Изучение литературного произведения в школе
Год: 1966
Автор: Гуковский Г.А.
Жанр: методологические очерки
Издательство: Просвещение
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 266
Описание: Завершённая в 1947 году работа Гуковского "Изучение литературного произведения в школе" не была в своё время напечатана и появилась лишь в 1966 в издательстве "Просвещение". Сегодня она представляет интерес не для педагогов, а для литературоведов, поскольку в этой книге намечены принципы научного подхода к произведению искусства. Именно в этом её ценность.
Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) — выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист. Близок к формалистам. Основные исследования: "Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века" (1938), "Русская литература XVIII века" (1939), "Пушкин и русские романтики" (1946), "Пушкин и проблемы реалистического стиля" (1957), "Реализм Гоголя" (1959). Среди учеников — Ю. Лотман, И. Серман и др.
В гимназические годы он пережил увлечение символистской культурой. В 1918 поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, преподаватели отмечали его эрудицию и интерес к науке. В 1923 году закончил факультет общественных наук Ленинградского университета, в том же году стал преподавателем в средней школе № 51 города Ленинграда, расположенной на улице Правды (работал до 1928 года).
С 1924 по 1930 год — старший научный сотрудник в Государственном институте истории искусств.
С 1930 по 1935 год — доцент, а затем профессор в Коммунистическом институте журналистики. С 1935 — профессор в ЛГУ, затем заведующий кафедрой русской литературы. Одновременно с 1931 по 1941 является старшим научным сотрудником Института литературы АН СССР. В 1934 году в Пушкинском доме была сформирована группа по изучению русской литературы XVIII века, с первого дня возглавленная Гуковским. Выдвинул модель социологической интерпретации русской литературы XVIII столетия. В своей научной трилогии "Пушкин и русские романтики", "Пушкин и проблемы реалистического стиля", "Реализм Гоголя" Гуковский совершил своего рода путь от марксизма к гегельянству, выстроив всецело телеологическую модель истории русской литературы. Под традиционную историко-литературную схему "классицизм — романтизм — реализм" он подвел триаду "государство — личность — народ", в которой народная литература реализма естественным образом выступает в роли диалектического синтеза двух предыдущих стадий.
В 1933 году был принят в Союз писателей СССР. С 1937 года — заведующий кафедрой литературы Ленинградского института усовершенствования учителей, с 1938 — заведующий сектором ЛО Академии педагогических наук.
В октябре 1941 года был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, в конце ноября освобожден "за недостатком улик". Пережил первую блокадную зиму Ленинграда, в марте 1942 года эвакуировался вместе с университетом. В эвакуации читал лекции в Саратовском университете, затем становится проректором по научной работе в этом же университете. Некоторое время преподавал в ГИТИСе, в Ленинград вернулся лишь в 1948 году.
В июле 1949 года был арестован в рамках "борьбы с космополитами". Умер в апреле 1950 от сердечного приступа в московской тюрьме Лефортово.
Оглавление
Методическое наследство Г.А.Гуковского 5—23
Глава первая 24—27
1. Что дала и чего еще не дала методика школе 24—26
2. О каких проблемах пойдет речь в книге 26—27
Глава вторая 28—45
1. Какие опасности подстерегают учителя при противопоставлении или сближении жизни, изображенной в произведениях классиков, с современной жизнью 28—32
2. Что такое "наивный реализм"в восприятии литературы, в чем его достоинства и недостатки 32—34
3. Как должен учитель руководить чтением учащихся 34—39
4. Что такое "чтение по объекту" и почему оно мало воспитывает учащихся 39—42
5. О чем учителю надо говорить с учениками при изучении литературы и что им ясно и без него 42—45
Глава третья 46—73
1. Почему необходимо целостное изучение литературного произведения и в чем пороки механического разъединения произведения на части 46—52
2. Что дает и чего не дает школе литературоведческая наука 52—69
3. Почему формализм и вульгарный социологизм — две стороны одной медали 69—73
Глава четвертая 74—90
1. В чем принцип методического единства в изучении произведения 74—79
2. Почему нужно "простое" непредвзятое "читательское" восприятие литературы 79—86
3. Какие преимущества дает учителю знакомство с "техническими вопросами" искусства 86—90
Глава пятая 91—99
1. Почему недостаточно "простого непредвзятого чтения" 91—97
2. От знания текста к историко-литературному комментарию и от него к анализу 97—99
Глава шестая 100—131
1. Почему необходимо изучать художественное произведение во всей полноте его компонентов и каковы критерии их отбора 102—116
2. Четыре положения, существенные при анализе литературных произведений 116—131
а) включение произведения в круг других произведений, аналогичных по творческому методу 116—119
б) определение исторической и индивидуальной «характерности» произведения и его элементов 119—122
в) возможность продемонстрировать особенности художественного метода на любой части и компоненте произведения 122—127
г) вопрос о сходности, повторяемости деталей и сюжетов; «заимствования» в литературе 127—131
Глава седьмая 132—142
1. Еще раз о целях изучения литературы в школе 132—136
2. Как мы можем, сами того не желая, приучить учащихся к краснобайству и мещанскому эстетству 136—142
Глава восьмая 143—160
Как направить внимание учащихся к деталям разбираемого произведения:
а) иноязычная лексика в первой главе "Евгения Онегина" 143—153
б) переносы, перебои ритма в "Медном всаднике" 153— 160
Глава девятая 161—202
Как характеристика героев произведения раскрывает идеи писателя:
а) царь Борис в трагедии Пушкина 162—167
б) Германн в «Пиковой даме» 167—182
в) "Старосветские помещики" Гоголя 182—202
Глава десятая 203—266
1. К чему приводит сведение анализа произведения к сумме характеристик 203—211
2. Об исторической обусловленности "засилия" изучения образов героев 211—219
3. Как надо разбирать "Тараса Бульбу", чтобы осознать повесть как единое целое, а не сумму отдельных образов-характеристик 219—261
4. Учить не тому, что легко школьникам, а тому, что им доступно, хотя и трудно, вести их от менее сложного к более сложному, к более трудному 261—264
5. Научить учащихся понимать тайны искусства — основная задача преподавания литературы 264—266
Гуковский Г.А. РЕАЛИЗМ ГОГОЛЯ, 1959
Гуковский Г.А. РАННИЕ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ XVIII ВЕКА, 2001
Гуковский Г.А.(составитель) Сборник ПОЭТЫ XVIII ВЕКА, 1936
Terry Eagleton. HOW TO READ LITERATURE, 2013
Сканирование и DjVu: Ewgeni23