Только что прослушал этот роман в элегантном исполнении Терновского. Что там ни говорите, а этот чтец вне конкуренции, для меня его голос воистину стал голосом мировой литературы. До этого слушал такие произведения Газданова, как
«Вечер у Клэр»,
Рассказы,
«Ночные дороги»,
«Признак Александра Вольфа» и
«Возвращение Будды». Художественные достоинства «Полета» не вызывают сомнений – изящный стиль, тонкий психологизм, увлекательный сюжет – об этом прекрасно сказано в послесловии Ласло Диенеша. Но где-то две трети романа я слушал с нарастающим раздражением. Почти все персонажи казались мне какими-то душевными инвалидами, которых автор описывает с циничной иронией. Так вот что значит это насмешливо-скептическое выражение лица Газданова, которое можно увидеть практически на всех его фотографиях! Ольга Александровна – взбалмошно-романтическая натура, которая сама не знает, чего хочет. Аркадий Александрович – классический гнилой интеллигентик-графоман на содержании у Людмилы – воровки на доверии, хищницы с мертвой хваткой. Бездарная актриса Лола Энэ – противная молодящаяся старуха, одержимая манией величия. Художник Егоркин – милый и безобидный, но опять же бездарный тип. Лиза – вообще какая-то нимфоманка, даже родным племянником не побрезговавшая. И над всеми возвышается могущественный, насмешливо-снисходительный баловень судьбы Сергей Сергеевич. Пожалуй, только его сын Сережа описан без иронии и насмешки, но он еще ребенок. Совершенно нереальным мне показался уровень достатка и образ жизни главных героев: у них вилла близ Ниццы, дом в Лондоне, запасная квартира для свиданий в Париже, они разъезжают по европейским курортам и даже в Англию регулярно летают на аэроплане, что в 20-30-х годах было ОЧЕНЬ ДОРОГИМ удовольствием. Допустим, Сергей Сергеевич успел вывезти капитал из России накануне революции и вложил его в удачный бизнес, но ведь он добродушно раздает направо и налево деньги разным «просителям», постоянно выписывает чеки каким-то околобогемным авантюристам и это никак не отражается на его благосостоянии! Сомневаюсь, что у такого персонажа мог быть реальный прототип в среде русской эмиграции первой волны. Сам Газданов прибыл во Францию совершенным голодранцем и был вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, пока не стал ночным таксистом – достиг, так сказать, вершин парижского дна. Думаю, он сделал своих персонажей беззаботными богачами, чтобы отдохнуть душой от описания тяжелого эмигрантского быта и сосредоточиться на внутренней жизни героев.
Только ближе к концу мое отношение стало меняться, особенно после истории с мемуарами Лолы, когда эта одеревеневшая и изолгавшаяся «дива» вдруг примиряется с собственной жизнью и обретает душевный покой от того, что описывает свою биографию в розовом цвете. Пусть ее мемуары полны вранья, но какой же благодатный эффект они произвели на саму мемуаристку! Вот она, волшебная сила искусства! Даже «литературный негр» Дюпон, стряпавший для нее книгу на заказ и поначалу едва сдерживавший отвращение при разговоре со старой кокеткой, поневоле проникся сочувствием к такой наивной сентиментальности. А когда открылась «преступная» связь Лизы и произошло ее объяснение с Сергеем Сергеевичем – тут я на все взглянул по-иному. Скептик и романтическая натура как бы поменялись местами, Сергей Сергеевич вдруг проявил ту самую любовь, в отсутствии которой его так часто упрекала Ольга Александровна, а «раба любви» Лиза могла показаться простой эгоисткой. «Полет» заканчивается тем же, с чего начинается
роман Торнтона Уайлдера «Мост короля Людовика Святого» – гибелью главных героев, случайно оказавшихся в одном месте. Это последний полет стал тем «Страшным Судом», на который автор приводит своих персонажей – никого не осуждая и не оправдывая, не приукрашивая и не очерняя, а просто с изящной точностью описав их жизнь.
ОГРОМНОЕ СПАСИБО уважаемому
Hannibal61 и
Клубу Любителей Аудиокниг за то, что недавно выложили еще и такие произведения Газданова, как
«История одного путешествия» и
«Пробуждение»!