Arrigo Boito - Il Mefistofele / Méphistophélès
Арриго Бойто - Мефистофель
Год выпуска: 1989
Лейбл: Valiant SRL
Страна-производитель: Италия, Швейцария
Жанр: opera, драма, мистика, авангард, китч
Продолжительность: 02:17:20
Язык: итальянский
Перевод: нет
Субтитры: румынские (hardsub)
Режиссер: Кен Рассел (Расселл) / Ken Russell
Исполнители: Паата Бурчуладзе / Paata Burchuladze
(Mefistofele), Оттавио Гаравента / Ottavio Garaventa
(Faust), Адриана Морелли / Adriana Morelli
(Margherita), Сильвана Мацциери / Silvana Mazzieri
(Marta), Фабио Армилиато / Fabio Armiliato
(Wagner), Джозелла Лиджи / Josella Ligi
(Elena), Лаура Бокка / Laura Bocca
(Pabtalis), Саверио Бамби / Saverio Bambi
(Nereo)
Оркестр и хор The Municipal Opera Theatre of Genoa
Дирижер: Edoardo Muller
Хореография: Richard Caceres
Описание: Опера в четырех действиях с прологом и эпилогом Арриго Бойто на собственное либретто композитора, основанное на драме Иоганна Вольфганга Гёте "Фауст". Это единственная завершенная опера Бойто. Сочинение занимает особое место в истории итальянской оперы. Своеобразная мелодика, сложные хоры, насыщенность полифонией, явное "вагнерианство" композитора, сделали ее восприятие публикой затрудненным. Премьера прошла неудачно. Лишь после знаменитого исполнения партии Мефистофеля Шаляпиным (1901, Милан), имевшим грандиозный успех (партию Фауста пел в том историческом спектакле Карузо, дирижировал Тосканини), опера обрела популярность, которую сохраняют и по сей день.
(alex7)
В отличие от классической постановки "Фауста" 1985 года на музыку Гуно в постановку оперы Бойто "Мефистофель" Кен Расселл привнес весь свой абсурдно-сюрреалистический стиль с элементами китча и бурлеска. Калейдоскопичность образов, появляющихся по ходу спектакля, может шокировать. Белоснежка, гномы, нацистская символика, телевизоры, стиральные машины в опере - все это для 1989 года не такая уж новость, однако у Рассела получился действительно яркий "коктейль" образов, аллюзий, ассоциаций. Посмешила сцена детского хоровода вокруг Всевидящего Ока, переходящая в сожжение инквизицией во главе со злой колдуньей на костре Белоснежки - в этом весь Расселл.
(taras_17)
Либретто
ПРОЛОГ
Как и у Гёте, пролог состоит из диалога между Мефистофелем, просовывающим голову через сооруженные на сцене облака, и небесным воинством, которое вовсе на сцене не появляется. Мефистофель с сардонической усмешкой и подчеркнутой любезностью заключает пари, что сможет соблазнить знаменитого философа, д-ра Фауста, и заставить его согрешить. Мистические хоры — херувимов и других духов — кажется, не слишком обеспокоены этим хвастовством, но они поют очень впечатляющие хоры.
ДЕЙСТВИЕ I
Сцена 1 изображает веселое пасхальное воскресенье в средневековом Франкфурте-на-Майне: студенты, горожане, дети — все соединились в вихре всеобщего веселья. Старый философ Иоганн Фауст наблюдает за происходящим вместе со своим любимым учеником Вагнером, и, когда толпа расходится, они затевают короткий философский разговор. Проходит странный Серый Монах, и Фаусту кажется, что он замечает в нем нечто сверхъестественное. Когда философ покидает сцену, незнакомец следует за ним.
Сцена 2. Фауст, один в своем кабинете, поет очень красивую арию, восхваляя божественную природу, и при всем этом он пребывает в волнении. Таинственный Серый Монах, последовавший за ним, неожиданно сбрасывает свой плащ и предстает Мефистофелем — самим дьяволом. Он поет арию, в которой описывает свою собственную дьявольскую природу. Фауст нисколько не напуган. Однако, прежде чем сцене завершиться, он подписывает контракт с Мефистофелем. На земле Мефисто будет служить Фаусту и продемонстрирует ему необычайную красоту. Но в подземном мире — в аду — Мефисто заполучит душу старого ученого мужа.
ДЕЙСТВИЕ II
Сцена 1 — это знаменитая сцена в саду. Вечером, в саду Маргариты, Фауст (теперь красавец юноша — таким он стал по милости Князя Тьмы) ухаживает за юной и еще совершенно невинной немецкой девушкой. Чтобы не мешать ему, Мефисто тем временем ухаживает за ее матерью, Мартой. (Одно из отступлений Бойто от гетевского «Фауста»: у Гете Марта не мать Маргариты, а ее подруга (соседка)). Естественно, что двое мужчин вполне преуспели в осуществлении своих коварных планов, о которых мы узнаем из нескольких необычайно мелодически насыщенных дуэтов и квартетов.
Сцена 2 — Вальпургиева ночь. Мефисто берет своего protege на высочайшую из вершин в горах Гарца. Дьявол предводительствует дьявольским хором мужчин и женщин — колдунов и ведьм; и они исполняют свои сатанинские обряды. Вдруг Фауст видит образ Маргариты. Она скована цепями, и у нее на шее кровавая полоса. Но дьявольский хор, не обращая на них внимания, продолжает свои сатанинские действия.
ДЕЙСТВИЕ III
Маргарита отравила свою мать и утопила свое незаконнорожденное дитя. Теперь ее рассудок помутился. Близок час, когда ее выведут из тюремной камеры, чтобы казнить. Она поет об этом полную боли арию. Мефистофель приводит к ней Фауста, он готов помочь ей бежать. Но бедная, потерявшая рассудок Маргарита ничего не понимает. Она в восторге, видя своего старого возлюбленного; они поют трогательный дуэт. Но когда появляется Мефисто, она пугается. Она отказывается покинуть камеру, несмотря на все его уговоры; она молит Небеса и с последним вздохом умирает. Секунду Мефистофелю кажется, что он завладел ее душой для ада («Она осуждена на муки!»). Но в этот момент слышится ангельский хор свыше. «Е salve!» («Она спасена!») — поет он.
ДЕЙСТВИЕ IV
Музыке последнего действия происходит полная перемена. До сих пор мы находились в средневековой Германии; теперь мы в античной Греции. Мефисто перенес сюда Фауста - во времени и пространстве — в страстном стремлении философа к красоте, и здесь перед ними предстала самая красивая из всех когда-либо существовавших женщин — Елена Троянская. Она восхитительно поет со своей спутницей Панталидой. Мефисто, этот до мозга костей средневековый персонаж, чувствует себя здесь неуютно. Он говорит об этом и удаляется прежде, чем начнется балет. Баланс действия создается любовным дуэтом между Фаустом и Еленой; хор и спутник Елены, Нерей, с восхищением комментируют этот любовный роман, развивающийся на их глазах.
ЭПИЛОГ
Фауст, вновь старый философ, ночью сидит в своем кабинете. Мефистофель по-прежнему пытается завладеть его душой, но Фауст, раскаивающийся в своих деяниях, больше не поддается искусу. Даже когда дьявол наполняет комнату видениями сирен, старый философ лишь молится Богу. Сверху в ответ слышатся голоса херувимов. Тщетно Мефисто старается употребить все свои магические силы. У Фауста теперь новая идея красоты: это видение небесных врат. И когда — в экстазе — его бренное тело испускает последний вздох, херувимы посылают на него поток роз. Он прощен навеки. Дьявол проиграл пари. (alex7)
Треклист:
01. Prologue - Preludio
02. Prologue - Ave, Signor degli angeli e dei santi!
03. Prologue - Ave Signor!
04. Prologue - T'è noto Faust?
05. Prologue - Siam nimbi volanti dai limbi
06. Prologue - Salve Regina!
07. Act 1 - Perchè di là?
08. Act 1 - Al soave raggiar di primavera
09. Act 1 - Sediam sovra quel sasso
10. Act 1 - Dai campi, dai prati
11. Act 1 - Che baccano!
12. Act 1 - Sono lo spirito che nega
13. Act 1 - Se tu mi doni un'ora di riposo
14. Act 2 - Cavaliero illustre e saggio
15. Act 2 - Dimmi se credi, Enrico
16. Act 2 - Dio clemente, nuova, ignara
17. Act 2 - Su, cammina, cammina, cammina (La notte del sabba)
18. Act 2 - Folletto
19. Act 2 - Ascolta!
20. Act 2 - Popoli! E scettro e clamide
21. Act 2 - Ecco il mondo
22. Act 2 - Ah! su! riddiamo, riddiamo
23. Act 3 - L'altra notte in fondo al mare
24. Act 3 - Dio di pietà! son essi!
25. Act 3 - Lontano, lontano, lontano
26. Act 3 - Sorge il dì
27. Act 3 - Spunta l'aurora pallida
28. Act 4 - La luna immobile
29. Act 4 - Ecco la notte del classico Sabba
30. Act 4 - Danza
31. Act 4 - Ah! Trionfi ad Elena
32. Act 4 - Notte cupa, truce
33. Act 4 - Forma ideal, purissima
34. Act 4 - O incantesimo! parla! parla!
35. Epilogue - Cammina, cammina ...
36. Epilogue - Giunto sul passo estremo
37. Epilogue - Ave Signor, Signor degli angeli
Информация:
http://www.imdb.com/title/tt0097859/
Качество видео: DVB
Формат/Контейнер: MPEG-PS
Видео кодек: MPEG2
Аудио кодек: MP2
Видео поток: MPEG 2, 720x576@768x576 (4/3), 25.000 fps, 1734 Kbps (0.164 bit/pixel)
Аудио поток: MP2, 48.0 KHz, 2 ch, 128 Kbps, CBR
MediaInfo
Полное имя : H:\My Torrents\Il_Mefistofele (1989).mpg
Формат : MPEG-PS
Размер файла : 1,82 Гбайт
Продолжительность : 2 ч. 17 м.
Режим общего битрейта : Переменный
Общий поток : 1900 Кбит/сек
Видео
Идентификатор : 224 (0xE0)
Формат : MPEG Video
Версия формата : Version 2
Профиль формата : Main@Main
Параметр BVOP формата : Да
Параметр матрицы формата : Выборочная
Продолжительность : 2 ч. 17 м.
Вид битрейта : Переменный
Битрейт : 1734 Кбит/сек
Максимальный битрейт : 10000 Кбит/сек
Ширина : 720 пикселей
Высота : 576 пикселей
Соотношение сторон : 4:3
Частота кадров : 25,000 кадров/сек
Стандарт вещания : PAL
Цветовое пространство : YUV
Субдискретизация насыщенности : 4:2:0
Битовая глубина : 8 бит
Тип развёртки : Чересстрочная
Порядок развёртки : Верхнее поле первое
Метод сжатия : С потерями
Бит/(Пиксели*Кадры) : 0.167
Размер потока : 1,66 Гбайт (91%)
Аудио
Идентификатор : 192 (0xC0)
Формат : MPEG Audio
Версия формата : Version 1
Профиль формата : Layer 2
Продолжительность : 2 ч. 17 м.
Вид битрейта : Постоянный
Битрейт : 128 Кбит/сек
Каналы : 2 канала
Частота : 48,0 КГц
Метод сжатия : С потерями
Размер потока : 126 Мбайт (7%)
Скриншоты анаморфированные
218/200√