inna279 · 06-Май-10 13:47(14 лет 7 месяцев назад, ред. 01-Авг-10 20:11)
С.Агапкин - Две лекции по хатха-йогатерапии, Москва, 2006 Год выпуска: 2006 Страна: Россия Жанр: хатха-йогатерапия, семинар Продолжительность: 3 часа 13 минут Аудиоверсия https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3068546 Благодарю Сергея Агапкина за его просветительскую работу и за все материалы, которыми мы имеем возможность пользоваться благодаря его семинарам! Описание: Разбираются следующие вопросы:
- понятия индивидуального здоровья каждого конкретного человек со свойственными именно его организму особенностями и константами, выход за пределы которых – травмирующий фактор;
-- окислительные процессы (поглощение кислорода, горение, «агни»)
-- асаны как форма влияния на состояние организма, разбирается, насколько асаны загружают мышцы, почему асаны воздействуют на медленные мышечные волокна, которые работают на кислороде и способны за счет миоглобина накапливать кислород, не только повышая выносливость и при этом не обедняя за счет мышц остальные ткани тела, но и позволяют переходить к практикам пранаямы.
-- почему в начале практики лучше выполнять асаны, работающие над внутренними органами, конечно, при постоянном участии всего опорно-двигательного аппарата, включая позвоночник, и только потом переходить к общеразвивающим и силовым асанам.
-- производство эндорфинов не связано с появлением позитивных эмоций, и вообще, что эндорфины – это не гормоны радости, а гормоны «облегчения».
-- основополагающая роль нервной системы в том, что каждый из нас чувствует, воспринимает и делает.
-- процессы газообмена в легких,
-- смысл шавасаны, состояния, которые иногда возникают после шавасаны, отложенные следствия шавасаны, которые могут проявляться в запаздывании ретикулярной формации и связанных с этим определенных эмоциональных реакциях человека… которые можно при необходимости быстро компенсировать с помощью капалабхати (?)
-- снятие нервного напряжения через работу с телом.
-- почему у начинающих на групповых занятиях часто возникают истерические реакции (смех, плавно переходящий в рыдания) – это отклик на поток информации от тела и извне, с которым человек не справляется. И, о ужас, если эмоциональных реакций во время группового занятия нет, значит занятие прошло впустую (почти как у нас на форуме :flex:). Однако, если такие реакции возникают у людей, которые практикуют давно, это свидетельство неправильной работы с сознанием во время практики, свидетельство перевозбуждения.
-- привыкание к нагрузке, питание мозга и многое другое.
Естественно, не обходятся вниманием йога-сутры Патанджали, в которых говорится, что цель пранаямы (как говорит, Агапкин, только не говорите мне про контроль «праны») – сделать ум пригодным для последующей концентрации. Сергей Агапкин – медик (специализация «физиотерапия и лечебная физкультура»), психолог, специалист по традиционным системам оздоровления. Занимается йогой с 1989 года, преподает с 1993 года. Обучался у Балмукунд Сингха (Дели, Moraji Desai National Institute of Yoga), у А.Г.Мохана (Ченнай, Svastha Yoga and Ayurveda), у Шарата Арора (Дхармасала, Himalayan Iyengar Yoga Centre). Преподаватель курсов по подготовке инструкторов йоги Московского Аштанга Йога Центра и Московской федерации йоги. Сертифицированный инструктор International Yoga Federation. Член International Association of Yoga Therapists.
Отрывок из интервью с С. Агапкиным (Йога и не только, выпуск 321)
http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.yogakiev/200812/05125907.html - Насколько древний раздел йоги — йогатерапия, и есть он в йоге в принципе или появился только в 20-м веке? - Йогатерапия, или йога-чикитса — это часть йога-видьи, науки йоги. В большинстве классических текстов по йоге, начиная с «Йога-сутр» Патанджали, болезнь определяется как одно из препятствий на пути йоги. И соответственно — рекомендуются методы устранения этого препятствия. В «Йога-сутрах» это практика экататтвабхьясы, в хатха-йогических трактатах — асаны, пранаямы, мудры и бандхи. Собственно, и в аюрведе лечение с помощью физических упражнений присутствовало в виде вьяям. - Йогу можно назвать самопознанием, путем к просветлению. Почему оздоровление с помощью некоторых техник, частично взятых из дыхательных упражнений или асан, называют именно "йогатерапией", а не просто "лечебной физкультурой"? - Мы вообще можем видеть, что вполне серьезные йоги тяготеют к определению йоги как традиционной индийской системы физической культуры — начиная от Шри Йогендры и заканчивая Андреем Сидерским Что касается термина «йогатерапия», он вполне корректно отображает суть явления. Лечение заболеваний методами йоги — асанами, пранаямами, мантрами и т.д. - В наше время сложно найти на 100% здорового человека. Для кого актуальна йогатерапия?
- Действительно, статистика удручает. И как не банально это звучит — по причине ухода человека от нормального биологического существования. Гиподинамия, рафинированость питания, переход к химическим препаратам. По этой причине естественные методы лечения дают столь хорошие результаты. Физкультура, органическое питание, натуропатия — прекрасные методы. Однако существуют концентрированные варианты этих дисциплин: йога, конституциональное питание, фитотерапия. - Все ли болезни подвергаются лечению при помощи йогатерапии?
- Йогатерапия — не панацея, но эффективная методика лечения, которая в сочетании с другими методами дает хорошие результаты. Диета, образ жизни, лекарства — вот три опоры индо-тибетской медицины. - Есть ли заболевания, которые не лечатся асанами?
- Безусловно. Надо понимать что восстановление — последствие правильной тренировки, а она в свою очередь зиждется на принципе функциональной нагрузки. И раз асаны, в первую очередь, воздействуют на опорно-двигательный аппарат и на кровообращение некоторых внутренних органов — то и восстановление преимущественно затрагивает именно их. Для работы с дыхательной и сердечно-сосудистой системой лучше использовать пранаямы, в то время как для работы с нервной системой — медитативные практики. - Есть ли разделение на болезни, которые можно лечить асанами и к которым обязательно подключаются дыхательные практики?
- Правильней было бы сказать, что есть болезни, для лечения которых может быть достаточно асан, и есть болезни, при лечении которых необходимо добавлять пранаямы. - Кто является основателем йогатерапии, и кто считается самым интересным или самым авторитетным современным специалистом?
- Основателем йогатерапии, равно как и основателем йоги может быть пытливый человеческий ум, Шива, Будда — в зависимости от того, в какой системе координат мы живем. Что касается современных школ и специалистов, все по-своему хороши, просто развивают разные аспекты. Институт Кайвальядхамма в Лонавле делает акцент на изучении физиологических аспектов традиционных практик, Вивекананда Йога Кендра в Бангалоре - на эклектику стилей. Специалисты по айенгар-йоге уделяют много внимания отстройке асан и использованию пропсов, преподаватели Института им.Морадж Десаи — практике вьяям. - Какой должен быть режим занятий? Ежедневный по 1-2 часа или 2-3 раза в неделю достаточно?
- Если говорить об асанах, то в большинстве случаев 15-30 минут достаточно. Не так много надо человеку при его конкретной болячке — 3-5 асан, 1-2 пранаямы. Но надо понимать, что йогатерапия, в отличие от йогафизкультуры — это как лекарство, не действует, если принимать время от времени. Занятия должны быть регулярными, в некоторых случаях — 2-3 раза в день. - Нужно ли придерживаться одного комплекса, или можно составить несколько, допустим, на разные группы мышц и чередовать?
- В случае если у человека несколько заболеваний — лучше составить один комплекс, элементы которого будут устранять причины заболевания и его последствия. В крайне запущенных случаях — сначала устранять основную симптоматику, затем — подбираться к истокам болезни. - Нужно ли переключаться на какую-то специальную диету или можно оставаться на привычном питании?
- Оптимально диету все же соблюдать. Конституциональную, так как конституция согласно классическим канонам лежит в основе большинства заболеваний. - Какими знаниями должен обладать преподаватель, чтобы вести группу по йогатерапии?
- Во-первых, он должен быть преподавателем — должен знать специфику отстройки асан и пранаям, подготовки к ним и компенсации после выполнения. Знать основные ошибки и уметь их исправлять, при необходимости подбирая более простые варианты. Ну и быть эмпатичным и обаятельным. Как йогатерапевт, человек должен иметь представление об устройстве человеческого тела, механизмах его функционирования в норме и при патологии, знать механизмы лечебного действия практик йоги, уметь комбинировать различные методы. - Что должен знать преподаватель по технике травмобезопасности?
- В принципе, необходимо базовое знание анатомии и биомеханики, для того, чтобы не допускать травм. В случае йогатерапии — понимать что можно и нельзя при уже имеющихся проблемах. - Насколько это групповые или больше индивидуальные занятия?
- Вообще, групповые занятия, как и групповая психотерапия — явление скорее экономическое. В идеале, йогатерапия — вещь индивидуальная. В крайнем случае — тематические группы: астма, диабет, заболевания позвоночника. Хотя варианты малоамплитудных умеренноинтенсивных комплексов есть — и полезны многим, и противопоказаний особенных нет. - Что является критерием успешности практики в йогатерапии?
- Устранение заболевания — излечение, длительная ремиссия. Улучшение качества жизни. Позитивный взгляд на жизнь. А дальше можно и йогой заняться.... Более подробную информацию о курсе Вы сможете найти на сайте www.ayur-academy.ru
inna279
спасибо большое за Агапкина,как раз размышляла как бы его увидеть... а тут такой подарок! мне говорили,что он анатомию и физиологию раскладывает очень предельно ясно,еще раз спасибо
akvarlam savitrimaks
Пожалуйста. Но мне субъективно показалось, что как раз на этой лекции он объясняет все немного поверхностно, пунктирно, не вдаваясь глубоко в разъяснение процессов. В сущности, он затрагивает здесь очень небольшой спектр вопросов и возникает ощущение, что не хватает контекста... Но все равно, какие-то основные вещи, которые дальше можно прояснять для себя самостоятельно, он обозначает и заставляет о них задуматься.
Лекция крайне толковая. inna279, спасибо!
Хочу продолжить (или начать?=)) изучения физиологии человека через живые и интересные лекции,особенно в контексте йоги, как эта.
В других, подобных лекциях тоже поднимается вопросы физиологии и демистификации, но не так основательно и подробно. Поэтому поддерживаю ваши планы выложить больше его лекций!
большое спасибо, Инна, за возможность осваивать йогатерапию у грамотного человека - Сергея Агапкина - в своем собственном ритме, попутно читая книги по возникающим вопросам (например, Большая биологическая модель Дильмана, она есть в библиотеке https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=1855424 , книга рекомендована на семинаре 2005 года).
Для меня эта книга стала отрезвляющим шоком!
Все сильнее крепнет желание поехать к Сергею Агапкину на семинар! При этом мне представляется странной ситуация с DVD дисками семинара Бойко: тираж кончился, на вопрос, когда будет второй тираж, на сайте не отвечают, в сеть никто не выкладывает. Может, малоценка какая? но все же человек с именем и авторитетом.
Смотреть исключительно в целях прояснения физиологии йоги и ее терапевтических эффектов. Если человек находит в йоге исключительно методику оздоровления организма, то Агапкин просто маха-гуру и врядли нужно нечто большее. Но у кого есть духовный поиск, чувство сакрального, некое метафизическое предчувствие или желание выстроить философский базис к занятиям, то тут Агапкин может оказаться не только бесполезен, но даже и вреден. Он по мировоззрению скептик, исключительно материалист и даже в чем-то циник. Вобщем не йога, а лечебная гимнастика. Это нужно всегда иметь в виду.
А в целом конечно слушать интересно и познавательно, но не более.
67518160Смотреть исключительно в целях прояснения физиологии йоги и ее терапевтических эффектов. Если человек находит в йоге исключительно методику оздоровления организма, то Агапкин просто маха-гуру и врядли нужно нечто большее. Но у кого есть духовный поиск, чувство сакрального, некое метафизическое предчувствие или желание выстроить философский базис к занятиям, то тут Агапкин может оказаться не только бесполезен, но даже и вреден. Он по мировоззрению скептик, исключительно материалист и даже в чем-то циник. Вобщем не йога, а лечебная гимнастика. Это нужно всегда иметь в виду.
А в целом конечно слушать интересно и познавательно, но не более.