Книгоглот ·
06-Мар-13 06:25
(спустя 2 месяца 20 дней, ред. 10-Мар-13 16:40)
Прослушал в исполнении Терновского. Сушков тоже читает неплохо, но все-таки до Евгения Павловича ему далеко… Этот роман, который Газданов закончил уже во время Второй мировой войны - записки парижского таксиста-эмигранта, вынужденного зарабатывать на жизнь этим нелегким трудом, впрочем, оставляющим достаточно времени для творчества и дающим возможность наблюдать жизнь «столицы мира» во всех интимных подробностях. Немало в книге места уделено описанию парижского «дна» - бесконечные проститутки, бордели, пьяницы, сутенеры, клошары, бандиты… Среди них встречаются оригинальные типы, чего стоит только философ-алкоголик по прозвищу «Платон». Среди же собратьев по несчастью, русских эмигрантов, тоже богатый ассортимент: от потомственного интеллигента, «похожего на один из портретов Достоевского» и гордящегося своим духовным багажом, до шустрого мещанина Федорченко, который быстро освоился в новой среде, поднакопил деньжат, женился на француженке и зажил как порядочный мелкий буржуа. Если в «Вечере у Клэр» показана трагедия гражданской войны, которую пришлось пережить герою, то в «Ночных дорогах» его ждет новое испытание – эмиграция, тяжелый ручной труд в первые годы жизни во Франции, оторванность от родной культуры и языка, работа таксистом в трущобных районах Парижа, где ему пришлось насмотреться столько всяких мерзостей, что хоть святых выноси. Только железное здоровье, трезвость и регулярные занятия спортом не дали русскому таксисту сойти с ума или застрелиться.
С исторической точки зрения очень характерны описания не только парижского «дна», но и всего французского общества предвоенных лет: это какой-то вездесущий цинизм, мещанское (в самом худшем смысле этого слова) царство, колоссальный бордель. Не удивительно, что Франция услужливо легла под Гитлера в 1940 году!