Действие первое. В доме Бальдуччи
В Риме разгар карнавала. Дочь папского казначея Бальдуччи Тереза в окно наблюдает за веселящейся толпой. Бальдуччи не в духе. Он недоволен тем, что папа пригласил в Рим флорентийского скульптора Челлини и заказал ему отливку статуи Персея. Ведь в Риме есть свой скульптор — Фьерамоска, который справился бы не хуже с этим заказом. Тем более, что сам Бальдуччи смотрит на Фьерамоску как на будущего зятя и прочит Терезу ему в жены. Тереза не обращает внимания на ворчание отца, и Бальдуччи уходит. Под окном поклонники Терезы в масках. Они поют куплеты, и в окно влетают цветы. В одном из букетов записка от Челлини. Он пишет о своей любви. Тереза и сама влюблена в молодого флорентинца. Звучит ария Терезы «Les belles fleurs!.. Entre l’amour et le devoir».
Челлини входит в комнату. Тереза радостно встречает его. Но следом за флорентинцем пробирается Фьерамоска, который, спрятавшись, ревниво следит за объяснением влюбленных. Он тоже любит Терезу. Трио «Cellini!.. Teresa! Ne fuyez pas ma vue!.. Ce n’est pas en forзant les grilles». Челлини прощается и уходит. Неожиданно возвращается Бальдуччи. В комнате дочери он застает Фьерамоску. Бальдуччи возмущен тем, что он пытается встретиться с Терезой за его спиной. С трудом Фьерамоска вырывается и убегает.
Действие второе. Картина первая. В таверне художников
Челлини один. Он размышляет о своей возлюбленной и о будущем. Ария «Une heure encore et ma belle maоtresse». Появляются Бернардино, Франческо и другие художники. Они веселятся и вовлекают Челлини в свой круг. Входит Асканио. Он получил от папского казначея деньги за создание статуи Персея. Заказчик приказал, чтобы статуя была готова к завтрашнему дню. Челлини пересчитывает деньги. Их слишком мало. Возмущенные художники решают отомстить скупому казначею. Вечером во время карнавала они будут высмеивать Бальдуччи в куплетах. Одновременно Челлини и Асканио договариваются о том, чтобы похитить Терезу. Как было с нею заранее условлено, друзья наденут монашеские сутаны: Челлини — белую, а Асканио — коричневую. Художники уходят. В таверне остаютя Фьерамоска и его друг Помпео. Они все слышали и решают воспользоваться договором Челлини и Терезы. Фьерамоска и Помпео наденут маски и такие же костюмы как Челлини и Асканио, и сами похитят Терезу. Фьерамоска жалуется на злую судьбу. Ария «Ah! qui pourrait me resister?».
Действие второе. Картина вторая. Площадь Колонна в Риме
В толпе прогуливаются Бальдуччи и Тереза. Внезапно их окружают маски, которые поют куплеты, в которых высмеивается скупость папского казначея. Бальдуччи возмущен и не замечает, что толпа отделила его от дочери. На площади начинается представление — традиционная пантомима. Пока большая часть народа поглощена зрелищем, к Терезе приближаются два монаха в масках. Это Челлини и Асканио. Но одновременно к девушке подходят еще двое в таких же костюмах. Это Фьерамоска и Помпео. Возникает ссора, в ход идут кинжалы, и Челлини ранит Помпео. Помпео падает, он мертв. В суматохе Челлини и Асканио убегают, а стража хватает Фьерамоску, так как на нем такой же костюм, как и на Челлини.
Действие третье. Мастерская Челлини
На утро следующего дня Тереза пришла в мастерскую Челлини, узнать о его судьбе после вчерашнего происшествия. В мастерской уже началась работа. Бернардино, Франческо и Асканио приступили к работе, но самого мастера еще нет. Асканио успокаивает Терезу и развлекает ее веселым пением. Ария «Tra, la, la, la, la, la…» и дуэт «Ah, qu’est-il devenu? Jesus! ou peut-il utre?». Появляется Челлини, Тереза бросается в его объятия. Дуэт «Teresa!.. Cellini!.. Quand des sommets de la montagne». Идиллию влюбленных прерывают Бальдуччи и Фьерамоска. Бальдуччи осыпает Челлини упреками, он категорически отказывает ему в руке дочери. Тереза будет женой Фьерамоски, которому удалось доказать невиновность в убийстве Помпео. Перебранку Бальдуччи и Челлини прерывает кардинал Сальванти, который прибыл осматривать статую Персея. Узнав, что статуя еще не готова, чиновник приходит в негодование. Он обещал папе Римскому, что статуя будет сегодня, и теперь гнев папы падет на него. Челлини успокаивает кардинала: статуя будет готова, только взамен он просит руки Терезы. Кардинал согласен на все и берется уговорить отца невесты. Челлини приступает к работе. Звучит ария — гимн творчеству «Seul pour lutter, seul avec mon courage». Работа закончена. Скульптор разбивает форму, и перед зрителями предстает статуя Персей — прекрасное произведение искусства. Все поражены. Бальдуччи согласен на брак дочери с мастером. Кардинал соединяет руки Терезы и Бенвенуто.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бенвенуто_Челлини_(опера)