандрита, 24 иеромонаха, 16 иеродиаконов, 106 монахов, 38 послушников, в 1909 году — 589 человек, в том числе архимандрит, 37 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 123 монахов, 418 послушников. В 1909 году выходцы из крестьянского сословия составляли 3/4 братии; насельники в возрасте до 40 лет – 65 % братии.
Архиепископ Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков) писал в Синод, что в Глинской пустыни «принимаются люди только твердые в обете и нравственности; посему и избрание на служение в другие монастыри, не требуя предварительного согласия настоятеля, всегда падает на иноков Глинской пустыни». В XIX - начале XX века более 30 пострижеников Глинской пустыни служили настоятелями других обителей и миссионерами, в том числе архимандрит Паисий († 1841) в Коренной пустыни, архимандрит Арсений (Митрофанов) и архимандрит Герман (Клица) в Святогорской пустыни (см. Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы мужская лавра), архимандрит Паисий (Сипченко) и архимандрит Самуил († около 1890), иеромонах Македоний (Жиров) в Чуркинском монастыре, архимандрит Вениамин († 1890) в Новоиерусалимском в честь Воскресения Господня монастыре, архимандрит Амвросий (Булгаков; † после 1918 г.) в Почаевской, затем в Киево-Печерской лавре. Постриженики Глинской пустыни служили во многих монастырях духовниками, казначеями, ризничими. Постриженик Глинской пустыни и ученик прп.Филарета преподобный Макарий (Глухарев) учредил Алтайскую духовную миссию и устроил при ней общежитие для братства по образцу Глинской пустыни. Во 2-й половине XIX века на реке Квихпаке (Америка) глинский архимандрит Илларион построил церковь в честь Воздвижения Креста Господня и устроил миссионерскую общину по уставу Глинской пустыни. В середине XIX века благочинным православных приходов во Франции стал глинский старец иеромонах Иродион (служил в городе По). В конце XIX – начале XX вв. большой вклад развитие Русской духовной миссии в Иерусалиме внес глинский иеромонах Тихон (Ростовский). В начале XX века Троицкую православную миссию на озере Иссык-Куль в Туркестанской епархии возглавлял воспитанник Глинской пустыни игумен Порфирий. В миссии была устроена больница, странноприимный дом для престарелых, дом трудолюбия для сирот по образцу Глинского. Архимандрит Паисий (Рухленко) был настоятелем Фрумошского монастыря (Молдавия), архимандрит Антоний – наместником Виленского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов монастыря и ближайшим помощником митрополита Иосифа (Семашко). Среди насельников Глинской пустыни архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев), митрополит Одесский Леонтий (Гудимов), митрополит Тетрицкаройский Зиновий (в схиме Серафим Мажуга) (Грузинская ПЦ).
Благотворители.
Прп.Филарет привлек в Глинскую пустынь крупных благотворителей. Среди жертвователей Глинской пустыни император Александр I, императрица Елисавета Алексеевна, наместник Александро-Невской лавры архимандрит Товия, помещик В.О.Туманский, майорша Е.И. Деменкова, мещанин А.Шадский, князья А.А.Суворов и В.А.Долгоруков, граф А.Н.Толстой, граф С.П.Потемкин, графиня А.А. Орлова-Чесменская. В синодике Глинской пустыни как благотворители также записаны бояре Чарторыжские, Аракчеевы, Трубицыны, роды князей Барятинских, Голицыных, Мещерских, Щербатовых, Шаховских, Оболенских, Волконских, графов Орловых-Давидовых, Прозоровских, Чернышевых и другие.
Благодаря пожертвованиям в XIX веке велось активное каменное строительство.
Постройки.
К началу XX века в Глинской пустыни было пять храмов (два из них в скитах). В самом центре обители на большой площади высился собор Рождества Богородицы. При игумене Филарете собор был капитально отремонтирован и освящен 6 сент. 1820 г. епископом Евгением. В перестроенном в 1852-1864 гг. соборе в сентябре 1864 года епископом Курским Сергием (Ляпидевским) освящены южный придел во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, северный – святителя Алексия Московского и мученицы Александры. Монументальный величественный собор имел пять куполов, три апсиды (центральные купол и апсида) значительно большего размера), колокольню. В храме был поставлен резной с позолотой иконостас (стоимостью 10 тысяч рублей), сооружен на средства благотворителя харьковского помещика К.Д.Хрущова. Клиросы также были резные с позлащенными киотами. В храме были устроены хоры. Внутри храм был хорошо освящен и расписан священными изображениями. На каменной колокольне было 12 колоколов, самый большой — весом 705 пудов, стоимостью 16 тысяч рублей. К югу от собора располагался теплый каменный храм в честь Успения Пресвятй Богородицы с правым приделом свт. Николая Чудотворца, левым – вмц. Варвары, построенный при игумене Евстратии в 1848-1850 гг. В 1889 году при настоятеле схиархимандрите Иоанникии храм был расширен в три раза, под ним была устроена усыпальница. Храм однокупольный с тремя апсидами. Особенностью Успенского храма являлись устроенные с его западной стороны широкие хоры, для отделения от мирян иноков, желающих уединенно молиться. Внутри и снаружи храм был расписан священными изображениями. На западном фронтоне находилась икона Вознесения Господня, которая была видна издалека. Средний иконостас и иконостасы в приделах были деревянные, разные, позолоченные, пятиярусные. В среднем иконостасе справа от Царских врат находилась икона Спасителя, затем южные двери с изображением Архангела Гавриила и храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе, пожертвованная в 1853 году харьковским помещиком К.Д. Хрущовым.
Храм в честь Иверской иконы Божией Матери стоял на обширных каменных сводах Святых врат. При входе с гостиного двора все поклонялись поставленной над святыми вратами Иверской иконе Божией Матери, присланной с Афона. Церковь одноглавая с одной апсидой.
Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери была построена в 1826-1830 гг. и освящена в октябре 1831 года игуменом Филаретом. В ней был поставлен резной из красного дерева позолоченный четырехъярусный иконостас. Над Царскими вратами располагалась храмовая Иверская икона, вставленная в позолоченный круг.
Настоятель схиархимандрит Иоанникий устроил в Глинской пустыни четыре домовые церкви:
- в честь Воздвижения Креста Господня в больничном корпусе в 1896 году (теплую, однопрестольную);
- деревянную домовую церковь архангела Михаила в доме сеймских монастырских мельниц в году Путивле (1893);
- теплую церковь св. Иоанна Предтечи в Спасо-Илиодоровском скиту (1899);
- церковь во имя Вознесения Господня, устроенную в деревянном доме при хуторе Негровском (1908);
В начале XX века в Глинской пустыни были построены каменные ограда, 2-этажный архиерейский и 18 других корпусов, 8 гостиниц, больница с аптекой, библиотека, 34 корпуса занимаемых различными монастырскими службами (в том числе трапезная, прачечная, книжная лавка, кузница, водокачка и мастерские), свечной завод, 13 сараев, 5 амбаров, коровницкий двор и конюшня.
Экономическое положение.
При игумене Филарете началось увеличение землевладений Глинской пустыни. Император Александр I в 1823 году пожаловал Глинской пустыни 300 десятин. Император Александр II — 100 десятин земли. В начале XX века за счет пожертвований монастырское землевладение Глинской пустыни стало самым большим в Курской епархии. В 1911 году Глинская пустынь владела 1946 десятинами земли, в том числе 930 десятинами пахотной, 501 десятиной леса, а также 4 водяными мельницами, а также подворьями в городе Глухове, близ деревни Заруцкой. К 1834 году на счетах Глинской пустыни в банках находилось 8 415 рублей, ежегодно пустынь получала проценты — 372 рубля, т.е. больше, чем пособие (300 рублей), выдаваемое из казны. В 1853 году — уже 38 тысяч рублей. Значительно увеличил капитал обители настоятель схиархимандрит Иоанникий: с 1892 по 1910 гг. капитал вырос на 43 тысячи рублей (ГАКО, ф. 20, оп. 3, д. 109). Хозяйственная деятельность монастыря была на самом высоком уровне. В полном географическом описании России под редакцией Семенова (1899) сказано, что в Глинской пустыни «образцовые мастерские, пасеки, огородничество, садоводство, цветоводство, рыбоводство». Особенно много мастерских организовал схиархимандрит Иоанникий.
В Глинской пустыни были сапожная, колесная, бондарная, плотницкая, свечная, переплетная, кровельная, кожевенная, портняжная, столярная, а также мастерские живописцев, позолотчиков, коверщиков, ложечников, резчиков по дереву, токарей, корзинщиков, шитья риз. Вне ограды работали дегтярный и кирпичный заводы, маслобойня, крупорушка, сукновальня.
Скиты.
В 1828 году по инициативе прп.Филарета (Данилевского) на месте явления Глинской иконы был основан Ближний скит с деревянной часовней и келией, в которой поселился братский духовник иеросхимонах Пантелеимон. В 1829 году с ним поселилось несколько иноков. В 1848 году вместе часовни был построен и 26 окттября 1860 года освящен каменный храм во имя свв.Иоакима и Анны, колокольня. Около скита сохранялся пень сосны, на которой, по преданию, явилась Глинская икона. В XIX в. здесь находилась точная копия явленного образа.
Дальний (Илиодоровский) скит был основан схиархимандритом Иоанникием (Гомолко) в 1893 году в трех километрах от обители, на месте подвигов схиархимандрита Илиодора (Голованицкого), при деревянном храме в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящен 11 мая 1892 года). 4 августа 1893 года Синод утвердил устав скита, составленный схиархимандритом Иоанникием (Гомолко) и одобренный свт.Феофаном (Говоровым) Затворником, с которым переписывался настоятель. В воскресные и великие праздники совершалась литургия, в остальные дни совершалась обедница с акафистом: в понедельник — арх. Михаилу, во вторник — св. Иоанну Предтече, в среду — вмч. Пантелеймону, в четверг — свт. Николаю Чудотворцу, в пятницу — Страстям Господним, в субботу — Богородице, в воскресенье — Спасителю.
Будничные скитские службы, в отличие от монастырских, имели свои особенности. На утрени читали 12 псалмов, с разделением на 4 части, после каждой части из них полагалось 200 Иисусовых молитв и 100 Богородичных с поклонами. На четвертой читалось 100 Богородичных молитв, 100 – Ангелу Хранителю и 100 – всем святым. На вечерне вычитывалось 12 псалмов (без сотниц), акафист Спасителю или Божией Матери попеременно и сотница за упокой братии и благотворителей. На повечерии, пред молитвой “Владыко Человеколюбче”, читалось по главе из Евангелия и Апостольского Послания. Также совершалось непрерывное чтение Псалтири. В зимнее время после 14 часов скитяне собирались для духовных бесед или чтения. После чтения старцы разрешали вопросы и недоумения, если они возникали. В скиту, так же как в Глинской пустыни, было введено ежедневное откровение помыслов. Свт.Феофан определил келейные занятия скитян: молитва, чтение и рукоделие. Вход в скит женщинам был воспрещен, миряне посещали скит только по благословению схиархимандрита Иоанникия. По совету свт.Феофана для духовных бесед с посетителями, за оградой была построена особая часовня-приемная. Келии скита отличались аскетической обстановкой, о которой писал свт.Феофан: «столик, табурет или скамейка, койка, на коей рогожка или войлок, и все». На трапезе в понедельник, среду, пятницу было положено сухоядение, в прочие дни — щи и каша. Для приготовления такого стола было достаточно двух—трех послушников, которые успевали участвовать во всех богослужениях.
Первоначально в скиту находилась Спасская церковь и несколько домиков, обнесенные плетнем. С увеличением числа братии в 1899 году была устроена теплая однопрестольная деревянная домовая церковь во имя св. Иоанна Предтечи. Спасский храм был расширен, в 1894 году пристроена деревянная колокольня с четырьмя кельями, в 1906 году — каменная колокольня с двумя келиями. На средства благотворителей скит был обнесен каменной оградой. В Спасском храме был устроен одноярусный дубовый иконостас с иконами, написанными на цинке иноками Глинской пустыни. Над царскими вратами находилась икона Нерукотворного образа Спасителя, за правым клиросом в позолоченном киоте – Коневская икона Божией Матери, а за левым клиросом в киоте – икона вмч. Пантелеймона, переданная с Афона. В металлическом ковчеге хранился драгоценный дар Святой Горы – часть Креста Господня и двенадцать частиц мощей святых.
Епитимийцы.
На протяжении XVIII-XX вв. в Глинскую пустынь присылали много епитимийцев, причем не только Курская Духовная консистерия, но и Священный Синод. Начальство считало Глинскую пустынь «особенно удобной» для исправления виновных и «в нее посылались таковые, после того как оказывались неисправимыми в других монастырях» (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 1453).
Святыни.
В Богородице-Рождественском соборе над царскими вратами в серебряном киоте хранилась чудотворная Глинская икона, украшенная в 1827 году золотой короной с аметистами и топазами. От образа происходили многочисленные исцеления. В киоте за правым клиросом собора находилась чудотворная икона Нерукотворного образа Спасителя (XVIII век) в серебряной ризе, перед которой по воскресеньям читался акафист. С 1833 года в соборе находился кипарисовый ковчег с частицами Креста Господня, ризы Господней и Божией Матери и 67 частицами мощей различных святых. В Иверском храме над царскими вратами находилась Иверская икона Божией Матери, которой в 1817 году благословил прп.Филарета прп.Феодосий (Маслов) при вступлении в должность строителя. Икону украшала серебряная позолоченная риза (1 фунт 60 золотников). В Крестовоздвиженской церкви особо почиталась Балыкинская икона Божией Матери. В 1856 году император Александр II утвердил совершение ежегодного (с 19 июля по 2 августа) крестного хода с Глинской иконой из Глинской пустыни в город Глухов. После возведения в 1860 году храма во имя свв. Иоакима и Анны в Ближнем скиту ежегодно 9 сентября стали совершать крестный ход с иконой в скит. Образ оставался там до окончания литургии. В 1891 году после многочисленных просьб крестьян был установлен ежегодный крестный ход с иконой 29 апреля из Глинской пустыни в село Шалыгино. Также в теплое время года по просьбе богомольцев совершались частные крестные ходы, иногда несколько раз в день.
Библиотека пустыни считалась лучшей в Курской епархии. Если в 1802 году она насчитывала 117 книг, то в 1910 – более двух тысяч литургических, богослужебных и аскетических книг, в том числе сборники “Добротолюбие”, “Луг Духовный”, “Лавсаик”, Прологи, творения свт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского, Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, прп. Иоанна Дамаскина, Макария Египетского, Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Нила Сорского, Паисия Величковского.
Благотворительная деятельность, согласно 23 главе устава Глинской пустыни прп.Филарета, была непреложным законом для монастыря.
В XIX-XX вв. Глинская пустынь содержала несколько гостиниц, богаделен, странноприимниц, в том числе в самой обители, в деревне Заруцкой, на подворье при Сеймских мельницах. С середины 19 века и до 20-х годов XX века ежегодно пустынь принимала 50-60 тысяч паломников (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 1396). Все посетители Глинской пустыни обеспечивались бесплатным питанием, жильем, одеждой, обувью. Нуждающимся давали денежные средства, лес на постройки. Значительные средства пустынь жертвовала пострадавшим от стихийных бедствий, на устроение храмов военно-врачебных заведений, на содержание православного миссионерского общества, в пользу Иерусалимской церкви Гроба Господня, русских паломников в Палестине, Константинопольской Патриархии, устройства храмов в Туркестанском крае. Обитель оказывала помощь пострадавшим от землетрясений на острове Занте, жителям Греции, Балкан. По инициативе игумена Филарета в 1823 году была построена больница, в которой лечили не только братию, но и паломников. В 1877 году было построено каменное двухэтажное, а в 1896 году – трехэтажное каменное здание больницы. В отчетах о состоянии Курской епархии подчеркивалось, что здание «устроено по коридорной системе, со всеми необходимыми приспособлениями для вентиляции, дезинфекции и отопления… в особой комнате находилась аптека с запасом медикаментов, хирургических инструментов, имелась также сушильня трав, ванна» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2033). Больница обеспечивала нуждающихся как стационарным, так амбулаторным лечением. Росла популярность больницы и с каждым годом увеличивалось число обращавшихся. Если в конце XIX века ежегодно за медицинской помощью обращалось семь-десять тысяч богомольцев, то в 1915 году — одиннадцать тысяч. Больные получали бесплатно питание, уход, лекарства, различные медицинские процедуры. Содержание больницы обходилось Глинской пустыни ежегодно более чем в две тысячи руб.
Просветительская деятельность. Из Глинской пустыни вышли известные просветители. Прп.Филарет составил также уставы для восьми женских монастырей, в том числе Екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Челябинского в честь иконы Божией Матери "Одигитрия", Казанского монастыря в городе Троицк Оренбургской губернии, Мензелинской во имя Ильи пророка общины Уфимской губернии. «Наставление о должности духовника, служащего инокиням» игум. Филарета прилагалось к уставам многих женских монастырей. Написанное преподобным «Поучение к новопостриженному монаху» было напечатано в Синодальной типографии и по указу императора в 1824 году разослано во все тридцать семь епархий «для руководства в управлении монастырями и братией» (РГИА. Ф. 796. Оп. 104. Д.1000). В самой Глинской пустыни поучение читалось в трапезной в день пострига кого-либо.
Помимо наставлений монашествующим и уставов, игумен Филарет вел обширнейшую переписку (в год писал более 750 писем) (РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 936), составлял нотные книги. В журнале “Странник” печатались духовно-назидательные книги глинского иеромонаха Порфирия (Левашова, † 1868 г.): «О воспитании девиц в духе истинно христианском», «Взгляд на монашество», «О причинах раскола», «Беседа со старообрядцами», «О бессмертии». Игумен Иассон известен как составитель жизнеописаний глинских старцев: схиархимандрита Илиодора, монаха Фиодота, монаха Мартирия, схимонаха Ефимия, монаха Досифея и других, вошедших в последствии в многотомное издание «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков». С конца XIX века обитель издавала духовно-просветительскую литературу, жития старцев Глинской пустыни, а также бесплатные «Глинские листки», «Глинские Богородицкие книжки», которые были неотъемлемой частью книжных фондов школьных библиотек (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д.1396).
В 1890 году при Глинской пустыни был создан Дом трудолюбия для обучения грамоте и ремеслам сирот. В начале XX века в нем обучалось около двухсот человек сапожному, портняжному, столярному, токарному, иконописному, переплетному, кузнечному, каретному, шорному, слесарному, позолотному, резному мастерству, выделке ковров, шитью риз, а также садоводству, пчеловодству, огородничеству, рыбоводству. Каждому ученику выдавалось свидетельство об окончании обучения.
Патриотическая деятельность.
В 1812 году братия Глинской пустыни пожертвовали значительные средства на вещи для русского войска (РГИА. Ф. 786. Оп. 102. Д. 1158). В период Крымской войны (1853—1856) по инициативе игумена Евстратия Глинская пустынь оказывала материальную и пастырскую помощь дружине Курского ополчения в Путивльском уезде. Во время русско-турецкой войны (1877 – 1878) в Глинской пустыни был устроен большой лазарет для раненых воинов, в основном гвардейских полков, которые содержались за счет обители. За лечение воинов настоятель игумен Иннокентий и братия получили благодарность покровительницы Общества Красного Креста императрицы Марии Александровны (РГИА. Ф.796. Оп. 442. Д.738).
Доп. информация:
скрытый текст
Title: PORTABLE120
Size: 4.03 Gb ( 4 228 656 KBytes ) - DVD-5
Enabled regions: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
VTS_01 :
Play Length: 00:13:26
Video: PAL 4:3 (720x576) VBR
Audio:
Not specified (Dolby AC3, 2 ch)
VTS_02 :
Play Length: 00:10:35
Video: PAL 4:3 (720x576) VBR
Audio:
Not specified (Dolby AC3, 2 ch)
VTS_03 :
Play Length: 00:13:24
Video: PAL 4:3 (720x576) VBR
Audio:
Not specified (Dolby AC3, 2 ch)
VTS_04 :
Play Length: 00:14:14
Video: PAL 4:3 (720x576) VBR
Audio:
Not specified (Dolby AC3, 2 ch)
VTS_05 :
Play Length: 00:14:08
Video: PAL 4:3 (720x576) VBR
Audio:
Not specified (Dolby AC3, 2 ch)
VTS_06 :
Play Length: 00:13:22
Video: PAL 4:3 (720x576) VBR
Audio:
Not specified (Dolby AC3, 2 ch)
Menu Video:
PAL 4:3 (720x576) VBR
Menu Audio:
Not specified (LinearPCM, 2 ch)
Menu Subtitles:
Not specified
Menu English Language Unit :
Root Menu
Chapter (PTT) Menu
Качество: DVD5
Скриншоты
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

Макаровъ

Стаж: 16 лет 3 месяца

Сообщений: 60

Макаровъ · 03-Дек-09 16:18 (спустя 1 год 7 месяцев, ред. 03-Дек-09 18:40)

musicstashall писал(а):
В этом уникальном семинаре по истории христианства вы услышите малоизвестные факты о: “репрессированных” сокрытых от общественности Соборах, что на них говорилось лидерами церкви; о происхождении антисемитизма в исторической церкви; как древнеязыческий культ богородицы или “царицы небесной”, антисемитизм, культ реликвий, многобожие, оккультизм и другие языческие практики ПОЛИТИЧЕСКИМ методом были навязаны историческому традиционному “христианству”
Вы случайно,срывая покровы,темой не ошиблись.Глинская Пустынь с насельниками здесь причем?
Цитата:
Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божня, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Свет от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за нас при Понтии Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.
Аминь.
Автор материала по предложенным ссылкам,имеющий дерзновение клеветать на утвержденный Свв.Отцами Вселенских Соборов Символ Веры - христианин?
Цитата:
...Святые Отцы, с Божией помощью, очистили сердца от страстей, они правильно знают волю Божию, открытую в Священном Писании. А те, у кого не очищено сердце от страстей, всё видят пристрастно, криво, и не могут правильно понимать его, и такие люди претыкаются на Святом Писании, уклоняясь с правильного пути. Простой пример из аввы Дорофея:« Вот, если станет человек у угла какого-либо здания, пойдут мимо него трое, и каждый подумает по своему устроению. Религиозный подумает о нём: вероятно, ждёт, когда ударят в колокол, и пойдёт в церковь. А вор подумает: когда будет потемнее пойдёт воровать. А блудник подумает: наверное, поджидает женщину для греха».
источник: http://www.cirota.ru/forum/show_subj.php?subj=29951
Кому Церковь не Мать тому Бог не Отец (свт.Киприан Карфагенский около 249 г.)
[Профиль]  [ЛС] 

musicstashall

Стаж: 15 лет 7 месяцев

Сообщений: 1198

musicstashall · 04-Дек-09 00:45 (спустя 8 часов)

Макаровъ писал(а):
Кому Церковь не Мать тому Бог не Отец (свт.Киприан Карфагенский около 249 г.)
Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса
(2Кор.4:5)
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:16)
[Профиль]  [ЛС] 

Макаровъ

Стаж: 16 лет 3 месяца

Сообщений: 60

Макаровъ · 04-Дек-09 18:13 (спустя 17 часов)

Цитата:
...Я все время напоминаю слова Святителя Феофана Затворника. В его время в конце XIX века в печати впервые появилась хула на Господа и Божию Матерь, и он в связи с этим сказал: «Жди, Россия, великих бед, реки крови прольются». И это очень скоро все исполнилось, ведь Бог поругаем не бывает.(Гал 6.7.)
Немного о почитании Пресвятой Богородицы Православной Церковью.
Успенский пост. О почитании Пресвятой Богородицы. http://www.pravmir.ru/article_606.html
скрытый текст
С иереем Димитрием Туркиным беседовала Анна Данилова
– Пресвятая Богородица – почему мы почитаем Ее?
Мы почитаем Пресвятую Богородицу за то, что Она для нас сделала. Она совершила великий подвиг, который не мог совершить ни один человек. Она – Одна из живших людей и, вместе с тем, Она выше всех людей.
о.Димитрий Тункин
Поэтому мы почитаем ее особым образом. Мы почитаем святых угодников, почитаем власть: мы почитаем все, что выше нас, все, что выше, достойно почитания. Но каждому уровню соответствует особенное почитание. Мы почитаем Пресвятую Богородицу как лучшую из всех живущих и живших людей, но и честнейшую и славнейшую Сил небесных – херувимов и серафимов. Это очень важно – Она была избранная Божия, Та, Которая была избрана Самим Творцом на Свое служение. Любой искренне верующий не может не почитать Пресвятую Богородицу.
Как прекрасно говорил об этом свт. Филарет Московский: "Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, - слово Творца производило в мир твари; но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла Свое кроткое и послушное буди, - едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось, - слово твари низводит в мир Творца. И здесь Бог изрекает Свое слово: "Зачнеши во чреве и родиши Сына... Сей будет велий... Воцарится в дому Иаковли во веки." Но - что опять дивно и непостижимо - самое Слово Божие медлит действовать, удерживаясь словом Марии: Како будет сие? Потребно было Ее смиренное: буди, чтобы воздействовало Божие величественное: да будет. Что же за сокровенная сила заключается в сих простых словах: "Се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему," и производит столь необычайное действие? - Сия чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Марии Богу, волею, мыслию, душою, всем существом, всякой способностью, всяким действием, всякой надеждой и ожиданием" (Слово в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, 1822 г.).
Если мы испытываем сомнения на этот счет или слышим протесты против почитания Пресвятой Девы, то мы видим в этом не столько неверное рассуждение, сколько глубокое непонимание сути того, что сотворил Ее Сын и того, что сотворила Она.
Она склонила главу под святое иго Господне, приняла высочайшую святыню, самого Сына Божия в Себя и этого достаточно, чтобы объяснить почитание Пресвятой Богородицы.
– Иногда от прихожан слышишь: «Я верую в Господа, Богородицу и свт. Николая» или «св. Николай – он как второй Бог». Такое отношение близко язычеству? Каким должно быть правильное почитание Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих?
Да, конечно, это в совеем роде, язычество, но мало так просто сказать, надо объяснить, почему такое отношение неверно.
В силу многих причин в человеческом обществе суждение человека о мира, об обществе о горнем мире утратило понятие об иерархии. Это глубочайший корневой ответ. Весь мир построен иерархически. Он устроен так Богом? Высшее главенствует над низшим. Это устроено с нисходящими ступенями – едва ли человеку возможно в полной мере осмыслить эту Божественно установленную иерархию. Она имеет место. Любой ученый, всматриваясь в устроение мира, видит эту иерархию, описывает ее научными терминами, но если его философия и миропонимание неверны, он не увидит истинной иерархии, того, что вся картина мира, со всей соподчиненностью исходит от Бога. Так происходит и здесь. Человек, почитая то, что ему понятно, он престает возносить свою молитву туда, куда она и может быть направлена.
Через святых, через Божию Матерь, через царя мы возносим молитву у Всевышнему. Конечно, это не получится через мирскую власть – через президента или муниципалитет.
Мы видим наш мир – повседневный, устроенный неправильно и это неправильное построение мира мы переносим и на мир Божий.
Нужно смотреть на наш мир через иерархию Божественную.
Как помочь людям правильно увидеть мир? Нужно сначала помочь им разглядеть, что неправильно устроено в их жизни, их душах, тогда и мир Божий они будут видеть по–другому. Тогда они и увидят, что только Ты, Господи, и можешь все поправить, только Ты – моя надежда и мое упование на Твою Матерь Пречистую Богородицу и Твоих святых.
– Часто приходится слышать, что почитание святых в Православной Церкви ничем не отличается от язычества? В чем разница?
Конечно, так думать неправильно.
Во–первых, мы верим, что святые молятся о нас – не сами, своей силой, помогают нам. Святые не являются богами, но ходатайствуют за нас перед Богом. Можно привести аналоги: когда нам нужно что–то от большого начальника мы будем надеяться не столько на силу нашего убеждения, но будем просить тех, кто стоит выше нас и ближе к нему, замолвить о нас слово, попросить за нас. Все чудеса, которые они совершают, происходят не некой личной их силой, но благодатью Божией: Господь действует через святых.
Языческое сознание исходит из принципа предопределенности: некая сумма действий и ритуалов или жертвоприношений должна привести к определенному результату. Задача же христиан не обязать Бога сделать то, что нам хочется, а мы хотим, чтобы он сделал нас такими, как Он замыслил о нас, чтобы мы изменились под лучами Его света и благодати. В язычестве мы воздействуем на бога, а в христианстве Бог воздействует на нас.
– В католичестве есть догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Почему Православная Церковь считает его неверным, считает его ересью?
– Догмат о непорочном зачатии говорит о том, что Пресвятая Богородица, с точки зрения католической догматики, с момента зачатия была свободна от греха, была искуплена изначально. И поскольку Она была искуплена и не нуждалась в искуплении, получается, что если это было возможно дл одного человека, то смерть Христова была уже не нужна. А мы знаем, что ни один человек не был свободен от первородного греха, все нуждались в искуплении кровью Сына Божиего и пока кровь не была принесена на Кресте, все, в том числе и Пресвятая Богородица, нуждались в этом искуплении.
– Батюшка, расскажите о самых первых иконах Спасителя и Пресвятой Богородицы.
Первая икона – была икона Спасителя, которая сейчас нам известна как Нерукотворный Образ.
Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.
Первые иконы Пресвятой Богородицы, по преданию, были написаны евангелистом Лукой – он был среди первых апостолов. Были и нерукотворенные образы Божией Матери.
Архиепископ Иларион (Алфеев): "Почитание Богородицы родилось из опыта Церкви" http://www.rusk.ru/news_rl/2009/10/13/arhiepiskop_ilarion_alfeev_pochitanie_bogor...iz_opyta_cerkvi/
скрытый текст
"Если об историческом облике Иисуса Христа сохранились некие свидетельства, то есть о том, например, что он носил бороду, что у него были удлиненные волосы, то о Божией Матери такого ярко выраженного предания нет. Правда, есть описание в творениях Дионисия Ареопагита. Но, конечно, никакого прижизненного портрета Божией Матери не было. Поэтому, когда мы смотрим на икону Божией Матери, - это некий универсальный образ, некий символический образ, который помогает нам почувствовать Божию Матерь, обратиться к ней как к живому лицу. Но мы не должны думать, что каждая икона претендует на абсолютное портретное сходство. Тем более, что даже и на иконах лик Божией Матери бывает очень разный", - сказал 10 октября в эфире еженедельной программы "Церковь и мир" телеканала "Вести" председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион, отвечая на вопрос: "Откуда известно, как выглядела Матерь Божья, как мы ее пишем на иконах?"
"Все то, что накоплено Церковью в ее опыте, в ее Предании, для нас не менее дорого, чем то, что мы читаем в Священном Писании. А почитание Богородицы родилось из опыта Церкви. Из опыта многих поколений христиан, которые, обращаясь к Ней в молитве, получали от нее помощь. Некоторые получали от Нее благодеяния, различные чудеса совершались от икон Богородицы. Это опыт Церкви", - отмечает владыка Иларион.
Отвечая на вопрос, почему ни у одного святого и даже у самого Господа Иисуса Христа нет такого разнообразия иконописных изображений, как у Божией Матери, архиепископ Иларион сказал: "Ну, тут вот нет однозначного ответа. Я бы сказал, во-первых, потому что, конечно, Пресвятая Богородица почитается больше, чем святые, поскольку она именно Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, то есть она почитается даже выше ангелов. Она в иерархии святых стоит сразу за самим Господом. И вот эта народная любовь к Пресвятой Богородице, вот это ее церковное почитание, даже просто любовь иконописцев к этому образу, она, наверное, является причиной того, что так много образов Богородицы разных. А кроме того, Богородица с младенцем - а именно такой образ самый распространенный - является огромным нравственным уроком для каждого человека, который взирает на этот образ. Потому что этот образ напоминает человечеству, напоминает, прежде всего, женщине о материнстве. И о сути, о смысле существования человека".
Отвечая на вопрос, будут ли в Царствие Небесное иконы, архиерей отметил, что "в Царствии Небесном икон, конечно, не будет в привычном для нас выражении. То есть, как живописного изображения на доске или на стене храма. Но ведь икона, как говорил священник Павел Флоренский, - это окно в другой мир. Икона нужна не в том мире, где существует в реальности, а в том мире, где мы нуждаемся в символах для того, чтобы обращать свой духовный взор к реальности. Вот почему иконы нужны здесь, и вот почему они не будут нужны там".
Отвечая на вопрос, почему русские люди придают празднику Покрова Пресвятой Богородицы большее значение, чем греки, архиепископ Иларион отметил, что "просто у нас это более почитаемый праздник. Он более почитаемый, наверное, потому, что наш народ очень любит Пресвятую Богородицу. И вот этот образ Божией Матери, которая своим покрывалом снимает с головы покрывало и его распростирает над народом, этот образ просто как-то полюбился нашему человеку верующему. И поэтому уже с древних времен этот праздник не просто прижился на Руси, а стал одним из самых любимых и самых почитаемых. Именно поэтому в России столько Покровских храмов. Столько сел, которые называются "Покровское". Столько людей, которые носят фамилию Покровский. Это все именно связано с праздником Покрова Пресвятой Богородицы".
СКАЗАНИЯ О ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Книга составлена в Свято-Пантелеимоновом афонском монастыре на основании Священного Писания, свидетельств св. отцов и церковных преданий. В ней содержатся пророчества и преобразования, относящиеся ко Пресвятой Богородице, учение Церкви о Ней, описание Её чудес и чудотворных икон. Впервые книга была опубликована по разрешению Московского Духовно-цензурного комитета в 1905 г.
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=1910129 - книга
http://ortlib.narod.ru/dmaria/zitie9.htm - текст
http://www.koob.ru.mastertest.ru/books/christianity/skazaniya_o_zemnoi_zhizni_pre..._bogoroditci.zip - zip-архив
[Профиль]  [ЛС] 

musicstashall

Стаж: 15 лет 7 месяцев

Сообщений: 1198

musicstashall · 04-Дек-09 21:17 (спустя 3 часа)

Макаровъ Так и будешь за мной по пятам бегать?! Займись лучше чтением Писаний, намного полезнее будет.
[Профиль]  [ЛС] 

Columbian Boy

Top Seed 04* 320r

Стаж: 16 лет 2 месяца

Сообщений: 665

Columbian Boy · 16-Окт-10 21:53 (спустя 10 месяцев, ред. 16-Окт-10 21:53)

shumius Спасибо за хорошую статью. Но, пожалуйста, подскажите, где найти акафист Собору Глинских старцев.
[Профиль]  [ЛС] 

stakanArbuzov

Стаж: 13 лет 11 месяцев

Сообщений: 28


stakanArbuzov · 31-Май-12 10:24 (спустя 1 год 7 месяцев)

Братцы, дайте скачать, Христа ради.
[Профиль]  [ЛС] 

marmel89

Стаж: 12 лет 4 месяца

Сообщений: 1


marmel89 · 17-Авг-13 00:15 (спустя 1 год 2 месяца, ред. 17-Авг-13 00:15)

дайте скорости чуток, оч. срочно нужно скачать!
спасибо
[Профиль]  [ЛС] 

snick-deeper

Стаж: 9 лет 9 месяцев

Сообщений: 28


snick-deeper · 10-Апр-15 11:17 (спустя 1 год 7 месяцев)

Писал на эту тему реферат, курсовую и диплом.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error