Gott Starb · 16-Янв-23 10:54(1 год 10 месяцев назад, ред. 18-Янв-24 12:52)
Личность и священноеГод издания: 2019 Автор: Симона Вейль Переводчик: Епифанов П. Жанр или тематика: Западная философия Издательство: Jaromir Hladik press ISBN: 978-5-6042234-8-2 Язык: Русский Формат: PDF Качество: Издательский макет Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 72Описание: В написанной незадолго до смерти статье «Личность и священное» Симона Вейль (1909–1943) с присущей ее этической мысли бескомпромиссной последовательностью ищет в человеке ценности, подлинно священные для общества и государства, и приходит к парадоксальному выводу, что это не личность, а безличное; не естественное право, а десткое ожидание добра; не дарования и способности, а смиренная надежда на истину и красоту; не самореализация, а безъязыкий крик несчастья; не стремление к свободе, а жажда сверхъестественного блага.
Спасибо большое! думал уже что никогда не увижу эту книгу в сети. Олег Горяинов: Маленький, но пугающе насыщенный текст «Личность и священное» бьёт по всем фронтам, на которых сражалась Симона Вейль. Эта статья вполне может читаться как манифест безличного в человеке («личность в нас — это часть ошибки и греха внутри нас» с. 22), многочисленные интуиции и озарения из которого в дальнейшем получат развитие в работах других мыслителей (например, эти 60 с небольшим страниц карманного формата, возможно, лучшее введение в философский проект Агамбена доступное на русском языке; более того, многие его работы вполне могут читаться как объемный и развернутый комментарий к «Личности и священному»). Степень агрессивности нападок Вейль на идею прав человека с трудом измерима, настолько она погружается в интонацию пророческого утверждения, что порой манера её суждений обескураживает или ставит в тупик. Однако именно подобная несвоевременность, анти-Современная безапелляционность и является той защитой, которая не позволяет использовать статью в самых разных направлениях. Лучшим критерием проверки силы мысли/аффекта, которая насыщает работу Вейль, может послужить следующая воображаемая гипотеза: могли бы быть полезны её суждения, скажем, современным «правым», которые превратили концепцию «прав человека» в свою излюбленную мишень? По ходу чтения на такой вопрос не просто напрашивается отрицательный ответ. Любой реакционер и близко не подойдет к столь опасной территории, на которой «истина и красота безличны» (с. 21), о современном наказании говорится как «о самой низкой мести» (с. 61), познание истины предопределяется состоянием «крайнего и тотального унижения» (с. 52), а уровень этико-онтологического эгалитаризма, неприятие иерархий, становятся ночным кошмаром: «различие между людьми большего или меньшего интеллекта — как различие между преступниками, осужденными на пожизненное заключение в камерах большего или меньшего размера» (с. 49). (Не говоря о том, что вместе с правами личности в ничто превращается и любые притязания на священный статус собственности.) Но не только «правым» станет дурно от текста Вейль. «Левые», особенно социалистической закалки, вряд ли будут особенно рады встрече с портретами подобного рода: «Представим себе, как бес вот-вот купит душу несчастного, а кто-то, пожалев этого несчастного, вступает в разговор и говорит бесу: “И как не стыдно вам предлагать такую цену? Товар стоит по крайней мере вдвое дороже”.
Как раз такой зловещий фарс разыгрывает рабочее движение, вместе со всеми своими профсоюзами, партиями, левыми интеллектуалами.
Этот дух сделки уже содержался в понятии прав, неосмотрительно помещенных людьми 1789 года в центр призыва, который они прокричали в лицо миру. Что заранее лишило это понятие силы» (с. 31-32). О бессилии идеи прав человека до Вейль писали многие (тот же Штирнер по целому ряду аргументов оказывается её предшественником). Но не концептуальное решение или последовательный аргумент обладают такой силой (притяжения/отталкивания) в «Личности и священном». В первую очередь это интонация (ритм) напрочь лишенная сентиментализма и сочувственного пафоса (а-ля столь модные сейчас призывы в духе «пожалей ближнего своего») делают эту статью совершенно неудобной и бесполезной в текущих сражениях на фронтах классовой, гендерной и прочей борьбы. И таких текстов — которые как кость в горле социального активиста — сейчас не хватает.