Лансине Куяте и Дэвид Неерман
Источник: soloneba (материал "Куяте-Неерман: магия предков и дух современности")
Автор: Татьяна Майбоженко
Совместный проект малийского виртуоза игры на балафоне Лансине Куяте и французского вибрафониста Дэвида Неермана — это не только слияние двух культур различных континентов и встреча двух родственных музыкальных инструментов (таких похожих внешне и таких различных по конструкции, диапазону звучания и технике игры). Их дуэт — это еще и творческое исследование ритма и мелодии, в процессе которого Лансине и Дэвид открывают слушателям новые неизведанные территории музыкальных вселенных, наполненных глубокой поэтической силой и пронизанных магией предков и духом современности.
Лансине Куяте – потомственный гриот, сын легендарной малийской певицы Сирамори Диабате. Игре на балафоне он обучался у своего отца Нанкомана Куяте. Будучи еще слишком мал, чтобы играть в знаменитой национальной группе Мали, мальчик, тем не менее, уже активно выступал на местных торжествах и концертах в своем родном городке Кангаба, расположенном примерно в сотне километров от столицы Мали – Бамако. Когда Лансине исполнилось двенадцать, он победил в национальном конкурсе Biennale, получив в качестве награды, возможность присоединиться к малийскому Национальному инструментальному оркестру, где и познакомился с Баллаке Сиссоко, Бабой Сиссоко, Тумани Диабате и многими другими прославленными соотечественниками.
В 1984 году Лансине впервые выехал за пределы Мали на гастроли во Францию, где спустя пять лет и обосновался, чтобы выступать с группой своего дяди – Кассе Мади Диабате. В 1990-х, на протяжении шести лет Лансине играл с известным малийским певцом-альбиносом Салифом Кейтой, гастролируя с его коллективом по всему миру. С тех пор ему посчастливилось сотрудничать с такими выдающимися исполнителями, как Мори Канте, Бааба Маал, Мориба Коита, Ману Дибанго, Секуба Бамбино, Хэнк Джонс, Жан-Жак Авенел, Шейх Тидиан Сек, Омар Соса, Ди Ди Бриджуотер, группой Positive Black Soul и многими другими.
В 2005-ом Лансине познакомился с Дэвидом Неерманом, французским музыкантом с классическим образованием по классу перкуссии и фортепиано, который расширил свои навыки, освоив игру на вибрафоне, – инструменте, одновременно являющимся и клавишным, и перкуссионным. Разнообразные проекты, в которых он участвовал, всегда были для Дэвида захватывающим приключением, — будь-то джаз, нойз, классика, электроника или этническая музыка. Среди исполнителей, с которыми он сотрудничал: Юн Сун На, Энтони Джозеф, Элис Льюис и Кристл Уоррен.
Вскоре после знакомства Лансине и Дэвид создали собственную группу под названием Kouyaté-Neerman и принялись разъезжать с концертами по окрестностям Парижа. Их дебютный альбом Kangaba, названный в честь родного городка Лансине, вышел летом 2008-го на знаковом французском лейбле Nø Førmat! Этот диск стал прочным фундаментом для успешного продолжения сотрудничества двух музыкантов. Аудитория и рецензенты были в полном восторге от альбома, благодаря чему дуэт стал весьма востребован и получил возможность много гастролировать, попутно выступая на престижных фестивалях во Франции, Марокко, Испании, Швейцарии и в Сенегале.
Плотный график сценических шоу помог Лансине и Дэвиду развить и укрепить музыкальную связь между двумя инструментами, глубже понять, как различные традиции сочетаются между собой, тем самым создавая сбалансированный и удивительно красивый диалог балафона и вибрафона. Их второй альбом Skyscrapers & Deities, записанный в аналоговой студии в пригороде Парижа, стал своего рода результатом этого развития. Заглавием для альбома послужили слова из текста композиции ‘Haiti’, которые декламирует поэт и музыкант с острова Тринидад – Энтони Джозеф. Еще одним гостем, принявшим участие в записи диска, стал легендарный маэстро игры на коре Баллаке Сиссоко, давний друг Лансине еще со времен выступлений в Национальном оркестре Мали. Название диска «Небоскребы и Божества» великолепно отражает подход музыкантов к своей работе, а именно: сочетание современных тенденций со старинными музыкальными традициями. Бетон и мистицизм, человек и бог. Небоскребы впечатляют модернистскими конструкциями, высотой и захватывающими панорамными видами, открывающимся с крыш. Божества вдохновляют магией предков и древними духами, обитающими в лесах и на небесах. Альбом парит на грани между современностью и многовековым наследием, между технологией и спиритуализмом. В музыке этой пластинки слышны не только элементы джаза и традиции народа мандинка. Здесь присутствует также влияние даба, эфиопского джаза и музыки Сержа Генсбура (в кавер-версии его трека ‘Requiem pour un Con’).
«С этим альбомом мы достигли нового измерения, — говорит Дэвид Неерман. – Мы с Лансине теперь знаем и понимаем друг друга гораздо лучше. Наше сотрудничество приносит радость, и работать вместе становится все легче и легче. Мы не боимся позволить музыке завести нас туда, куда ей захочется». И куда бы ни вела исполнителей музыка, они твердо уверены, что их корни – это необходимый элемент для создания современной экспрессии. «Это ключевая составляющая, — говорит Дэвид. – Вы не можете построить или создать что-либо из ничего». Лансине добавляет: «Я принадлежу к роду гриотов, где народная музыка имеет огромное значение, передаваясь из поколения в поколение. Мой отец играл на балафоне, а мать была певицей, так что сам бы я вряд ли смог привнести какие-то новшества без использования своего музыкального наследия. Кроме того, выступления в Национальном оркестре Мали позволили мне познакомиться с обычаями других этнических групп страны. Старшее поколение в оркестре интересовалось джазом и современной зарубежной музыкой. Всё это сочеталось с удивительной широтой взглядов, создавая плодородную творческую почву и прочную взаимосвязь с традиционными элементами».
Как видим, оба музыканта чтут свои корни, но при этом они очень любознательны и одержимы духом новаторства. Сотрудничество Лансине и Дэвида базируется на искренности самовыражения: музыкантов переполняет уверенность, что их жизненные тропинки пересеклись неслучайно…
https://www.last.fm/ru/music/Lancine+Kouyate%2F+David+Neerman/+wiki