Метакогнитивная промпт-инженерия
Год издания: 2025
Автор: Душкин Р. В.
Издательство: ДМК Пресс
ISBN: 978-5-93700-425-3
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 240
Описание: В книге рассматривается новый подход к работе с генеративным искусственным интеллектом, в рамках которого большие языковые модели превращаются в поистине интеллектуальных помощников, способных анализировать собственное мышление. Читатели детально изучат понятие метакогниции и ключевые метакогнитивные техники, адаптированные к применению в передовых генеративных моделях.
Издание адресовано разработчикам интеллектуальных систем, аналитикам, исследователям, руководителям технических отделов компаний, а также всем желающим узнать, куда движется развитие искусственного интеллекта.
Примеры страниц (скриншоты)
Оглавление
Предисловие от издательства........................................................................ 9
Введение. Революция в промпт-инженерии.....................................................10
Глава 1. МЕТАКОГНИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА – ФУНДАМЕНТ
Д ЛЯ ПОНИМАНИЯ.........................................................................................17
1.1. Что такое метакогнитивные процессы у людей..........................................18
1.2. Классификация человеческих метакогнитивных процессов........................21
1.3. Модель Флейвелла и современные подходы..............................................24
1.4. Как метакогнитивные принципы можно адаптировать
для работы с большими языковыми моделями.................................................26
Глава 2. ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННОГО ПРОМПТИНГА..........................................29
2.1. Принципы работы с большими языковыми моделями без
мистификации..............................................................................................30
Что происходит «под капотом» у больших языковых моделей..........................30
Поколения БЯМ: от миллионов к триллионам параметров................................30
Окно контекста: память БЯМ.........................................................................31
Параметры генерации: управление «творчеством» БЯМ..................................31
Ризонеры: новое поколение мыслящих моделей.............................................32
Принципы работы промпт-инженера..............................................................32
2.2. От наивного промптинга к продвинутым техникам...................................33
2.3. Техники Chain-of-Thought, Tree-of-Thoughts, Graph-of-Thoughts.................36
Chain-of-Thought: обучение БЯМ «думать вслух»............................................36
Tree-of-Thoughts: исследование альтернативных путей...................................38
Graph-of-Thoughts: нелинейные связи идей....................................................39
2.4. Использование инструментов, включая RAG, ReAct и ризонинг..................41
Retrieval-Augmented Generation: память вне модели........................................42
ReAct: цикл рассуждения и действия..............................................................43
Ризонинг: встроенное мышление в БЯМ..........................................................45
2.5. Глубокое исследование, ADAS и метапромптинг........................................47
Глубокое исследование: всесторонний анализ как основа
решений......................................................................................................47
ADAS: автоматизированное проектирование агентных систем..........................49
Метапромптинг: промпты о промптах.............................................................51
2.6. Ограничения существующих подходов....................................................53
2.7. Переход к метакогнитивной промпт-инженерии.......................................55
Текущая реализация через промпт-инженерию..............................................55
Агентные архитектуры как путь к автономности..............................................56
Временной горизонт развития...........................................................................56
Практическая ценность сегодня.........................................................................56
Глава 3. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ
МЕТАКОГНИТИВНОГО ПРОМПТИНГА.......................................................................58
3.1. Метакалибровка уверенности (Confidence Meta-Calibration)...............................58
Критерии применения...........................................................................................60
Примеры промптов.................................................................................................61
Практические задания...........................................................................................63
3.2. Метамониторинг качества ответов (Response Quality
Meta-Monitoring)....................................................................................................68
Критерии применения............................................................................................70
Примеры промптов.................................................................................................71
Практические задания...........................................................................................73
3.3. Метакогнитивная саморефлексия (Cognitive Self-Reflection)................................77
Критерии применения...........................................................................................79
Примеры промптов................................................................................................80
Практические задания...........................................................................................82
3.4. Метапланирование промптов (Meta-Prompt Planning).........................................86
Критерии применения...........................................................................................88
Примеры промптов................................................................................................88
Практические задания...........................................................................................91
Глава 4. АДАПТИВНЫЕ И КОНТЕКСТНЫЕ ТЕХНИКИ...................................................96
4.1. Стратегический метавыбор (Strategic Meta-Selection)........................................96
Критерии применения...........................................................................................98
Примеры промптов...............................................................................................99
Практические задания........................................................................................ 101
4.2. Метаконтекстуализация (Meta-Contextualization)............................................ 105
Критерии применения.........................................................................................107
Примеры промптов.............................................................................................. 108
Практические задания........................................................................................ 110
4.3. Процедурная метарефлексия (Procedural Meta-Reflection)............................... 114
Критерии применения........................................................................................ 116
Примеры промптов.............................................................................................. 116
Практические задания........................................................................................ 118
Глава 5. ПРОЦЕССЫ ОБУЧЕНИЯ И САМОКОРРЕКЦИИ.............................................. 123
5.1. Метакоррекция и итерация (Meta-Correction and Iteration).............................. 123
Критерии применения........................................................................................ 125
Примеры промптов.............................................................................................. 126
Практические задания........................................................................................ 128
5.2. Адаптивное метаобучение (Adaptive Meta-Learning)........................................ 132
Критерии применения........................................................................................ 134
Примеры промптов.............................................................................................. 134
Практические задания........................................................................................ 136
5.3. Социально-когнитивная метаадаптация (Social-Cognitive
Meta-Adaptation)................................................................................................ 140
Критерии применения........................................................................................ 142
Примеры промптов.............................................................................................. 143
Практические задания........................................................................................ 145
Глава 6. ПРОДВИНУТЫЕ ТЕХНИКИ КООРДИНАЦИИ
И АНАЛИЗА........................................................................................................ 150
6.1. Метакоординация инструментов (Tool Meta-Coordination)................................ 151
Критерии применения........................................................................................ 153
Примеры промптов............................................................................................. 154
Практические задания........................................................................................ 156
6.2. Инструментальная метаадаптация (Tool Meta-Adaptation)................................ 160
Критерии применения........................................................................................ 162
Примеры промптов.............................................................................................. 163
Практические задания........................................................................................ 165
6.3. Ретроспективная метааналитика (Retrospective Meta-Analytics)........................ 170
Критерии применения........................................................................................ 172
Примеры промптов.............................................................................................. 172
Практические задания........................................................................................ 174
6.4. Коллективная метамодерация (Collective Meta-Moderation).............................. 179
Критерии применения........................................................................................ 181
Примеры промптов.............................................................................................. 182
Практические задания........................................................................................ 184
Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНИК – СОЗДАНИЕ
МЕТАКОГНИТИВНЫХ СИСТЕМ.............................................................................. 190
7.1. Принципы комбинирования техник метакогнитивного
промптинга....................................................................................................... 191
7.2. Архитектура комплексных метакогнитивных процессов.................................. 194
7.3. Построение полного метакогнитивного конвейера
для сложной задачи.......................................................................................... 196
Этап 1: архитектурное планирование системы.................................................... 196
Этап 2: создание базового мониторингового промпта.......................................... 196
Этап 3: интеграция адаптивных техник...............................................................197
Этап 4: координация инструментов и процессов..................................................197
Этап 5: рефлексивный анализ и самокоррекция................................................. 198
Этап 6: тестирование и итерация...................................................................... 198
7.4. Примеры возможных вариантов применения............................................... 199
Медицинские системы диагностики и принятия решений.................................... 199
Финансовые аналитические платформы............................................................ 200
Персонализированные образовательные платформы.......................................... 200
Корпоративные системы управления проектами................................................. 200
Научно-исследовательские комплексы.............................................................. 201
Интеллектуальные системы поддержки творчества............................................ 201
Системы умного города и IoT............................................................................ 201
7.5. Типичные ошибки и способы их избежать................................................... 202
Концептуальные ошибки.................................................................................. 202
Технические ошибки........................................................................................ 203
Процессуальные ошибки.................................................................................. 204
Ошибки интерпретации результатов................................................................. 204
Стратегии предотвращения ошибок.................................................................. 205
Глава 8. ПЛАТФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Д ЛЯ МЕТАКОГНИТИВНОГО ПРОМПТИНГА......................................................... 206
8.1. Обзор современных платформ ИИ-аналитики.............................................207
OpenAI: GPT-4o и другие модели.....................................................................207
Anthropic: семейство Claude........................................................................... 208
Perplexity...................................................................................................... 208
n8n: автоматизация рабочих процессов..................................................... 209
Zapier: альтернатива для бизнес-автоматизации.................................... 210
LangChain/LangGraph: фреймворк для ИИ-агентов................................. 210
Microsoft AutoGen: мультиагентная координация................................... 211
Российские платформы: GigaChat и YandexGPT....................................... 212
Специализированные инструменты для исследований............................ 213
8.2. Критерии выбора платформы для метакогнитивных задач............... 213
8.3. Настройка и оптимизация инструментов......................................... 214
Управление параметрами генерации.................................................... 215
Адаптация промптов под архитектурные особенности............................ 215
Оптимизация управления контекстом................................................... 216
Конфигурация многоагентных архитектур..............................................217
Системы памяти и персистентности знаний.............................................217
Мониторинг и аналитика производительности........................................ 218
Оптимизация ресурсов и производительности........................................ 218
Персонализация и адаптация............................................................... 219
8.4. Особенности работы с различными моделями................................. 220
Универсальные трансформеры старшего класса (GPT-4/4o/5,
Claude 3/4, Gemini, аналоги)............................................................... 220
Модели среднего класса (7–70B, локальные и облачные)...................... 221
Ризонеры........................................................................................... 221
Модели с ультрадлинным контекстом................................................... 222
Русскоязычные платформы (GigaChat, YandexGPT)................................ 222
Мультимодальные модели................................................................... 223
Локальные / самостоятельно развёрнутые модели................................. 223
По доменам задач................................................................................ 224
Общие паттерны метакогнитивной адаптации........................................ 224
Заключение. Будущее метакогнитивного промптинга.............................. 225
Приложение. Глоссарий терминов......................................................... 230
Предметный указатель......................................................................... 236