|
nanja
Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 1178
|
nanja ·
11-Окт-07 17:09
(17 лет 1 месяц назад, ред. 21-Мар-11 22:48)
КАЛИК Михаил (Моисей) Наумович
(род. 29. 01. 1927)
Советский кинорежиссер, сценарист. Родился 29 января 1927 в Архангельске. Учился на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская Г.Александрова), вместе с несколькими другими студентами в 1951 был арестован по делу Молодежной антисоветской террористической организации и приговорен к 20 годам исправительно-трудовых лагерей. Прошел несколько тюрем и лагерей, в т.ч. Лефортово и Озерлаг. Освобожден и реабилитирован в 1954, восстановлен на третьем курсе института, окончил его в 1958 (мастерская С.Юткевича). В качестве дипломной работы был засчитан сделанный во время учебы фильм Юность наших отцов (1958) по роману А.Фадеева Разгром, принесший режиссеру широкую известность.
После института работал на киностудии «Молдова-филм», где первое время помогал завершить находившийся в производстве фильм Атаман Кодр (1958) о борьбе молдавских повстанцев против помещичьего гнета. Сделанные затем самостоятельно картины Колыбельная (1960; Диплом почета Международного кинофестиваля в Локарно, 1960) и особенно Человек идет за солнцем (1961) свидетельствовали о приходе в советский кинематограф незаурядного таланта. История мальчика, по детской наивности решившего догнать солнце и видящего в пути самых разных людей, – это поэтическая притча о человеке, которому предстоит пройти все стадии жизни, миновать периоды счастья и потерь. О довоенных годах, времени невозвратимого и неправдоподобного счастья, рассказывает фильм До свидания, мальчики! (1964) по повести Б.Балтера. В фильме сыграли свои первые роли М.Кононов и Е.Стеблов и дебютировал более известный в качестве кинорежиссера Н.Досталь. Любить (1968–1990) – лента со сложной кинодраматургией и композицией, где документальные кадры, беседы и интервью чередуются в особом ритме с игровыми новеллами. Очень важны для стилистики фильма эпиграфы из Библии, вынесенные в титры. Вопрос «Что значит – любить?» вырастает в один из самых важных вопросов бытия. На него пытаются ответить и безымянные прохожие, у которых берут интервью создатели фильма, и священник А.Мень, чьи размышления перед кинокамерой складываются в своеобразный философский монолог. Роли в четырех игровых новеллах по произведениям современных писателей великолепно сыграли актеры Л.Круглый, А.Фрейндлих, С.Гурзо-младший, С.Светличная. Претензии, предъявленные фильму, вторжение в художественную ткань, удаление эпизодов и перемонтаж вызвали протест режиссера, пытавшегося отстоять свои права через ВААП. Фильм был снят с экрана. Вовсе не увидел экрана телевизионный фильм Цена (1969) по пьесе А.Миллера (первый показ по Центральному телевидению – 1989).
Попытка властей открыть против режиссера уголовное дело в связи с платными выступлениями по клубам и показами его фильмов (обычная практика в то время), явное давление, изъятие картин на основании того, что фильмы принадлежат киностудиям и государству, побудили режиссера подать документы на выезд в Израиль. Все копии фильма Любить, смонтированные по авторскому плану, так или иначе пропали, фильм был частично восстановлен и доработан режиссером лишь в 1990 за границей (новый вариант отличается от первоначального).
Калик эмигрировал в ноябре 1971. Дата 14 ноября, как напоминание о прощании с родиной и дорогими людьми, присутствует в последнем фильме режиссера И возвращается ветер... (1991; Приз жюри «За мужество таланта» на кинофестивале «Кинотавр», Сочи, 1992; номинация на «Нику-92» в категории «Лучшая работа звукооператора»). Работа эта, полемически автобиографичная, рассказывает о жизни режиссера, начиная от времен детства, когда мир кажется таким огромным, захватывая годы эвакуации (он видит в Алма-Ате С. Эйзенштейна, снимающего картину «Иван Грозный»), картины лагерной жизни, начальственные проработки и не только со стороны кинематографических деятелей, но и партийных и государственных работников Молдавии, решительно осудивших фильм «Человек идет за солнцем». И вплоть до проводов, мучительных посиделок перед отъездом. Монтаж фильма не связан с ритмом или единством художественного решения, режиссер пытается доказать свою правоту, для чего вводит и кадры из предыдущих своих картин. Фильм этот, в первую очередь, человеческий документ, органичным его не назовешь, впрочем, как и жизнь, выпавшую на долю М. Калика, режиссера, чье творчество мощно повлияло на стилистику кинематографа 60-х годов. (Евгений Перемышлев) Вот такой материал из журнала "Киноведческие записки" был опубликован на портале телеканала "Культура"
03.02.07 Калик Михаил. Непосредственное мировосприятие
80-летие режиссера Михаила Калика телеканал «Культура» отметил показом его фильма «И возвращается ветер…» (3 февраля 2007, начало в 22:20). Картина рассказывает о непростых отношениях времени и художника. Одновременно это и своеобразный итог прожитых лет. Органично вплетаются в игровую ткань киноленты фрагменты хроники и эпизоды из прежних лент Михаила Калика. Этот стилистический прием дал возможность не только расширить границы повествования, но и посмотреть на прошлое из сегодняшнего дня, осмыслить целый пласт отечественной истории. Премьера фильма состоялась в 1991 году. К этому моменту Калик уже 20 лет жил в Израиле. Советская власть сделала все, чтобы уничтожить память об опальном режиссере, вычеркнуть его списка когда-либо живших в стране. Выросло целое поколение, которое никогда не слышало имени Калика и не знает его фильмов. Но без картин Михаила Калика сложно представить кинематографическую культуру эпохи оттепели. Его имя входит в когорту крупнейших кинорежиссеров 60-х годов. Каждый фильм - яркое оригинальное произведение, которое, как и положено творению поэта, с кристальной чистотой «являет свой век и край» и ничего не теряет в переводе на язык другого века. Михаила Калика обвиняли в «абстрактном гуманизме» и «формализме», ему постоянно приходилось отстаивать права на существование своих картин и сражаться с бессмысленными придирками редакторов. Фильмы режиссера вовсе не были демонстративно обличительными или «антисоветскими»; напротив, они жизнерадостны и поэтичны, но отсутствие в них всякой классовой идеологии казалось советским цензорам подозрительным. В первой - дипломной - ленте Калика «Юность наших отцов» (1958), снятой совместно с Борисом Рыцаревым по роману Фадеева «Разгром», чувствуется тот ветер перемен, который и был духом отечественного кино второй половины 50-х годов. Фильм выразил романтическое и лирическое мироощущение режиссеров нового поколения. Это был рассказ о гражданской войне как о времени, в котором жили и были молоды родители. Персонажи фильма лишены монументальности эпических героев, они - вполне земные и обладают обыкновенными человеческими чувствами, которые невозможно подавить осознанием революционного долга и пафосом борьбы с врагом. После окончания института (окончить ВГИК ему удалось только после трех лет тюрем и лагерей, куда он попал по подозрению в «подготовке покушения на жизнь Сталина» в составе целой группы «заговорщиков») Михаил Калик работал на киностудии «Молдова-филм», где помогал завершить находившийся в производстве фильм «Атаман Кодр» (1958) о борьбе молдавских повстанцев против помещичьего гнета. Затем были сняты его первые самостоятельные картины «Колыбельная» (1960; Диплом почета Международного кинофестиваля в Локарно, 1960) и «Человек идет за солнцем» (1961). «Человек идет за солнцем» - светлый поэтичный рассказ о мальчике, идущем по любимому городу и встречающем на своем пути людей - добрых и злых, чутких и равнодушных. Окружающая действительность преображается под взглядом ребенка и художника, сохранившего непосредственность. В картине нет острых противопоставлений, хотя и его герой сталкивается и с грубой силой, например, в лице «общественника», безжалостно ломающего цветок подсолнуха (по его мнению, «трудящимся нужны розы и хризантемы», а не «технические культуры»). Визуальный ряд фильма... круглый: обруч, подсолнух, шар, колеса машины... Все они восходят к единому образу: по земле катится железный обруч, за которым бежит мальчик, удерживая его палочкой перед собой, а по небу катится солнце и заботливо ведет мальчика на поводке своего луча.
Традиционному советскому кинематографу героического склада Михаил Калик противопоставляет жизнеутверждающую поэтическую эстетику, основанную на восхищении предметно-образной красотой окружающего мира.
Михаил Калик: «Этот фильм для меня – этапный, очень важный. Мне кажется, в этой картине я нашел свой язык, который в дальнейшем, в фильме "До свидания, мальчики", старался усовершенствовать, - поэтический язык кино. Тогда целая группа была, которую за рубежом назвали "русской новой волной": моя картина "Человек идет за солнцем", "Иваново детство" Тарковского, гениальная картина Параджанова "Тени забытых предков", потом уже чуть позже в нее вошел Иоселиани, он моложе был». Картина «Человек идет за солнцем» не была принята единодушно. Партийное начальство Молдовы обвинило Калика в формализме: «Что это за фильм? Что тут показано? Мальчик бегает… идет на Запад, между прочим». В замечательную плеяду оттепельных фильмов о войне в 1964 году входит картина Михаила Калика «До свидания, мальчики». Фильм построен на материале повести Бориса Балтера, задуманной как воспоминания героя о школьной поре, последних днях вне войны. История о жизни трех мальчишек из приморского городка, уезжающих в военное училище, возникает в картине Калика как рассказ об уникальном состоянии человека, остро предчувствующего счастье. Воспоминание о детстве в фильме «До свидания, мальчики» станет «воспоминанием о будущем» для тех, кого потом назовут «шестидесятниками», отразит мировосприятие поколения, вступившего в эпоху оттепели. Картина выявила лирический дар режиссера, неподвластный реалиям времени и преодолевающий своей силой власть действительности. Фильм, ставший одним из главных кинематографических открытий десятилетия, был квалифицирован в официальной печати как «идеологическая диверсия». Распоряжение М.А. Суслова, надолго закрыло произведению Калика дорогу на экран: «За рубеж не выпускать, в стране не показывать». В 1968 году Михаил Калик снимает фильм «Любить» (восстановленный в 1992 году). Это лента со сложной кинодраматургией и композицией, где документальные кадры, беседы и интервью чередуются в особом ритме с игровыми новеллами. Очень важны для стилистики фильма эпиграфы из Библии, вынесенные в титры. Вопрос «Что значит – любить?» вырастает в один из самых важных вопросов бытия. На него пытаются ответить и безымянные прохожие, у которых берут интервью создатели фильма, и священник Александр Мень, чьи размышления перед кинокамерой складываются в своеобразный философский монолог. Фильм выпустили на экраны крохотным тиражом 8 или 12 копий, да и то только после того, как были вырезаны многие документальные кадры (в первую очередь, интервью с отцом Александром Менем). Калик, узнав о произволе руководства студии, обратился через Управление по охране авторских прав в суд, но дело было пущено по инстанциям, настоящий судебный процесс так и не состоялся. За те полтора года, пока шел суд, режиссеру удалось снять на телевидении фильм «Цена» по мотивам пьесы Артура Миллера. Фильм, как и предыдущие работы Михаила Калика, показался советской цензуре «неблагонадежным» и был запрещен к показу на экране. А через несколько месяцев на режиссера завели уголовное дело по обвинению в частном предпринимательстве: демонстрации своих картин («Любить» и «Цена») на творческих вечерах в тех учреждениях, куда его приглашали. Потеряв надежду добиться справедливости в суде и восстановить авторскую версию картины «Любить», Калик в это время уже подал документы на выезд в Израиль. Времена меняются, а рукописи не горят. Картины Михаила Калика - это своего рода рукописные свидетельства советской эпохи. В 90-е годы его творчество заново приходит к отечественным кинозрителям: телевидение постепенно знакомит нас с картинами режиссера. В 1996 году в доме Ханжонкова состоялась ретроспектива фильмов Калика.
За этот материал большое спасибо --BOSS--, предоставившему ссылку на него. Вот такие симпатичные воспоминания публициста Николая Журавлева о том, как снимался фильм «Любить»:
скрытый текст
«Любить» Однажды в очередной раз «припёрло»… Хмурое утро, но не потому, что осень и пасмурно. Мы с Татьяной сидим и опять решаем головоломную задачу, как прожить два дня на рупь пятьдесят. Как мы не тасуем плавленые сырки, полубатоны, самый дешёвый маргарин и котлеты и выбираем между «Дымком» и «Шипкой», ничего не выходит. Остаётся один выход — очередной набег на родительские холодильники. Пока решаем, на кого «наехать», раздаётся звонок: — Давай Татьяну, срочно! — раздаётся безо всякого «доброго утра» и «здрасьте» решительный голос Инны Туманян со студии Горького. Я покорно передаю трубку, они о чём-то коротко договариваются, и Татьяна начинает быстро собираться: «Инна просила срочно приехать в одно место, о чём-то поговорить надо». Я понимаю, что у них что-то вроде дружбы, но что за пожар? Оставшись один, поддерживаю себя чаем, пытаюсь что-то писать, но очень хочется есть и очень любопытно, чего Татьяна делает. Ближе к вечеру — звонок в дверь, я открываю. «Прислонясь к дверному косяку», стоит Татьяна. Вид у неё измученный, взгляд трагический, но в руках большая авоська, набитая продуктами. — Инка сволочь! — еле шевеля губами, произносит Татьяна, — И ты тоже. Авоську возьми. Тяжёлая. Я перехватываю авоську, в ней килограмм десять, не меньше, и волоку её на кухню. Татьяна сдирает с себя всю амуницию и исчезает в душе. Я начинаю думать чёрти что, тем более что от неё крепко попахивало коньяком. Мысленно уже репетирую, что скажу Инне при встрече, но одновременно разбираюсь в принесенной снеди и готовлю роскошный ужин. И вот, когда мы уселись за стол, Татьяна рассказала сногсшибательную историю. Приезжает она в назначенное время в назначенное место. Места этого сейчас нет, там стоит что-то торгово-немецкое. А тогда это было любимое всеми открытое кафе на углу Петровки и Кузнецкого моста. Села она за столик, ближе к краю, как было сказано, и ждёт. Пять минут, десять, полчаса, час, — до какого градуса может дойти моя половина в своём раздражении, я знаю лучше многих. И в тот момент, когда она собралась плюнуть на всё и уйти, из припаркованной рядом «волги» выскочили сияющая Инна Туманян и ещё двое. Счастливы они были сверх всякого разумного предела, учитывая, что Татьяна просидела голодная на холоде почти полтора часа. Один из сопровождавших Инну тут же кидается к буфетчику и приносит коньяк, закуску, дорогие сигареты. А Инна за это время объясняет ситуацию. Она снимает хроникальную часть совместного с Михаилом Каликом фильма о любви. Вот ей и пришла в голову фантазия: зная Татьянин типаж и характер, вызвать её, засадить за столик и заставить ждать до последнего предела. И всё внаглую снять скрытой камерой. А тут, словно нарочно, за соседний столик подсели два богатеньких молодых человека с богатенькой и холёной девицей и весьма обильно ели-пили. Это был ещё тот фон для Татьяны с голодными и злыми глазами, в дурацком берете и явной бедностью во всём её облике. Откормив и отпоив Татьяну, они уже в открытую сняли кадр, как она сидит по-прежнему одна, но уже с рюмкой коньяка и сигаретой. И тут же ей заплатили «бешеные» деньги: то ли 15, то ли 20 рублей. Вот и вся авоська. Через несколько дней — опять звонок Инны, и говорит она уже мне, что показала материал Калику. Тот схватился за голову и кричит: Всё! Я нашёл ключ к картине! А сидевший рядом Микаэл Таривердиев сначала поинтересовался, как побыстрей познакомиться с такой девушкой. Зная мой ревнючий характер, Инна популярно объяснила, что лучше не надо. Но, судя по песне, завершавшей фильм, импульс к вдохновению был довольно сильным. Потом всё стихло, пропало. Фильм мурыжили по инстанциям, резали, запрещали. За это время мы с Татьяной благополучно развелись. И я уже почти забыл об этом сытном вечере. И тут мне подваливает заказ от одного журнала сделать интервью с Таривердиевым. Дело это техническое: созваниваюсь, договариваюсь, приезжаю, задаю вопросы, записываю ответы. И тут, в самом конце беседы, звонок. Из реплик соображаю, что на студии Горького назначен срочный просмотр фильма Калика. И тогда я скороговоркой вываливаю эту историю Микаэлу Леоновичу. Тот приходит в неописуемый восторг и соглашается взять меня с собой. Но спрашивает: а можно найти Татьяну? Я звоню ей, по счастью застаю дома, и через несколько часов мы уже сидим в просмотровом зале, забитом под завязку. Начинается фильм. Теперь он всем, конечно, известен, но тогда он крутился в первый раз, и судьба его была не ясна. А содержание и вовсе неизвестно. Итак, — четыре новеллы о любви по рассказам Заки Кузнецова, Казакова, Друце… Всё это прослоено кинохроникой, снятой Инной по всей стране (из гигантских «остатков» она потом сделала свой документальный фильм). И везде разные люди — от профессоров до центровых шлюх — отвечают на один и тот же закадровый вопрос: А что такое любовь? Новеллы разные, но снятые рукой одного мастера, едины в своём стиле и развитии. В хроникальных антрактах «vox populi» несёт несусветную чушь. И только один священник, чернобородый красавец, сидящий на фоне церковных ворот так, что получается что-то вроде нимба, говорит коротко, ясно, глубоко и удивительно тепло… «Мень! Александр Мень!», — проносится шёпот по залу. Так вот как он выглядит! Господи, до чего красив… Всё это замечательно, но фильм уже идёт к концу, а Татьяны всё не видно. Смотрю вбок и вижу, что бывшая супруга тоже чуть приуныла. Наконец, завершается блистательная деревенская новелла, за ней стремительно, словно нацеленные на что-то, повторяются ударные реплики из уже показанных сюжетов хроники. И вдруг — удар, как от внезапной остановки. Суета в кадре прекращается, начинается бешенный, чисто таривердиевский ритм, — это уже удар акустический, а для меня ещё и зрительный. В кадре сидит Татьяна и под слова Евтушенко («Мне любить тебя поздно…») и музыку Таривердиева наливается злостью. Позади видна богатенькая троица. Потом Татьяна спокойная, сидит пьёт коньяк и курит «Мальборо». Музыка затихает на повторяющемся слове «поезд… поезд…поезд…» И стоп-кадр: лицо Татьяны во весь экран, с такими больными, тоскливыми глазами, что мне уже не до фильма, не до чего. И весь полупремьерный шум я воспринимаю, как в тумане. Фильм, как водится, положили на полку. И я о нём и думать перестал, как через пару лет сижу рядом с водителем «волги», стремительно влетающей в Ялту. И первое, что я вижу при въезде в город, это огромную афишу, целиком занятую лицом Татьяны и одним словом «Любить». — Стоп! — кричу я водителю, подбегаю к афише и безо всяких бумажек запоминаю название клуба и часы сеансов. Картину пустили так называемым «вторым экраном»… Следующий раз я увидел её уже после перестройки, то есть, лет через двадцать.
За этот материал большое спасибо Exogen, предоставившему ссылку на него. Вот такой материал Владимира Лазариса о Михаиле Калике:
скрытый текст
Статья Йехуды Корена из «Йедиот» посвящена знаменитому кинорежиссеру советской поры Михаилу Калику, чьи фильмы «До свидания, мальчики» и «Человек идет за солнцем» давно стали классикой. О фильмах многие знают – гораздо меньше известно о самом Калике, которому исполнилось 76 лет. Из них уже 32 года он живет в Израиле, где сразу по приезде поставил фильм «Трое и одна», переделав на израильский лад Максима Горького. Как пишет Корен, в то время Калик был так знаменит, что его даже приглашали в Голливуд, а израильский министр финансов Пинхас Сапир выписал Калику на съемки фильма 800 тысяч лир – сумму, которая могла тогда только присниться. Но стоило Калику, уехавшему из страны сплошных запретов, снять свою метафорическую ленту с обильно обнаженной натурой, как израильских кинокритиков чуть не хватил удар. Один из них написал, что «такой фильм надо спрятать от посторонних глаз», а другой заявил, что его «вообще не надо было снимать». Калик, переживший сталинские лагеря, пережил и эти рецензии, но потерял желание снимать фильмы, занявшись рекламой и зарабатывая этим на жизнь. После скандала с фильмом «Трое и одна» Калик привлек всеобщее внимание еще раз, но совсем по другому поводу: в 1979 году он оказался в центре Иерусалима, когда рядом с ним взорвался заминированный велосипед. «В больнице – вспоминает Калик – я сказал журналистам, что теперь я уже не новый репатриант, потому что моя кровь пролилась на эту землю – что может быть лучше этого удостоверения личности». Эта фраза попала в заголовки. На минувшей неделе Михаил Калик снова получил все шансы привлечь внимание израильтян после того, как на иерусалимском кинофестивале состоялась премьера документального фильма режиссера Семена Винокура «Калик в черно-белом и в цвете». И поскольку этот фильм основан на монологах Калика, закончим его цитатой: «В лагере я прочитал в одной книге, что Господь посылает тяжелейшие испытания тем, кого любит. Но я ни разу не пожалел, что приехал в Израиль, и чувствую, что здесь – мое место». (2003 г.)
И еще вот такой удивительный комментарий в Живом Журнале к «Трое и одна», одному из наименее известных его фильмов:
скрытый текст
23-го, в минувшую среду:
- Хочешь посмотреть фильм Калика?
- Господи…. Михаил Калик! Он жив ещё?
- Слава Богу. И он сам будет. Ответит на вопросы. Приходи в Культурный центр на улице Гиллель. К семи часам.
- Это что же, «…И возвращается ветер»?
- Ничего подобного. «Трое и одна». Это он снял ещё в 73 году. Здесь. Но фильм провалился. Это единственный полнометражный художественный фильм, который он снял на израильском материале, - мой собеседник повторил. - Фильм провалился.
- Как это?
- А очень просто. Приходи и спроси его.
Никогда я не слышал об этом фильме Калика. А его фильмы мне очень нравились всегда. И как это может быть? Провалился. Я смотрел один из первых его фильмов, «Атаман Кодр», в 71 году, через двенадцать лет после того, как он был снят, в Кинотеатре повторного фильма у Никитских ворот. Зашёл туда с девушкой, и, пока были «Новости дня», и пока титры шли, мы с ней так сладко целовались – зал был совсем пустой. А потом я сказал ей:
- Погоди, погоди…. Да постой ты, я посмотреть хочу! – она обиделась на меня.
И долго ещё я бредил этой изумительной поэмой о вольных разбойниках. Атаман вышел на крутой берег реки, ценою своей свободы родного брата выкупать. Он, прощаясь, придерживает за повод верного коня.
- Веселей играйте, музыканты!
А в это время М. Калик уже уехал в Израиль. Прошло два года, пока ему удалось снять свой последний фильм. Мне показалось, что фильм «… И возвращается ветер», снятый гораздо позже, в 91 году – это, при всей его художественной и социальной значимости - просто автобиографический эпилог. А накануне Войны Судного Дня снял он, опять же с моей точки зрения дилетанта, свой последний фильм – лучшее из того, что удалось ему создать за долгую жизнь. И этот фильм провалился. Да куда ж этот фильм, чёрт возьми, провалился у вас? Простите меня. Сам я не знаю, кого об этом спрашиваю.
Собственно, на вопрос, который у меня рвался после просмотра, да не решился я Калику задать его: «Почему фильм «Трое и одна» оказался последним?», есть у меня один ответ.
У Эмиля Лотяну, режиссёра, очень близкого Михаилу Калику по мироощущению и методу воспроизведения неуловимой действительности, в фильме «Лаутары» - старый, молдаванин, бродячий музыкант ответил на этот вопрос. Молодой скрипач из его труппы хочет бросить музыку:
- Женюсь на хуторянке. Будет хата, клок земли, детей она мне нарожает….
- Да ты на руки свои посмотри! – кричит ему старик. – Не для того их Господь лепил, чтоб такими руками пахать, или сеять, или стрелять из ружья! – цитирую по памяти, как уж запало в душу без малого сорок лет тому назад, когда этот одушевлённый ослепительным солнцем кинематограф ненадолго появился на советском экране в синем прогале среди угрюмых туч грядущего застоя.
Я хотел спросить о том, как всё это было. Я хотел спросить о том, как возникали, как прорывались такие фильмы – Калика, Лотяну, Параджанова, Иоселиани. Хотел спросить, как их сумели предать забвению. Какова эта дьявольская технология удушения искусства забвением? Но не стал спрашивать. Зачем? Злое дело было сделано надёжно и умело. А в творческой вечности – фильмы эти живы. Никакой ведь продавец товаров широкого потребления не в силах извлечь из вечности шедевры человеческого гения.
И ещё хотел спросить просто, как дела, как работа? Но он и сам сказал об этом. Работа есть - по специальности. Он профессионал. Для профессионала работы всегда хватает. Но….
- Ты посмотри на свои руки!
Уж очень мне не хочется писать что-то похожее на отчёт о мероприятии. Михаил Калик сказал (что запомнилось мне):
- Ситуация одинакова везде и всегда. Власть. Чернь. Художник. В СССР это было так, в России, в Израиле, повсюду, где живут люди.
Но там, где люди не живут, художнику и делать нечего. Он приехал в Израиль не за свободой, не от тирании спасаясь, а просто приехал к своим, в еврейскую страну. Художнику нигде не легко. А человеку нужно жить среди своих. Вот он и приехал.
С великим трудом, как он привык, как научила его суровая школа советского кино, достал средства, нашёл великолепных актёров, о творческой и человеческой судьбе каждого из которых можно снять фильм, или написать книгу, или спеть песню. Он снял великий фильм о новой судьбе нового государства евреев на своей древней земле, о мучительном выборе, стоящим перед каждым евреем в этой стране – куда идти, какой дорогой?
А всего-то в фильме молодая женщина любит и не любит сразу троих – таких разных, таких несовместимых, зовущих её каждый своей дорогой, ему понятной и доступной - за кем из них пойти ей?
Ещё работа над фильмом не была закончена, как грянула Война Судного Дня, и в финале звучит сирена.
Что ж. Фильм не поняли. Ни в Израиле, ни в России – нигде, ни публика, ни критика просто не заметили его. Кажется, было несколько прохладных рецензий, в которых вопросительно пожимали плечами: Что это? О чём? К чему? Можно предположить, по какой причине так случилось: В этом фильме чрезмерно обостряется реальная проблематика. Это всегда неудобно.
Куда двигался Израиль в 1973 году? Куда его несёт исторический ураган, начавшийся в 2000-м, и с бешеной яростью разразившийся к 2006 году - новая, ещё более тяжкая война началась и невесть когда закончится?
В фильме «Трое и одна», как и в жизни человеческой, есть тяжкие вопросы, ответов же нет, зритель сам должен ответить. Так построено любое произведение искусства с тех пор, как человек впервые попробовал выразить любовь, ненависть, гнев, восхищение, недоумение, царапая на скале некие изображения, сохранившиеся для нас по сей день.
Других же художественных произведений этот человек создать не мог тогда, как не может этого Михаил Калик сегодня. Руки его так слеплены Создателем - что не пахать, не сеять, не стрелять. Он художник! (Михаил Пробатов)
За последние два материала огромное спасибо nik_ser, предоставившему ссылки на них.Фильмография:
Цитата:
1991 И ВОЗВРАЩАЕТСЯ ВЕТЕР... режиссер, сценарист TVRip
1975 ТРОЕ И ОДНА режиссер
1969 ЦЕНА режиссер, сценарист VHSRip
1968-1990 ЛЮБИТЬ режиссер, сценарист DVDRip
1966 ПОСЛЕДНИЙ ЖУЛИК художественный руководитель DVD5 | DVDRip
1964 ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ! режиссер, сценарист VHSRip->DVD5 | SATRip | TVRip
1961 ЧЕЛОВЕК ИДЕТ ЗА СОЛНЦЕМ режиссер, сценарист ВЕТАСАМRip->DVD5 | DVDRip
1960 КОЛЫБЕЛЬНАЯ режиссер
1958 ЮНОСТЬ НАШИХ ОТЦОВ режиссер, сценарист SATRip
1958 АТАМАН КОДР режиссер VHSRip
Документальный фильм Семена Винокура о Михаиле Калике КАЛИК В ЧЕРНО-БЕЛОМ И ЦВЕТНОМ
15 октября 2009 г., Иерусалим. Ваша покорная слуга с огромным удовольствием берет у Михаила Наумовича эксклюзивное интервью для Торрентс.ру
Последний раз отредактировано: nanja 21.03.2011
|
|
v_ustas
Стаж: 16 лет 9 месяцев Сообщений: 53
|
v_ustas ·
03-Фев-08 02:55
(спустя 3 месяца 22 дня, ред. 20-Апр-16 14:31)
спасибо большое, это один из моих любимейших режиссеров
|
|
nanja
Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 1178
|
nanja ·
03-Фев-08 11:34
(спустя 8 часов, ред. 20-Апр-16 14:31)
v_ustas
И мой тоже. Вот только, к сожалению, очень трудно найти его фильмы... Не сохранили, не сберегли.
|
|
ywngr_godspeed!
Стаж: 17 лет 7 месяцев Сообщений: 441
|
ywngr_godspeed! ·
22-Мар-08 22:14
(спустя 1 месяц 19 дней, ред. 20-Апр-16 14:31)
Вот и я, только что, добрался до этого, ранее мне неизвестного, режиссера. Спасибо всем за знакомство.
|
|
nanja
Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 1178
|
nanja ·
22-Мар-08 23:24
(спустя 1 час 9 мин., ред. 27-Янв-10 00:47)
ywngr_godspeed!
Лучше поздно, чем никогда (на сей раз без тени иронии). А режиссер действительно совершенно гениальный. С трагической, горькой судьбой.
Задумалась, с чего бы я начала смотреть его фильмы... Увы, у нас их всего-то 4, остальных не нашла нигде, ни в Интернете, ни в продаже. Ищу давно, истово, иначе не назовешь, просто на провал люблю его работы.
Если только знакомитесь, начните с Любить. Или пусть первым будет Человек идет за солнцем, гениальное, светлое и неописуемо-красивое кино... Автобиография И возвращается ветер настолько пронзительно-трагична, что начинать с нее просто страшно.
А в целом - в добрый путь к настоящему кино, Вам не привыкать!
|
|
ywngr_godspeed!
Стаж: 17 лет 7 месяцев Сообщений: 441
|
ywngr_godspeed! ·
22-Мар-08 23:39
(спустя 14 мин., ред. 20-Апр-16 14:31)
Да, именно "Любить" и качаю, тока с аржлавера. Но потом хочу посмотреть "До свидания, мальчики!".
Чисто случайно человек зарелизил тут в Арт-Хаузе, иначе и не узнал бы в ближайшем будущем об этом режиссере.
|
|
ywngr_godspeed!
Стаж: 17 лет 7 месяцев Сообщений: 441
|
ywngr_godspeed! ·
23-Мар-08 20:15
(спустя 20 часов, ред. 20-Апр-16 14:31)
Посмотрел "Любить". Не буду многословен, просто скажу... сегодня еще один фильм вошел в мой топ100 любимых фильмов.
|
|
Yarrost
Стаж: 17 лет 2 месяца Сообщений: 143
|
Yarrost ·
25-Авг-08 22:37
(спустя 5 месяцев 2 дня)
можете еще в фильмографию "Последнего Жулика" добавить https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=260885
в качестве режиссеров там правда другие люди числятся, но Михаил Калик является судя по титрам художественным руководителем постановки.
|
|
nanja
Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 1178
|
nanja ·
11-Дек-08 01:19
(спустя 3 месяца 16 дней)
Yarrost
Большое спасибо за информацию! Не знала даже ни о том, что Михаил Калик работал на Рижской киностудии, ни о фильме. И себе скачала, и в фильмографию любимого режиссера добавила. Лучше поздно, чем никогда.
|
|
v_ustas
Стаж: 16 лет 9 месяцев Сообщений: 53
|
v_ustas ·
11-Дек-08 17:49
(спустя 16 часов)
nanja
ну почему ж поздно
|
|
kimfowly
Стаж: 17 лет 4 месяца Сообщений: 131
|
kimfowly ·
29-Янв-09 12:03
(спустя 1 месяц 17 дней)
nanja
Спасибо за эту тему и информацию о режиссёре. Калик - один из любимейших! Очень жаль, что его фильмы не выходят на DVD - они не менее достойны этого, чем картины Шпаликова, Хуциева, Муратовой, Шепитько... Надеюсь, что когда-нибудь посчастливится увидеть его фильмы "1960 КОЛЫБЕЛЬНАЯ" и "1969 ЦЕНА". P.S. Зашёл на страницу Калика на Кинопоиске и... оказывается у режиссёра сегодня День рождения! С праздником его и спасибо за всё!
|
|
tamandr
Стаж: 15 лет 6 месяцев Сообщений: 27
|
tamandr ·
30-Апр-09 14:52
(спустя 3 месяца 1 день)
Очень жаль, что нет ЦЕНЫ.
Не могу найти нигде. Смотрел в девяносто каком то на ретроспективе фильмов Калика. Фильм замечательный.
Еслиу кого есть - пожалуйста, поделитесь!
|
|
nanja
Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 1178
|
nanja ·
30-Апр-09 16:30
(спустя 1 час 37 мин.)
tamandr
Увы! Давным-давно сделали бы это, если бы найти сумели...
|
|
vvt
Стаж: 19 лет 5 месяцев Сообщений: 36
|
vvt ·
18-Авг-09 22:44
(спустя 3 месяца 18 дней)
Yarrost писал(а):
можете еще в фильмографию "Последнего Жулика" добавить https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=260885
в качестве режиссеров там правда другие люди числятся, но Михаил Калик является судя по титрам художественным руководителем постановки.
Появился DVD5 https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2001437
|
|
nanja
Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 1178
|
nanja ·
21-Авг-09 18:15
(спустя 2 дня 19 часов)
vvt
Спасибо, с удовольствием добавляю в фильмографию Мастера.
|
|
Гость
|
Гость ·
27-Окт-09 16:44
(спустя 2 месяца 5 дней)
поиск "Колыбельной" давно превратился в манию. сколько лет ищу, а фильма нет нигде. я понимаю, что кино редкое, но все же! чуть ли не единственный фильм, которое невозможно найти в принципе...
|
|
Натали47
Стаж: 15 лет 9 месяцев Сообщений: 9
|
Натали47 ·
03-Ноя-09 23:14
(спустя 7 дней)
Очень жаль, что нигде не найти "Колыбельную". До сих пор помню то щемящее чувство восторга со слезами, с которым вышла после сеанса в кинотеатре, и мелодия из фильма до сих пор витает в подсознании, а точно воспроизвести не могу. Не мания, но растерянность, как можно так безвозвратно потерять такое необыкновенно сердечное произведение?!
|
|
Полина Юрьевна
Стаж: 15 лет 7 месяцев Сообщений: 507
|
Полина Юрьевна ·
08-Дек-09 11:43
(спустя 1 месяц 4 дня)
nanja
Спасибо за тему! Добавьте еще, что фильм "И возвращается ветер..." имел номинацию на "Нику-92" в категории "Лучшая работа звукооператора". (Каталог "Фильмы России 1991-1994"М.,"Дубль-Д", 1995 г.)
|
|
nanja
Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 1178
|
nanja ·
09-Дек-09 07:23
(спустя 19 часов)
Полина Юрьевна
Спасибо, добавила.
|
|
Гость
|
Гость ·
11-Дек-09 01:20
(спустя 1 день 17 часов)
эх, нет нигде колыбельной...
|
|
nanja
Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 1178
|
nanja ·
11-Дек-09 07:39
(спустя 6 часов)
valter1004
Даже у самого Михаила Наумовича в личной коллекции ее нет. Такие дела...
|
|
tamandr
Стаж: 15 лет 6 месяцев Сообщений: 27
|
tamandr ·
11-Дек-09 22:21
(спустя 14 часов)
nanja писал(а):
valter1004
Даже у самого Михаила Наумовича в личной коллекции ее нет. Такие дела...
Надо на Белые Столбы выходить .
Ну, и, кстати, во ВГИКе может быть. Жаль ВГИК для меня в далеком прошлом.
|
|
korzhemelik
Стаж: 16 лет 7 месяцев Сообщений: 226
|
korzhemelik ·
18-Дек-09 09:08
(спустя 6 дней, ред. 18-Дек-09 13:56)
nanja, спасибо за инфу! А о Калике узнал случайно из саундтрека Таривердиева "До свидания, мальчики!" https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2238864
|
|
pandoctor
Стаж: 17 лет Сообщений: 1663
|
pandoctor ·
30-Дек-09 03:34
(спустя 11 дней)
|
|
nanja
Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 1178
|
nanja ·
31-Дек-09 22:22
(спустя 1 день 18 часов, ред. 02-Янв-10 14:20)
pandoctor
Спасибо, добавила с удовольствием!
И еще две волшебных долгожданных обновки добавила, вот эту и вот эту.
|
|
pandoctor
Стаж: 17 лет Сообщений: 1663
|
pandoctor ·
01-Янв-10 01:40
(спустя 3 часа)
nanja
отлично! Я, правда, уже скачал VHS, здесь уже был. Но ещё не смотрел. Если там плохое качество, пойду за DVD.
С Новым годом.
|
|
dump90
Стаж: 14 лет 10 месяцев Сообщений: 4
|
dump90 ·
26-Янв-10 21:04
(спустя 25 дней)
Тема супер спасибо автору
|
|
takis71
Стаж: 15 лет 7 месяцев Сообщений: 38
|
takis71 ·
17-Мар-11 11:39
(спустя 1 год 1 месяц)
Фильм о режиссере Михаиле Калике "Калик в черно-белом и цветном" https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3478873&spmode=full
|
|
nanja
Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 1178
|
nanja ·
21-Мар-11 22:40
(спустя 4 дня)
takis71
Спасибо! Михаил Наумович тепло отзывался об этом фильме. Но, поскольку это не его произведение, разрешение на раздачу у нас здесь не дал. А вот теперь он у нас есть...
|
|
wadim61
Стаж: 15 лет 8 месяцев Сообщений: 1333
|
wadim61 ·
29-Янв-12 17:53
(спустя 10 месяцев)
nanja Спасибо за Труд.)))
Но вот раздачи фильма "Любить..",похоже,нет!?
|
|
|