Тюньдешев Г.А. - Великий хан Батый – основатель Российской государственности [2013, PDF, RUS]

Ответить
 

uputu

Стаж: 14 лет 9 месяцев

Сообщений: 1439

uputu · 15-Окт-13 16:30 (11 лет 2 месяца назад, ред. 15-Окт-13 22:15)

Великий хан Батый – основатель Российской государственности
Год: 2013
Автор: Тюньдешев Г.А.
Жанр: история России
Издательство: неизвестно
ISBN: 978-5-9903950
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Изначально компьютерное (eBook)
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 44
Описание:
Управление Россией до сих пор проходит по системе, заложенной в Золотой Орде. Об этом идет речь в книге российского ученого Геннадия Тюньдешева «Великий хан Батый – основатель Российской государственности».
То, что останки Киевской Руси и Золотой Орды существовали в своеобразном симбиозе, это основа не только евразийской теории (возникшей в первой трети ХХ века), но и система мировоззрения множества российских историков. Поэтому Геннадий Тюньдешев, доцент Института истории и права Хакасского государственного университета и кандидат юридических наук, в своей книге лишь систематизировал эти теории.
Созданное ханом Батыем государство существует до сих пор, хотя государственным языком теперь является русский (смесь славянского с тюркским), о языке основателя Российской империи напоминают термины в названиях институтов государственной власти и права как: «казначейство», «таможня», «закон», «деньги», «дума», «ямская служба», «кара», «караул» и т.д.
«Нынешняя Россия формировалась не на почве Киевской Руси, которая распалась на несколько суверенных государств еще в XII веке, за век до появления «монголов», не в соперничестве с ордынцами, с которыми не было у русских трений на религиозной или культурной почве.
Россия возникла на совершенно новой московской почве, которая была органической частью золотоордынской государственности; она выросла из соперничества Московии с ханствами, входившими ранее в Золотую Орду, за право наследия распадающегося великого государства», - пишет автор книги.
Традиции Золотой Орды надолго укоренились в жизни России. Многие законы и элементы культуры Золотой Орды были настолько прочны, что существовали не только в эпоху немецких царей России, но и дожили до наших дней.
Существовал в Золотой Орде и коллегиальный орган народного представительства — так называемый курултай. В нём участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др.
Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Сегодня почти полный его [курултая] аналог – Государственная Дума.
Доп. информация:
МОИ РАЗДАЧИ
Примеры страниц
Просьба не уходить с раздачи (не переносите скачанные файлы в другое место) Не забудьте сказать «Спасибо»
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

uputu

Стаж: 14 лет 9 месяцев

Сообщений: 1439

uputu · 15-Окт-13 16:32 (спустя 1 мин., ред. 15-Окт-13 18:40)

Влияние тюрков на восточных славян. Участие тюрков в этногенезе (происхождении) русских, украинцев, других славянских народов:
▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
СМОТРИ ПОД СПОЙЛЕРОМ
Тюньдешев Г.А. - Великий хан Батый – основатель Российской государственности [2013, PDF, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru) https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4562092
Кривошеев Ю.В. (ред.) - Россия и степной мир Евразии: Очерки [2006, DOCX, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru) https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4562061
Цитата:
В некоторых районах Среднего Поднепровья прослеживается наличие незначительной монголоидной примеси (тенденция к уплощению лица и поперечной спинки носа, более заметное развитие складки верхнего века, повышение дельтового индекса и т.п.), происхождение которой связано с влиянием тюркоязычных кочевников древнерусского времени и более позднего крымско-татарского компонента. Первое прежде всего касается Поросья, где в ХІІ ст. существовал [племенной] союз Черных Клобуков, которые находились на службе у киевских князей; второе - Левобережного Поднепровья, куда, по свидетельству письменных источников, во время позднего средневековья массово переселялись большие группы крымских татар.
Сегеда С.П. - Антропологічний склад українського народу: етногенетичний аспект / Антропологический состав украинского народа: этногенетический аспект [2002, PDF, DOC, RTF, UKR, RUS] https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3797038
Сегеда С.П. - Антропологічний склад українського народу: етногенетичний аспект / Антропологический состав украинского народа: этногенетический аспект [2001, PDF... https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3960142
Тайді Т.Ю./Тайди Т.Ю. - Союз чорних клобуків (тюркське об’єднання на Русі в ХІ-ХІІІ ст.) / Союз черных клобуков (тюркское объединение на Руси в ХІ-ХІІІ вв.) [2005, RTF, UKR, RUS, ENG] https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3883367
Материалы и исследования - Расовский Д.А. - Половцы. Черные клобуки: печенеги, торки и берендеи на Руси и в Венгрии [2012, PDF, RUS] :: rutr.life (ex torren... https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4559713
С.А.Плетнева - Древности Черных Клобуков [1973, JPG] :: rutr.life (ex torrents.ru) https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=1419903
Мавродина Р.М. - Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы): Историографический очерк [1983, DjVu, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru) https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3620604
Тайны Земли Русской - Голубовский П.В. - Печенеги, торки и половцы. Русь и Степь до нашествия татар [2011, PDF/DjVu, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru) https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4049560
Голубовский П.В. - Печенѣги, торки и половцы до нашествiя татаръ Исторiя южно-русскихъ степей IX—XIII вв. / Печенеги, Торки и Половцы до нашествия татар. Истори... https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3014067
Носов А. - До антропології кримських татар / К антропологии крымских татар [1929, PDF/DOCX/DJVU, UKR] :: rutr.life (ex torrents.ru) https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3779181
Финошина А. - Загадочна и таинственна страна берендеев [2010, DjVu/PDF, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3623618
История. География. Этнография - Плетнёва С. - Половцы [2010, DjVu/PDF, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3321136
Страницы истории нашей Родины - Плетнева С. А. - Половцы [1990, DjVu] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=1153137
К.В.Кудряшов - Половецкая степь [1948, DjVu] :: rutr.life (ex torrents.ru) https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=719080
Петер Юхас - Тюрко-българи и маджари / Тюрко-болгары и мадьяры [1985, PDF, BGR] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3672452
Итоги изучения Восточной Европы МГНЦ РАМН - лекция здесь https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3827869
Цитата:
Объединяющее начало этнического самосознания приводит к тому, что постепенно все части этноса
- независимо от их происхождения - рано или поздно генетически сближаются, становятся обладателями не-
которых общих генов, образуя некий общий и неповторимый «портрет» генофонда.
Очень ярко это проявилось в истории русского народа. Он включил в себя - кроме славянского - множество иных составляющих не только финно-угорского и тюркского происхождения, но также, видимо, и балтские, иранские, германские элементы.
Цитата:
Итак, наибольшее соответствие между двумя картами - «русской» и «восточноевропейской» - наблюдается в восточной области русского ареала. Видные на обобщённой «восточноевропейской» карте три крупных «ядра» на севере, северо-востоке и востоке (рис. 2.3.3) связаны с финно-угорскими и тюркскими народами этой территории.
Цитата:
Диаграмма (рис. 6.2.5) показывает, что по степени сходства с русским генофондом его соседи располагаются в следующем порядке: восточные славяне, волго-финские народы, западно-финские народы, западные славяне, тюркские народы Урала, южные славяне, германоязычные народы, народы Кавказа.
Балановская Е.В., Балановский О.П. - Русский генофонд на Русской равнине + Статьи [2007, PDF, WORD 2007, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru) https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3827869
Баскаков Н.А. - Русские фамилии тюркского происхождения. [1979, PDF, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3817506
Галичанець Микола / Галычанець Николай - Москвино-Великороссо-Русська Тюркська Кипчацька Ординська нація / Москвино-Великороссо-Русская Тюркская Кипцацкая Ордин... https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4287500
Юналеева Р.А. - Тюркизмы русского языка (проблемы полиаспектного исследования) [2000, PDF, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru) https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4429473
Florin Curta, Roman Kovalev / Флорин Курта, Роман Ковалев - The Other Europe in the Middle Ages: Avars, Bulgars, Khazars and Cumans / Другая Европа в средневеко...
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3090693
История. География. Этнография - Ивик О., Ключников В. - Хазары [2013, PDF/DjVu, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4551266
Славная Русь - Гумилев Л.Н., Манягин В.Г., Плетнева С.А. - Хазары. Таинственный след в русской истории. [2010, PDF/DjVu, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3810228
Научно-популярная серия - Плетнева С.А. - Хазары [1976, DjVu, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3655418
Хазары [1976, PDF] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=161591
Артамонов М.И. - История хазар [1962, DjVu, RUS] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3163407
Пріцак О. / Прицак Е. - Походження Русі / Происхождение Руси [1997, PDF, DjVu, DOC, UKR] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3974908
Прыцак О. Й. / Прицак О. Й. - Откуда есть пошла Русская земля. / Відкіль єсть пішла Русьская земля. [1997, DOC, UKR] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2798402
О. Прицак, И. Шевченко - Harvard Ukrainian Studies / Гарвардские украинские исследования. 42 тома. [1977-1997, PDF, ENG, UKR, RUS] :: rutr.life (ex torrents...
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2709144
Цитата:
О важной роли чёрных клобуков в политической жизни Киевского княжества свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение «вся земля Руськая и чорные клобуки».
http://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрные_клобуки
http://ru.wikipedia.org/wiki/Берендеи
http://ru.wikipedia.org/wiki/Торки_(племя)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ковуи
http://ru.wikipedia.org/wiki/Печенеги
http://ru.wikipedia.org/wiki/Половцы
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кипчаки
http://ru.wikipedia.org/wiki/Хазары
http://ru.wikipedia.org/wiki/Черкасы
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гунны
http://ru.wikipedia.org/wiki/Булгары
Faces of Ukrainian Huns / Потомки гуннов среди украинцев
http://www.youtube.com/watch?v=nnx6bSKvk5I
Білінський В.Б. / Белинский В.Б. - Москва Ординська (ХІІІ-ХVІ століття): Історичне дослідження / Москва Ординская (ХІІІ-ХVІ столетия): Историческое исследование...
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4562121
Білінський В. / Билинский В. - Країна Моксель, або Московія. Історичне дослідження. В 3-х книгах / Страна Моксель, или Московия. Историческое исследование. В 3-...
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4474950
Владимир Белинский - Страна Моксель или открытие Великороссии [2007, CHM] :: rutr.life (ex torrents.ru)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=1729911
[Профиль]  [ЛС] 

bulka

Стаж: 15 лет 8 месяцев

Сообщений: 85

bulka · 15-Окт-13 23:42 (спустя 7 часов)

этот Тюньдешев точно учёный? и чего учёный?
[Профиль]  [ЛС] 

sokolovroman

Стаж: 14 лет 1 месяц

Сообщений: 5


sokolovroman · 16-Окт-13 11:07 (спустя 11 часов, ред. 16-Окт-13 11:07)

В российских наукометрических базах автор фундаментального труда в 44 страницы отсутствует.
[Профиль]  [ЛС] 

uputu

Стаж: 14 лет 9 месяцев

Сообщений: 1439

uputu · 16-Окт-13 19:26 (спустя 8 часов)

bulka писал(а):
61294354этот Тюньдешев точно учёный? и чего учёный?
Геннадий Тюньдешев - доцент Института истории и права Хакасского государственного университета, кандидат юридических наук.
В книге он исследует прежде всего историю государства и права России - ведь в этом он специалист.
И тут он, думаю, справедливо отмечает сходство многих российских и ордынских юридических терминов, государственных установлений.
А вот что касается лингвистики, и общей истории - тот тут он допускает ошибки.
Поэтому, я не возражаю, если эту книгу перенесут в "Альтернативу". Либо можно оставить в этом разделе - но учитывать выше сказанное.
[Профиль]  [ЛС] 

Garuda111

Стаж: 12 лет 2 месяца

Сообщений: 164


Garuda111 · 19-Окт-13 20:14 (спустя 3 дня, ред. 19-Окт-13 20:14)

на обложке реконструкция Герасимова - лицо славянской национальности.
так как же звали Батыя? Батый Кузьмич Иванов?
тогда нахрена ему чалму на реконструированный череп нахлобучили?
чтобы подчеркнуть единство культур, видать...
лучше бы бороду сбрили и трубку в зубы вставили для достоверности.
ибо, как показали последние исследования русских ученых индюков, его звали Батый Коловратович Джугашвили
Цитата:
Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Сегодня почти полный его [курултая] аналог – Государственная Дума.
это точно.
батый хомордосович путин, видать, автору примерещился в алкоголическо-эротических снах.
только вот зачем сразу книгу писать?
ответ прост: надо же племя кормить - вот и написал
[Профиль]  [ЛС] 

IPTV_Player

Стаж: 15 лет 8 месяцев

Сообщений: 25


IPTV_Player · 19-Окт-13 20:28 (спустя 14 мин.)

igor9966 писал(а):
61344017Гордиться надо, а не спорить
Чем гордиться, о чем спорить?
Добрался до "кыпчакского хана Бояна", дальше читать не буду, пока не подскажете, где можно почерпнуть информацию об оном деятеле.
[Профиль]  [ЛС] 

drebys

Стаж: 11 лет 3 месяца

Сообщений: 1


drebys · 04-Ноя-13 06:10 (спустя 15 дней)

Необходимо включить сей труд в перечень учебников истории. Россияне должны гордится тем, что ХАН БАТЫЙ собрал разрозненные финоугорские народы, которые в последствии заимствовали у Киевской Руси название.
igor9966 писал(а):
61344017Гордиться надо, а не спорить
[Профиль]  [ЛС] 

Dark_Ambient

Top Seed 09* 10240r

Стаж: 16 лет 10 месяцев

Сообщений: 16020

Dark_Ambient · 04-Ноя-13 07:14 (спустя 1 час 4 мин., ред. 04-Ноя-13 07:14)

эту фигню в альтернативу
вранье начинается уже с первых строк, где Александр Ярославич стал хану Батыю названным сыном
uputu писал(а):
61303860
bulka писал(а):
61294354этот Тюньдешев точно учёный? и чего учёный?
Геннадий Тюньдешев - доцент Института истории и права Хакасского государственного университета, кандидат юридических наук.
В книге он исследует прежде всего историю государства и права России - ведь в этом он специалист.
.
да-да
специалист в "тадаро-монгольском иге" )))
[Профиль]  [ЛС] 

igor9966

Стаж: 13 лет 2 месяца

Сообщений: 950


igor9966 · 16-Ноя-13 00:41 (спустя 11 дней)

drebys писал(а):
61566151Необходимо включить сей труд в перечень учебников истории. Россияне должны гордится тем, что ХАН БАТЫЙ собрал разрозненные финоугорские народы, которые в последствии заимствовали у Киевской Руси название.
Вы правильно понимаете Генеральную Линию !
[Профиль]  [ЛС] 

Можливый

Стаж: 12 лет 6 месяцев

Сообщений: 22


Можливый · 15-Янв-14 22:45 (спустя 1 месяц 29 дней)

Этот Тюньдяшкин не историк ни капли! Как юрист он может писать книгу по практике адвокатуры, а не по средневековой истории!
Не удивительно, что укротюрки ищут любую возможность, чтобы публкивоать всякую шнягу про русских, ведь сами в основном происходят от днепровских тюрок, а их народный герой - сын хана Мамая, который создал свой улус в 15 веке на Полтавщине, от которого и пошла украинская государственность и нация незалежников-голодоморцев.))
зачем украинцам отказываться от своей славной истории? Разве тюрки не сделали вклад и в культуру, и даже в государственность...Достаточно вспомнить, что чёрные клобуки и киевские бояре совместно принимали решение о приглашении в Киев того или иного князя.
О важной роли чёрных клобуков в политической жизни Киевского княжества свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение "вся земля Руськая и чорные клобуки".
А Бурундай и Польский Улус (славная история Галичины)? А Каменецкая Тьма? )))
"Персидский историк Рашид-ад-дин (умер в 1318 г.), описывая завоевание Руси монголами в 1240 г., пишет: «Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа чёрных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев)».
А также: "Князь Галича Даниил всегда активно сотрудничал с Бурундаем. В 1259 году он отправляет своего брата Василько к татарам для укрепления дружеских отношений с Бурундаем. В свое время именно Бурундай пришел на помощь Даниилу, когда его княжество страдало от набегов литовцев. Между Даниилом и Бурундаем установился четкий деловой контакт. К тому же Даниил всегда честно исполнял все требования татарского военачальника"
"Персидский историк Рашид-ад-дин (умер в 1318 г.), описывая завоевание Руси монголами в 1240 г., пишет: «Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа чёрных шапок (украинцев).."
Поэтому, очевидно, что свидомая и незалежная часть украинского народа - потомки тюрок, а не славян.
Чем монголоидней свидомит, тем он более ненавидит русских. Это медицинский факт!
[Профиль]  [ЛС] 

Zhego3

Стаж: 16 лет 2 месяца

Сообщений: 6

Zhego3 · 31-Янв-14 16:21 (спустя 15 дней, ред. 31-Янв-14 16:21)

Dark_Ambient писал(а):
61566222вранье начинается уже с первых строк, где Александр Ярославич стал хану Батыю названным сыном
В детстве в Сарае. Он братался кровью с Сартаком. Известный факт.
[Профиль]  [ЛС] 

Gurman-ii

Стаж: 14 лет 11 месяцев

Сообщений: 9


Gurman-ii · 20-Фев-14 23:34 (спустя 20 дней)

Смотрел передачку с одним генетиком, который проводил исследование в Рязанской области на предмет поиска тюркских следов в геноме современных рязанцев. Таковых не обнаружил.
[Профиль]  [ЛС] 

Dark_Ambient

Top Seed 09* 10240r

Стаж: 16 лет 10 месяцев

Сообщений: 16020

Dark_Ambient · 21-Фев-14 07:21 (спустя 7 часов)

Zhego3 писал(а):
62766029Известный факт.
известный миф
[Профиль]  [ЛС] 

DickDick

Стаж: 11 лет 3 месяца

Сообщений: 50

DickDick · 19-Апр-14 23:00 (спустя 1 месяц 26 дней, ред. 14-Июл-14 13:13)

Книжка оказалась, вполне, попсовой (как всегда, где много шума).
Читать, врядли, стоит, - в анотациях уже все изложено и,
сильно-лучше, чем в самой книжке.
[Профиль]  [ЛС] 

Sven HP

Стаж: 10 лет 11 месяцев

Сообщений: 203

Sven HP · 20-Апр-14 19:08 (спустя 20 часов)

одного названия достаточно, чтобы переносить этот опус в альтернативку
[Профиль]  [ЛС] 

limonka

Top User 06

Стаж: 20 лет

Сообщений: 309

limonka · 21-Апр-14 22:40 (спустя 1 день 3 часа)

Зная репутацию источника... I'm not surprised
[Профиль]  [ЛС] 

Dodon Titikaka

Стаж: 14 лет 5 месяцев

Сообщений: 264

Dodon Titikaka · 06-Июн-14 10:59 (спустя 1 месяц 14 дней, ред. 06-Июн-14 13:16)

Цитата:
Известный факт
Цитата:
известный миф
Это понятно - что для Европы ФАКТ для России МИФ.
В книге рассмотрена только одна аналогия Золотой Орды и Российской Федерации -"Вертикаль власти".
Здесь изложены другие не менее весомые аналогии, по которым между ними историки ставят знак равенства:
http://dodontitikaka.ucoz.com/index/edinaja_teorija_vkl_35/0-145#
15.37. ПОЛОЖЕНИЕ 37: ГЛАВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ВРАГ ВКЛ – ОРДА-ТАРТАРИЯ
[Профиль]  [ЛС] 

wc_00

Стаж: 13 лет 7 месяцев

Сообщений: 32

wc_00 · 06-Июл-14 03:12 (спустя 29 дней, ред. 25-Авг-14 01:29)

Книженция на уровне "мыльного" чтива.
На что мы покупаемся?
[Профиль]  [ЛС] 

hertford

Стаж: 14 лет 5 месяцев

Сообщений: 14


hertford · 08-Дек-14 01:49 (спустя 5 месяцев 1 день)

limonka писал(а):
63682730Зная репутацию источника... I'm not surprised
|Me 2!
[Профиль]  [ЛС] 

NicMord

Стаж: 15 лет 9 месяцев

Сообщений: 475

NicMord · 08-Дек-14 03:23 (спустя 1 час 34 мин., ред. 08-Дек-14 03:23)

Татаро-монгольское влияние на русскую государственность большое. Есть точка зрения, что иго способствовало централизации. Украинские националисты пытается этим фактом укорять Россию. Но так называемое "украинское казачество" само имеет кровную связь с Ордой.
Полтавское ханство потомков Мамая
Корни современной Украины нужно искать не в Киевской Руси, а в Золотой Орде
Наверное, ни одна из моих последних статей не наделала столько шума, сколько "Татарский корень казацкого рода". Но точку ставить рано. Степные тюркские истоки украинского этноса требуют дальнейшего раскапывания, если можно так выразиться. Вместо истории нам преподносят выдумки, приспособленные для меняющихся политических целей. Но история — самоценна. Это не служанка политиков. Это детектив, который не устаешь распутывать, пытаясь докопаться до правды.
Стоило мне обратить внимание на центральное положение образа казака Мамая в украинской народной живописи XVIII—XIX веков, как стали всплывать все новые и новые детали, указывающие на то, что половцы и татары могут считаться предками украинцев в не меньшей, а, возможно, даже в большей степени, чем славяне. Это утверждение для кого-то звучит эпатажно. Но я не собираюсь никого эпатировать. Лучше обратим внимание на факты.
После нашествия Батыя Киев не просто пришел в упадок. Он фактически был уничтожен. Из 50 тысяч жителей не осталось почти никого! Путешественники, проезжавшие в это время по разрушенной столице Руси, оставили описание полного упадка. "Большая часть людей Руссии перебита татарами или отведена в плен", — писал Плано Карпини, направлявшийся через Киев в ставку монгольских ханов в далеком Каракоруме. По словам этого францисканского монаха, татары "осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве". Как утверждал Карпини, в окрестностях Киева бояться следовало не русских, по причине их малочисленности после татарского погрома, а "литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали набеги на землю Руссии, и особенно в тех местах, через которые мы должны были проезжать".
Представьте, в каком запустении пребывала в это время Южная Русь, если какие-то банды рэкетиров из Литвы представлялись ей непобедимыми противниками! А город Канев вообще был уже заграницей! "Мы прибыли к некоему селению по имени Канов, — писал Карпини, — которое было под непосредственной властью татар. Начальник селения дал нам лошадей и провожатых до другого селения, начальником коего был алан по имени Михей".
Взаимопроникновение различных народов в Великой Степи уже шло полным ходом. По дороге в ставку хана свирепствовали шайки людей, которых мы можем считать первыми "протозапорожцами". Современник Плано Карпини — тоже монах и тоже посол к хану (правда, не от папы, а от французского короля) Гильом де Рубрук описал свой ужас во время поездки по этим территориям в 1253 году: "Русские, венгры и аланы, рабы татар, число которых у них весьма велико, собираются по 20 или 30 человек, выбегают ночью с колчанами и луками и убивают всякого, кого только застают. Днем они скрываются, а когда лошади их утомляются, они подбираются ночью к табунам лошадей на пастбищах, обменивают лошадей, а одну или двух уводят с собой, чтобы в случае нужды съесть. Наш проводник сильно боялся такой встречи".
Татаро-славянский суржик. Чем не первые казаки? Тем более что наблюдательный западноевропейский монах сумел отметить даже процесс смешения славянского и тюркского языков, который начался в это время в степи: "Язык русских, поляков, чехов и славян один и тот же с языком вандалов, отряд которых всех вместе был с гуннами, а теперь по большей части с татарами, которых Бог поднял из более отдаленных стран".
Иными словами, путешественник из Италии уловил самый момент возникновения того татарско-славянского суржика, который превратится со временем в украинский язык. Слова "кош", "атаман", "есаул", "сагайдак", "курдюк", "гопак" под треньканье половецко-татарской кобзы как раз входили в наше сознание в отблеске степных костров, вокруг которых веселились после набегов первые казачки. Те самые, встречи с которыми так боялся посланник короля Франции, везущий грамоту монгольскому хану.
Именно эти факты объясняют, почему украинские националисты так равнодушны к наследию Киевской Руси. Из всей ее блестящей культуры для них дорог только оселедец на голове Святослава, явно позаимствованный у степняков. Ни идея империи, ни каноническое православие, ни домонгольская древнерусская литература, заботливо сохраненная переписчиками во Владимире, Суздале, Нижнем Новгороде и Москве, не представляют для них ни малейшей ценности. Только — гопак, кобза и шаровары, в которых удобно запрыгнуть на лошадь, удирая после очередного набега с отрезанной головой подмышкой! Это, по их мнению, и есть "наше все". А остальное — "москальська пропаганда".
После нашествия Батыя в Киеве произошла смена народов. Подлинное славянское население Киевской Руси в это время стало уходить на север – в будущую Московию. Оно не просто бежало, но и уносило с собой древнерусскую культуру. Недаром былины "киевского цикла" совершено исчезли в самом Киеве, но были записаны исследователями уже в XIX веке в полосе от Москвы до Архангельска. Вот куда ушла наша Русь от татарских казаков! По этой же причине "Слово о полку Игореве", написанное в Черниговском княжестве, сохранилось в единственной рукописи под Ярославлем!
"Протозапорожцы". "Русские, венгры и аланы — рабы татар убивают всякого, кого только застают"
На протяжении всего XIV века, представлявшего пик татарской власти в нынешней Украине, тут не было не только составлено, но и переписано НИ ОДНОЙ летописи. Самый древний список той же "Повести временных лет" уцелел в копии, сделанной в Нижнем Новгороде современником Дмитрия Донского монахом Лаврентием. Митрополит Всея Руси Максим не просто переехал в 1300 году из Киева во Владимир-на-Клязьме, но и увез с собой книги, ученых монахов, переписчиков, знатоков истории и идеологов. Лучше читать классика малороссийской литературы Пантелеймона Кулиша, в четырех строках описавшего этот миграционный процесс, чем слушать ложь современных подделывателей украинской истории:
Як налягло на Русь татарське лихоліттє,
Зісталось в Києві немовби тільки сміттє.
На Клязьму й на Москву позабігали люде
І визирали, хто з киян туди прибуде.
В Киеве остались одни руины. Кому-то же нужно было их заполнять? В образовавшийся вакуум кинулись с севера литовцы, с запада — поляки, а с юга – татары, чьим авангардом было раннее казачество.
Но ничто не бывает вечным. Батыев побеждают их наследники. В середине XIV столетия в Золотой Орде началась многолетняя междоусобица — "Великая замятня". Орда распалась на два государства, границей между которыми стала Волга. Левый берег Волги контролировал прямой потомок Чингиса — хан Тохтамыш. А от правого берега на запад через Кубань, Дон и всю нынешнюю Украину, называвшуюся тогда Диким Полем, до самого Дуная протянулись владения темника Мамая. Мамай не был чингизидом и не имел права на шапку хана. Но за ним стояли богатые генуэзские города в Крыму и многочисленные потомки половцев, сменивших свое имя на "татары" после нашествия Батыя. Столица Мамая — так называемое "Запорожское городище" — находилась в низовьях Днепра. Его государство занимало две трети современной Украины!
После поражения в 1380 году на Куликовом поле Мамай был убит в Крыму своими подлинными хозяевами — итальянскими купцами, торговые интересы которых он представлял. Но потомство его не исчезло. Совершенно неожиданно оно всплыло на границе Руси и Степи — в Полтаве. "В 1430 г. Полтава вместе с Глинском был отдан в. кн. Витовтом татарскому князю Лексаде, родоначальнику князей Глинских", — гласит "Полное географическое описание нашего отечества под редакцией В. П. Семенова" (т. VII. Малороссия. СПб., 1903, с. 293—294).
Украинский внук Мамая. Кем был этот загадочный татарин Лексада? Некоторую информацию об этом можно найти в книге "Історія України в особах. Литовсько-польська доба", вышедшей в Киеве в 1997 году: "Серед численних князівських родин, котрі жили на теренах України в середні віки, були й такі, що мали тюркське походження. Це, зокрема, стосується князів Глинських, які вважали себе нащадками хана Мамая: за родовим переказом, після поразки останнього в Куликовській битві (1380) його син Мансур-Кият осів на Задніпров’ї, заснувавши тут Глинськ, Полтаву й Глинницю. Спадкоємцем цих володінь став його син Олекса… Охрестившись у Києві та прийнявши ім’я Олександр, він разом із сином Іваном почав служити великому князю литовському Вітовту".
Иными словами, Полтавское ханство мамаевичей было остатком обширных владений основателя династии. Некоторое время оно вело независимое существование на границе Дикого Поля и Великого Княжества Литовского — как раз в тех местах, где зарождалась Украина. Но князь Витовт подчинил внука Мамая и заставил его принять христианство. Упомянутый в "Географическом описании" Лексада, скорее всего, и есть этот новоокрещенный Александр.
Еще в 1981 году советский историк А. А. Шенников депонировал в ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) АН СССР свою статью "Княжество потомков Мамая". Акцентировать внимание на татарских страницах в истории Украины тогда, как и сегодня, не рекомендовалось. Ханство пришлось назвать княжеством. Об определении "Полтавское" нельзя было и помыслить! Официозная советская наука, выкармливая полчища казенных толочек, как от огня, шарахалась от любого "евразийства". Поэтому Шенникову удалось только депонировать (сделать ее доступной для чтения немногочисленных специалистов), а не опубликовать свою статью в журнале. Но именно он обратил внимание на родословную князей Глинских, изложенную в "Бархатной книге": "Царь Ординский Мамай, коего на Дону побил Князь Великий Дмитрий Иванович, а у Мамая Царя сын Мансуркиян Князь, а у Мансуркияна Князя сын Олекса Князь, а крестил его в Киеве Митрополит, а от него — Глинские".
"Правильное написание имени сына Мамая — очевидно, Мансур-Кият, — пояснял Шенников. — Имя его старшего сына – Алекса (татарское имя), прочие же варианты — результаты его славянизации. В содержании этого текста не видим ничего невероятного. Когда после Куликовской битвы новое войско Мамая было перехвачено и разгромлено Тохтамышем "на Калках", после чего Мамай снова бежал в Крым и был там убит, Мансур с остатками Мамаева воинства должен был искать убежища в районе, наиболее удаленном от Сарая, Крыма и Москвы и наиболее близком к великому княжеству Литовскому, которое до конца поддерживало Мамая. Район Полтавы как раз отвечал этим условиям. К тому же великие князья литовские (в тот момент Ягайло) были заинтересованы в поселении близ своих границ боеспособного населения, враждебного по отношению к Золотой Орде, и разбитые Тохтамышем сторонники Мамая оказались подходящим для этого контингентом".
Плано Карпини о татарах: "Осадили Киев и после долгой осады взяли его и убили жителей города"
По мнению Шенникова, "созданное Мансуром княжество оставалось формально независимым в течение 12 лет, с 1380 по 1392 год, хотя фактически, по-видимому, с самого начала в какой-то степени зависело от великого княжества Литовского". Первоначально оно было просто татарским. Но со временем в район Полтавы с севера стали просачиваться "севрюки" — как считают многие, потомки летописного племени северян, уцелевшие после нашествия Батыя. "На примере княжества потомков Мамая в районе Полтавы, — резюмировал Шенников, — мы видим нечто новое и неожиданное для славистов-медиевистов: вместо антагонизма — мирное сосуществование и постепенное срастание тюркской и славянской групп населения в рамках единого и довольно своеобразного политического образования. Был ли этот эпизод каким-то уникальным исключением из общего правила? Или, может быть, это сигнал о том, что слависты неверно представляют себе общее правило?"
Тюркская помесь. Конечно же, это не уникальный эпизод, а то самое правило, из которого родился современный украинский народ. Как признавался еще в XIX веке один из основоположников националистической исторической науки Владимир Антонович в статье "Взгляды украинофилов": "В состав малорусского типа вошла весьма многочисленная помесь ТЮРКСКАЯ (печенеги, половцы, крымские татары и особенно черные клобуки, некогда заселявшие почти одну треть всего пространства нынешнего Южнорусского края и расплавившиеся в славянской массе его населения)".
Недаром антропологи различают так называемую "центральноукраинскую антропологическую область", население которой отличает "домішка, пов’язана з асиміляцією степових тюркських груп з певним МОНГОЛОЇДНИМ елементом" (Антропологічний склад українського народу. — К., 1965, с. 72).
Пытаясь объяснить популярность у украинцев образа казака Мамая, Шенников видел его истоки именно в Полтавском княжестве детей и внуков Мамая: "Портрет воина-бандуриста мог появиться сперва как собирательный образ пограничного жителя княжества Мансура и его ближайших потомков, — портрет мамая, но ещё не Мамая и тем более не "козака". А для композиции портрета могло быть использовано какое-то произведение восточной живописи, имевшее хождение у мансуровых татар, едва ли не сохранившаяся ещё от монгольских времён старая буддийская религиозная картина, смысл которой был давно забыт. Этот мамай — полутатарин, полусеврюк — был ещё далеко не украинец по своему этническому самосознанию и культурному облику, но он успешно защищал славянское население Украины от крымских набегов и потому стал весьма популярен".
Хочется кому-то или нет, но не Киевская Русь и не Галицко-Волынское княжество — первые "древнеукраинские" государства, а именно крошечное татарское ханство потомков Мамая в окрестностях Полтавы. Иначе на народных картинках был бы изображен не казак Мамай, а какой-нибудь Владимир Красное Солнышко, уцелевший только в русских былинах. В Золотой Орде корни современной Украины.
http://www.segodnya.ua/ukraine/ictorii-ot-olecja-buziny-poltavckoe-khanctvo-potomkov-mamaja.html
Княжество потомков Мамая
На месте нынешнего города Полтавы в домонгольское время, судя по некоторым археологическим и письменным данным, возможно, находилось пограничное селение Киевской Руси, запустевшее после нападения монголов в XIII веке. В дальнейшем лишь в XV веке в официальных источниках вновь появились сведения о наличии в этом районе славянского населения и укреплённых поселений, в том числе и Полтавы. В это время весь регион был вотчиной князей Глинских и входил в состав Польско-Литовского государства.
Однако есть письменный источник, который не считается достаточно официальным, но содержит несколько более ранние сведения по истории этого района. Это родословие князей Глинских. Сведения этой родословной, относящиеся ко времени до 1430-х г., многие историки считали сомнительными, «легендарными». Некоторые вообще обходили их молчанием, говоря об истории этой местности. А те, кто не ставил эти сведения под сомнение, упоминали о них лишь кратко и не делали из них выводов, выходящих за пределы местных краеведческих интересов. Но такие выводы можно сделать.
Родословная содержится в московских родословных книгах XVI – XVII веков в виде нескольких вариантов и фрагментов:
1) полный текст в книге, опубликованной под условным названием «список А», конца XVI века;
2) полный текст в так называемой «Келейной книге» начала XVII века;
3) неполный текст в так называемом «Синодальном списке» начала XVII века;
4) очень краткая заметка о Глинских в оглавлении так называемой «Бархатной книги» конца XVII века.
История Глинских изложена не далее чем до 1530-х годов, то есть изложение оборвано на несколько десятилетий раньше времени составления родословных книг. Видимо, материалы для составления этой родословной не позже чем в 1530 - 40-х годах поступили из фамильных архивов в то центральное московское учреждение, где составлялись сводные государственные родословные книги, и затем туда уже не добавлялись новые сведения о Глинских. Поэтому различия в датах списков не дают оснований считать какой-либо из них более достоверным, чем другие.
Сравнение текстов показывает, что имеются две редакции, которые мы назовём пространной и краткой, отличающиеся не только формой, но и содержанием. Пространная редакция охватывает период с домонгольских времён до 1508 года. Краткая начинается позже, с конца XIV века, но и кончается тоже позже, в 1530-х годах. Пространная редакция состоит из краткой аннотации и основного текста. Для краткой редакции имеется лишь основной текст, но заметка в оглавлении Бархатной книги по содержанию соответствует именно краткой редакции и, возможно, представляет собой аннотацию к ней, оказавшуюся отделенной от основного текста вследствие каких-то позднейших переделок. В «списке А» и в «Келейной книге» содержатся тексты обеих редакций, но они перепутаны местами: после аннотации пространной редакции вписан основной текст краткой, а за ним – основной текст пространной. В «Синодальном списке» имеется лишь основной текст краткой редакции, притом с изъятием значительных фрагментов.
…При цитировании принимаем за основу для обеих редакций «список А», в круглых скобках приводим слова из «Келейной книги», отсутствующие в «списке А», и разночтения по «Келейной книге», а в квадратных скобках – слова из «списка А», отсутствующие в «Келейной книге». Тексты «Синодального списка» и «Бархатной книги» цитируем отдельно.
Аннотация пространной редакции: «Царь Ординский Мамай коего на Дону побил [Князь Великий] Дмитрий Иванович а у Мамая Царя сын Мансуркиян (Мансуркиан) Князь а у Мансуркияна (Мансуркиана) Князя сын Олекса (Алеска) Князь а крестил его в Киеве Митрополит, а (и) от него (пошли) Глинские (Князи)».
Заметка из оглавления «Бархатной книги»: «Глинские Князья. Выехали из Литвы, а в оную из Татар, где до выезда в Россию даны были им вотчины Глинеск, да Глинище; а от того и название своё получили».
Как видим, по аннотации пространной редакции Глинские – прямые потомки золотоордынского темника Мамая, «героя» Куликовской битвы (он, как обычно в русских источниках, неверно назван «царём», то есть ханом, каковым на самом деле не был). По заметке из «Бархатной книги» Глинские – всего лишь какие-то выходцы вообще «из Татар», какие в то время в большом количестве поступали на службу к великим князьям литовским и московским, получая за это вотчины с восточнославянским населением. Умолчание о Мамае, как увидим ниже, характерно и для основного текста краткой редакции, вследствие чего мы не исключаем, что заметка в «Бархатной книге» – это аннотация краткой редакции.
Основной текст пространной редакции начинается с родословной Мамая, , которой вовсе нет в краткой редакции: «Подлинный родослов Глинских Князей. Князи же убо Кияты кочевали на сеи стороне Волги [до Чинги Царя, а] имянем почтенно (подчтенно) Государство имели от иных стран писали к ним называючи их Падшим (Падышаг) еже есть Государь. И пришед (Книгиз) Царь, великую брань сотворил с Кияты, и последи умираше, и вдал Чингиз (Книгиз) Царь дшерь свою Захолубь (Захолуб) за Бурлуда (Бурму), и Кияты Тохкоспа (Тохтоспа) Чингиз Царь (Чингизу Царю) бездетну сущу приближися дни его смерти (и в приближение днеи его смерти), прежреченным (преждереченным) же Киятом в тоже время не владущи и Падшаго имянем. И приде Царь Кутлуз (Кутлуи) [и] ополчився, Тохтагееву (и Тохтаго) Орду взял, и три Царицы его взял за себя, и тако свершив Цареи [и] царствова на большой Орде много лет и много детей породи; и так от Черклуева (Черкуглиуева) царство (царства) роду Кияты родословятся, а (и) имянуются царского роду, даже и до Мамая Царя».
Крайняя испорченность текста, имеющего вовсе не читаемые места и, вероятно, немало пропусков, - это явно резуьтат не только многократных ошибок переписчиков, но и очень плохого перевода документа, написанного арабским письмом на каком-то из языков золотоордынской письменности – скорее всего персидском, арабском или кыпчакском. Пытаясь сопоставить то немногое, что можно понять, с историческими фактами, известными по другим источникам, замечаем следующее:
1) Мамай изображен как представитель неких «князей» Киятов. Из других русских источников об этом ничего не известно, но источники другого происхождения, независимые от родословной, это подтверждают.
Так, на рубеже XV – XVI веков последний золотоордынский хан Шах-Ахмат, незадолго до разгрома остатков его орды крымцами, послал польскому королю Александру несколько писем с просьбами о помощи, а когда помощи не последовало, направил в 1501 году ещё письмо, с просьбой повлиять на короля, князьям Глинским, - братьям Ивану, Василию и Михаилу Львовичам, - которые в то время были действительно близки к королю. В сохранившемся польском переводе этого письма интересно обращение: «Кияты князья Мамаевы истинные дети, там рядом с братом моим (королём – А. Ш.), а здесь рядом со мной в моём царстве, справа и слева уланы, князья, четыре корачи большие (корачи – представители особо привилегированных феодальных фамилий. – А. Ш.), у меня нет слуг больших и лучших, чем Кияты князья»…
Хотя перевод сделан лучше, чем русский перевод родословной Мамая, но и поляк переводчик, видимо, кое-что упростил или не так понял. «Справа и слева», - вероятно, сокращенные слова о положении Киятов в правом и левом крыле золотоордынского войска. Труднее понять, почему Киятов «четыре» («czotyri»), в то время как письмо адресовано трем братьям. Может быть, это не числительное «четыре», а какое-то другое слово, неверно понятое переводчиком. Возможно также, что Кияты считались представителями одной из четырех семей, относящихся к категории «корачи» (известно, что впоследствии, например, в Крымском ханстве, к этой группе относились в разное время разные фамилии, но их всегда считалось по традиции именно четыре).
Не исключаем и ещё одно объяснение этого слова. Как из цитированного обращения, так и из общего тона письма и из обстоятельств его написания видно, что отношения между Глинскими и ханом выходили далеко за пределы простой дипломатической вежливости. Хан апеллировал к ещё не угасшему татарскому этническому самосознанию Глинских, признавал их двойное подданство и рассматривал их как свою агентуру при короле. А Глинские, очевидно, ещё ранее дали повод для такого обращения, иначе хан, оказавшись в роли просителя, вряд ли обратился бы к ним в подобном тоне. Ясно, что письмо такого содержания не предназначалось для того, чтобы его перевод попал в королевский архив. Но он туда попал. Как же это могло случиться? Семь лет спустя, в 1508 году, Михаил Глинский с братьями поднял известное антипольское восстание, потерпел поражение и эмигрировал в Москву. Думаем, что только тогда подлинник письма и мог попасть в руки польских властей при конфискации имущества эмигрантов, и лишь после этого был сделан его перевод. Но, согласно той же родословной (см. ниже), в то время братьев было уже четверо, - к трём названным добавился ещё Федор. Вероятно, как в 1501, так и в 1508 году он был ещё несовершеннолетним, вследствие чего он не упомянут ни среди адресатов письма Шах-Ахмата, ни в рассказах русских летописей о прибытии эмигрантов в Москву. Но поляк переводчик в 1508 году, зная, что братьев было не трое, а четверо, и не имея точных сведений об их возрасте, мог просто «исправить ошибку» в письме.
Но, как бы ни понимались неясные места в письме, очевидно, во-первых, что Шах-Ахмат знал Глинских как потомков Мамая, чего не скрывали и сами Глинские. В Москве тогда ещё не был начат сбор материалов для сводных родословных книг, так что хан знал о происхождении Глинских не из московских, а из каких-то своих источников. Одно это уже показывает, насколько поспешны и неосновательны разговоры насчет «легендарности» начального раздела родословной Глинских. А во-вторых, в Золотой Орде действительно считали Мамая «князем» Киятом.
Мамай назван Киятом и в составленной в XVII веке по каким-то крымско-татарским источникам неопубликованной турецкой хронике Утемыш-Хаджи, тоже явно независимой от русской родословной Глинских.
До Мамая в Золотой Орде неизвестно по источникам никаких «князей» Киятов. Но известны кияты – обширная группа монголов, к которой принадлежал Чингисхан. Те подгруппы киятов, которые были вполне лояльны Чингисхану (прежде всего кияты-борджигины, из которых непосредственно происходил Чингисхан), занимали привилегированное положение в империи и, по-видимому, в какой-то степени в государствах, возникших на её основе. С развитием феодальных отношений в государствах Чингисхана и его потомков стать «князем» Киятом мог либо действительный потомок какого-то монгола-кията, либо кто угодно, сумевший присвоить это имя специально для облегчения своей карьеры на службе у ханов-чингисидов.
2) Упоминания о «Царе Кутлузе (Кутлуе)», о «Тохтагеевой (Тохтаго) Орде» и о некоем «Тохкоспа (Тохтоспа)» не соответствует известным именам или событиям в истории Золотой Орды до Мамая. Но тут можно усмотреть отголоски несколько более раннего эпизода монгольской истории, описанного с нарушениями хронологической последовательности и сильно искаженного переводом и переписками. В 1200 – 1210-х годах Чингисхан вёл многолетнюю борьбу с соседями монголов – меркитами, к которым примкнуло и несколько подгрупп монголов-киятов. Меркиты – по-видимому, тюрко-язычный народ, этнически родственный алтайским и саянским тюркам. Нанеся меркитам крупное поражение в 1204 году, монголы затем долго преследовали уцелевшую их часть, отступавшую на запад и нашедшую защиту и укрытие у тюрок-кыпчаков. В ходе этого многолетнего отступления во главе меркитов стояли в течение некоторого времени Тохта-бей (Тохтоа-беки), убитый в 1208 году, и сменивший его Кучлук, затем отделившийся, оставшийся в Средней Азии и после долгой борьбы погибший в 1218 году. Остатки меркитов дошли почти до Волги, где в 1216 году были настигнуты и разгромлены монголами на р. Иргиз.
Судя по тому, что сведения об этих событиях попали в родословную Мамая, его предком был либо монгол из числа киятов, приставших к меркитам, либо меркит, каким-то путём присвоивший родословную одного из этих киятов. Последнее кажется более вероятным, так как имя Мамай (по персидским хроникам Мамак) неизвестно монголам, до появления золотоордынского темника Мамая не встречалось и у восточноевропейских тюрко-язычных народов, но зато известно у алтайских и саянских тюрок, к которым, как было сказано, были, по-видимому, близки меркиты.
Если так, то «почтенно государство» «князев» Киятов – это, скорее всего, клочок земли на Иргизе, предоставленный кыпчаками меркитам, а «великая брань» – разгром меркитов на этой земле в 1216 году. Если составитель первоначального текста родословной находился, например, в Сарае, то, с его точки зрения, эта земля находилась именно «на сей стороне Волги». Конечно, это последнее прибежище остатков меркитов не заслуживало названия «государства». Титул, соответствующий персидскому «падишах», имел Тохта-бей (Тохтоспа – сокращенное персидское написание его имени с этим титулом), но он, как уже сказано, далеко не дошел до Иргиза. Видимо, его преемники считали себя наследниками этого титула, а отсюда – преувеличенное представление о размерах и значении «государства» у позднейшего составителя родословной.
3) Насколько позволяет понять испорченный текст, некий Кият по имени Бурлуд, или Бурма, сумел жениться на дочери Чингисхана, оставшейся, впрочем, бездетной. Это уже совершенно невероятно. Никакая дочь Чингисхана, хотя бы и бесплодная, не могла быть выдана ни за какого недобитого меркита или приставшего к меркитам монгола-кията. После прихода меркитов в Поволжье это было невозможно ещё и потому, что сам Чингисхан никогда и близко не подходил к этим местам (туда приходили лишь его сыновья и полководцы), и непонятно, как туда могла попасть его дочь.
Теперь напомним, что, по другим источникам, Мамай появился на сцене в середине XIV века в качестве золотоордынского наместника в Крыму. Затем он в течение многих лет с переменным успехом боролся за власть в Орде, чему, очевидно, способствовали фамилия Кият и женитьба на дочери хана Бердибека. Но Чингисидом он не был, и юридического права стать ханом не имел, судя по тому, что он систематически прикрывался марионетками – малолетними огланами-чингисидами. Фактически он сумел в конце концов стать диктатором во всех районах степной части Золотоордынского государства западнее Волги. Но после поражения на Куликовом поле в 1380 году он был свергнут ханом Тохтамышем – Чингисидом, опиравшимся на население восточной, заволжской части государства.
Обращает на себя внимание многолетняя и постоянная поддержка, которую оказывали Мамаю в Крыму и в соседних материковых районах. Туда он не раз спасался после поражений в ордынских усобицах, и оттуда вновь появлялся со свежими силами. Дело было не только в финансовой (а в 1380 г. – и в военной) помощи генуэзцев, но и в том, что там Мамай набирал главную, ударную часть своих войск. Даже после огромных потерь на Куликовом поле он немедленно набрал там ещё одно войско и вновь пошёл на Москву, чему помешал лишь Тохтамыш. Вряд ли такие отборные контингенты в то время мог поставлять только Крым, где тогда ещё не было ни Крымского ханства, ни крымских татар в том виде, в котором они стали известны в следующем столетии. По-видимому, главную роль тут играли те полукочевники-татары, потомки кыпчаков-половцев и предки северо-причерноморских ногайцев, которые кочевали в меридиональной полосе от северной части Крыма и смежных частей Таврии и Приазовья, вдоль левого берега Днепра в районе порогов и далее на север до Ворсклы.
Именно в этой полосе сохранились географические названия, связанные с именем Мамая, в XVII веке здесь ещё встречались развалины каменных надгробий и других построек, характерных для кочевий золотоордынских татар, которые в памяти крымских татар относились ко времени Мамая, а в XIX веке здесь украинцы называли каменные статуи на половецких курганах не «бабами», как в других местах, а «мамаями». ». По-видимому, для этих потомков половцев Мамай был не просто присланным из Сарая администратором, но и своим наследственным местным феодалом, кто-то из близких предков которого считался едва ли не прямым преемником домонгольских половецких ханов.
Сопоставляя все приведенные данные, видим, что предки Мамая – скорее всего, меркиты, как-то присвоившие фамильное имя Кият, соответствующее названию группы монголов. Возможно, присвоение этого имени было связано с пребыванием среди меркитов части монголов-киятов, враждебных Чингисхану. После разгрома меркитов на Иргизе в 1216 году уцелевший обладатель родословной, вероятнее всего, попал в Северное Причерноморье вместе с отступившими туда заволжскими кыпчаками. Там он сумел занять среди кыпчаков видное положение, оттуда его ближайшие потомки попали на золотоордынскую службу уже в качестве «князей» Киятов. Мамай унаследовал от меркитских предков только личное имя, а от кыпчаков, в своё время приютивших меркитов, получил военную поддержку, на которую и опирался вплоть до своего падения.
Но рассказ о дочери Чингисхана, если мы правильно его поняли, является в этой родословной инородным включением. Думаем, что он вписан в последние годы жизни Мамая. Вряд ли это могли сделать предки Мамая, жившие ещё при первых сильных золотоордынских ханах, помнивших историю своей династии и не потерпевших бы такой грубой фальсификации. А потомкам Мамая эта фальсификация уже ни для чего не могла быть нужна. Но сам Мамай как раз чрезвычайно нуждался в каком-нибудь хотя бы самом отдалённом и косвенном родстве с Чингисидами, ему только этого не доставало для окончательного захвата власти. И только он, в отличие от всех своих предков и потомков, имел реальную возможность сделать такую фальсификацию: с одной стороны, он жил в эпоху «замятни» – затяжной ханской междоусобицы в Орде, когда фальсификация легче всего могла пройти незамеченной; а с другой стороны, только он располагал военной силой, достаточной для того, чтобы заставить замолчать всех, кто усомнился бы в подлинности его родословной.
Итак, в родословной Мамая, вписанной в родословную Глинских, почти всё объясняется вполне рационально. Одни сведения идентифицируются с известными историческими фактами, другие оказываются вымышленными, но самая их тенденциозность подтверждает время и обстоятельства составления родословной. И не остаётся ничего «легендарного», ничего такого, что можно было бы приписать фантазии князей Глинских той эпохи, когда они были уже Глинскими.
II. Родословная потомков Мамая – князей Глинских. Образование ими княжества в районе Полтавы.
Дальнейший текст, - по-прежнему только в пространной редакции, - уже вполне русский, без следов плохого перевода и пропусков: «[А у Мамая Царя] сын Мансур-Кият (Маркисуат) а у Мансур-Кията (Маркисуата) [Князя] дети [два сына: Князь] Алекса (Алеша), а (да) [другой] Скидырь [Князь]. И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият (Маркисуат) Князь зарубил три городы Глинеск, [да] Полдову (Полтаву), [да] Глеченицу (Глиницу) дети же Мансур-киятовы (Мансуркиатовы) меньшой сын Скидер (Скидырь) [Князь] поймав [поимав] стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопи, а большой сын [его] Алекса (Олеско) [Князь, а] остался на тех градех преждереченных [городех]». Правильное написание имени сына Мамая – очевидно, Мансур-Кият. Имя его старшего сына – Алекса (татарское имя), прочие же варианты – результаты его славянизации.
В содержании этого текста не видим ничего невероятного. Когда после Куликовской битвы новое войско Мамая было перехвачено и разгромлено Тохтамышем «на Калках», после чего Мамай снова бежал в Крым и был там убит, Мансур с остатками Мамаева воинства должен был искать убежища в районе, наиболее удалённом от Сарая, Крыма и Москвы и наиболее близком к великому княжеству Литовскому, которое до конца поддерживало Мамая. Район Полтавы как раз отвечал этим условиям. К тому же великие князья литовские (в тот момент Ягайло) были заинтересованы в поселении близ своих границ боеспособного населения, враждебного по отношению к Золотой Орде, и разбитые Тохтамышем сторонники Мамая оказались подходящим для этого контингентом.
«Калки», где Тохтамыш разгромил Мамая, - это вряд ли та речка Калмиус близ нынешнего Ростова-на-Дону, которую принято отождествлять с Калкой – местом известной битвы 1223 года. Уже давно В. Ляскоронский высказал предположение, что обе битвы – 1223 и 1380 годов – произошли «на Калках» – группе мелких речек, левых притоков Днепра близ порогов. Не разбирая аргументацию этой гипотезы в отношении битвы 1223 года, мы должны признать, что в отношении битвы 1380 года она убедительна. Кратчайший путь от Крыма к Москве пролегал именно близ левого берега Днепра у порогов, отклоняться далеко на восток до Калмиуса было незачем. Вдобавок на таком обходном пути Мамай рисковал бы прямо столкнуться с Тохтамышем, шедшим со стороны Сарая; а при движении прямым путём он, с одной стороны, мог надеяться проскочить до подхода Тохтамыша (что ему, однако, не удалось); а с другой стороны, он шёл бы вдоль границы союзного великого княжества Литовского, где мог при надобности укрыться (что и удалось Мансуру). И бежать до района Полтавы Мансуру в этом случае было бы ближе, чем с Калмиуса.
Если верно, что меридиональная полоса от Крыма до Ворсклы была кочевой территорией татар, непосредственно подчиненных Мамаю, то можно думать, что район Полтавы был для Мансура не только наиболее удобным в данный момент, но и давно знакомым. Не окопался ли Мансур просто на северной окраине своей наследственной территории?
Из следующей фразы цитированного текста видно, что наследники Мансура разделились. Видимо, среди пришедших с Мансуром татар была группа каких-то южных, степных полукочевников или кочевников, о чем свидетельствует наличие верблюдов, и именно эта группа ушла со Скидером (Скидырем) на юг, в более привычные для неё условия. А отсюда следует, что была среди этих татар и другая группа, приспособленная к природным и хозяйственным условиям района Полтавы и потому оставшаяся с Алексой. Не были ли это потомки местных половцев, имевших тут летние кочевья ещё в домонгольские времена? Не находились ли их семьи как раз здесь осенью 1380 года, когда Мамай был разбит «на Калках»? Сообщение об уходе группы Скидера на юг, возможно, косвенно подтверждается тем, что много позже, в конце XVIII века, когда эмигрировало в Турцию несколько групп северо-причерноморских ногайцев, среди них имелась группа, которую русские называли «мамаевцами».
Раздел наследников Мансура похож на деление меридиональной полосы на две части вследствие прироста населения, весьма обычное для полукочевников данного типа. Не исключено, что в этом состояла экономическая подоплёка раздела. О непосредственном же политическом поводе для этого раздела и о его возможной дате скажем ниже, после разбора следующей части текста.
Дальнейшие события описаны не только в пространной, но и в краткой редакции, начинающейся с этого момента.
Пространная редакция: «И по Божию изволению (изволению Божию) [похоте] (тот) Алекса [Князь крестился, и] прислал к Киеву (послал в Киев к митрополиту, чтоб креститсца) и митрополит [Киевской] крестил его [в крестьянскую веру], и дал ему во святом крещении имя (имя во святом крещении) Князь Александр (Александр Князь); [а у] Александра сын [Князь] Иван с отцем же крестился (крестился вместе с отцом). И в те времена (то время) [случился] приехати к Киеву (приехал в Киев) Великому Князю Витовту Литовскому (Велики Князь Литовский Витофт) и после ко Князю Александру (и просил Князя Александра) [Мансур-Киятовичу], и сыну (сына) его [ко Князю Ивану]; что похоте служити (чтоб они пошли к нему в службу); и (они) [Князь Иван и с отцем своим Александром сотворили хотение Великого Князя Витовта, и приехали] (в службу) к нему, (и пошли) и били челом ему [в службу] с своими предреченными (преждепомянутыми) тремя городы. И Князь Великий Витовт прия (принял) их (зело) честно не яко слуг, но яко [единых от] сродних (сродников) своих, и дал им [на приказ] вотчины волости: Станку (Стайку), Хорозов (Хозоров), Сереков, Гладковича (Гладковичи); (и Князь Ивана Александровича Великий Князь Витофт женил и) дал [Витовт] за [Князя Ивана Александровича] (него) княж Данилову дщерь (дочь) Остроженскаго (Острожского) Княжну Настасью».
Краткая редакция по тем же спискам: «Род Глинских Князей. К великому Князю Литовскому приехал из Орды Князь Алекса (Алеска) да (и) крестился а во крещении имя ему дали Князь Александр, а вотчина у него была Глинск (Глинеск) да Глиннеца (Глиница) да Полтава (Полтова) с тою вотчиною к Витовту и приехал (и приехал к Витофту) а Витовт дал ему в вотчину волость Стайну (Станску), Хозоров, Гладковичи, и женил его а дал за него Князь Владимирову (Данилову) дщерь (дочь) Острожскаго Княжну Настасью».
То же по «Синодальному списку»: «К Великому Князю Витовту Кестутьевичу Литовскому приехал служити Татарин Князь Лекса, да крестился и по крещении имя ему Александр а отчина у него была Глинеск да Глинница да Полтава».
Главное различие между редакциями: в краткой опущено всё, что касается предков Алексы, не упомянуты не только Мамай, но даже Мансур, а Алекса изображен как неизвестный татарин из Орды. Как уже сказано, именно поэтому мы и предполагаем, что краткая заметка из «Бархатной книги» связана с основным текстом краткой редакции. В ней пропущено упоминание об Иване Александровиче и получается, что Витовт женил на Анастасии Острожской не Ивана, а его отца. Эта несообразность наглядно показывает, что краткая редакция есть результат сокращения более ранней пространной.
Как датировать описанные события? Под приездом Витовта в Киев подразумевается, несомненно, его появление и утверждение там в качестве фактически самостоятельного великого князя Литовского в 1392 году после раздела сфер влияния в Польско-Литовском государстве с Ягайлом. Очевидно, в этом году Александр поступил к нему на службу. Но креститься он должен был не позже чем в 1390 году, так как в этом году митрополит Киприан (речь идёт несомненно о нём), до того находившимся в Киеве, стал митрополитом всея Руси, уехал в Москву и в ближайшие после этого годы находился там. Алекса и Скидер разделились, надо полагать, после смерти Мансура. Дата его смерти неизвестна. Но в двух персидских хрониках есть рассказ о том, что в 1391 году, накануне битвы Тимура с Тохтамышем на реке Кундурче (близ нынешнего г. Самары) тимуровцы ранили, взяли в плен и привели к Тимуру какого-то «сына Мамака», который сказал, что ехал в войско Тохтамыша. Поскольку в этих хрониках Мамаком называли только Мамая, можно понять, что речь идёт именно о его сыне. Конечно, это мог быть и не Мансур (неизвестно, сколько жен и сыновей имел Мамай). Но не исключено, что Мансур мог попытаться помириться с Тохтамышем, пользуясь удобным случаем – всеобщей мобилизацией против Тимура. Если так, он, вероятно, при этом и погиб, поскольку тимуровцы обычно пленных не щадили, а войско Тохтамыша немедленно после этого было разгромлено. При таких допущениях представляется вероятным, что Алекса крестился в 1390 году, ещё при жизни отца, имея для этого, надо полагать, достаточную опору в христианской части населения княжества, успевшей появится к этому времени; это вызвало его конфликт с отцом и братом, вследствие чего в следующем, 1391 году Мансур попытался вернуться к Тохтамышу и при этом погиб, а Скидер отделился и ушёл на юг.
Таким образом, созданное Мансуром княжество оставалось формально независимым в течение 12 лет, с 1380 по 1392 год, хотя фактически, по-видимому, с самого начала в какой-то степени зависело от великого княжества Литовского.
Но в дальнейшем в течение более чем столетия, до начала XVI века, вотчина Глинских в составе Польско-Литовского государства сохраняла многие черты самостоятельного княжества. Потомки Алексы быстро прибрали к рукам почти полностью бассейны Ворсклы и Сулы и ещё ряд территорий в разных частях Украины, стали крупнейшими магнатами, заняли ключевые посты в правительственной администрации этих земель. Этому способствовали окраинное положение района в государстве и общая слабость центральной власти преемников Витовта и Ягайла. Территория, несмотря на её постепенное деление между размножившимися потомками Алексы, сохраняла, по-видимому, определённое единство вплоть до упомянутого восстания 1508 года. Хотя многие Глинские в восстании не участвовали и остались на польской службе, но часть земель была конфискована или раздробилась между непрямыми наследниками, так что единый крупный массив, унаследованный от первых Глинских, прекратил существование.
Вся эта эпоха, с 1392 по 1508 год, описана в родословной очень кратко, предельно сухим языком и почти одинаково в обеих редакциях, кроме лишь «Синодального списка». Пространная редакция: «И у Князя Ивана дети: Князь Борис, да Федор да Семён; (а) у (Князь) Бориса дети: Князь Лев, да Василий, да Иван Великой а у Князя Льва дети: Князь Иван малой (Мамаи) да Князь Василий Слепой, [да] Фёдор, [да Князь] Михайло [Львович] Дороднои [те] все четыре приехали из Литвы служити к Москве к Великому Князю Василью Ивановичу всеа Руссии (России) лета 7016 (в лето 7016-го)». В краткой редакции по тем же спискам, - почти то же. В «Синодальном списке» тот же текст оборван после слов «а у Князя Льва дети…»
Здесь сын Ивана Глинского Борис – это первый князь Глинских, о котором есть документальное свидетельство, независимое от родословной: в 1437 году он присягнул королю Владиславу III. Заметим, что многие историки XIX – XX веков, писавшие о Глинских, считали нужным упоминать это свидетельство в подтверждение того, что все более ранние сведения «легендарны». Но при этом почему-то все без исключения по-разному искажали дату и обстоятельства дела, с неверными ссылками или вовсе без ссылок на источник. Если добавить к этому ещё множество искажений имён («Мансурксан», «Лексада», даже «Лесхард»), то получается, что в научной литературе о Глинских, вплоть до новейшей, не меньше «легендарного», чем в родословной.
В этом же фрагменте интересен один из четырёх Глинских-эмигрантов, названный в одном из списков пространной редакции «Иван малой», а в другом списке пространной и в двух списках краткой – «Иван Мамай». Правильно именно второе написание, - в одной из русских летописей он тоже «Иван Мамай». Значит, мало того, что Шах-Ахмат именовал этих братьев-князей Киятами и Мамаевыми детьми, и мало того, что они позволяли хану обращаться к ним подобным образом, - один из братьев, вдобавок, еще и сам себя прямо называл Мамаем задолго до составления московских родословных книг.
Выше, разбирая письмо Шах-Ахмата, мы уже отметили близкие отношения между Глинскими и ханом. С этим неплохо согласуется и тот факт, что когда окончательно разбитый крымцами Шах-Ахмат бежал к королю, а тот посадил его в тюрьму, то возглавивший восстание Михаил Глинский попытался освободить бывшего хана – правда, безуспешно. Когда могли сложиться такие отношения между Глинскими и Ордой, - только ли при Шах-Ахмате? Не раньше ли? Может быть, даже вскоре после падения Тохтамыша? Не значит ли всё это, что Глинские более чем через столетие после крещения Алексы ещё продолжали осознавать себя татарами в большей степени, чем это можно было ожидать? И не кроется ли за этим наличие соответствующих настроений среди населения их вотчины, где, может быть, к этому времени татарский элемент ещё не совсем растворился в славянском?
Далее в обоих списках пространной редакции, но не в краткой, помещены, с нарушением хронологии, три подробных рассказа: об участии Ивана Александровича (сына Алексы) в 1399 году в битве на Ворскле на стороне Витовта, о получении его сыном Борисом Ивановичем различных земельных пожалований и о восстании и эмиграции Михаила Глинского с братьями. Не цитируя этих рассказов, заметим лишь следующее.
Рассказ о битве на Ворскле по стилю и языку как будто похож на рассмотренную выше часть родословной, где говорится о Мансуре и Алексе, и мог бы считаться продолжением этой части. Но изолированное положение в контексте и самое содержание рассказа вызывают некоторые сомнения. Сказано, что во время битвы Иван Глинский был в ближайшем окружении Витовта, затем сопровождал его при бегстве после поражения, а когда беглецы заблудились, Иван за обещанное вознаграждение вывел Витовта на верную дорогу, за что и получил ряд земельных пожалований. Здесь логично лишь то, что Витовт использовал в качестве проводника Глинского, на земле которого происходила битва. Но как назвать поведение этого проводника, сумевшего заблудиться на собственной земле, но за обещанную награду быстро нашедшего дорогу? Так ли уж наивен был Витовт, чтобы принять явное вымогательство за добросовестную службу? Не исключаем, что весь этот рассказ сфабрикован с целью обосновать права Глинских на земли, приобретенные каким-то другим и, видимо, не совсем законным путём. Второй рассказ – о Борисе Ивановиче – сомнений не вызывает. Для третьего рассказа – о событиях 1508 года – характерна тенденция свести дело к личной ссоре Михаила Глинского с королем, что, по многим другим источникам, далеко не соответствует действительности.
На этом кончается пространная редакция, но в краткой изложение продолжается. В «списке А» и в «Келейной книге» подробно перечислены, во-первых, ближайшие потомки Глинских, уехавших в Москву, в том числе Елена Глинская – жена Василия III и мать Ивана IV; во-вторых, прочие Глинские, оставшиеся в Польско-Литовском государстве, но последние – только до того поколения, к которому принадлежали эмигранты, то есть до начала XVI века. Из «Синодального списка» тщательно изъято всё, что касается эмигрантов и Елены Глинской. Краткая редакция кончается упоминанием о Богдане Федоровиче Глинском, жившем в конце XV века, не причастном к восстанию, но известном в другом отношении. Будучи черкасским наместником, он оказался одним из первых организаторов тех украинских пограничных войск, которые вскоре после этого стали называться казаками (ещё не запорожскими). Под его командой эти войска в 1493 году очень громко заявили о себе взятием только что построенного крымцами Очакова.
Сопоставление текстов родословной позволяет сделать некоторые выводы о её истории. Судя по тому, какие ветви фамилии Глинских отражены в том или ином списке и до какого времени они прослежены, можно заключить, что пространная редакция составлена для братьев-эмигрантов и, вероятно, закончена в Москве сразу по их прибытии туда в 1508 году. Краткая редакция составлена там же в годы регентства Елены Глинской, то есть в 1533 – 38 годах (её замужество упомянуто в прошедшем времени, после смерти Василия III). «Синодальный список» – результат дальнейшего сокращения краткой редакции. Откровенная тенденциозность этого сокращения говорит о том, что список сделан для кого-то из Глинских, либо уехавшего обратно в Польшу, либо собиравшегося это сделать, ибо только для польских читателей были одиозными имена Михаила Глинского, его братьев и Елены Глинской.
А. А. Шенников
http://pohodd.ru/article_info.php?articles_id=120
"Наблюдения над смешением рас показывают, что в последующих поколениях, когда скрещивание происходит уже в пределах одного народа, тем не менее, могут рождаться особи, воспроизводящие в чистом виде предка чужой крови. Знакомясь с деятелями украинского движения, начиная с 1875 года не по книгам, а в живых образах, мы вынесли впечатление, что «украинцы» -- это именно особи, уклонившиеся от общерусского типа в сторону воспроизведения предков чужой тюркской крови, стоявших в культурном отношении значительно ниже русской расы… Наблюдая цвет их смуглой кожи и густо-черных волос, выражение их лица, походку, жесты, речь, вы невольно думали: вот такими, наверное, были тюрки, что поселились под Переяславом-Русским и «ратились» на русь, или берендеи, основавшие Берендичев, нынешний Бердичев. Среди наблюдавшихся нами «украинцев» такие типы составляли подавляющее большинство… «Украинская идея» -- это гигантский шаг назад, отступление от русской культуры к тюркскому или берендейскому варварству»."
"«В древнерусской летописи часто повторяется о тюркских кочевниках, что они «заратишася» на Русь, то есть, пошли на Русь ратью, войной. Возрождаясь в «украинцах», они опять идут войной на Русь – в области культурной: они хотели бы стереть всякий след «русскости» в исконной, сердцевинной, Малой (в греческом понимании) Руси. Все русское для них – предмет глубочайшей ненависти и хамского презрения»."
«Украинское движение» 1925 г
А. Царинный
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4871806
[Профиль]  [ЛС] 

@millka@

Стаж: 14 лет 6 месяцев

Сообщений: 10


@millka@ · 13-Дек-14 18:40 (спустя 5 дней, ред. 13-Дек-14 18:40)

limonka писал(а):
63682730Зная репутацию источника... I'm not surprised
как нельзя быть уверенным и в репутации источников российских учебников по истории, которые больше пишутся со слов власти государства, чем историками.
как сказал писатель и журналист Габриэль Лауб: Археологи выкапывают из земли историю, которую закопали политики.
так что полезно читать альтернативную лит-ру независимых исследований историков.
[Профиль]  [ЛС] 

Colorado777

Стаж: 11 лет 8 месяцев

Сообщений: 499

Colorado777 · 06-Окт-15 20:19 (спустя 9 месяцев)

Zhego3 писал(а):
62766029
Dark_Ambient писал(а):
61566222вранье начинается уже с первых строк, где Александр Ярославич стал хану Батыю названным сыном
В детстве в Сарае. Он братался кровью с Сартаком. Известный факт.
Названый брат Сартака. Собирал дань с Русских городов для Орды. Возбухавшим против этого выкалывал глаза. Святой, однако.
[Профиль]  [ЛС] 

lena_1902

Стаж: 11 лет 1 месяц

Сообщений: 32


lena_1902 · 07-Окт-15 10:31 (спустя 14 часов)

Услышала о книге от Невзорова(он хвалит). Качаю однозначно.Спасибо!
[Профиль]  [ЛС] 

fotospy09

Стаж: 15 лет 10 месяцев

Сообщений: 84

fotospy09 · 07-Окт-15 14:06 (спустя 3 часа)

Ну книжки всякий писать имеет право. Как я понимаю автор юрист. Интересно а у автора есть научные труды по истории?
Геннадий Александрович Тюньдешев-Харамоос - кандидат юридических наук, председатель Ревизионной комиссии Международного фонда исследования Тенгри. Про Тенгри см. в википедии
Доцент кафедры государственного права Института истории и права Хакасского Государственного Университета имени Н.Ф. Катанова.
[Профиль]  [ЛС] 

aspler

Top Seed 03* 160r

Стаж: 16 лет 1 месяц

Сообщений: 2859

aspler · 07-Окт-15 18:51 (спустя 4 часа)

Спасибо за книгу. Пробегусь по ней с интересом, но странно что еще кто-то спорит с тем что московское царство есть продолжение золотой орды с её примитивной вертикалью и что по сути сегодняшняя РФ продолжает её копировать. Поэтому да Китай населению ближе чем противный Зопод, 90% к этой форме правления привыкли за семьсот лет и отвыкать пока не желают.
[Профиль]  [ЛС] 

vladsmolentsev

Стаж: 12 лет 11 месяцев

Сообщений: 17


vladsmolentsev · 12-Окт-15 11:32 (спустя 4 дня)

lena_1902 писал(а):
68915776Услышала о книге от Невзорова(он хвалит). Качаю однозначно.Спасибо!
аналогично
[Профиль]  [ЛС] 

GL2013

Стаж: 11 лет 9 месяцев

Сообщений: 10


GL2013 · 25-Окт-15 15:28 (спустя 13 дней)

bulka писал(а):
61294354этот Тюньдешев точно учёный? и чего учёный?
нет - это такой же учёный из разряда "английские учёные сказали..." что им Ватикан и ЦРУ приказывает то они и выдают за правду.
[Профиль]  [ЛС] 

Дзед Бaрадзед

Стаж: 9 лет 7 месяцев

Сообщений: 22

Дзед Бaрадзед · 28-Окт-15 16:05 (спустя 3 дня)

GL2013 писал(а):
69066157
bulka писал(а):
61294354этот Тюньдешев точно учёный? и чего учёный?
нет - это такой же учёный из разряда "английские учёные сказали..." что им Ватикан и ЦРУ приказывает то они и выдают за правду.
Академику РАН тоже Ватикан приказал сказать такое?
скрытый текст
[Профиль]  [ЛС] 

Balabans

Стаж: 16 лет 11 месяцев

Сообщений: 133

Balabans · 16-Дек-15 16:05 (спустя 1 месяц 18 дней)

Лицо у Хана Батыя - прям азиатско-монгольско-татарское... Или сказать проще - русское. Великорусское(монгольское). И чалма от слова - чало - Монгольский или Великий головной убор в России в 14-17 веках.
А книжку то почитаю...
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error