Алькофрибас_ · 18-Янв-13 13:31(11 лет 11 месяцев назад, ред. 19-Янв-13 10:13)
Трактат о первоначале Год: 2001 Автор: Дунс Скот Иоанн Переводчик: Перевод, вступительная статья и комментарии A.B. Апполонова Издательство: Издательство Францисканцев ISBN: 5-89208-035-8 Тираж: 2000 экз. Язык: Русский Формат: PDF/DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 218 Скан/обработка: Полишинель&Алькофрибас_ Описание: Вниманию читателей предлагается "Трактат о первоначале" выдающегося средневекового мыслителя Иоанна Дунса Скота (1265/1266 -- 1308), являющийся одним из шедевров философской теологии. В этом небольшом по объему произведении детально рассматриваются важнейшие для этой дисциплины темы, такие как существование Бога и Его атрибуты --- бесконечность, вездесущность, мудрость, благость и т.д. Автор активно обращается к интеллектуальному наследию своих предшественников, как христиан, так и язычников, творчески интерпретируя идеи Платона, Аристотеля и Августина. В этом отношении особого внимания заслуживает представленная им радикально обновленная версия знаменитого "онтологического аргумента" Ансельма Кентерберийского.
Издание включает оригинальный текст трактата на латинском языке и его перевод на русский язык. В начале книги содержится статья о жизни и творчестве Блаженного Иоанна Дунса Скота. Да позволит мне Первоначало вещей поверить, понять и высказать то, что угодно Его Величию и что возвышает наши умы до созерцания Его. Doctor Subtilissimus
Примеры страниц
Оглавление
A.B. Апполонов
Иоанн Дуне Скот и его философская теология ν
Иоанн Дуне Скот. Трактат о Первоначале
Глава I 2
Глава II 12
Глава III 38
Глава IV 72
Примечания 158
Index rerum 179
Чем хороши "средневековые", среди прочего, - примиряющей атмосферой, которую они вносят в философские споры. Нет такого в "новых", а особенно, в современных авторах. Здесь и слюна и яд летят фонтаном. А вот переходить на крик при разборе Фомы или Дунса как-то не получается. В них есть тишина мысли. Но в "тишине" конкретно Дунса растут довольно диковинные цветы:
"Спиноза"
"Ты есть ясное видение Себя Самого и радостнейшая любовь; и хотя Ты блаженен в Себе одном и в высшей степени довольствуешься Собой, Ты, однако, актуально и сразу мыслишь все интеллигибельное. Ты можешь сразу свободно и произвольно волить все причинимое и, по волению, причинять; истиннейше, следовательно, [обладаешь] бесконечным могуществом. Ты — предел простоты, не имеющий никаких реально различающихся частей, никаких реальностей в своей сущности, которые реально не были бы одним и тем же. В Тебе нет никакого количества, невозможно отыскать никакой акциденции; и потому Ты не изменяешься сообразно акциденциям, и, как я уже показал выше, Ты неизменен в сущности."
"Мальбранш"
"[вещи], которые являются в Тебе, явно присутствуют в Тебе не так, чтобы обмануть Тебя, в связи с тем, что явлены в Тебе; ведь это основание явления не запрещает собственному смыслу явленного самому по себе быть явленным Твоему интеллекту. с явлением Твоей сущности, любая [вещь], сияющая в ней благодаря ее совершеннейшему блеску, является Тебе сообразно своему собственному смыслу". НО "Твоя сущность — совершеннейшая основа постижения любого постижимого в любом смысле постижимости — пусть тот, кто хочет, назовет ее идеей — я не намереваюсь здесь задерживаться на этом греческом и платоническом слове".
"Шопенгауэр"
"воля есть то же, что и Первая Природа, поскольку воление не есть [от чего-то иного}, кроме воли; итак, эта {воля, воление которой непричинимо, также} непричинима; следовательно, и т.д. Равным образом: воление мыслится как как бы последующее, и, однако, воление есть то же, что и эта Природа; следовательно, еще более — воля. Ибо естественная склонность в воле к чему-либо доказывается из того, что она сама по себе свободно и охотно желает этого без [предварительного] обладания."
Недаром Вл.Соловьев говорил, что Дунс - "последний и самый оригинальный представитель золотого века средневековой схоластики и в некоторых отношениях предвестник иного мировоззрения".
Но вот что всегда поражало меня в "тонком докторе". Как он думал совместить мышление о Боге как о личности и как о Первоначале? Это невозможно, какие бы тонкости в аргументации он не использовал. Начало трактата: "Ты есть истинное Бытие, Ты есть всецелое Бытие. Это, если будет мне возможно, я хотел бы знать. Господи! Помоги мне, ищущему такого полного знания об истинном Бытии, которое есть Ты, какого только может достигнуть наш естественный разум, начиная с "сущего", которым Ты наименовал Себя." Что должно означать здесь это "Ты"? Кто "ты"? Христос в тексте упомянут всего однажды и только в качестве примера силлогизма. Троица не обсуждается. Конец трактата: "Первое: Бесконечный интеллект лишь один по числу. Второе: Бесконечная воля лишь одна по числу. Третье: Бесконечное могущество лишь одно по числу. Четвертое: Необходимое бытие лишь одно по числу. Пятое: Бесконечная благость лишь одна по числу." Прекрасно, хотя всё это в сущности можно высказать в одном положении: "Бесконечность лишь одна". Но как можно говорить "Ты" Бесконечности?! Воле? Могуществу? Бытию? Где там личность? "Ты — благо без предела, щедрейше расточающее лучи своей благости, к Которому, любимейшему, всякое [сущее] по-своему обращено как к своей последней цели. Ты один только есть Первая Истина."
Не вижу, с чем бы здесь не согласился Платон или Прокл. Но они Абсолюту не "тыкали", хотя бы по соображениям логики. "Какого пола море?" "Ты живешь благороднейшей жизнью, поскольку мыслишь и волишь. Ты блажен, более того, Ты — блаженство по сущности, поскольку Ты есть постижение Себя Самого."
Аристотель не возражает. А где же христианство? Когда Николай Кузанский говорит:
De visione Dei
"Когда я, Боже мой, подолгу вглядываюсь в твой лик, мне кажется, что и Ты начинаешь пристальнее устремлять на меня острие Твоего взора. И под действием Твоего взгляда во мне складывается убеждение, что этот образ Твоего лица потому изображен здесь таким вот чувственным образом, что нельзя нарисовать лицо без красок, а красок нет без количественности; но не телесными глазами, глядящими на твою икону, а духовными и умными я вижу невидимую истину Твоего лица, присутствующую здесь в ограниченном смутном знаке. Это Твое истинное лицо свободно от любых ограничений, оно не такое-то по количеству и по качеству, оно вне времени и пространства: оно - абсолютная форма, лицо всех лиц. Взор твой есть Твое лицо, Господи, и кто глядит на Тебя с любовью в лице, найдет, что и Твое лицо неизменно обращено к нему с любовью. Чем любовнее будет он стремиться глядеть на Тебя, тем больше найдет любви в Твоем лице. Кто смотрит на Тебя гневно, найдет и Твое лицо таким же. Кто смотрит на Тебя с весельем, и Твое лицо найдет таким же веселым, как лицо глядящего. Как наш телесный глаз, глядя на все через красное стекло, считает красным все, что видит, а если через зеленое, то зеленым, так всякое око ума, замутненное ограниченностью и страстью, судит о тебе сообразно свойствам своей ограниченности и страстной одержимости. Не успокаивается мое сердце, Господи, потому что любовь к тебе зажгла его таким желанием, что теперь оно может успокоиться только в тебе. Я начал говорить молитву Господню, и Ты вдохнул в меня желание понять, почему Ты Отец наш. Твое видение есть твоя любовь; твой взор есть Твое отцовство, которое по-отечески обнимает нас всех. Мы говорим: «Отче наш»; Ты - Отец всех и каждого, потому что каждый говорит, что Ты Отец наш; твоя отцовская любовь включает всех сыновей и каждого сына. Отец любит всех так, что вместе и каждого, ведь он их общий отец потому, что отец каждого; он так любит каждого из сыновей, что каждый считает себя любимым сыном. Питай меня своим взором, Господи, и учи. Дай мне уразуметь, что твой взор видит всякий видящий взор и все видимое, всякое действие видения, всякую силу видения, всякую видимую силу и всякое возникающее из них видение так, что Твое видение есть вместе и причинное основание всего этого. Ты все видишь - и этим даешь всему основание. Ты обращаешься своим Словом ко всему, что есть, и зовешь к бытию то, чего нет. Зовешь, чтобы Тебя услышали; и пока Тебя слышат, существуют. Когда Ты говоришь, то говоришь сразу всем, и Тебя слышит всё, чему Ты говоришь. Ты говоришь земле и зовешь ее стать человеческой природой; земля слышит Тебя, и это ее слышание есть возникновение человека. Ты обращаешься к ничто, как если бы оно было чем-то, призывая ничто стать чем-то; ничто слышит Тебя, и чем-то становится то, что было ничем. О бесконечная сила! Видеть Бога-Отца и Тебя, Иисуса, его Сына, значит быть в раю и в вечной славе. Стоящий вне рая не может иметь этого видения, потому что ни Бога-Отца, ни Тебя вне стен рая не найти. Счастья достиг всякий человек, соединившийся с тобой, Иисус, как член тела с головой. Никто не может прийти к Отцу, если не будет привлечен им. Отец через своего Сына привлек к себе твою человечность, Иисус, а через Тебя привлек и всех людей. Если твоя человечность соединена с Сыном Бога-Отца как с тем посредством, через которое ее привлек Отец, то человечность каждого человека соединена с тобой, Иисус, как с единственным посредством, через которое отец привлекает всех людей; поэтому без Тебя невозможно достичь никакого счастья. Ты откровение Отца; отец всех людей невидим, он видим только тебе, а после Тебя тому, кто удостоится увидеть его через Тебя и Твое откровение. Ты единишь в себе всех удостоившихся счастья, и всякий счастливый пребывает в тебе как соединенное в единящем. Никакой мудрец мира сего не может вместить истинного счастья, пока не знает Тебя; никто не может быть счастлив и видеть Отца, кроме как внутри рая вместе с тобой, Иисус."
то я вижу, что для него содержание Откровения не случайно, пусть даже он излагает его языком неоплатоников. В Дунсе я слишком часто не слышу этого, хотя известный титул Dr. Marianus не оставляет сомнений в том, что он был не только великим диалектиком, но и великим мистиком. Но в его душе был разлом, который, все расширяясь в последующие столетия, привел к падению готического здания схоластики. Фома отличался от Дунса, по-моему, тем, что был лучшим "штукатуром", т.е. более тщательно замазал щель между разумом греков и верой христиан. Но в этой замазанной щели продолжался нехороший логический процесс:
Соловьев
"Учение Д. Скота имеет положительные достоинства, поднимающие его над общим уровнем средневековой схоластики. Сюда относятся: его разумный эмпиризм, не дозволяющий выводить конкретную действительность из общих принципов; его несогласие с девизом схоластиков: philosophia theologiae ancilla; его более реальное понимание субстанции вообще и духовных сущностей в особенности; его представление мира, как имманентно развивающегося целого, признания самостоятельности и безусловного значения за индивидуальным бытием; наконец, его более верное духу Христову, нежели духу Аристотелеву, убеждение, что истинная жизнь не сводится к мышлению ума и что любовь выше созерцания. Но все эти важные достоинства не могут искупить коренного греха Скотовой системы – ее безусловного волюнтаризма, который приводит «утонченного доктора» к заключениям нелепым и запутывает его философию в безысходные противоречия. Ясно, в самом деле, что безусловная самопричинность человеческой воли несовместима с таковой же причинностью воли Божьей; что нравственное безразличие и безусловный произвол, приписанные Богу, противоречат понятию Божества, как верховного Разума и совершенной Любви; наконец, что принцип чистой произвольности как со стороны человеческой, так и со стороны Божьей совершенно разрушает всякое понятие о целесообразном мировом строе и о генетическом естественном развитии вселенной."
"Христианский" гностицизм? Все парадоксы Дунса Скота воскресли, спустя 500 лет, у Шопенгауэра. И если, на первый взгляд, он не выглядел противоречивым, то только потому, что был атеистом. Все та же проклятая Воля пробегает по строкам Кьеркегора. Ницше начал в ужасе сооружать эрзац-мифологию дионисической Воли-к-Власти, а поздний Хайдеггер пытался разглядеть в "просвете" грядущих богов. Вот почему проблемы Дунса это наши проблемы.
Наши, это, позвольте поинтересоваться, чьи?
Это давно пройденный этап становления самосознания (человеческого). Начиная с Декарта, мы и сегодня живем в заданной им парадигме, несмотря на различные "измы".
Кант разграничил веру и знание, Гегель завершил его дело, диалектически сняв противоречие между ними. В пользу знания (разума), разумеется.
Это стало возможным, поскольку оба выросли из мистики, поднялись (возвысились, мог бы сказать Кант) над своим временем и вырвались в сферу логики и чистых понятий.
siamets писал(а):
Все парадоксы Дунса Скота воскресли, спустя 500 лет, у Шопенгауэра. И если, на первый взгляд, он не выглядел противоречивым, то только потому, что был атеистом.
Тот факт, что парадоксы христианина Скота "воскресли" у атеиста Шопенгауэра, напротив закономерен. Ведь атеизм нового времени вырос из христианства, являясь его логическим завершением и последней истиной.
У Шопенгауэра так называемые "противоречия" не обрушают систему как у Скота, поскольку он имел фундамент, заложенный трансцендентальной философией Канта. Драматические коллизии на почве вера/знание; человек/бог, описанные Соловьевым и воспроизведенные siamets'ем имели по большей части значение именно для России 19 в., когда был совершен стремительный скачок в самосознании отечественного думающего человека. Не так давно Вы ходили в церковь. Затем Вы узнаете, что Бог - это только идея. Наконец, Вам говорят, что Бог умер. Сильно, не правда ли?
Такой разрыв так просто не дается. Россия всегда отставала в общественном развитии от Европы, где шло производство интеллектуального продукта, поэтому оттуда всегда и шел импорт идей.
Однако, получить знание в готовом виде так просто нельзя, это как мы помним не отчеканенная монета, которую можно положить в карман. Тут важен процесс.
Вопиющее несоответствие между тем, что говорили заморские мудрецы и отечественными реалиями фактически и породило Соловьева, да и всю рус. религиозную философию. Это была реакция, пытающая обратить время вспять.
"Ренегатство" позднего Шеллинга, дело которого пришлось завершать Гегелю, также оказалось в России весьма востребованным. Соловьев же был, по сути, гениальным реставратором, однако историческая логика заранее обрекала его на поражение. Он, конечно, ключевая фигура для русской культуры и поэзии. Но как философ, увы...
siamets писал(а):
нехороший логический процесс
Примечательное сочетание. О многом говорит. Для всякого, кто превыше ставит веру (мистическую?), для того логика действительно очень нехорошая штука, которая только путается под ногами и не дает "нести всякий вздор, не опасаясь быть уличенным во лжи" (С). Я менее всего хочу сказать, что средневековая философия и мистика имеют только историческое значение. Но как сегодня всерьез можно рассуждать о возможности или невозможности "совместить мышление о Боге как о личности и как о Первоначале"?
Да-да, "узнаю брата Колю". Вера и Разум как кошка с собакой, русская "религиозная" философия как бедный родственник на пиру западной мысли... Многим такая простая картина обеспечивает спокойный сон. Важно не входить в детали. А то, оказывается, "Философия религии" была любимым детищем "ультрарационалиста" в последнее десятилетие его жизни. Гегель, оказывается, более чем благосклонно отзывался о философии Баадера, который чехвостил его за "реализм". Гегель, мерзавец, на горе марксистам, оказывается, писал такое:
Энциклопедия философских наук
§ 82 - "Относительно спекулятивного мышления мы должны еще заметить, что следует понимать под этим выражением то же самое, что раньше называлось мистикой. Последнее название применялось чаще всего, когда речь шла о религиозном сознании и его содержании. Когда в наше время говорят о мистике, то обыкновенно употребляют это слово в смысле таинственного и непонятного, и, смотря по характеру полученного образования и образу мыслей, одни смотрят на мистику как на нечто подлинное, как на истинное познание, а другие видят в ней суеверие и обман. Относительно этого понимания мистики мы должны раньше всего заметить, что мистика, несомненно, есть нечто таинственное, но она таинственна лишь для рассудка, и это просто потому, что принципом рассудка является абстрактное тожество, а принципом мистики (как синонима спекулятивного мышления) — конкретное единство тех определений, которые рассудком признаются истинными лишь в их раздельности и противоположности. И затем прибавим, что если те, которые признают мистику истинным знанием, остаются, однако, тоже при том, что она есть нечто всецело таинственное, то они лишь высказывают этим, с своей стороны, что и для них также мышление означает абстрактное полагание тожественности, и что поэтому нужно, и по их мнению, отказаться от мышления или, как часто выражаются, нужно взять в плен разум для того, чтобы достигнуть истины. Но, как мы уже видели, абстрактное рассудочное мышление столь мало представляет собою нечто незыблемое и окончательное, что оно, наоборот, обнаруживает себя постоянным снятием самого себя и переходом в свою противоположность, разумное же мышление, как таковое, состоит, напротив, именно в том, что оно содержит внутри себя противоположности как идеализованные моменты. Все разумное мы, следовательно, должны вместе с тем называть мистическим; но этим мы высказываем лишь то, что оно выходит за пределы рассудка, а отнюдь не то, что оно должно рассматриваться вообще как недоступное мышлению и непостижимое". § 83 - "Истина, именно как таковая, должна подтвердить себя, а такое подтверждение здесь, в рамках логики, состоит в том, что понятие показывает себя опосредствованным через себя и самим собою и, следовательно, вместе с тем истинно непосредственным. В конкретном и реальном образе указанное здесь отношение между тремя ступенями логической идеи проявляется таким образом, что бог, который есть истина, познается нами в этой его истине, т. е. как абсолютный дух, лишь постольку, поскольку мы вместе с тем признаем неистинным сотворенный им мир, признаем неистинными природу и конечный дух в их отличии от бога."
Вот ведь, оказывается, как важно не читать Гегеля, когда используешь его как щит против всех мистических напастей! Соловьев, оказывается, был самым сильным неогегельянцем 19 века. Его "Чтения о Богочеловечестве" только теперь начинают доходить до сознания этого самого человечества. А "Три разговора", переполненные "мистикой" становятся актуальнее, чем 100 лет назад. Немцы зачем-то в 1953-1980 годах издали Gesamtausgabe der Werke von Wladimir Solowjew в 8 томах+письма. Не надо, он же отсталый! Во Франции в 1991 г. вышли "Leçons sur la divino-humanité", в 2004 "Trois rencontres et autres poèmes", в 2008 "Histoire et avenir de la théocratie". С 2000 года издается Simon L. Frank. Werke in acht Bänden, вышло уже 7 томов. Зачем, не надо, это ж русская "философия"! Что касается Декарта, то это просто смешно. Откуда пошло выражение "естественный свет разума"? Кто у него гарант истины? Какая самая главная врожденная идея? Ась? В какой же парадигме мы живем? Интересно, если "драматические коллизии на почве вера/знание; человек/бог" имели значение только для отсталой России 19 века, почему в современной сверхразвитой Европе такое засилье религиозной философии? Почему так популярны Левинас, Рикёр, Марьон, почему Агамбен пишет о монашестве, литургии, ангелологии (Il regno e la gloria, Opus Dei. Archeologia dell'ufficio, Angeli), почему Бадью пишет книгу об апостоле Павле, пытаясь (не слишком успешно) отслоить в нем этику и догму? Почему по-прежнему актуальна "политическая теология" Карла Шмитта? Почему появилась "аналитическая теология"? Почему Мейясу никак не может издать "L'inexistence divine", а Ларюэль издает "Le Christ futur"? Как же так, ведь Энгельс давно решил все вопросы! Европа, очнись! З.ы. И вот всегда так с вами, рассудочными энгельсо-ницшеанцами... Что-то слышали, кто-то на кого-то сослался, где-то что-то проскочило. Непыльная "работа" мысли.
Характерно, что мой вопрос о Дунсе остался совершенно не понятым. Сразу сработал просвещенческий рефлекс на религию. "Наши" проблемы = проблемы европейской философии, куда входит и Скот и Соловьев.
Кстати, я сам атеист. Что не мешает мне и т.д.
Сразу оговорюсь, что я пропускаю "рассудочных энгельсо-ницшеанцев" (умопомрачительное сочетание), домыслы в духе "Вы этого не читали" и прочее, из набившей оскомину серии "Вы тупой".
Так что, только по существу.
siamets писал(а):
"Философия религии" была любимым детищем "ультрарационалиста"
"Философия религии" и "Религиозная философия", думается, не совсем одно и то же. Весь вопрос, в том, кто кого.
Гегель рационализировал религию, вписав её в свою философию, тем самым лишая самостоятельного значения.
Да, у философии и религии один и тот же предмет, но именно в форме философии его содержание раскрывается должным (более полным) образом. Советую задуматься, почему поздние Шеллинг и Гегель так друг друга недолюбливали.
Это Вам ведь не что-то вроде "как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" . Нет, тут дело в другом.
siamets писал(а):
Соловьев, оказывается, был самым сильным неогегельянцем 19 века.
Представьте себе, впервые слышу о "неогегельянце Соловьеве".
Неогегельянство как течение в России разве только ночевало. (Кожев и Ильин не в счет. Первый сформировался как философ в Европе. Второй - это рус. религиозная философия и этим все сказано.)
siamets писал(а):
Что касается Декарта, то это просто смешно. Откуда пошло выражение "естественный свет разума"? Кто у него гарант истины? Какая самая главная врожденная идея? Ась? В какой же парадигме мы живем?
Декарт и Спиноза могут сколько угодно писать о боге. Но "Бог ученых и философов" и "Бог в религии" это как небо и земля. Почему, тот же фидеист Шестов прямо высказывается, что Спиноза "убил Бога", а Гегель воспользовался этим?
Окей, Гегель использует слово мистика. Но если посмотреть, что он подразумевает под этим понятием, то вопросы отпадают сами собой. Просто нужно смотреть на контекст.
Может быть напомнить, что у Гегеля также проскальзывает кое-что на тему смерти Бога?
А что, Спиноза это не классик критики теологии?
Продолжать дальше - только терять время.
siamets писал(а):
Зачем, не надо, это ж русская "философия"!
Отчасти востребована исключительно как литература. Соловьев, не спорю, прекрасно писал.
Думаю, что она скорее проходит по разряду Cultural studies, а не в качестве философии.
Кроме того, это такая экзотика. Просвещенному европейцу любопытно, что же там понаписали эти папуасы.
Тут я, конечно, шучу. Но в этом что-то есть. Определенно.
Да и гранты, в конце-концов, надо отрабатывать. А уж что и как переводить, это второстепенный вопрос.
Что действительно интересно, так это то, как у Наших "титанов мысли" обстоят дела с индексом цитирования (в западных публикациях)? Едкие, но меткие замечания о сабже:
скрытый текст
Раздражение охватывает, когда глядишь на самодовольно-почтительных историков и портретистов нашей интеллигенции. У нас значится полуторастолетняя интеллигенция, бескорыстнейшая, насквозь идейная, живущая "для мысли", "для Европы", - а что мы дали миру в области философии или общественной науки? Ничего, круглый нуль! Попытайтесь назвать какое-нибудь русское философское имя, большое и несомненное. Владимир Соловьев, которого обычно вспоминают только в годовщину смерти? Но туманная метафизика Соловьева не только не вошла в историю мировой мысли, - она и в самой России не создала никакого подобия школы. Кое-чем позаимствовались у Соловьева гг. Бердяев, да Эрн, да Вячеслав Иванов... А этого маловато. Где же он, грядущий славянский Кант, спрашивает его маленький предтеча. Да, где он в самом деле? - Нет его. Где наш Гегель? Где кто-нибудь равновеликий сим? В философии у нас нет никого, кроме третьестепенных учеников и безличных эпигонов. Мы были богаты "самобытным" социальным утопизмом, да и сейчас его еще хоть отбавляй. Но что внесли мы своего в сокровищницу социальной мысли? Народничество, русский суррогат социализма? Но ведь это не что иное, как идейная реакция нашей азиатчины на разъедающий ее капиталистический прогресс. Это не новое завоевание мировой мысли, а только небольшая глава из духовной жизни исторического захолустья. Можно бы, конечно, тут назвать Толстого; но и это не выйдет убедительным. Бесспорно, Толстой весь, целиком, с ременным пояском и чунями пеньковыми, вошел в обиход мировой мысли, но не своей социальной философией, а как огромный человеческий факт. "Учение" же его, как было, так и осталось субъективными лесами его духа, оно сохраняет огромную биографическую ценность, но после европейских религиозных реформаций и европейских революций, после европейских социальных учений XIX столетия, - какое новое слово сказал Толстой? (Л. Троцкий. Об интеллигенции.)
siamets писал(а):
почему в современной сверхразвитой Европе такое засилье религиозной философии?
А европейцам-то самим невдомек, что у них, оказывается, "религиозно-философский ренессанс" :lol:, не меньше. Хорошо, что хоть без "Нового средневековья", которое в России (и Украине) уже стучится в дверь.
Какой там Бадью? Жижек, вон, целую книжку выдал о христианстве, вернее "по мотивам" ("Кукла и карлик"). И это ничуть не мешает ему называть себя матерьялистом. В тот же Нью Эйдж можно играть сколько угодно, только все это очень несерьезно. Кстати, столь нелюбимые Вами Ницше, Маркс (вероятно, следует добавить и Фрейда) чувствуют себя более чем уютно в любых вариациях постмодернизма и сегодня. Живее всех живых!
Боюсь даже спрашивать, что там буржуины думают о "философе будущего" Розанове, певце обывательщины и "половых дел мастере"? Рискну предположить, что последний известен там разве что славистам.
siamets писал(а):
"Наши" проблемы = проблемы европейской философии, куда входит и Скот и Соловьев
Нынче, если уж на то пошло, куда как актуальнее смотрится хотя бы исследование проблемы сознания тем же Деннетом, поклонником которого, я, впрочем, не являюсь. Теперь о разнице между философией и мистикой (религией), коль скоро о последней siamets так часто пишет.
скрытый текст
Мистик игнорирует (вернее, делает вид, что игнорирует) опыт (внешний). Философа же опыт не пугает, поскольку, он знает, что это только первая ступенька, пытаясь перепрыгнуть которую, разве что скатишься с лестницы.
Мистик и верующий думают, что знание может свалиться на голову в одночасье. Как снег. Философ убежден, что он может достичь истины (знания) в результате поступательного движения (диалектического). Не путем внезапного озарения (откровения), а посредством исследования (логического). Чтобы провести последнее, требуется по крайней мере время. Именно поэтому понятие сопряжено не с вечностью (ошибка Спинозы и средневековых схоластов), а со временем (заслуга ненавистного siamets'у Канта, указавшего на априорные формы знания), т.е., с тем, что Гегель назвал бы процессом развертывания мирового духа посредством истории.
Мистики часто жалуются, что не могут передать в полной мере другим свой мистический опыт. А то! Знание же, по существу, интерсубъективно. То есть, о нем можно говорить (другим). О мистическом опыте лучше действительно молчать.
Начинаете, ради бога, с Беме, коль так нравится. Но завершая не Кантом и Гегелем, придется заканчивать Штайнером (ну или так симпатичным siamets'у Даниилом Андреевым). Даешь астральные тела и эфирную саранчу!
Против "философской веры" Ясперса ничего не имею против, так что не надо гоняться за призраками "абстрактной рассудочности" и "узколобого рационализма".
Философия (в полном смысле этого слова) - это действительно детище Афин и западного мира. Мы здесь чужие и лишние. Шпет, например, это прекрасно осознавал. Что же Нам с тобою делать, "бедная русская мысль" ?
Так что можете сколько угодно тыкать "низкопоклонством перед западом", но Ваша трогательная защита рус. религиозной философии от воображаемых марксистов ( что эти негодяи себе позволяют? ) сродни заботе о изначально мертворожденном младенце. Оно, пожалуй, и благородно, мой дорогой "рыцарь метафизики", но, поверьте, совершенно бесполезно.
57499404Боюсь даже спрашивать, что там буржуины думают о "философе будущего" Розанове, певце обывательщины и "половых дел мастере"? Рискну предположить, что последний известен там разве что славистам.
KlimSamgin99 писал(а):
57499404Л. Троцкий. Об интеллигенции
KlimSamgin99 писал(а):
57499404Ильин не в счет, это рус. религиозная философия и этим все сказано.
Да уж, этим действительно всё сказано. Вам просто надо дальше по коридору, факультет журналистики. Уже заждались там.
И это все:(, что Вы, в холодном поту, смогли набрать дрожащими руками?
По правде, на такой итог, я даже не рассчитывал... Итак, мы имеем дело с вот с этим пациентом:
"Vasilii Rozanov and the Creation: The Edenic Vision and the Rejection of Eschatology " Вы вообще дали себе труд ознакомиться с аннотацией и рецензиями хотя бы на том же Амазоне? Ссылка на сабж:
"This book provides the first detailed study in English of the religious philosophy of Vasilii Rozanov" Аж в 2011 году (столетие спустя) Европа со скуки решила заняться философской благотворительностью . И это, если верить, первое реальное исследование на интернациональном английском. Чего уж говорить о других языках? А если продолжить читать, то окажется, что это и есть Cultural studies. Они родимые! Литература, культура серебряного века, русский модернизм, православная церковь, национальная идентичность. Короче, сборная солянка. Об авторе:
скрытый текст
About the Author
Adam Ure completed his PhD at the School of Slavonic and East European Studies, University College London, in 2009, on the religious philosophy of Vasilii Rozanov.
И наконец, кое-что о ревьюерах:
скрытый текст
Ure's achievement will be of compelling interest to scholars and students of European literature, religious philosophy and intellectual history alike." — Stephen Hutchings, Professor of Russian Studies, University of Manchester, UK, and author of Russian Modernism: The Transfiguration of the Everyday (Cambridge University Press, 1997) As his title suggests, Ure shows us a man passionately opposed to the modern world's trend towards 'virtual reality' and dedicated, through the sustained creative effort of his writing, to propagating the 'true coinage' of the personal and material creation at the expense of what he sees as loveless and abstract Christian-Platonic idealism which looks forward only to the end of this life and of the tragedy of the historical process." — Avril Pyman, FBA, Reader Emerita in Russian Literature, University of Durham, UK, and author of Pavel Florensky: A Quiet Genius (Continuum, 2010) and A History of Russian Symbolism (Cambridge University Press, 1994). Rozanov's worries about Russian identity resonate strongly in contemporary Russia. Ure's book makes a timely contribution to that debate." — Edith W. Clowes, Professor, Department of Slavic Languages and Literatures, Director, Center for Russian, East European, and Eurasian Studies, University of Kansas Lawrence, USA
siamets, дружище, спасибо за подтверждение моих предположений. Автор книги и его рецензенты сплошь литературоведы, слависты, языковеды, филологи, культурологи, etc. Как и следовало ожидать. Вопрос, только один, а где тут пресловутые западные философы, готовые с руками оторвать русскую чудо-философию?
siamets писал(а):
Вам просто надо дальше по коридору, факультет журналистики. Уже заждались там.
А Вам срочно в Хогвартс! Там будут не только Mystical Eroticism, Edenic Vision, Apocalypticism... Но и Магия!
Не пойму одного, что вы так настойчиво пытаетесь мне доказать? Что русской философии не существует? Тогда что вы тут делаете?! Зачем горло дерете? Впрочем, с логикой у вас одни проблемы. Книга (которую я, прежде чем ссылаться, прочел, - как всегда, в отличие от), действительно, первая. Что само по себе удивительно, учитывая, что Розанов практически непереводим. Ничего, пусть тужатся европейцы. Что ужасного в том, что автор по образованию славист? Для того чтобы понять Розанова, его нужно сначала прочесть. Русским языком среди тамошних философов владеют единицы. Издательство Continuum далеко не славистское. Весьма странно было бы ожидать, что вдруг западные философы резким движением перейдут на абсолютно непривычный им тип мышления. На это уйдет много лет. Даже для БиВ от от выхода в свет до первых переводов на английский (1962) и французский (1986) дистанция была нехилая. Но то что Розанов рано или поздно Западу понадобится - несомненно. Как только окончательно выдохнется лаканизм, начнут искать не-фрейдистский подход к сексуальности. Все западные и восточные варианты испробованы. Розанов толком даже не открыт. Проблема в другом. Никто и никогда не будет делать чужую работу. Пока так называемые "современные российские философы" будут сидеть в лохмотьях и, посыпая пеплом голову, вопить "да не было у нас настоящей мысли! мы сами не местные!", никто не захочет иметь дела с этими интеллектуальными бомжами. На кой хрен французским или американским философам искать, переводить и актуализировать то, что не нужно самим аборигенам?! После того, как Кристева с Тодоровым приехали в Париж и начали пересказывать Бахтина своими словами, сразу появился огромный интерес и теперь "бахтинистика" стала целой индустрией. Десятки книг, курсы в университетах. Потому что кто-то напрягся. Некому пока напрячься за Розанова, за Леонтьева, Данилевского, Герцена, Лосского, Лапшина, Ильина, Эрна. Пока. Выбор очень простой: либо навеки оставаться бездарными нытиками и подобострастно комментировать последние забугорные новинки (не разбирая, такие ли уж это новинки и стоит ли их вообще комментировать), либо отстаивать национальную философскую традицию, обновлять и развивать то немалое, что несмотря на постоянное, многовековое подавление со стороны хамской политжурналистики и государственно-церковной цензуры, русская философия все же сделала. Кто там у вас в списке вечнозеленых? Маркс, Ницше, Фрейд, Жижек? "Скромное обаяние мейнстрима"? Чудесно. Журналисты тоже люди, я разве что-то против имею!
Признаться, сударь, изначально Вы производили впечатление серьезного человека, который временами может позволить себе пару-тройку парадоксов. В качестве тонких провокации. Как правило умных. А временами язвительных, и даже очень.
Причины, заставляющие атаковать Ницше и Шопенгауэра, я объяснял их чрезмерной доступностью, а следовательно популярностью. "Но всюду, где пьёт толпа, родники отравлены." (C)
В некоторых случаях, Ваши взгляды, не буду скрывать, мне откровенно импонировали. Скажем, когда речь шла о позитивизме и т.д.
Но, когда речь зашла о Канте, все то, что ранее смущало и вызывало недоумение, постепенно стало принимать угрожающие формы.
Отношение к Канту - это пробный камень философии как таковой. Удивительно ли то, как его ненавидели Флоренский (для которого он "Столп злобы богопротивныя") или Лосев (для которого он "Сатанист").
Оглянитесь, в какой компании Вы оказались? Такое впечатление, что Вы из тех, которые "делают вид, что КЧР была написана на луне" (C). Почему только Вы увидели в кенигсбержце исключительно схоласта? Почему у Фихте (и многих других) он вызвал настоящий духовный переворот? А вдруг, кто-то до сих пор спит догматическим сном? Срочно просыпайтесь!
Впрочем, Декарт и Кант традиционно шельмовались именно любителями Софийности, Имяславия, и т.д. и т.п. И под конец, крайне разочаровывающие восторги в духе конца 80-х и начала 90-х по поводу якобы недооцененной русской философии (преймущественно религиозной), которую, понятное дело, зажимала вредная Софья Власьевна.
Скрытый потенциал которой, чудесным образом неизменно ускользает как от Нас, так и европейцев более столетия. А может быть, вернее предположить, что "Король-то голый"?
И невесть откуда взявшийся диковатый философский патриотизм. Дескать, Вы с Вашими убогими Ницше и Марксами до Розанова ещё не доросли. Прямо по Леонтьеву, писавшему о "духовном перевесе" русских над другими нациями.
Очень жаль. Мне даже и сказать больше нечего, настолько обескуражен.
Теперь, о том, что именно Наши философы-поцреоты, грудью стоящие за "национальную традицию", упорно не желают понимать, и откуда идут все проблемы русской философии:
скрытый текст
Вот, допустим, есть древнекитайская философия. Она вполне самодостаточна и автономна.
Существует Западная философия. О ней можно сказать ровно то же самое.
А существует такой гибрид ежа и ужа как русская религиозная философия. Это искусственное и нежизнеспособное строение.
Феномен зап. философии неразрывно связан со всем путем зап. цивилизации. С опред. ист. условиями, соц. организацией и... О ужас эконом. отношениями!
Все обозначенные условия её возникновения и развития конкретны. Можете сколько угодно "хи-хи"/"гы-гы" в адрес "марксизьмов", но вне своей эпохи, соц. положения, национальности, пола биологического и гендера, тот же siamets - это не более чем пустая абстракция.
Нельзя просто взять и пересадить этот прекраснейший цветок на неплодородную русскую почву, чтобы он не завял при этом.
Кожев как раз-таки прекрасно продемонстрировал, что попытка Соловьева усидеть на двух стульях одновременно (православной метафизики и немецкого идеализма) приводит к неразрешимым противоречиям. Я уже молчу про полную зависимость от Беме, Гегеля и в особенности Шеллинга, которых он по сути вульгаризирует. Хорошо бы взять лучшее отсюда, да оттуда, а затем склеить. Но не выходит. Какие понятия ввели в обиход хотя бы русской философии Соловьев, Бердяев, Франк, Ильин, Эрн? Да Вы, вижу, изволите издеваться.
А умные книжки писать умеют многие. Родное питерское изд. наука уже почти с десяток "Бибихиных" издало. А толку?
Напротив то, что даже школьник слыхал про "волю к власти", "вечное возвращение", "сверхчеловека", о чем это говорит? Ах да, "только Зарутустра, только Поэт". Не философ. Русский формализм, Бахтин тем как раз и интересны западу, что они действительно самостоятельны. Но это больше лингвистика и литературоведение.
И наконец, о смешном: Выпады в сторону журналистики более чем забавны. Большая часть рус. философии по существу и есть публицистика (часто злободневно-политическая), разбавленная философией. И то, чем занимаемся мы с Вами, есть все то же бесконечное кружение от Канта к Ницше, от Бёме к Витгенштейну в разнообразных сочетаниях и вариациях. Где-то это уже было. Ничто не напоминает? Старые добрые, без конца и края, споры интеллигентов обо всем и ни о чем. От скуки и безделья, замечу. Вон, даже завершили классическим холиваром Россия/Запад в духе Славянофилов и Западников . А как иначе? Вечное возвращение по-русски на одни и те же грабли. А будь Вы на100%ящим философом, под образ которого так любите работать , то сидели бы себе в башне из слоновой кости и не радовали бы Нас, журналистов и тинейджеров-Ницшеанцев своим драгоценным вниманием. Берите пример с Хайдеггера, который вел себя как оракул и пророк, адресовавший свои посты, тьфу ты, книги в вечность. И, между прочим, имевший привычку попросту не замечать критики в свой адрес. Зачем? Этож бренное. Потому, Вся эта наигранная снисходительность интернет-гуру к дилетантам просто смешна. Мы с Вами одного поляфорума ягоды.
Так и слышу разговоры вокруг молодого (да и зрелого!) Лейбница:
Цитата:
"Та чё ты паришься? Надо просто подражать французам и англичанам! Декарт - это же величайший ученый наших дней, у него же вообще ни одной ошибки не было! А Локк? Фундаментальнейший теоретик, либерал, истинный христианин и и гражданин. Раз он сказал, что субстанция это бла-бла-бла, значит так оно и есть! Что-что? Ты не согласен?! А кто ты такой ваще?! С какого раёна? Лейпциг, Майнц, Ганновер? Задница Европы! Отсталая, забитая, навеки всеми посланная Германия, если можно вообще говорить о какой-то "единой Германии"... Вам надо 200 лет догонять цивилизацию. "Немецкая философия"? Не, не слышал. Ни одного серьезного имени нет! Шизанутый Экхарт, что-ли? "Книги простеца" Кузанского, этого попика? Или сапожник Бёме?! Это рядом с Декартом, Гассенди и Гоббсом? Бу-га-га! С кем ты еще спорить собрался? С Ньютоном?! Бха-ха-ха! Ты хоть понимаешь, кто это! И о чем? Бесконечно-малые? Ну ты комик, это ж лучшее определение для тебя самого."
Интересно, что было бы (точнее, чего бы не было никогда), если бы Лейбниц поверил. Он ведь почти поверил, из-за чего и писал, в основном, по французски. Но французским философом почему-то не стал... Остальное история.
Извиняюсь, но я вынужден задать вопрос, не имеющий к философии никакого отношения.
Как часто, оставаясь в одиночестве, Вы слышите такого рода голоса, вроде описанных Вами, которые спорят между собой о несуществующих людях и событиях? Прошу считать это неуклюжей шуткой, но... Рациональных причин, заставивших Вас впервые высказаться в поддержку моих взглядов , я просто не способен отыскать.
siamets писал(а):
57558695Надо просто подражать
Особая ирония здесь в том, что если бы Вы все же удостоили внимания мой последний пост, то имели бы возможность убедиться, что именно подражательность, злоупотребление заимствованиями и рабская зависимость от Европы, согласно проведенной мной "культурной самокритике", и являются главными проблемами русской философии.
И напротив, когда русская мысль имеет мужество быть самостоятельной, как в случае с Бахтиным, то нечего стыдиться её даже перед западными друзьями. Но это мало удивляет. Писатель никогда не может дать больше, чем способен взять читатель.
Ведь Вы уже не первый раз приписываете мне чужие мысли, превратно толкуете мои слова, искажая их смысл. О неудобных вопросах, обычно игнорируемых, даже неловко упоминать. Однако в этот раз я могу поблагодарить Вас за неожиданно проявленное единодушие.
Надеюсь, Вы согласитесь со мной, что на этой положительной ноте будет в самый раз завершить Нашу несколько затянувшуюся беседу. P.S:
И да, читая "про Лейбница", что и говорить, повеселился от души. Пусть содержательно пост ни о чем, но стиль как всегда безупречен.
1. "Подражательность, злоупотребление заимствованиями и рабская зависимость от Европы" являются вашими проблемами, а не проблемами русской философии, которой вы не знаете и не хотите знать. Культурная самокритика, это сильно, канеша, вы что уже воплощаете в себе всю русскую культуру?!
2. Бахтин не был самостоятельным мыслителем, в философии он был обычным неокантианцем. А вот исследователь он превосходный. Его "Рабле" по-прежнему лучший в мире. Само открытие "культуры низа" была прорывом, тогда как "амбивалентность", "карнавал", "полифония", "хронотоп" - пустые метафоры. Мыслителем его тематики был Пропп. Тоже, кстати, не обойденный западным вниманием.
3. Не вижу надобности завершать беседу на какой-либо ноте, поскольку я веду её со всеми желающими, а не лично с вами. Мы в интернете, если вы забыли. И с вами-то как раз беседы не получается, ибо вы отрабатываете свою таинственную повестку заседания, в к-рой я так и не смог выделить положительные утверждения. Иногда складывается впечатление, что я слышу какое-то задержанное эхо. Вы вообще способны начать какую-то тему без внешнего раздражителя? Не против чего-то, а за что-то? Или ваше "ницшеанство" приняло уже терминальные формы?
4. "Разговор с Лейбницем", несмотря на пародийную форму, вполне серьезен по месседжу. Это и есть сжатая суть ваших реляций о бессмысленности русской философии. Именно это вы и предлагаете всем русским философам. Я таким рецептом не впечатлен.
57586492Бахтин не был самостоятельным мыслителем, в философии он был обычным неокантианцем.
Простите, но как из того, что "Бахтин был обычным неокантианцем" (истинность посылки не обсуждается) может следовать умозаключение , что "Бахтин не был самостоятельным мыслителем".
Понятие "мыслитель" шире по значению понятия "философ", первое включает в себя второе, не ограничиваясь, однако, последним. Это почти, как если бы я заявил что-вроде: "Шиллер не был самостоятельным поэтом, в философии он был обычным кантианцем". (В данном случае понятия вообще не пересекаются) Так что Бахтин все-таки был самостоятельным мыслителем , а если бы и не был, то Вы все равно не смогли логически правильно обосновать это. Не стоит, не подумав, опровергать меня, тем более там, где в этом нет совершенно никакого смысла.
А то у Вас выходит: "Я дерусь просто потому, что дерусь"(C) 2.
siamets писал(а):
57586492Это и есть сжатая суть ваших реляций о бессмысленности русской философии.
Русская философия ≠ Русская религиозная философия. Не стоит подменять понятия. Другие могут заметить, и Вы сядете в лужу.
siamets писал(а):
57586492Именно это вы и предлагаете всем русским философам.
Что такое здесь "это"? Что же именно такого чудовищного коварный KlimSamgin99 предлагает бедным русским философам? Тем более, если у него нет, если верить самому siamets'у никаких "положительных утверждений"?
Боюсь, что ответить на этот вопрос невозможно, так как никаких строгих рецептов я и не выписывал. Их просто не может быть. Как не может быть четких инструкции как писать хорошие стихи, музыку, картины. Понимаете? Если нет, то это Ваши проблемы, но отнюдь не русской философии, которую Вы, сломя голову, так рветесь защищать.С меня хватит. Оставляю последнее слово за Вами. Это привилегия тех, кто... Ну Вы поняли. Goodbye мой дорогой "внешний раздражитель"(C).
57586492Бахтин не был самостоятельным мыслителем, в философии он был обычным неокантианцем.
Простите, но как из того, что "Бахтин был обычным неокантианцем" (истинность посылки не обсуждается) может следовать умозаключение , что "Бахтин не был самостоятельным мыслителем". Понимаю, что давно пикирование было, но невозможно не придраться к формулировке "самостоятельный мыслитель" - её ещё возможно выносить как условность при каталогизации, но когда т.н. "самостоятельность" становится предметом спора, она тут же начинает настойчиво стучать - "что я есть такое?", "как можно отделить воду тихого океана от индийского?". Верно, самостоятельность может быть только где-то в вакууме. История философии - это, собственно, история, процесс, движение, как смешение вод. Никак не могу представить себе самостоятельного мыслителя, видимо, как только он станет самостоятельным, он тут же исчезнет.
Понимаю, что давно пикирование было, но невозможно не придраться к формулировке "самостоятельный мыслитель" - её ещё возможно выносить как условность при каталогизации, но когда т.н. "самостоятельность" становится предметом спора, она тут же начинает настойчиво стучать - "что я есть такое?", "как можно отделить воду тихого океана от индийского?". Верно, самостоятельность может быть только где-то в вакууме. История философии - это, собственно, история, процесс, движение, как смешение вод.
Понятие "самостоятельный мыслитель" ввел в имевший место "диспут" известный Вам siamets, проявляющий, как Вы уже обратили внимание нечастый, увы, для зарубежных исследователей интерес к истории нашей русской мысли. Но, кажется, Вы обращаетесь и ко мне, обязывая высказаться. Потому, во-первых, замечу, что посредством языка мы все же отделяем Тихий океан от Индийского. А под непосредственно философской "самостоятельностью" украинским собеседником имелось ввиду наличие у человека
A) собственной B) подробно разработанной C) оригинальной философской системы, ничего более. Право же, не надо усложнять сверх всякой меры.
Понтий Филат писал(а):
Никак не могу представить себе самостоятельного мыслителя, видимо, как только он станет самостоятельным, он тут же исчезнет.
Сударь, а ведь Вы меня пугаете тем, что невольно воспроизводите логику самоубийцы Кириллова. Эге! Поосторожнее там, вот мой дружеский совет!
Алькофрибас_, премного за книгу. Братьям-Францисканцам, также, Ave!
(не могу сказать что полностью доволен переводом. У Переводчика возникло какое-то отвращение к русским выражениям и он оставил латинизмы, местами ostaviv litinitsu. Я не очень понимаю что такого непереводимого в, скажем "per se", это вроде не термин, просто синтаксическая конструкция. Кажется здесь можно было доится большего приближения.) Это не первый раз когда я читаю схоластику (кажется, второй ). Меня сильно удивляла эта страсть к "Метафизике" Аристотеля, которая не Метафизика и не Аристотеля. Я что имею в виду: известный нам греческий текст (Дунс, насколько я понимаю, пользовался латинскими переводами, или переводами на латынь с арабского. Факт-проверку делать не буду, проще говоря: переводы с оригинала или переводы переводов) это конспект лекций, якобы Аристотеля, собранные александрийскими библиотекарями и получившие заглавие "То что идёт после [книги Аристотеля под названием] "Физика"" . В известном нам виде Аристотель "Метафизику" не писал, не называл (скорее всего оно бы назвалось "О Первой Философии"), не редактировал. Я всегда считал, что в серьёзных работах композиция значит не меньше, чем содержание частей. Имеет, если произвести сравнение, архитектурное значение: как здание не сумма кирпечей, досок, блоков, так и книга не сумма глав, разделов, абзацев и так далее. Произведение закончено, когда автор добился желаемого содержания и формы. У "Метафизики" явные проблемы с композицией (в смысле она не авторская), по содержанию тоже могут быть вопросы - кажется у филологов были сомнения в некоторых фрагментах, не важно.
Так что мне странна влюблённость схоластов в эту работу (практически на уровне Библии) в частности, и в Аристотеля, вообще. Из греческих философов, Аристотель это тот, которого приспособить к Христианству весьма сложно. Если бы такое объединение не состоялось исторически, то оно бы казалось очень маловероятным.
Здесь у Дунса (применимо и к другим схоластам) Бог выводится как уравнение. Как Первый, Величайший, но всё же элемент вселенской задачи. Те отношение вещей которые мы видим в мире и наблюдаем в логике, мы продремлем в бесконечность и так получаем Бога. То есть Господь есть необходимость, выводимая логикой, всеобщий Знаменатель. Зачем это было нужно Аристотелю, примерно понятною. В его время предполагалось, что человек молится какому-нибудь местному Аполлону или не молится никому, но громко не шумит и об этом и всем всё равно. Вопрос не имел религиозного измерения. Звёзды зажигаются - значит кто-то их зажигает. Это просто вывод из умозаключения. Какой-нибудь там "Гравитационной постоянной" (я не знаю физику, просто привожу более современный пример) не молятся, с ней не разговаривают. Большое преимущество христианства заключается в том, что тот же Бог, который сотворил небу и землю и регулирует там светимость далёкой звезды, проявляет интерес к каждому мельчайшему событию твоей жизни. Нам такое распределение производственных мощностей показалось бы абсурдным, для Бога же всё возможно. Была одна старая, кажется ещё византийская, притча, там душа умершего спросила: "Господи, почему на песке жизни (жизнь - как морской берег) остались только мои следы, значит ты не вёл меня, как обещал", а Бог ответил: "там действительно только одни следы, ведь я нёс тебя на руках". Это трогает. Схоластические силлогизмы могут быть (и есть!) сколь угодно изощрёнными, но они не греют душу. Не предчуствие ли это это того мира "проклятой необходимости" в котором мы оказались? Кстати, у индусов в Ньяе (это школа брахманической философии, которая как раз занималась логикой) похожие отношения с Богом. Там Брахман это просто Атман +совершенные благие качества. Не вера, а умозаключение. Для них Бог это просто объект исследования логики. Крепкие были спорщики, достойны уважения. Желающих адресую к переводу Шохина "Ньяя-сутр".
siamets писал(а):
57443269"Какого пола море?"
Если это о Боге, то (правильный) аристотелевский ответ будет - мужского.
Мужское = пол в его полноте.
Женский пол = недостаток мужского. (точнее, недостаток теплоты = влага)
У Бога всего довольно
= Бог мужского пола. Я сначала думал в другую сторону, но потом вспомнил об энтелехиях и всё встало на свои места.
Все ходы записаны , не подкопаешься.
Сегодня, 8 ноября
✝️ Память блаж. Иоанна Дунса Скота, монаха
🎓 Иоанн Дунс Скот (1266 – 1308), шотландский теолог, философ, монах-францисканец.
🌱 Его семья была тесно связана с францисканским орденом, и сам Иоанн вступил в орден в возрасте около пятнадцати лет.
🎓 Наряду с Фомой Аквинским и Уильямом Оккамом, Дунс Скот, как правило, считается наиболее важным философом-теологом Высокого Средневековья. Наследие Дунса Скота довольно обширно: считающееся наиболее полным собрание сочинений состоит из 26 томов и содержит 27 работ. Преподавал в Оксфорде, Париже, Кёльне.
⛪️ Получил прозвище Doctor subtilis ("Доктор тончайший") за проникающий, тонкий образ мысли. Позже к этому титулу добавился и другой — Doctor Marianus, — за его непреклонную и последовательную защиту учения о Непорочном Зачатии Девы Марии, ставшего догматом только в 1854 г. Источник: Католики.