Введение в теоретическую физику Год: 1933 Автор: Тимирязев А.К. Жанр: физика Издательство: Государственное технико-теоретическое издательство (ГТТИ) Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Количество страниц: 441 Описание: В Советском Союзе в 1920-х - начале 1930-х годов ряд физиков выступали с резкой критикой основных положений теории относительности Эйнштейна. Одним из них являлся профессор Аркадий Климентьевич Тимирязев (1880-1955) (сын известного академика и естествоиспытателя). Под его редакцией в 1922 году была переведена на русский язык и опубликована классическая работа Филиппа Ленарда "О принципе относительности, эфире, тяготении (Критика теории относительности)" [Über Relativitätsprinzip, Äther, Gravitation]. В последствие Тимирязев А.К. был зашельмован эйнштейнианцами, занявшими руководящие посты в официальной советской науке. Его теоретические опровержения специальной и общей ТО стали раритетом, так как повсеместно изымались из библиотек.
Из предисловия профессора А.К. Тимирязева к данному учебному пособию:
Предлагаемый вниманию читателя курс: «Введение в теоретическую физику» вырабатывался в течение более чем десяти лет. Строго говоря, это — не курс лекций, так как постепенно, по мере разработки самого содержания, из года в год метод преподавания изменялся, причем центр тяжести переносился все больше и больше на самостоятельную работу студентов в аудитории. План каждого занятия составлялся обыкновенно следующим образом. Лектор излагал в начале занятия основные положения изучаемого вопроса, попутно ставя вопросы всей аудитории, и на этой основе задавал для самостоятельной проработки конкретные примеры, которые тут же решались студентами с помощью лектора. Полученные результаты сообща обсуждались, причем обсуждались и отдельные промахи (конечно, анонимно) и указывались способы, как, по возможности, избежать подобных промахов в дальнейшем. В целом ряде случаев оказалось возможным даже основные положения той или другой области давать студентам для самостоятельной проработки. Тогда дело во вступительном слове ограничивалось тем, что подробно и отчетливо формулировалась поставленная задача и указывалось не самое решение, а только план, следуя которому можно придти к решению поставленной задачи. Такой метод сопряжен с большими трудностями, но он, как показал опыт, приводит к очень хорошим результатам. Даже в тех случаях, когда поставленная задача оказывается непосильной и ее приходится решать самому руководителю в форме лекции, то и тогда, как показал опыт, лекция проходит очень оживленно: к ней возбуждается особый интерес, и лектора непрерывно прерывают, задавая всевозможные вопросы, так что лекция сама собой превращается в беседу, и аудитория проявляет при этом большую активность. Причина этого вполне понятна: раз учащийся хотя бы с помощью наводящих вопросов не смог справиться с поставленной задачей и тщетно искал выхода в течение хотя бы и короткого промежутка времени, то естественно, что он с напряженным вниманием будет следить за развертывающимся решением, которого он самостоятельно найти не мог, несмотря на большое напряжение мысли.
Основная задача курса заключается в том, чтобы, по возможности, более просто, начиная с простейших примеров, научить пользоваться математикой для решения вполне определенных и конкретных задач физики. В смысле возможного упрощения математической стороны приходится делать большие усилия, особенно в первой части курса, так как обычно к моменту начала курса студентами еще как следует не усвоены элементы теории интегрирования диференциальных уравнений. Вообще, весь курс построен на сравнительно простых примерах, так как рассматриваемый курс есть курс введения в теоретическую физику. Во всяком случае, главное внимание курса сосредоточено на том, чтобы у изучающего математика не заслонила физики. Во-первых, таким образом уничтожается искусственный разрыв, к сожалению, столь часто наблюдаемый, между теоретическими вопросами физики и теми мыслями, в которые погружается физик, работающий в лаборатории, и во-вторых, у студента будет тогда менее опасности впасть в одну из основных методологических ошибок, которыми сейчас страдают даже самые выдающиеся теоретики из числа оторвавшихся от «физики, разрабатываемой в лаборатории»,— ошибку, которую Ленин с изумительной меткостью охарактеризовал тем, что у этих физиков «материя исчезает, остаются одни уравнения».
Лабораторная экспериментальная работа есть сложнейшее сочетание практики с теорией, причем при помощи умело поставленного опыта решаются такие теоретические вопросы, к которым еще нельзя подойти с помощью математики. Наоборот, модные в настоящее время теории, несмотря на блестящий математический аппарат, построены часто на старенькой методологии чистого описания, полагающей в основу всей науки метод точного и экономного описания наших «переживаний», наших «ощущений», например знаменитое положение о принципиальной ненаблюдаемости.
Вот почему, в особенности в курсе введения в теоретическую физику, необходимо на каждом шагу указывать и выявлять теснейшую связь теории и ее математической обработки с повседневной практикой того, кто работает в лаборатории, на заводе или в исследовательском институте.
Спасибо раздающему. Книга действительно интересна, но отнюдь не как критика Эйнштейна. Скорее как нечто вроде "хрестоматии" по истории физики (даже не самой физики, а, скорее, физико-математического образования). Интересно посмотреть, что понималось под теоретической физикой в начале 20 века, и как вообще учили студентов. Очень необычно (для сегодняшнего дня) построение курса: сначала изучаются колебания, затем волны, затем (после электромагнитных волн!) электромагнитное поле... В основной своей части книга вполне научна (по крайней мере, на первый взгляд, после беглого просмотра). Но когда изложение доходит до теории относительности Эйнштейна или, точнее, до попытки её критического разбора, автор начинает рассуждать, ссылаясь на нелепые идеи таких великих физиков как Энгельс и Ленин... Так что уровень "критики" теории относительности забавен - и не более того. По крайней мере, на мой взгляд.
Письмо четырёх академиков: Заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР Товарищу В. М. Молотову Москва, 11 июля 1944 года. Глубокоуважаемый Вячеслав Михайлович,
Уже в продолжение ряда лет состояние дела подготовки молодых кадров на Физическом Факультете Московского государственного университета внушает нам серьезное беспокойство. Положение, создавшееся на факультете, характеризуется тем, что вместо передовой науки там получают возможность развиваться отсталые течения, часто переходящие в лженауку. Примером последней являются работы профессоров Кастерина и Тимирязева, грубую ошибочность которых Отделение физико-математических наук Академии наук СССР в свое время разоблачило. На факультете существует почва, благоприятная для повторения подобных ошибок. Так например, сейчас происходит совершенно нелепая и нездоровая борьба против одного из наиболее прогрессивных течений нашей науки — химической кинетики академика Н. Н. Семенова. Недавно стоял вопрос о замещении кафедры теоретической физики, причем факультет избрал явно не подходящего кандидата. В то время ряд академиков обратился к Председателю Комитета по высшей школе с письмом, копию которого прилагаем. Результатом этого письма было назначение руководителем кафедры теоретической физики академика В. А. Фока — крупнейшего нашего физика-теоретика. После двух месяцев условия работы на факультете заставили его поставить вопрос об отставке. Характеристика состояния факультета дана в письме Фока, направленном им одному из нас. Копию этого письма прилагаем. В этом письме правильно и четко формулируются основные недостатки факультета, и мы все разделяем высказанные в нем взгляды. Московский университет должен быть ведущим в нашей стране. При данном же состоянии физического факультета он явно не может готовить кадры передовых физиков. Мы — академики физики физико-математического отделения Академии наук СССР считаем, что необходимы решительные меры для изменения существующего положения и просим Вас дать соответствующие указания.
1) Как неотложную меру мы считаем необходимым снятие с руководства факультетом профессора А. С. Предводителева, который хотя и является членом-корреспондентом Академии наук СССР по техническим наукам, но не может рассматриваться как представитель передовой физики;
2) Руководителем факультета следует назначить одного из ведущих советских физиков. В качестве подходящих для этой цели лиц мы можем назвать профессора И. В. Обреимова, профессора М. А. Леонтовича (оба члены-корреспонденты Академии наук СССР), академика В. А. Фока;
3) Мы считали бы желательным привлечение Отделения физико-математических наук в целом к ответственному делу реорганизации преподавания на физическом факультете Московского государственного университета. Академик-секретарь отделения физико-математических наук вице-президент академии наук СССР: Академик А. Ф. Иоффе
Академики: А. Н. Крылов, П. Л. Капица, А. И. Алиханов Когда И. В. Сталину потребовалась атомная бомба (без квантовой механики и СТО — никак), вся идеологическая муть была немедленно ликвидирована, отменена "сессия ВАСХНИЛ" по теоретической физике, — и СССР в 1949 г. получил "изделие".
"Практика — критерий истины" К. Маркс
60795395В основной своей части книга вполне научна (по крайней мере, на первый взгляд, после беглого просмотра). Но когда изложение доходит до теории относительности Эйнштейна или, точнее, до попытки её критического разбора, автор начинает рассуждать, ссылаясь на нелепые идеи таких великих физиков как Энгельс и Ленин... Так что уровень "критики" теории относительности забавен - и не более того. По крайней мере, на мой взгляд.
Бриллюэн Л.Н. - Новый взгляд на теорию относительности (1972), стр. 28 писал(а):
Общая теория относительности — блестящий пример великолепной математической теории, построенной на песке и ведущей к все большему нагромождению математики в космологии (типичный пример научной фантастики)
На сегодняшний день существует куда более фундаментальная критика ТО
Из списка имён критиков Эйнштейна, который Вы приводите, уверенно причислить к физикам можно лишь Бриллюэна. Остальные, как мне кажется, "погулять вышли". То есть, обратить на себя внимание.
Но дело, конечно, не в этом. Может быть, среди них и есть неопознанный пока гений (говорю серьёзно, без всякой иронии). И может быть, почти все физики окажутся неправы, а кто-то из них прав. Очень маловероятно, но, в принципе, возможно.
Дело в другом. А именно: ЧТО ОНИ ПРЕДЛАГАЮТ ВЗАМЕН теории относительности? Есть ли у них своя теория, которая более адекватна реальности? Если Вы читали те книги, список которых приводите, и разобрались в них, то ответьте, пожалуйста, хотя бы лишь на этот вопрос. А если можете, то более развёрнуто: в чём суть их теории?
Спрашиваю потому, что сам читать большинство этих книг наверняка не буду. Не из пренебрежения, а исходя из своего опыта. Два-три раза я раскрывал книги "альтернативщиков". И остался в убеждении, что их авторы просто ничего не поняли в теории относительности. А критиковать то, что не понимаешь, как минимум, некорректно.
Впрочем, для чтения Бриллюэна я, возможно, найду время (попозже). Это серьёзный человек. Но это не означает априори, что он прав.
Итак, вопрос: ЧТО ВЗАМЕН ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ? Есть ли для неё реальная, серьёзная альтернатива?
61536137Из списка имён критиков Эйнштейна, который Вы приводите, уверенно причислить к физикам можно лишь Бриллюэна. Остальные, как мне кажется, "погулять вышли". То есть, обратить на себя внимание.
Уверяю вас, что это не совсем так. А точнее, совсем не так.
ВладВА писал(а):
61536137Впрочем, для чтения Бриллюэна я, возможно, найду время (попозже). Это серьёзный человек.
Я бы вот, что сказал по этому поводу:
Абу-ль-Фарадж бин Харун (Григорий Иоанн Бар Эбрей) писал(а):
Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.
ВладВА писал(а):
61536137ЧТО ВЗАМЕН ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ? Есть ли для неё реальная, серьёзная альтернатива?
У любой теории существует качественная и количественная стороны. Количественная сторона ТО и КМ проработана весьма неплохо. Хотя и не без явных проблем. Что касается качественной стороны, то эти теории годятся лишь для того, чтобы топить ими печку. Почему? Очень просто: в этих теориях напрочь отсутствует понимание происходящих в природе процессов, физические механизмы которых вообще никак не раскрыты. Издержки концепции дальнодействия, знаете ли... Только почему скорость света при этом является конечной величиной - совершенно неясно, ибо согласно концепции дальнодействия она обязана быть бесконечно большой. Ну да ладно. Что касается очень качественной теории с пока ещё слабо проработанной количественной стороной, то ею является эфиродинамика Ацюковского. Поэтому, если вас интересуют просто цифры, используйте КМ и ТО, а если вас более интересует понимание происходящих во Вселенной процессов, то... Ацюковский В.А. — Начала эфиродинамического естествознания [2009, 2010, PDF, RUS]
и Лекции Ацюковского В.А. по эфиродинамике (Любительская съёмка) [2000 г., Лекции, VHSRip] Полагаю, я ответил на ваш вопрос.
Очень просто: в этих теориях напрочь отсутствует понимание происходящих в природе процессов
А почему Вы думаете, будто объективно существующий мир должен "прогибаться" под наши представления о нём? Может быть, правильнее было бы нам пытаться понять мир таким, какой он есть на самом деле? Вы ведь признаёте, что
Цитата:
Количественная сторона ТО и КМ проработана весьма неплохо
А это означает, что они прекрасно согласуются с реальностью и, как минимум, лишь в этом смысле адекватны ей.
Цитата:
Что касается очень качественной теории с пока ещё слабо проработанной количественной стороной, то ею является эфиродинамика Ацюковского.
Так вот как раз чисто качественная "физическая теория", не владеющая математическим аппаратом, - куда более подходящий материал для растопки печки.
Резюме:
61555122А почему Вы думаете, будто объективно существующий мир должен "прогибаться" под наши представления о нём? Может быть, правильнее было бы нам пытаться понять мир таким, какой он есть на самом деле?
Что вы! Я именно это и утверждаю при каждом удобном случае. И постоянно задаю вопрос: почему реальный мир должен "прогибаться" под представления оч.умевших математиков, возомнивших себя физиками и отринувшими научный метод, вооружившись методом аксиоматическим и заявляя, что "аксиоматическая основа физики должна быть свободно изобретена"? Да это же идеализм и религия в чистом виде!
ВладВА писал(а):
61555122А это означает, что они прекрасно согласуются с реальностью и, как минимум, лишь в этом смысле адекватны ей.
Два плюс два равно четыре потому, что на то Воля Божия. Следовательно, Бог существует. Примерно так, да?
Что вы! Я именно это и утверждаю при каждом удобном случае.
Ну что же, хоть в чём-то мы с Вами согласны. Уже хорошо.
Цитата:
Два плюс два равно четыре потому, что на то Воля Божия. Следовательно, Бог существует. Примерно так, да?
Если честно, ничего не понял.
Если Вас интересует моё отношение к религии, отвечаю: мне она безразлична.
Что касается того факта, что два плюс два равно четырём, то его действительно можно ДОКАЗАТЬ, как это принято в математике. Чисто формально, опираясь на аксиомы Пеано. Но обсуждать это здесь, по-моему, излишне.
Количественная сторона ТО и КМ проработана весьма неплохо
А это означает, что они прекрасно согласуются с реальностью и, как минимум, лишь в этом смысле адекватны ей.
Поясняю. Если что-то проработано количественно, без понимания сути, то грош цена этим знаниям с точки зрения фундаментальной науки. Существует множество математических задач, которые не могут быть решены в аналитической форме, но при этом прекрасно решаются численно - количественно, но не качественно. Качественное решение - это общее решение, из которого можно получить более частные, "прикладные" решения путём редуцирования, основанном на понимании сути. Однако в физике всё ещё сложнее: там даже качественное математическое решение далеко не всегда является таковым с физической точки зрения до тех пор, пока не ясен сам механизм физического явления. Яркий пример:
Царёв В.А. писал(а):
Немного о "поперечной" физике. Академическая наука запрещает "вечный двигатель" в замкнутой системе, поэтому альтернативная физика расширяет систему до незамкнутой, за счет привлечения такого понятия, как эфир. Официальная наука его не признает. Такое положение сложилось в начале XX века, когда теория дальнодействия утвердила себя на троне естествознания, а низвергнутая теория близкодействия была вынуждена отступить более чем на сто лет. Результат известен всем физикам мира - сейчас вместо физики торжествует математика, с ее абстрактными понятиями "точка", "вектор", "сила", "поле"... Никто не говорит, что математика не нужна, но ее главная роль состоит в количественном описании естественных процессов. Теперь же абстрактные математические модели изучаются, как реальные физические системы. И на их основе строятся еще более изощренные модели, выдаваемые за реальность. Ситуация, аналогична той, когда "Моська водит слона". Подмену реальной физики математической абстракцией можно увидеть на "простом" примере одномерного колебания струны. Для него математика выдает хорошо известное волновое уравнение:Решения этого уравнения – гармонические функции координаты и времени. Вопрос только в том, что моделируется такими функциями. Общепринято выбирать в этом качестве координату положения струны Y = u(x,t). А есть ли физика за таким выбором? Так ли интересно знать координату Y участка струны в какой-то момент времени? Математика на эти вопросы не даст ответа, ей все равно, что выражается такой функцией. Только физик обязан принять правильное решение. А зачем физику нужно знать положение участка струны? Так ли важно для него, что "моментальный снимок" колебаний струны выглядит как синусоида? Так ли важна внешняя форма? Здравомыслящий человек, не задумываясь, ответит, что важна не форма, а содержание. К сожалению, математик решил иначе – у него на первом месте оказалась форма. Отсюда "торчат ноги поперечности" в электромагнитной теории. Именно математическое поперечное решение трехмерного волнового уравнения (внешняя форма) и приводит нас в мир "электромагнетизма" с его абстрактными "полями". Вы можете спросить, а что же еще можно выразить гармонической функцией? А хотя бы распределение плотности материала струны (p) вдоль ее оси: p = u(x,t). Теперь "моментальный снимок" плотности будет изображен синусоидой. А это значит, что на всем протяжении струны существует синусоидальное распределение "сжатий" и "разряжений". Но это уже продольное решение того же волнового уравнения. Постарайтесь теперь непредвзято ответить на вопрос: какое решение имеет физический смысл: поперечное или продольное? Возникает вопрос: если продольные решения волнового уравнения несут физический смысл, а поперечные решения отображают только форму процесса, то почему в электродинамике основной упор сделан на "поперечность"? Ответ прост. Если вводить продольное решение, то оно должно отображать свойство (например, плотность) "чего-то", в чем происходит волновой процесс. Но в теории дальнодействия нет "чего-то", что может иметь плотность и переносить колебания, а абстрактные "поля" выдержат и не такие надругательства над здравым смыслом. Теория близкодействия же, роль "чего-то" предлагает передать мировому эфиру. Именно он выступает несущей основой волновых процессов.
ВладВА писал(а):
61593955Что касается того факта, что два плюс два равно четырём, то его действительно можно ДОКАЗАТЬ, как это принято в математике.
А хотите, я вам докажу, что 2+2=8? Доказываю. Пусть оператор "+" означает удвоенную суммы слагаемых. Следовательно, 2+2=8, что и требовалось доказать. Поэтому математика со своим аксиоматическим методом чрезвычайно опасна для физики, если используется не по своему назначению. Если вы знаете, в физике используется научный метод, критерием истинности в котором является эксперимент, а не математическое доказательство. Математика подобна топору: при помощи топора можно нарубить дров и спасти человека от обморожения и смерти, можно зарубить человека на смерть. Так и математика: если она используется как наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира, изучением которого занимается физика, то всё в порядке. Но если математика начинает использоваться для "изобретения аксиоматической основы теоретической физики", то физика обречена. Наука обречена. Человечество обречено, изучая не природу, а чьи-то бурные фантазии, оформленные в виде научной фантастики, именуемой "современной физикой".
Бриллюэн Л.Н. – Новый взгляд на теорию относительности (1972), стр. 28 писал(а):
Общая теория относительности — блестящий пример великолепной математической теории, построенной на песке и ведущей к все большему нагромождению математики в космологии (типичный пример научной фантастики).
Если что-то проработано количественно, без понимания сути, то грош цена этим знаниям с точки зрения фундаментальной науки.
Вы ошибаетесь. Серьёзная наука, как правило (а может быть, даже всегда), начинается с накопления фактического материала, выявления закономерностей, в том числе количественных. Так что "грош цена" - чересчур сильно сказано.
Физическое понимание и физическая интуиция сегодня не могут идти в отрыве от серьёзного математического образования. Спорить на эту тему даже скучно.
Цитата:
А хотите, я вам докажу, что 2+2=8? Доказываю. Пусть оператор "+" означает удвоенную суммы слагаемых. Следовательно, 2+2=8, что и требовалось доказать.
Не надо паясничать. Это "доказательство" того, что Ваше уравнение справедливо, скажем так, чисто графически, но отнюдь не содержательно. Построено Ваше "доказательство" на том, что вы произвольно меняете смысл общепринятых обозначений, а затем, УМАЛЧИВАЯ ОБ ЭТОМ ФАКТЕ, предлагаете принять "доказательство".
То, что 2+2=4, доказывается по-настоящему, без кривлянья. Я могу привести это доказательство, если интересно. Но, по-моему, Вы озабочены другим - опровергнуть Эйнштейна. Что ж, валяйте. Может быть, и вправду у Вас что-то получится. Только мне очень трудно поверить в это.
61595043Suveren-UA, теперь Вы чрезмерно эмоциональны.
Это лишь видимость.
ВладВА писал(а):
61595043Серьёзная наука
К сожалению, я не нашёл в словарях определение данному термину (понятию), поэтому понятия не имею, о чём идёт речь.
ВладВА писал(а):
61595043Физическое понимание и физическая интуиция сегодня не могут идти в отрыве от серьёзного математического образования.
Вот и вам о том же: на сегодняшний день "серьёзное математическое образование" ушло в такой отрыв от физического понимания и физической интуиции, что вряд ли представляется возможным привести их во взаимно однозначное соответствие в рамках официальной науки и системы образования.
ВладВА писал(а):
61595043Не надо паясничать. Это "доказательство" того, что Ваше уравнение справедливо, скажем так, чисто графически, но отнюдь не содержательно. Построено Ваше "доказательство" на том, что вы произвольно меняете смысл общепринятых обозначений, а затем, УМАЛЧИВАЯ ОБ ЭТОМ ФАКТЕ, предлагаете принять "доказательство".
Что за глупости? Я ни о чём не умалчиваю, а прямо и чётко постулирую, используя аксиоматический метод, то, что оператор "+" олицетворяет собой удвоенное суммирование слагаемых. Что тут неясного-то?
ВладВА писал(а):
61595043Но, по-моему, Вы озабочены другим - опровергнуть Эйнштейна. Что ж, валяйте. Может быть, и вправду у Вас что-то получится.
Боюсь, что это вам придётся опровергать Эйнштейна:
А. Эйнштейн писал(а):
Единственное, что мешает мне учиться, — это полученное мной образование. Законы математики, имеющие какое-либо отношение к реальному миру, ненадёжны; а надёжные математические законы не имеют отношения к реальному миру. Здравый смысл — это сумма предубеждений, приобретённых до восемнадцатилетнего возраста. Математика — наиболее совершенный способ водить самого себя за нос. Мир невозможно удержать силой. Его можно лишь достичь пониманием. Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию; но достаточно одного эксперимента, чтобы её опровергнуть. Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает почему! Учёный всё равно что мимоза, когда замечает свою ошибку, и рычащий лев — когда обнаруживает чужую ошибку.
Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь? Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.
Что за глупости? Я ни о чём не умалчиваю, а прямо и чётко постулирую, используя аксиоматический метод, то, что оператор "+" олицетворяет собой удвоенное суммирование слагаемых. Что тут неясного-то?
Неясно тогда, в чём "фокус", и кого Вы собираетесь этим удивить. Если Вы чётко постулируете это, то Ваше равенство - лишь другая форма записи равенства
2*(2+2)=8.
А кто с этим спорил?
Цитата:
Боюсь, что это вам придётся опровергать Эйнштейна:
Вы делаете вид, что не понимаете моих слов? Ну, что ж, выражусь иначе: Вы хотите опровергнуть теорию относительности. Что касается цитат из Эйнштейна - они красивы, не спорю. Но не думаю, что их следует понимать совершенно буквально. Впрочем, как их понимаете Вы - целиком Ваше дело.
61595248Неясно тогда, в чём "фокус", и кого Вы собираетесь этим удивить. Если Вы чётко постулируете это, то Ваше равенство - лишь другая форма записи равенства
2*(2+2)=8.
А кто с этим спорил?
Нет никакого фокуса. Есть демонстрация того, как при помощи аксиоматического метода можно напостулировать ВСЁ, ЧТО УГОДНО, а потом начать сортировать факты под новоиспечённую "теорию".
ВладВА писал(а):
61595248Вы делаете вид, что не понимаете моих слов? Ну, что ж, выражусь иначе: Вы хотите опровергнуть теорию относительности.
Честно говоря, особого смысла в этом не вижу, т.к. до меня это сделали куча авторов десятков и даже сотен книг по критике и разоблачению теории относительности. Вы можете сказать, что среди этих книг много мусора, однако есть и "пятёрка лучших", не оставляющих от ТО камня на камне. Лично для меня абсурдность ТО - прописная истина, а доказываю я это лишь потому, что мне это нравится. Научные баталии, знаете ли.
ВладВА писал(а):
61595248Что касается цитат из Эйнштейна - они красивы, не спорю. Но не думаю, что их следует понимать совершенно буквально.
Особенно эту:
Suveren-UA писал(а):
61595196Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь?
где Эйнштейн говорит об эфире. Во всех остальных цитатах, как я это вижу, Эйнштейн имеет ввиду именно то, что там написано.
Suveren-UA
Забавно, но рыба всю жизнь плавающая в воде нечерта о ней не знает. Даже, что она существует. Факт её существования рыба не осознаёт, даже задыхаясь, будучи вытащеной на берег.
СТО и ОТО конечно полный бред.
Вот вам авторитетный анти-релятивист (кроме Менделеева, Циолковского, Логунова и тысяч других) если книжек не читаете: https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4616330 А.А. Денисов — автор более 300 работ, в том числе 6 учебников, более 40 монографий, а также многочисленных брошюр и учебно-методических пособий. Автор 80 авторских свидетельств и 8 патентов. Подготовил 30 кандидатов и 7 докторов наук.
Во время работы в Ленинградском политехническом институте провёл основополагающие исследования по созданию техники непосредственной связи по управлению, разработаны разнообразные устройства (генераторы, преобразователи, расходомеры), включая ЭГД-генераторы высокого напряжения для скоростных летательных аппаратов, управляющие устройства и преобразователи скорости жидкостей и газов, отличительной особенностью которых является полное отсутствие подвижных деталей и узлов, что делает их нечувствительными к большим ускорениям и радиации. Ряд разработанных устройств использовались в работах ЦАГИ, ИПУ РАН, ПКБ АСУ и ряда организаций оборонного комплекса. Что полезного сделал хоть один теоретик-релятивист ??? - НИ-ЧЕ-ГО ! П.С. СТО к ядерной программе СССР не имеет никакого отношения. E=mc2 - формула Умова.
Sergeyfr47,
за это сочинение Ваша учительница литературы, скорее всего, поставит Вам "двойку". Хотите оценку повыше - перепишите его "с нуля". И лучше всего на ту тему, которая Вам знакома. Иначе шансов практически нет.
Это Википедия, детка ! Сделайте паузу 5 мин. Скачайте книжку:
Эйнштейн А. О принципе относительности и его следствиях // Сборник научных трудов: В 4 т. - М., 1965. -Том 1 - с. 104.
Стр. 104, формула зависимости температуры от скорости, которая даёт +1 °C в покое для воды (т. е. она жидкость) и -1 °C (т. е. она твёрдый лёд) при движении воды со скоростью V = 25632 км/сек. Вам товарищ из той системы (где вода движется относительно вас с V = 25632 км/сек) кричит:
- Эй, дружище, сбавь скорость, а то ты мне уже всю воду тут заморозил ! Смешно, а ведь торжество маразма ...
Sergeyfr47,
хотите увидеть детку - гляньте в зеркало.
Ваши аргументы по-детски наивны.
По поводу температуры - я уже пытался объяснить таким как Вы "ниспровергателям", но потом махнул рукой. Вот Вам ещё один пост. Однако специально для Вас повторять все свои аргументы мне лень. Захотите - найдёте сами в подобных темах. Не захотите - не надо.
Только один совет: прежде чем что-то пытаться критиковать, постарайтесь для начала разобраться в "оспариваемом" Вами вопросе. Потому что Вам кажется: смешно, а на самом деле - печально. Я уже пытался объяснить таким вот мудрецам, как Вы, готовым с ходу всё опровергнуть: вы критикуете не ТО, а лишь собственные представления о ней. Чтобы критиковать ТО, её нужно хотя бы чуть-чуть понимать. А уж когда пытаются "развенчивать" ТО (или лично Эйнштейна) люди, далёкие от физики, - это и есть "маразм", если выражаться по-Вашему.
Ага, читал немного ваши споры.
Вот вы говорите "Ведь кинетическая энергия каждой молекулы зависит от выбора СО! Думаю, не спорите?"
и это верно, НО температура определяется через СРЕДНЮЮ кинетическую "Температура - мера средней кинетической энергии частиц (молекул)" Когда мы вычисляем средние величины то постоянные составляющие (как скорость относительно другой ИСО) исчезают, поэтому Температура - это инвариант относительно преобразований Галилея, или проще говоря не зависит от скорости системы (в классической физике естественно). Вот вам ваша ошибка номер 1.
Температура - это инвариант относительно преобразований Галилея
Чепуха. Разберитесь для начала сами в этом вопросе, не смешите людей. P.S. Кстати, и по этому поводу у меня был пример. Я писал ранее:
Цитата:
Представим себе термометр, находящийся в холодном газе. Он «показывает» свою температуру, которая практически совпадает с температурой газа.
Теперь приведём его в быстрое движение относительно газа. Он станет показывать более высокую температуру, хотя по-прежнему находится в «своей» СО. Почему? Да по той же причине, по которой раскаляются метеориты, влетевшие в атмосферу, — из-за вязкого трения.
А можно сказать и иначе: в «его» СО другая температура окружающего газа. Понять это очень легко. Представьте себе, что газ настолько холодный, что скоростями теплового движения его молекул (по сравнению со скоростью термометра) можно пренебречь. Тогда в СО, связанной с термометром, эти молекулы, напротив, движутся весьма быстро, а значит, газ имеет другую температуру.
То есть, вы утверждаете что с увеличением скорости Т понижается. Ну тогда начнём-с
1) "Термодинамически равновесное состояние газа, например, в отсутствие внешних силовых полей полностью
определяется его массой, химической природой, давлением и температурой." Сивухин. 2) "Первое начало термодинамики выражает принцип сохранения
энергии для тех макроскопических явлений, в которых одним из существенных параметров, определяющих состояние тел, является температура. " Сивухин. Стакан с водой охладился, вопрос а что тогда нагрелось ? (Понятно что энтропия возрастает).
Или энергия не сохраняется как и масса в законе увеличения массы в СТО ? 3) "Таким образом, при более глубоком рассмотрении общая теория относительности (ОТО) оказывается несовместной с фундаментальными законами природы — законами сохранения энергии, импульса и момента количества движения… Ни в макро-, ни в микромире пока нет ни одного экспериментального указания, прямо или косвенно ставящего под сомнение справедливость этих законов." - академик Логунов ("папа" российских гравитационистов, автор РТГ). 4) С точки зрения наблюдателя в движущейся системе имеем - его стакан с водой с Т = +1 °C, а вот у неподвижного наблюдателя стакан с Т = -1 °C.
Как ? Ведь только что было наоборот ? Или системы неравноправны ? А как тогда первый постулат СТО ? Что делать ? Шеф, всё пропало ! 5) Вводим третью систему отсчета, которая движется относительно первых двух ...
Получаем очередную дозу неразрешимых противоречий.
Продолжать ?
То есть, вы утверждаете что с увеличением скорости Т понижается.
Где я такое утверждал? Кажется, Вы ничего не поняли. Или не стали читать посты, ссылки на которые я давал.
Цитата:
Ну тогда начнём-с
Начинайте. И для начала разберитесь в понятиях. Ответьте себе чётко на вопрос: что Вы понимаете под температурой? Как только Вы этот вопрос для себя проясните, Вам станет ясно и многое другое. И добрую половину Ваших аргументов Вы отмените сами.
Если хотите, я отвечу на Ваши "5 пунктов". Но я сделаю это после того, как Вы чётко изложите, что Вы понимаете под температурой. Потому что иначе получится очередной бессмысленный спор, каких здесь было уже предостаточно.
А вообще, Трекер - не самое удобное место для подобных споров. Лучше сформулируйте свой вопрос на более подходящей площадке. Лично я рекомендую dxdy. Только желательно без излишней самоуверенности - там этого не любят. Если не будете разыгрывать из себя этакого "гуру", который прозрел и видит то, что не видят несчастные физики, вообще, если станете взвешивать свои слова и аргументы, извлечёте для себя массу полезного.
Влад, можно не отвечать на всё, подумайте над номером 4, где полная симметрия а СТО выдаёт противоречивый результат.
Вот я сходил на dxdy, результат: http://dxdy.ru/post1001215.html#p1001215 2 вопроса - и бан. Прямо тоталитарная секта !!! :).
Вот тут нашёл пояснения http://www.forum.za-nauku.ru/index.php?topic=1070.0
"Посмотрите, с какой громадной скоростью деградируют проРАНовские кругляковские форумы ...
...
В чём же дело, в чём причины такой катастрофы? Ответ один. Там где науку начинают делать проходимцы, та она и заканчивается!!!" Поэтому констатирую - форум рутрекера - нормальный !!! Здесь можно равноправно обсуждать научные темы.
Модераторы - спасибо ребята !
А я уже давно продумал. Много лет назад. И этот вопрос, и ряд других. Никаких противоречий именно здесь не возникает.
Обещаю: как только Вы объясните, что понимаете под температурой, я отвечу на Ваши вопросы.
Цитата:
2 вопроса - и бан. Прямо тоталитарная секта !!!
Никто Вас не забанил. Просто фрагмент "ветки" обсуждения с Вашими вопросами отделили и отправили в Пургаторий. Здесь Вы отчасти виноваты сами. Лучше было бы не "клеить" свои вопросы к чужой теме, а начать свою тему с просьбой помочь разобраться. И при этом не давать ссылки на сомнительные сочинения, а сформулировать свои сомнения собственными словами с просьбой разъяснить, что здесь не так. Думаю, пользы было бы гораздо больше. Впрочем, так как Вас не банили, то Вы и сегодня, завтра или когда пожелаете можете это сделать. Если захотите.
Цитата:
Вот тут нашёл пояснения
О Ф.Ф. Менде я уже составил собственное представление. Его мнение в каких бы то ни было вопросах для меня мало что значит.
и так ясно что при вычислении среднего значения квадрата скорости скорость перемещения данной ИСО относительно наблюдателя войдет как со знаком + так и с - и её влияния взаимно скомпенсируются.
Ну, что ж, давайте поглядим, насколько надёжна Ваша интуиция в данном вопросе. Рассмотрим газ в состоянии термодинамического равновесия. Для этого газа среднее значение проекции скорости молекул на любое направление (в том числе на направление любой из координатных осей Ox, Oy, Oz) равно нулю, и, таким образом, среднее значение вектора скорости равно нулевому вектору (при этом, разумеется, среднее значение модуля скорости отлично от нуля!). Далее исходим из того, что скалярный квадрат вектора и квадрат его модуля совпадают. Выражение для среднего значения квадрата скорости молекул в исходной системе отсчёта (той СО, в которой средняя скорость молекул равна нулю) имеет вид
где N — общее число молекул.
Перейдём в систему отсчёта, движущуюся со скоростью V (относительно исходной СО) в любую сторону. В этой новой СО у молекул иные скорости:
«Обновлённое» среднее значение квадрата скорости молекул:
что больше прежнего значения.
Ещё нагляднее рассуждения с геометрическими образами. Попробуйте нарисовать несколько векторов, направленных различно, таких, что их сумма приблизительно равна нулевому вектору, затем прибавьте (или вычтите, безразлично) к каждому из них один и тот же фиксированный вектор. Увидите непосредственно: средняя длина векторов явно увеличится.
Чтобы этот вопрос «добить» окончательно, приведу конкретный числовой пример. Рассмотрим сильно упрощённую ситуацию: все молекулы движутся (влево или вправо) вдоль оси Ox, и в этом же направлении движется новая СО относительно старой (такой подход оправдан, поскольку поперечные скорости молекул — вдоль осей Oy, Oz — на результате всё равно не отражаются; попытайтесь убедиться в этом сами). Пусть у нас (для простоты) всего 4 молекулы, и их скорости (в некоторых единицах скорости) таковы: —6, —5, 3, 8 (в среднем 0). Среднее значение квадрата скорости равно 1/4(36+25+9+64)=33,5. Прибавим теперь ко всем скоростям, скажем, тройку. Получим величины —3, —2, 6, 11, а среднее значение квадрата скорости станет равным 1/4(9+4+36+121)=42,5, что на 9 больше прежнего результата (как и ожидалось, поскольку девять — квадрат тройки).
Полагаю, что этот вопрос теперь Вам предельно ясен, и его можно закрыть. Но прежде хочу заметить: то, что Вам представлялось «очевидным», оказалось ложным. А ведь данный вопрос несравненно проще ТО! Чего же стоит тогда подобная «интуиция» или «здравый смысл» при оценке действительно серьёзных физических теорий? На этот вопрос ответьте сами себе.
Но я Вас не просто так спрашивал о температуре. Чтобы более полно прояснить вопрос, замечу, что понятие «температура» принято относить лишь к системам, находящимся в состоянии термодинамического равновесия. То бишь, температура (в общепринятом среди физиков смысле) — параметр распределения Максвелла. И в этом смысле существует (для данной термодинамической системы) не более чем в одной системе отсчёта (связанной с центром масс этой системы). Лишь для «температуры» в более широком смысле слова — температуры как меры средней энергии движения молекул — имеют смысл приведённые выше рассуждения. О чём я вскользь говорил здесь: https://rutr.life/forum/viewtopic.php?p=62331993#62331993
Здесь же, кстати, я говорил:
Цитата:
Что касается приводимой Вами формулы Эйнштейна для преобразования температуры при переходе к новой ИСО, то смысл её, конечно, совсем в другом. Вспомните, что, согласно выводам СТО, в движущейся ИСО само время течёт медленнее. Это вполне можно интерпретировать, как замедление всех протекающих процессов, а значит, в частности, и снижение температуры.
Это и есть моей ответ по поводу «нелепости» формулы Эйнштейна для температуры.
Теперь давайте, наконец, разберём, Ваши «пять возражений».
Цитата:
1) "Термодинамически равновесное состояние газа, например, в отсутствие внешних силовых полей полностью определяется его массой, химической природой, давлением и температурой." Сивухин.
Согласен. И ЧО? Как отсюда следует неправота Эйнштейна?
Цитата:
2) "Первое начало термодинамики выражает принцип сохранения энергии для тех макроскопических явлений, в которых одним из существенных параметров, определяющих состояние тел, является температура. " Сивухин.
Стакан с водой охладился, вопрос а что тогда нагрелось ? (Понятно что энтропия возрастает).
Или энергия не сохраняется как и масса в законе увеличения массы в СТО ?
Вы путаете совершенно разные вещи: КАЖУЩЕЕСЯ изменение температуры, являющееся чисто релятивистским эффектом, с РЕАЛЬНОЙ безвозвратной потерей энергии, которая просто не имеет здесь места. И по этому поводу я приводил уже примеры. Повторюсь:
1. Можно поставить вопрос: почему при релятивистском сокращении длины стержня в нём не возникают силы упругости (согласно закону Гука)? Ответ: потому что это сокращение никак не связано с изменением длины стержня в его собственной системе отсчёта.
2. Посмотрим на упругий стержень сквозь рассеивающую линзу. Длина стержня (в нашем восприятии) уменьшилась. Почему в стержне не возникло механическое напряжение? (В комментариях, думаю, нет необходимости).
Цитата:
3) "Таким образом, при более глубоком рассмотрении общая теория относительности (ОТО) оказывается несовместной с фундаментальными законами природы — законами сохранения энергии, импульса и момента количества движения… Ни в макро-, ни в микромире пока нет ни одного экспериментального указания, прямо или косвенно ставящего под сомнение справедливость этих законов." - академик Логунов ("папа" российских гравитационистов, автор РТГ).
Личное мнение «пап» и «мам» чего угодно — не комментирую. По крайней мере, до тех пор, пока представлены лишь их умозаключения, а весь ход рассуждений опущен.
Цитата:
4) С точки зрения наблюдателя в движущейся системе имеем - его стакан с водой с Т = +1 °C, а вот у неподвижного наблюдателя стакан с Т = -1 °C.
Как ? Ведь только что было наоборот ? Или системы неравноправны ? А как тогда первый постулат СТО ? Что делать ? Шеф, всё пропало !
Только что было (и продолжает оставаться) наоборот в другой системе отсчёта. Всё это не более удивительно, чем относительность механического движения: с точки зрения наблюдателя A сам он неподвижен, а наблюдатель B движется; с точки зрения наблюдателя B дело обстоит в точности наоборот.
Цитата:
5) Вводим третью систему отсчета, которая движется относительно первых двух ...
Получаем очередную дозу неразрешимых противоречий.
Когда эта «доза противоречий» будет явно сформулирована, тогда и поговорим. Если будет настроение.
Цитата:
Продолжать ?
Как хотите. Со своей стороны я посоветовал бы Вам побольше думать самостоятельно. Тогда у Вас не будет, по крайней мере, столь поверхностных ошибок.
"Вы путаете совершенно разные вещи: КАЖУЩЕЕСЯ изменение температуры, являющееся чисто релятивистским эффектом, с РЕАЛЬНОЙ безвозвратной потерей энергии, которая просто не имеет здесь места." Это как "КАЖУЩЕЕСЯ изменение температуры" ? Что за кажущаяся температура ? Термодинамическое определение температуры одно и если эта величина изменилась, то даю вам 100 % гарантии что и средняя энергия системы изменилась. Вот пересеклись 2 наблюдателя из разных ИСО (пример 4) и быстро замеряли температуру воды друг друга.
Что покажут их термометры (лазерные допустим, бесконтактные) ?
У кого КАЖУЩЯЯСЯ температура будет больше (у того что движется или у того который покоится) ? (Формулы я попозже разберу).
Это как "КАЖУЩЕЕСЯ изменение температуры" ? Что за кажущаяся температура ?
Я подобрал такое выражение, которое на мой взгляд, наиболее точно отражает суть дела. Имея в виду: изменение температуры, вызванное не приобретением/потерей внутренней энергии, а лишь изменением "точки зрения" (системы отсчёта).
Цитата:
Вот пересеклись 2 наблюдателя из разных ИСО (пример 4) и быстро замеряли температуру воды друг друга.
Это возражение будет иметь какой-то смысл, если Вы придумаете способ выполнить подобное измерение. И чётко опишете условия проведения опыта.
Цитата:
Формулы я попозже разберу
Они, по-моему, не настолько сложны, чтобы в них не разобраться. Если всё же они вызывают у Вас затруднения, разберите хотя бы числовой пример (с четырьмя молекулами). Уж там просто негде запутаться. Вообще, попробуйте вначале осмыслить всё или почти всё сказанное. Иначе просто нет смысла продолжать о чём-то спорить.
"Имея в виду: изменение температуры, вызванное не приобретением/потерей внутренней энергии, а лишь изменением "точки зрения" (системы отсчёта)." Тогда берём систему отсчета номер 3 (которая движется относительно первых двух) и получаем что в ней "КАЖУЩЕЕСЯ изменение температуры" нашего стакана воды (система номер 2) уже другое и "КАЖУЩАЯСЯ температура" тоже другая.
То есть у нашего стакана с водой - МИЛЛИАРДЫ (а точнее бесконечное количество) "кажущихся температур" ... :).