Одѣяние духовнаго брака / Одеяние духовного брака
Год издания: 1910
Автор: Рейсбрук Удивительный
Переводчик: Михаил Сизов
Издательство: Мусагет
Язык: Русский (дореформенный)
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 280
Описание: Иоганн Рюйсбрук или Ян ван Рёйсбрук, прозв. Удивительный или Восхитительный (нидерл. Jan van Ruysbroek; 1293—1381) — южнонидерландский (фламандский) мистик.
Родился в деревне Рёйсбрук под Брюсселем. Сбежал из дома, воспитывался дядей, священником церкви Св. Гудулы в Брюсселе. В 1317 принял священство. Был викарием церкви Св. Гудулы, затем удалился в августинский монастырь Грунендал близ Ватерлоо и стал его настоятелем. Здесь и скончался.
Мистика Рюйсбрука, наследовавшая Дионисию Ареопагиту, выражалась, с одной стороны, в порицании церковной обрядности и ханжества, с другой — во внутреннем устройстве монастыря наподобие братства апостольских времён. Под влиянием Рюйсбрука Гергард Грот основал своё Братство общей жизни. Рюйсбрук был известен под именем «Doctor ecstaticus». Причислен к лику блаженных в 1908. День памяти — 2 декабря.
Сочинения Рюйсбрука написаны частью на латинском, частью на средненидерландском языке. Главнейшие из них — «De vera contemplatione» и «De septem gradibus amoris».
Оглавление
Вступительная статья Мориса Мэтерлинка 7
Одеяние духовного брака 81
Книга первая 83
Предисловие 83
Глава I. Здесь начинается жизнь деятельная 86
Глава II. Как мы будем наблюдать пришествие Христа тремя способами 91
Глава III. О двух родах смирения у Иисуса Христа 94
Глава IV. О втором виде благости с украшением всеми добродетелями 95
Глава V. О третьем виде добродетели с терпением до смерти 96
Глава VI. О втором пришествии Христа 99
Глава VII. Каким образом повседневно возрастают в добродетелях, благодаря Святому Причастию 101
Глава VIII. О третьем пришествии Христа 102
Глава IX. О поведении Христа на последнем суде 102
Глава X. О пяти родах лиц, которые должны предстать на суде 103
Глава ХI. О духовном выходе ко всем добродетелям 105
Глава XII. Каким образом смирение есть основание всех добродетелей 107
Глава XIII. О послушании 108
Глава XIV. Об отречении от воли 109
Глава XV. О терпении 110
Глава XVI. О кротости 111
Глава XVII. О тихости нрава 111
Глава ХVIII. О сострадании 112
Глава XIX. О великодушии 114
Глава XX. О ревности и прилежании 116
Глава XXI. Об умеренности и трезвости 117
Глава XXII. О чистоте 119
Глава XXIII. О трех врагах, побеждаемых праведностью 122
Глава XXIV. О царстве души 123
Глава XXV. О духовной встрече между Богом и нами 126
Глава XXVI. Как желают узнать жениха в его природе 130
Книга вторая 133
Предисловие 133
Глава I. Каким образом делаются сверхъестественно видящими во внутренних деланиях 134
Глава II. О трех родах единства, естественно присущих нам 135
Глава III. О притоке божественной благодати в наш дух 138
Глава IV. Каким образом мы утвердим единство в свободе без образов 139
Глава V. О трояком пришествии нашего Господа во внутреннем человеке 141
Глава VI. О втором пришествии нашего Господа во внутреннем человеке 142
Глава VII. О третьем пришествии нашего Господа 142
Глава VIII. Первое из трех пришеетвий имеет три вида, и основывает единство 143
Глава IX. Об единстве сердца 145
Глава X. Каким образом добродетели происходят из единства 145
Глава XI. Об ощутимой любви 146
Глава XII. О благоговении 146
Глава XIII. О благодарности 147
Глава XIV. О двух печалях, рождающихся от внутренней благодарности 148
Глава XV. Подобие по предмету этого первого рода делания 149
Глава XVI. Еще одно подобие по предмету того же делания 150
Глава XVII. О другом способе увеличения сердечности смирением 150
Глава XVIII. О чистом удовлетворении сердца и об ощутимой силе 151
Глава XIX. О духовном опьянении 152
Глава XX. О препятствиях, которые при этом встречаются 153
Глава XXI. Пример, показывающий, как надо вести себя в этом случае 154
Глава XXII. О третьем виде духовного пришествия Христа 155
Глава XXIII. О томлениях и нетерпениях любви 158
Глава XXIV. О восторгах и божественных проявлениях 160
Глава XXV. О двух примерах, показывающих, какие препятствия могут встретиться при этом виде 162
Глава XXVI. О другом примере 164
Глава XXVII. Сравнение с муравьями 164
Глава XXVIII. О четвертом роде пришествия нашего Господа 166
Глава XXIX. Что будет делать покинутый человек 168
Глава XXX. Сравнение по поводу одного препятствия, которое можно встретить в этом четвертом виде 171
Глава XXXI. О другом препятствии 172
Глава XXXII. О четырех родах лихорадок, которые могут терзать человека 173
Глава ХХХIII. Каким образом эти четыре вида находятся в Іисусе Христе 177
Глава XXXIV. Как должен жить человек, если он хочет быть просветленным 179
Глава XXXV. О другом пришествии Христа 180
Глава XXXVI. Каким образом первый поток этого родника украшает память 181
Глава XXXVII. Каким образом другой поток просвещает разумение 182
Глава XXXVIII. Каким образом приходят в удивление от общего излияния Бога 186
Глава XXXIX. Каким образом третий поток утверждает волю во всяком совершенстве 187
Глава XL. Как человек утвержденный выйдет четырьмя образами 188
Глава XLI. Первый выход направляется к Богу и ко всем святым 188
Глава XLII. Другой выход направится ко всем грешникам 190
Глава XLIII. Третий выход направится к его друзьям в чистилище 191
Глава XLIV. Человек направит четвертый выход к самому себе и ко всем благим 192
Глава XLV. По каким признакам узнавать тех, кто встречает препятствия в истинной любви 193
Глава XLVI. Как Христос был, пребывает и будет вечно возлюбленным всех 195
Глава XLVII. Упреки всем, которые живут духовными благами и развратны 196
Глава XLVIII. Каким образом Христос отдал себя всем людям в таинстве Причастия 197
Глава XLIX. Об единстве природы Бога в троице лиц 201
Глава L. Сравнение по вопросу о том, каким образом Бог подвигает душу и обладает ею естественно и свехръестественно 202
Глава LI. Как человек должен быть украшен, чтобы получить самое внутреннее делание 204
Глава LII. О третьем пришествии Христа, которое нас совершенствует во внутренних деланиях, и о самом внутреннем выходе духа, благодаря божественному прикосновению 206
Глава LIII. О вечном алкании Бога, которое испытывает наш дух 207
Глава LIV. О любовной борьбе между духом Бога и нашим духом 209
Глава LV. О плодотворных делах духа, которые вечны 210
Глава LVI. Как мы встретим Бога, духовно, с посредством и без посредства 211
Глава LVII. О встрече Бога, сущностной и без посредства, в голой природе 212
Глава LVIII. Как бывают подобны Богу через благодать, и отличны — черезъ смертный грех 214
Глава LIX. Каким образом обладают Богом в единстве и покое, выше всякого подобия благодати 216
Глава LX. Как необходима благодать Бога, делающая нас подобными Богу и приводящая нас к Богу без посредства 217
Глава LXI. О посещении Бога и нашего духа в единстве и подобии 219
Глава LXII. Как мы пойдем навстречу Бога во всех наших делах 220
Глава LXIII. Расположение всех добродетелей по семи дарам Святого Духа 222
Глава LXIV. О даре силы 224
Глава LXV. О даре совета 225
Глава LXVI. О первой ступени дара разумения 229
Глава LXVII. О второй ступени дара разумения 231
Глава LXVIII О третьей ступени дара разумения 233
Глава LXIX. О даре мудрости 236
Глава LXX. О высшей ступени внутренней жизни 239
Глава LXXI. О трех родах деланий, наиболее внутренних 239
Глава LXXII. О втором роде деланий, наиболее внутренних 241
Глава LXXIIL О третьем роде деланий, наиболее внутренних 243
Глава LXXIV. Какъ некоторые люди живут противно этим трем видам 245
Глава LXXV. О работающих противно второму виду 248
Глава LXXVI. О третьем рязряде людей, живущих противно трем видам и всякой добродетели 251
Глава LXXVI. О другом разряде людей превратных 254
Книга третья 260
Глава I. Как достигают созерцательной жизни, соблюдая три условия 260
Глава II. Как человек должен упражняться, чтобы принять вечный свет и созерцать Бога 262
Глава III. Каким образом вечное рождение Бога возобновляется без перерыва в благородстве духа 264
Глава IV. Каким образом наш дух бывает приглашен выйти к созерцанию и наслаждению 265
Глава V. О вечном выходе, которым мы обладаем в рождении Сына 266
Глава VI. О божественной встрече, происходящей в самом сокровенном нашего духа 269