Персона / Persona "Previously unseen Director's Cut"Top250 #198 8.1 / 10 | 8.18 / 10Год выпуска: 1966 Страна: Швеция Жанр: драма Продолжительность: 85 мин. Перевод: Профессиональный многоголосый закадровый перевод, Авторский одноголосый перевод Оригинальная аудиодорожка: есть Субтитры: Русские полные,английские полные (Hardsub) Режиссёр: Ингмар Бергман Сценарий: Ингмар Бергман Продюсер: Ингмар Бергман Оператор: Свен Нюквист Композитор: Ларс Йохан Верле Художник: Биби Линдстрём, Маго Монтаж: Улла Риге В ролях: Биби Андерссон, Лив Ульман, Маргарета Крок, Гуннар Бьёрнстранд, Ёрген Линдстрём Мировая премьера: 18 октября 1966 Релиз на DVD: 2 декабря 2008, Видеоимпульс Описание: Психологическая драма, в которой раскрывается одна из важнейших проблем современного мира, когда, несмотря на казалось бы нормальное течение профессиональной и личной жизни, человек вдруг ощущает одиночество и бессмысленность своего существования. Будучи знаменитой актрисой, госпожа Фоглер внезапно замолкает прямо во время спектакля и с тех пор перестает разговаривать со всеми. Пребывание в больнице показывает, что психически она здорова. Медсестра Альма должна вывести ее из этого состояния, и они отправляются вдвоем к морю, где им предстоит нелегкие дни общения.Качество исходника: WEB-DL Качество: WEB-DL Тип: HD (720p) Контейнер: M4V Видео: 984x720 at 23.976 fps, MPEG-4 AVC, ~4000 kbps avg Аудио №1: Русский / Двухголосый закадровый / ААС / 2.0 / 48.0 KHz / 160 kbps Аудио №2: Русский / Авторский одноголосый, В.Казаков / ААС / 2.0 / 48.0 KHz / 160 kbps Аудио №3: Шведский / Оригинал / ААС / 2.0 / 48.0 KHz / 160 kbps Субтитры №1: Русские полные Субтитры №2: Английские полные (Внимание! Субтитры неотключаемые!)
Знаете ли Вы, что...
В античном театре термин «Персона» обозначает маску, через чье отверстие для рта декламирует свою роль актер. Сам термин «Persona» позаимствован Ингмаром Бергманом из философской теории Карла Густава Юнга о связи между «Persona» и «Anima» в жизни, где «Persona» представляет собой маску, изображающую определенную роль в обществе, скрывающую при этом истинное «я». «Anima», или же «Animus» — это коллективный образ женщины в индивидуальном бессознательном мужчины, и наоборот; — это архетип, противоположный совершенному образу «Persona».
из книги «3500 кинорецензий»
Экзистенциальная драма (Сергей Кудрявцев 10/10) Одна из самых лучших и действительно ключевых картин в обширном творчестве Ингмара Бергмана. Особый парадокс заключается в том, что в ней выражен в максимально сжатой, концентрированной, лаконичной форме практически весь комплекс идей, внутренних переживаний, навязчивых желаний большого художника, который испытывает боль и радость собственного существования, враждебность и гармонию окружающего мира. Фильм «Персона», снятый после другого бергмановского шедевра «Молчание», кажется невероятно загадочным, зашифрованным, усложнённым, многозначным, непостижимым… И одновременно — классически (почти классицистски, согласно «единству места, времени и действия») простым, ясным, строгим до полнейшего самоограничения, законченным по мысли и форме произведением. В этой ленте отражён 48-летним Бергманом период трагического ощущения некоего разрыва между видимым и истинным. Бог или Сверх-истина видятся лишь «гадательно, сквозь тусклое стекло, как в зеркале, а не лицом к лицу». Герои не способны найти высший смысл, услышать «голос Бога», потому что за явлениями жизни уже не прозревают её сущности, не замечают Лица. В «Персоне» истинное как бы поглощается видимым. Личина скрывает лицо. Элизабет Фоглер «растворяет» в себе Альму. Но без души человек ничего не может постичь. Если Элизабет (маска) весь фильм молчала, то Альма (душа) исповедовалась. Любопытно, что в одной из сцен муж Элизабет Фоглер принимает Альму за свою жену. Альма — как Элизабет в идеале. Знаменательно и то, что Альма говорит господину Фоглеру (его имя вообще не упоминается): «Мы нужны друг другу. Мы знаем силы друг друга. Мы любим друг друга…». Альма способна к контакту, чувству, любви. А Элизабет фригидна, некоммуникабельна, жестока по отношению ко всем. Её подлинную сущность раскрывает единственное слово, сказанное в самом конце повествования. Элизабет отказывается от молчания, чтобы произнести только «ничего». Психологически уже подавленная ею Альма заключает: «Так есть, так должно быть, в этом выход». Душа и маска вместе образуют персону — знаменитый кадр составлен из половинок двух лиц героинь. И эта персона есть Ничто. А мир персоны — неистинное бытие, видимость, иллюзия. Кстати, «Персону» можно рассматривать и в иной плоскости — взаимосвязи искусства и жизни. Элизабет Фоглер — актриса, которая замолчала на сцене во время исполнения роли Электры. В клинике она наблюдает за медсестрой Альмой с профессиональной холодностью и бесстрастностью, словно запоминая всё, что потом пригодится в игре. Но жизнь (душа) в искусстве (маске) может умереть. Искусство не всегда способно сохранить живое дыхание жизни. Искусство как персона — мертво. И его персонажи — призраки. Не случайно, что трижды на протяжении действия Ингмар Бергман специально подчёркивает призрачность и условность искусства, используя кадры с кинопроекционным аппаратом, как будто демонстрирующим «фильм в фильме». Режиссёр несколько иронизирует над искусством, когда оно строится на ложных, потерявших смысл символах-стереотипах (гвоздь, забиваемый в ладонь, принесение в жертву агнца и т. п.). Искусство — это только видимость по сравнению с жизнью. Конечно, двумя этими трактовками не исчерпать многослойность данного творения шведского мастера кино. «Персона» рассчитана на активное сотворчество зрителей, на извлечение глубинного смысла, а тем самым — на возрождение искусства к жизни из небытия. 1977/1989
C самого начала возникает некий голос-фильма, который нам говорит, что актриса нормальный человек, в своём уме; И однако ж ей необходима медсестричка, которая и была к ней приставлена. Было это показано так, будто бы зритель это и есть эта сестричка, которая рассказывает свою историю становления актрисой, ухаживая за прообразом такой же актрисы, будто бы возможно в будущем за ней будут ухаживать точно также, развивая в ней, актёрские грёзы, превосходя самих себя, воплощая в персонажах своих произведений наглядное пособие для учеников, как это было воплощено в персонаж (персону) этой сестрички, сначала ухаживающей (учасейся) за своим учителем, а потом и самой, став такой же актрисой, также учащей своих будущих учеников.
B каждой сцене сестричка рассказывает какую-нибудь свою жизненную историю; но показывается это так, будто бы это делает актриса (Элизабет), рассказывая нам о своей прошлой жизни с намёком на то, что это зритель (потенциальный актёр) делает или рассказывает сам себе, про себя, пережитые события своей жизни, и при этом задаёт, если это возможно, разные вопросы по этому поводу персоне фильма; А затем, в ответ получает некую продуманную автором, дальнейшую историю, которая должна заинтересовать и другого зрителя (потенциального ученика).
Задача зрителя-ученика разгадать с первой ноты весь смысл, суть произведения, актёрскую сверхзадачу диалога с молчащей персоной, т.е. с вами, как со зрителем, который и действительно ничего сказать не может фильму, но тем не менее может всё понять. "Твои письма захватить? Ну я поехала, пока!".
Потом наступает момент (49m) когда зрителю приподан урок, и это как бы начинает надоедать, но учительница как бы говорит:"ещё не время". Урок таки заканчивается, тем, что каждая персона, хоть и являясь единым целым произведения, но их идиллия начинает разрываться в сознании зрителя из-за чувства понять кто здесь прав. А прав конечно же учитель (автор)*, ибо зрителя никто не заставляет смотреть дальше, а мы посмотрим, и постараемся не заблудится в этом лабиринте персоны автора…78552МаYа527p62980445
Задаётся главный вопрос фильма, раскрывающий его сверхцель: "Bозможно человек станет лучше, если позволит себе быть самим собой?" А ответ заключался в том, что человечность это нечто, что не может дать искусство человеку, чтобы он был человечным, просто в нём и без этого есть этот огонёк, который говорит:"так делать нельзя, потому что…так делать нельзя!",- это-то и становится сутью искусства вообще. Искусство - это шифр, зашифрованный от зла таким образом, чтобы он смог быть расшифрованым той частью субъекта, которая и является сутью человека.
Одна сцена (1:03) подтверждает предыдущий** намёк на шведскую семью. В следующей, показано вхождение в роль по системе Станиславского: "главное не то, чего мы достигли***, а то чего мы хотим". цитата из фильма:
Цитата:
Искусство имеет огромное значение; особенно для тех кто борется по той или иной причине
Фильм затронул тему «цель искусства как ремесла (craft) вообще»! Искусство, брошенное в массы не должно позволять этим массам творить то, что не позволил бы сделать, человек, сидящий в каждом. Действительно, отдаление от проблем насущных и "молчание искусством", как это предложил Станиславский; Или принцип пассивного несотрудничества, как это предложил Ганди, это почти одно и тоже.
Вывод довольно очевиден: 1.На сцене, даже самую сложную роль, актёр способен хорошо сыграть лишь тогда, когда он хорошо осознаёт себя. Свои жизненые промохи и мечты, он перевоплащает в показ горя и поступков героя, играющего на сцене; 2.В искусстве, не как в ремесле, нет такой же необходимости, если всё и без искусства хорошо. 3.«Нет ничего»,- в конце фильма, говорит о том, что учитель и главный врач сидит в самом ученике.
По теме: 8½ - Federico Fellini - 1963, Начало / Inception (Christopher Nolan) [2010, Малхолланд Драйв / Mulholland Dr. (David Lynch) [2001, "На дне" Горький, "Король Лир" Шекспир, Господин Никто / Mr. Nobody (Jaco van Dormael) [2009,; а для разнообразия и баланса Призрение / Le mépris / Contempt (Jean-Luc Godard) [1963, приключения Буратино, Harold&Maude (Hal Ashby) [1971. И bitteren Tranen Petra Kant - Фассбиндер Rainer Werner Fassbinder - 1972!
*Элизабет Фоглер подаёт Альме новую чашку из которой и сама выпила немного, взамен разбитой ей, на которую напоролась сама персона; Персона, нашего представления, складывающегося о ней, о ком фильм.
**сцена в рассказе о зачатии на пляже
***Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми\РуссоЖанЖак писал(а):
В…состоянии, когда жизнь была простою…потребности…умеренными…люди…изобрели орудия…эти потребности удовлетворять,…оставалось…много досуга…использовали этот досуг…чтобы доставлять себе разнообразные жизненные удобства, которые отцам их были неизвестны; и это было первое ярмо, которое они надели на себя, сами того не подозревая, и первый источник тех бедствий, которые они уготовили своим потомкам. Ибо, кроме того, что люди продолжали таким образом изнеживаться и телом и духом, удобства эти потеряли, благодаря привычке к ним, почти всю свою прелесть и выродились в настоящие потребности: не столь приятно было обладать этими удобствами, сколь мучительно — их лишиться, и люди чувствовали себя несчастными, потеряв их, хотя они и не чувствовали себя счастливыми, обладая ими/1755г
МаYа
Мда, вам видать и без фильма хорошо, раз такое выдаёте. Вот этот момент понравился.
Цитата:
суть произведения, актёрскую сверхзадачу диалога с молчащей персоной, т.е. с вами, как со зрителем,
Но персона - это не зритель, персона - это сам фильм, который вещает заместо автора, молчаливо стоящего за "ширмой". Зритель же - зритель он и есть, собеседник, который воспринимает поданную информацию.
Цитата:
Искусство - это шифр, зашифрованный от зла таким образом, чтобы он смог быть расшифрованным той частью субъекта, которая и является сутью человека.
Написано сложновато и не совсем точно. Произведение искусства - шифр к "ларцу" разума его сотворившего. Там может скрываться и зло и добро и...да вообще что угодно. Что автор надумал, то и зашифровал. Поэтому у разных режиссёров и шифры разные, потому что "ларцы" различны. Фильмы вы хорошие приводите. Почти всё смотрел.
И цитата в конце норм.