У Франсуа Клюзе удивительная актерская судьба. Снимаясь беспрерывно на протяжении 30 лет, играя в одних фильмах с Жераром Депардье, Изабель Аджани, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар, в картинах Клода Шаброля, Бертрана Блие, и почти всегда в центральных ролях, он стал любимцем публики только ближе в пятидесяти. Французы особенно жарко приняли его после работы у Гийома Кане и награждения «Сезаром» в 2007 году, а широко известным миру Клюзе стал только после триумфального шествия по экранам фильма «1+1». Но актер, кажется, вовсе не расстраивается по этому поводу, к тому же, совсем не страдает звездной болезнью.
Франсуа Клюзе родился 21 сентября 1955 года в Париже. Когда Франсуа было восемь лет, его мама ушла из семьи, что стало для мальчика глубоким психологическим переживанием. Ему было запрещено говорить о ней в присутствии отца, человека молчаливого и строгого. В детстве он чувствовал себя недолюбленным из-за отсутствия матери, к тому же, ему приходилось подавлять свои эмоции, чем частично Клюзе и объясняет ранний интерес к актерской профессии. Он страстно хотел, чтобы все его любили, чего в итоге и добился. Кстати, к своим детским страхам и комплексам актеру придется вернуться уже в зрелом возрасте, рассказывая об этом откровенно на приеме у психоаналитика. Но это будет позже…
В 1968 году во Франции вышел спектакль «Человек из Ламанчи» с Жаком Брелем в главной роли, и это зрелище произвело грандиозное впечатление на юного Франсуа Клюзе. Эмоции, переживания, а потом гром аплодисментов – вот, чем он хочет заниматься. В семнадцать лет он бросил лицей и стал учиться театральному мастерству. В 1976 году состоялся дебют Клюзе в театре в комедийной постановке «Миллион – не деньги» (в 1982 году во Франции вышел одноименный фильм Эдуара Молинаро).
В 1979 году, имея небольшой опыт работы в кино, Клюзе был замечен режиссером Дианой Кюри. Так в 1980 году он появился на большом экране в одной из главных ролей в картине «Коктейль Молотова». В том же году Клюзе снялся в фильме «Конь гордыни» у мэтра Клода Шаброля, который будет приглашать его потом неоднократно.
В целом восьмидесятые были очень плодотворным периодом для актера, чья фильмография пополнялась весьма достойными работами. В 1983 году он вновь снялся у Дианы Кюри в фильме «Любовь с первого взгляда» с Изабель Юппер и Миу Миу, в том же году на экраны вышел детектив «Убийственное лето» Жака Беккера с Изабель Аджани, а также комедия «Да здравствует социальная помощь!» с Франсуа в главной роли.
В 1986 году Клюзе снялся в комедии «Ассоциация злоумышленников» культового французского режиссера комедий Клода Зиди. Особенно удачным для него выдался 1988 год: вышел «Желтый револьвер», где пару актеру составила Сандрин Боннер, «Двое» с Жераром Депардье, картина «Шоколад» Клер Дени, номинированная на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, и драма Шаброля «Женское дело», где Франсуа играл мужа героини Изабель Юппер. Последняя картина получила международное признание, была номинирована на «Золотой глобус», три «Сезара», а Изабель Юппер за исполнение главной женской роли получила Кубок Вольпи на Венецианском фестивале. «Женское дело» стал для Франсуа Клюзе важным фильмом и по личным причинам. На съемках он познакомился с Мари Трентиньян, которая на несколько лет стала его спутницей жизни и родила ему сына Поля.
Одну из самых сложных и сильных ролей в своей фильмографии Клюзе сыграл у Клода Шаброля в фильме «Ад» в 1994 году вместе с Эмманюэль Беар. «Высокая мода» Роберта Олтмена стала опытом актера в американском кино (правда, в окружении звезд европейского кинематографа), а год спустя он появился в небольшой роли в Голливуде – в знаменитом «Французском поцелуе» с Мэг Райан и Кевином Клайном.
Конец девяностых и начало «нулевых» стали тяжелым периодом в жизни Франсуа Клюзе, что касается и его актерской судьбы, и его личной жизни. Он уже разошелся с Мари Трентиньян, с которой, впрочем, оставался в дружеских отношениях вплоть до ее трагической гибели. В кино для актера настало время малозначительных ролей в посредственных картинах, в итоге все это привело к затяжной депрессии и алкоголизму. Алкоголь помогал ему бороться с застенчивостью, снимал стресс от ощущения невостребованности, придавал уверенности в себе. В то время Клюзе был уже в паре с актрисой Валери Боннетон, и, по ее словам, только рождение их первого сына смогло вывести Франсуа из этого состояния. Также ему пришлось прибегнуть к помощи специалистов и провести некоторое время в реабилитационном центре.
В 2003 году на экраны вышла комедия «Дженис и Джон», где Клюзе снялся с Мари Трентиньян, но премьера состоялась уже после ее смерти (ровно через месяц), и фильм не имел успеха. Но эра большого французского кино, тем не менее, была для него открыта.
В 2006 году Франсуа Клюзе снялся в главной роли в детективе Гийома Кане «Не говори никому», которая имела феноменальный зрительский успех и признание кинокритиков. За роль в этом фильме он получил главную французскую награду – «Сезар» в номинации «Лучший актер». После этого Клюзе работал в успешных проектах, среди которых особенно ярко выделяется «Париж» (2008) Седрика Клапиша, «На посошок» (2009) Филиппа Годо, «Маленькие секреты» (2010) Гийома Кане. В фильме «На посошок», снятом по автобиографической книге Эрве Шабалье, актер сыграл героя, страдающего алкогольной зависимостью и проходящего курс реабилитации. В работу Клюзе вложил свой тяжелый личный опыт, пережитый им за несколько лет до съемок.
Сразу после выхода на экран «Маленьких секретов» Франсуа Клюзе расстался с Валери Боннетон, с которой его связывали тринадцать лет совместной жизни и двое детей. Поклонники переживали, СМИ подливали масла в огонь публикациями, но актеры расстались друзьями. В жизни обоих началась новая полоса и творческий подъем. Особенно у Клюзе, который получил приглашение сняться в «1+1».
Первоначально на роль парализованного аристократа планировался Даниэль Отой, но тот был занят своим режиссерским дебютом – драмой «Дочь землекопа», в которой также сыграл главную роль. И тогда пригласили Франсуа Клюзе, который незамедлительно согласился. По словам актера, его привлекло прежде всего то, что это история настоящей дружбы, которую он уже играл в кино и очень хотел бы повторить. С Омаром Си, чьим талантом, сдержанностью и интеллигентностью он был покорен, ему работалось легко и приятно.
Перед съемками актер встречался с прототипом своего персонажа, Филиппе Поццо ди Борго, и наблюдал за ним – как тот двигается в кресле, как дышит, как разговаривает. Съемки длились три месяца. Клюзе шутит, что в перерывах между съемочными днями ему хотелось постоянно бегать, потому что быть полностью неподвижным на протяжении такого долгого периода в конце было уже невыносимо.
Сказать, что результат трудов съемочной группы «1+1» был оценен по достоинству – это не сказать ничего. В одной только Франции фильм посмотрели 19.4 миллиона зрителей. Эти показатели сделали «1+1» вторым по прибыльности французским фильмом в своей стране (на первом – «Бобро поржаловать» (2008) с 20.4 миллионами зрителей).
Конечно, такого успеха никто не ожидал, а если бы даже фильму его и пророчили, то вряд ли для актеров это стало бы определяющим фактором, когда они соглашались на роли. Даниэль Отой говорит, что совсем не жалеет о том, что отказался от роли Филиппа, потому что, по его словам, в его возрасте этот успех ничего не изменил бы в его жизни. Франсуа Клюзе не намного младше, но в его актерской жизни эта роль изменила многое. Он обрел сумасшедшую популярность, любовь зрителей во всем мире, к тому же, снова женился. Его избранница – Наржисс Фалькоз, марокканка по происхождению, бывшая пресс-атташе отеля Carlton в Каннах.
По собственному признанию актера примерно до 40 лет он работал в профессии как дилетант, многое не воспринимая всерьез. Теперь все иначе. Нежданная слава совсем не изменила актера, который во всех своих интервью остается очень искренним, чувствительным и преданным своему призванию. Он продолжает сниматься, и по-прежнему не ориентируется на потенциальный успех картины, предпочитая работать для зрителя и быть полезным для него, честно воплощая образы своих героев.
Биография взята с сайта http://cinemanie.ru