Избранное (Роман, стихотворения, рассказы, статьи, речи, эссе)
Год: 2002
Автор: Цаликов А.Т.
Издательство: «Ир» (г. Владикавказ)
ISBN: 5-7534-0848-6
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 547
Описание: Публикация избранных трудов Ахмеда Цаликова — видного общественно-политического деятеля и писателя — дает возможность широкой общественности познакомиться с его богатым творческим наследием.
Об авторе:
Ахмед Тембулатович Цаликов (1882—1928 гг.) родился в селении Ногкау (Терская область; сейчас — Северная Осетия, Алагирский район), окончил Ставропольскую гимназию, а затем и юридический факультет МГУ. Имя самого известного общественного деятеля-осетина начала XX века долгие годы находилось в забвении, а его произведения были недоступны исследователям в силу их «контрреволюционности». Причина в том, что он единственный из осетин, кто упоминался и с едким сарказмом критиковался в полном собрании сочинений В.И. Ленина в работе «Сердитая растерянность».
Ленин решительно не соглашался с идеей А.Т. Цаликова, которую он вынес из событий первой русской революции, о том, что нравственность выше революционных идей. Несомненно, творческое наследие Ахмеда Цаликова неоднозначно и в некоторой степени противоречиво. Однако сегодня уже никого не надо убеждать, что эмиграция за рубеж по причине неприятия Октябрьской революции — не повод вычеркивать из истории нашего государства столь неординарную личность, какой был Ахмед Цаликов.
В начале XX века А.Т. Цаликов активно сотрудничал со многими центральными периодическими изданиями страны, среди которых были еженедельник «Наше дело», журнал «Возрождение», альманах «Утро гор». Его перу принадлежат произведения революционной публицистики, заметки, фельетоны, статьи, рассказы. Особое место занимают произведения, тематика которых тесно связана с просвещением осетинского и других народов страны, исповедовавших Ислам.
Приверженность к исламизму и неприятие идей диктатуры пролетариата наложили отпечаток на все его творчество и явились одной из главных причин эмиграции за рубеж в 1920 году. А. Цаликов — один из первых общественных деятелей основателей и пропагандистов идей исламского социализма. Неслучайно после Октября Ленин призывал А. Цаликова к сотрудничеству в деле привлечения мусульман на сторону Советской власти. Однако он отказался, так и не примирившись с репрессиями и богоборчеством новой власти.
Действительность жизни народов Российской империи обусловили справедливый вывод Ахмеда Темболатовича о том, что изменить ситуацию к лучшему можно только предав широкой гласности проблемы национально-культурных меньшинств, и он сам возглавлял этот процесс. Главным орудием самозащиты народов он считал просвещение, а удовлетворению религиозно-культурных нужд горцев им отводилась особая роль.
Цаликов решительно критиковал методы царской администрации, которые не соответствовали выросшему культурному уровню кавказских народов и которые он характеризовал как систему «ежовых рукавиц и бараньего рога». Карательные экспедиции и экзекуции, когда они проводились не конкретно против правонарушителей, а были направлены против всех носителей круговой поруки, по его мнению, деморализовали и разоряли местное население. Они способствовали рекрутированию в среду антиобщественно настроенной части горцев новых членов, которым уже больше нечего терять, и разбои и грабежи начинали принимать все более значительные размеры. Эти положения вызвали живое обсуждение в кавказском обществе тех лет.
Горячую полемику в обществе вызвала и статья «Проституция и ее защитники», которая выступала в защиту нравственности. Особый протест вызывало то, что в «древнюю профессию» втягивались дети 10–14-летнего возраста. Вскрывая социальные причины этого зла, Цаликов призывал общество к состраданию, а правительство и его органы на местах — разрешать социальные проблемы: уменьшить нищету, безработицу, неграмотность, беспризорщину…
А.Т. Цаликов стал одним из первых представителей кавказской интеллигенции, кто поддержал распространявшиеся в начале XX века в мире и России движения в защиту прав детей. Именно поэтому он с большим вниманием изучал материалы Бернского конгресса (Швейцария), итогом которого стала Декларация прав детей.
В результате осмысления этих проблем возникли статьи, опубликованные под общим названием «Права детей». Тогда социально-экономические условия принуждали детей для своего пропитания, а то и всей семьи, уходить из школы «в жизнь, на заработки». Эта проблема стала одной из ведущих на I-м Всероссийском съезде по вопросам народного образования в 1914 году. С присущей российской интеллигенции критичностью Ахмед Темболатович отмечал: «Если бы русская государственная власть могла возвыситься до понимания самодовлеющих вопросов культурного подъема всех народностей, входящих в состав Российской империи, то она в школьных мероприятиях считала бы непременной обязанностью необходимость согласования этих мероприятий с этнографическими, бытовыми и религиозными особенностями инородческого населения».
8 мая 1917 года А. Цаликов стал членом оргкомитета Всероссийского съезда мусульман и выступил на нем с докладом. Одна из идей его доклада - культурная автономия мусульман в составе государства.
На 4-м Съезде народов Терека во Владикавказе (июль — август) избран членом осетинской фракции Терского Народного Совета. В 1918 возглавил меджлис горских народов Кавказа в Тифлисе. В 1919 член делегации этого меджлиса, направленной из Тифлиса в Дагестан для руководства восстанием горцев против армии генерала А.И. Деникина. Член Совета Обороны Дагестана (создан в октябре) для борьбы с Деникиным. После победы Советской власти в Грузии (февраль 1921) эмигрировал в Польшу. Жил в Отвоцке. Умер в Праге (район Варшавы).
Дополнительно: В раздачу добавил роман «Брат на брата» и рассказы — в формате DOC (русский оригинал и осетинский перевод).
Другие книги осетинских русскоязычных авторов:
•
Мугуев Х.-М. М. Буйный Терек (Исторический роман).
•
Мугуев Х.М. Весенний поток (Военные мемуары, повести).
•
Мугуев Х.М. Рассказы разных лет.
•
Мугуев Х.М. К берегам Тигра (повесть).
•
Мугуев Х.М. Три судьбы (Повести).
•
Мугуев Х.-М.М. Кукла госпожи Барк (повесть).
•
Мугуев Х.М. Тонкая рябина (Повесть).
•
Черчесов Г. Е. Заповедь (роман).
•
Черчесов Г.Е. Испытание (Роман).
•
Черчесов Г.Е. Прикосновение (Роман).
•
Черчесов Г.Е. Отзвук (Роман).
•
Черчесов Г.Е. Под псевдонимом Ксанти (Роман).
•
Черчесов Г.Е. Роман «Заповедь» (издание 1987 года).
•
Черчесов А. Г. Венок на могилу ветра.
•
Черчесов А. Г. Реквием по живущему.
•
Черчесов А.Г. Дон Иван (Роман).
•
Черчесов А. Г. Вилла Бель-Летра.
•
Уруймагова Е.А. Седьмой сын (Рассказы, очерки, статьи).
•
Уруймагова Е.А. Навстречу жизни (Роман в двух книгах).
•
Тотров Р. Х. Любимые дети (роман).
•
Тотров Р.Х. Ритмы восхода (рассказы).
•
Цаголов В. М. Роман-трилогия «Послы гор». Рассказы.
•
Кануков И.Д. В осетинском ауле (Рассказы, очерки, публицистика).
•
Тедеев Г.А. Черная жемчужина (Повесть и рассказы).
•
Цаголов Г.М. Собрание сочинений в трех томах. Том 1. Стихотворения. Рассказы. Очерки. Зарисовки..
•
Тедеев Г.А. Огненное колесо: Исторический роман.
Осетинская русскоязычная поэзия:
•
Бритаев А.Б. Цветы и пламя памяти (Стихотворения).
•
Дудаев Ч.А. Ширазские розы (Стихи).
Книга о русскоязычной осетинской литературе:
•
Хугаев И.С. Генезис и развитие русскоязычной осетинской литературы.