О методе исследования мышления
Год: 2006
Автор: Г. П. Щедровицкий
Издательство: Фонд "Институт развития им. Г.П.Щедровицкого"
ISBN: 5-903065-01-5
Тираж: 1500 экз.
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu (b/w 600dpi)
Качество: Отсканированные страницы
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 600
Описание: В книге представлен содержательно-генетический подход к созданию и исследованию особого методологического предмета - "языкового мышления", выступающего в роли особой системной целостности по отношению к таким традиционным предметам как "язык" и "мышление".
См. также:
Эта раздача — часть проекта «Cистемомыследеятельностная методология и Московский методологический кружок на „Рутрекере“».
Оглавление
Содержание 7
От редакторов-составителей 11
Проспект неопубликованной книги (1964) 13
О методе исследования мышления 17
Задачи и проблемы теории мышления 17
Исходный предмет исследования - «языковое мышление» 26
«Языковое мышление» нельзя понимать как составленное из языка и мышления 41
«Языковое мышление» есть взаимосвязь субстанциальных элементов языка с действительностью 56
Структура «языкового мышления» может быть отражена в понятиях «содержания» и «формы» 73
Языковое мышление и язык, взятый в функции мышления, - одно и то же эмпирическое целое, только рассматриваемое в различных ракурсах 96
Выделенная структура языкового мышления не может служить клеточкой при исследовании его методом восхождения 105
В основе формальной логики лежит принцип параллелизма формы и содержания 112
Понятия формальной логики описывают не языковое мышление в целом, а одну лишь его знаковую форму, да и ту неполно 129
В понятиях формальной логики не учитывается зависимость строения и правил преобразования знаковой формы языкового мышления от его содержания 145
Понятия формальной логики не отражают различия между мыслительной деятельностью как таковой и ее продуктами - мысленными знаниями 161
Понятия формальной логики не могут объяснить образование сложных мысленных знаний 169
Исходные принципы и понятия формальной логики делают невозможным исторический подход к исследованию мышления 177
Основные требования к новой логике 186
Основные проблемы «системности» теории 187
Основные идеи восхождения от абстрактного к конкретному 213
Проблемы «нисхождения» при исследовании чувственно-множественного целого 231
Особенности нисхождения и восхождения при исследовании «органических» объектов 246
Основания и исходные принципы содержательного функционального анализа текстов 274
Опыт анализа отдельного текста, содержащего решение математической задачи 288
Превращение функционального анализа в функционально-генетический 362
Возможные итоги функционально-генетического анализа 401
Принципы анализа мыслительных операций 403
Исследование мышления детей на материале решений арифметических задач 425
Восходящее генетическое выведение 562
Литература 594