Gott Starb · 21-Авг-21 12:51(3 года 3 месяца назад, ред. 26-Май-24 10:55)
Время магов. Великое десятилетие философии. 1919-1929Год издания: 2021 Автор: Вольфрам Айленбергер Переводчик: Федорова Н. Жанр или тематика: Западная философия Издательство: Ад Маргинем Пресс ISBN: 978-5-91103-588-4 Язык: Русский Формат: PDF/FB2/EPUB/RTF Качество: Издательский макет Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 400Описание: Немецкий исследователь Вольфрам Айленбергер (род. 1972), основатель и главный редактор журнала Philosophie Magazin, бросает взгляд на одну из величайших эпох немецко-австрийской мысли – двадцатые годы прошлого века, подробно, словно под микроскопом, рассматривая не только философское творчество, но и жизнь четырех «магов»: Эрнста Кассирера, Мартина Хайдеггера, Вальтера Беньямина и Людвига Витгенштейна, чьи судьбы причудливо переплелись с перипетиями бурного послевоенного десятилетия. Впечатляющая интеллектуально-историческая панорама, вышедшая из-под пера автора, не похожа ни на хрестоматию по истории философии, ни на академическое исследование, ни на беллетризованную биографию, но соединяет в себе лучшие черты всех этих жанров, приглашая читателя совершить экскурс в лабораторию мысли, ставшую местом рождения целого ряда направлений в современной философии.
Что ни говорите, а любопытные нынче историко-философские книги пишут. В почти 400-страничном опусе с подзаголовком "Великое десятилетие философии. 1919-1929", угадайте, сколько раз упомянут Шпенглер? Правильно: 2 (два). А Шелер? 3 (три). А Николай Гартман? 2 (два). И всё тут. С таким же успехом можно написать большую книгу по истории 20 века, где только в подстрочном примечании будет один раз мелким шрифтом сказано "Кроме того, в этом столетии произошли две мировые войны". Зато Гитлер 4 раза присутствует! С другой стороны, Гершом Шолем (в то время философией почти не занимавшийся) встречается более 20 раз, а Мартин Бубер и Франц Розенцвейг - ни разу. В принципе, на этом можно закрыть творение (а потом кинуть его в корзину). Но проблема не только в частоте упоминаний\не упоминаний важнейших имён. Отбор и самих "главных героев" книги необъясним. Ладно, Хайдеггер и Кассирер ещё понятны, хотя и весьма спорны. Но что в книге о философии 1920-х годов делают Беньямин и Витгенштейн? Оба в эту эпоху были маргиналами, известными крайне узкому кругу специалистов. Витя в указанные годы вообще философию забросил. Беньямин занимался литературоведением и культур-журналистикой. Строго говоря, он всегда только этим и занимался, я вообще не вижу оснований считать его философом, это уже настолько расширенное понимание термина, что философом тогда можно называть вообще любого писателя на общие темы. Но это ещё не всё. У меня самые глубокие подозрения, что и Кассирер попал в эту книгу в качестве "звезды" только благодаря участию в давосском форуме 1929 года. То есть именно потому, что был отчасти связан с Хайдеггером. Через всю книгу красной нитью проходит тенденция любое имя той поры оценивать с точки зрения хайдеггеровской повестки. Ясперс упоминается больше 10 раз, но лишь как "соратник" и корреспондент раннего Мартына (а также учитель Х.Арендт), никакой другой ценности по мнению автора не представляя. Даже Гуссерль, если и затрагивается, то только как научный руководитель величайшего "гения". Автор, кроме того, изо всех сил блюдёт политкорректность, показывая всем, какой он "хороший мальчик". Упоминая вскользь о лекции Отмара Шпанна* (кстати, куда более известная фигура в 1920-е, чем Беньямин), он смакует деталь, что в аудитории присутствовал Гитлер и даже (ужос-то какой!) пожал докладчику руку. Вывод, естественно, что нам, "правильным современным ребятам", незачем интересоваться такими стрёмными мыслителями. Тот факт, что после аншлюса Австрии Шпанна посадили в тюрьму, а после выхода из неё - навсегда лишили кафедры, стыдливо умалчивается. Но сама по себе позиция "такой-то был против веймарской демократии? - ату его!" умилительна в книжке, где восторженно, со всех сторон облизывается Хайдеггер, бывший, на минуточку, многолетним членом НСДАП и никогда в этом не раскаявшийся. Про "Чёрные тетради" Айленбергер слыхал вообще? Хотя да, понятно, это же САМ Хайдеггер!!! ЕМУ можно ВСЁ! Клоунада... Короче, автор написал не философскую историю 1920-х годов, а многословный панегирикединственному правильному (по мнению современной академической системы) философу того времени. Разбавление сего панегирика большими вставками про Витгенштейна и Беньямина только ухудшило дело: ничего нового про них сказать он не в состоянии. Подведём итоги. Общей панорамы эпохи - нет. Понимания тенденций в развитии мысли - нет. Своего взгляды на главные фигуры и проблемы их работ - нет. Но может быть, хотя бы пишет хорошо? Увы и здесь пропуск:
с.345
По сути, не слишком сложно: время для Хайдеггера есть не внешняя вещь или нечто в себе содержащий сосуд, а процесс в основе всякого опыта. Однако лишь потому, что этот процесс, так сказать, самой своей сутью отрицает как раз ту динамику, которая, собственно, его составляет, то бишь его постоянное бытие в потоке, присутствие (Dasein) вообще приходит к мысли, что имеется некое длительное, даже вечное постоянство. Вечные субстанции, стало быть, суть метафизическая кажимость, иллюзия, рожденная из духа Dasein! На самом деле реален только сам процесс. А он не является вещью, тем более вечной, «он дан», «он имеется». И сам тоже «дает». В конечном счете — дает всё, что в его ходе существует — становится и проходит. Бытие и время. Бергсон и Пруст, кстати, видят это сходным образом. И Беньямин. И Гуссерль. И Уильям Джеймс. И его брат Генри. И Альфред Норт Уайтхед. И Вирджиния Вулф. И Джеймс Джойс. И Сальвадор Дали. И Чарли Чаплин… Эта идея определяет дух эпохи 1920-х годов. Она сама — дитя этого времени! (А как же иначе?) Только вот необходимо со всей радикальностью сделать отсюда правильные метафизические выводы.
Вот из такого потока слов\имён и состоит всё произведение, за исключением более-менее интересных (но давно известных из других источников) цитат самих героев. Пересказы же автором "по-простому", своими словами, философских текстов - просто укатайка! "История философии" для хипстеров. Ад Маргинем в своём репертуаре.*) Для тех, кто не хочет судить о тех или иных фигурах прошлого лишь по унылым современным лекалам - книга самого Шпанна https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=957779 Опять-таки, "упёртая" историками в свой невразумительный раздел, хотя она должна быть здесь, в философском.
Вольфрам Айленбергер родился в 1972 году. Изучал философию, психологию и романские языки в университетах Гейдельберга, Турку (Финляндия) и Цюриха (Швейцария). Защитил в Цюрихе диссертацию, посвященную философии культуры Михаила Бахтина, получив степень доктора философии. Преподавал в университетах Торонто, Индианы, Берлинском университете искусств и в ETH Zurich. Основатель и бывший главный редактор журнала Philosophie Magazin. Входит в руководство фестиваля философии Phil.cologne в Кёльне. Ведет программу Sternstunde Philosophie на швейцарском общественном телевидении SRF. Автор статей в таких изданиях, как Die Zeit, Der Spiegel, Tagesspiegel, Cicero и других. Автор книги «Время волшебников: великое десятилетие философии 1919-1929», опубликованной в 2017 году и посвященной Вальтеру Беньямину, Мартину Хайдеггеру, Людвигу Витгенштейну и Эрнсту Кассиреру. Книга переведена более чем на 20 языков. За неё Айленбергер удостоен Баварской книжной премии (2018) и французской Премии за лучшую иностранную книгу (2019). Айленбергер также стал в 2011 году обладателем Философской премии Миндельхайма. В 2020 году вышла в свет его новая книга «Огонь свободы: спасение философии в тёмные времена 1933-1943», посвященную Симоне де Бовуар, Ханне Арендт, Айн Рэнд и Симоне Вейль. Источник: Liberal, №3 2020. Перевод с немецкого: Александр Гнездилов рецензия Галины Юзефович https://meduza.io/slides/galina-yuzefovich-rekomenduet-tri-knigi-o-filosofah-i-fi...nnogo-chitatelya
Книга переведена более чем на 20 языков. За неё Айленбергер удостоен Баварской книжной премии (2018) и французской Премии за лучшую иностранную книгу (2019).
Ничего удивительного, ведь мы живём в эпоху, когда "пробивание дна за дном" стало почти олимпийским видом спорта. Есть ли ещё, например, вменяемые люди, всерьёз считающие Нобелевскую премию (как минимум (!) по литературе) символом некой культурной значимости? Что говорить про менее раскрученные награды...
Цитата:
В 2020 году вышла в свет его новая книга «Огонь свободы: спасение философии в тёмные времена 1933-1943», посвященную Симоне де Бовуар, Ханне Арендт, Айн Рэнд и Симоне Вейль.
Аааааа, ну тогда всё понятно. Сказать, что Айленбергер "хороший мальчик" - это ещё очень скромно. Он просто сочится добродетелью! Так шо, делаю поправку: книга не только для хипстеров, но и для либералов, феминисток и вообще опытных водителей электросамокатов. Проще говоря, лучших людей нашего современного колхоза.
Увлекательно написано. По мне книжка ближе к художественной литературе и психологии чем к философии. **Если Джон Мейнард Кейнс, расказывая о возвращении Витгенштейна в Кембридж, упомянул трансцендентного «бога», то выбор Ханной Арендт королевского титула указывает на волю к власти, а следовательно и к социальному доминированию, которую в случае Хайдеггера любой наблюдатель отчетливо чувствовал уже через считаные секунды.** **Тогда загораются восторгом глаза, которые он обычно застенчиво прикрывает руками, оставляя на лбу глубокие метки от ногтей. Каждый ребенок понимает: этот учитель не такой, как другие в школе. Вот еще вчера он до тех пор лупил их одноклассника по голове его собственной тетрадкой, пока та не рассыпалась, и страницы не разлетелись по полу. Проступок мальчика заключался в том, что на вопрос Витгенштейна, где родился Иисус, он ответил: «В Иерусалиме»**
81893800siamets - можно ознакомится с Вашими работами? Где можно купить Ваши книги?
Моя первая книга вышла ещё в 2012-м. Вторая чуть не вышла в 2014-м, но московское изд-во, в связи с известными событиями, испугалось автора из Украины и остановило проект. С тех пор выходили только статьи в разных местах. В Бразилии (если флаг не шутка) купить первую книгу негде. В Украине бумажную можно купить у автора. Но если Вас интересуют именно мои философские взгляды, то в опубликованных до сих пор текстах они были выражены только отчасти, над развернутым изложением я как раз сейчас и работаю.
Alekn_P писал(а):
81894594По мне книжка ближе к художественной литературе и психологии чем к философии.
В этом и проблема: если бы на эту тему были также и серьёзные монографии\переводы, пожалуйста, пусть будет и поп-вариант. Но серьезных книг по 1920-м годам в философии на русском практически нет. И эта книга будет считаться заменителем, каковым она не является.
81896882С Вашими комментариями к книге Айленбергера не соглашусь ни в чём ввиду их полной бессмысленности
Нет проблем, пишите по поводу сей книги свой осмысленный комментарий, имеющий глубочайшее отношение к философии ("как Вы её понимаете") и я с удовольствием прочту рефлексивное хрипение мальчика-аутиста (пожилого). Пусть расцветут все цветы!
__ Моя благодарность релизеру за прекрасную книгу. Одна из лучших, что приходилось держать в руках в последнее время. Жду от Вас других релизов! По своему интересен хейт уважаемого siamets...возможно, он, вдохновленный данным изданием, реализует свой Труд (книги на Русском языке издаются не только в Москве - издательства Вены и Берлина открыты для подобных проектов и с радостью издадут достойную работу философа из Украины) и этим нам откроет другие грани философствования! Ждём его Труда с нетерпением! Если на секунду вернутся к тексту siamets - восхишение вызываеет строгий логико - математический анализ Именного указателя данного издания, предпринятый автором.
Цитата:
В почти 400-страничном опусе с подзаголовком "Великое десятилетие философии. 1919-1929", угадайте, сколько раз упомянут Шпенглер? Правильно: 2 (два). А Шелер? 3 (три). А Николай Гартман? 2 (два). И всё тут. С таким же успехом можно написать большую книгу по истории 20 века, где только в подстрочном примечании будет один раз мелким шрифтом сказано "Кроме того, в этом столетии произошли две мировые войны".
Зато Гитлер 4 раза присутствует! С другой стороны, Гершом Шолем (в то время философией почти не занимавшийся) встречается более 20 раз, а Мартин Бубер и Франц Розенцвейг - ни разу
Я уверен, окажись он в Кембридже в 20-е годы прошлого века, г-а Рассел и Мур
лично бы ходатойствали о стипендии, и, возможно, о научной степени за подобный труд!
Что такое истина? - спросил Пилат у Иисуса. Что такое философия и чем она отличается от других наук? Это велиуий Гегель и он ответил на главные вопросы философии.