Дидаскаликон. Об искусстве обучения
Год издания: 2016
Автор: Гуго Сент-Викторский
Переводчик: Перевод с латинского языка, статья и комментарий А. А. Клестова
Издательство: М.; СПб.: Петроглиф
ISBN: 978-5-98712-671-4
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 336
Скан/обработка:
caute & Алькофрибас_ (Приобретена совместно с
Полишинелем)
Описание: Уникальный памятник педагогической и философско-богословской мысли XII в. - трактат «Дидаскаликон» - принадлежит перу знаменитого схоласта, магистра школы Сен-Виктор Гуго (1097-1141), слава которого гремела по всей Европе. Отечественный читатель получает возможность познакомиться с этим оригинальным произведением, впервые полностью переведенным на русский язык A.A. Клестовым. Обстоятельная вступительная статья и комментарии также способствуют лучшему пониманию интеллектуальных реалий XII века.
Оглавление
К читателю 4
Предисловие 8
Часть Первая. Книга Первая 11
Глава I. О происхождении искусств 11
Глава II. О том, что познание мудрости является философией 13
Глава III. О троякой силе души и только человек одарен разумом 14
Глава IV. О том, что принадлежит философии 17
Глава V. О происхождении теории, практики и механики 18
Глава VI. О трех состояниях вещей 19
Глава VII. О мирах надлунном и подлунном 21
Глава VIII. В чем человек подобен Богу 22
Глава IX. О трех плодах 23
Глава X. Что такое природа 25
Глава XI. О происхождении логики 27
Книга вторая 31
Глава I. О различении искусств 31
Глава II. О теологии 33
Глава III. О математике 34
Глава IV. О четвероякости души 36
Глава V. О четвероякости тела 38
Глава VI. О квадривиуме 39
Глава VII. Об арифметике 40
Глава VIII. О музыке 40
Глава IX. О геометрии 40
Глава X. Об астрономии 40
Глава XI. Об арифметике 41
Глава XII. О музыке 41
Глава XIII. О геометрии 43
Глава XIV. Об астрономии 44
Глава XV. Определение квадривиума 44
Глава XVI. О физике 45
Глава XVII. Особенности каждого искусства 45
Глава XVIII. Сокращенное изложение предыдущего 47
Глава XIX. А равно и разделение практики 48
Глава XX. Разделение механики на семь видов знания 50
Глава XXI. Первое: ткачество 51
Глава XXII. Второе: орудия и инструменты 51
Глава XXIII. Третье: мореплавание 53
Глава XXIV. Четвертое: сельское хозяйство 53
Глава XXV. Пятое: охота 53
Глава XXVI. Шестое: медицина 55
Глава XXVII. Седьмое: театральное знание 56
Глава XXVIII. О логике, которая является четвертой частью философии 57
Глава XXIX. О грамматике 58
Глава XXX. Об области рассуждения 58
Книга третья 61
Глава I. О порядке, способе чтения и дисциплине 61
Глава II. О творцах искусств 62
Глава III. Об искусствах, которые следует особенно изучать 66
Глава IV. О двух родах сочинений 67
Глава V. Что есть у каждого искусства, то ему и принадлежит 70
Глава VI. Что необходимо при обучении 71
Глава VII. О способностях и памяти, какие зависят от здоровья 72
Глава VIII. О порядке чтения 73
Глава IX. О способе чтения 73
Глава X. О размышлении 74
Глава XI. О памяти 75
Глава XII. О дисциплине 76
Глава XIII. О смирении 77
Глава XIV. Об искусстве исследования 81
Глава XV О прочих четырех условиях 84
Глава XVI. О спокойствии 84
Глава XVII. Об осмотрительности 84
Глава XVIII. Об умеренности 85
Глава XIX. Об изгнании 85
Часть вторая. Книга четвертая 87
Глава I. Об изучении Священных Писаний 87
Глава II. О порядке и числе книг 88
Глава III. Об авторах Священных книг 90
Глава IV. Что такое библиотека 92
Глава V. О переводчиках 92
Глава VI. Об авторах Нового Завета 93
Глава VII. Остальные являются апокрифами. Что такое апокриф 94
Глава VIII. Значение имен священных книг 95
Глава IX. О Новом Завете 100
Глава X. О каноне евангелий 100
Глава XI. О канонах соборов 101
Глава XII. Четыре главных собора 102
Глава XIII. Создатели библиотек 104
Глава XIV Писания, пользующиеся авторитетом 104
Глава XV Апокрифические писания 106
Глава XVI. Этимология слов, какие имеет значение при обучении 108
Книга пятая 110
Глава I. О особенностях Священного Писания и как следует его изучать 110
Глава II. О тройственном понимании 110
Глава III. Какое значение имеют предметы в Священном Писании 112
Глава IV О семи правилах 113
Глава V Что мешает обучению 117
Глава VI. Что является плодом духовного чтения 120
Глава VII. Каким образом следует читать Писание для улучшения нравов 120
Глава VIII. Чтение для начинающих и дело для людей исполненных знания 124
Глава IX. О четырех ступенях 125
Книга шестая 130
Глава I. Как следует читать Священное Писание, ищущим в нем знания 130
Глава II. О порядке, какой есть в науках 130
Глава III. Об истории 131
Глава IV Об аллегории 136
Глава V О тропологии, или морали 142
Глава VI. О порядке книг 143
Глава VII. О порядке рассказа 143
Глава VIII. О порядке изложения 146
Глава IX. О буквальной записи 146
Глава X. О смысле 147
Глава XI. О значении 149
Глава XII. О способе чтения 150
Глава XIII. О размышлении, его не следует оставлять без внимания 151
Глава XIV. Различение содержания философии 151
Глава XV. О магии и ее частях 153
Приложение. О трех состояниях вещей 156
А.А. Клестов. Гуго и его «Дидаскаликон» 158
Жизнь и труды 160
Образование 182
Тривиум и квадривиум 197
Божественная природа механики 212
Верификация знания и translatio studiorum 220
Библейское знание 227
Об истории, аллегории, тропологии 233
Гуго Сен-Викторский и его «Дидаскаликон» в пределах интеллектуального ренессанса и идеального периода XII-XIV вв. 239
Комментарий 249
Библиография 320