Исторiя первобытной христианской проповѣди (до IV вѣка) / История первобытной христианской проповеди (до IV века)
Год: 1885
Автор: Барсовъ Н.И. / Барсов Н.И.
Жанр: Гомилетика
Издательство: Типография С. Добродеева
Язык: Русский (дореформенный)
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 411
Описание: Данная книга представляет из себя собрание лекций Экстра Ординарного Профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии по кафедре Гомилетики, Николая Ивановича Барсова, и является руководством по истории христианской проповеди.
Смотрите так же: Барсов Н.И. Из неизданных памятников древней русской литературы. (1872)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4819415
Оглавление
Введение
§ 1. Содержание введения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
§ 2. Понятие о проповеди . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
§ 3. Христианское учительство, как предмет исторического изучения вообще . . . 7
§ 4. История проповедничества, как отрасль истории христ. цивилизации . . . . .8
§ 5. История проповедничества, как отрасль истории церковной и как наука
самостоятельная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
§ 6. Понятие о типе проповеди . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
§ 7. Понятие о генезисе и о генетическом развитии типов проповеди . . . . . . 16
§ 8. Главные деятели генетического образования типов проповеди . . . . . . . .18
§ 9. Программа прагматической истории проповеди . . . . . . . . . . . . . . . 20
§ 10. Программа генетической истории типов проповеди . . . . . . . . . . . . .23
§ 11. Материалы, источники и пособия для истории проповедничества . . . . . . 27
Часть первая. Первооснования и основоположения христианского учительства:
проповедь и учение о проповеди И. Христа и св. апостолов
Глава I. Проповедь и учение о проповеди Иисуса Христа (первооснования
христианского учительства)
§ 12. Значение учительного слова в христианстве . . . . . . . . . . . . . . . 30
§ 13. Сущность христианского учительного слова и его родовые признаки . . . . 36
§ 14. Взаимное отношение общего и частного содержания в учительстве Иисуса
Христа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
§ 15. Внутренние (субъективные) основания христианского учительного слова,
по учению и примеру божественного учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
§ 16. Основная черта метода и частные формы учительства Иисуса Христа . . . . 47
§ 17. Наименования учения и учительства Иисуса Христа в евангелии . . . . . . 55
Глава II. Миссионерская проповедь св. апостолов и их учение о ней (раскрытие
и уяснение основоположений христианского проповедничества и начало
исторического развития христианского учительства)
§ 18. Приготовление апостолов к проповедническому служению. Относительное
достоинство их проповеди . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
§ 19. Основоположения христианского учительства в учении апостольском . . . . 61
Глава III. Внутреннее церковное учительство при апостолах и в век
апостольский
§ 20. Места и времена внутреннего церковного учительства в век апостольский
Лица, имевшие право учительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
§ 21. Специальная история глоссолалии, профитии и дидаскалии . . . . . . . . .79
§ 22. Второй период в истории глоссолалии, профитии и дидаскалии . . . . . . .86
§ 23. Третий период. Окончательное возвышение дидаскалии над другими видами
учительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
§ 24. Теоретические наставления апостола Павла относительно проповеди:
зачатки гомилетической теории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
§ 25. Следы влияния общественного церковного учительства на мысль и жизнь
христиан в век апостольский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Часть вторая. История христианской проповеди II и III веков
Глава I. Проповедь в церкви Восточной в век мужей апостольских до Оригена
(79 - 250 г.)
§ 26. Вопрос о существовании проповеди во II веке . . . . . . . . . . . . . .103
§ 27. Положение и взаимное отношении глоссолассии, профитии и дидаскалии
в век мужей апостольских . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
§ 28. Вопрос об отношении способов учительства христианских к иудейским
во II веке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
§ 29. Различие способов учительства у христиан из иудеев и христиан из
язычников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
§ 30. Общие замечания о содержании проповеди во II веке . . . . . . . . . . .117
§ 31. Метод учительства во II веке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
§ 32. Внешний вид проповеди II века и ее терминологические обозначения . . . 125
§ 33. Места проповедания во II веке. Внешнее положение проповедника и
слушателей во время проповеди. Времени проповеди . . . . . . . . . . . . . . 129
§ 34. Почему лишь весьма немногое сохранилось до нас из проповедей II века . 134
§ 35. Влияние проповеди на жизнь христиан в век мужей апостольских . . . . . 138
Глава II. Проповедь на Западе в век мужей апостольских, до Киприана
(70 - 250 г.)
§ 36. Общий характер первоначальной проповеди на Западе . . . . . . . . . . .142
§ 37. Лица учащие, место и время проповеди на Западе во II веке . . . . . . .148
§ 38. Влияние проповеди во II веке на мысль и жизнь христиан на Западе . . . 152
Глава III. Фактическая история проповеди II века
§ 39. Учение св. двенадцати апостолов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
§ 40. Климент, епископ римский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
§ 41. Климент Александрийский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
§ 42. Тертуллиан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
§ 43. Валентин Гностик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Глава IV. История проповеди в III веке на Востоке
§ 44. Лица проповедующие, их подготовка к проповеди. Начало записывания
проповедей. Места и времена проповеди. Объем проповедей. Внешнее положение
проповедника и слушателей во время проповеди. … . Теория проповеди на
Востоке в III веке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
§ 45. Видоизменения в проповеди III века по форме и содержанию. Монологизация
проповеди и отсутствие формы диалогической. Гомилия оригеновская и ее
особенности. Аллегория, как господствующий метод учительства. Догматический и
нравоучительный элементы в содержании проповеди. Новые виды проповеди: речи
похвальные и на освящение храмов. Элемент тематизации и ораторской
искусственности в них . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
Глава V. Состояние проповеди на Западе с половины III века до половины
IV века (от Киприана до Илария 250 - 350 г.)
§ 46. Общие замечания о состоянии и характере проповеди Западной за это
время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
§ 47. Лица, проповедовавшие в западной церкви в период 250 - 350 г . . . . . 222
§ 48. Влияние проповеди на жизнь и нравы христиан в III веке . . . . . . . . 225
Глава VI. Фактическая история проповеди III века
I. Ориген
§ 49. Черты его жизни и личного характера . . . . . . . . . . . . . . . . . .229
§ 50. Был ли Ориген "оратором". Влияние общих начал его мировоззрения на его
проповедь. Внешняя история его проповеднической деятельности . . . . . . . . 233
§ 51. Характер экзегетического метода Оригена вообще и в частности экгегезиса
его проповедей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
§ 52. Несколько фактических подробностей из гомилий Оригена; анализ II беседы
на книгу Левит V беседы на книгу Бытия и беседы на слова Иеремии XI, 21 . . .250
§ 53. Общие замечания о значении Оригена в истории проповеди . . . . . . . . 266
§ 54. Современные Оригену проповедники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
§ 55. Св. Григорий Чудотворец (211 - 270 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . 276
§ 56. Ипполит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292
§ 57. Дионисий Александрийский (ск. 264 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . .307
§ 58. Пиерий, пресвитер и катехет (ск. 283 г.) . . . . . . . . . . . . . . . 312
§ 59. Св. Мефодий Тирский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .314
§ 60. Киприан Карфагенский (ск. 258) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
§ 61. Арнобий (ск. 325) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .352
§ 62. Лактанций (ск. 330) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .354
§ 63.. Знаменитые учителя церкви II и III в., произведения которых
не сохранились до нашего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
Опечатки
ТЕМАТИЧЕСКИЙ СПИСОК МОИХ РАЗДАЧ
Толкования. Изъяснения. Беседы.
Богословие. Библеистика. Догматика. Гомилетика. История и обряды Церкви.
Церковнославянский язык. Словари. Энциклопедии.
Литургика. Церковное пение.
Православие и другие религии. Секты.
Проповеди. Поучения. Наставления.
Православие для новоначальных.
*Названия и ссылки на новые релизы размещаются в конце разделов тематического списка.