Festr.. · 02-Янв-19 03:15(6 лет назад, ред. 15-Апр-19 11:32)
Конституционное право зарубежных стран Год издания: 2015 Автор: Мишина Н. В., Крусян А. Р., Гараджаев Д. Я. и др. Жанр или тематика: юриспруденция, правоведение, конституционалистика Издательство: Харьков: Право ISBN: 978-966-458-710-2 Язык: Русский Формат: DjVu, PDF Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 848 Описание: Учебник «Конституционное право зарубежных стран» структурно поделен на две части - общую, в которой рассматриваются основные институты конституционного права в зарубежных странах (непосредственная демократия, глава государства, парламенты, правительства и др.), и особенную, которая посвящена основам конституционного права таких стран, как Азербайджанская Республика, Государство Бруней Даруссалам, Китайская Народная Республика, Королевство Саудовская Аравия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Французская Республика, Япония.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и гуманитарных вузов и факультетов. Учебник может быть полезен широкому кругу лиц, интересующихся проблемами конституционного права в зарубежных странах.
Примеры страниц
Оглавление
Вступление 5 ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТЕМА 1. Введение в конституционализм зарубежных стран 7 ТЕМА 2. Предмет и система конституционного права зарубежных стран 50 ТЕМА 3. Источники государственного права в зарубежных странах 77 ТЕМА 4. Конституции зарубежных стран 103 ТЕМА 5. Конституционный контроль в зарубежных странах 141 ТЕМА 6. Формы государства в зарубежных странах 170 ТЕМА 7. Конституционное положение личности в зарубежных странах 194 ТЕМА 8. Общественные организации и политические партии как институты гражданского общества в зарубежных странах 219 ТЕМА 9. Конституционные институты непосредственной демократии в зарубежных странах 244 ТЕМА 10. Законодательная власть в зарубежных странах 291 ТЕМА 11. Глава государства в зарубежных странах 326 ТЕМА 12. Правительство в зарубежных странах 382 ТЕМА 13. Судебная власть в зарубежных странах 406 ТЕМА 14. Конституционно-правовая ответственность в зарубежных странах 440 ТЕМА 15. Местное самоуправление и управление в зарубежных странах 471 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ТЕМА 16. Конституционное право Азербайджанской Республики 496 ТЕМА 17. Конституционное право Государства Бруней-Даруссалам 529 ТЕМА 18. Конституционное право Китайской Народной Республики 569 ТЕМА 19. Конституционное право Королевства Саудовская Аравия 611 ТЕМА 20. Конституционное право Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии 643 ТЕМА 21. Конституционное право Соединенных Штатов Америки 681 ТЕМА 22. Государственное право Федеративной Республики Германия 747 ТЕМА 23. Конституционное право Французской Республики 786 ТЕМА 24. Конституционное право Японии 817
Вступление
Юридическая наука не ограничивается рамками национального права какой-либо страны, поэтому применение зарубежного опыта обогащает исследования национальной правовой системы. Соответствующие знания формируют свободное от предубеждений отношение к юридической действительности, расширяют кругозор и имеют практическую пользу. Не является исключением и наука конституционного права. Учебный курс конституционного права зарубежных стран посвящен обобщенной характеристике государственно-правовой теории и практики различных стран мира, количество которых приближается к двумстам. Эти страны имеют разный механизм конституционно-правового регулирования, что обусловлено особенностями экономического, социального и политического развития. Наибольший интерес для изучения представляют демократические государства. Именно в них было положено начало становлению современного конституционного права, а их государственно-правовой опыт является ориентиром для многих стран. Вместе с тем опыт государств с антидемократическим режимом также является показательным и порой заслуживающим внимания. Изучение учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» преследует три основные цели: общеобразовательную, правоведческую и практическую. С общеобразовательной точки зрения значение данного предмета связано с необходимостью повышения общей культуры студентов — будущих юристов. Правоведческая цель курса состоит в углублении теоретических знаний о моделях правового регулирования статуса личности, о конституционных принципах экономической, социальной и политической систем общества, об основах его духовной жизни, о различных формах правления, территориально-политического устройства государства, о системе государственных органов и органов местного самоуправления. С практической точки зрения овладение учебной дисциплиной «Конституционное право зарубежных стран» связано с изучением конституционно-правовых институтов и методов конституционного регулирования, их позитивных и негативных сторон. Знание конституционной теории и практики различных государств способствует совершенствованию национального конституционно-правового регулирования. Учебный курс «Конституционное право зарубежных стран» построен таким образом, чтобы обеспечить последовательное и логическое изложение материала, раскрыть содержание основных положений конституционной теории и практики. Курс конституционного права зарубежных стран имеет специализированный политико-правовой характер, его изучение является важнейшим условием не только юридической, но и общетеоретической подготовки студентов, расширения их мировоззренческих представлений. Задачей учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» является профессиональная подготовка, отвечающая таким квалификационно-нормативным требованиям: - знание: источников конституционного права зарубежных стран, современных особенностей конституций, моделей конституционного правосудия, элементов конституционно-правового статуса личности, институтов непосредственной демократии, современных форм государства, конституционных моделей законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, партийных систем, основ конституционного права Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Японии и других государств; - умение: осуществлять поиск, систематизацию, обработку, использование информации о конституционном строительстве в зарубежных странах, пользоваться методиками изучения, анализа (в т. ч. критического) законодательства; - навыки: подготовка информационных обзоров и сравнительных таблиц по законодательству зарубежных стран с целью усовершенствования национального конституционно-правового регулирования.
Авторский коллектив
И. О. Бондаренко, канд. юрид. наук (тема 9); Д. Е. Волкова, ассист. каф. конституц. права НУ «ОЮА» (тема 7, в соавт. с Н. В. Мишиной); Д. Я. Гараджаев (рук. авт. кол.), канд. юрид. наук, доц., судья Конституц. Суда Республики Азербайджан (тема 16); Н. А. Дерус, ассист. каф. конституц. права НУ «ОЮА» (тема 19); Л. Н. Дешко, канд. юрид. наук, доц., доц. каф. конституц. и междунар. права Донец. нац. ун-та (тема 8); А. А. Езеров, канд. юрид. наук, доц., доц. каф. конституц. права НУ «ОЮА» (тема 2, в соавт. с В. А. Михалевым); А. Р. Крусян (рук. авт. кол.), д-р юрид. наук, проф., зав. каф. конституц. права НУ «ОЮА» (тема 1); В. А. Куранин, ст. преп. каф. конституц. права НУ «ОЮА» (тема 20, в соавт. с Н. В. Мишиной; темы 23; 24); Н. В. Мишина (рук. авт. кол.), д-р юрид. наук, проф., проф. каф. конституц. права НУ «ОЮА» (тема 7, в соавт. с Д. Е. Волковой, В. А. Михалевым; тема 10, в соавт. с В. Н. Панасюк; темы 12; 15; тема 20, в соавт. с В. А. Кураниным; тема 21 ; тема 22, в соавт. с А. Т. Назарко); В. А. Михалев, доц., доц. каф. конституц. права НУ «ОЮА» (темы 3; 4; 6; тема 2, в соавт. с А. А. Езеровым; тема 7, в соавт. с Н. В. Мишиной); Е. Н. Москальчук, канд. юрид. наук, ст. преп. каф. Конституц. права и гос. упр. Междунар. гуманит. ун-та (тема 17); А. Т. Назарко, ассист. каф. конституц. права НУ «ОЮА» (тема 22, в соавт. с Н. В. Мишиной); О. В. Олькина, канд. юрид. наук, доц. каф. конституц. права НУ «ОЮА» (темы 14; 18); В. Н. Панасюк, ассист. каф. конституц. права НУ «ОЮА» (тема 10, в соавт. с Н. В. Мишиной); М. В. Савчин, д-р юрид. наук, доц., дир. Центра правотворчества Ужгород. нац. ун-та (тема 13); В. В. Сухонос (мл.), д-р юрид. наук, доц., проф. каф. гос.-прав. дисциплин ГВУЗ «Укр. акад. банков. дела Нац. банка Украины» (тема 11); Д. С. Терлецкий, канд. юрид. наук, доц., доц. каф. конституц. права НУ «ОЮА» (тема 5)
рецензия на данный учебник (перевод с украинского)
ИННОВАЦИОННЫЙ, КРЕАТИВНЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК (Рецензия на учебник «Конституционное право зарубежных стран» // Под общей редакцией Н. В. Мишиной, А. Р. Крусян, Д. Я. Гараджаева и др. Харьков: Издательство «Право». 2015. 848 с.) Ю. Барабаш, доктор юридических наук, профессор, проректор по учебной работе Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого, член-корреспондент Национальной академии правовых наук Украины [Юридичний вісник, 2015/1, с. 285-287] Новый учебник «Конституционное право зарубежных стран» предназначен для студентов высших учебных заведений, изучающих соответствующий учебный курс. Он содержит все необходимые материалы для подготовки выпускников по юридическим специальностям, соответствует современным дидактическим требованиям и учитывает новейшие изменения в конституционном законодательстве зарубежных стран. Основой учебника является изложение проблем конституционного права зарубежных стран, удачно реализованое в структуре учебника и его разделов. Авторы логично, с использованием новейших теорий и концепций науки конституционного права, но доступно и с большим количеством примеров доносят до студентов современный правовой материал. Изложения материала почти каждой темы сопровождается рисунками и таблицами, что делает материал учебника еще более легким для понимания студентами. Новый учебник «Конституционное право зарубежных стран» привлекает внимание не только насыщенным содержанием, но и нетрадиционной для отечественных учебников формой изложения материала. Авторским коллективом проведена значительная работа по структурированию материала: определены и сформулированы цели каждой из включенных в учебник тем, их ключевые термины и понятия (они приведены в начале каждой темы и выделены в тексте), рекомендуется современная научная и учебно-методическая литература, поставлены контрольные вопросы . Но главное - текст каждого раздела дополнен интересной информацией - примерами, которые улачно дополняют учебный материал и будут особенно полезны для студентов, заинтересованных в более глубоком освоении учебной дисциплины. Такой подход к написанию учебников является типичным в зарубежных странах, но пока не очень распространенным в Украине. Поэтому эту инновацию авторов следует приветствовать. Рецензируемый учебник структурно состоит из двух частей - общей и особенной. Общая часть посвящена рассмотрению основных институтов конституционного права в зарубежных странах и содержит ряд тем, среди которых есть как типичные для учебников по этой дисциплине (например, предмет и система конституционного права зарубежных стран, источники конституционного права зарубежных стран, конституционный контроль в зарубежных странах, конституционные институты непосредственной демократии в зарубежных странах), так и достаточно инновационные (в т. ч. вступление в конституционализм в зарубежных странах, гражданское общество в зарубежных странах, конституционно-правовая ответственность в зарубежных странах). В Особенной части рассматриваются основы конституционного права в отдельных государствах мира. Следует отметить и недостатки учебника: - Общая и Особенная часть учебника сбалансированы по объему: каждой посвящена примерно половина учебника. Но по количеству тем Общая часть более основательной (14 тем), чем Особенная часть (10 тем) - в Особенной части есть разделы о странах, которые, как правило, изучаются по программе учебного курса «Конституционное право зарубежных стран» почти в каждом учебном заведении Украины - США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Россия, Китай. Но есть и нетипичные для учебных программ и учебников государства - Азербайджан, Бруней, Саудовская Аравия. Подобные наработки являются уникальными для украинской юридической науки, но с точки зрения логики изложения материала целесообразно было бы обратить внимание на отсутствие в учебнике разделов о дуалистических монархиях (если анализировать учебник с точки зрения классификации стран мира по форме правления), о государствах Южной Америки, Африки (если анализировать учебник с точки зрения географического размещения рассмотренных стран). В последующих изданиях рекомендуется расширить перечень стран, основы конституционного права которых рассмотрены в учебнике; - не все разделы Особенной части, посвященные основам конституционного права в отдельных странах, характеризуются одинаковой логикой изложения материала. Как правило, каждый раздел содержит общую информацию о стране, истории конституционного развития, характеристику Основного закона, анализ конституционной системы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Но по некоторым стран разделы более развернутыми и включают также обзор состояния прав человека в государстве (например, США), анализ особенностей конституционного контроля в стране (например, Азербайджан). В последующих изданиях желательно было бы обратить внимание на возможность дальнейшего расширения содержания «сжатых» разделов. Актуальность учебника не вызывает сомнений. Учитывая активизацию в Украине глобализационных и евроинтеграционных процессов, конституционное право претерпевает существенные изменения и будет изменяться на протяжении еще долгого времени. Глобализация и европейская интеграция требует приобщения к современным демократическим ценностям, а трансформация национальных систем права начинается в области конституционного права. Материал в учебнике изложен таким образом, что студенты могут понять как особенности этой отрасли в зарубежных странах, так и основные черты национального конституционного права. Понятно, что рецензия на любую научную или научно-методическую работу должена содержать рекомендации по возможному усовершенствованию ее архитектоники и содержания. В этом контексте следовало бы вести речь не столько о содержании конкретного учебника, сколько о содержании сравнительного конституционного права, роли и значении этой дисциплины в системе юридического образования. Пока мы идем в традиционном для конституционной компаративистики русле и работаем по схеме общей (теоретической) и особой (страноведческой) частей. Конечно, в этом есть свои привлекательные моменты. Однако подход классических европейских курсов и учебников, ориентированных на них, демонстрирует несколько другие варианты. К примеру, довольно популярный «Оксфордский учебник сравнительный конституционного права» под редакцией профессоров М. Розенфельда и А. Шайо [The Oxford Handbook of Comparative Constitutional Law / by Michel Rosenfeld, Andras Sajo. Oxford: Oxford University Press, 2013. 1396p. -- он доступен на сайте Library Genesis!] имеет такую оригинальную структуру: история; методология и типология (различные подходы к конституционной компаративистике, типы конституций, конституционализм в нелиберальных обществах, место конституционного права в системе права и др.); идеи (конституционализм, верховенство права, демократия, основные права и свободы, суверенитет, человеческое достоинство и автономия личности в современном конституционном пространстве, гендер и конституция и др.); процесс (создание конституции как процесс, чрезвычайные положения, сецессия и самоопределения, референдум, выборы и др.); архитектура (горизонтальная построение, федерализм, внутреннее устройство унитарных государств, парламентаризм, президентализм); понимание (конституционная интерпретация, пропорциональность, конституционная идентичность, конституционные ценности и принципы); институты (конституционные суды, судебная независимость и дух конституции, политические партии и конституция и др.); права (свобода слова, свобода религии, право на неприкосновенность частной жизни, гражданство и др.); новейшие ( «перекрывающие») права (коллективные права, позитивная дискриминация, биоэтика и права человека и др.); тенденции (интернационализация конституционного права, конституционное международное право, воинственная демократия, ислам и конституционный порядок, использование иностранного права при толковании Конституции и др.). Возможно, такая детальная характеристика другого издания и не совсем уместна в контексте этого анализа, но как раз изучение работы одесских ученых дает основания утверждать, что мы движемся в верном направлении, понимая при этом, что придется многое изменить в парадигмальном смысле в юридическом образовании, прежде чем мы сможем утверждать, что окончательно избавились от постсоветских стереотипов относительно понимания конституционной карты мира. В завершение хотелось бы еще раз подтвердить ключевой тезис анализа: рецензируемый учебник является инновационным, креативным и современным. Все это, а также высокий научный уровень учебника позволяет рекомендовать его к использованию в учебном процессе.