Представляем: Лордан Зафранович! Родился в Масленице (остров Шолта, Югославия) в 1944 году. Закончил Литературно-художественное отделение Педагогической академии в Сплите (Хорватия), затем прославленную ФАМУ в Чехии. В определенном смысле участник “Черной волны” 60-х годов, среди прочих величин Югославского кино, таких как Макавеев, Петрович, Павлович и др. Благородный человек и эрудит, режиссер мирового масштаба. Прославился фильмами “Оккупация в 26-ти картинах”, “Падение Италии”, “Вечерние колокола”, “Завещание”, “Закат столетия”, “Кровь и пепел Ясеновца”, “Алоа - праздник шлюх” и др. Космополит, убежденный гуманист на страже национальной совести. Этика и эстетика являются основными мотивами его творчества. Изысканный эротоман. Неоднократно награждаем. Знакомство с условно хорватским, а безусловно интернациональным мэтром, без сомнениия, надо начинать с “Оккупации в 26-ти картинах”. Почему? Потому что именно это произведение неоднозначно определяет характер его творчества. Сакральными для режиссера являются вовсе не новые, а порой и весьма непопулярные мотивы. Он занимается вивисекцией зла в лице фашизма, доносит до нас аромат локального колорита и толкует сексуальность с помощью изысканных и порой довольно смелых решений. Поясню начальную фразу: "условно хорватским" – поскольку его жизнь и суть его творчества определило открытое неприятие характерного для большинства хорват отсуствия толерантности, превалирующей неполноценности, склонности к насилию и патологической ненависти в форме фашистоидных, уже генетически передаваемых проявлений. Зафранович является автором нескольких фильмов на тему фашизма, лагерей и преступного квазигосударства НГХ, недолго существовавшего в годы Второй мировой войны на территории Хорватии. С полным моральным правом он рассуждает о преступлениях, совершенных хорватскими фашистами (усташами и домобранами), жертвы которых предположительно насчитывают от 500,000 до 700,000 только в одном лагере "Ясеновац". Его работы вызывали осуждения и скандалы, ему угрожали рядовые граждане и власти, его просили не создавать из печального и чудовищного прошлого уроки истории для грядущих поколений. Но это его не обескуражило и не заставило одуматься; в данном смысле Зафранович является одним из столпов национальной совести и памяти. Универсальность обсуждаемых мотивов делает его фигурой мирового маштаба, вопреки тому что дома его считают претенциозным предателем. Лордан, от природы скромный и уравновешенный, лаконично реагирует на нападки и упорно продолжает трудиться. Смело можно сказать, что Зафранович является куратором преодоления национальной ущербности и продления исторической памяти. К сожалению, на его долю пришлись не только ужасы творящего зло псевдогосударства НГХ, руководящегося фашистско-клерикальной идеологией, на платформе которой должен был воссоздаться фальшивый национальный стержень; он и его семья в определенном смысле становятся объектом нападок со стороны представителей новой волны энтузиастов старых чаяний, в лице героев хорватского противостояния сербской “гегемонии”. Его принуждают покинуть страну, пытаясь отобрать материал для сериала «Тито»; в 1991 году высокопоставленные представители фашистоидной партии ХДС через тогдашнего директора ТВ Загреб Хрвое Хитреца (между делом - детского писателя) вынуждают его прекратить работу над фильмом «Завещание» ("Testament"), в котором освещается деятельность Андрии Артуковича, министра внутренних дел НГХ, замешанного в чудовищных преступлениях и экстрадированного на суд в Югославию в 1986 году, спустя 20 лет после требования о выдаче (процесс затянулся благодаря властям США и католической церкви, см. также http://lib.rus.ec/b/118639/read). Патологический масштаб хорватской псевдонациональной идеи, поддерживаемой большинством хорват, можно очертить и тем фактом, что погоню за режиссером организовывает его коллега, актер и режиссер Антун Врдоляк. Затем следует изгнание: Словения, Вена, Париж, Чехия, где режиссер завершает работу над спасенным материалом. Почти 10 лет за рубежом – таков результат неповиновения и разногласий с первым президентом новой Хорватии, сумасбродным Франьо Туджманом (среди прочего, отрицающим Холокост). На период его правления пришлась пресловутая “деконтаминация” хорватской истории, возрождение национального языка, культуры и искусства, в течение которых фильмы Зафрановича оказываются под запретом, иногда лишь по причине того, что в них принимали участие актеры из других республик бывшей Югославии. Туджман провозглашает Зафрановича “врагом хорватского народа”, в печати его фильмы называют “преступными”, на экранах соревнуются в стремлении опозорить его дело и личность. "Оккупация в 26 картинах" – анатомия безумия, реваншизма, ненависти и отсуствия моральных принципов в обличии фашизма. Веселая жизнь троих друзей – итальянца, хорвата и еврея – в сказочном довоенном Дубровнике внезапно прервана шумом боевых самолетов. Неминуемость выбора приводит к конфликту естественных ценностей, противопоставляя семью интимным чувствам, делая греховным даже зачатие на фоне торжествующей смерти – ибо носителем смерти оно порождено. Вчерашние друзья оказываются по разные стороны баррикад, и уже не важны отношения, социальный статус и образование участников конфликта, каждый решает, за он или против, по совести или по ее отсуствию. Идиллия беззаботного существования обеспеченной молодежи превращается в выстрел, приносящий на жертвенный алтарь истории отношения, эпоху и, в конце концов, жизнь. Финал картины является достоверной иллюстрацией внутреннего раскола хорватского (да и многих других) народов. От себя хочу добавить, что в этом смысле нет ясной грани и между участниками последней войны на территории бывшей Югославии: каждая из сторон отметилась многочисленными преступлениями. Печальнее всего то, что история повторяется, а люди не усваивают ее уроки. Кстати, в недавних интервью Зафранович объективно, не пытаясь заступиться ни за кого из участников конфликта, рассуждает на тему кровавого распада страны. Сценарий фильма написан Мирко Ковачем (позже Зафранович порвал с ним отношения – с того момента, когда Ковач примкнул к фашистоидным властям) на основе книги "Дубровник 41" Мате Якшича. Актерский состав оказался на высоте, особенно хотелось бы подчеркнуть работу Стевы Жигона, исполнившего роль г-на Хубички. Жигон замечательно выступал в ролях фашистов и им сочувствующих, сам при этом будучи евреем, знакомым не понаслышке с лагерями в течение Второй мировой войны (2 года был узником Дахау). Чего только стоит его роль немецкого офицера в культовом сериале "Списанные"! Главным достоинством фильма является его универсальная и вневременная суть, отражающая весь ужас несовершенства (мягко говоря) человеческой натуры. Можно провести параллель между "Оккупацией" и "Сало" Пазолини, предполагаю, что Зафрановича в определенном смысле вдохновило творчество коллеги. "Оккупация" выдвигалась на тогда еще престижный "Оскар" и не получила его лишь потому, что мэтр не согласился сократить сакральную сцену ликвидации в автобусе. Эта сцена навсегда врезалась в мою память, она и есть неприукрашенное лицо зла и его суть. Эти кадры сегодня по праву считаются учебным пособием для будущих кинохудожников. (См. также http://www.cinematheque.ru/post/144211 ) С большой долей уверенности могу предположить, что жизнь Зафрановича сложилась бы иначе, если бы он тогда уступил и переиначил спорную сцену под вкус американских домохозяек и Дэна Таны (Dobrivoje Tanasijević), который просил его пойти на "творческий" компромисс. Документальный фильм про лагерь "Ясеновац" принес ему еще больше неприятностей, но все-таки он не уступил и продолжает заниматься темой фашизма. В приложении, среди прочего, вы найдете фотографии аттрибутики государственности Независимого Государства Хорватского; ножа для серийных ликвидаций “Сербосек”, которым сходу перерезается горло «сербских собак» и прочих; а также “подарков”, которые Поглавнику дарили подчиненные в день рождения.
Приложение
Линк на фильм Зафрановича “Testament” ("Завещание") Поглавник в привычной компании “Сербосек” Усташи в деле Итальянский писатель Курцио Малапарте в романе «Капут» свидетельствует о Павеличе: «Пока Вождь говорил, я заметил на письменном столе корзину из ивовых прутьев. Крышка была приподнята, и видно было, что корзина полна плодов моря — так мне, по крайней мере, казалось — каких-то устриц, вынутых из скорлупы... Карзетано бросил взгляд на меня и подмигнул: — Ты был бы непрочь отведать супа из устриц, правда? — Это устрицы из Далмации? — спросил я Вождя. Анте Павелич поднял крышку и, показывая мне эти плоды моря, эту склизкую, студенистую массу устриц, сказал, усмехаясь своей особой улыбкой: — Это дар моих верных усташей: здесь двадцать килограммов человеческих глаз». Распятие, нож, бомба, пистолет: аттрибутика усташской клятвы
Официальный список идентифицированных жертв Ясеновца (из длившегося десятилетия исследования историка Антуна Милетича) Еще ссылка: http://drakula.org/library/genocide/index.shtml
130
00:13:47,320 --> 00:13:49,880
Не знаю, Ане.
Я не возражаю. 131
00:13:50,720 --> 00:13:54,080
Но обручаться сейчас -
может быть и неправильно. 132
00:13:54,720 --> 00:13:57,240
Я хотел бы,
чтобы ты ни в чём не нуждалась. 133
00:13:57,360 --> 00:14:03,000
А может и хорошо получиться, папа.
Особенно когда обручённые любят друг друга. 134
00:15:16,240 --> 00:15:20,120
Указом министерства
распущена организация УРСА, 135
00:15:20,240 --> 00:15:25,000
а полиция устроила обыск
на территории профсоюза УРСА. 136
00:15:25,720 --> 00:15:27,431
Наше имущество конфисковано. 137
00:15:27,780 --> 00:15:32,840
Теперь они напечатали плакаты,
в которых взывают к хорватским патриотам, 138
00:15:32,920 --> 00:15:35,520
чтобы собрать пожертвования
для безработных рабочих. 139
00:15:35,840 --> 00:15:39,240
С чего вдруг такая забота
о рабочем классе? 140
00:15:39,960 --> 00:15:45,200
Конечно, великохорватским господам
очень хочется проявить свою лжезаботу, 141
00:15:45,280 --> 00:15:49,400
а рабочих представить своими покорными
и верными последователями. 142
00:15:50,320 --> 00:15:53,120
Но мы скажем им: 143
00:15:53,240 --> 00:15:57,840
"Господа, рабочим не нужна
ваша гуманная акция!" 144
00:15:58,280 --> 00:16:04,160
"Нам нужна сильная профсоюзная
организация, которую вы распустили!" 145
00:16:05,240 --> 00:16:07,040
Правильно! 146
00:16:07,720 --> 00:16:10,243
Наша организация действует
не только в Дубровнике, 147
00:16:10,244 --> 00:16:12,320
или Хорватской бановине,
или Югославии, 148
00:16:12,400 --> 00:16:14,493
но и в мировом Интернационале, 149
00:16:14,494 --> 00:16:18,680
насчитывающем 80 миллионов
борцов за права рабочих. 150
00:16:19,640 --> 00:16:22,160
Будьте осторожны, товарищи!
Топик был перенесен из форума Зарубежное кино в форум Фильмы до 1990 года
Очень жаль, что фильм не сочли достойным статуса классического.
Фильм - безусловный шедевр.
Огромное спасибо Toby и leburs за прекрасный перевод!
Спасибо всем, помогавшим им в подготовке этого релиза!
Спасибо! Кстати, в советском кинопрокате фильм назывался "Оккупация в 26 фотографиях" (все жестокие и эротические сцены были вырезаны, ессно! ) Я смотрел оргинал и для прикола подсчитал, сколько там языков. Оказалось - 7 (семь!): хорватский, сербский, итальянский, немецкий, турецкий, русский, и латынь!
Сербский с хорватским мы не разделяли в этом фильме, а турецкого не заметили, где он там?
Буквально одна реплика. Но все-таки...
Вы все-таки советский вариант заголовка, со словом "фотографиях", добавьте. Чтобы поиск давал и это, официальное прокатное название...
Хорват мне писал, и я ему склонна больше верить, чем всем остальным - там нет ни слова на сербском языке. Он меня специально просил убрать сербский из моего поста на кг. Хорват, кто раньше перевел этот фильм на англ.яз. Титры сделал. Quigley.
Хорват мне писал, и я ему склонна больше верить, чем всем остальным - там нет ни слова на сербском языке. Он меня специально просил убрать сербский из моего поста на кг. Хорват, кто раньше перевел этот фильм на англ.яз. Титры сделал. Quigley.
За перевод спасибо всем участникам. Фильм очень сильный, просто потряс, смотрела не так давно в другом переводе (с монтажных листов), тут как раз комментировали те, с кем мы делились впечатлениями после просмотра, или у кого тот перевод тоже есть. В тройке фильмов о войне у меня (зарубежных).
Остается попросить о продолжении http://www.imdb.com/title/tt0082876/, его нет с переводом нигде и только плохонький рип в сети. Отдельное спасибо за развернутый материал о режиссере.
Цитата:
Главным достоинством фильма является его универсальная и вневременная суть,
Насчёт языка: рискну предположить, что там не то что бы нет сербского (это было бы странно т.к. подавляющее количество лексики совпадает, учитывая что в Югославии государственным был именно сербо-хорватский язык) а именно подчеркивается наличиие в речи хорватских неологизмов, которые стали появляться и активно внедрятся в НГХ, отсюда и хорватский язык, и произношение тоже, конечно.
То, что в случае этого фильма подвигло нас написать просто "хорватский" - это не только присутствие факторов, описанных в этой статье, но и особый "рагузанский (дубровникский) диалект" (упомянутый здесь) - так как в поиске перевода кое-каких слов мы забрели вот сюда.
Одно не пойму, чем хорватский шедевр хуже вот этой безделушки, которой на полраза посмотреть хватает https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3979078. И этот фильм валяется вместе с боевиками, а тот сразу - в классике.
Тоже очень удивилась, что на фильм так небрежно нацепили ярлык "категория В"
Тоби и лебурс подарили нам шедевр выдающегося режиссёра.
Казалось бы, за него должны сражаться модераторы и "классики" и "артхауса" - фильм можно отнести и тому, и к другому разделу - смотря с какой стороны его воспринимать.
Будет отчаянно жаль, если он затеряется среди боевиков.