Сегодня нас осталось двое, кто был удостоен привилегии быть рядом с этим человеком, общаться с ним, работать на его фильмах. Этот человек – Лев Константинович Атаманов, а те двое – Леонид Шварцман и я.
Я не могу упустить случай и не рассказать, каким он остался в моей памяти. Мне было лет 15 , когда я в первый раз смотрела "Снежную Королеву", и вдруг удар прямо в сердце: "Кай, Кай, Кай". Что это было, я так и не поняла, но я почувствовала любовь, очень чувственную любовь. Сердце мое сначала похолодело, а потом как будто кто-то взял его теплыми руками и сильно сжал. Но мне не было больно, а наоборот – какой-то восторг охватил меня, и я полетела туда, куда эхо уносило: "Кай, Кай, Кай". Теперь я уже понимаю, что такое магия кино и как может воздействовать художник на зрителя силой своего таланта. Тогда это ощущение было для меня настолько новым и сильным, что я и сейчас не могу забыть его. На самом деле это было так тонко, что я подсознательно поняла силу этой необычной любви, любви взрослой женщины к мальчику, тем более это было так трагично. То была любовь во всех ее проявлениях с ревностью к юной сопернице и тем самым – безнадежной. Сила воздействия этого эпизода была настолько мощной, что хотелось это пережить еще и еще раз. Фильм "Снежная королева" я смотрела в течение своей жизни много раз.
Я фактически была еще ребенком, и мне в голову не приходило поинтересоваться, кто режиссер этого фильма. Тогда я и не подозревала, что и этот фильм, и его создатель сыграют решающую роль в моей творческой судьбе. Я считаю, что Атаманов лучше всех умел рассказать о любви в мультипликации. Это был очень чистый, очень тонкий человек, настоящий интеллигент и, конечно же, романтик. Этим мне он был очень близок. Я всегда хотела делать фильмы о любви. Хотя такой жанр в мультипликации был непопулярен.
Но то была "Снежная Королева", и то был Атаманов. Все способствовало тому, чтобы этот большой художник смог самовыразиться в полную силу, раскрыть свой темперамент и свой талант любить. "Снежная королева" стала символом целого периода отечественной мультипликации, а для режиссера она стала высшей точкой творческой биографии. Он был в своей стихии. Там он выложился полностью, зная Льва Константиновича хорошо, я беру на себя смелость сказать, что все остальное его творчество было как бы отзвуком "Снежной Королевы". Все будет в его жизни: талант, профессионализм, но сердце останется в "Снежной Королеве". Исключительность этого произведения была еще в подборе соратников в работе над фильмом. Как будто кто-то свыше собирал этих лучших из лучших для воплощения задумки Атаманова – это и Леонид Шварцман рисовал персонажи, а Саша Винокуров фоновую часть. Это и композитор Артемий Айвазян, и актриса Бабанова, голосом которой было сказано: "Кай, Кай, Кай". И конечно, гениальные вкрапления мультипликата Федора Хитрука с Оле Лукойе. Все это были краски на палитре художника Атаманова, и каждая краска легла на свое место.
Теперь хочется рассказать, как работал Атаманов. Особенно поражало в нем – это отсутствие видимых мук творчества на лице, только улыбка, радость и любовь к тем, кто помогал ему в работе. Причем эта легкость иногда казалась людям, его не понимающим, легкомыслием, это сродни тому, что Сальери чувствовал по отношению к Моцарту. Ведь многим кажется, что если не видно пота, нет скандалов вокруг режиссера, нет недовольства исполнителями, нет конфликтов с администрацией, то это – нетребовательность режиссера, равнодушие или просто режиссер не горит, не живет работой над фильмом. Атмосфера, которая царила в группе Льва Константиновича, была еще одной отличительной стороной его жизни в искусстве. Это то, что я потом старалась делать сама в работе над моими фильмами. Вообще я многому научилась у режиссера Атаманова. Прежде всего это благодарность к людям, которые с тобой работают, любовь и теплота, дружелюбие и радость, что сопровождали процесс работы над фильмом Льва Константиновича. В каждом художнике, который работал с ним, он видел личность. Особое отношение у него было к художницам, но это было так по-мужски, так изыскано, что мы, женщины, чувствовали себя самыми красивыми. Он так тонко это использовал для качества фильма, что мы ничего не замечали и, конечно, выкладывались творчески как могли. Это был гениальный организатор, который все держал в своих руках. Он видел фильм целиком, все просчитывал вперед. Мы никогда не чувствовали, что у него что-то не получается или он в чем-то сомневается, все это оставалось у него внутри. И я думаю, что самые большие его проблемы он решал наедине с собой, где-то за пределами студии. Он работал над фильмом постоянно, придумывал, переделывал, прикидывал и все это легко, весело и уверенно. И мы видели в нем надежную опору. Он был очень щедр. Сильные всегда щедры, он не боялся, что кто-то из молодых проявит себя на его фильме. Наоборот, он всегда поощрял инициативу, считался с мнением молодых художников. Он понимал, что кино – искусство коллективное. Ему было интересно все новое. Он с удовольствием применял новые стили. Тут-то на глаза ему и попалась я – выпускница ВГИКа. И он рискнул… Это был мой жребий. Вначале был фильм "Букет", а потом "Велосипедист", где, безусловно, чувствовались новаторские веянья 60-х. Лев Константинович с удовольствием окунулся в это.
А дальше была целая творческая жизнь. Результатом творческого содружества с Бидструпом стал мультфильм "Скамейка", где мы работали с Борей Корнеевым, которого тоже хочется вспомнить. Было еще очень много фильмов, где каждый являлся произведением искусства. Но мне хочется выделить "Балерину на корабле". Я долго думала, почему он так хотел поставить этот фильм, и вдруг я поняла – ведь это фильм о нем, о Льве Константиновиче. Он подсознательно посвятил этот фильм себе. Вся его жизнь и все, что его окружало – это большой корабль. Этот тонкий, изящный, артистичный человек не всегда себя чувствовал комфортно среди грубости, зависти, алчности и бездарности. Но не показывал этого. Как сейчас вижу: ему за 60, он легко, вприпрыжку, спускается по союзмультфильмовской лестнице, смеется, и ты уже весь заряжаешься его открытостью, радостью и становится так легко и спокойно. (Роза Зельма, 2004 г.)
«МЕДВЕЖОНОК НА ДОРОГЕ» (1965) художник-постановщик«БУКЕТ» (1966) художник-постановщик«СКАМЕЙКА» (1967) художник-постановщик«КАЛЕЙДОСКОП-68. ВЕЛОСИПЕДИСТ» (1968) художник-постановщик«КАЛЕЙДОСКОП-68. ЗАБОР» (1968) художник-постановщик«УТЕНОК ТИМ» (1970) художник-постановщик«САМЫЙ МЛАДШИЙ ДОЖДИК» (1971) художник-постановщик«СТАРАЯ ИГРУШКА» (1971) художник-постановщик«С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!» (1972) художник-постановщик«УТЕНОК, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЛ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ» (1972) художник-постановщик«МЫ С ДЖЕКОМ» (1973) художник-постановщик«МУК-СКОРОХОД» (1975) художник-постановщик«ПТИЧИЙ ПРАЗДНИК» (1976) художник-постановщик«МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА» (1978) режиссер«ДЕВОЧКА И ДЕЛЬФИН» (1979) режиссер«НОЧЬ РОЖДЕНИЯ» (1980) режиссер«УШАСТИК 1. УШАСТИК И ЕГО ДРУЗЬЯ 1» (1981) художник-постановщик«УШАСТИК 2. КОГДА МЕДВЕЖОНОК ПРОСНЕТСЯ» (1981) художник-постановщик«УШАСТИК И ЕГО ДРУЗЬЯ 3. КАК УШАСТИК ХОТЕЛ ВЫРАСТИ. КАК ГУСЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ» (1981) художник-постановщик«УШАСТИК И ЕГО ДРУЗЬЯ 4. ТАИНСТВЕННАЯ ПРОПАЖА» (1981) художник-постановщик«УШАСТИК И ЕГО ДРУЗЬЯ 5. КАК ГУСЕНОК НА ЛИСУ ОХОТИЛСЯ» (1981) художник-постановщик«ФИЛИПОК» (1982) режиссер«ФАНТАЗЕР» (1983) режиссер«БАЛЛАДА О ФОРМАЛИСТЕ» (1983) художник-постановщик«КАПЛЯ» (1984) режиссер«ГОЛУБОЙ МЯЧ» (1984) режиссер«ЧУЖИЕ ОКНА» (1985) режиссер«ОТКРЫТОЕ ОКНО» (1986) режиссер«ЛЕНИВОЕ ПЛАТЬЕ» (1987) режиссер«ТАЙНА ИГРУШЕК» (1987) режиссер«БРАК ПО РАСЧЕТУ» (1988) режиссер«НА СУШЕ И НА МОРЕ» (1988) режиссер«СЧАСТЛИВЧИК» (1989) режиссер«ПУГАЛО» (1990) режиссер«ЖЕНСКАЯ АСТРОЛОГИЯ» (1991) режиссер«СТАРЫЙ АВТОМОБИЛЬ» (1992) режиссер«КАПИТАН ПРОНИН 1. ВНУК МАЙОРА ПРОНИНА» (1993) художник-постановщик«КАПИТАН ПРОНИН 2. В АМЕРИКЕ» (1993) режиссер«КАПИТАН ПРОНИН 3. В КОСМОСЕ (мульттриллер)» (1993) режиссер«ВОЗВРАЩЕНИЕ КОТА ЛЕОПОЛЬДА. СЕРИЯ 1 "ПРОСТО МУРКА"» (1993) режиссер«ВОЗВРАЩЕНИЕ КОТА ЛЕОПОЛЬДА. СЕРИЯ 2 "НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА"» (1993) режиссер«ВОЗВРАЩЕНИЕ КОТА ЛЕОПОЛЬДА. СЕРИЯ 3 "СУП С КОТОМ"» (1993) режиссер«ВОЗВРАЩЕНИЕ КОТА ЛЕОПОЛЬДА. СЕРИЯ 4 "КОТ В САПОГАХ"» (1993) режиссер«КАПИТАН ПРОНИН 4. В ОПЕРЕ» (1995) режиссер, сценарист«СЕРИАЛ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ» (1997) художественный руководитель 1. «FIVE O'CLOCK» режиссер и сценарист – Анна Ильина 2. «БАЛДАЗЕР» 3. «ГАЛЛОЧКА (РАЗЛУКА)» режиссер и сценарист – Николай Маркеллов 4. «ДЕТИ В НЕБЕ КЕЛЬНА» режиссеры и сценаристы – Максим Поляков, Наталья Березовая 5. «МАРГАРИТА» режиссеры и сценаристы – Светлана Петрова, Наталья Березовая 6. «МУХА» режиссер и сценарист – К. Панфилов 7. «О ЛЮБВИ» режиссер и сценарист – Ирина Барановская 8. «ПОБЕДИТЕЛЬ» режиссер и сценарист – Олег Пичугин 9. «ПОД МУХОЙ» режиссер и сценарист – Александр Линьков 10. «ПРОКЛЯТЫЕ» режиссер и сценарист – Денис Цыбулькин 11. «СЛУЧАЙ В ДЕТСКОМ САДУ» режиссер и сценарист – Дмитрий Кучвальский 12. «У БОГАТЫХ СВОИ ПРИЧУДЫ» режиссер и сценарист – Виктория Бармина 13. «ШУТКА» сценарист – Екатерина Федотова«СЛОНДАЙК 1» (1999) режиссер, художественный руководитель, озвучивал(а) роли«ОНИ» (2002) продюсер
Cюжеты из киножурнала "Фитиль":
скрытый текст
«ДОИСТОРИЧЕСКАЯ НОВИНКА ("Фитиль" N 81)» (1969) художник-постановщик«СУК ("Фитиль" N 103)» (1970) художник-постановщик
От себя: Эта удивительная мастер работает в нашей анимации уже 50 лет... Только вдумайтесь в это! На ее мультфильмах выросли целые поколения. А ведь они - для всех абсолютно, для самых маленьких - добрая и милая серия "Ушастик и его друзья", для ребят постарше - целая обойма гениальных, красивых и мудрых мультфильмов "Голубой мяч", "Девочка и дельфин", "Фантазер", насквозь пропитанный тонким юмором и иронией "Мук-скороход", для взрослых - тонкие, красивейшие и остроумные, сделанные в самых разных техниках и жанрах "Скамейка", "Женская астрология", мудрое и горькое "Пугало", феерическая серия пародий "Капитан Пронин". И многие-многие другие. Я готова говорить о ее работах до бесконечности. Иногда мне кажется, что достаточно просто понять и не оттолкнуть всю ту мудрость и доброту, которой мастер так щедро с нами делится, и не понадобятся нам больше никакие учебники, скучные законы и указания. В ее работах есть все!..
Коллекцию собирала любовно, по крупицам. Насколько я поняла, у нее почему-то нет ни одного собственного сборника на DVD, только в общих коллекциях с другими режиссерами. Да и информации о ней в Нете до слез мало!.. Так что поиски ее работ легкими не назовешь, увы.
По счастью, часть удалось найти на Arjlover-е и любимом питерском сайте мультиков. Остальное выискивала по всем свалкам и закоулкам. Файлы неоднократно перекачивались, как только находила качество лучше. Вот теперь выношу на ваш суд свое сокровище. Пожалуйста, не пропустите! Поверьте, эти неполные 4 гигабайта - подарок не просто для всей семьи, а для всего человечества. Я, по крайней мере, в этом уверена.В КОЛЛЕКЦИЮ ВОШЛИ:1. «МЕДВЕЖОНОК НА ДОРОГЕ» (1965)
Благодарю! Кажется некоторые мульты я смотрел вчера, а иные далеко-далеко вспоминаются. А вообще всё это (нет не всё, вру, кое что впервые) я смотрел............... уууууууу.... давно. Просто мёд на душу. Спасибо.
FredBah
И Вам, и близким, и знакомым на радость! Я на самом деле считаю, что, посмотрев и почувствовав все то, о чем нам говорит эта удивительная художница, можно стать Человеком. Особенно, если что-то делать начать после этого.
FIVE O'CLOCK - это не Розалии Зельмы фильм. Режиссер - Анна Ильина.
Вообще, это один из мультфильмов т.н."Сериала студенческих работ".
Там ещё «Маргарита», «Дети в небе Кельна», «У богатых свои причуды» и др.,
всего, насколько мне известно, 13 мультфильмов.
А Розалия Зельма просто как преподаватель курс вела, ну и помогала всем чем могла.
Так что либо помещать в фильмографию "сериал" целиком, либо вообще не надо.
Luzhin418
Спасибо за информацию о любимом мастере, но... читайте фильмографию в теме повнимательнее. У меня именно эта информация там дана, я постаралась предельно внимательно свести все, чем располагала.
Уважаемая nanja! Я внимательно прочитал всю информацию, данную Вами, иначе бы и писать не стал.
Что до "Сериала студенческих работ", большая его часть (если не весь целиком, не проверял)
присутствует на том же аржловере, только в виде отдельных мультфильмов, а не "Сериала". Вот, например, "Маргарита": http://multiki.arjlover.net/info/margarita.avi.html
А вот "Дети в небе Кёльна": http://multiki.arjlover.net/info/deti.v.nebe.kelna.avi.html
В титрах этих мультфильмов Роза Зельма упомянута как художественный руководитель -
точно так же, как и в мультфильме "Five o'clock", можете проверить.
Luzhin418
Еще раз спасибо за информацию! Вот вернулась из отпуска, проверила повнимательнее - и убедилась в Вашей абсолютной правоте. Сейчас собираю те работы из "Сериала студенческих работ", которые удалось найти, и в ближайшее время дополню ими раздачу. А заодно и фильмографию подправлю.
Информация о заменах в перераздаче:
1) заменила с улучшением качества файл мультика "Мы с Джеком"
2) добавила в раздачу папку с мультфильмами "Сериала студенческих работ" (разыскала 9 из 13, в т.ч. "Five o'clock"). Художественным руководителем проекта была Розалия Зельма
3) мультфильм "Five o'clock" переехал в папку "Сериала...", там его законное место.
Продолжаю поиски работ любимой художницы.argon1974
Нет, к сожалению, нигде не могу его найти! Да и, по-моему, Слондайк-2 был уже абсолютно самостоятельным проектом Дениса Цыбулькина, без участия Розалии Борисовны. Так что в эту фильмографию он может и не попасть.
valeriy49
Хм-м-м, комплимент более чем спорный... Если мультфильм имеет продолжительность в 7-8 минут, то сколько же он должен "весить"? Гигабайт, что ли? Уж поверьте, эта коллекция - ВСЕ, что можно было найти в результате долгих кропотливых поисков! Так что я бы воздержалась от формулировок типа "качество дрянь" хотя бы из уважения к проделанной мною работе, не говоря уж о качестве работ Мастера, создавшего эти шедевры.
Зато "Кунг-фу Панда" и прочая многочисленная дрянь-однодневка у нас общедоступна в самом наилучшем качестве глянцевой картинки. Ну, что же, можно и туда...
Skaramusch
Тех, которые в полной фильмографии красненьким помечены, хнык! Там 5 старых ее мультиков, вся серия "Возвращения кота Леопольда" (и это особенно обидно, ужасно хочется увидеть), и еще 5 свежих мультиков, в которых она выступала уже не как режиссер, а как продюсер и художественный руководитель. Будем искать!..
бекка 07
Люблю я ее очень!.. Мне кажется, ее творчество заслуживает и усилий, и затрат времени. А качать можете начать выборочно, ведь там каждый мультик - отдельный файл. Так что можете для начала что-то выбрать, а потом уж влюбитесь, как я, и скачаете все!
valeriy49
.....Зато "Кунг-фу Панда" и прочая многочисленная дрянь-однодневка...
Когда то учился на аниматора и общался Розалией Борисовной:) , но не согласен с тем что Вы сказали о "Кунфу Панда" и пр. грандиозных современных фильмах...
Чтоб такое сделать нужно много горбатиться и талант тоже нужен... Как аниматоров, так и людей которые смогли собрать столько сил и всё скоординировать.... Мне лично нравятся почти все америкосные мультфильмы... Там туфту редко делают... рынок знаете ли...
Сделаешь лажу - не заработаешь денег...
волшебный ананас
А-а-а, позор на мои седины, перепутала, согласна. Практически все ее мультики смотрела сама, некоторые не по одному разу, а этот вот... Значит, когда буду перезаливать коллекцию, найдя что-то новенькое, уберу его, а пока просто дам информацию на обложку. Спасибо!
valeriy49
.....Зато "Кунг-фу Панда" и прочая многочисленная дрянь-однодневка...
Когда то учился на аниматора и общался Розалией Борисовной:) , но не согласен с тем что Вы сказали о "Кунфу Панда" и пр. грандиозных современных фильмах...
Чтоб такое сделать нужно много горбатиться и талант тоже нужен... Как аниматоров, так и людей которые смогли собрать столько сил и всё скоординировать.... Мне лично нравятся почти все америкосные мультфильмы... Там туфту редко делают... рынок знаете ли...
Сделаешь лажу - не заработаешь денег...
такое впечатление что вы вообще не смотрите ТВ.. либо плохо считаете деньги( а кто сейчас не зарабатывает именно лажей, простите? только ленивый
vamm
Много Вы о жизни знаете, драгоценный... Уважающий себя человек никогда себя так не унизит и не станет заниматься откровенной, как Вы говорите, лажей! Или для Вас деньги тоже не пахнут? Простите, но просто не хочется здесь наводить тень на плетень, Вы, я вижу, человек знающий и сами всё прекрасно понимаете. Не мне Вам объяснять, откуда у чего на нынешнем постсоветском ноги растут.
И с товарищем koskos1 я, конечно, тоже не могу согласиться. Но это вообще отдельный разговор... А nanja - и это видно сразу - человек настоящий, с настоящим искренним живым чувством, знающий истинную цену чужому творчеству.
vamm
Не спорю, нелегкая... Но в данном случае с такой любовью и с таким удовольствием проделанная, что труды окупались с лихвой. Безгранично люблю работы этой великой художницы! Добрые, мудрые, красивые до слез. И, к огромному моему сожалению, не очень-то известные зрителю. Как видно, она как раз из тех, кто не поставил деньги впереди творчества в своей системе ценностей. Потому и корпела над этой коллекцией, старалась...Skaramusch
А Вам поклон низкий за Ваши слова! Честное слово, именно ради этих слов я и готова месяцами напролет просиживать за компьютером, ломать близорукие глаза и выкладывать сюда то, что представляет для меня подлинную ценность... Так хочется, чтобы как можно больше людей просто имели возможность это узнать, увидеть, почувствовать. Можно сколько угодно возмущаться по поводу льющейся в души помойки, но грош нам цена, если не попытаемся что-то противопоставить, предложить взамен. Вот и упираюсь, как могу, сопротивляюсь... vamm, похоже, говорил о "лаже" скорее с сожалением, нежели с одобрением. Так что, возможно, и слишком Вы на него напустились, но все равно еще раз СПАСИБО!!!