Alexis XV · 27-Май-11 17:53(13 лет 7 месяцев назад, ред. 20-Авг-19 18:18)
Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемыГод: 2004 Автор: Николай Митрохин Жанр: Hаучная монография Издательство: "Новое литературное обозрение" ISBN: 5-86793-324-5, 1 изд. Серия: Библиотека журнала "Неприкосновенный Запас" Язык: Русский Формат: PDF/DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Количество страниц: 648 Описание: Новая научная монография Н.Митрохина, автора получивших широкий резонанс работ "Русская партия", "Епископы и епархии", "Экономическая деятельность РПЦ", посвящена самой крупной религиозной организации постсоветского пространства и комплексному анализу ее проблем. Количественный и качественный состав верующих, группы влияния в епископате и духовенстве, взаимоотношения Церкви с государством, обществом, другими религиями и конфессиями, ее экономическая, социальная, миссионерская, образовательная и информационная деятельность стали предметом тщательной проверки на соответствие деклараций реальным практикам, общепринятых мнений - неоднозначной действительности. Также представлен систематический обзор современной религиозной жизни в странах СНГ (включая сводные статистические данные) и освещена деятельность РПЦ за пределами бывшего СССР. Автор основывается на материалах, собранных им за последние восемь лет почти в 40 епархиях РПЦ - от Новгорода до Душанбе и от Нью-Йорка до Владивостока.
Примеры страниц
Оглавление
Предисловие.........................................................................7 Часть I
Внутренняя жизнь Церкви: верующие и духовенство 1. Русская православная церковь в количественном
и качественном измерении................................................ 35
1.1. Количество прихожан..............................................35
1.2. Воцеркоеленные верующие......................................43
1.2.1. Социальные категории воцерковленных......... 44
1.2.2. «Народное православие»
и спасение воцерковленных..................................... 58
1.2.3. Воцеркоеленные и жизнь приходской
общины..................................................................... 65
1.3. Инфраструктура РПЦ по данным
Московской Патриархии и государства........................67
2. Внутреннее устройство РПЦ: общие
принципы формального и теневого менеджмента
в Церкви..............................................................................76
2.1. Священный Синод, Патриарх, Синодальные
отделы, Автономные церкви..........................................76
2.2. Епархии, вотчинная система
административного управления....................................86
2.3. Епископы и священники как члены
федеральной и региональной элиты.............................89
2А.Духовничество как система параллельного
управления Церковью................................................... 92
2.5. Отношения между администраторами
и духовниками. Младостарчество.............................103
2.6. Роль монастырей как параллельной системы
церковной жизни и законодателя современной
«церковной моды».......................................................106
3. Экономическая деятельность РПЦ............................... 121
3.1. Трехслойный пирог церковной экономики......... 121
3.2. Финансовое отражение «вотчинной системы»..... 124
3.3. Экономика прихода...............................................131
3.3.1. Классификация приходов..............................133
3.3.2. Доходы прихода......................................... ...136
3.3.3. Основные статьи расходов прихода............. 141
3.3.4. Доходы и расходы священника......................142
ЗЛ Наличные деньги...................................................146
3 5. Доходы и расходы епархиальных управлений......153
3.6. Производство и распространение православной
продукции...................................................................160
3.7. Налогообложение и льготы...................................163
3 8. Храмостроение и жертвователи............................168
3.9. Формирование «церковного сектора» «большой»
экономики.................. ................................................171
4. Политико-административные и идейные
группировки в РПЦ.......... ................................. .............. 174
4.1. Группировки внутри епископата РПЦ...................174
4.1.1. Геронтократия как норма...............................174
4.1.2. Крестники Никиты Сергеевича......................175
4.1.3. «Никодимовцы»: правые и левые....................178
4.1.4. «Лаврские» против «питерских»..................... 182
4.1.5. Фундаменталисты против «экуменистов»...... 185
41.6. Тихое подавление фундаменталистов............187
4.1.7. Кто будет следующим Патриархом?
Перспективы митрополита Кирилла......................191
4.1.8. Кто будет следующим Патриархом?
Перспективы митрополита Филарета..... .............. 193
4.1.9. Претендент: случай митрополита Мефодия...196
4.1.10. Митрополит Сергий: был ли шанс?...............200
4.1.11. К вопросу о «голубой мафии»...................... 202
4 2. Группировки в среде духовенства......................... 208
4 2.1. Группировки, сформировавшиеся
по идейному признаку........................................... 209
4.2.2. Кланы и «команды»........................................ 216
4 3- Борьба за изменение административной системы
управления.................................................................. 221
4.3.1. Противоречия «вотчинной системы»:
миряне и духовенство....................... .....................221
4.3.2. Противоречия «вотчинной системы»:
не либералы, так фундаменталисты........................225
4.3.3. Антиэкуменическое движение....................... 228
4.3.4. Борьба с ИНН и требования канонизации
Г. Распутина... .........................................................229
Часть II
Государство и общество в сфере деятельности РПЦ 5. РПЦ в политике. Церковно-государственные
отношения........................................................................235
5.1. РПЦ: позиционирование в политической жизни
России......................................................................... 235
5.2. Церковь и государство на постсоветском
пространстве...............................................................236
5.3. Федеральный уровень............................................239
5.3.1. Президент и его Администрация................... 239
5.3.2. Правительство РФ и министерства................241
5 3-3. Государственная дума.....................................246
5.3-4. Совет Федерации............................................250
5.3.5. Судебная власть............................................. . 252
5.3.6. Юридические аспекты взаимоотношений
РПЦ с федеральной властью.................................. 252
5.4. Региональный уровень.......................................... 255
5 5. Церковь как политическая партия.........................257
5.6. Церковь и общественные организации................ 267
5.7. Церковь и казачество............................................ 269
6. Социальная деятельность РПЦ..................................... 275
6.1. Кормление нуждающихся......................................282
6.2. Деятельность в медицинской сфере......................284
6.3. Церковь и пенсионеры..........................................293
6.4. Приюты................................................................. 295
6.5. Деятельность в тюрьмах и социальная
реабилитация бывших заключенных...........................300
6.5.1. Число храмов и общая ситуация....................300
6.5.2. Борьба с религиозными конкурентами
в пенитенциарной системе....................................305
6.5.3. Социальная реабилитация бывших
заключенных.......................................................... 308
6.6. Реабилитация наркозависимых.............................310
1. Миссионерская и катехизаторская деятельность.
Книгоиздательство....................... ...................................316
7.1. Основные подходы РПЦ к миссионерской
и катехизаторской деятельности................................316
7.2. Практическая работа по катехизации...................320
7.3. Воскресные школы................................................322
7.4. Крестные ходы и миссионерская деятельность....326
7.5. Церковь в армии и правоохранительных органах. 328
7.6. Книгоиздательство как миссия............................. 337
8. Образовательная деятельность РПЦ.............................340
8.1. Система подготовки священно-
и церковнослужителей................................................341
8.1.1. Духовные училища и пастырские курсы........341
8.1.2. Семинарии.....................................................342
8.1.3. Академии........................................................345
8.1.4. Православные вузы.........................................346
8.1.5. Церковные органы, управляющие
образованием.........................................................348
8.2. Церковно-государственные образовательные
учреждения................................................................. 354
8.3. Влияние Церкви на государственные учебные
заведения.....................................................................357
8.3.1. «Основы православной культуры»..................359
8.3.2. Подготовка учителей......................................364
8.3.3. Учебник А. Бородиной и дискуссия об ОПК
в 2002—2004 гг....................................................... 367
9. Церковь и СМИ. Интернет............................................ 379
9.1. Информационная политика Церкви..................... 380
9 2. Церковные СМИ.................................................... 383
9.2.1. Синодальные СМИ......................................... 383
9.2.2. Епархиальные СМИ........................................385
9.2.3. Приходские и монастырские СМИ................ 387
9 2.4. Частные православные СМИ..........................388
9.3. Отношения Церкви со светскими СМИ................ 391
94. Православный Интернет.......................................396
9 5- Православное телевидение и радио......................399 Часть III
РПЦ в условиях конкуренции 10. Отношения с другими конфессиями..........................409
10.1. РПЦ на конфессиональной карте
постсоветского пространства.................................... 409
10.2. Внутренние контакты РПЦ
с другими конфессиями............................................. 418
10.3. Отношение к внешней межконфессиональной
деятельности внутри РПЦ.......................................... 425
10.4. Отношения с Римско-католической церковью:
в СНГ и вне его. ......................................................... 426
10.4.1. Церковный народ и католики.......................428
10.4.2. Московская Патриархия и Ватакан..............433
10.5. Взаимоотношения с исламом..............................443
10.5.1. Партнеры и противники в исламской среде. 444
10.5.2. Перед лицом общего врага:
«мусульманские» регионы.......................................451
10.5.3. РПЦ и исламские структуры
в «православных» регионах................................... 456
10.6. РПЦ и «альтернативное» русское православие... 460
10.6.1. Альтернативы 1990-х гг.................................462
10.6.2. Перспективы воссоединения с РПЦЗ...........466
10.7. Внешние контакты с другими конфессиями.......472
10.7.1. Контакты с благотворителями.................... 473
10.7.2. Влияние на мировое православие................474
10.7.3. Англикане и лютеране..................................476
10.7.4. Деятельность ОВЦС в Израиле и Иране.......476
11. Положение РПЦ вне России. ..................................... 479
11.1. Страны СНГ и Балтии. .........................................479
11.1.1. Украина. .......................................................481
11.1.2. Белоруссия.................................................. 492
11.1.3. Молдова....................................................... 505
11.1.4. Закавказье / Южный Кавказ........................ 516
11.1.5. Центральная Азия.........................................521
11.1.6. Страны Балтии. ............................................546
11.2. Центральная, Северная и Западная Европа..........557
11.3. Северная и Южная Америка.................................566
11.4. Дальний Восток Япония, Китай и Корея.............568 Заключение. ................................................................... 574
Словарь терминов...........................................................581
Список используемых аббревиатур и сокращений. ....... 587
Библиография. ................................................................ 590
Именной указатель. .......................................................... 619
Доп. информация: С 2004 года книга «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» переиздавалась 2 раза. Дата первого издания: январь 2004 года, последнее, 2-е издание вышло в мае 2008 года. Духовные и религиозные книги на rutr.life
Ревностный католик Алексис размещает "научный" труд о Русской Православной Церкви. Краткая справка о Митрохине:
скрытый текст
Родился в 1972 г. в Москве. В 1995 г. закончил РГГУ по специальности историк-архивист. В 2002 г. там же защитил кандидатскую диссертацию по теме «Движение русских националистов в СССР. 1953-1985 гг.». В 2003 г. прошел трехмесячную стажировку в нью-йоркском офисе правозащитной организации Human Rights Watch.
Область исследований: - Вопросы управления в партийно-государственном аппарате в 1953-1985 гг.
- Этнические и религиозные проблемы в СССР и СНГ 1953–2007.
- Экономика третьего сектора в постсоветской России, теневая экономика Автор около 80 научных публикаций В 1989-1990 гг. работал в Московском бюро информационного обмена (М-БИО). В 1991-1999 гг. – корреспондент, руководитель проектов в Информационно-экспертной группе «Панорама» (Москва). В 1999-2005 гг. – научный сотрудник Центрально-Азиатской программы Правозащитного центра «Мемориал». В 2005-2006 гг. – стипендиат фонда Александра Гумбольда с проектом «Группы влияния в современной Русской православной церкви и их экономическая деятельность». В разное время выступал в качестве постоянного автора в таких газетах и журналах как: «Панорама», «Русская мысль» (Париж), «Отечественные записки», «Политический журнал», «Неприкосновенный запас», «Новое литературное обозрение». В 2001-2005 годах был сооснователем и координатором по научной деятельности московской группы Германо-российской Ассоциации молодых экономистов «Диалог». С 2002 г. - директор общественной организации «Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии».
Цитата, не моя - Таким образом, это человек, который свою жизнь прямо со студенческой скамьи посвятил представлению миру нашего советского и российского грязного белья, облекая свою деятельность в более или менее неприличные формы и прикрываясь "наукой". Эдакий "советолог", перестройкой вскормленый и призванный. А книгу пролистаем - интересно все таки, за что американцы, а потом и немцы кормили в Германии этого "спеца" целых полтора года
"Cамыми характерными проявлениями православного фундаментализма являются: стремление найти и обезвредить врагов". Протоиерей Александр Федоров, доцент Санкт-Петербургской Семинарии и Академии.
Ревностный католик Алексис размещает "научный" труд о Русской Православной Церкви. Краткая справка о Митрохине:
скрытый текст
Родился в 1972 г. в Москве. В 1995 г. закончил РГГУ по специальности историк-архивист. В 2002 г. там же защитил кандидатскую диссертацию по теме «Движение русских националистов в СССР. 1953-1985 гг.». В 2003 г. прошел трехмесячную стажировку в нью-йоркском офисе правозащитной организации Human Rights Watch.
Область исследований: - Вопросы управления в партийно-государственном аппарате в 1953-1985 гг.
- Этнические и религиозные проблемы в СССР и СНГ 1953–2007.
- Экономика третьего сектора в постсоветской России, теневая экономика Автор около 80 научных публикаций В 1989-1990 гг. работал в Московском бюро информационного обмена (М-БИО). В 1991-1999 гг. – корреспондент, руководитель проектов в Информационно-экспертной группе «Панорама» (Москва). В 1999-2005 гг. – научный сотрудник Центрально-Азиатской программы Правозащитного центра «Мемориал». В 2005-2006 гг. – стипендиат фонда Александра Гумбольда с проектом «Группы влияния в современной Русской православной церкви и их экономическая деятельность». В разное время выступал в качестве постоянного автора в таких газетах и журналах как: «Панорама», «Русская мысль» (Париж), «Отечественные записки», «Политический журнал», «Неприкосновенный запас», «Новое литературное обозрение». В 2001-2005 годах был сооснователем и координатором по научной деятельности московской группы Германо-российской Ассоциации молодых экономистов «Диалог». С 2002 г. - директор общественной организации «Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии».
Цитата, не моя - Таким образом, это человек, который свою жизнь прямо со студенческой скамьи посвятил представлению миру нашего советского и российского грязного белья, облекая свою деятельность в более или менее неприличные формы и прикрываясь "наукой". Эдакий "советолог", перестройкой вскормленый и призванный. А книгу пролистаем - интересно все таки, за что американцы, а потом и немцы кормили в Германии этого "спеца" целых полтора года
Ну так наверное за то же за что до сих пор кормят Дворкина?
"Понимая слабость своих богословских и социальных позиций, РПЦ не хочет никакого реального диалога с католиками, за исключением дискуссии об объемах поставок гуманитарной помощи. При этом высшим шиком считается осуществлять антикатолическую пропаганду на деньги католических или протестантских Церквей (чем занималось, например, общество «Радонеж»)". Николай Митрохин "Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы".
Alexis XV А это обычное дело для рпцешников, даже для филокатоликов
Цитата:
В другой раз митрополит обманул иезуитов. В подвале Фордамского университета находил большой магазин икон, книг и восточной церковной утвари. Ответственный иезуит постоянно просматривал каталоги мастерских и издательств по всему миру, выписывая новые изделия по почте. Нужно сказать, что это были дорогостоящие изделия ручной работы, не софринская бижутерия. Во время визитов гостям из Московской патриархии обычно дарили по иконе. Однажды в университет позвонили из советского консульства и сказали, что митрополит Никодим собирается нанести экуменический визит дружбы. На ступенях университета построились преподаватели иезуиты во главе с отцом ректором. Показался большой лимузин с дипломатическими номерами. Впереди сидел Владыка, а заднее видение было заполнено ящиками. Машина тормознула, из нее вышел Никодим и с шофером и, не глядя на иезуитов, деловито направился прямо в магазин. Помощник стал заносить пустые картонные ящики, а Владыка стал складывать туда все образцы продаваемых товаров. Иезуиты переговаривались между собой, рассуждая, неужели Никодим будет расплачиваться пачками наличных, как про него говорят. После того как шофер вынес из магазина последний ящик, Владыка, наконец подошел к руководству университета и тепло поблагодарил за все. В конце разговора, он преподал всем благословение и быстро сел в машину. Задние колеса взвизгнули, несколько раз провернувшись на асфальте, машина сорвалась с места. Из магазина выбежал продавец со счетом на несколько десятков тысяч долларов. Ошарашенные иезуиты смотрели вслед. Но владыка знал, что иезуиты - люди интеллигентные и в эру экуменизма не будут его разыскивать.
Может лучше расскажете как католики в 20-30-е годы к большевикам ластились в то время как те "рпцешников" тысячами уничтожали?!
Рассказываем о том, что делали с католиками в 20-30-е годы. Хронологическая таблица: 21.03.1923 Начало открытого процесса по делу Цепляка. В качестве обвиняемых привлечены: оо. Антоний Малецкий, Леонид Федоров, Константин Будкевич, Ян Тройго и др.
01.04.1923 Расстрелян в московской тюрьме о. Константин Будкевич
07.02.1925 Возникновение Союза Безбожников
1926 Тайное восстановление католической иерархии епископом М Д'Эрбиньи
13.08.1926 Освобожденный из тюрьмы о. Антоний Малецкий рукоположен во епископа
03.12.1926 В Ленинграде арестован о. Павел Хомич
1923-1924 Групповой процесс "русских католиков". Арестованы и подвергнуты суду: м. Мария Екатерина Сиенская (Абрикосова), с. Роза Сердца Марии, о. Епифаний Акулов и др.
13.01.1927 Вновь арестован, после отбытия срока, о. Ян Тройго
27.01.1927 В Нижней Богдановке арестован о. Потапий Емельянов
1932 В Соловецком лагере проходит дело "Коммуны ксендзов"
11.08.1932 О. Ян Тройго умер в тюрьме в Ленинграде
1933 О. Епифаний Акулов досрочно освобожден из ссылки
1933 По "делу Крушельницкой" арестованы недавно освобожденная после тяжелой операции м. Мария Екатерина Сиенская, Камилла Николаевна Крушельницкая и др.
17.01.1935 Скончался в Варшаве еп. Антоний Малецкий, вывезенный в Польшу после тяжелой ссылки в России
07.03.1935 В Кирове (Вятка) скончался в ссылке бл. Леонид Федоров
02.01.1936 Во Владикавказе арестован о. Антоний Червинский
23.07.1936 В больнице Бутырской тюрьмы (Москва) умерла от рака м. Мария Екатерина Сиенская (Абрикосова)
14.08.1936 Скончался в лагерной больнице о. Потапий Емельянов
06.1937 Арестован в Уфе о. Франциск Будрис
26.07.1937 В Ленинграде снова арестован о. Епифаний Акулов
27.08.1937 Расстрелян о. Епифаний Акулов
1937 Массовые расстрелы заключенных Соловецкого лагеря в Сандормохе под Медвежьегорском (Карелия)
27.10.1937 В Сандормохе расстреляна Камилла Николаевна Крушельницкая
16.12.1937 В Уфимской тюрьме расстрелян о. Франциск Будрис
12.1937 о. Эдуард Профитлих SJ рукоположен во епископа и назначен Апостольским Администратором Эстонии
26.01.1938 Во Владикавказе расстрелян о. Антоний Червинский
22.10.1939 Арестован о. Фабиан Абрантович MIC
24.10.1939 Арестован о. Станислав Шульминский SAC Чаплицкий Б. (под ред.) - Зерно из этой земли... Мученики Католической Церкви в России XX века (церковный календарь на 2003 год) [2002, DjVu, PDF, RUS]
Пара дел в 23-м, одно в 25-м, с 27-го по 32-й вообще затишье... не много наскреб Чаплицкий
Когда у нас только в 19-м по данным Деникина было расстреляно 20 епископов и 500 священников, не считая тысяч мирян.
Пара дел в 23-м, одно в 25-м, с 27-го по 32-й вообще затишье... не много наскреб Чаплицкий
Когда у нас только в 19-м по данным Деникина было расстреляно 20 епископов и 500 священников, не считая тысяч мирян.
Это одно из первых исследований о преследованиях католиков в нашей стране, т.ч. ожидать развёрнутого мартиролога не приходится. Вы ещё упускаете из виду факт малочисленности католиков по сравнению с многомиллионной православной паствой огромной по размеру страны, в которой господствовала Русская государственная Церковь до революции 1917.
Пара дел в 23-м, одно в 25-м, с 27-го по 32-й вообще затишье... не много наскреб Чаплицкий
Когда у нас только в 19-м по данным Деникина было расстреляно 20 епископов и 500 священников, не считая тысяч мирян.
Деникин ещё тот сказочник. Что же касается остального - нечего было шакалить. Белые красных агитаторов убивали. Красные, соответственнло, убивали белых агитаторов. И ряса здесь плохая защита.
После "научной монографии" о никогда не существовавшей в СССР "русской партии" говорить о какой бы то ни было научной ценности писаний г-на Митрохина смешно. Помимо неустранимой ценности данных текстов в качестве источника для изучения идеологии россиянского либерализма конца 20 - начала 21 века.
45236066... это человек, который свою жизнь прямо со студенческой скамьи посвятил представлению миру нашего советского и российского грязного белья, облекая свою деятельность в более или менее неприличные формы и прикрываясь "наукой". Эдакий "советолог", перестройкой вскормленый и призванный.
Ну, не скажите. Анализ "грязного белья" очень полезен - разумеется, если отфильтровать грязную ложь. Если б мы были точно осведомлены о "грязном белье" власть имавших в СССР, то думаю, наш любимый Союз здравствовал бы и поныне. По поводу католического направления в обсуждении. Не понял, что за проблема именно с католиками в 20-е годы? В ленинско-троцкисткий период кого не резали? У католиков что - была индульгенция от резни, которую устроили левые глобалисты? Вообще эти пляски с бубном вокруг священнослужителей, убиенных богоборцами, рассчитаны на секуляризированное сознание. Во все времена христиане считали смерть за Христа милостью Божией. Мало ли какая жизнь у кого была - а это все обеляет. Простые крестьяне, сбежавшиеся в стены Лавры от поляков во время Смуты и помогавшие ее защищать, это понимали: "Умирать все равно придется. Так лучше уж за обитель преподобного Сергия." - так передает описатель их слова.
Алекс_Фогельвайде писал(а):
71103364После "научной монографии" о никогда не существовавшей в СССР "русской партии" ...
Книжку не читал. По существу же дела, конечно никакая "партия" как формально организованная структура не могла быть даже и помыслена в советское однопартийное время. Но как достаточно массовое настроение умов русский патриотизм имел место быть. При этом он проявлялся то там, то сям - то в искусстве, то в публицистике, то в виде отдельных ярких личностей, то в виде групп единомышленников. В то время многим было странно, почему андроповское ГБ рассматривает это малоскоординированное движение как главного врага, в то же время играясь с т.н. "диссидентами", которых сами же и подкармливали. Теперь это ясно. Враг народа Андропов, воспитанный Куусиненом как левый глобалист, понял, что в его время глобализм возможен лищь в правом (американском) варианте, и повернул на этот путь - к разрушению единственной страны, мешавшей глобализации. Сейчвс тоже, в основном за политику сажают русских патриотов, а существование т.н. "оппозиции" глобалистского толка очень выгодно власть предержащим. Оно дает возможность показывать, что на рынке политических предложений существует только дерьмо более высокого порядка, поэтому и голосовать нужно не за него, а за нынешнее. Что, к сожалению, верно. Ну а уж от католиков-то православным воистину нужно держаться подальше. Точнее, их держать подальше. А то ведь как Оскар Уальд писал: "А стал лохом - играл с грехом, то выиграть не мни". Ну и от Отцов сие заповедано. Разумеется это относится не к католическим простецам.