[Автореферат диссертации] Культура та історія кіммерійців Північного Причорномор’я / Культура и история киммерийцев Северного Причерноморья
Год: 2008
Автор: Махортих С.В. / Махортых С.В.
Жанр: археология, история Украины, автореферат докторской диссертации
Издательство: Институт археологии Национальной академии наук Украины
Язык: Украинский; аннотация - Русский, Английский
Формат: RTF
Качество: Изначально компьютерное (eBook)
Количество страниц: 34
Описание:
Из русскоязычной аннотации:
Работа посвящена изучению культуры и истории киммерийцев в степях между Дунаем и Доном. В ней проведена систематизация и типолого-статистическая характеристика погребального обряда и материальной культуры киммерийцев.
Изучение импортных и выполненных под инокультурным влиянием предметов в киммерийских захоронениях позволило синхронизировать их с культурами, хронология которых хорошо разработана (белозерская, кизил-кобинская, сахарна-солончены,
чернолесская). Это послужило надежной основой для определения возраста большинства киммерийских памятников.
Специфика погребального инвентаря, отражающего влияние традиций соседних культурных групп явилась основанием для выделения трех периодов в развитии киммерийской культуры. Первый период датируется первой половиной 9 в. до н.э., второй – серединой 9 – первой половиной 8 в. до н.э., третий – серединой 8 – началом 7 в. до н.э.
Зимники без следов построек и преобладание костей мелкого рогатого скота в могилах определяют хозяйство киммерийцев как кочевое скотоводство. Анализ ориентировок умерших показал, что часть захоронений на юге степи произведена в зимний период, а на севере – летом. Это свидетельствует о вертикальных перекочевках с зимниками на берегу моря и летниками на границе с лесостепью.
Впервые реконструирована социальная структура киммерийского общества. Оно состояло из двух эндогамных племен, оставивших скорченные черногоровские и вытянутые новочеркасские захоронения. Племя включало четыре рода, различавшиеся ориентировкой погребенных. В Северном Причерноморье обитали два черногоровских рода с восточной и южной ориентировками и два новочеркасских – с западной и северной ориентировками.
В границах родовых территорий земля распределялась между группами родственных семей, соответствующих линиджам. Рядом кочевавшие линиджи могли объединяться в субкланы, которыми, вероятно, были оставлены шесть территориальных подгрупп памятников: Дунайско-Днестровская, Южнобугская, Приднепровская, Самарско-Орельская, Крымская и Восточноукраинская.
Специфика кочевого скотоводства сдерживала социальную и имущественную дифференциацию киммерийского общества. Однако отдельные захоронения принадлежали военным вождям. Племенная и религиозная верхушка представлена погребениями с очельями и богатым инвентарем без оружия.
Изучение древнейших киммерийских комплексов показало, что они сложились на основе традиций белозерского и постсрубного населения в степях между Днепром и Предкавказьем в начале 9 в. до н.э. Формирование киммерийской культуры было сложным процессом. Оно осуществлялось
в условиях коренной перестройки хозяйства и быта, этнического смешения и высокого диапазона связей. Киммерийская материальная культура во многом носит инновационный характер, поскольку новый кочевой образ жизни, вызвал к жизни новое конское снаряжение, предметы вооружения и быта.
Мобильность и высокий уровень военного дела в условиях ухудшения природно-климатических условий 9 в. до н.э. позволили группе степного населения мигрировать в Карпато-Подунавье. В результате смешения пришельцев с частью местного населения на Большой Венгерской равнине сформировался местный вариант киммерийской культуры – культура Мезёчат.
Пик аридизации климата в середине 9 в. до н.э. вынудил киммерийцев перекочевать на юг украинской лесостепи, где зафиксированы свидетельства их военной агрессии на разрушенных поселениях чернолесской и бондарихинской культур. Контакты с местным населением оказали влияние на материальную культуру киммерийцев, что позволило выделить второй период в ее развитии, синхронный второму периоду культуры cахарна-солончены, второй ступени чернолесской культуры, основной части памятников первого этапа кизил-кобинской культуры.
Аридизация климата в середине 8 в. до н.э. вместе с экономическим кризисом, подвигнули часть киммерийцев на организацию грабительских походов в страны Древнего Востока. В это время начался третий период киммерийской культуры, синхронный памятникам жаботинского типа, сахарнянско-шолданештскими комплексам и началу второго периода кизил-кобинской культуры.
В начале 7 в. до н.э., когда значительная часть киммерийских воинов была в Передней Азии, с востока Евразии появляется первая волна скифов, которая занимает Предкавказье. С ее появлением связано разрушение поселений местных жителей и распространение горизонта кладов типа Новочеркасского.
Укрепившись на Северном Кавказе, скифы вместе с киммерийцами стали участвовать в переднеазиатских походах, и в древневосточных источниках эти народы выступают как две самостоятельные политические силы.
В 70-е гг. 7 в. до н.э. появляется вторая волна скифов, которая
вытесняет киммерийцев в лесостепные районы Украины. Военный конфликт в степях Восточной Европы обусловил поляризацию политических приоритетов киммерийцев и скифов в Передней Азии. Окончательно киммерийцы прекратили свое существование в конце 7 в. до н.э., когда их войска были разбиты лидийским царем Алиаттом.
Доп. информация:
См. тему
читаем по-украински (легкий перевод) https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3554703
См. также другие
МОИ РАЗДАЧИ
P.S. Все файлы были найдены в сети как свободно распространяемые. Данная тема создана исключительно в ознакомительных целях и не преследует никакой коммерческой выгоды. Использование файла осуществляется в соответствии с законодательством. Если вы не имеете соответствующих прав - не скачивайте данные файлы. Электронные книги способствуют скорейшему распространению информации о наличии данной книге, авторе, издательстве, что является своего рода рекламой оригинальных бумажных изданий, служат поводом для их приобретения.
Просьба не уходить с раздачи (не переносите скачанные файлы в другое место) Не забудьте