asku · 03-Фев-13 12:09(11 лет 9 месяцев назад, ред. 21-Май-15 22:37)
В осетинском ауле (Рассказы, очерки, публицистика) Год: 1985 Автор: Кануков И.Д. Издательство: «Ир» (г. Орджоникидзе) Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 476 Описание: Творчество Инала Канукова, просветителя, публициста, поэта, проникнуто идеями демократизма и гуманизма. В 70–80-е годы XIX века он выступил в защиту угнетенных. Пламенный патриот, Кануков мечтал о развитии производительных сил, о разумном использовании, природных богатств России.
Большинство произведений, вошедших в книгу, печатаются впервые.
Об авторе
Кануков Инал Дударович (1850—1899) — писатель и просветитель, стоявший у истоков передовой общественной мысли Осетии. Внес значительный вклад в изучение этнографии истории, культуры осетинского народа, способствовал его сближению с русским народом.
Инал Дударович Кануков родился в 1851 г. в сел. Кануковых (ныне сел. Гизель) в семье состоятельного тагаурского алдара, представителя осетинской знати. Восьми лет, в 1859 г., он был определен в приготовительный класс Ставропольской гимназии. Но отец, поддавшись агитации генерал-майора М. Кундухова решил уехать в Турцию. Он забрал девятилетнего Инала из гимназии и весной 1860 г. с семьей и другими горцами отправился в далекий путь. Однако Дудар скоро понял, что в Турции хуже, чем на родине, и, прожив там всего две недели, вернулся с семьей в Осетию и поселился в селении Брут, а Инал продолжил учебу в Ставропольской гимназии. Не окончив ее в январе 1871 г. он приехал в Осетию. Позже, в августе 1872 г., экстерном сдал экзамен за гимназию и получил аттестат. В сентябре того же года Инал поступил в военно-артиллерийское училище в Москве и окончил его в 1874 г. в чине поручика. Служа в русской армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.
Последующиё 18 лет он провел в Сибири, на Дальнем Востоке, в Уссурийском крае, до 1884 г. находился на военной службе. В том же году, выйдя в отставку, он переехал во Владивосток. Здесь он год работал учителем школы, секретарем городской управы, сотрудничал в местной периодической печати. Все эти годы Кануков не забывал о родине, мечтал вернуться на Кавказ.
Жил в селении Брут у племянника.
Многолетние скитания, тяжелая жизнь вдали от родины, всяческие лишения подорвали его силы и здоровье, и он скончался от туберкулеза весной 1899 г. в селении Брут, где и был похоронен.
Инал Кануков прекрасно владел осетинским языком, но произведения свои создавал на русском языке: осетинской прессы тогда еще не было.
Писательская деятельность И. Канукова началась еще во время его учебы в Ставропольской гимназии. По времени она делится на два периода. К первому периоду относятся произведения, которые он написал еще на Кавказе в 1870—1879 гг.; очерки «В осетинском ауле», «Горцы-переселенцы», «Кровный стол»; рассказы «Две смерти», «Воровство—месть», публицистические статьи. Второй период—это стихи, статьи, фельетоны, написанные после 1879 года в Сибири и на Дальнем Востоке.
В творчестве Канукова нашли отражение некоторые реальные явления в истории осетинского народа: изменения, связанные с крестьянской реформой, переселение горцев в Турцию и др.
Самым ранним произведением Канукова был его очерк «В осетинском ауле», который он написал в 1870 г. еще будучи учеником гимназии и в 1875 г. опубликовал в VIII выпуске «Сборника сведений о кавказских горцах». В очерке автор правдиво отобразил осетинскую деревню пореформенной поры, нарисовал картины нищеты народа, его быт, обычаи, верование, социальные отношения между простыми крестьянами и «сильными мира сего», распад феодальных устоев и зарождение буржуазии в Осетии. Писатель осуждает алдаров, которые не хотят приспособиться к новым условиям и проводят жизнь в праздных разъездах, живут за чужой счет. «Теперь времена другие настали, Бибо,—говорит Хатахцико,—времена джигитства миновали... пора расстаться с оружием и взяться за соху»...
С особым чувством относится писатель к положению женщин-горянок в условиях патриархального уклада жизни. «Бедная осетинка! Скоро ль ты избавишься от положения рабыни?» — с гневом и болью вопрошает автор. Он с удовлетворением говорит о том, что горцы начинают сознавать значение просвещения и развития промышленности. Против могущественного напора цивилизации не устоят никакие традиции старины,—утверждает писатель,—и слава богу, что цивилизация забросила к нам луч свой».
К теме переселения горцев Кануков вновь возвратился в статье «От Александрополя до Эрзерума» (1878); в ней автор более четко и верно характеризует причины переселения.
В своем лучшем произведении, рассказе «Две смерти» И. Кануков реалистически описал исполнение одного из самых реакционных народных обычаев—кровной мести. Против вредных обычаев писатель выступил и в статье «К вопросу об унйчтожении вредных обычаев среди кавказских горцев» и др.
Перу Канукова принадлежат также прозаические произведения «Заметки горца», «От Александрополя до Эрзерума» и др.
Второй период творчества И. Канукова протекал вдали от родины, в Сибири и на Дальнем Востоке, где он провел 18 лет, с 1879 по 1897 г.
Здесь он написал более 50 стихотворений, большое количество публицистических статей и рецензий; публиковал их в дальневосточных газетах «Окраина» и «Владивосток», в тифлисской газете «Кавказ», подписывая псевдонимами «И. Восточный», «Иронов» и др.
Кануков пишет о тяжелом положении русских крестьян, дома и посевы которых затопила река Уссури («В страдную пору»), о бедных корейцах, которых «иноземец гнетет» («На бухте»), о горе осетина, потерявшего своего осла и сознающего, что бог ему не даст другого осла без двадцати рублей («Горе Алибека»).
Кануков осуждает войну, считает ее жестоким и бессмысленным актом («Кровь и слезы», «На батарее», «Апофеоз войны» и др., статья «Антиимпериализм»).
И. Кануков нередко прибегал и к жанру сатиры. (Фельетоны «Из летописей города Ориенвилля», «Рефлексы тротуара» и др.)
Примеры страниц
Оглавление
И.Д. КАНУКОВ (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА). РАССКАЗЫ, ОЧЕРКИ, ФЕЛЬЕТОНЫ
В осетинском ауле.
Горцы-переселенцы.
Из осетинской жизни (Отрывок из повести).
От Александрополя до Эрзерума (Путевые наброски).
Две смерти (Недавняя быль из осетинской жизни).
Из общественной жизни на Востоке (Стряпчий).
«Продулся» (Набросок с натуры).
Калейдоскоп (Рефлексы лета).
Кореец-носильщик и лошадь (Уличные картинки).
На шхуне «Алеут» до Тюленьего острова и обратно (Беглые штрихи).
Тюлений остров (Очерк).
Промысел котиков (Рассказ).
Захолустье (Страничка из дневника).
Il faut donner. Обыкновенный случай.
Дуэлисты (Бытовая картинка).
Незевай (Из истории нравов).
Из прошлого...
Казнь (Очерк с натуры).
Очерк из зоологии Уссурийского края.
Страшный сон (Фантазия).
В пасмурный день (Рассказ).
Обед с прелюдией (Из прошлого).
Муки Тантала (Сон в летнюю ночь).
Из летописи города Ориенвилля.
Мотивы осени (Из заметок хроникера).
Ирбо.
По Востоку. СТАТЬИ, КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Положение женщины у северных осетин.
Кровный стол (Из горских обрядов).
.Характерные обычаи у осетин, кабардинцев и чеченцев.
Танцы и мода у кавказских горцев.
К вопросу об уничтожении вредных обычаев среди кавказских горцев.
К вопросу о колонизации Южно-Уссурийского края.
К вопросу об алкоголизме в Камчатской епархии.
Краткий очерк экономического состояния Забайкальского края в связи с проведением чрез него железной дороги.
О положении ссыльно-поселенцев на острове Сахалине.
1889 год в Приамурском крае.
Во Владивостоке («Если я давно вам не писал...»).
< Корреспонденция из Владивостока ;>.
Во Владивостоке («Какое широкое поприще...»).
Из крепости Владивосток (Очерк местной жизни).
Несколько слов о положении школ и учителей в Южно-Уссурийском крае.
Кое-что о сибирских минеральных источниках.
Литературная беседа.
Торгово-промышленный вопрос восточных окраин Сибири.
О положении русского рабочего на Дальнем Востоке.
Всеволод Гаршин (Очерк).
Есть ли у нас голод или нет, а если есть, то в каких размерах.
О современных факторах сибирской жизни. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ И ОБЗОРЫ
«Что читать народу?».
«Школьное обозрение».
<Календари на 1891 год>.
«Стихотворения И. С, Тургенева».
«Сибирский сборник».
Эхо журналов.