ambersword ·
06-Апр-16 17:01
(спустя 5 лет 1 месяц)
В последние годы происходит некая эволюция этого странного синтетического русскоязычного жанра, именуемого "шансоном".
Но куда же денешься от этого термина, принудительно слившего в одну посудину и блатняк, и шоферню, и сентиментальное завывание, и просто хорошую лирику?
Однако, можно проследить и закономерности.
В конце 20 века шансонье были больше бардами, насквозь пропитанными алкоголем и безжалостно терзавшими десятком выученных по самоучителю аккордов одинокую дешёвенькую гитару. Зачастую о музыкальной грамоте они имели весьма смутное представление, зато эмоций с критикой окружающей реальности в их опусах было немеряно. Их фамилий принципиально не называю,чтобы Вы меня не утопили в гневных плевках за оскорбление своих кумиров.
На этом однообразном завывательно- бренчательном фоне разительно выделяются фигуры Высоцкого, Северного, Митяева и Трофимова, отнести которых к толпе шансо- бардов просто не поворачивается язык и не хватает бессовестности.
В постперестроечный период в их среду агрессивно ворвались группы полупрофессиональных исполнителей, ещё успевших в советское время получить бесплатно музыкальное образование, но уже не успевших пристроиться по консерваториям. Для поднятия своего престижа среди гопников и т.п. люмпен- пролетариата, они сочиняли неправдоподобно- жалостливые сказочки о своих "ходках в зону", в коих на самом деле никогда и не были. Вспомните "Лесоповал", "Бутырку", Новикова (этот хоть успел посидеть) и т.п.. Уровень аккомпанемента значительно повысился, а денег стало хватать на покупку текстов у профессиональных поэтов уровня Танича и Зацепина.
Тогда же и появилась мода к стандартному алкогольно- сентиментально- блатному репертуару "шансонье" добавлять ещё и ностальгическую белогвардейскую тему, на волне которой в шансон ворвались представители одного из российских этносов, зачем- то поменявших окончания своих фамилий с "...ман" на "...ов", "...ский". Единственный из них, оставивший родную фамилию, был мой далёкий коллега Саша Розенбаум. С начала двухтысячных годов они вытеснили почти всех остальных не-"ман' ов" из экологической ниши этого музыкального течения.
Вот теперь уровень шансона в их исполнения стал сопоставим со средним уровнем большинства эстрадных исполнителей, а порою- и превышать его, разрыв между "шансоном" и "попсой" почти исчез, мелодии почти всех песен - стали узнаваемыми мелодиями классического "клезмера",- сформированного веками национального достояния музыкальной культуры германо- австрийской ветви этой этнической группы.
Да, этот период реформации шансона длился лет около 20 лет, а сейчас- только мелко агонирует под напором джихада кавказцев. На смену мелодиям клезмера в сборниках "шансона" всё чаще и чаще звучат заунывно- слащавые завывания о черных глазах и безответной любви под огромной луной, а на смену профессионально- отточенным пассажам саксофона и кларнета пришёл гнусавый вой дудука и сринга под аккомпанемент нещадно- терзаемой гармошки (или насилуемого аккордеона?).