Bloomsbury · 24-Апр-24 18:18(1 год 5 месяцев назад, ред. 24-Апр-24 22:34)
Столь долгое отсутствие / Вернусь к тебе зимой / Une aussi longue absence / L’Inverno ti fara tornare / The long absence Страна: Франция, Италия Жанр: драма Год выпуска: 1961 Продолжительность: 01:38:16 Перевод: Профессиональный (дублированный) киностудия им. М. Горького Субтитры: русские, английские Оригинальная аудиодорожка: французский Режиссер: Анри Кольпи / Henri Colpi В ролях: Алида Вали, Жорж Вильсон, Шарль Блаветт, Амедеи, Поль Фуавр, Пьер Парель, Катрин Фонтеней, Диана Лепрье, Нан Жермон, Шарль Буйо Описание: Много лет спустя после войны Тереза Ланглуа встречает бродягу и узнает в нем мужа, которого считала погибшим. Оказывается, после допросов в гестапо он потерял память и живет бездомным, не помня ни ее, ни дороги домой...
Простая, но трогательная и лиричная история (рецензия)
Простота «Долгого отсутствия» является самым поразительным его аспектом. Она незамысловата и экономична почти до такой степени, что кажется поверхностной. В нем нет ничего более изощренного, чем драма женщины во французском городке, которая внезапно оказывается сбитой с толку появлением потрепанного, страдающего амнезией бродяги, которого она радостно принимает за своего мужа, пропавшего без вести со времен Второй мировой войны. И это не что иное, как отслеживание нетерпеливых, но напряженно осторожных и нежных шагов, с помощью которых она пытается подтвердить свои подозрения и открыть запечатанную память мужского разума. Вот и все. Это очевидная история, не более изощренная и сложная, чем эта – никакой сложной психологической гимнастики, никаких флэшбэков, никаких кинематографических трюков. Тем не менее, благодаря своей очень простой экспозиции с красиво оформленными и упорядоченными сценами, блестящему исполнению Алиды Валли и изысканной операторской работе, она охватывает мир чувств в женском сердце и целый ряд жгучих намеков на то, что могло произойти во время войны. Что что-то вроде щемящей тоски по утраченной любви, которая сквозит в более сложном фильме «Хиросима, любовь моя», прослеживается подобно звукам далеких скрипок в этом изысканном фильме.
Сюжет разворачивается в суровой реальности мрачного и индустриального пригорода начала 60-х гг. ХХ в., который аккуратный черно-белый цвет пронизывает множеством оттенков серого. И в этом пейзаже, который определяют фиксированные планы, проходит бродяга. То, как Кольпи изображает своего персонажа, примечательно – все происходит так, как будто Альбер-Робер получает право быть на экране: простой силуэт в глубине резкости, затем тело, видимое со спины, пока не обретает индивидуальность крупным планом. Этот маршрут в кадре изображает персонажа, анонимного бродягу, который, возможно, обретет имя. Точно так же то, как режиссер помещает персонажа в амбразуру между двумя занавесками, имитируя его замкнутость, в достаточной степени говорит о мастерстве Кольпи. Следует также отметить, как Алида Валли изящно переходит от замкнутого лица к внутренней радости, как Жорж Вильсон воплощает примитивное существо с повторяющимися жестами, которое постепенно открывается другому. В их жестах, в их позах сквозит та бесконечная нежность, которую режиссер и сценарист проявляют к этим двум жизненным неудачам. Мы не здесь, как иногда бывает в голливудских мелодрамах, в большом мире. Эта драма – драма маленьких людей, оказавшихся в нестандартной ситуации, маленьких людей, превзойденных своей любовью. Камера вначале снимает завсегдатаев бара, затем сосредотачивается на двух персонажах, одновременно заключая их во все более жесткие рамки. Есть ли лучший способ выразить исключительную страсть, когда больше ничего не имеет значения?
Все начинается с того, что все еще привлекательная женщина, владелица кафе для рабочих, впервые видит, как похожий на ее пропавшего во время войны мужа незнакомец крадется мимо ее двери. Это впечатление усиливается, когда она пытается найти его в сумерках на берегу Сены, снова ищет его и преследует летним рассветом, уводит его в свое кафе, где она включает для него оперные арии и заставляет родственников своего мужа тайно наблюдать за ним и произносить его имя. И это достигает разрывающей сердце кульминации, когда она терпеливо сидит с ним, слушая музыку из музыкального автомата, и медленно танцует вальс в его объятиях. Кто-то мог бы заметить, что это очевидно, немного сентиментально и что это затягивает – что это в значительной степени остается в области одной ситуации и настроения. Так и есть, но простая созерцательная и кумулятивная природа влечения, охватывающего и разрастающегося в груди женщины, когда она трепещет навстречу любви, которая есть не что иное, как воспоминание или иллюзия, лучше всего проявляется именно таким образом.
Валли идеально подходит для этой роли: она красива, исполнена достоинства, безмятежна, но в ее присутствии чувствуются тоска, нетерпение и желание. И Колпи заставил ее сиять так восторженно, когда она чувствует, что достигает осознания, что это трогает сердце грустной, сладкой болью. Жорж Вильсон также великолепен в роли одинокого, немногословного бродяги, в котором есть впечатляющая мягкость и безмятежность. Он держится так, что подозрение становится правдоподобным. И те немногие мимолетные проблески воспоминаний, которые ему удается отразить на своем лице в моменты наивысших ожиданий, являются отблесками драмы в ее основе.
Красота кадра, продуманность монтажа – все это медитация на незабываемую память, но также и прекрасный жизненный урок: Кольпи рассказывает нам о безумной надежде, о страсти, которая преображает повседневную жизнь и придает ей смысл. Здесь нет ничего академического: простота (планы, в которых она следует за ним, прячется) сочетается с поиском, граничащим с театральной трагедией («финальная погоня»), чтобы возвеличить необычную судьбу. И когда падает последняя фраза («Надо дождаться зимы»), мы сидим тронутые и покоренные.
Простая, но трогательная и лиричная история отлично сыграна и великолепно снята. Фильм технически искусен, но сдержан, изыскан без вычурности и отмечен четкими, сильными драматическими линиями.
Кольпи и его оператор, а также композитор заслуживают высочайшего восхищения поэтичностью изображения и утонченному, чувствительному музыкальному сопровождению в этом фильме.
Рейтинг: Номинации и награды:
Цитата:
Каннский кинофестиваль, 1961 год
Победитель (1):
Золотая пальмовая ветвь