sasikainen · 11-Ноя-12 23:43(12 лет назад, ред. 09-Окт-13 21:07)
Jimi Hendrix Blue Wild Angel , Live At The Isle Of Wight Страна: USA / UK Жанр: Psychedelic Blues Продолжительность: 02:20:03 Год выпуска: 1970 / 2002 subtitles english + russianby sasikainen 45 ЛЕТ ФЕСТИВАЛЮ В МОНТЕРЕЕ Описание: Часто пишут про выступление Джими на о.Уайт, что де-играл плохо, что де-оборудование выходило из строя и пр. раздражения. Усилители в те годы действительно часто горели и взрывались. Я считаю, это выступление выступлением настоящего артиста: После грандиозной попойки, устроенной друзьями в Лондоне по поводу открытия студии в Нью-Йорке, прямо с самолёта, в 2 часа ночи, играть, непрерывно, на ногах около трёх часов, почти всю ночь... Как Джими сам говорит спустя 2 с половиной часа игры:"Я только-что проснулся, две минуты назад, и готов сыграть вам что-нибудь из нового"
Все, его близкие, и Эрик Барретт, и Джерри Стикеллз, в один голос твердят: он светился от счастья.
Последние номера Джими играет на своей любимой гитаре, сделанной специально для него Гибсоном, чёрно-белой "Летящей Ви" с золотым звукоснимателем.
------------------------------------------------------------------------ Кати Этчингем: В июле 1970 года мы с Рэем переехали в Чизвик и поселились в небольшом уютном доме с террасой. Я научилась водить машину, поступила на работу и наслаждалась жизнью. Я блаженствовала в роли молодой жены и добропорядочной горожанки, когда месяц спустя или чуть больше не раздался звонок. Звонила Энджи.
- Я в отеле Londonderry,- в голосе чувствовалась паника,- с Джими.
- Джими здесь, в Лондоне?- удивилась я, не имея ни малейшего представления о его намерениях, ведь уже шесть месяцев мы с ним не разговаривали.
- Он здесь, и хочет выступить на фестивале на острове Уайт. Он невменяем. Кати, нам нужна твоя помощь. Он выкинул нас из спальни, заперся и не пускает нас, а там осталась вся наша одежда. Он кричит, чтобы мы убирались прочь, но мы в номере, как в ловушке. Мы все вместе веселились, но затем он, вдруг, вышвырнул нас вон. Ты единственная, кого он послушает.
Я взяла такси, доехала до Парк-Лейн и поднялась в номер. Энджи и ещё одна девушка, завёрнутые в покрывала, ждали в гостиной, похожей на потерпевший крушение самолёт. Сломанные торшеры, перевёрнутые столы, кругом битое стекло, на всём были следы гнева, думаю, Джими был здорово чем-то расстроен.
- Что случилось, Джими?- спросила я.
- Что случилось, Кати?- прогудел он, как если бы я неожиданно вернулась из магазина, где собиралась надолго засесть и произвести опустошение.
- Энджи и этой девушке нужна их одежда,- сказала я.- Они боятся войти.
- Отдай им их одежду, и выпроводи.
Я сгребла одежду и отнесла им в гостиную. Я смотрела, как они одеваются, и думала, как хорошо быть замужней женщиной. Я так далеко была от того, в каком состоянии они сейчас находились. Они ушли, а я вернулась в спальню, посмотреть, смогу ли я чем-нибудь помочь Джими. Я присела на край кровати и приложила холодное влажное полотенце к его раскалённому лбу, в надежде сбить температуру. Похоже, он здорово простудился, сопел и жаловался, что его знобит. Черты лица обострились, и кожа приобрела сероватый оттенок, он действительно заболел. Может грипп? Вспоминая прошлое, я скажу, что он страдал от, так называемых, имитационных симптомов, хотя я не вполне уверена, в чем заключалась их причина.
Я сделала всё, чтобы он успокоился и заснул. Возвращаясь домой, я чувствовала огромное облегчение, что побыла так недолго участницей произошедшего скандала, я чувствовала радость от того, что смогла чем-то ему помочь и ещё большую радость, что мои ноги уносили меня подальше от этого кошмара. Заболевшая суперзвезда, лежащая на кровати в гостиничном номере, это не тот Джими, в которого я влюбилась и которого я полюбила четыре года назад. Вся его нежность, всё его очарование растворились в наркотиках и ежедневных психических напряжениях. Его было не узнать. Murray Lerner: Удасться ли вам слиться с движением его ноги, нажимающей на вау-вау? вблизи него чувствуешь, как тебя засасывает, как вакуум, и ты не можешь вырваться, убежать Jimi Hendrix: Когда они настроены на тебя, ты это сильно чувствуешь, возникает ощущение радости, до тех пор пока, он не станут обсуждать тебя. Ощущение сразу исчезает ДИСК ИЗ СЕРИИ МОИ ПЕРЕВОДЫ В те дни когда делал перевод умер Скотт МакКензи 18 августа
книга https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4540157 ВОСЬМОЙ ДИСК ИЗ СЕРИИ МОЙ ДЖИМИ Разбивка на главы по трекам: есть Качество : DVD5 Формат: DVD video Видео кодек: MPEG2 Аудио кодек: AC3 Видео: NTSC 4:3 (720x480) VBR 3427kbps 30fps Аудио: Dolby AC3, 2 ch, 224kbps 48khz
Tracklist:
Buddy Miles...Texas
God Save The Queen
Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band
Spanish Castle Magic
All Along The Watchtower
Machine Gun
Lover Man
Freedom
Red House
Dolly Dagger
Foxey Lady
Message to Love
Ezy Rider
Purple Haze
Voodoo Child (Slight Return)
In From The Storm
Buddy Miles...Runaway Child
Обложка / Cover :
Блинчик / Яблоко:
Скриншоты меню
Скриншоты
DVDinfo
Size: 4.09 Gb ( 4 288 506 KBytes ) - DVD-5 Enabled regions: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 VTS_01 : Play Length: 02:20:03 Video: NTSC 4:3 (720x480) VBR Audio: English (Dolby AC3, 2 ch) Subtitles: Russian English Menu Video: NTSC 4:3 (720x480) VBR Auto Pan&Scan, Auto Letterboxed Menu Language Unit : Chapter (PTT) Menu Root Menu
Этот проект посвящаю Матушке Гусыне John Ronald "Mitch" Mitchell 12 ноября 2008
11
Джими Хендрикс был посланцем иных миров. Гениальный гитарист прибыл из другого времени и измерения к нам с посланием Любви, Мира и Свободы. Мне посчастливилось знать его, любить и быть ему близким другом. Возможно я сыграл какую-то небольшую роль в его судьбе. Джеймс Маршалл Хендрикс родился 27 ноября 1942 в Сиэтле, штат Вашингтон, городе с полумиллионным населением. Его отец, Джеймс Аллен Хендрикс, был вольнонаёмным садовником и в его ведении был небольшой грузовик, газонокосилка, разные шланги и ножницы для стрижки кустарника и обрезания сучьев на деревьях. Его жизнь зависела не только от погоды, но и от его сноровки и профессионального умения. Кругом было много не менее умелых и ловких садовников предлагающих меньшую цену за свои услуги. Не жизнь, а сплошная погоня за клиентами. Рискованное занятие для такого мягкого, внимательного и тактичного человека, как отец Джими Хендрикса, человека невысокого роста, но полного любви, терпения и понимания. Такое же рискованное, как семейная жизнь. Мать Джими, полнокровная индианка из племени Чероки,
12
была чуть ли не прогтивоположностью своему мужу. Както однажды Джими сказал: "Моя мать часто ссорилась с папой. Папа был очень религиозен и ограничен, а матери нравилось весело проводить время и всё время наряжаться. Она никогда не заботилась о себе и много пила. Она умерла, когда мне исполнилось десять лет, но она была по-своему нежной матерью." Так, уже в очень раннем возрасте Джими испытал чувство одиночества в доме с матерью, проводившей большую часть времени вне дома. Очень может быть, что он рассуждал именно так: мама любит меня, рада всегда меня видеть, но у неё часто бывают обстоятельства, поэтому она редко бывает дома. Он рассказывал мне: "Я был
слищком мал, чтобы понять, что происходило между моими мамой и папой - мне кажется ты понимаешь, почему у не было нежности на подушке - понял я это позже, уже после смерти матери, что иногда, если два человека не могут быть вместе, то лучшее, что они могут сделать, это расстаться." Потом были другие родители, давшие жизнь музыкальной мессии ХХ века. И ни желание менеджера, ни мановение волшебной палочки, а предначертание судьбы сделало его великим. ** *** ** Одна из его тёток описывает, как она вспоминает его малышом: "Джими был очень скромным и нерешительным, но с большим желанием постичь всё, что происходит вокруг него." Мальчиком он казался слишком мечтательным и сторонился сверстников, его не увлекали их идеалы. Он отстаивал свои убеждения и научился не бояться одиночества с ранних лет. Настоящий Стрелец. Наружностью он тоже выделялся - иронично, но за свою необыкновенно короткую стрижку. Много позже, его, преобрётшего популярность, часто спрашивали, почему у него такие длинные волосы, на что Джими отвечал: "Я думаю, что может быть я отрастил их такими
13
длиннами потому, что в детстве папа стриг меня под ощипанного цыплёнка, и все мои друзья звали меня "Скодльзкий Боб" 'Slick Bean'. Очень значительное событие, послужившее возрастанию самоуверенности Джими, произошло, когда ему было 8 лет. Каждое воскресенье он посещал Баптистскую церковь Данлэн в Сиэтле и всю неделю с нетерпение ждал момента, когда снова услышит пение церковного хора. Я помню слова Джими: "Эта музыка, казалось, поглощала меня и вела меня за собой куда-то прочь. Она пронизывала меня с головы до ног. А когда проповедник начинал обволакивать всех своим гипнотическим
волшебным распевным голосом, я просто сходил с ума". Если вам когда-нибудь приходилось бывать в баптистской церкви, вы поймёте о чём он говорил: барабаны отбивают ритм, в такт им стучат сотни ног - даже тех, кто не знает языка или пришёл туда из праздного любопытства - кргом частлиые крики и вращающиеяся тела. Всё это не поддаётся описанию. И когда. наконец, наступило это роковое воскресенье, он никак этогог не ожидал. Вот как сам Джими объяснял мне, как всегда с растерянностью и раздражением, когда приходилось вспоминать прошлое. "Они вышвырнули меня из церкви Holy Roller, мне было восемь лет! Они скакзали мне, что я несоответсвующе одет. Что ты скажешь на это?! Я шёл в полном замешательстве - проповедник сочинил целую проповедь из этог7о эпизода. Показуха и игра. И я сказал себе, пока я жив ноги моей не будет в этой церкви", Но тот музыкальный опыт, который он приобрёл при посещениир церкви не былначалом его мзыкального образования. Джими было всего три или четыре года, когда у него начал проявляться интерес к музыке. Отец подогревал его, играя на ложках и расчёске. В наши дни игра на ложках вызывает в памяти времена рабства в Америке, когда у рабов не было ничего, кроме пения духовных гимнов и слушания одноногого проповедника, рассказывающего им о светлом будущем. Но у них была сверхестественная
14
способность к музыкальным импровизциям. Басовые инструменты они делали из старых, вышедших из употребления хозяйских оловянных тазов, проделав в центре таза отверстие, в него продевали верёвку, к другому концу которой привязывали палку. Прижимая одной рукой такую струну к разным местам на палке, можно извлечь очень красивые низкие звуки. Ложки пришли из этой же импровизаторской эры. Случалось, рабы беежали с плантаций прихватив с собой что-нибудь из столового серебра, особенно ценились ложки, их отбирали по возрасту, размеру и звуку, который они могли издать. В искусных пальцах какого-нибудь виртуоза они издавали разныее и интересные звуки. Отца Джими очень увлекала игра на ложках, и однажды, двух-трёхлетнего Джими привлекли эти звуки, глазёнки его наполнились любопытством и он стал с интересом слушать. Вот это, да ещё расчёска - а играют на ней, как многим известно, прикладывая к зубцам полоску газеты и дуя - вот самое начало музыкального образования Джими. С тех пор это продолжалось, и, немного времени спустя после того изгнания из церкви дядя подарил Джими гитару: он видел, как тот подбирал палку или метлу, или ещё какой-нибудь похожий предмет и, представляя, что в руках гитара, играл на нём. Гитара тут же заняла всю егог жизнь, вытеснив все другие занятия, как например, необыкновенную игру в мяч, так Джими называл те часы, когда он, пятилетний, оставался наедине с младшим братом Леоном. "Мне здорово попадало, когда толстый Леон катался по полу, как резиновый мяч." Не расстоваясь с гитарой, он проводил почти всё время вслушиваясь в блюзовые пластинки, которые находил. Полностью поглащённый в таинства Мадди Ватерса, Хаулинга Волфа, Молнии Хопкинса, Биби Кинга, Артура "Дылды" Крадапа и Роберта
15
Джонсона - старых блю.зовых великанов из Южных Штатов. Все члены его семьи говорят о неестественно-гениальном, почти мгновенном умении Джими схватывать мелодию. "Стоило Джими послушать какую-нибудь из записей, и через несколько минут он уже играл её, усовершенсвуя по-своему". Чутьё с самого начала подсказывало ему играть левой рукой - в этом даже был некий шик - и, так как он продолжал по-своему жить и играть, гитара стала его единственным способом общения. Он никогда не любил школу; чем дальше от неё он был, тем больше она нравилась ему. Хорошо помню его слова: "После того, как я выучился читать и писать, я представил себе, что больше ничего нет, что они могли бы мне показать. Меня всё время интересовало нечто другое, чем то <i>о чём</i> они говорили, в особенности мне не нравилось <i>как</i> они всё это понимали". Итак, неизменно, гитара Джими продолжала занимать почти всё его время. И в конце концов по школе поползли слухи, что играет
он потрясающе. Он говорил мне о приятной стороне этого дела - о премии с пришедшей популярности как музыканта. "Девчонок, ходивших прежде задрав нос и от задницы до плеч смеявшихся надо мной - теперь я мог взять с собою в парк или аллею для того, чтобы ввернуть им, так же легко как нарвать вишень с дерева." "Я вспоминаю свой первый секс,- рассказывавл он мне,- это было с той девчонкой, эх, кажется её звали Мэри или что-то вроде того. Мне было не то двенадцать, не то тринадцать, и, я полагаю, ей тоже5 было что-то около этого. Я толком не знал, что делать, но мне приходилось слышать как взрослые парни говорили об этом, и я вспомнил всё, что слышал. Мне кажется у неё это тоже был первый раз, потому что я не мог никак попасть - но когда, наконец, это произошло это было та-а-а-ак здорово, и, слушай, когда же я расколол свой орех, я не знал, что случилось со мной. Это был огромный взрыв внутри меня, и в то же время - крик цвплёнка". 16
Джими продолжал: "Я был безрассудно смел и без разбору завязывал знакомства, но особенно мне нравились разноцветные
блестящие одежды - даже когда я был ребёнком. Но ведь мой отец был садовником и не мог позволить себе дать мне денег, чтобы я купил себе то, что нравится, и был только один способ - это проникнуть через заднее окно на склад одежды." Вдруг он внезапно перескочил на другую тему:
"Мне было пятнадцать, когда меня выгнали из школы из-за одной очень озабоченной учительницы, за то, что я держал одну белую цыпочку за лапку. Я знал, что учительница п о о д у м а л а, но вот что она сказала: "Класс не место для амурных дел!" На что я ответил: "А что случилось?" Вы разве ревнуете?" Как я вылетел!" "После этого случая я занялся трудом, выручая отца, в это время года с работой было трудно, ведь не было травы, которую можно было стричь. Часто буфет оставался пуст, хотя знал, что папа делает всё, что в его силах." "Но мне уже ничего не было нужно, когда я стал играть с небольшими группами. Мы были вместе и мы были заняты собой, мы ничего не делали кроме, того, что играли в парках и на тацплощадках для таких же подростков какими были сами. Я помню наше первое выступление, мы сняли учебный полигон, он скорее был похож на какой-то загон. В итоге я остался с пятьдесятью центами в кармане". Я попросил рассказать Джими какую музыку он играл в те дни. "Мы играли ритм-н-блюз, и всй что было популярного тогда по радио. Но мне не удавалось сыграть соло, потому что все парни были самовлюблёнными дуракакми, а я стоял позади них". И где бы Джими не рассказывал мне о своём детстве, говорил он с пониманием о тех днях, которые его так трепали. "Вот самый ужасный случай,- говорил он,- происшедший со мной в детстве. Друзья мои были парни очень
17
нервные - один из них, который всегда старался выглядеть таким, ..., ну, ты понимаешь о чём я хочу сказать. Так вот, однажды он подъехал к моему дому на такой роскошной "шине" и спросил, не хочу ли я прокатиться. Я подпрыгнул и согласился. Он сказал, что это автомобиль дяди, и что он разрешил. Мне бы чуточку подумать,
ведь у них в доме даже не было ночного горшка, или окна, из которого его выплеснуть. Так или иначе, мы гоняли взад и вперёд, смеялись и болтали, крутили радио, болтали о цыпочках, с которыми знакомились и брали в парк немного подвинтить их, как вдруг разлетелись в пух и прах. Меня продержали семь дней в каталажке, прежде чем этот парень, который угнал машину признался им, что я не виноват в том, что машину разбили и, что я даже не знал, что она угнана. Я никогда прежде не видел моих родителей такими сердитыми. А отец был ещё долго холоден со мной хотя и узнал, что это не я угнал машину". В те года в Америке каждый мужчина по достижении восемнадцатилетнего возраста должен был пройти военную регистрацию, и каждый попадал под изощрённую классификацию. Зловещее облако неопределённости нависало над головой каждого молодого американца. В местных приписных пунктах множество отмазок и способов уберечь своих отпрысков для хорошо обеспеченных родителей от двухгодичной службы в правительственных войсках. Это было типично американская штучка, что призывалась главным образом молодёжь из чёрного населения и малообеспеченны белых семей. Теперь если вы хотите продолжить обучение в университете или колледже вы получаете отсрочку. Это значит, что вы можете стать военным позже - хотя, если понадобится вас призовут в любое время - для них вы всё равно остаётесь потенциальным военнослужащим, но уже более высого ранга. 18
Так как у Джими Хендрикса не было ни малейшего желания продолжить образование, он понял, что пойдёт на военную службу, когда ему стукнет восемнадцать. И он решил, что лучшее для него из военной службы это армия. Парней из американской армии в шутку называли 'Ground Pounders', должно быть за их вечное шатание повсюду. Джими не считал это романтичным. Он испытывал большое желание дать им по морде. И с разрешения отца, а оно необходими в семнадцать лет, Джими записался парашютистом в воздушно-десантные войска. Шёл 1961 год и его признали годным и зачислили в 101-й Воздушно-Десантный полк. По ошибке он оставил свою гитару дома. "Я чувствовал,- рассказывал он мне,- словно потерял часть себя, когда забыл мой томагавк дома - так он называл иногда свою гитару - Я написал отце, чтобы он выслал мне её туда. Когда, наконец, я получил её, будто воссоединились две половинки одного целого. Причём она была главной частью моей половинки". Нигде в другом месте он не мог встретить Билли Кокса, как находясь в Форт-Кемпбелл, штат Кентуки. Он уже вовсю играл в гарнизонных клубах, находя время после выматывающей службыю Его можно было встретить играющим в окрестных городках Форт-Брэгга на Западном Побережьи и на окраинах Рэли, штат Сев.Каролина, на Восточном Побережьи. Конечно же Джими и играл в городке близ их военной базы, и приобрёл там известность. Экономическая жизнь Рэли, как и любого другого города, выросшего поблизости с военными базами, разбросанными по всей Америке, основана на надирании молодых одиноких козлят, заманиваемых на военную службу - козлят, по большей части впервые убежавших из дому. Вот как Джими Вспоминает Рэли:
"Там было полно продажных цыпочек, и за пять "самцов" можно получить всё наспех, в какой-нибудь закоптелой комнате, где, если вам удасться, удерживая одной рукой брюки, проделать всё это с той цыпочкой1, можно также обмануть своё изголодавшееся тело с помощью волшебной ручки, просунутой в так удачно вырезанную 19
дырку в стене. Я не забуду эти сомнительные бары, своими неоновыми вывесками зазывающие одиноких сосунков вроде нас, и благоухающие мочой скамьи, на которых тебя обнимает какая-нибудь шлюха, происходящая по прямой линии от самого САтаны, и купленная тобой за выпивку, одной рукой достающая твоего джека, а другой шаря в твоём бумажнике". После тренировки совершался обязательный ритуал: ты сам укладываешь свой парашют. "Это делалось для того,- говорил Джими,- чтобы, если он не раскроется во время прыжка, ты не мог винить никого кроме себя!" Мы посмеялись над этим и он продолжал: "Прошёл уже год, а я всё ещё вопил а-а-а-а! и па-а-а-да-а-а-ю! каждый раз, и в конце концов я сломал себе лодыжку и повредил позвоночник. Прыжки с парашютом приносят незабываемое чувство. Прыгнув, тебе вдруг приходит мысль, что он не раскроется. И как только чувствуешь рывок за воротник, и появляется огромный белый купол у тебя над головой, воздух, проходя мимо твоих ушей, делает так: ш-ш-ш! Словно ты начинаешь разговаривать сам с собой." Всего Джими совершил 25 прыжков. "Покинув это поле деятельности,- продолжал Джими,- я решил отнестись посерьёзнее к своей первой любви - музыке". Он рассказывал об этом решающем моменте в своей с каким-то необычным юморным вражением на лице, которое появлялось у него всякий раз, когда он переживал какой-нибудь период своей жизни очень ярко. "Я присодинился к какой-то группе, когда продул всю капусту, оставшуюся после демоболизации. Я продул - как ты догадываешься - "вино, женщины и песни", по их словам в лучших традициях - все флаги на башни!" Следующий этап жизни Джим я бы назвал самым типичным для него:
"Мы заняты были поездками по Южным Штатам, 'doing one-nighters', там я встретил этакую рыжую цыпочку! - сексуальную до мозга костей - и провёл бессонную ночь с ней. И, гммммм, я понял тогда, что погода не единственная штука, которая согревает, даже5 если на дворе лето. Что ещё нужно - мы превратились в двух диких
20
животных, рабов любви. Это было в самом деле нечто такое! Когда наконец мы впали в сон солнце стояло уже высокою Мне было на всё наплевать и к тому времени когда я наконец выспался, ребята уехали без меня. Я проснулся, её уже не было - может быть она вернулась к своему мужу, получить взбучку, и, может быть, в эту минуту она делает хорошо ему." Имя группы, которая бросила Джими Хендрикса, в строго географическом смысле было THE FLAMES. Ему пришлось выкручиваться в одиночку. "Итак, я сидел на мели в каком-то захолустном южногм городишке, без денег, но зато со своей гитарой. Доехав стопом до ближайшего крупного города, я вписался на работу в один небольшой клуб. Из всех развлечений там стоял только танцевальный дурак". Он нашёл ещё несколько работ подобного рода, но для Хендрикса это был настоящий крах. Спустя совсем немного времени в этот город приехали гастролёры, на афишах стояли имена: Биби Кинг, Сэм Кук, Чак Джонсон, Соломон Бёрк, Джаки Вильсон и Хэнк Боллард. Джими снова был в работе. "Все ночи я проводил разучивая на гитаре объедки, оставшиеся после пиршества всех этих имён. Затем в Атланте, штат Джорджия, я услышал Литл-Ричарда, подыграл ему на одном из выступлений и уже не покидал его, пока мы не
исколесили всю Америку". Но и тут Джими не избежал трудностей, дело в том, что ему и ещё одному члену группы надоели застиранные и протёртые сценические костюмы, которые было необходимо одевать, и они решили купить модные рубашки. Но н таков был Литл-Ричард, чтобы стерперь это. В тот злополучный вечер он, как обычно, выскочил на сцену, ожидая встречи достойной короля, разодетый в своё любимое третье измерение блесяще-цветного портняжьего вдохновения. И вдруг, он замер, уставившись на двух выскочек, решивших нарушить традицию. Он выкрикнул через микрофон все имена, которые может придумать, кто угодно только не сын бога, имея ввиду Джим иХендрикса и его приятеля. В этот вечер Джими Хендрикс получил записку, в которой говорилось, что в шоу Лтил-Ричарда может быть только один сногсшибательный парень, и этот парень - Литл-Ричард!
Глава 6 Любовь и сметение
Студийные записи, над которыми работал Хендрикс всё лето 67-го, вылились в следующий альбом, Axis: Bold as Love, который вышел в марте 1968.Однако Джими к тому времени так далеко ушёл вперёд, что казался ему во многом историческим прошлым. И, кроме того, много всего случилось, прежде чем наступил март. В январе группа вновь приехала в Швецию. Их предыдущее появление здесь в мае 1967, хотя и было кратким, но уже перед их, всего лишь вторым приездом Джими знали все дети цветов и почитали за идола. Его плакаты смотрели с витрин магазинов и украшали стены жилищ большинства хаппующего населения Швеции, а продажа его пластинок в Швеции была феноминальной. Джими уверяли в том, что ему будет оказан бешенный, праздничный и радушный приём. Тем не менее Хендрикс был далёк от счастья. Ему досаждал шум в голове. Джими-вне-сцены был мягким, глубоко-чувственным человеком, но иногда вдруг становился агрессивным, делая выпады и словом и физически, в такой степени, что становилось страшно. Много разных людей заметили эту его способность меняться. Эрик Бёрдон, например, мне говорил:
103
- У Джими эти крайности - в характере. Разные как день и ночь. Можно сказать, шизофреническая, двойственная натура. Но, как и всякий в музыкальном бизнесе, Джими просто экстремист. И если Джими становился всё более неуравновешенным, то в нём также росло чувство одиночества. Случайно я встретил девушку в лондоне, в Спекаси, которая живёт в Гётеборге, в Швеции, и видела Хендрикса тогда в январе 1968, и чей рассказ об их неожиданной встрече показывает хотя и очень кратко и незаконченно, ту отчаянную степень одиночества Джими в те времена.
- Мы с подружкой, - рассказала она мне, - увидели на афише что Опыты Джими Хендрикса находятся в нашем городе и, идя по улице, обсуждали, где они могли бы остановиться. Я сказала, что уверена, что они в отеле Опелан. И как раз в этот большой лимузин, проезжая мимо нас, остановился, кто-то высунулся из окна и спросил, не хотим ли мы поехать с ними в Опелан, пропустить по рюмочке. После того, как мы поняли что они из Экспириенс, мы согласислись и поехали с ними в Опелан. В отеле, в баре нас ждал Джими.
- Мы выпили несколько рюмочек, было очень весело, но мы решили, что пора уходить, когда он предложил подняться в нему в номер. Таким был Хендрикс 3 января 1968, суперзвезда, приехавшая в Швецию с триумфом, но не сумевшая достичь того же с двумя местными простыми девчонками. после того, как он послал машину, чтобы снять их на улице для него. На следующий день он превратил содержимое своего номера в груду обломков. Когда во время нашей следующей встречи в Нью-Йорке я попросил рассказать, что же тогда произошло, он объяснил это так:
- Дружище, мы приехали в Швецию на гастроли, и я действительно хотел немного вздремнуть, и я думал, что номера в гостинице для нас зарезервированы, обычно об этом заботятся заранее.
104
Однако, когда приехал, узнаю, что нас отказались принять две дюжины отелей.- И улыбаясь воспоминаниям о своих весьма сумбурных подвигах, добавил,- Клянусь жизнью, не могу понять почему.
- Тем не менее, прождав в баре, мы получили номера в том самом отеле. Находясь в полном смятении, я, наконец, почувствовал,что освободился и могу собраться с мыслями. Потом эта ночЬ, я не помню в котором часу, в был на взводе, мы с Ноэлом как всегда начали спорить, и похоже крепко подрались. Из-за чего не помню, помню только, что утром проснулся в тюрьме. Одно могу сказать,- и он опять улыбнулся,- шведские тюрьмы далеко не так хороши, как шведские девочки. Другие гости отеля рассказывали так. Кто-то играл на барабанах и гитаре в номере Хендрикса, потом были вопли, и вопли продолжались всю ночь, пока не вызвали полицию. То, что они слышали было злобной дракой Джими и Ноэла. последовавшей за воплями Джими, дошедшего до пьяной истерии,
во время которой он крушил всё, что попадалось на глаза внутри номера. Шведские газеты писали, что причинённый ущерб превысил 400 фунтов. Потребовалось трое полицейских, чтобы его остановить, и немало времени, чтобы успокоить. Под надзором полиции он был отправлен в больницу, где ему наложили швы на руку, которую он сильно поранил, затем его забрали из больницы, отобрали паспорт, и бросили в тюрьму. Когда Час Чандлер увидел его на следующее утро, рстрёпанного и всё ещё пьяного, сидящего на полу камеры, он спросил в отчаянии:
- Что случилось?
- Я н6е помню,- сказал Джими.- Ты уверен, что всё это мне не приснилось?
Чандлер вытащил его: оплатил убытки, загладил дела с полицией и другими властями, только вот
105
был ли возвращён паспорт или арестован до конца гастролей, остаётся неизвестным. Джими, будучи Джими, продолжал выступления как будто ничего не случилось, както справляясь и с трудностями и болью, играя зашитой рукой. Однако, ссора хотя и казалась забытой на первый взгляд,
но в глубине Джими был далёк от прощения и забвения. И это вместе с творческими неудачами Ноэла, их разногласиями по поводу техники звукозаписи, и общим недовольством Джими, очень способствовало ощущению того, что распад группы неизбежен. Во второй половине января ОПЫТЫ отправились в свою вторую поездку по Штатам, гастроли были расчины почти на два месяца, на сей раз они были во главе, а вместе с ними выступали ANIMALS, SOFT MACHINE и AIR.........
В этой поездке не было зависти и раздоров между различными участниками, что так досаждало Хендриксу в прошлый раз, он даже сдружился с ребятами из AIR.....
Их музыка заинтересовала его настолько, что в следующем, 1969,
он стал продюсером их альбома 'Sunrise'. Однако гастроли ничуть не уменьшили неудовлетворённость Джими своими выступлениями. К тому времени, когда турне достигло Анахеим Конвеншн Холл, в Калифорнии, он больше не мог быть на сцене таким, каким его хотела видеть публика. "Они хотят, чтобы я был обезьяной на сцене",- говорил Джими, и больше делать этого не мог. Все билеты на концерт были проданы, что стало давно уже нормой. Он вышел на сцену перед огромной аудиторией, играл свою музыку, но без привычного зрителям трюкачества,
избражающего сумасшедшего, что стало уже его товарным знаком. Толпа была разочарована.
И как поклонники, так и критики назвали его "не заводным". Они не заметили, что в нём прооизошёл разрыв между его долгом доставлять удовольствие публике и долгом быть самим собой,
и его глубоким желанием, чтобы его музыка была полноценной и воспринималась сама по себе, без помощи той сценической рутины, благодоря которой он стал так знаменит. Ни публика, ни критики не понимали, что его разрывало на части сознание того, что таким образом его выступления
станут пустым теъхническим повторением.
- Поп-рабство,- назвал это Джими, и говорил мне,- Вся беда этого проклятого бизнеса в том, что люди стараются побыстрее и побольше заработать денег и продают себя в рабство публике. Они заставляют себя быть такими пока не истощат себя. Поэтому группы и распадаются. Они изыгрываются. Джими также сказал мне, что ко времени окончания американского турне, он понял, что нуждается в новой музыкальной администрации и что у него много разных идей,одна из которых строительство студии. О которой он так мечтал. Но в это же время давление мира бизнеса всё усиливалось. Поезка была изнурительной и хаотичной, но несмотря на личную неудовлетворённость Джими, оказалась очень успешной. Были даже беспорядки и случаи, когда тысячи поддельных, стоимостью в один доллар, билетов попадали в продажу, так что многие, придя на концерт, не могли попасть в зал и оставались снаружи возбуждённые и недовольные. Джими, однако, это всё мало беспокоило. Единственное, что его беспокоило, это группиз, но тут всё было в порядке. И именно это было для Джими способом излить своё недовольство, способом отомстить Истеблишменту. Куда бы он ни приехал, ему тут же попавдались "юные нежные штучки", как он обычног их называл. У него было так много кошечек, рассказывал он мне, что он мог жить ими вместо еды: "кошечку на завтрак, на обед и на ужин." Помнится Эрик Бёрдон как то сказал мне,
107
-Джими очень любил женщин, его так очаровывала прелесть цыпочек.
Я думаю, так как я с ним много общался, это потому, что он воспринимал вещи изнутри. Похоже нам никогда не понять, какими злыми могут быть эти цыпочки. И ты пытаешься изхучить это зло, приблизившись к нему вплотную. Зло трётся о тебя и переходит в тебя. И прежде чем ты осознаёшь,
что случилось, твои кулаки уже гуляют у кого-то по лицу, хотя он6 не должны, а может и должны. Я не знаю. И Джими прошёл через все переделки, какие тут могут быть, дружище. Ты должен пройти, если ты настоящий артист, или ты проиграешь. Джими, казалось, не очень радовал тот факт, что родители тех девочек, чтог прошли сквозь его руки,
могут его пристрелить, если узнают, что он воспользовался их маленькими драгоценными дочурками.
И он видел в этих родителях, попаросту говоря, своих врагов. Но даже эти "юные нежные штучки" начинали надоедать. Джими говорил мне:
- Бывало много раз я уже почти засыпал после очередной ночной оргии и тут раздавался деликатный стук в дверь. Я ковылял голым к двери и выглядывал наружу.
А там соблазнительная маленькая штучка и спрашивает, нельзя ли ей войти, и большинстве раз я говорил "да". Иногда я прихожу, а цыпочка, как-то сумев пробраться в номер, уже ждала в моей постели, но если я был в ненастроении, я звал коридорного, чтобы выгнать её вон. В конце февраля ОПЫТЫ сделали перерыв в американских гастролях и вылетели в Париж, чтобы дать прибыльный концерт в том же театре Олимпия, где состоялось их первое выступление в Европе, по приглашению Джони Холдея в декабре 1966. На сей раз им был оказан приём, какой обычно устраивают для президентов. Из Праижа они отправились обратно в Нью-Йорк, где Джими снова встретился со мной и поведал мне свежие новости о происходящем.
108
Мне показалось на этот раз, что Джими изменился, или может быть начал меняться. Стало заметным, что положение поп-идола берёт своё. Мы говорили о том, что Джими сильно похудел, и он сказал:
- Да, последнее время у меня не было аппетита, к тому же у меня был лишний вес. Но я, кажется, ещё не забыл, что такое еда. Он повёл меня в новый ресторан духовной пищи, который открылся на углу 260ой улицы и 3-ей авеню (в этом же ресторане, по воле случая, вскоре после смерти Джими я натолкнулся на капитана Бифхарта, чьи суждения о гениальности Джими встретятся позже в этой книге.) В тот вечер, по крайней мере, Джими ел с аппетитом. Он сказал, что с очень большим нетерпением ожидает когда вновь окажется в Сиэтле.
- Во время этих гастролей,- размышлял он,- Я там не бывал с тех пор , как попал в десантные войска,
и я буду рад увидеть ихх всех опять. Я знаю, они и не думали, что я стану таким, хотя я говорил им тогда давно, что однажды стану знаменитым. Они мне не верили! Джими был человеком с комплексами. Добродушный, но с бурными чертами в характере. Экстроверт в одежде, но в то же время стиснительный. Преобретя популярность сумасшедшего негра, он всё же хотел, чтобы люди фокусировали своё внимание только на его музыке. Мы сидели в ресторане, в один из холодных дней нью-йоркскского февраля 1968. Его парадокс стал мне наибольее очевиден. С одной стороны он всё более и более хотел общаться со своими старыми друзьями и зачем-то стремился вернуть прошлое, ту простую жизнь, которой он довольствовался с ними когда-то, с другой стороны он всё более входил в роль суперзвезды, означающей своё финансовое положение. И в последнем была заметная перемена. Больше не было неопределён6ного отношения к тому сколько он зарабатывал, где его деньги хранятся, и куда расходуются.
109
На этот раз он знал об этом всё, и сообщил мне с гордостью о своимх огромных гонорарах, которые он получал за концерные выступления, и о массивных отчислениях от продажи пластинок. В глубине джими всё-же оставался базразличен к деньгам. Возвращаясчь к тому. как в начале воспринимали Экспириенс в Бринании и Европе, я не думаю, что даже в самых смелых
предположениях Джими мог допустить, что когда-либо он будет получать столь огромные суммы денег. Даже если он всегда думал, что однажды станет звездой, я не думаю, что он коггда-либо реально оценивал финансовую сторону этого, за исключением предположения о том, что,
став звездой, он наверное из Неимущего превратится в Имущего. Во время этих Вторых Американских гастролей Джими осознал. что он и его талант вполне заслуживают тех баснословных сумм, которые получала группа, и он начал обращать
внимание на детали того, как они делятся между ними. 50% - Джими, 25%- Мичу и Ноэлу, остальные 25% - администрации. И сколько они получают за каждый концерт. В то время это сосчтавлядло от 20 до 80 тысяч долларов за вечер, а в одном месте, в Штатах, они получили невероятную сумму в 100 тысяч долларов за 45-минутное шоу. Джими вскоре устал от всего этого, к тому же его безразличие было непреклонным и в том, куда он тратил деньги. Он был действительно одним из больших транжиров. Он тратил деньги экстравагантно, не думая. не считая. По малейшей прихоти он мог снять бар и обеденный зал для целого склпища людей. Кати имела неограниченный кредит в Спекаси в лондоне,
и её счета оплачивал Джими, не интересуясь даже на какие суммы. однажды, девушка, которую он раньше не встречал, подошла к нему в Спекаси и сказала, что ей нужны деньги, чтобы вставить зубы: Джими дал ей 300 фунтов. В другой раз, он, не думая, дал больше трёх тысяч долларов дум девушкам, которых только-что встретил в Калифорнии. чтобы они смогли сходить "за покупками".
Глава 8 The burning of the midnight lamp
137
у них там были инструменты едва ли не всех марок, и трудно представить как военные могли бы их все использовать. У нас здорово получилось играть вместе, и мы решили, что из нас выйдет хороший армейский ансамбль. Мы нашли одного офицера, играющего на саксофоне и барабанщика, и, после пары репетиций, стали постоянно играть в разных армейских клубах и в других местах. У нас здорово получалось." Вот как Джими вспоминает те дни, когда только познакомился с Билли Коксом: "Мне нравилась уверенная игра Билли. Он здорово держал ритм. У него не было желания произвести впечатление эффектной игрой, но он крепко всех нас связывал вместе." И если сравнить игру Билли с игрой Ноэла Реддинга, станет ясно почему поле распада Экспириенса Джими позвал именно Билли. К тому же Джими хотел собрать вокруг себя музыкантов, которым бы доверял и знал бы их личный потенциал. В июле, он выступил с Билли на Нью-Порт'69 Фестивале, а в августе на Вудстоке. Большую часть времени он провёл в Калифорнии и в пригороде Нью-Йорка, где была по его словам "электрическая семья" музыкантов и писателей: и друзья, и народ увлекающийся старыми блюзами, и просто скучающие, и композиторы-новаторы, и разнообразные чудики, и чёрные музыканты. В то же время, в свете своей давнишней мечты особственной студии, Джими спродюсировал албом 'Sunrise' группы Eire Apparent, и стал менеджером группы Cat Mother - хотя с трудом можно представить Джими в роли менеджера-бизнесмена, в полном смысле. Несмотря на всю кажущуюся активность, 1969 год стал для Джими не таким громким на крыльях славы. Но
================================================
(ещё не перевёл)
================================================
140
Нечего сказать, хорошее место для проведения фестиваля, тем более, что полиция Среднего Запада тут же куда-то исчезала. Никто из глав Денвера не был заинтересован в том, чтобы Джими Хендрикс выступил в их городе, несмотря на огромное количество желающих купить билет. А служба безопасности с превеликим удовольствием отсиживалась в своих берлогах. Всё это и привело к тому, что концерт стал похож на вторжение марсиан. Когда у нас с Джими речь зашла об этом концерте, Джими высказал свою точку зрения, на то что там произошло: "Я в восторге от чистого и свежего воздуха в Денвере, и всё шло так прекрасно, что я никак не мог предвидеть такой оборот событий. "Мы играли для сорока, может быть пятидесяти тысяч, а эти чёртовы полицейскии выстроились вокруг сцены, как отряд СС. Это совсем не вязалось с настроением ребят, пришедших на концерт. "Ну и как, скажи, им расслабиться? Несколько ребят видно уже достаточно возбудились, чтобы захотеть подобраться поближе к сцене. Но вместо того, чтобы спросить нас, полицейские вдруг начали стрелять по ним гранатами со слезоточивым газом, устроив настоящую войну. Началась паника. Облако газа ветер понёс на нас. Мы здорово испугались, люди, спасаясь от газа, побежали в нашу сторону. "Представь массу бегущих на тебя людей, панику среди этих чёртовых полицейских, желание смести всё и вся на своём пути, и выместить своё раздражение на полицейских за их ***-ую организацию концерта. "И вот, мы все прыгнули в грузовик с нашей аппаратурой и нас закрыли на замок снаружи - я до сих пор не представляю, как бы мы иначе выбрались оттуда живыми. Ребята прорывались на грузовике сквозь разгневанную толпу, желающую буквально разорвать грузовик на куски." Джими никогда бы не сказал "всё, конец"
141
и не порвал бы со своей музыкой из-за сорванного концерта в Денвере, и хотя многое он мог бы высказать полиции Денвера, всё же среагировал по-своему: "Позже я послал телеграмму шефу денверской полиции:
"Make Love Not War. Peace - Jimi Hendrix".
-------------------------------------------------------
* * * В конце года, после очередной <i>чистки</i> полицией на пути в Торонто, он возвратился в Нью-Йорк где наконец осуществил свой исключительно чёрный проект. Новую группу он назвал the Band of Gypsies. Трио составили: сам Джими, Бадди Майлз и Билли Кокс. С Бадди Джими познакомился в Нью-Йорке, и уже были большими друзьями к этому времени. У Майлза был контракт с Mercury Recording, он уже нарезал несколько альбомов, по-разному успешных, и играл с знаменитой группой Electric Flag. Широкую известность ему принесла сочинённая им самим <i>Them Changes</i>, выпущенная сорокопяткой она попала в Американский горячий список. С собой он принёс в группу очень динамичный соул, южный и чёрный стиль пения. Его пение переносит тебя в какю-нибудь из южных баптистских церквей. Где дуют в трубы и бьют в бубен, вызывая в тебе прилив эмоций и религиозного экстаза. Он также принёс в группу свой собственный ни с чем не сравнимый стиль игры, которым он завоевал уважение в среде музыкантов. Он был, что я называю, барабащиком без костей. Он держал обманчиво-простой ритм. Ко всему этому Бадди очень хорошо смотрелся со сцены. Можно услышать мнения, что стиль игры Бадди Майлза
142
не подходит под стиль Джими. Возможно они по-своему правы: определённо проект the Band of Gypsies не мог длиться вечно, и как мы видим в середине концерта им трудно было сыграть вместе. Но тем не менее, короткую жизнь этого коллектива, провал этого проекта в музыкальном смысле, не стоит сводить к простой несовместимости стилей. Не надо забывать, что на Джими в это время свалилось множество проблем, и этот проект был его попыткой как-то разрешить их, но так и остался попыткой. Попыткой создать полностью чёрный ансамбль, и как я уже упоминал выше, Джими окончательно понял, что между его музыкальными устремлениями и тем давлением, которое он испытывал со стороны чёрных организаций и чёрных лидеров, образовалась огромная пропасть. Вот с чем Джими пришлось бороться. Известно, напрнимер, что одна из его любимых групп, The Last Poets. Они пришли из Гарлема, неся музыкально-поэтическое послание, выраженное уличным языком и оформленное в мелодичные песни душевного поиска, спетые, а точнее, напетые выразительным унисоном с самым простым аккомпаниментом, иногда даже с одним бонго. Их прикрытием была Black Awareness, их пластинки, хотя и запрещённые к проигрыванию почти всеми радио-станциями Америки, стали бестселлерами; в основном их выступления проходили в колледжах. Их революцонность - уникальна. Все четверо выросли в самой ужасающе грязной части Гарлема, где наркотики были много доступнее, чем простая еда. Заслуга их в том, что они показали своим чёрным собратьям не только шокирующие примеры, погрязжих в чувственных наслаждениях, но и необходимость школ для чёрных, развития чёрной экономики, усиления чёрного единства, чтобы выбраться из нищеты. Эти Последние Поэты пробуждали сознание, вместо обычной для чёрного позиции: "'fuck everybody else,
143
всё что мне надо я и так возьму". Они пели об объединении и создании собственных организаций. Они пели о необходимости вынуть головы из собственных задниц, а руки
убрать со своего или чужого сексуального органа, и собраться вместе, стать единой чёрной силой. Несмотря на то, что Джими Хендриксу не нравилось то, что он обычно называл "путешествием в чёрное сознание", ему нравились эти Последние Поэты, он видел в них некую выразительность направлоения. Частью причина почему Эти Последние Поэты привлекали Джими, заключалась в самом Гарлеме. Он в своё время исходил Гарлем вдоль и поперёк, с ним связаны самое трудное время,
когда он был бедным и одиноким в городе Нью-Йорк, но и самые прияные воспоминания связаны с Гарлемом, там он встретил Фей, стройную и сексуальную чёрную ципочку, с которой я его и всретил, когда впервые познакомился с Джими. Мать Фэй считала Джими немного странноватым, и надеялась, что увлечение дочери долго не продлится, однако Джими продолжал видеться с Фей, всякий раз, как приезжал в Нью-Йорк.
И как толко он вернулся в город после Англии, он отправился к ней. И сообщил, что привёз ей подарок. Подарок оказался пакетиком LSD, чего она совсем не ожидала. Но Джими всегда полон всяких сюрпризов, он всегда был таким. Тут же он познакомил Фей с Катей Этчингхем, которую привёз с собой в Нью-Йорк. К удовольствию Джими они подружились. Джими периодически виделся и с Дэвон, "Супергруппиз". Девон была из тех, кто мотается из Нью-Йорка в Англию и обратно, по минутному желанию - теперь же она ездила всед за Джими. К этому времени Джими уже встретил Монику, но хотя они и не проводили вместе много времени, но уже возникло между ними глубокое чувство. В первые дни его пребывания в Англии, как он мне рассказывал, он с Катей часто вспоминал своих цыпочек, она понимала, что это нужно было ему, чтобы чувствовать себя свободным. Но, в то же время, не смотря на дружбу с разными цыпочками, не смотря на упорство, с которым он стремился почувствовать себя свободным, и запутанность отношений, это всё было для него очень утомительным. Насколько запутаны были отношения видно из интервью, которое дала Пэт Хартли, 27-летняя жительница Нью-Йорка, "катастрофически невезучая группиз", как он себя называла, журналу "Запасное ребро" (август 1973) о Джими, о своей подруге Девон, о себе и о том хаосе из группиз, окружающем джими: "У Джими была способность привязывать к себе людей, я увствовала как меня затягивает, но я не была готова окунуться с головой в эти отношения. Болтать с ним - да, приятельствовать с ним - да, но увлечься им - нет... Временами беседовать с ним становилась очень тяжело, он становился таким странным, я хочу сказать, он был необыкновенной личностью. И не только потому, что он был
великолепным гитаристом. Он обладал невероятным чувством юмора, эстрадные комики не идут ни в какое с ним сравнение. Но... серьёзно увлечься им... Дэвон, это другое дело, она была серьёзно им увлечена, а я... я ходила за ней, как её тень. Я хочу сказать, вот звонит она мне и спрашивает,почему я ещё в Нью-Йорке, когда он в Лондоне, а я сижу на диване, а мне не встать. И вечно со мной такое. Особенно, когда так много кругом свежих цыпочек... "Рядом с ним всегда несколько известных группиз и Девон, конечно же среди них, но она ни с кем надолго не оставалась. Она не собиралась ни с кем связать свою жизнь, она была действительно независимой особой...
1 звук на Hey Joe плывёт отставание примерно один процент
2 много утраченных реплик Джими и не только вырезанных цезором
3 в одном месте вставлены кадры с Джими из другого места сохранившегося только на исходнике
4 и самое главное звук не оригинальный а ремастированный в 1999 году
5 в самом начале звук плывёт на Чип Монке, ускоренное
6 в Spanish Castle Magic вырезаны два соло ритмгитары
ПОЭТОМУ к 70летию Ларри Ли хочу сделать себе и всем больным Джими подарок в реальном времени с учётом всех ошибок 2 часа 8 минут
Кати Этчингем более всех испытала на себе потерю, которую принесла с собой смерть Джими. Возможно, не было женщины, более близкой ему. Тем не менее она продолжает говорить о человеке, которого так сильно любила. И отвечает с огромой нежностью и искренностью на самые неприятные вотросы журналистов. "Уверена, это не самоубийство. Да, у Джими было множество проблем, но он не такой человек, чтобы из-за этого расстраиваться. Уверена, это несчастный случай." Она постоянно рассказывала журналистам о том, что могли знать только близкие, а именно, о его невероятно быстрой смене настроений. Вот он кипит от ярости, а через секунду нежен и ласков; вот он наглотался всяких таблеток, и тут же совершенно нормально говорит с тобой. Пил ли он? В первое время он пил только фруктовый сок, но потом всё поменялось. За раз выпивал полторы бутылки виски. Наркотики? Раньше только трава, потом кокаин. Героин? О, конечно, и героин тоже. Женщины? В постели только с четырьмя одновременно. В Швеции и Германии - с малолетками, и в Америке. Ясно, что репортёров подгонял их профессиональный инстинкт, но Кати? Думаю, она сильно переживала и старалась искренне исправить ситуацию вокруг Джими. Она не играла в журналистские игры, она просто говорила им то, что они жаждали от неё услышать. Когда я впервые встретила Джими, он был очень тихим и пил только лёгкие напитки. Но позже он впал в зависимость от наркотиков, таких как кокаин и LSD. Волосы стали седеть и он стал замечать, что лысеет. Его интересовало всё и вся, но одно было главным - быть музыкантом. Ничего кроме игры на гитаре, но за это ему приходилось сражаться. В ноябре я вышла замуж, конечно же с благославения Джими, но мы продолжали с ним видеться. Он объяснил моему мужу, что всё ещё любит меня, и хотя это всё звучит странно, мы все согласились с тем, что нам с Джими стоит продолжать работать вместе. У Джими всё время были затруднения с распределением финансов и он доверял свои дела первому встречному. И я на правах любимой женщины взялась вести его финансовые дела. В ту пятницу, всего несколькими часами позднее, как пришло известие о смерти Джими, Кати с мужем и владельцами звукозаписывающей компании Джими направились отпразновать его смерть. Именно "отпразновать", таково было желание Джими, он всем об этом говорил. "Мы выпили столько, сколько не выпить за всю жизнь, может показаться странным, но именно этого хотел Джими. Он часто говорил мне, что когда его не станет, он хотел бы чтобы все повеселились, и ни в коем случае не скорбели." Рассказывая о сексуальных подвигах Джими, Кати отметила "непомерный его аппетит: спал с тремя-четырьмя одновременно. Для него они были, как для многих выкурить сигарету. Именно он придумал название "Скорая помощь" для группиз, которые постоянно кружились вокруг, ища встречи с ним. У него был колоссальный выбор и он часто мне об этом рассказывал, особенно о тех четырёх, ожидавших в его постели. Но говорил он о них совершенно равнодушно. Часто на утро он их даже не узнавал."
"Однажды после концерта, это было в Манчестере, я захожу в дамскую комнату и застаю его там с одной цыпочкой. Для него она никто, для меня она никто, я только говорю ему, чтобы он поторапливался, иначе мы пропустим поезд на Лондон."
"Он не знал меры ни в чём. Он мог заглотить полторы бутылки виски (американскую кварту) за вечер. Начинал пить, когда по телевизору показывали "Coronation Street", а в полночь шли есть, там мы пили вино. Пил ещё и ещё, и чувствовал, что хватит, только тогда, когда падал мертвецки пьяным." "До того как мы познакомились он играл в группах, колесивших по Америке, сегодня здесь, завтра там, практически ничего не зарабатывая. На запястье у него шрам: однажды, ближе к ночи, он почувствовал такую безысходность, что в ванной у одного из друзей порезал себе вену бритвой. Но друг его нашёл и отправил в госпиталь. Он проклинал своего друга особенно, когда пришёл счёт за лечение, осложнивший ещё более его финансовое положение. Но всё это стало воспоминаниями о мире бедствия и нищеты." Всё более погружаясь в воспоминания, Кати продолжала: "Никогда не знаешь, что он выкинет в следующий момент. Вот он мягок и нежен, и, вдруг, перед тобой совершенно другой человек. Без видимых причин он мог разломать всё вокруг, и неважно, дома или в гостях, или ещё где, или ударить первого встречного, и тоже неважно, женщина это или мужчина. У нас возникали ужасные драки без повода."
"Один раз он сломал мне нос в трёх местах своим ботинком. Я убежала, но спустя пару недель вернулась, он спал и я его огрела по голове сковородой, которую нашла под кроватью. Проснувшись, он долго не мог понять, что произошло, я же притворилась спящей. После вспышек гнева, он всегда очень переживал, просил прощения и говорил, что не знает, что на него нашло, и во всём винил себя." И что только Кати не делала, чтобы это не повторялось снова и снова. Но ничто не могло остановить его. "Легче поймать ветер, или вольную птицу посадить в клетку, чем уговорить Джими сделать что-то."
"Он не желал смерти, но и не сожалел о ней. Он стремительно нёсся по жизни, бросаясь в постель с какой-нибудь красоткой, впечатление, что у него никогда ничто не болело." Ещё Кати рассказала мне как он увлёкся любительской съёмкой, он даже заснял некоторые свои сексуальные подвиги. "Он не расставался с камерой, снимая всё и везде. Часто, высунувшись из окна, снимал прохожих на улице. А его идея снять фильм об очень толстых и черезмерно худых женщинах? Он часто показывал всем свои фильмы и сам первый смеялся над ними. Иногда просил своих друзей заснять женщин, мечущихся голышом по его комнате, но многие из таких плёнок были тут же засвечены." Кати с горечью в голосе рассказала насколько беспечно Джими относился к своему телу, разрушая его всевозможными наркотиками. "У него была страсть к экспериментам. И совершенно неважно это песни, музыкальные инструменты или наркотики. Когда я с ним познакомилась, он курил травку, иногда. Позже - LSD." "Думаю, в том, что Джими стал так много пить моя вина. Он был мой мужчина, а мне нравилось напиваться. Многие в Англии, кто его знает, до сих пор думают, что пил он с лёгкостью. На самом деле, всё наоборот. Каждый раз он отключался первым, и нам никак не удавалось напиться вместе."
"Знаешь, я, конечно, знала, что он гениальный гитарист, но мне не нравилось, то что он играл. Я часто ему об этом говорила. Однажды он решил научить меня играть на гитаре. Он зажимал своими тонкими пальцами струны, а меня заставлял их дёргать. Вскоре мы одновременно пришли к выводу, что я совершенно безнадёжна." "В действительности Джими многому меня научил. Я хочу сказать, что когда мы стали жить вместе, я была слишком молода и дикая. Я даже не знала, что значит быть чьей-либо девушкой. Даже после того как я переехала к Джими, по вечерам я одевалась и выходила из дома, как это всегда делала, когда жила одна. Джими долго терпел, но однажды после того как мы вернулись после ужина, он меня запер в ванной и не выпускал меня оттуда несколько часов. Когда же выпустил, я готова была упасть, так хотелось спать. На следующий день он долго и терпеливо мне всё объяснил. Итогом стало то, что я начала понимать, что зачит быть женщиной и более того, женщиной, которую любят. И я очень благодарна Джими за всё его терпение и за то, что он поставил мои мозги на место."
"Так пролетели шесть или семь месяцев, Джими стал популярен и это повлекло за собой множество вещей, которые мне были очень не приятны, но я ничего не могла с этим поделать." "Его менеджеры всеми силами старались утаить от журналистов то, что мы живём вместе. Они считали, что такая постоянная связь повредит его имиджу. Поэтому, когда журналисты приходили брать интервью к нам домой, меня прятали в спальне. В такие моменты я чувствовала себя полной идиоткой."
"Нам потребовалось больше года, чтобы подыскать приличное жильё, к этому времени он стал действительно знаменит. Место было выбрано очень удачно. Прямо за углом был клуб Speakeasy, самый популярный клуб того времени. Нам стоило сделать всего несколько шагов, если он хотел с кем-нибудь поиграть, или мы собирались поесть, или просто посидеть поболтать." "Когда Джими решил вернуться в Штаты, в том самом 1967-м, я хотела поехать с ним: это же первая долгая разлука, с тех пор как мы стали вместе жить. Но так как это были первые большие гастроли его группы, не было возможности взять меня. И Джими пообещал, что в следующий раз обязательно возьмёт меня с собой."
"Надо сказать, что в начале наших отношений он был очень ревнив, у него бывали вспышки дикой ревности, и он не позволял мне и словом обмолвиться с другими парнями. Особенно мне запомнился случай, произошедший с нами в Bag O' Nails. Мы с Джими сидели за столиком, я встала и пошла наверх, позвонить подруге. Но оказалось, что я отсутствовала немного дольше, чем он предполагал. Он в ярости взлетел по лестнице. Подумал наверное, что я треплюсь с каким-нибудь парнем. И чуть не оторвав дверцы кабинки, вырвал из моих рук трубку и стал бить ею мне по голове. Я думала, он рехнулся и завизжала, в то же время пытаясь его остановить. Но не смотря на то, что он выглядел тощим, он был достаточно силён и определённо велик для меня. Но в этот момент, как если бы это были кадры из фильма про Джеймса Бонда, в дверях клуба появляются Джон Леннон и Пол МакКартни. Они тут же пытаются отцепить Джими от меня и, оттащив его в сторону, успокоить. Помнится, эта была первая из наших многочисленных драк." "Но более всего напугала меня однажды одна цыпочка. Однажды утром мы с Джими ещё мирно спали, вдруг что-то меня разбудило, я только увидела белую гитару, которой кто-то пытается меня ударить. Джими среагировал мгновенно. Он прыгнул на меня, чтобы защитить меня своим телом. Эти секунды показались вечностью, но вот она вихрем вылетела из комнаты сжимая в руках гитару, которую по её словам купила для него. Когда мысли улеглись, Джими начал думать как вернуть гитару, так как в то время у него была только одна она. Купить другую у него просто не было денег. Джими догнал её и спокойным голосом стал убеждать её вернуть ему гитару, но её условие было таковым, чтобы он избавился от меня."
"Джими сделал вид, что принимает её условия, если она вернёт гитару. Затем он сказал мне, чтобы я подождала в вестибюле, но так, чтобы меня не было заметно, когда она принесёт гитару обратно. И вот, в этот же день я увидела её внизу в вестибюле, меня она видеть не могла, я сидела в тени. Джими рассказал мне позже, что ему пришлось подняться с ней в номер туда, где она напала на меня, проникнув рано утром, дав денег горничной, и попытался успокоить её единственно возможным способом."
"Прошло время, я видела как она ушла, но не заметила когда она вернулась с гитарой. Слушай, я просто устала сидеть на одном месте и стала ходить по вестибюлю, так как у меня затекли ноги. Она увидела меня первой и снова набросилась на меня. Да она просто сошла с ума. За всю жизнь с Джими не было ничего тупее. "Каждый день приносил всё больше трудностей. Особенно это почувствовалось в Америке. Между мной и Джими как будто росла какая-то преграда. Не знаю почему, но она увеличивалась с каждым моим приездом в Америку. Ему стало казаться, что я виновата в том, что он стал терять свободу, и однажды он решил, если посадит меня на корабль, отплывающий в Лондон, то ему станет легче."
"Но я не готова была к этому. Я только что переехала из того отеля, где жила вместе с Джими. У меня была подруга, жила она со своим парнем в одном шикарном отеле. Парень был упакован по полной, но самое главное - они нюхали кокаин. Конаин мне тоже нравился. И если бы я исчезла на некоторое время, то Джими стал бы меня искать и нашёл бы меня у них, а я очень хотела, чтобы он меня там нашёл и посмотрел как другие живут. Звучит забавно, не правда ли? Но так я тогда думала. Как бы там ни было, но однажды моя подруга перебрала, я же была в тот день в глубокой депрессии. Я бы сама никогда не съехала со своей квартиры, но когда она очнулась и увидела меня в таком состоянии, мне было приказано собрать свои вещи и переехать к ней."
"Я догадывалась, что сделает Джими, когда обнаружит меня в таком состоянии. Он войдёт, скажет "какого чёрта", отшлёпает меня и посадит на корабль, направляющийся в Англию." "Тем не менее я снова прибыла в Нью-Йорк по приглашению Джими и на его деньги, и Джими сделал всё необходимое, чтобы я не испытывала ни малейшего неудобства. Он даже проследил, чтобы у меня был личный шофёр, который бы меня возил по первому моему требованию. Он также попросил одного из своих лучших друзей, чтобы он возил меня всюду за ним. И он бы очень занервничал, если бы узнал, что этот парень сильно увлёкся мною!" "Я хотела побольше узнать Гарлем, меня очень интересовало как там живут люди. И вот, однажды вечером, я попросила того парня, которого приставил ко мне Джими, отвезти меня в один из гарлемских клубов: Smalls Paradise. Слушай, эти чёрные цыпочки таращились на меня, будто впервые видят белую, да и чёрные парни тоже уставились на меня в недоумении. Я стала нервничать, когда оглядевшись, поняла, что в клубе я единственная белая. И я не предполагала, что поход в дамскую комнату может оказаться таким сложным. Выйдя из кабинки, встала перед зеркалом поправить волосы. Меня тут же окружили четыре чёрных цыпи, я представить не смела, что они собираются со смой сделать. Было ясно, что вошли они сюда только из-за меня, и я решила, что настало время смываться. Я направилась к выходу, но одна из цыпочек преградила мне путь ногой. Секунда, и я перешагнула выставленную ногу. Слушай, наверно никто ещё, ни до ни после меня с такой скоростью не покидал ни один туалет. Мы вылетели из клуба, я была сыта этим "Маленьким раем". "Ну и натерпелась я. Вот ещё один горький опыт, но уже в Нью-Йорке. Весь день Джими пропадал на какой-то студии, думаю Record Plant. Было уже 9 вечера, или около того, когда я добралась туда. Прежде чем войти на студию, где обычно он записывался, нужно было подняться на несколько ступенек, но на них меня уже ждали четыре белые цыпочки. Похоже американки, и, скорее всего они были внутри, когда узнали, что я должна приехать и это им очень не понравилось, потому что все знали, что я цыпочка Джими. Вот они и решили подкараулить меня снаружи."
"Прежде чем я поняла, что происходит, они повалили меня на ступени и стали бить ногами. Дальше я ничего не помню, очнулась уже в больнице, и очень хорошо помню свою первую мысль: "какое странное место, кругом одни стёкла и лица прямо перед тобой", мне это тогда показалось очень забавным." "По своему Джими был очень наивен, например, он всегда верил парню по имени Рок, подсовывающему ему всякую дрянь. Я тоже была полная дура. Вот, что я тебе скажу, нет чтобы самой думать, я полностью верила всем и каждому. Особенно этой сучке Девон. Девон выстирала все мои мозги, почти доведя меня до самоубийства. Этакая бедрастая чёрная цыпа, настоящая супергруппиз, которая знала всех и которую знали все, обладала такими быстрыми мозгами, что невольно попадаешь под её влияние и слушаешься её во всём. Я уже не виделась с Джими несколько дней, и несмотря на то, что меня нельзя назвать слишком ревнивой и, что я знала, что Джими не пропустит возможности приласкать какую-нибудь цыпочку, то, что Девон всё ещё была увлечена Джими и, к тому же, её бесконечные рассказы о его сексуальных похождениях, приводило меня в бешенство. Хорошо помню один вечер, Джими всё ещё был на студии и я была предоставлена сама себе и сидела в своём номере. Настроение было отвратительное и когда Девон наконец ушла, я высыпала в ладонь таблетки снотворного. Сколько их там было я не помню. Помню только, что их было там много. Но вернулся Джерри Стикелз: то ли забыли бас-гитару, то ли ещё что-то из музыкальных инструментов. И если бы они тогда ничего не забыли, меня бы сейчас уже не было среди живых. Он нашёл меня лежащей на полу, они сказали, что жить мне оставалось совсем немного. Джерри схватил меня и отвёз в больницу, где мне промыли желудок. Джими был вне себя от ярости, когда узнал, что произошло, он обозвал меня безмозглой сукой и наговорил ещё кучу гадостей. Знаешь, он был до крайности странен, он мог быть таким грубым, и в то же время с ним я себя чувствовала защищённой. Но самая неприятная история случилась с нами когда мы связались с этим комитетчиком из Чёрного Движения. Он пригласил Джими к себе домой, обещав угостить какой-то невероятной травой, естественно, Джими взял меня с собой. Что там было! Я представить не могла, что можно так ненавидеть белых. Когда мы вошли, все уставились на меня: какого чёрта она здесь делает? Джими тоже почувствовал напряжение, но всё же из вежливости остался покурить, но потом, также вежливо поблагодарив их, мы поспешили убраться оттуда. "Уф!- сказал он,- ну и обстановочка," и мы оба с облегчением вздохнули, когда оказались на улице. Я была сильно напугана, но я знала, что Джими никогда бы не допустил, чтобы со мной произошло что-нибудь плохое. В конце нашей беседы, Кати рассказала мне о том последнем разе, когда она видела его. "Я встретила Джими накануне его смерти. Это было на Кенсингтон-Маркет. Он шел с роскошной блондиночкой, так что я не стала заговаривать с ним, тем более, что он меня не заметил. К тому же я собиралась вечером навестить его. Может быть, если бы я тогда с ним заговорила и он увидел меня, он был бы сейчас жив."