Библиотека зарубежной классики - Dante Alighieri / Данте Алигьери - Divina Commedia / Божественная комедия [Пер. А.Илюшин, 2008, PDF/DjVu, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

mladovesti

Стаж: 13 лет 11 месяцев

Сообщений: 452

mladovesti · 30-Янв-15 00:33 (9 лет 10 месяцев назад, ред. 12-Фев-15 23:01)

Divina Commedia / Божественная комедия
Год: 2008
Автор: Dante Alighieri / Данте Алигьери
Перевод и комментарий: Александр Илюшин
Вступительная статья, приложение: М.И.Никола
Жанр: аллегорическая поэма
Издательство: Москва: Дрофа
ISBN: 978-5-358-03785-4
Серия: Библиотека зарубежной классики
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 622
Описание: В книгу вошла поэма великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321) "Божественная комедия" , бессмертный памятник итальянской и мировой литературы XIV века.
"В каждой развитой культуре классические памятники прошлой литературы должны существовать не в одном, а в нескольких переводах. Сопоставляя два или несколько переводов, читатель может получить как бы стереоскопическое изображение оригинала, увидеть его с разных сторон".
Академик М.Л.Гаспаров

Из статьи Игоря Пильщикова О "Божественной комедии" в переводе А.А.Илюшина
В истории русской переводной литературы труд Илюшина занимает особое место. Итальянская система стихосложения - силлабическая; "Божественная комедия" Данте, "Неистовый Роланд" Ариосто, "Освобожденный Иерусалим" Тассо написаны силлабическими 11-сложниками (эндекасиллабами). В то же время в русских версиях этих поэм, как правило, используются силлабо-тонические размеры или (с недавнего времени) верлибр ("Неистовый Роланд" в переложении М.Л.Гаспарова). Илюшин - первый русский поэт, который сумел перевести полный текст Дантовой "Комедии" (более 14 тысяч строк) силлабическими стихами. Добавим, что перед нами тот редкий счастливый случай, когда переводчик объединяет в своем лице талантливого стихотворца и профессионального филолога, способного ответственно подойти к решению теоретических и практических проблем художественного перевода.
"Силабика никоим образом не была случайной заемной модой, будто бы не соответствовавшей "духу" русского языка, - справедливо писал один из ведущих стиховедов современности М.Л.Гаспаров. - Это был стих широко употребительный, хорошо разработанный и гибкий". Далее, ошибочно думать, что идея переводить итальянцев силлабикой - это какое-то "оригинальничанье", постмодернистский жест, невесть зачем сделанный Илюшиным. В действительности аналогичные попытки предпринимались русскими итальянистами еще в XIX веке (VII песнь "Освобожденного Иерусалима" в переводе С.Шевырева). Другое дело, что у сегодняшних читателей слаб навык восприятия силлабических стихов - но об этом предупреждал свою будущую аудиторию и сам Илюшин: "Читатель, не привыкший к силлабике, может скептически отнестись к ее ритму... Механизм чтения привычных силлабо-тонических стихов предельно автоматизирован", а "силлабика требует некоторого напряжения, усилия... Это не чтение-отдых (впрочем, о каком отдыхе может идти речь, когда откроешь книгу Данте?!), а чтение-труд".
Языковая стихия "Комедии" приводила в восхищение. "Язык Данте... всеобъемлющ... и... несравненно разнообразен", - заявлял в 1830 г. П.Катенин. Именно Катенин нашел ключ к проблеме "русского Данта": в своем переводе трех первых песней "Ада" он беспрепятственно соединяет разножанровую лексику, совмещая "крайние архаизмы с просторечием" (Ю.Н.Тынянов). Катенинскую интерпретацию Данте принял Пушкин, а в XX веке, по словам Е.Г.Эткинда, "к стилистической системе Катенина" "вернулся Лозинский". Редколлегия академической серии "Литературные памятники", предприняв в 1967 году републикацию перевода Лозинского, мотивировала свой выбор тем, что в отличие от усредненного стиля Мина и Голованова, у которых "поэтический язык был как бы на одном уровне, стиль Лозинского многообразен, отражает лексическое разнообразие самого Данте".
Эту магистральную линию "русского Данта" продолжил Илюшин, стремившийся (как пишет он сам) "к тому, чтобы стилистический диапазон русского перевода "Комедии" был предельно расширен". Поэтому переводчик вводит в текст неэстетизированную "первозданную архаику", "неожиданные неологизмы", просторечие, итальянизмы и т.д. и т.д. - совсем как Данте, в чьей поэме иноязычные вставки, диалектизмы и "язык площадной брани естественно уживаются... с языком схоластической премудрости".
Результат налицо. Илюшин в очередной раз подтвердил выводы исследователей, анализировавших его переводческую манеру: перед нами - "поэт-переводчик со склонностью не то что к буквализму, а к поэтической мимикрии" (М.И.Шапир). Любой читатель (включая критиков "Независимой газеты") ощущает, что перевод Лозинского по сравнению с переводом Илюшина - слишком ровный, слишком "приглаженный", слишком "литературный" (а "литературный" - вовсе не то же самое, что "художественный"). Как утверждал в "Разговоре о Данте" Мандельштам, олитературенный Дант - это не поэзия, а "долбеж, вколачивание готовых гвоздей, именуемых "культурно-поэтическими" образами". Язык Лозинского пригоден, например, для передачи взвешенного "рационалистического" стиля французской позднеклассической школы, для переводов трагедий Вольтера или "стихотворных речей" Лагарпа, но он не адекватен языку Дантовой поэмы, которую те же Вольтер и Лагарп находили "чудовищной" и "странной". Для Данте нужен больший размах, больший "диапазон", о котором, собственно, и говорит Илюшин.
На сегодняшний день "искусственный" поэтический язык Илюшина - это лучшая русская имитация "искусственного" языка Данте.
Примеры страниц
Оглавление
M. И. Никола. Пролог к Возрождению...........3

БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ


АД

Песнь первая. Данте в густом лесу. Страх заблудившегося.
Три зверя. Встреча с тенью Вергилия ...........27
Песнь вторая. Данте колеблется перед входом в Ад.
Вергилий ободряет его........... 31
Песнь третья. Врата Ада. Души не заслуживших ни чести ни хулы.
Река Ахерон. Ладья Харона ...........36
Песнь четвертая. Круг первый (Лимб). Некрещеные младенцы
и славные язычники. Встреча с поэтами древности........... 41
Песнь пятая. Круг второй. Минос. Сладострастники. Франческа
и Паоло ...........46
Песнь шестая. Круг третий. Цербер. Чревоугодники.
Разговор с Чакко........... 51
Песнь седьмая. Круг четвертый. Плутос. Скупцы и расточители.
Круг пятый. Стигийская низина. Гневные ...........55
Песнь восьмая. Круг пятый. Флегий. Филиппо Ардженти.
Город Дит ...........59
Песнь девятая. Врата Дита. Фурии. Небесный посланник.
Круг шестой. Еретики ...........63
Песнь десятая. Круг шестой. Фарината.
Кавальканте деи Кавальканти ...........68
Песнь одиннадцатая. Круг шестой. Гробница папы Анастасия.
Вергилий о распределении грешников в Аду ...........72
Песнь двенадцатая. Круг седьмой. Минотавр. Кентавры.
Насильники над людьми ...........76
Песнь тринадцатая. Круг седьмой. Насильники над собою
и над своим состоянием. Жалобы самоубийц........... 81
Песнь четырнадцатая. Круг седьмой. Насильники над божеством.
Безбожник Капаней. Вергилий о Критском Старце........... 86
Песнь пятнадцатая. Крут седьмой.
Насильники над естеством. Брунетто Латини ...........91
Песнь шестнадцатая. Круг седьмой.
Насильники над естеством. Появление Гериона ...........95
Песнь семнадцатая. Круг седьмой. Ростовщики.
Герион спускает Данте и Вергилия в восьмой круг........... 100
Песнь восемнадцатая. Круг восьмой (Злопазухи).
Первый ров. Сводники и обольстители.
Второй ров. Льстецы ...........104
Песнь девятнадцатая. Круг восьмой. Третий ров.
Торговавшие церковными должностями.
Папа Николай III........... 109
Песнь двадцатая. Круг восьмой. Четвертый ров.
Прорицатели. Звездочеты. Колдуньи ...........113
Песнь двадцать первая. Круг восьмой. Пятый ров.
Взяточники. Бесы Злохваты........... 118
Песнь двадцать вторая. Круг восьмой. Пятый ров.
Драка и гибель двух Злохватов........... 123
Песнь двадцать третья. Круг восьмой. Бегство Данте
и Вергилия от Злохватов. Шестой ров. Лицемеры........... 128
Песнь двадцать четвертая. Круг восьмой. Седьмой ров.
Воры. Ванни Фуччи ...........133
Песнь двадцать пятая. Крут восьмой. Седьмой ров.
Змеи пытают воров........... 138
Песнь двадцать шестая. Круг восьмой. Восьмой ров.
Коварные советчики. Улисс и Диомед ...........143
Песнь двадцать седьмая. Круг восьмой. Восьмой ров.
Лукавый советчик,
рассчитывавший спастись покаянием ...........148
Песнь двадцать восьмая. Круг восьмой. Девятый ров.
Зачинщики раздоров. Магомет. Бертран де Борн ...........152
Песнь двадцать девятая. Круг восьмой. Девятый ров.
Джери дель Белло. Десятый ров. Алхимики ...........157
Песнь тридцатая. Круг восьмой. Десятый ров. Выдавшие себя
за других людей. Фальшивомонетчики. Лгавшие словом ........... 162
Песнь тридцать первая. Колодец гигантов.
Антей спускает Данте и Вергилия в Круг девятый........... 167
Песнь тридцать вторая. Круг девятый.
Каина: предатели родных.
Антенора: предатели единомышленников........... 171
Песнь тридцать третья. Круг девятый. Исповедь Уголино.
Толомея: предатели друзей ...........176
Песнь тридцать четвертая. Круг девятый. Джудекка:
предатели благодетелей. Люцифер. Исход из Ада...........181

ЧИСТИЛИЩЕ

Песнь первая. Данте и Вергилий на земной поверхности.
Встреча с Катоном. Берег моря, омовение ...........187
Песнь вторая. Прибытие ангела с душами новопреставленных.
Казелла. Пение. Гнев Катона ...........191
Песнь третья. Данте и усопшие идут к подножию горы
Чистилища. Отлученные от церкви. Манфред ...........186
Песнь четвертая. Предчистилище.
Подготовка к предстоящему восхождению. Белаква ...........201
Песнь пятая. Знакомство с жертвами насильственной смерти.
Их рассказы о себе ...........206
Песнь шестая. Общение Данте с сопутствующими мертвецами.
Встреча Вергилия с Сорделло.
Обличение современной Италии........... 210
Песнь седьмая. Восторг Сорделло.
Наблюдение за духами высокопоставленных особ,
собравшихся на горной долине........... 215
Песнь восьмая. Земные властители. Нино Висконти.
Явление и исчезновение (при виде ангелов) змия........... 220
Песнь девятая. Аючия переносит сонного Данте
к вратам Чистилища. Семь литер Р налбу Данте ...........225
Песнь десятая. Круг первый. Созерцание изваяний.
Гордецы -...........230
Песнь одиннадцатая. Круг первый. «Отче наш».
Одериз. Провенцан Сальвани ...........234
Песнь двенадцатая. Круг первый.
Ангел стирает со лба Данте одну из литер ...........239
Песнь тринадцатая. Круг второй. Завистники.
Немудрая Сапия........... 244
Песнь четырнадцатая. Круг второй. Гвидо дель Дукка.
Вергилий осуждает завистников ...........249
Песнь пятнадцатая. Круг второй.
Исчезновение второй литеры Р. Крут третий. Гневные ........... 254
Песнь шестнадцатая. Круг третий. Смирение гневных.
Марко. Рассуждение о свободе воли........... 259
Песнь семнадцатая. Круг третий.
Серафим стирает крылом третью литеру Р. Круг четвертый.
Унылые ...........264
Песнь восемнадцатая. Круг четвертый. Рассуждения о любви.
Усталость Данте и сон ' ...........268
Песнь девятнадцатая. Круг четвертый. Сновидение.
Исчезновение четвертой литеры Р. Круг пятый.
Скупцы и расточители ...........273
Песнь двадцатая. Круг пятый. Гуго Капет. Землетрясение.
Хор духов ...........278
Песнь двадцать первая. Круг пятый.
Знакомство со Стацием 283
Песнь двадцать вторая. Исчезновение пятой литеры
Р. Круг шестой. Чревоугодники. Рассказ Стация о себе........... 288
Песнь двадцать третья. Круг шестой. Форезе........... 293
Песнь двадцать четвертая. Круг шестой. Бонаджунта.
Рассуждение о «новом сладостном стиле».
Исчезновение шестой литеры Р ...........298
Песнь двадцать пятая. Круг седьмой.
Сладострастники ...........303
Песнь двадцать шестая. Круг седьмой.
Поэт Гвидо Гвиницелли.
Провансальский поэт Арнальд ...........307
Песнь двадцать седьмая.
Путь из круга седьмого
к Земному Раю. Очищение огнем. Сон........... 312
Песнь двадцать восьмая. Земной Рай.
Лес. Мательда («донна») ...........317
Песнь двадцать девятая. Земной Рай. Шествие огней.
Танец трех донн (Любви, Надежды, Веры) ...........322
Песнь тридцатая. Земной Рай. Явление Беатриче.
Исчезновение Вергилия , ...........327
Песнь тридцать первая. Земной Рай. Укоры Беатриче.
Омовение в Лете. Воздушный танец на берегу ...........332
Песнь тридцать вторая. Земной Рай. Древо познания
и колесница (церковь).
Явление монстра с блудницей........... 337
Песнь тридцать третья. Земной Рай. Скорбь Беатриче.
Эвноя. Окончательное очищение...........343
РАЙ
Песнь первая. Вознесение Беатриче и Данте из Земного Рая
к небу. Недоумения Данте, пояснения Беатриче........... 348
Песнь вторая. Первая звезда — Луна.
Суждения о природе лунных пятен ...........353
Песнь третья. Первая звезда.
Нарушительницы обета ...........358
Песнь четвертая.
Первая звезда. Суждения о виновности тех,
кто поневоле нарушил обет ...........362
Песнь пятая. Первая звезда. Вознесение ко второму небу.
Вторая звезда — Меркурий. Честолюбивые деятели........... 367
Песнь шестая. Вторая звезда. Юстиниан. Ромео ...........371
Песнь седьмая. Вторая звезда.
Суждения об искуплении первородного греха........... 376
Песнь восьмая. Третья звезда — Венера. Любвеобильные.
Встреча со светом (духом) Карла Мартелла........... 381
Песнь девятая. Третья звезда. Кунница.
Трубадур Фолько ...........386
Песнь десятая. Четвертая звезда — Солнце. Мудрецы.
Фома Аквинский. Хор духов ...........391
Песнь одиннадцатая. Четвертая звезда.
Фома Аквинский о Франциске Ассизском........... 396
Песнь двенадцатая. Четвертая звезда. Бонавентура.
Его рассказ о Доминике ...........401
Песнь тринадцатая. Четвертая звезда.
Суждения Фомы Аквинского о Соломоне,
Адаме и Христе ...........406
Песнь четырнадцатая. Четвертая звезда. Соломон.
Пятая звезда — Марс. Воители за веру........... 410
Песнь пятнадцатая. Пятая звезда.
Каччагвида о судьбах Флоренции
и о предках Данте ...........415
Песнь шестнадцатая. Пятая звезда.
Продолжение рассказа Каччагвиды........... 420
Песнь семнадцатая. Пятая звезда.
Пророчество Каччагвиды о дальнейшей судьбе Данте ...........425
Песнь восемнадцатая. Пятая звезда.
Вознесение к шестой звезде — Юпитеру.
Справедливые. Имперский орел ...........430
Песнь девятнадцатая. Шестая звезда. Имперский орел.
Суждения о небесном правосудии........... 435
Песнь двадцатая. Шестая звезда. Глаз имперского орла ...........440
Песнь двадцать первая. Седьмая звезда — Сатурн.
Созерцатели. Богослов Пьер Дамьяно ...........445
Песнь двадцать вторая. Седьмая звезда. Бенедикт.
Вознесение к восьмому небу — созвездию Близнецов ...........450
Песнь двадцать третья. Восьмое небо.
Торжествующие духи праведников.
Их свечение в честь Девы Марии........... 455
Песнь двадцать четвертая. Восьмое небо.
Апостол Петр. Испытание в вере........... 459
Песнь двадцать пятая. Восьмое небо. Апостол Иаков.
Испытание в надежде ...........465
Песнь двадцать шестая. Апостол Иоанн.
Испытание в любви. Адам ...........469
Песнь двадцать седьмая. Восьмое небо. Апостол Петр
о римских папах. Вознесение к девятому небу — верховному
и кристальному........... 474
Песнь двадцать восьмая. Девятое небо. Ослепительная точка.
Божества и девять ангельских кругов........... 479
Песнь двадцать девятая. Девятое небо. Природа ангелов ...........484
Песнь тридцатая. Вознесение к Эмпирею. Чистый свет.
Ангелы и блаженные души в виде искр и цветов ...........489
Песнь тридцать первая. Эмпирей. Райская роза.
Беатриче оставляет Данте. Явление Бернарда ...........494
Песнь тридцать вторая. Эмпирей. Райская роза.
Речь и молитва Бернарда ...........498
Песнь тридцать третья. Эмпирей.
Бернард молится Деве Марии за Данте.
Верховный совет Божества ...........503

Комментарии
........... 511
Приложения........... 605

DANTE ALIGHIERI Inferno (1970, ITA/ENG)
DANTE ALIGHIERI Purgatorio (1973, ITA/ENG)
БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ в переводе Михаила ЛОЗИНСКОГО (ЛП, 1967)
БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ в переводе Владимира МАРАНЦМАНА (Амфора, 2006)
БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ в переводе Дмитрия МИНАЕВА (ЭКСМО, 2006)
БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ в переводе Ольги ЧЮМИНОЙ (ЭКСМО, 2007)
Скан и PDF: mladovesti
DjVu: от caute
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

Isenar

Стаж: 17 лет 7 месяцев

Сообщений: 964

Isenar · 30-Янв-15 02:02 (спустя 1 час 28 мин.)

Хорошая подборка переводов Данта!
А есть еще перевод Маранцмана
[Профиль]  [ЛС] 

Атанор

Стаж: 16 лет 3 месяца

Сообщений: 4494


Атанор · 30-Янв-15 02:10 (спустя 7 мин., ред. 31-Янв-15 00:55)

Я прочитал начало третьей песни Ада.
И был невольно скорбью обуян.
Неведом христианскому сознанью
Превосходящий Бога стоицизма дух.
"Прав мой создатель, движимый судьбою" -
Слов ереси такой не мог промолвить Данте -
Муж знаменитый благочестием и верой.
[Профиль]  [ЛС] 

styji

Стаж: 16 лет

Сообщений: 97

styji · 10-Сен-16 08:53 (спустя 1 год 7 месяцев)

Атанор писал(а):
66700984Я прочитал начало третьей песни Ада.
И был невольно скорбью обуян.
Неведом христианскому сознанью
Превосходящий Бога стоицизма дух.
"Прав мой создатель, движимый судьбою" -
Слов ереси такой не мог промолвить Данте -
Муж знаменитый благочестием и верой.
Вместо верой прочитал еврой. Сплоховал, а?
[Профиль]  [ЛС] 

Атанор

Стаж: 16 лет 3 месяца

Сообщений: 4494


Атанор · 11-Сен-16 10:57 (спустя 1 день 2 часа, ред. 11-Сен-16 13:08)

styji писал(а):
71381066Вместо верой прочитал еврой. Сплоховал, а?
Да, сплоховал. Но не стоит переживать! Это распространённый симптом. Болей голове не приносит, но и того в голове, что могло бы болеть и не было бы костью, не умножает. ))
[Профиль]  [ЛС] 

styji

Стаж: 16 лет

Сообщений: 97

styji · 04-Ноя-16 20:36 (спустя 1 месяц 23 дня)

Цитата:
Да, сплоховал. Но не стоит переживать! Это распространённый симптом. Болей голове не приносит, но и того в голове, что могло бы болеть и не было бы костью, не умножает. ))
Не знал доселе, что мозг как-то умножается... Растет что-ли? Но куда - ведь кость?! Синапсы там и прочее - но расти-то (умножаться) куда? А вот при вере в бога (неважно какого - имя им легион) - человек делит этот свой несчастный мозг на ноль. Нет?
[Профиль]  [ЛС] 

Атанор

Стаж: 16 лет 3 месяца

Сообщений: 4494


Атанор · 05-Ноя-16 00:47 (спустя 4 часа, ред. 05-Ноя-16 19:11)

styji писал(а):
71753398А вот при вере в бога (неважно какого - имя им легион) - человек делит этот свой несчастный мозг на ноль. Нет?
Да! Ведь при делении на ноль конечной величины мы получаем бесконечность. Впрочем, деление на ноль эквивалентно умножению на бесконечность. И никто не обещал верующему. что он не испытает неудобств в процессе такого умножения.
styji писал(а):
71753398Растет что-ли? Но куда - ведь кость?!
Вовнутрь.)))
styji писал(а):
71753398Синапсы там и прочее - но расти-то (умножаться) куда?
Если следовать концепции Бриндли и Марра, то перспектива такого роста обеспечивается новыми синаптическими связями. Увеличивается виртуальный объём мозга за счёт реализации множественности нейронных связей. Что-то вроде голографической фактуры получается. Вместо "эн" носителей информации при этом мы имеем "два в степени эн" подмножеств популяции нейронов, которые и являются потенциальными носителями информации. Но при этом увеличивается вероятность ошибки в памяти. Ведь возникает эффект перенасыщения такой структуры информацией.... Пока об этом всё. Только Ваш пассаж о "легионе Богов" как раз и свидетельствует о таком сбое в памяти. В аутентичном источнике не Боги, а бесы.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error