Ницше и христианство
Год: 1994
Автор: Ясперс К.
Переводчик: Перевод с нем. Т. Ю. Бородай
Издательство: М.: Медиум
ISBN: 5-85691-007-9
Серия: Первые публикации в России
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 114
Скан/обработка:
caute
Описание: Ницше не устает разоблачать христианство, переходя от негодования к презрению, от спокойного исследования к язвительному памфлету. С удивительной изобразительностью он меняет точки зрения, рассматривая христианские реалии со всех сторон и раздевая их донага. Он усвоил мотивы всех своих предшественников в этой борьбе и положил начало новой войне против христианства - войне небывало радикальной и до конца осознанной.
Зная об этой пламенной вражде, внимательный читатель Ницше не раз встанет в тупик перед некоторыми его высказываниями, на первый взгляд никак не совместимыми с антихристианством. Ницше случается говорить о христианстве так: "Это лучший кусок идеальной жизни, какой мне по-настоящему довелось узнать: я устремился вслед за ним чуть не с пеленок, и, думаю, никогда не предавал его в сердце своем" ("Письмо к Гасту", 21.7.81). Он может одобрительно высказываться и о воздействии Библии: " Неизменное благоговение перед Библией, сохраняющееся в Европе, в общем, и по сей день, - это пожалуй, лучший образчик культуры и утончения нравов, каким Европа обязана христианству...". Более того, Ницше, отпрыск священнических семей по линии обоих родителей, видит в совершенном христианине "благороднейший из человеческих типов", с какими ему приходилось сталкиваться: "Я почитаю за честь, что происхожу из рода, в котором принимали свое христианство всерьез во всех отношениях".
"
Никто не может обрести блаженство в одиночестве. Нет такой истины, с которой бы я мог достигнуть конца пути лишь для себя одного. Я тоже есмь то, что суть другие, я ответствен за то, что находится вне меня, потому что я могу обратить речь к этому другому и могу вступить с ним в деятельное отношение, я есмь как возможная экзистенция к другим экзистенциям. Поэтому я достигаю цели своего существования, только если понимаю то, что вокруг меня. Я прихожу к себе, только если мир, с которым я могу вступить в возможную коммуникацию, придет к себе вместе со мною. Свобода состоит в зависимости от свободы других, самобытие имеет своей мерой самобытие ближнего, а в конце концов - и самобытие всех."
Оглавление
Введение 4
Взгляд Ницше на мировую историю 14
1. Кризис современной эпохи 14
2. Происхождение христианства и его изменение 16
а) Кто такой Иисус? 17
б) Извращение Иисусова христианства 25
в) Истоки христианского извращения 28
г) Дальнейшее развитие христианства 33
3. Мировая история 38
1. Картина мировой истории в целом 46
2. «Есть в человеке некий фундаментальный промах» 57
3. Наука как безграничная воля к знанию 59
Предварительные итоги 72
Новая философия Ницше 76
1. Позиции, на которых невозможно остановиться 76
2. Иисус и Дионис 77
3. Самоотождествление с противником 80
4. Упразднение противоположностей 80
5. Крайность и мера 82
6. Целое 83
7. Передний план и настоящий Ницше 85
8. Как подходить к изучению Ницше 87
9. Границы нашего понимания Ницше 89
10. Наше отношение к философии Ницше 90
11. Проклятие Ницше 93
Место Ницше в истории философии (дополнение 1950 года) 95