- Джон Коннор - · 21-Июн-09 12:06(15 лет 4 месяца назад, ред. 28-Авг-09 19:58)
БлокпостГод выпуска: 1998 Жанр: драма, военный Продолжительность: 01:31:01 Режиссер: Александр Рогожкин В ролях: Андрей Краско, Роман Романцов, Кирилл Ульянов, Иван Травяников-Диденко, Денис Кириллов, Егор Томошевский, Денис Моисеев, Юрий Григорьев, Александр Иванов, Анастасия Ражук, Маргарита Бычкова, Зоя Буряк, Сергей Гусинский, Алексей Булдаков, Александр Тютрюмов, Марат (Мурат) Кукан, Владимир Ткаченко, Разиет Кемечева, Хайди Холлинджер, Александр Большаков Описание: Время действия — 1996 год. Место действия — Северный Кавказ. Территория войны. Хотя на экране войны почти нет. Просто солдатские будни. Просто ежедневный быт одного подразделения российской армии. Просто в каком-то горном ауле была так называемая «зачистка», в ходе которой взорвалась мина, и погиб пацан-калека, и теперь взвод, проводивший «зачистку», отправлен начальством на отдаленный блокпост, чтобы уберечь солдат от мести со стороны жителей того самого горного аула. Парни в военной форме ждут, когда «где-то там» улягутся страсти, а пока спят, едят, курят "травку", по очереди спят с девчонкой, за услуги которой расплачиваются патронами. Патронами, которые, совершив закономерный круговорот, окажутся в стволе снайперской винтовки неуловимого стрелка-одиночки, постоянно и неусыпно наблюдающего за блокпостом…
Рецензия с Кинопоиска
Военно-патриотический психоз, порой охватывающий отнюдь не воинственных коммунистов старой закалки, которые тоскуют об эпохе, «когда все нас боялись», но и совсем юных парней, видимо, не доигравших в игру «Зарница» (а то и не заставших её) или в какую-нибудь иную современную компьютерную «стрелялку», заставляет предположить наличие в них не столько природной агрессивности, сколько не выявленной и не сублимированной энергии. Юноши рвутся на войну — хотя одновременно немало призывников «косят от армии». Ветераны-афганцы (а теперь ещё и участники войны в Чечне) кроют последними словами ту власть, которая их послала на бессмысленную бойню — но разве были у нас, как в Америке 60-х, нередкие случаи демонстративного сожжения повесток?! Хочется понять тех, кто пошёл воевать — ни возненавидеть их, ни превознести до небес, а именно почувствовать, уловить, «проинтуичить»: что же такого неведомо привлекательного и манящего есть в «пейзаже во время битвы»?! «Блокпост» начинаешь смотреть не без заведомого раздражения — неужто предстоит пройти ещё одно «Чистилище», тем более что среди продюсеров значится имя Константина Эрнста, руководителя единственного телеканала, которому хватило цинизма и пошлости, чтобы показать редкостный образчик нахально-самодеятельного кино, который был сотворён Александром Невзоровым, давно амбициозно желавшим превратить свои «600 секунд» в «600 веков». Прежде всего, не хотелось лицезреть очередную просветительскую агитку — не важно, с каким знаком и пафосом. И первые сцены картины Александра Рогожкина тоже настораживают, потому что в них поневоле видится желание патриотично и даже по-отечески поддержать этих молодых парней, преимущественно городских, которые оказались вдали от дома, воюют неизвестно за что, да и война какая-то странная — непонятно с кем и непривычно как. То есть не передовая с чётко ощущаемой линией фронта, а будто засада в тылу врага, хотя воины обязаны в открытую выполнять свою функцию «проверки на дорогах», пусть и трудно отличить мирного жителя (и даже юную жительницу!) от опасного потенциального противника, настоящего профессионала своего «убийственного дела». Если уж искать знакомую аналогию, то из бесконечной (и чего греха таить — чаще всего профанирующей эту тему) серии фильмов о Великой Отечественной войне надо бы вспомнить вовсе не ленты о диверсионных группах разведчиков или отрядах партизан, которые устраивают рейды вдали от передовой, а (как это ни оскорбительно) представить себе ненавистных фашистов, охраняющих какой-либо пост на просёлочной дороге где-нибудь на Брянщине. Ведь «тоже люди», говоря словами толстовского героя, натурального пацифиста. Их также послали на войну — ну, не из Москвы и Питера, а из Берлина и Гамбурга. И разве они не хотели просто выжить, по-своему не приспосабливались к нелёгким для себя условиям в чужой стране? Почему мы готовы относиться по-человечески только к братьям по крови, вере и классу — и словно забываем вообще об антропоморфизме, когда речь заходит о врагах? Помнится, в одном из ранних фантастических произведений братьев Стругацких герой запоздало начинает страдать из-за того, что почти инстинктивно уничтожил на далёкой планете некое абсолютно не антропоморфное существо, которое вело-то себя как разумное и готовое к контакту. Вот и нам не следует ли отстраниться от ситуации противопоставления «наши — не наши», чтобы ужаснуться не только от того, через какой ад прошли российские ребята в Чечне, а, может, в большей степени — по причине открытия столь неприятной истины, что «свои» там были «чужими», как и немцы для нас во время Великой Отечественной. Другое сопоставление, которое надо сделать в отношении «Блокпоста», чтобы верно оценить его значение для отечественного кино (другое дело, что мало кто с этим согласится — куда приятнее восторгаться не лишённым фальши «Кавказским пленником» или кощунственно ставить рядом «Чистилище» и… «Апокалипсис сегодня»), это сравнение работы Александра Рогожкина с честной и беспощадной американской лентой «Военные потери» Брайана Де Пальмы. Кстати, ей по-хорошему завидовал Стивен Спилберг, называя лучшим произведением о Вьетнаме и желая снять нечто подобное по художественному, а главное — по этическому уровню, что отчасти он и осуществил почти десять лет спустя в «Спасении рядового Райана». Между прочим, картина Де Пальмы вызвала неприятие у самих ветеранов войны в Индокитае, кого не задело, кажется, ничто другое, включая залихватские боевики «Рэмбо: Первая кровь, часть II» или «Пропавшие без вести на поле боя». И дело даже не в том, что реальная история бесчинств американских солдат во Вьетнаме оскорбила патриотические чувства их многих сограждан, которым всё-таки хотелось бы верить, что парни сражались отважно и вели себя достойно по отношению к мирному населению. В «Военных потерях» очередная операция «по зачистке территории» и вообще эта война, ведущаяся в стороне от передовой, больше похожа на якобы мирную жизнь с крутыми криминальными разборками, где жить и выживать намного труднее ещё из-за того, что приходится выдавать особо провинившихся подельников органам правосудия. Конечно, в «Блокпосте» всё не так трагично и жестоко — и в качестве своеобразного «предателя» выступает генерал в исполнении Алексея Булдакова, как бы заскочивший сюда в промежутке между «Особенностями национальной охоты» и «Особенностями национальной рыбалки». Но кажущаяся анекдотичность этого случая, как и довольно весёлое времяпрепровождение молодых солдат на войне (у нас-то больше привыкли воевать на экране с хмурыми и серьёзными лицами), по причине своей будничности и житейской понятности производят впоследствии более тягостное впечатление, когда всё кончается обидно, вообще по-дурацки пролитой кровью. Беспечность и удаль оборачиваются нелепыми смертями, что, в принципе, чуть ли не в нутре (и в натуре!) немалого числа соотечественников, куда более активно и скоропостижно гибнущих на «пьяном фронте». Те, кто считает рогожкинские фильмы про «Особенности…» лишь бездумными комедиями, разошедшимися на присказки и анекдоты, видимо, не ощущают тревожной ноты, которая, разумеется, сильнее прорывается и в его трагикомических лентах «Акт» и «Жизнь с идиотом», и в поистине трагических картинах «Караул» и «Чекист». У нас всё делается наобум и взахлёб, вопреки и на авось. Как живём — так и воюем! Особенно же впопыхах и расшибая лоб, когда не знаем, на чьей мы стороне?
Спасибо!!! Отличный фильм! Не какой-то тупой боевик с "УРА"-патриотами, настоящая драма. Советую всем. Сам служил в 94-м , много схожего.
Смотрел этот фильм ещё на кассете, потом куда-то она пропала. С удовольствием посмотрю ещё раз.
Вы не найдете там кучи взрывов и перестрелок. Фильм именно о той войне, о войне где не до конца понятно кто друг, кто враг. Прекрасно показано развитие собыития о том, что произошло на самом деле и как это интерпретируют штабные следователи и враждебные, но оффициально мирные, чечены. Фильм о том мире, в котором мы живем.
Где все продаеться и покупаеться, где штабной генерал ради выслуги предает сослуживца, с котором знаком 15 лет, где следователь лейтентант с легкостью "убивает" пацана, без каких-либо угрызений совести, ведь она свою следовательскую работу выполнила как надо. Абсолютно правильные действия отряда путем жалобных криков мирных женщин, которые ненавидят российских солдат становяться преступлением и головной болью для штабов, которые сначала запуская стандартную бюрократию впоследсвии в итоге спускают дело на тормозах просто отдают на растерзание одного солдата. Фильм глубокий и очень тяжелый. Он о жизни, а не кассовых сборах за хэпи-енд. Пепсикольщикам смотреть фильм не запрещаеться, но они все равно не поймут о чем он
Фильм снят в Лабинском районе, Краснодарского края, Псибай,
На теретории вч 3219 ВВ МВД РФ 2Дон 451 Опон.
Начало фильма снят в полку, съемки в горах велись на терретории 3 батальена.
Я служил в этой части, в это время, в кадре есть боевые офицеры, контрактники, которых уже нет в живых..... Я знал их в лицо...
Фильм очень хороший.....
Спасибо за кинчик ! Для общего развития,так сказать,рекомендую!С момента выхода картины прошла уйма времени,но до сих пор под впечатлением-всё логично,с долей своеобразного юмора и без наигранных преувеличений,довольно жизненно!К просмотру-непременно!!!
25645563Фильм именно о той войне, о войне где не до конца понятно кто друг, кто враг
Вы понятия не имеете об этой войне. В ней ОЧЕНЬ чётко было ясно, кто друг и кто враг. И солдаты, вопреки мнению глупых шпаков, прекрасно знали за что сражаются.