Фильмец, конечно, происламский, -- но небезинтересный (но и даже там видна "не вполне добровольность" принятия ислама народом Согда):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?p=77658414#77658414
В фильме, судя по всему, активно использовали материал этой книги Клары Моисеевой -- графический, некоторых персонажей (хоть и переосмысленных в происламском духе)...
Вообще, любопытные черты арабо-мусульманского "культуртрегерства":
1) "В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» аль-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама»." -- см.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хорезм#От_арабского_завоевания_до_завоевания_сельджуками
2) "Зима 712—713 г. н. э. была омрачена событиями в Хорезме, жители которого не простили своему правителю предательства. Хронология событий этого периода слаба — даже ат-Табари сообщает лишь, что «они сочли Ийаса слабым и собрали против него войско», причём не упоминается ни битва с лояльными хорезмшаху силами, ни даже что делало это войско. Единственную ясность вносит ал-Бируни, сообщающий, что карательное войско Кутайбы перебило выживших жрецов и сожгло некие книги, после чего «пресеклась наука в Хорезме»" -- см.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кутейба_ибн_Муслим#Продолжение_покорения_Мавераннах...амизация_региона
3) Кутейба и Гурек:
"В осаде Самарканда активное участие принимали хорезмийцы и бухарцы[17] — Гурек даже послал Кутайбе упрёк «ты сражаешься против меня при помощи моих братьев и родичей неарабов, выставь против меня арабов!». Провокация подействовала — Кутайба начал штурм отборными арабскими войсками и сумел пробить стену. Согдийцы немедленно запросили о суточном перемирии на условиях дальнейшей сдачи — и Кутайба согласился на это, из чего следует, что мусульмане понесли достаточно весомые потери[18]. На следующий день, соблюдая формальное перемирие, войска арабов въехали в Самарканд через южные, Кешшские, ворота и выехали через северные, Китайские — обозначив таким способом покорение города. Ишхид Гурек лично руководил пиром на примирении, после чего был составлен мирный договор — это единственный договор подобного рода, дошедший до настоящего времени в подлиннике. Судя по тексту, датированному началом 94 г.х., Самарканд сдался не ранее 7 октября 712 г. н. э. — более точная датировка отсутствует. В тексте договора никак не был затронут вопрос о взаимоотношении мусульман с иноверцами и о судьбе храмов Самарканда, чем Кутайба не приминул воспользоваться к неожиданности Гурека. Статуи богов были вынесены из храмов и сожжены публично — ишхид напрасно умолял мусульман на коленях[19]; сосуществование мечети и языческих капищ было для Кутайбы недопустимым. Аристократия Самарканда была выселена из шахристана на периферию — в опустевших домах были размещены войска. Комендантом города был назначен Абдаллах б. Муслим, получивший от своего брата Кутайбы строгий приказ не допускать в шахристан никого из многобожников под страхом смерти и приказ обыскивать всех жителей шахристана на предмет ношения оружия, а в случае обнаружения такового — казнить."
Статья "Пять минут на часах истории" -- о письмах с горы Муг и Деваштиче:
https://www.chayka.org/node/488 + см.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Калаи-муг
Деваштич:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Деваштич
Гурек:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гурек