inna279 · 18-Май-10 10:30(14 лет 7 месяцев назад, ред. 01-Авг-10 21:18)
С. Агапкин – Семинар «Асана, пранаяма, самьяма: Демистификация йоги»(4DVD-set) Год выпуска: 2008 Страна: Россия Жанр: семинар- лекция и практика Продолжительность: 12 часов Аудио версия https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3068546 Описание: На четырех DVD записано 12 часов лекционного и практического материала. DVD непрофессиональные, без навигации, огромные, поэтому не расстраивайтесь, что материал в виде рипа. Рип сохраняет картинку DVD, звук очень хороший. - Что такое Йога?
- Тренировочные режимы в практике и их суть
- Физиологические и психофизиологические воздействия асан на тело практикующих
- Пранаяма: Критерии начала и продолжения пранаямы.
- Совместимость пранаямы и асан. Благодарю Сергея Агапкина за его просветительскую работу и за все материалы, которыми мы имеем возможность пользоваться благодаря его семинарам!
Программа семинара
Сейчас С. Агапкин проводит такие семинары под называнием "Путь йоги: «демо-версия» в условиях современного социума"
Программа семинара построена в соответствии со ступенями (ангами) йоги.
Автор дает представление о каждой из ступеней в изложении исторического аспекта, трактовке понятий, изложенных в «Йога сутрах» знаменитого Патанджали и путях достижения ступеней без отрыва от жизни в современном обществе.
- Исторические аспекты возникновения йоги.Базовые понятия йоги и современные представления. Искажение представлений и подмена понятий, влияние религиозных доктрин на интерпретацию йоги в различные периоды истории.
- Асана – основной смысл физических практик. Виды асан, их биомеханика и механизмы воздействия. Подготовительные практики и комплексная проработка тела.
- Пранаяма (Управление дыханием). Подготовительные практики для занятия пранаямой. Цели, разновидности и физиологические механизмы действия дыхательных упражнений и их воздействие на организм. Психофизиологические аспекты этих техник. Пранаяма – как оптимизация «клеточного» дыхания. Понятие задержки дыхания, их разновидности.
- Практика сосредоточения. Внимание, его типы, свойства и технология работы с ним.
- Практика работы с концентрацией внимания. Методики современной медицины и психологии для определения степени концентрации.
- Принципы комплексной практики. Интеграция внешних и внутренних техник в целостную индивидуальную практику. То, что приводит к цели.
Идея «демистификации» йоги заключается в том, что практика должна строиться не на цитатах, а опираться на научную теоретическую базу и постоянную оценку полезности или вредности предлагаемых практик с отказом от слепого их выполнения.
СТХИРА СУКХА АСАНАМ.НЕПОДВИЖНАЯ И УДОБНАЯ?, С. Агапкин, журнал "ЙОГА" №2 (18) 2007)
Классическое определение асаны, данное в Йога-сутрах Патанджали, уже давно не даёт покоя практикующим. С одной стороны, «неподвижная и удобная» — это хорошо, с другой — сложно этими словами охарактеризовать маюрасану, гандха-бхерудасану, да и после 15 минут сидения в падмасане у большинства начинают закрадываться сомнения в точности перевода Целью данной статьи, первой в цикле «Йога и психофизиология», является рассмотрение физиологических аспектов выполнения асан, ибо именно они лежат в основе определения, данного Патанджали. Итак, рассмотрим два определения асаны.
Первое, «стхира», означает «неподвижное, устойчивое».
Чем обеспечивается неподвижность тела? Спокойствием ума?
Ну, не без этого, конечно, но, как говаривал беспокойник Герцен: «Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит весь ваш бодрый ум, и на смех гордому нашему духу докажет его зависимость от узкого сапога». Посмотрим на это определение с позиций «махрового материализма». Неподвижность обеспечивается скоординированным напряжением мышц-анатагонистов, ведь если бы напрягались мышцы только одной стороны тела, оно бы не смогло сохранить равновесие. Даже если мы этого напряжения не чувствуем — это не значит, что его нет — тут всё зависит от наследственности и тренированности. Напряжение присутствует во всех асанах, за исключением 2-3 релаксационных, типа шавасаны и макарасаны. В состав каждой мышцы входят разные типы мышечных волокон:
1. Быстрые мышечные волокна (БМВ), анаэробные, работающие без доступа кислорода и использующие в качестве основного источника энергии гликоген, животный крахмал, являющийся в организме основным источником углеводов.
2. Медленные мышечные волокна (ММВ), аэробные, работающие с потреблением кислорода, использующие в качестве топлива как углеводы, так и жирные кислоты. Их иногда называют «красными» из-за высокого содержания в них пигмента миоглобина, способного накапливать кислород и отдавать его мышцам в начале физической нагрузки, когда дыхательная и сердечно-сосудистая системы ещё не вышли на «крейсерскую скорость» и не успели активизировать доставку кислорода. Мышечные волокна разных типов имеют различные режимы включения.
БМВ включаются при быстрых движениях и нагрузке более 60% от максимальной, в то время как ММВ в основном используется при нагрузках менее 60% от максимальной и при медленных движениях.
Для сохранения положения тела используются именно ММВ, т.к. они способны длительное время работать без утомления, из-за чего они получили название позных. Это связано с тем, что процессы окисления примерно в 17 раз более эффективны, чем анаэробные. Следовательно, ММВ способны более длительное время выдерживать нагрузку. Сильная сторона этих волокон одновременно является их уязвимым местом. Доставка кислорода кровью крайне важна для нормального их функционирования. В условиях статического напряжения (а именно оно обеспечивает неподвижность тела) давление, создаваемое сокращением мышц, превышает давление крови в капиллярах, вызывая окклюзию (остановку кровообращения). Нарушение кровообращения ведет к гипоксии (недостатку кислорода) ММВ, интенсифицируются несвойственные для них анаэробные процессы, накапливается лактат, более известный как молочная кислота и ионы водорода. В этих условиях мышца устаёт и перестаёт работать до восстановления кровообращения. Именно поэтому идти гораздо легче, чем стоять на одном месте. Количество мышечных волокон в каждой мышце задано генетически, а вот их внутренняя структура вполне подвержена разумному изменению. Главное здесь целесообразность нагрузки. Если мы хотим добиться неподвижной позы, необходимо работать с мышцами, эту позу сохраняющими, и работать в специфическом для ММВ режиме статической фиксации с нагрузкой до 60% от максимальной, т.е. позволяющей удержать напряжение на протяжении 1,5-3 минут. Характерным признаком правильности подобранного режима является появление спустя 1-1,5 минуты ощущения жжения и распирания в работающих мышцах. Под действием такой нагрузки будет происходить адаптация мышечного волокна — увеличение количества капилляров, усиленный синтез митохондрий (части клетки, обеспечивающие окисление питательных веществ и их преобразование в энергию АТФ) и миоглобина (вещество, способное накапливать кислород в ММВ). Следует оговориться, что процесс адаптации требует времени, поэтому силовые тренировки не следует проводить ежедневно, перемежая их другими нагрузками, например, на развитие подвижности. Таким образом, очевидно, что понятие «стхира» напрямую связано с развитием ММВ мышц-анатгонистов (количеством миофибрилл, митохондрий, миоглобина) и развитостью их капиллярного кровоснабжения. «Сукха», удобство, приятность, есть своеобразный антипод понятия дукха (страдание, мучение, неудобство). Попробуем порассуждать, что же доставляет нам страдания при удержании неподвижного положения тела. Естественно, это усталость мышц, но о ней мы уже говорили. Помимо неё, неудобство может быть вызвано воздействием на рецепторы мышц (мышечные веретена), сухожилий (тельца Гольджи) и суставов (окончания Руффини, тельца Гольджи, пластинчатые тельца Пачини и голые окончания). В отличие от обычной двигательной активности, а также большинства других оздоровительных систем, асаны йоги воздействуют на эти рецепторы не слабо и эпизодически, а сильно (за счёт значительного растяжения и амплитуды сустава) и продолжительно (за счёт фиксации асаны на протяжении некоторого времени). Поток информации от этих рецепторов в первую очередь предназначен для сохранения целостности организма. Как пастух болезненными ударами кнута отгоняет животных от опасных, но притягательных склонов, так и эти клетки, создают интенсивный поток сигналов, который трансформируется мозгом в ощущения неудобства или боли, тем самым ограничивая дальнейшее движение. Однако эта система имеет некоторый запас, связанный с невозможностью сразу остановить инерционное движение. Иными словами, сигнал о невозможности дальнейшего движения возникает несколько раньше, чем достигается крайняя точка в положении сустава или растяжении мышцы. Т.к. в асане движение отсутствует, мы исключаем возможность травматизации при сохранении интенсивной импульсации от рецепторов. Большое количество поступающей в ствол мозга информации идет к неспецифическим системам ретикулярной формации, которые регулируют тонус различных отделов мозга, что в смысле «реакции активации» приводит к повышению активности мозга. Т.к. избыточное количество информации приводит к утомлению нервных клеток и развитию охранительного торможения, реализуемого наиболее полно в конечной стадии тренировки — практике шавасаны, регулярность такого воздействия тренирует нервную систему, подготавливая её к приёму и переработке всё большего количества информации, будь то информация о собственном теле, об окружающей реальности или работа с абстрактными понятиями. Ведь прославленные йоги древности, легендарные сиддхи прославились не только как мастера йогасан, но и как величайшие философы и учёные — в число их интересов входили медицина, металлургия, архитектура, химия, языкознание. Говоря о развитии качества стхиры, о работе с подвижностью необходимо помнить, что для каждого человека на каждый момент времени характерен ограниченный диапазон подвижности и в контексте воздействия асан на нервную систему для одного человека адекватным стимулом будет простая асана, а для другого — запредельная.
В данном случае важнее остановиться на границе и пробыть там долго, нежели рывками прыгать туда-сюда. Поэтому и в этом случае, в отличие от современных систем стретчинга, йога работает с неподвижными положениями тела — асанами. Резюмируя всё вышесказанное, можно прийти к следующим очевидным выводам:
1. Качества «стхира» и «сукха» связаны с такими свойствами, как развитость медленных мышечных волокон и адаптация нервной системы к информационной нагрузке со стороны рецепторов опорно-двигательного аппарата. 2. Развитие этих качеств возможно только в режиме статической нагрузки, реализуемой в хатха-йоге различными типами асан (силовые, гибкостные, смешанные). 3. Подобное развитие приводит организм в состояние готовности к последующей практике пранаям. Но это уже тема следующей статьи… http://www.yoga-station.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4...ns&Itemid=56
ПРАНАЯМА, С. Агапкин, Журнал "ЙОГА" №3 (19) 2007
Пранаяма — устраняет препятствия для света
и делает ум пригодным к концентрации…
tataH kShIiyate prakAshAvaraNam dhAraNasu
ca yogyatA manasaH (Йога Сутры Птанджали, 2:52, 53) Продолжая тему психофизиологического понимания йоги, начатую в прошлом номере журнала, мы плавно пере ходим к теме пранаямы. И тут же мы сталкиваемся с парадоксом! Патанджали определил пранаяму как «прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», т.е. как задержку дыхания. В то же время мы видим, что огромное количество дыхательных практик выполняется без задержки. Поэтому с самого начала мы разделим дыхательные техники на 2 неровные части: пранавьяяму (дыхательные упражнения) и собственно пранаяму (остановку дыхания).
Целью данной статьи, первой в цикле «Йога и психофизиология», является рассмотрение физиологических аспектов выполнения асан, ибо именно они лежат в основе определения, данного Патанджали.
Пранавьяямы нужны для полноценной оптимизации всех функций внешнего дыхания, в то время как пранаямы — для оптимизации клеточного дыхания.
Начнём с вопроса: что мешает Просветлению? Естественно, рассматривать этот вопрос мы будем с сугубо материалистических позиций. Итак, мы живём в океане информации, часть которой через органы чувств попадает в наш мозг, ведь именно он является материальным субстратом психики. Что бы ни говорили идеалисты спиритуалисты, сознание без мозга ещё никто не видел, хотя обратные варианты случаются :). Так вот, восприятие окружающей нас реальности ограничено. Вопреки бытующему мнению ограничения эти мало связаны с несовершенством органов чувств. Тут всё нормально: например, человеческий глаз в состоянии увидеть пламя свечи ночью на расстоянии около 50 км. Достаточно стотысячной доли миллиграмма розового масла на один литр воздуха, чтобы мы почувствовали запах, хотя химический анализ воздуха не обнаружит такого ничтожного количества вещества. И это ещё не предел — при соответствующей тренировке эти пороги сдвигаются. Известна не обычная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы до 0,0005 мм, в то время как нетрени рованные люди всего до 0,1 мм. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определять ее температуру и количество примесей в ней. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно различают 1300 от 1340 оборотов в минуту.
Основным ограничителем нашего восприятия является утомляемость нервной клетки. Именно это ограничение не даёт нам познавать реальность во всей её полноте. Нервные клетки чрезвычайно чувствительны к количеству кислорода и глюкозы, т.к. последняя является единственным источником энергии для работы нервных клеток.
Для снятия этого ограничения мы можем пойти 2 путями:
1. Увеличить количество кислорода и глюкозы, поступающих к нервным клеткам. Казалось бы, чего проще? Съел пару-тройку пирожных, глубоко подышал — и просветлению ничего не мешает. Не тут-то было. Поступление большого количества глюкозы увеличивает вязкость крови и замедляет кровообращение. Организм выделяет гормон инсулин, который быстренько распихивает эту глюкозу по остальным клеткам (нервные клетки получают глюкозу и без инсулина), то, что не вошло, преобразуется в жир. Идея дышать часто и глубоко «для насыщения крови кислородом» тоже не работает — вымывается углекислый газ, который регулирует в организме тонус кровеносных сосудов. Как результат — спазм сосудов, в т.ч. и сосудов мозга, ишемия, агония и гибель нервных клеток. В качестве бонуса — галлюцинации, которые сопровождают агонию нервных клеток.
2. Довести до максимума функции внешнего дыхания, приучить нервные клетки обходиться минимальным количеством кислорода и использовать эндогенную глюкозу, получаемую при распаде гликогена (животный крахмал, запасаемый в печени скелетных мышцах). Здесь мы имеем широкие возможности тренировки, о механизмах которой и поговорим особо.
Для начала мы оптимизируем функции внешнего дыхания. Под внешним дыханием понимают газообмен между организмом и окружающей средой, включающий поглощение кислорода и выделение углекислого газа, а также транспорт этих газов внутри организма.
1. Применение джала и сутра нети улучшает проходимость носовых ходов.
2. Использование полного дыхания, уджайи пранаямы, увеличивает жизненную емкость лёгких, растягивая и укрепляя дыхательную мускулатуру.
3. Бхастрика за счёт резких перепадов внутрилёгочного давления активизирует капиллярное русло малого (лёгочного) круга кровообращения, которое в обычной жизни задействовано едва ли на четверть.
4. Удийянабандха за счёт усиления венозного возврата опустошает кровяные депо печени и селезёнки, увеличивая в крови количество эритроцитов, красных кровяных телец, обеспечивающих транспорт кислорода. Так же, за счёт усиленного притока крови к правому предсердию, активизируется сердечный выброс в малый (лёгочный) круг.
5. Агнисарадхаути, комбинируя усиливающие кровообращения активные движения диафрагмой и гиперкапнию (увеличение количества СО2 в крови), расширяющую капилляры, активизирует кровообращение, особенно его капиллярную часть и улучшает отдачу кислорода эритроцитам и тканям.
Таким образом, спектр подготовительных мероприятий, называемых пранавьяямой, оптимизирует функции внешнего дыхания — от проходимости дыхательных путей до доставки кислорода конечному потребителю — клетке.
Только после этого правомерно говорить о практике пранаямы, т.е. оптимизации клеточного дыхания. Клеточное дыхание включает биохимические процессы в цитоплазме клеток и митохондриях, приводящее к высвобождению энергии.
Митохондрия — один из важнейших органоидов живой клетки, эукариот, являющийся её «энергетической фабрикой» и содержащий, в частности, дыхательные и другие окислительно-восстановительные ферменты. Является местом производства АТФ (в процессе окислительного фосфорилирования), обеспечивает энергией в виде АТФ другие клеточные органоиды, клетку в целом.
Число митохондрий в одной клетке варьируется от единиц до нескольких тысяч. Совокупность всех хондриосом, заключённых в одной клетке, называется хондриом.
Диаметр митохондрий колеблется в пределах от 0,5 до 1,0 мкм, длина, в зависимости от вида клеток — от 1 до 710 мкм. Митохондрии имеют наружную мембрану, состоящую из двух слоёв, разделённых пространством в 60-80 ангстрем. От внутреннего слоя в полость митохондрии выступают выпячивания — кристы. Пространство между кристами заполнено веществом, называемым матриксом.
Говоря о пранаяме, т.е. остановке дыхания, необходимо понимать, что весь спектр изменений, происходящих в организме человека при её практике, сводится к двум основным факторам: гипоксии (недостатку кислорода) и гиперкапнии (избытку углекислого газа). Естественно, что эти процессы используются в разумных физиологических пределах и с соблюдением должных мер безопасности.
Гипоксия
Давно было замечено, что пребывание в горах положительно сказывается на здоровье человека. Если взглянуть на долгожителей, большая их часть обитает в условиях средне или высокогорья. Строительство спортивных горных баз стало нормой, т.к. результаты, которые получают после месячного цикла тренировок на них ощутимо выше, чем при тренировке на равнине. В последнее время активно развивается такая область медицины, как гипокситерапия — лечение периодическими сеансами дыхания газовыми смесями с пониженным содержанием кислорода (до 10-15%). Доказано, что дозированная гипоксия вызывает широкий спектр самых разнообразных изменений в организме — от изменения картины крови (стимуляция роста эритроцитов, их обновления) до увеличения интеллектуальных функций (в сред нем на 150-170 % за 15 сеансов) и сопротивляемости самым разнообразным повреждающим факторам (от вибрации до радиации).
Гиперкапния
Накопление углекислого газа не менее полезно для организма, чем гипоксия. Умеренные количества СО2, как это ни парадоксально, улучшают усвоение кислорода тканями. В основе этого лежит как изменение кислотно-щелочного равновесия крови, так и стимулирующее влияние на вазорецепторы, заставляющее со суды расширятся, активизируя кровоснабжение тканей (при дыхании газовой смесью с содержанием СО2 7% мозговое кровообращение увеличивается на 75%). Также усиливается желудочная секреция, что нашло свое отражения в классических текстах.
«Очищение каналов можно заметить по различным внешним признакам: тело становится легким, заметно улучшается аппетит». (Васиштхасамхита 2:68)
Мягкая активизация симпатоадреналовой системы приводит к усилению гликозиза, т.е. образованию эндогенной глюкозы.
Строго говоря, и гипоксия и гиперкапния практикующему йогу уже знакомы. Во время выполнения асан, как при любой физической нагрузке, потреблялся кислород, образовывался углекислый газ. Это и приводило к позитивным изменения в тренируемых асанами мышцах и органах.
На этапе же пранаямы, который имеет свой целью адаптационную перестройку ЦНС, крайне важно снизить потребление кисло рода другими органами и тканями. Для этого используют сидячие асаны, замедляющие периферическое кровообращение. Основными потребителями кислорода являются сердце, печень и почки. Снижение функциональной нагрузки на них является необходимым этапом для перехода к задержкам дыхания.
Выполнение очистительных процедур, таких как шанкхпрак шалана, нормализует бактериальную флору кишечника и сводит к минимуму образование токсичных веществ в нем. Это существенно улучшает состояние печени, одной из функций которой является детоксикация крови, притекающей по воротной вене от кишечника.
Выполнение вамана и вастрадхаути снижает чувствительность рецепторов дыхательного центра продолговатого мозга к уровню СО2 и продлевает время задержки. Этой же цели служит изменение кислотнощелочного равновесия крови с помощью молочнорастительной диеты. В рационе снижается содержание белка, существенно ограничиваются физические нагрузки
"Надлежит ему остерегаться купания ранним утром, постов и иного, что может вызвать усталость. Точно так же, не следует ему питаться лишь раз в день или вообще не есть". (Гхерандасамхита 5:31).
Это снижает функциональную нагрузку на почки, т.к. именно от ходы белкового обмена выводятся ими в первую очередь.
Уменьшение потребления кислорода сердцем достигается произвольной регуляцией его ра боты с помощью бандх.
Практика пранаямы, будучи очень мощным инструментом, вызывающим глобальную пере стройку всех систем организма, требует большой осторожности. Пранаяма, будучи по сути гипоксическо-гиперкапническим стрессом, требует, во-первых, чёткой дозировки, во-вторых, достаточного времени, а также энергетических и пластических ресурсов на адаптацию. Это нашло свое отражение в классических текстах, которые рекомендуют выполнять пранаямы не круглосуточно, а не сколько раз в день, постепенно увеличивая количество.
"Надлежит выполнять кевали восемь раз в день, один раз в три часа; либо можешь делать это пять раз в день, как объясняю тебе я: первый раз ранним утром, затем в полдень, после вечером, потом в полночь и затем в последнюю четверть ночи. Или можешь практиковать это трижды в день, разделив сутки на три равные части, через каждые восемь часов." (Гхерандасамхита 5:88.).
Однако игра стоит свеч.
Под действием пранаямы происходит повышение устойчивости к физическим нагрузкам, усиление иммунитета, увеличение мощности антиоксидантных и стресслимитирующих систем, увеличение функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой системы.
Но если первично практика пранаямы выполняется, в том числе с целью общего оздоровления организма, то в дальнейшем акцент делается на усиление интеллектуальных способностей, а именно на работе с перцептивными зонами мозга (височными зонами, таламусом, прецентральными извилинами, лобными долями). Достигается это введением в практику пранаям активных визуализаций, интеррецитаций, сосредоточении на определённых зонах тела и собственно медитации (лат. «размышление») в её чистом виде.
Резюмируем: пранаяма (если точнее пранавьяяма и пранаяма) используются с целью оптимизации внешнего и клеточного дыхания, общей неспецифической стимуляции организма и подготовки нервной системы к длительной когнитивной деятельности. Дальнейшее опроизволивание перцептивных и когнитивных процессов составляет суть пратьяхары, впрочем это тема следую щей статьи… http://www.yoga-station.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7...es&Itemid=63
ПРАТЬЯХАРА, Сергей Агапкин, Журнал "ЙОГА" №4 (20) 2007
Пратьяхара как ступень йоги йогами обычно объясняется кратко и невыразительно. Либо скупо глаголят: «Пратьяхара есть контроль чувств», либо приводят аналогию с черепахой, которая втягивает лапы и голову под панцирь, что не приносит искомой ясности.
Попробуем рассмотреть пратьяхару с различных точек зрения — от классических текстов до современной нейропсихоло гии, чтобы понять, что же это реально такое и зачем оно нужно.
Патанджали в Йога Сутрах как всегда лаконичен: svavisayasamprayoge cittasya svarupanukara ivendriyanam pratyaharah — «При отсутствии связи со своими объектами органы чувств следуют внутренней форме сознания — это пратьяхара». Tatah parama vasyatendriyanam — «Благодаря этому полностью подчиняются органы чувств».
Более подробно говорится в поздних текстах: «4.2. Как только Читта, которая непостоянна и склонна блуждать, выходит (через «ворота чувств»), ты должен обуздать ее и привести под контроль Атмана» («Гхеранда Сам хита»).
Детальное описание практики пратьяхары мы можем найти в «Васиштха Самхите»:
«61. Ценима йогинами пратьяхара — сосредоточение на мармах тела, местах, где сосредоточе на прана.
62. Ступни ног, лодыжки, середина голени, верх голени, коле ни, бедра;
63. затем анус, центр тела и лоно, пупок, сердце, а также яремная вырезка;
64. основание неба, основание носа, глаза, точка между бровей, лоб и, наконец, голова. Все это — мармы…»
Техника эта, не единожды встречаемая в классических текстах, многим прекрасно известна. Мармастханани, пратьяхара Яджнавалкьи, кшурикадхарана — все эти практики представляют собой перенос внимания на различные части тела. Именно эти техники легли в основу практик Шавасаны и Йоганидры, получивших широкое распространение в наше время.
Таким образом, мы приходим к первому интересному выводу: Шавасана есть практика пратьяхары, одной из ступеней йоги, переходного этапа от «внешней» практики к «внутренней».
Однако попытаемся простым и понятным языком описать пратьяхару как она есть.
Суть пратьяхары в отвлечении внимания от внешних объектов и многократном сосредоточении в определенной последовательности на объектах внутренних. Так как сильным сигналам окружающего мира противопоставляются слабые сигналы расслабленного тела, сосредоточение должно быть произвольным, т.е. происходить при активном участии воли, которая есть проявление самосознания (Атмана). Многократное использование подобных практик непременно приведет к развитию воли и произвольности, и именно для этого нужна пратьяхара — это второй интересный вывод. В качестве дополнительного бонуса обещается «контроль чувств», т.е. произвольная регуляция количества и качества поступающей в мозг информации.
Для того чтобы понять механизмы подобной регуляции, обратимся к нейропсихологии. Как мы уже говорили, суть техник пратьяхары — произвольная последовательная концентрация внимания на слабых стимулах, т.е. достаточно сложный психический процесс. Известно, что для протекания любых психических процессов необходим определенный тонус коры головного мозга. Регуляцию состояния активности головного мозга осуществляют лобные доли коры. Лобные доли — самая новая и самая сложная структура головного мозга. Исследование соотношения лобных долей и общего объема мозга у человека и приматов показывает, что префронтальная кора занимает у людей 29%, у шимпанзе — 17%, у макак и гиббонов — 11,5%, у лемуров — 8,5%, у собак — 7%, у кошек — 3,5%. Забавно, но некоторые неврологи в начале ХХ века презрительно называли лобные доли, которые являются одним из основных отличий мозга человека от мозга животного, «излишеством», так как, в отличие от других отделов мозга, они не связаны ни с какими легко определяемыми узкими функциями, например сенсорными или моторными.
Функции лобных долей значительно сложнее. Медиальные отделы лобных долей мозга тесно связаны с образованиями ретикулярной формации и отвечают за регуляцию тонуса мозга в целом. Базальные отделы лобной коры имеют тесную связь с некоторыми лимбическими образованиями древней коры (в частности миндалевидным телом и другими образованиями «висцерального мозга») и контролируют эмоциональные проявления. Конвекситальные отделы лобной коры имеют теснейшую связь с двигательными образованиями передних отделов мозга, связаны с мозговой организацией речевых процессов и актов поведения, в регуляции которого активное участие принимает речевая система.
Замечено, что поражение лобных долей мозга приводит к нарушению лишь сложных, вызываемых с помощью речи форм активации, составляющих психо-физиологическую основу произвольного внимания. Лобные доли — наиболее уязвимые образования головного мозга, так как филогенетически самые молодые мозговые структуры наиболее уязвимы и чувствительны ко всем видам негативных воздействий: токсинам, наркотическим веществам, алкоголю, радиоактивному излучению и т.д. По этой причине йогам рекомендуется избегать подобных воздействий. Напротив, употребление ноотропных растений и сложных препаратов из них поощряется, ведь еще Патанджали называл одним из способов достижения совершенства «аушадхи», эликсиры из трав.
Пратьяхара является идеальной функциональной нагрузкой для всех отделов лобных долей. Во-первых, не позволяя себе проваливаться в сон, который характеризуется снижением активности ретикулярной формации, мы активно задействуем медиальные отделы лобной коры. Во-вторых, практика должна быть бесстрастной, что возможно только при контроле со стороны базальных отделов лобной коры. И наконец, речевые инструкции, направленные на активное мышечное расслабление, задействуют конвекситальные отделы лобной коры.
Таким образом, практика делает йогина хозяином своего тела и ума, придавая всей его жизни и практике качество произвольности. http://www.yoga-station.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7...es&Itemid=63
ЙОГА = САМАДХИ = ВНИМАНИЕ ???, Сергей Агапкин, Журнал "ЙОГА" №1 (21) 2008
Гений — это высшая способность
концентрировать внимание на изучаемом предмете».
И.П.Павлов
Очень часто, очарованные практикой, увлечённые сложностью асан и временем кумбхаки, мы с недоумением слышим от окружающих вопрос: «А зачем это всё?» Большинство отмахивается от этого прямолинейного вопроса непосвящённых. Другие же, наморщив лоб, начинают формулировать… Хорошо, если мотивация изначально была незатейливой — поправить здоровье или заполнить досуг.
Хотя и тут всё непросто: часто — начав с «йоги для здоровья» — человек в своём вечном стремлении сделать «выше, быстрее, сильнее» это самое здоровье подрывает со страшной силой, а досуг заполняется так, что не остается времени для семьи и работы. А если цели были более высокие и потому менее определённые? Набившие оскомину фразы о «духовном совершенствовании» и «расширении восприятия» зачастую маскируют бегство от реальности, превращая йогу в подобие групповой психотерапии. Наиболее честные и трезвомыслящие задумываются — «Неужели всё это — странные позы, шнурки в нос, задержки дыхания, неужто всё это для…. ????»
В таких сложных случаях принято обращаться к истокам, к классикам, так сказать, жанра.
Патанджали в своё время написал просто — «yoga citta vrtti nirodhah», дав тем самым пищу для размышлений десяткам поколений комментаторов. Гении лаконичны, и это надо кому-то исправлять. Один из первых комментаторов, Вьяса, был более разговорчив. «Йога — это самадхи», сказал он, лаконичностью соперничая с Патанджали. Но пояснил: «Йога — это самадхи, которое является свойством сознания во всех его состояниях», каковых насчитал пять — блуждающее (кшипта), тупое (мудха), произвольно направленное (викшипта), собранное в точку (экагра), остановленное (ниродха). Таким образом, в отличие от большинства других комментаторов, Вьяса определил самадхи как базовое свойство сознания, уточняя через характеристики пяти бхуми (состояний сознания) его содержание.
Состояние Значение Характеристики Смысловое значение Мудха Тупое, пребывающее
в недоумении Отсутствие
избирательности Невнимательность Кшипта Рассеянное,
беспокойное Непроизвольность, неустойчивость Непроизвольное
внимание Викшипта Рассеянное,
разбросанное Избирательность, кратковременная устойчивость Неустойчивое
произвольное внимание Экагра Однонаправленное Избирательность, устойчивость Устойчивое
произвольное внимание Ниродха Остановленное Устойчивость,
направленность на себя Рефлексия Анализ этих состояний позволяет предположить, что свойство сознания, которое имел в виду Патанджали, — это внимание. И именно оно является наиболее адекватным переводом термина «самадхи». Ведь именно слово «внимание» может обозначать свойство («смотреть внимательно), процесс («внимать») и состояние («весь внимание»).
Таким образом, определение Вьясы начинает звучать чётко и определенно: «Йога — это внимание, которое является свойством сознания во всех его состояниях». А своей второй сутрой Патанджали окончательно определяет предмет: «Йога (йога = самадхи = внимание) есть остановка движений ума». Определение, достойное учебника по психологии…
Если внимательно почитать труды современных психологов — параллели очевидны.
ЙОГА ПСИХОЛОГИЯ desabandhascittasya dharana «Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте» (ЙС 3-1). «Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект» (С.Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии»). tatra pratyayaikatanata dhyanam «Дхьяна есть сфокусированность [однородных] состояний сознания на этом [месте]» (ЙС 3-2). «…однородное течение содержаний сознания, не нарушаемое другими содержаниями, и есть дхьяна» («Вьяса-бхашья» 3-2). «Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания» (С.Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии»). «Когда дхьяна проявляется лишь как форма созерцаемого объекта, будучи как бы лишенной своей собственной формы, то есть самосознания, тогда вследствие полного растворения во внутренней сущности созерцаемого она называется самадхи» («Вьяса-бхашья» 3-3). «Деконцентрация внимания, подавившая работу искажающих механизмов, высвобождает единственный неискажающий механизм – рефлексию, т.е. прямое неискажающее наблюдение содержаний сознания» (О.Г. Бахтияров, «Деконцентрация»).
Что такое внимание?
Попытаемся понять, что такое внимание человека. Непроизвольное внимание построено на базе ориентировочного рефлекса, который И.П. Павлов иначе называл рефлексом «что такое?». Эта присущая животным функция психики является продуктом эволюции и своего рода гарантией выживания. В самом деле, в процессе естественного отбора способность психики улавливать изменения окружающей среды, и, следовательно, иметь возможность реагировать на них, является более чем полезным приобретением.
Физиологической основой непроизвольного внимания является восходящая активирующая ретикулярная система, часть ретикулярной формации, отвечающая за активацию различных отделов мозга в зависимости от интенсивности входящих сигналов.
Непроизвольное внимание, доставшись нам от далёких предков, присутствует у человека уже в младенческом возрасте — ребёнок реагирует на звуки, свет, движение. Оно же сохраняется и в процессе всей жизни, обуславливая значительную часть наших реакций и будучи подчинено определённым законам — таким как законы новизны, интенсивности, установки.
Произвольное же внимание является функцией, целиком социально формируемой в процессе воспитания. Случаи, когда дети росли без человеческого общества («дети-маугли»), наглядно демонстрируют, что произвольность внимания у них отсутствует как явление. Естественно, биологического аспекта формирования произвольного внимания никто не отменял, однако формирование и развитие соответствующих участков головного мозга в значительной степени зависят от задаваемой им нагрузки.
Физиологической основой произвольного внимания являются лобные доли коры мозга. Более подробно об этой системе мы писали в прошлом номере (№4 (20) 2007).
Вьяса писал, что только два последних состояния сознания — экаграта и ниродха, характеризующиеся высокой степенью произвольности и избирательности — являются собственно «областью йоги». Зато состояния сознания, в которых доминирует непроизвольное внимание, являются «областью социума», и на использовании законов непроизвольного внимания строится большинство социальных манипуляций. Увеличение громкости рекламы использует фактор интенсивности, резкая смена картинки — фактор новизны, использование табуированных современным обществом символов — фактор установки.
Йога и внимание
Проблема, которая заставила йогинов древности серьёзно озаботиться инструментарием для работы с волей, вниманием, перцептивными функциями, — несовершенство человеческого ума. Наши органы чувств поставляют нам информацию высокой точности в огромных объемах. Человеческий ум, а именно его активная часть, именуемая сознанием, не в состоянии переварить такой огромный массив информации. Многочисленные эксперименты, как на людях с феноменальной памятью, так и на обычных людях в состоянии глубокого гипноза, показывают, что наша память хранит огромное количество информации, недоступной нашему сознанию, так как её усвоение происходило в фоновом, непроизвольном режиме.
Именно внимание служит тем механизмом, что пропускает в сознание только узкую часть спектра восприятия. Недаром в психологии внимание называют «бутылочным горлышком сознания». Это ограничение является следствием того, о чём пишет один из первых исследователей внимания Э. Титченер: «Процессы, находящиеся на гребне волны внимания — и интенсивнее, и яснее процессов, находящихся на нижнем уровне сознания; это те свойства, которые придают объему внимания особенное значение для памяти, воображения и мышления». Большая ясность и интенсивность — следствие более напряжённой и потому затратной деятельности нервных клеток. Если учесть, что произвольность внимания опосредована лобными долями — эволюционно самыми поздними и потому наименее устойчивыми к повреждающим факторам формированиями мозга, — становится понятно, почему человек большую часть времени проводит в состоянии непроизвольного, животного по своей сути внимания. Это проще и в какой-то степени естественней. Осознание йогинами древности этих печальных фактов и привело к созданию сложной многоуровневой системы снятия ограничений, присущих человеческому уму. Это и есть йога.
Свойства внимания и способы их измерения
Внимание имеет свои характеристики — как количественные, так и качественные. К таковым относят объём внимания, распределение, переключаемость, избирательность, концентрацию и устойчивость.
Концентрация внимания — производное от избирательности, способность выделять один объект и игнорировать другие. Определяет интенсивность, ясность внимания.
Устойчивость — способность длительно удерживать высокую степень концентрации без переключения на другие объекты. Определяет «помехоустойчивость» внимания.
Объём внимания — количество объектов, которые внимание может одновременно воспринимать. Более-менее стабильная величина, слабо поддающаяся тренировке. Обычно человек воспринимает 3–7 объектов.
Распределение — способность удерживать в поле внимания более одного объекта или задачи.
Переключаемость — способность к переключению на другой объект или задачу с минимальным эффектом «залипания». Определяет в первую очередь волевую компоненту внимания.
Эти характеристики, не доступные прямому наблюдению, тем не менее с высокой степенью достоверности могут быть оценены по косвенным признакам, таким как успешность выполнения деятельности, требующей произвольного внимания в условиях ограниченного времени. В психологии имеется достаточное количество таких методик. Так, концентрацию внимания можно измерять с помощью корректурной пробы Бурдона, распределение и переключение — с помощью двух- и четырёхцветных таблиц Шульте, устойчивость — тестом Струпа. Большинство этих тестов служат и прекрасными упражнениями для развития внимания.
Очевидно, успешность в освоении внутренних практик должна отражаться в результатах соответствующих тестов. Это может служить своего рода обратной связью с собственным сознанием, показывая, занимаемся мы реальной работой, или просто продуцируем пусть и красивые, но нереальные переживания.
Избирательность внимания. Простейшим примером, иллюстрирующим это свойство вни мания, может служить «чаша Рубина». Глядя на эту картинку, мы можем по желанию получить либо вазу, либо два направленных друг на друга профиля. Вопрос в том, в течение какого времени мы можем видеть только вазу или только лица.
Резюмируя, надо отметить, что эта статья, ни в коем случае не претендуя на объяснение всех внутренних аспектов йоги, акцентирует внимание читателя на том факте, что йога — это прежде всего, дисциплина, имеющая своей целью снятие ограничений, присущих человеческому уму, усиление произвольности бытия вообще и произвольности внимания в частности. Опроизволивание внимания через тренировку нервных клеток позволяет оптимизировать процесс познания — окружающего мира, себя и не только… http://www.yoga-station.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6...es&Itemid=63
С.Агапкин
Агапкин Сергей Николаевич, 1975 г.р., интересуется йогой с 13 лет. Нехватка инфы по йоге заставила его получить три образования – медицинское (физиотерапия и ЛФК), психологическое, и фитотерапевтическое (в ВИЛАРе). Проходил курс обучения по аюрведе и оздоровительной йоге в Индии.
Практиковал тай-цзи и вин-чунь. Член всемирной ассоциации йогатерапевтов. Преподает аюрведу и физиологию йоги на курсах подготовки преподавателей йоги Московского аштанга-йога центра. Заведующий отделом науки московского журнала “Йога”. С 2008 г. -- организатор и ведущий преподаватель курсов по йога-терапии в Москве.
18 ноября 2009г. Сергей открыл в Москве первый специализированный центр по йога-терапии – «Agapkin Yoga Station».
Говорят (?!), Агапкин любит повторять вслед за Хун Цзыченом: “В каждой семье есть истинный Будда. В сутолоке каждого дня есть истинный Путь. Когда люди могут, не кривя душой, жить в согласии, и с радостью говорить друг другу приветливые слова, когда родители и дети любят друг друга и живут душа в душу, то это в тысячу раз выше “регулирования дыхания” и “созерцания сердца” (Хун Цзычен).
Интервью Сергея Агапкина
В конце ноября в Москве открылась новая йога-студия Agapkin Yoga Station.
В связи с открытием мы задали несколько вопросов организатору и руководителю центра Сергею Агапкину. - За последние несколько лет в Москве открылось множество йога-центров, причем эта тенденция сохраняется. Чем, по Вашему мнению, обусловлено открытие такого количества йога-центров? - Спрос рождает предложение, а предложение — маркетинг. С момента наступления кризиса количество людей, занимающихся йогой, не только не уменьшилось, как многие предсказывали, напротив — возросло в несколько раз. С одной стороны — это следствие того, что люди из-за нестабильности нервничают, а занятия йогой уменьшают тревожность. С другой — следствие рекламы, основанной на некоторой стагнации в фитнесс-индустрии. Снижение популярности западных систем физической культуры создает нишу, которую тут же заполняют миксы: тай-бо, йога-фит, фитнесс-цигун.
Ну и плюс снижение цен на аренду, волна сокращений, заставившая людей доставать с полок сертификат преподавателя йоги, полученный когда-то «для себя», поддержка со стороны масс-медиа… - Как правило, в названии йога-центра используется какое-либо понятие на санскрите (прана, натаражда, анахата и т.д.). Ваш центр носит название на английском, более того – первое слово в нем – Ваша фамилия. Чего в этом больше: самомнения или эпатажа? - Ответственности. Я предпочитаю, чтобы люди знали, кто отвечает за то, что происходит в центре. Собственно, все мои сетевые ники, начиная с первой конференции Yoga.ru, когда там еще не было айенгаровцев – это имя и фамилия. Если я что-то пишу – люди должны знать, кто за написанное отвечает. Что касается нашего названия на английском: санскрит, как и латынь — язык мертвый и специализированный. Даже в Индии английский знает значительно больше людей, чем санскрит. А использовать дешевую рекламу в виде интригующих восточных слов, значение которых зачастую не могут объяснить даже люди, их использующие — увольте... - В чем отличие Вашего йога-центра от множества других? - В чем отличие ресторана от столовой? В ресторане на вопрос «что порекомендуете?» вы не услышите «ешьте что дают». Стандартная схема работы йога-центров сейчас — 2-5 залов, 5-10 стилей, 10-40 инструкторов. Куда податься человеку, который первый раз пришел? У нас есть система, в которой все элементы (занятия асанами, пранаямами, медитативными практиками) занимают свое место, приводят к заранее поставленным целям и могут комбинироваться по определенным правилам. То есть не салат-бар с последующим гастритом, а «стол № Х» и прекрасное самочувствие. - В Вашем расписании есть множество занятий по Свастха-йоге и ни одного по Хатха и Аштанга. Почему? - Тут вообще некоторая путаница в терминах, которую, к сожалению, многие преподаватели только усиливают. Все стили йоги, работающие с телом — это хатха-йога, или гхатастха-йога. Названия конкретных стилей появляются в зависимости от фамилии основателя (Айенгар-йога, Шивананда-йога), географической привязки (Бихарская школа, Делийская школа) или основной идеи (Вини-йога, Свастха-йога, Аштанага-виньяса йога). Правда бывают еще ситуации, когда инструктор не является сертифицированным преподавателем аштанга-виньяса йоги в традиции Шри К. П.Джойса, а примазаться к бренду хочется – появляются всякие казусы вроде «аштанга-йоги» в расписании большинства фитнес-клубов. 8 ступеней йоги за 40 минут занятия…
Свастха-йога – стиль, который преподает А.Г.Мохан, один из трех последних учеников Кришнамачарьи. Собственно, этот стиль имеет три названия – Дешикачар называет его вини-йога, Мохан – свастха-йога, Рангасвами – виньяса-йога. По сути это стиль Кришнамачарьи, который он преподавал после переезда в Мадрас (Ченнаи). На мой взгляд – это лучшее, что можно найти в Индии, именно в силу максимально проработанности системы, объединяющей аюрведические знания и йогическую практику. - Как отнеслись к открытию Вашего нового центра бывшие коллеги, а ныне конкуренты – руководители других йога-центров? - Очень по-разному. Кто-то порадовался и помогал. Кто-то расстроился и не помогал. Одни центры развешивали нашу рекламу у себя, другие старательно скрывали истинную причину моего отсутствия в расписании. Я понимаю прекрасно, что йога йогой, а бизнес врозь. Это просто иллюстрирует степень уверенности людей в том, что они делают.
Генри Форд однажды осуществил очень интересный управленческий эксперимент: созвал управляющих со своих заводов и под предлогом корпоративного тренинга изолировал почти на месяц. А тем временем аудиторы на местах оценивали, как отсутствие начальства сказывается на работе предприятия. И тех незаменимых, без кого производство страдало, Форд, как ни странно, не похвалил, а уволил.
Работа йога-центра – это система, идея, которую воплощают люди. Люди приходят и уходят, идея, если она есть, остается. - Ваша студия нафарширована различными технологическими штуками, назначение которых не совсем понятно, но по описанию звучит заманчиво. Насколько традиция йоги совместима с современными технологиями, о которых Вы рассказывали на лекции на неделе открытия? - Если понимать принципы йоги – никаких противоречий нет. Йога – технология индивидуальной эволюции. Как всякая технология она использует средства, в том числе и технические, для решения поставленных задач. В использовании вспомогательных средств в йоге нет ничего нового. Легендарный текст «Йога-курунта», на который часто ссылаются ученики Т. Кришнамачарьи, собственно и содержал информацию об использовании того, что сейчас называют пропсами, а традиционно – курунта. Не случайно авторство этого текста приписывается риши Вимане, величайшему изобретателю древней Индии, который, согласно преданиям, создал первую модель летательного аппарата. Средневековые фрески изображают йогинов, использующих ремни для фиксации в асанах, висящих на веревочных петлях вниз головой и т.д. И это не говоря о традиции применения аушадхи, растительно-минеральных препаратов. Использование растительных анаболиков при практике асан, антигипоксантов при пранаяме, ноотропов при занятиях медитацией позволяет ускорить процесс в несколько раз. Конечно, йогины древности при практике асан применяли ашвагандху, а не ретаболил. При пранаяме употребляли сарпагандху, а не резерпин. И брахми пили при медитации, а не капельницы делали с пирацетамом. Только сути вызываемых эффектов это не меняло…
Просто за последние несколько веков наука и техника шагнули далеко вперед. Используемые нами технологии под общим название Техно-садхана®, включают в себя разделы Техно-асана®, Техно-пранаяма®, Техно-самъяма®. Они включают аппаратное и методическое обеспечение физической, дыхательной и психической тренировки. Результаты такие, что я с пониманием отнесусь к истерикам по поводу «нетрадиционности». Зависть – страшное дело. Потратить 5 лет на освоение самаконасаны и узнать, что некто добился того же за 2-3 месяца – тут надо быть бодхисатвой, чтобы искренне порадоваться за человека, и идиотом, чтобы не понимать, что началась девальвация чувства собственной важности.
Думается мне, случись риши Вимане на все это посмотреть – он бы одобрил… - Вы уволили всех инструкторов студии, которая была здесь раньше. Кто работает здесь сейчас? - Уволил. А что делать? Преподаватели были разные, в том числе и неплохие. Но я создавал центр с единой методологией преподавания. Поэтому инструкторский состав был полностью обновлен. И хотя эти инструктора пока еще не так известны – помяните мое слово, это вопрос времени. Во-первых, это люди, которые закончили не только курс для преподавателей йоги Московского Аштанга-йога центра, который, по признанию большинства, является на текущий момент в СНГ самым глубоким по программе и авторитетным по преподавательскому составу. Все они также закончили курс «Йогатерапия и Аюрведа», на текущий момент единственный курс по йогатерапии в СНГ. А поскольку курс этот возглавляю я, могу констатировать, что по экзаменационным требованиям он еще и самый суровый. На этот курс приходят учиться уже сертифицированные инструктора йоги Айенгара, Шивананда-йоги, Универсальной йоги, Йоги 23, Аштанга-виньяса йоги. И экзамены сдают далеко не все… - Что Вы пожелаете нашим читателям? - Думать. Задавать вопросы – себе, преподавателям. Ставить цели и честно отвечать себе – достигаете ли вы их. Уметь признать наличие непонятного, но не остановиться на этом, а искать и находить объяснения. Способности определять первоочередное и второстепенное. Отсутствия слепой веры и наличия знания. http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.yogakiev/200912/16200429.html
Прочитав только интервью и глнянув фото, сложилось впечатление, крайней жесткости личности преподавателя, что-ли... Нада глянуть семинар, может я ошибся. А что гуру формума скажут? И вообще интересно было бы, если бы люди имеющие возможность высказывали мнение о персоналиях, вот Квант говорил о Лаппе, стало интересно, капнул, стало еще интереснее))) Посему - делитесь мнениями, дорогие форумчане.
Инна, Вы ПРЕКРАСНЫ,Ваши раздачи великолепны, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!!
Всем спасибо за добрые слова и за обратную связь! Хотя все мы движемся в сторону отрешенности, и не ищем благодарности, но все-таки приятно.. samsonred,
скрытый текст
вы говорите, у вас впечатление о жесткости Агапкина. Кто его знает. Как грамотный преподаватель йоги, йогатерапии, аюрведы и пр. и пр., он меня впечатляет, хотя его знания не могут быть абсолютными и где-то он может, как любой человек, ошибаться. Ну так он и не предлагает принимать на веру то, что он говорит, проверяйте, изучайте, осваивайте, исследуйте, учитесь. По-моему, нормальная позиция нормального человека. Мне "подходит" его умение ткнуть в нужном направлении, заставить думать, не просто принимать все постулаты йоги как данность, а вникать, что, как, почему. Он как будто дает пинок в нужном направлении, а дальше -- сам. За это его очень ценю. Хотя знаю, что очень многим именно это в нем и не нравится. Мол, "кто ты такой, чтобы так много знать и говорить. Сколько месяцев ты провел в медитации? Ты что, просветленный, чтобы учить нас "демистификации"?
А жесткость... она проявляется почти у всех, даже у самых-самых опытных преподавателей, когда на них бесконечно наезжают. Ведь те, кто на них наезжает, и они сами -- личности не анонимные, не скрытые под никами, а публичные. Они вынуждены держать удар, чтобы сохранить свое лицо, лицо школы.... Возьмем того же Владимира Калабина. Как бы к нему ни относиться, с благодарностью изучать и осваивать его благотворительные уроки или не воспринимать их вовсе, но разве можно его упрекать за эту его просветительскую сферу деятельности? А оказывается можно, и всегда находятся такие люди. И мирный Владимир вынужден вести себя с такими очень жестко -- потому что он фигура публичная. Почитайте на его сайте, как он ответил одному такому "государственному обвинителю".
Хотя мне кажется, что негоже йогам проявлять агрессию, это изначально нарушает принципы ямы-ниямы. И вообще, если входишь в тишину, где там плохое или хорошее, черное или белое, истцы и ответчики? Но я понимаю причину агрессии... Это бесконечный стресс. Когда в человека накапливается напряжение, и он не умеет его сбрасывать простыми мирными способами -- йога-нидра, баня, походы на природу и т.д., он сбрасывает его на людей.
Ну а в быту... Во всем есть всё, всё ведь неодноцветно и неоднозначно, поэтому в каждом явлении, слове, поступке разные люди видят, слышат и понимают что-то свое, и бессмысленно об этом спорить. Нельзя никому навязать свое видение. Конструктив всегда полезнее для обсуждения, чем навешивание ярлыков, эмоциональные реакции и переход на личности. Это мы все знаем. Но почему-то любая полемика на форуме чаще всего сводилась к обсуждению личности инструктора, записавшего диск, интерьера съемок и его костюма, количества заработанных им денег, выражения глаз, общей оценки ("мусор, "попса"),сексуальному шовинизму :), а после этого -- к переходу на личности друг друга в зависимости от того, нравились ответы "собеседника -- соискателя на приз зрительских симпатий" или нет.
Я, как и вы, очень бы хотела читать здесь мнения людей по существу вопросов, о которых идет речь в той или иной раздаче. Но, как я могу судить из общения в личке, люди просто не хотят "подставляться под удар" и "получать плохие оценки" за свое мнение, и не потому, что слишком чувствительны, а потому что считают ниже своего достоинства :). Может изменим эту тенденцию? ???
Utar11
Все просто: на перекодировку этих четырех дисков потратила целую неделю. То свет гас почти на подходе, то комп вис, то интернет отключали, то памяти не хватало, то на выходе получалось не то, что было заявлено вначале...
Спасибо , за ответ, особенно тот что под скрытым текстом...Рад , что Сергей может давать людям свои знания массово ( имею ввиду программу на ТВ) ...будем надеяться что он не превратиться в т.н. "попсу", как когда то случилось с талантевейшим психотерапевтом и А.Курпатовым.
Инночка, Вы просто умничка, Ваша толлерантность и скромность (скрытый в спойлер текст ваще убил:)) начинають приводить к мысли о сверх успехе в практике или просто замечательных человеческих качествах)
По Агапкину - я ни в коей мере не обвинял и не навешивал ярлыков, только высказал первично сложившееся мнение, и очень расчитывал на мнение других людей, имеющих с ним прямой контакт и могущих что-либо сказать. По поводу жесткости и агрессии - вы замечательно сказали что йогу, это не к лицу. Думаю что Ваши предположения о "поддержании лица школы" имеют первоочередное значении, это побочка превращения йоги в бизнес. Но опять же - я не против бизнеса, я за! А когда люди находят возможность выделять часть знаний в режиме "бесплатно", то это вообще супер!
ЕЩЕ РАЗ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ INNE!!!!!!!
samsonred
Вы хотите, чтобы сейчас сюда снова зашли Квант-Квант или Ниббана и кое-что мне снова сказали по поводу моих "успехов"? Tutik_Mons
вот не знаю почему, но последней фразой вы мне так напомнили одного нашего софорумчанина, который взял академ. отпуск. Прямо услышала голос и интонацию... Вы не , нет? Хотя, если да, лучше не говорите ...
Инна, вы уж извините, буду умереннее, надеюсь никто не зайдет с мечом...
А по поводу форумчанина - если это тот усатый тип, которого так не хватало...)))))
пызы. Расшифруйте "ЧВН", а то с ног сбился, не могу понять.
Тут подумал, решил дописать.
Не БУДУ умереннее. Если люди считают возможным говорить "каки в прямом эфире", не стесняясь, должны же Вы знать, что есть и другие, благодарные за Ваш труд?
Тут подумал, решил дописать.
Не БУДУ умереннее. Если люди считают возможным говорить "каки в прямом эфире", не стесняясь, должны же Вы знать, что есть и другие, благодарные за Ваш труд?
Присоединяюсь...
inna279 писал(а):
Tutik_Mons
вот не знаю почему, но последней фразой вы мне так напомнили одного нашего софорумчанина, который взял академ. отпуск. Прямо услышала голос и интонацию..
samsonred
ЧВН -- это русская аббревиатура, которую используют в форумах и в разговорной речи, от "Читтавритти Ниродхах" -- прекращение волнений ума
читта-ум, сознание, мысли
вритти -- движение, модификации, волнение, флуктуации
ниродха- остановка, прекращение. Вторая сутра Патанджали говорит: yogasgchittavrittinirodhah, объясняя, что такое йога. Но сутры -- штука сложная, Патанджали ведь был краток (типа, знающий не говорит, говорящий не знает), да к тому же , краток по-санскритски. А когда человек, да еще и мудрец, не очень красноречив, то даже на его собственном языке, люди, имеющие отношение к йоге, понимали его по-разному. А при переводах так вообще суть порой терялась. Потому и комментаторов сутр было больше, чем самих сутр, начиная с Вьясы и заканчивая Дешик ачаром, и если почитать не просто разные переводы, а разные толкования сутр, то выясняется, что одну и ту же сутру можно толковать по-разному. Тем и ценен, скажем, Агапкин, что в беседах с практикующими он ставит проблему, и заставляет размышлять.. Ведь с вопроса, что такое йога и начинается его семинар, и он об этом пишет в статьях. И, кстати, в отрывке, приведенном из новой книги Лаппы, там ведь тоже он говорит о йоге и о ЧВН, что такое йога для ЧВН и что такое ЧВН для йоги.
Инна, спасибо за толковый ответ) Проникаюсь к Вам все большим уважением))) Скоро влюблюсь)
Тем, кому также интересен вопрос ЧВН, предложу глянуть форум, http://yogaclassic.ru/forum/index.php?topic=9794.0
люди интересно расскрывают этот вопрос, дискутируют.
samsonred Почитала форум. Такие обсуждения встречаются на всех форумах. По-моему, в таких обсуждениях есть несколько странных моментов: 1. Люди толкуют сутры, не говоря о том, чьими комментариями они пользуются. Это все равно как обсуждать что-то, не договорившись о терминологии и системе отсчета. Потому что комментарии Вьясы отличаются от комментариев Свами Сатьянанды Сарасвати, а ком. Мишры отличаются от комментариев Дешикачара, ком. Вивеканады от ком. Кришнамачарьи. Чтобы что-то обсуждать, нужна единообразная терминология и система отсчета. 2. Зачем люди обсуждают ЧВН ( я про тот форум), если они пока ничего об этом не знают, только думают, что знают, или воображают, что знают. Какой смысл придираться к словам и пыжиться, если за называнием слов пока ничего не стоит, если это пока только слова. Которые ничего не проясняют, пока не появится -- если появится -- какой-то мало-мальский опыт. Я не про, что не надо обсуждать, и не про то, что не надо читать. Напротив! Просто это само по себе отвлекает от внутренней работы, и переносит акценты на показательные выступления интеллекта. Но он то тут как раз не при делах.
Да, полностью согласен и по поводу единой системы отсчета, и по поводу говорения умных слов без понимания сути. НО. Тут есть два интересных момента (в таких обсуждениях):
1. Если обстрагироваться от эмоциональной составляющей (для этого лучше форум только читать, не отписывая свое мнение))), и читать внимательно, то можно найти ниточки понимания, интересные ссылки и толкования.
2. Весело глянуть со стороны на себя - тоже ведь частенько спорим, доказываю, имея только часть картинки.
По поводу интелекта, хоть и в скользь Вы упомянули, но кажется на форуме указанном проозвучали хорошие слова - интелект не враг на пути, а инструмент и союзник. Я тоже так думаю, но как сделать и з него настоещего друга, не мещающего, но подсобляющего, еще не знаю)))
а квант квант заходил... хотел че то написать... а потом забыл что хотел.. улыбнулся и присел отдохнуть...)
провалы в памяти очень полезны для медитаторов)
"знающий не говорит, говорящий не знает"- это не о тайнах каких то. Это о том что если вы получили опыт, то вам не о чем говорить, а если не получили, то как признак не достижения охотно обсуждаете сопутствующие феномены.
Что-то подобное есть в умении езды на велике. Получили опыт равновесия. И можете его в любой момент повторить. Но не можете объяснить или передать словами. Хотя можете показать подводящие упражнения. САМИ ПО СЕБЕ ЦЕЛЬЮ НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ. Тут, то же самое. С той разницей, что кое что, может быть передано и сразу. Но не всеми и не каждому и не словами разумеется.
Относительно йоги как системы упражнений, будь то положения, или дыхания, то чем проще, на мой взгляд, тем лучше. Эта система не нуждается в многомудром мозгазасирании. Потому как говорящий априори сам пока не совсем знает, о чем говорит. Тут же многомудро как то и многогигово, но что еще хуже, скорее всего даже не смешно. Ну его, вообщем.
max_moriz Говоря проще, Агапкина вы качать не будете ... А между прочим, там часто смеются... "Большой вес" Агапкина вас не оправдывает... Вон, Калабина некоторые нелюбители "кетайских штанов", родных пейзажей, и мужчин как класса, отказывались качать даже в наилегчайшем весе (300 мб). А насчет "многомудрого мозгазасирания" -- это да, зачем простому практикующему без опыта априори знать какие физиологические, регуляторные, нервные, эндокринные и дыхательные процессы происходят в его организме во время практики йоги, и почему последовательность шагов в технологии йоги не случайна..."знающий -- не говорит, говорящий-- не знает" (тсс). Ни к чему это. Лучше покататься на велосипеде, для здоровья куда полезнее... Спасибо за ваш коммент.
inna279 качать Агапкина не будем, его уже по телевизору показывают. Он похож на хорошего администратора, маркетолога, организатора, но при чем здесь йога? Полезность велосипеда.. а точно на нем полезно кататься? я вот не уверен. Вроде бы бегать хорошо, но колени разбиваются, ахилит может возникнуть, воздух в городе грязный и куда в итоге прибежишь не понятно. Дальше то что? И если разбирать теоретические вопросы, намного эффективнее прочитать книжку, с комментариями, например, Сарасвати.
Kwass Телевизор - это хорошо. Жалко, не смотрю. И "Прадипика" в интерпретации Сидерского "каким должен быть йог" -- тоже хорошо. Хотя даже у Матсьендранатха могут возникнуть сложности с соответствием этому образу.
Цитата:
Дальше то что?
А дальше, наверное, сами -- без телевизора, без велосипеда, без комментариев Сарасвати Агапкина. Под колени, если разбиты, подушечки. Больной ахилл - под компресс с бальзамом "от Лаппы". От одних иллюзий к другим. Я же не продвигаю продукт на рынок, правда? Или может быть у вас есть какие-то сомнения? Скачаете -- хорошо. Нет -- тоже хорошо. Просто мне, например, очень помогает понимание роли некоторых процессов в нашей психической деятельности (частичное и упрощенное, конечно) и роли, которую играют нервная, эндокринная, ферментативная и пр. пр. системы в создании многих иллюзий нашего ума при "работе с сознанием". Все же полезно иногда знать как причудливо работает человеческий мозг, чтобы не обольщаться и не принимать желаемое за действительность...
А воздух -- так это такая странная штука, иногда мысли от грязи подчистишь -- и солнце вдруг светить начинает, и воздух как-то вдруг чище вокруг становится. Хотя, это, конечно, случайные совпадения. Интересная штука торрент. Неужели и я вправду в ответе за тех, кого раздаю?
Прошу взять меня в младшие ученики. Бодхичитта большая редкость и сколько я не бьюсь - не растет. А тут прямая передача "тайных знаний"...
Цитата:
иногда мысли от грязи подчистишь -- и солнце вдруг светить начинает, и воздух как-то вдруг чище вокруг становится. Хотя, это, конечно, случайные совпадения.
Kwass Интересная штука торрент. Неужели и я вправду в ответе за тех, кого раздаю?
И особенно интересный раздел Йога. Что здесь только не встретишь, в смысле, каков диапазон предлагаемого, от армии однояйцевых американских тёток показывающих клонированный сурья-намаскар до глубоко интегрированного в традицию бородатого кундала (с уважением) посвящающий в глубины натхов, а также файлов-призраков Сида, от Айенгара 1938 года до Джерри-йоги. Калейдоскоп, прямо как в жизни.
inna279
гыгы улыбаюсь...
вы в о твете за те образы которые вы тут создаете... а не за тех кого раздаете... а тому .....умку я тож хотел что то написать... но опять сморило.
а вас не сморило... это ваш путь
Agapkin Yoga? Хорошо звучит! Еще один в бесконечном ряду римейков Патанджали...
Как там у Жванецкого? - Заводу имени Нептуну...
А вот по программному заявлению можно пару слов сказать.
Вот основное из речи Агапкина:
"В использовании вспомогательных средств в йоге нет ничего нового. Легендарный текст «Йога-курунта», на который часто ссылаются ученики Т. Кришнамачарьи, собственно и содержал информацию об использовании того, что сейчас называют пропсами, а традиционно – курунта. Не случайно авторство этого текста приписывается риши Вимане, величайшему изобретателю древней Индии, который, согласно преданиям, создал первую модель летательного аппарата. Средневековые фрески изображают йогинов, использующих ремни для фиксации в асанах, висящих на веревочных петлях вниз головой и т.д. И это не говоря о традиции применения аушадхи, растительно-минеральных препаратов. Использование растительных анаболиков при практике асан, антигипоксантов при пранаяме, ноотропов при занятиях медитацией позволяет ускорить процесс в несколько раз. Конечно, йогины древности при практике асан применяли ашвагандху, а не ретаболил. При пранаяме употребляли сарпагандху, а не резерпин. И брахми пили при медитации, а не капельницы делали с пирацетамом. Только сути вызываемых эффектов это не меняло…
Просто за последние несколько веков наука и техника шагнули далеко вперед. Используемые нами технологии под общим название Техно-садхана®, включают в себя разделы Техно-асана®, Техно-пранаяма®, Техно-самъяма®. Они включают аппаратное и методическое обеспечение физической, дыхательной и психической тренировки. Результаты такие, что я с пониманием отнесусь к истерикам по поводу «нетрадиционности». Зависть – страшное дело. Потратить 5 лет на освоение самаконасаны и узнать, что некто добился того же за 2-3 месяца ...".
Итак - Риши Виман изобретатель древней Индии, а изображают пропсы почему-то средневековые фрески. Главная идея - ускорение освоения асан, пранаям и медитации. Вопрос "зачем?" не подымается. О влиянии на здоровье всех этих "ускорений" - ни слова. Обещают все здесь, сейчас и с наилучшим результатом.
То, что якобы ТРАДИЦИОННО применялись в йоге анаболики (хоть и с оговоркой "растительные"), антигипоксанты и ноотропы - вранье. Нет об этом ни слова у Патанджали, Вьясы и прочих коментаторов ТРАДИЦИОННОЙ йоги.
Агапкин-йога замешана на фармацевтике, несметном количестве пропсов и смеси наиболее маргинальных средневековых псевдойоговских текстов, в которых черт ногу сломит. Когда эта "метода" отстоится - Сид со своей Y23 покажется детским садом. Потому как он вешает на уши людям лапшу эзотерическую вкупе со сверхнагрузками, а агапкинцы будут сносить народу крышу чистой химией. И там зомбирование будет покрепче.
Осталось подождать и поглядеть. Как там? По плодам их узнаете их...
Dimoroi респект и уважуха,не за саму информацию, а за то, что поделились ею! Вот так и должна строиться дисскусия, ведущая к истине - без мордобоя, только аргументы.
ПыЗы. Оставьте Инночку в покое, отличный, замечательный человек, она дает ВАМ информацию, и ВАМ решать, что, куда и стоит ли применять. Проблема выбора лучше, чем проблема вакуума информации! Мое ИМХО!