evc · 11-Дек-10 00:59(14 лет 2 месяца назад, ред. 28-Июл-11 14:35)
Владимир Пономарёв - Сочинения разных жанров Жанр: Classical, Orchestral, Choral, Chamber Стиль: Academic, Ethnic. Orthodox, Fusion, Modern Годы: 1980-2010 Страны: Россия, Швейцария, Голландия, Франция Издатели: «Композитор» Москва, «Окарина» Новосибирск, «Дом композиторов» СК Красноярск, «Православный фонд» Красноярск, «РИО КГАМиТ» Красноярск, «Claves» (Швейцария), «Ерматель» Новосибирск Аудио кодек: FLAC Тип рипа: tracks Битрейт аудио: lossless Исходники: WAV PCM 16 bit, 44100 khz Источник: получено от автора Адрес e-mail: paraklit@yandex.ru Продолжительность: 05:08:44Краткая справка: Владимир Пономарёв - композитор, член Союза Композиторов России. Родился в г. Красноярске в 1960 году. Окончил Красноярское училище искусств, а затем Новосибирскую консерваторию им. Глинки (класс профессора Аскольда Мурова). Проходил ассистентуру-стажировку там же. Доцент кафедры теории музыки и композиции Красноярской Академии музыки и театра, лауреат Губернаторской премии, лауреат Всероссийского конкурса композиторов, кавалер ордена св. Даниила Московского III ст.
Творческий путь В. Пономарёва
Композитор Владимир Валентинович Пономарёв родился в 1960 году в Красноярске. Его образование вполне традиционно. После музыкальной школы он окончил теоретическое отделение Красноярского Училища искусств (ныне – Колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича) и теоретико-композиторский факультет Новосибирской Консерватории им. Глинки, проходил ассистентуру-стажировку там же. По окончании обучения вернулся в Красноярск, и с того момента по сей день преподает в Красноярском Институте искусств (ныне – Академия музыки и театра), являясь доцентом кафедры теории музыки и композиции и участвуя во многих музыкальных проектах Красноярска. Учителями Пономарёва, по его собственным словам, всегда оказывались лучшие из тех, то мог быть в данное время в данном месте. Он учился в музыкальной школе, где в эти же годы учился Дмитрий Хворостовский. В Красноярском училище искусств его учителями были старейший композитор Сибири Федор Петрович Веселков, а также Борис Трифонович Плотников, человек энциклопедических знаний, выросший в Харбине и ставший впоследствии известным российским музыковедом, первым переводчиком на русский язык основных музыковедческих трудов Генриха Шенкера. На его уроках Пономарёв проходил музыкально-исторические предметы, но также впервые познакомился с образцами западного музыкального авангарда. В Новосибирске Пономарёв обучался в классе профессора Аскольда Мурова, пожалуй самого значительного сибирского композитора, создавшего в Новосибирской консерватории свою школу и воспитавшего многих композиторов, ныне определяющих лицо сибирской музыки. Это, в частности, Е. Кравцов, С. Кравцов, А. Попов, В. Пешняк, Г. Гоберник, И. Хейфец и др. В классе А. Мурова Владимир Пономарёв смог получить навыки прекрасного владения оркестром (которые, собственно, и мог передать ему крупнейший симфонист Сибири), а также углублённый интерес к хоровому письму во всех его жанровых проявлениях (напомним, что Аскольд Муров сам начинал музыкальную карьеру на дирижёрско-хоровом отделении Новосибирского музыкального училища). Это позднее проявилось и в светских хоровых сочинениях Пономарева (к ним могут быть отнесены кантата «Звезды» на стихи А. Фета, хоровые циклы на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Б. Пастернака, В. Хлебникова, С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, и др.), и в его духовных хорах, и в хорах на народные тексты. В числе сочинений В. Пономарёва есть музыка практически во всех академических жанрах: неоконченная опера («Белая гвардия» по М. Булгакову), несколько циклических оркестровых сочинений, принципиально не названных симфониями («Альбом гравюр»,«Театральная сюита» и др.) , а также множество камерно-инструментальных композиций для различных составов. Однако, приоритетными в творчестве композитора являются жанры вокальной и хоровой музыки. К сегодняшнему дню им написано более десятка вокальных циклов для всех голосов, и более восьмидесяти наименований сочинений для хора. Причины преобладания хоровых опусов в творчестве композитора есть как внешние, так и внутренние, глубинные, связанные с убеждениями Пономарёва, позиционирующего себя как русского композитора. Из внешних причин следует назвать то обстоятельство, что сам Владимир Пономарёв с детства пел в хоре, любит вообще всякое пение и в настоящий момент, помимо основной работы, руководит небольшим хоровым ансамблем в красноярском Свято-Троицком храме. К внутренним причинам можно отнести убеждение в том, что хоровой жанр, исконный для русской музыки, не потерял актуальности в культуре России и продолжает оставаться жанром «живым». В частности, на задаваемый В. Пономарёву вопрос, почему он не пишет симфоний, композитор отвечает так: «я не судмедэксперт, и не занимаюсь эксгумацией трупов! Симфония, некогда завезенная к нам с Запада, сегодня не просто умерла, но и труп ее разложился! Уже в конце ушедшего столетия симфонией стали называть все, что угодно, а сегодня писать какую-то новую симфонию означает ковыряться в трупной слизи разложившегося жанрового архетипа! Я хочу писать живую музыку». Это высказывание, звучащее несколько резко, очень характерно для Пономарёва, как человека и музыканта. Следует добавить, что В. Пономарёв не обошел вниманием и вокально-ансамблевое пение. В 90-е годы XX века он сам работал в Красноярской филармонии с вокальным квартетом, для которого написал две «Тетради мадригалов» на стихи сибирских поэтов и некоторые другие сочинения (в частности, «Три мадригала на стихи А. Деменюка») а также серию аранжировок «Jazz in vocal», опубликованных новосибирским издательством «Окарина». Помимо сочинений в «чистых» академических жанрах, в творческом портфеле композитора есть сочинения, условно говоря, «фольклорно-этнографические» ( «Пять сибирских песен», «Две енисейские свадебные», «Сибирская прибаутка» и др. для хора, «Шотландская рапсодия» для аккордеона и оркестра) и сочинения «третьего течения», например «Fusion-концерт» (джазовый) для аккордеона с оркестром. а также бесчисленное количество аранжировок. Сегодня в Красноярске (и вообще в Сибири) Владимир Пономарёв известен не только как плодовитый композитор (- а его церковные песнопения поются в храмах по всей России), его хорошо знают также и как аранжировщика музыки в самых разных жанрах и стилях. Большая их часть (около полутора сот) была сделана им для его друга, засл. арт. России, аккордеониста Александра Шендрика. Нужно сказать, что это непросто аранжировки. Многие из них представляют собой партитуры точно «снятые» с аудиозаписей и аранжированные для того или иного ансамбля (а в последние годы – для симфонического оркестра). Начиналась эта работа в экономически тяжелые 90-е годы XX века и была первоначально «способом зарабатывания денег», но постепенно встроилась общее русло устремлений композитора. В частности, он любит говорить, что ему хочется, чтобы в концертных залах всегда звучала только хорошая и достойная музыка, а не повторялось одно и то же, надоевшее до тошноты. И если есть хорошее произведение, которое можно играть, но нет его партитуры – эту партитуру нужно написать. В числе наиболее известных произведений и «горячих хитов», «снятых» и аранжированных В. Пономарёвым следует назвать «Adios Nonino», «Libertango» «La muerte del Angel», «Decarissimo» и «Концерт для квинтета» Астора Пьяццоллы, «New country» и «Bowing bowing» Жана-Люка Понти, «Three views of a secret» Жако Пасториуса и др. Музыка красноярского композитора Владимира Пономарёва записана как минимум на двенадцати CD, среди которых есть и диски, вышедшие за рубежом. Основные нотные издания: «Хоровые произведения композиторов России» («Композитор», 2010), «Jazz in vocal», аранжировки для вокального ансамбля («Окарина», 2001), «Тетрадь мадригалов» для вокального ансамбля («Окарина», 2002), «Прелюдии» для фортепиано («Окарина», 2003), «В. Пономарёв. Церковные песнопения» (Красноярск, Православный фонд, 2006), «Хоровые циклы на стихи русских поэтов» («Окарина», 2010), «Мадригалы и хоры на стихи сибирских поэтов» (Красноярск, «Дом искусств», 2010) и др. Знаки внимания: Губернаторская Премия за циклы хоров на стихи А. С. Пушкина (1999), звание Лауреата Всероссийского конкурса композиторов за хоровые духовные сочинения (2003), грамота Министра Культуры РФ за достижения в сфере профессионального искусства (2007), орден св. Даниила Московского III ст. за заслуги перед Отечеством и Церковью (2008). Информация о В. Пономареве и его творчестве содержится на нескольких сайтах в Интернете, в частности, в «Русском Музыкальном Академическом Каталоге» (сайт Союза Композиторов России –www.composers.ru) Светлана Одереева, доцент Красноярской Государственной Академии Музыки и Театра
Оркестровые сочинения:
2003 - Concerto Grosso (5 частей) / 1992 - «Русские хоры» в 4-х частях (27:24)
исп. Красноярский Муниципальный камерный оркестр. Худ. рук. Михаил Бенюмов
1998 - «Альбом гравюр» - Часть V (08:10)
исп. Красноярский симфонический оркестр. Дир. Роман Белышев (Москва)
Инструментальные концерты:
1983 - Концертино для фортепиано и камерного оркестра (15:40)
исп. Геннадий Пыстин (фортепиано), оркестр оперной студии НГК им. Глинки (дир. Юрий Шалыт): запись 1984 года
2005 - Fusion-концерт для аккордеона с оркестром (16:33)
Список:
01. Часть I (05:29)
02. Часть II (05:44)
03. Часть III (05:20)
исп. засл. артист РФ Александр Шендрик (аккордеон), Омский академический симфонический оркестр, дир. Дмитрий Васильев: запись 2008 года
2007 - Шотландская рапсодия для аккордеона с оркестром (09:08)
исп. засл. артист РФ Александр Шендрик (аккордеон), Красноярский камерный оркестр, дир. Михаил Бенюмов: запись 2008 года
Камерно-инструментальные сочинения:
1980 - 4 пьесы для флейты и фортепиано (04:25)
исп. Елена Василенко (флейта) и Владимир Пономарёв (фортепиано)
1983 - Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (в 3-х частях) (14:15)
исп. Владислав Иванов (скрипка), Борис Керимов (виолончель) и Владимир Пономарёв (фортепиано)
1985 - Соната для фортепиано в 2-х частях (11:44)
Список:
01. Часть I (04:49)
02. Часть II (06:55)
исп. Сергей Чайкин (фортепиано)
1992-1999 - Прелюдии для фортепиано (08:15)
Список:
01. Прелюдия As-dur (исп. Владимир Пономарёв) (01:36)
02. Прелюдия B-dur (исп. Сергей Чайкин) (01:48)
03. Прелюдия d-moll (исп. Сергей Чайкин) (01:03)
04. Прелюдия h-moll (исп. Владимир Пономарёв) (02:48)
05. Прелюдия без тональности (исп. Сергей Чайкин) (01:00)
2010 - Crazy Canons (полифоническая сюита для 2-х фортепиано) в 3-х частях (08:18)
исп. Валентина Бойко, Сергёй Чайкин
Камерно-вокальные сочинения:
1982 - Две сатиры на стихи Фридриха Шиллера и Генриха Гейне для баритона и фортепиано (05:11)
исп. засл. артист РФ Сергей Никитин (баритон), Лазарь Александровский (фортепиано)
1982 - Пять стихотворений Федерико Гарсиа Лорки для сопрано, гобоя и фортепиано (10:18)
исп. Галина Кичка (сопрано), Татьяна Савельева (гобой), Людмила Илясова (фортепиано): запись 1986 года
1984 - Вокальный цикл на стихи Анны Ахматовой для сопрано и фортепиано (15:12)
исп. засл. артистка РФ Людмила Попова (сопрано), Сергей Чайкин (фортепиано)
1987 - Пять отрывков из Лермонтова для баритона и фортепиано (07:17)
исп. засл. артист РФ Иван Грядов (баритон), Людмила Илясова (ф-но): запись 1996 года
2005 - Пять романсов на стихи Андрея Деменюка для сопрано и фортепиано (08:52)
исп. Светлана Бедринец (сопрано), Сергей Чайкин (фортепиано)
Хоровые сочинения:
1984 - Три хора на стихи Афанасия Фета (04:49)
исп. хоровой ансамбль студентов НГК им. Глинки. Дир. Игорь Тюваев (Новосибирск)
1997 - Две енисейские свадебные для большого хора (03:44)
исп. Камерный хор «Академия». Дир. Татьяна Короткова, солистка засл. арт. РФ Вера Баранова
1998 - Зимние строфы на стихи А. С. Пушкина (02:40)
Список:
01. Как быстро (0:56)
02. Какая ночь (1:44)
исп. Красноярский Вокальный ансамбль под рук. Владимира Пономарёва
2003 - 9 хоровых эскизов на стихи сибирских поэтов (13:04)
Список:
01. Вернуться... (стихи Андрея Деменюка) (00:56)
02. Август (стихи Виктора Баркова) (01:13)
03. Свет (стихи Татьяны Огневой) (01:22)
04. Моцарт и Сальери (стихи Виктора Евграфова) (01:01)
05. Сентябрь (стихи Анатолия Кыштымова) (01:11)
06. Ночь (стихи Владимира Пчёлкина) (01:15)
07. Молитва слепого странника (стихи Владимира Бездуганова) (02:40)
08. Давай идти по Млечному пути... (стихи Владимира Кощего) (01:34)
09. Бабье лето (стихи Владимира Пономарёва) (01:52)
исп. хоровой ансамбль студентов КГАМиТ. Дир. Светлана Одереева
Мадригалы:
1995-2010 - Избранные мадригалы (17:48)
Список:
01. Ещё не август (стихи Т. Огневой) (02:03)
02. Всё будет другим (стихи В. Евграфова) (01:12)
03. В долине снов (стихи В. Пчёлкина) (01:42)
04. Дождь осенний (стихи Вл. Пономарёва) (02:22)
05. Уснули поля (стихи В. Бездуганова) (01:12)
06. Шёл дождь (стихи А. Кыштымова) (00:57)
07. Декабрьское солнце (стихи В. Евграфова) (01:34)
08. В шуме деревьев (стихи А. Деменюка) (01:14)
09. Ты всего лишь мечта (стихи А. Деменюка) (02:38)
10. Осенний сад (стихи Вл. Пономарёва) (01:27)
11. Не растратить всех чувств (стихи В. Бездуганова) (01:27)
исп. Красноярский Вокальный Квартет под рук. Владимира Пономарёва
Кантаты:
2006 - «Дорогой к Свету». Кантата для хора и оркестра (стихи Андрея Деменюка) (10:18)
Список:
01. Часть I (02:10)
02. Часть II (01:13)
03. Часть III (01:36)
04. Часть IV (03:14)
05. Часть V (02:05)
исп. Детско-юношеский хор "София" под упр. Ольги Русаковой, Красноярский камерный оркестр, худ. рук. Михаил Бенюмов в каталоге есть аннотация и сканы текстов кантаты
Духовные сочинения:
1990 - Избранные песнопения в исп. Новосибирского камерного хора под упр. Игоря Юдина (06:53)
Список:
01. Благослови из Всенощной № 1 (04:03)
02. Свете Тихий из Всенощной № 1 (02:50)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. ансамбля Знаменской церкви г. Дивногорска под упр. Галины Пономарёвой (04:54)
Список:
01. Тропарь по Славословии Великом из Всенощной № 2 (00:37)
02. Тропарь всем Сибирским Святым (00:55)
03. Святый Боже из Литургии № 1 (01:26)
04. Отче Наш из "Чина Венчания" (01:13)
05. Богородице Дево из Всенощной № 2 (00:43)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. Вокального Квартета под упр. Владимира Пономарёва (12:30)
Список:
01. Во царствии Твоем из Литургии № 1 (02:13)
02. Единородный Сыне (из Литургии № 1) (01:53)
03. Концерт св. блг. князю Владимиру, ч. III (01:13)
04. Ныне отпущаеши (из Всенощной № 2) (02:21)
05. Приидите поклонимся, литургическое (00:30)
06. Свете Тихий (из Всенощной № 2)
07. Царю Небесный (01:08)
08. Шестопсалмие (из Всенощной № 2) (01:17)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. Красноярского детско-юношеского духовного хора "София" под упр. Ольги Русаковой (09:33)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. Камерного Хора г. Троицка (Московская обл.) под упр. Алексея Малого (07:02)
Список:
01.Свете Тихий из Всенощной № 1 (03:43)
02.Стих покаянный "Приидите ныне богатии" (03:19)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. хора Знаменского собора г. Кемерово под упр. Жанны Чеботарёвой (02:42)
Список:
Знаменский концерт, часть I (Тропарь) (02:42)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. хора КГАМиТ (дир. Людмила Краевая) (13:42)
Список:
01. Вскую, Господи. Концерт (02:52)
02. Концерт Серафиму Саровскому (01:39)
03. Кресту Твоему... Обиходный напев в изл. Г. Гончарова (03:19)
04. Отче наш (01:38)
05. Пристанище и предстательство. Концерт (02:04)
06. Стих покаянный "Века сего любовию" (памяти Валерия Мартынова) (02:10)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. хора Свято-Троицкого храма (г. Красноярск) под упр. Владимира Пономарёва (05:31)
Список:
01. Ангел вопияше (02:01)
02. Воскрес из гроба из Всенощной № 2 (01:09)
03. Тропарь Св. Даниилу Московскому (01:01)
04. Шестопсалмие из Всенощной № 2 (01:20)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. хора Храма на Крови (г. Екатеринбург) под упр. Евгения Языкова (07:31)
Список:
01. Вскую, Господи. Концерт (3:10)
02. Концерт Серафиму Саровскому (1:57)
03. Стих покаянный "О, человече" (2:24)
Аранжировки:
2005 - Избранные аранжировки для вокального ансамбля (15:21)
Список:
01. Андрей Попов - Я лечу под парусами (стихи А. Степанова) (01:37)
02. Александр Скрябин - Прелюдия соль минор, op. 11 (01:22)
03. Jimmy McHugh - Don't Blame Me (02:53)
04. Jule Styne - Three Coins In The Fountain (03:12)
05. David Raksin - Laura (02:53)
06. Mick Jagger - As Tears Go By (03:24)
исп. Вокальный ансамбль под упр. Владимира Пономарёва
Примечание: В раздачу вложены разные фотографии и сканы обложек Audio-CD, в которых звучит музыка В. Пономарёва. Так как имена разделов и аудиофайлов часто длинные (может срабатывать ограничение в 255 символов...), лучше коллекцию закачивать в каталог с минимумом вложенных каталогов.Владимир считает, что композитор не вправе называть свои сочинения - произведениями, пока время не расставит точки над i и произведения не станут неотъемлемой частью культуры. -evc
Изменения раздачи от 28 июля 2011 года
В сравнении с редакцией раздачи от 28 января 2011 года, были добавлены следующие сочинения:
1) В новом разделе Инструментальные концерты:
Концертино для фортепиано и камерного оркестра
Fusion-концерт для аккордеона с оркестром
Шотландская рапсодия для аккордеона с оркестром
2) в разделе Камерно-инструментальные сочинения:
Crasy Canons (полифоническая сюита для 2-х фортепиано) в 3-х частях (заменено на полный вариант)
3) в разделе Камерно-вокальные сочинения:
Пять отрывков из Лермонтова
Пять стихотворений Ф.Г. Лорки
4) В новом разделе Кантаты:
Дорогой к Свету. Кантата для хора и оркестра (стихи Андрея Деменюка)
5) В разделе Духовные сочинения:
Избранные песнопения в исп. Новосибирского кам. хора под упр. Игоря Юдина
Избранные песнопения в исп. хора Свято-Троицкого храма (г. Красноярск) под упр. Владимира Пономарёва
6) 4) В новом разделе Аранжировки:
Избранные аранжировки для вокального ансамбля также были кардинально "переделаны" (в т.ч. и по тегам) и переименованы файлы (сокращены названия, чтобы по возможности нейтрализовать ограничение в 255 символов) во всех каталогах раздачи, качать коллекцию следует заново.
Так как имена разделов и аудиофайлов часто длинные (может срабатывать ограничение в 255 символов...), лучше коллекцию закачивать в каталог с минимумом вложенных каталогов.
я сделал примечание об этом, это известное системное ограничение.
у меня все файлы открываются с каталога D:/Music/Владимир Пономарёв (.flac)
видимо, Алекс_Фогельвайде, Вы поместили куда-нибудь на Рабочий Стол, или у Вас много дополнительных каталогов с длинными названиями.
за 10 дней Ваша рекламация первая.
"В частности, на задаваемый В. Пономарёву вопрос, почему он не пишет симфоний, композитор отвечает так: «я не судмедэксперт, и не занимаюсь эксгумацией трупов! Симфония, некогда завезенная к нам с Запада, сегодня не просто умерла, но и труп ее разложился! Уже в конце ушедшего столетия симфонией стали называть все, что угодно, а сегодня писать какую-то новую симфонию означает ковыряться в трупной слизи разложившегося жанрового архетипа! Я хочу писать живую музыку». Это высказывание, звучащее несколько резко, очень характерно для Пономарёва, как человека и музыканта."
Этой глупости более чем достаточно, чтобы даже и не слушать сие... но я все-таки послушал - зря..
И кстати, не надо играть на популизм - не умеем - не пишем, но и не выдумываем типа оправдания. Уж извините за резкость..
serfomy, Вы сказали, как отрезали и одновременно ничего не выразили. сказанное композитором, не обязательно следует трактовать как основание для оценки его личности и тем более, каким у него будет собственное творчество... и что значит в данном случае популизм? человек высказал своё выстраданное опытом и профессионализмом убеждение! и последнее: Владимир учился у Аскольда Мурова, которого позиционируют в мире и России как бесспорно выдающегося симфониста и выпускался с консерватории с достаточно масштабным "Концертино" (пусть и не названным симфонией), так что с Вашей стороны говорить о неумении, несколько неосмотрительно. В общем, Вы ангажировано дали приговор про "зря" и тд, без выверенной аргументации. Возможно, Владимир Пономарёв сам ответит Вам в этой теме, если посчитает нужным.
Смерть симфонии - это ещё мелочи. Вот композитор Мартынов, например, объявил смерть всей компонированной музыки вообще. У нас очень любят объявлять кого-нибудь или что-нибудь мёртвым. В связи с этим вспомнился старый анекдот:
в дополнение к моему предыдущему сообщению в ответ на реплику от serfomy: 1. В представленной Владимиром Пономарёвым подборке, есть записи двух крупных сочинений для струнного оркестра и фрагмент большой симфонической сюиты. Значит - "не умеешь" - уже не про него; 2. Если у композитора "80 наименований хоровых сочинений" и совсем немного оркестровых, но эти немногие играют академические оркестры - значит, за всем этим стоит некий принцип, и это "ежу понятно", даже если бы сам автор об этом ничего не сказал; 3. Высказывания Пономарёва можно было бы рассматривать как "популистские", если бы он их разместил сам. Однако, насколько мне известно, сам он не хотел, чтобы эти рассуждения были опубликованы в интернете, либо в средствах массовой информации.
В данном случае возобладало право автора статьи - Светланы Одереевой, пишущей о нём книгу-исследование.
Спасибо evc, делавшему эту страницу. Он хорошо знает мою музыку и аргументированно ответил. Думаю, я не очень верно сделал саму подборку. Видимо, нужно добавить записи еще нескольких сочинений, тогда уж и рассуждайте...
В. Пономарев
Paraklit
Не берите в голову, Владимир, хорошая у Вас музыка, годная.
Кто-то предпочитает оркестровую музыку, кто-то (включая меня) - вокальную, в том числе такую, какую пишете Вы.
Нет, правда, мне уже говорили друзья:"твой fusion-концерт для аккордеона с оркестром был сыгран в семи городах, почему его до сих пор нет в интернете?" Значит, должен быть... А за то, что, по-вашему, "музыка годная" - спасибо. В. Пономарев
Да, я так и сделаю - размещу этот концерт. Я не сделал это сразу потому, что сочинение это ( как и некоторые другие - "Шотландская рапсодия" например) не очень для меня характерно... Но его играют. Думаю, вкупе с ним нужно кое-что добавить и в другие жанровые группы. В. Пономарев
Вообще, если говорить серьёзно, оценивать творчество композитора по его взглядам (пусть и музыкальным) - совершенно неверная концепция. Вот Арво Пярт, например, иногда говорит какие-то совершенно немыслимые вещи (про посвящение Четвёртой симфонии Ходорковскому я вообще молчу), что не мешает ему быть одним из главных композиторов нашего времени. Тот же Мартынов несмотря на объявленный им конец времени композиторов продолжает писать довольно приличную музыку. Paraklit
Мне нравится ваша музыка, и я с удовольствием бы послушал ваш Аккордеоновый концерт, да и Шотландскую рапсодию тоже. Спасибо вам за эту раздачу.
Кстати, Пярт, Васкс и Уствольская, это для меня три самых больших загадки в современной музыке - все их почему-то хвалят ( что левые. что правые ) а я все никак не пойму - почему. Ни за одним из этих композиторов я не признаю интонационного дара, я его просто не вижу в их сочинениях... Пярт временами еще и жутко скучен. Васкс очень интересно начинал, но потом вдруг пошел по пути, где аж самого Пендерецкого переплюнул. Возможно, это действительно верный путь, но я так не считаю. Музыку - же Уствольской я не воспринимаю в принципе... вообще. Перед Владимиром Пономаревым я вроде как извинился, да и резкость реплики ( как и ее неаргументированность ) была вызвана резкостью и неаргументированностью рассуждений о симфонии. А вообще, я вполне согласен с GFox-ом, хотя это на моей памяти случай просто уникальный
Вы извинились абстрактно за свою резкость, не более того! как не заметил отдельного сообщения с чётким объяснением своего отношения и позиции... как и "повисли" обвинения в популизме. а Владимир Пономарёв мог говорить так резко о смерти симфонии, потому что прошёл и проходит свой достаточно выверенный творческий путь и обладает серьёзным профессиональным опытом, в том числе в написании циклических оркестровых сочинений. случай уникальный в том, что Вы согласились с GFox`ом?
или что согласились с его словами о том, что "оценивать тв-во композитора по его взглядам" суть неверно? (я иронизирую, но давайте, правда, сбавим градус серьёзности...) по ряду причин, не заинтересовался пока музыкой Петериса Васкса, поэтому, сказать нечего. вот на тв-во Галины Уствольской плотно подсел с времён музучилища (просто "запилил" единственную пластинку с Октетом и вроде Трио + жадно ловил все статьи о её тв-ве), уже в последние годы, познакомившись с фортепианными сонатами в нотах и записях, просто ошалел от её открытий, если уж продолжить разговор в несерьёзном ключе... музыку Пярта представляю больше, но как-то она меня оставляет непричастным к её глубинам но сильную интонацию у второй и у третьего ощущаю всеми фибрами Владимир, сорри, что в теме о твоей музыке я отвлёкся на лирические рассуждения, но думаю, что для понимания, что творится ныне, имеет смысл нам всем разглядывать все детали общей панорамы, мы же не в вакууме, а в определённом звуковом и социальном пространстве находимся.
Все верно, только за резкость За остальное не буду, ибо плохой музыку Пономарева я нигде не называл, только написал, что зря ее послушал, а это две большие разницы. Вообще, мне мало что понравилось, уж извините.. Самое смешное, что больше всего понравилась именно вокальная музыка, которую я в принципе переношу с трудом во всех ее видах У меня с GFox-ом категорически разное музыкальное мировозрение... тут уж ничего не поделаешь
Друзья, я благодарен вам за ЛЮБЫЕ суждения о моих сочинениях. Это значит, что они вам небезразличны. Хуже бывает, когда вообще нечего сказать. О самой странице два комментария. 1. В том, как она сделана действительно есть следы спешности. Я очень торопился к началу съезда СК РФ, на который был приглашен. Сегодня - если речь заходит о твоей музыке - можно просто дать ссылку, но для этого нужно, чтобы было на что ссылаться. 2. Мои друзья, помогшие все это сделать - композитор Евгений Чихачев, певица и хормейстер Светлана Одереева - справедливо отнеслись к тому, что сделали как к собственному творческому продукту с правом на свой взгляд и свои акценты. Я действительно резко отзывался о симфонии в дружеской беседе, но публично говорить это остерегся бы... Черт ее знает, а вдруг появится некий "музыкальный Христос", который воскресит ее как смердящего Лазаря! Только, пожалуйста, не вспоминайте о Сергее Слонимском, недавно написавшем свою 20-ю симфонию!Ему далеко до пророка! Пусть он продолжает строить свои "карточные домики", хотя талантлив от природы - необычайно... В Пономарев
О Слонимском не будем Но как быть ну хотя-бы с Сильвестровым, относительно недавно написавшем свою шестую симфонию. Она, конечно, очень сильно похожа на пятую, и даже, кажется, одночастна, но неужели есть сомнения в том, что это симфония, а также в высоком качестве этой музыки? Да и вообще дело не в симфонии, а в печальных реалиях нынешнего времени, приведших к тотальной коммерциолизации музыкального исскуства со всеми вытекающими...
что бы мы ни говорили, что бы мы ни думали, пока есть хоть один человек, пишущий в каком-то жанре - жанр жив.
Очень малое значение в искусстве имеет историческое время. Новеллы, сонеты, мадригалы и реквиемы пишутся и сегодня, как столетия назад. Почему не писаться симфониям?
Другое дело - личное отношение. Для В. Пономарёва не существует симфонии, для В. Мартынова - композиторской вообще. (Хотя В. Пономарёв последовательней: не существует симфоний - не пишет симфоний, Мартынов музыку таки компонует...)
Ладно, скажу. Классики приучили нас к тому, что симфония обязательно должна нести серьезное, общечеловеческое, глобальное содержание. Это, наверно, правильно. Должен же быть такой жанр!И когда произносится слово "симфония" - мы априори этого и ждем, а если не получаем - тут-то и возникает вопрос: а симфония ли это? Тогда нужно иначе назвать. Может быть и Сильвестрову следовало назвать свое сочинение не симфонией, а как-то иначе - для сочинения было бы лучше. Крупные авангардисты были не дураки, придумывая для своих опусов замудренные названия! Тем самым они снимали "жанровые претензии" к ним... Я считаю, что если ты не в состоянии найти для симфонии достойное этого жанра СЕРЬЕЗНОЕ и, одновременно, НОВОЕ содержание - не пиши! А повторяться, или повторять других - не стоит. Это в науке может быть закон Бойля-Мариотта и т.п. В искусстве мы все индивидуальны. В этом смысле, даже четвертая гениального, на мой взгляд, композитора Лютославского меня разочаровала. Конечно, я могу чего-то не знать, но считаю, что последними симфониями с по-настоящему серьезным и новым содержанием, были симфонии Авета Тертеряна. Он еще в 80-е годы умудрился написать симфонию даже не с глобальным, а с космическим смыслом! При прослушивании его, кажется, 5-й, у меня было ощущение, что я вижу нашу маленькую Землю откуда-то из Космоса!.. У этой ситуации есть и другая сторона. Я вижу афишу, в которой значится: "композитор Ю... Симфония". Прихожу на концерт. На сцене синтезатор. Выходит композитор Ю..., садится к синтезатору,нажимает кнопку - и синтезатор начинает булькать, а композитор Ю... накладывает на это малозначимые музыкальные реплики... Я сам в общем, люблю электронную музыку, но так,по-моему, тоже не нужно!Хочешь постебаться - стебайся по поводу чего-нибудь другого, что этого заслуживает! Сам я, например, еще в школе стебался относительно социализма и коммунистической идеологии... Не приняли в комсомол, написали плохую характеристику... Но если ты служишь искусству - относись к этому служению серьезно - даже в юмористических сочинениях. Я уже не говорю о том, что вообще все искусство должно служить Богу, а это значит ставить и воплощать только позитивные, т.е. созидательные, а не разрушительные цели! И последнее. Про себя. Честное слово, не вру! Мне как композитору никогда не была интересна симфония! Если бы интересовался - наверно, что-нибудь придумал бы! А вопросами "почему не пишете" - просто "достали", вот я и ругнулся... Другое дело - хоры, человеческие голоса... В. Пономарев
приучили нас к тому, что симфония обязательно должна нести серьезное, общечеловеческое, глобальное содержание
На самом деле, глубина, содержательность - качества желательные, но никак не обязательные. 95% симфоний Гайдна - легкомысленная болтовня, сравнительно с Шостаковичем, допустим.
Симфония - это как роман - просто очень крупная форма, и внутри этого жанра есть место "Войне и миру", и женскому роману, и ещё много чему, начиная с рыцарского авантюрного романа и заканчивая каким-нибудь, прости господи, Сорокиным.
Конечно, стёб - это другой разговор. Хотя разве запретишь стебаться в форме романа? Но тут уже речь о вкусе и совести составителя этого романа. Или симфонии. А это другая история.
Paraklit
У вас получается, это не симфония умерла, это композиторам просто нечего сказать, нечего вложить в симфоническое произведение. С одной стороны общее измельчание тематики действительно наблюдается, с другой... "серьезное, общечеловеческое, глобальное содержание" свойственны скорее музыке классицизма-романтизма (что может быть глобальней, чем "обнимитесь, миллионы" Бетховена), а мы сейчас вынуждены существовать в культурной ситуации постмодернизма, суть которой - постоянный стёб.
я не так категоричен в плане судьбы симфонии и других "глобальных" жанров: как уже писал в обсуждении книги В. Мартынова "Конец времени композиторов" согласен с утверждением бывшего министра культуры В. Соколова, что в XX, а теперь и в XXI, веках, происходит так называемое "бесконечное договаривание" (не от слова "договор", а применительно к "договорить") того, что не было в полной мере сказано ранее... не случайно, в литературе практикуются сиквелы-продолжения романов Дюма, Митчелл ("Унесённые ветром"), в кино постоянно выходят продолжения уже устоявшихся в сознании фильмов. в музыке есть примеры дописывания незавершённых сочинений, в частности А. Немтин дописывает Скрябина, либо воссоздаёт авторский стиль по своему разумению. да и через весь XX век проходила линия неоклассицизма, а теперь, как выразился здесь GFox, мы "существуем в культурной ситуации постмодернизма", суть которого, впрочем, не только стёб, но и повторение "пройденного" на сто рядов...
Эк вы меня разговорили, а то я все молчал... 1. Роман - как и рассказ - должен прежде всего быть искренним, так я думаю. Просто в рассказе (- хорошем) искренне говорится об одном жизненном эпизоде, а в романе - о целом отрезке жизни, эпохи. А говориться действительно может по-разному. Но в любом случае в конце что-то остается, и мы делаем какие-то выводы. Если же автор стебается, или несет всякую чушь - остается только неприятный осадок, и хочется спросить: а для чего это было?.. Не ругайте Гайдна, и не называйте его музыку "болтовней", она - искренняя. Просто симфония тогда только-только сложилась, и еще не была такой, какой мы ее знаем у Шостаковича. По другому Гайдн и не мог написать. Роман тоже не сразу стал таким, каким мы его знаем у Стендаля и Толстого. 2. Симфония все-таки умерла. Так я думаю (можете не соглашаться). Уже в конце XIX века видны были признаки ее старения, а в 1-й половине ХХ-го она агонизировала. Это вам подтвердит любой историк музыки... Но началась 2-я мировая. По закону парадокса, именно она продлила симфонии жизнь. Позвольте метафору. "Доктор, у больного остановка сердца!" - "Шприц, большую иглу, два кубика адреналина! Будем делать прямой укол в сердце!" - и сердце вновь застучало... На некоторое время. Так было и с симфонией. 3. Стеб - это, на мой взгляд, крайняя форма выражения своего отношения к предмету. Если я не хочу всерьез говорить о предмете, а меня вынуждают - я стебаюсь, издеваюсь над предметом. Чем так досадила симфония композитора Ю?... Кстати, солидного композитора, профессора... Да, мы переживаем старение жанровой системы и исчерпание возможностей самого материала современного искусства... Но человек-то по своей структуре - тот же! Ему - как и прежде - хочется и серьезного, и смешного, и саркастического! А с ним пытаются говорить только на языке стеба - и сваливают на то, что, дескать, время сейчас такое... Но времена всегда одни и те же. Умирает одно, рождается другое. А что-то еще и не собирается умирать - концерт, например. Короче - если есть талант и работает голова - твори новое искусство! А сочинения типа "Симфонии для ста метрономов" - то же, что подросток с баллончиком, рисующий на памятнике... Я о симфонии резко отозвался (хоть о покойниках плохо не говорят - виноват) , но устраивать пляски на ее могиле не стану! В. Пономарев
да нет, не ругаю я Гайдна. Гайдн - само очарование. Просто глубин Шостаковича (да хоть бы и Бетховена) от него не ждёшь, - а всё симфония.
Искренность - необходимое условие любой хорошей музыки, почему ей не быть сегодня и в симфонии (например)?
А стёб - ну я уж говорил, это дело совести и вкуса конкретного человека, а никак не судьба жанра.
Просто, появился разряд людей, превративших стёб в высоком искусстве в профессию. Т.е. разряд этот существовал всегда - на площадях, рынках, в цирках, сейчас он стал востребован и в бренде "высокое искусство". Поскольку искусство становится продуктом роль бренда и промоушна возрастает тысячекратно.
Что до смерти крупного жанра - не верю, что такое возможно.
Вся история искусств за то, что крупные формы не умирают. Они бесконечно трансформируют, обогащаются, усыпают на время, но не умирают.
Ну, разве строительство замков... Paraklit,
пожалуй, надо сказать, что я ни в коей мере не поддерживаю здесь точку зрения serfomy, поскольку не считаю ваше высказывание ни глупостью, ни популизмом.
Просто (исходя из моего убеждения, что крупные формы не умирают, пока жив мир), если я соглашусь со смертью симфонии, то я должен согласиться и с тем, что мы живём в конце времён, но я не склонен к такому апокалиптизму (к чему принуждает меня такая ваша точка зрения). Обвинение же в популизме в данном контексте я вообще не понимаю. Чем мила сердцу масс т.з. на симфонию как на умирающий жанр?
2. Симфония все-таки умерла. Так я думаю (можете не соглашаться). Уже в конце XIX века видны были признаки ее старения, а в 1-й половине ХХ-го она агонизировала.
Да мне-бы такую агонию, честное слово Я даже затрудняюсь сказать, сколько великолепных сочинений Вы лишили права на существование, даже если и брать какую-то там неизвестную точку отсчета от второй мировой. Почти половина симфоний Прокофьева, Шостаковича, Мясковского... Берио ( она у него одна, но все-же ), Мессиан со своей Турангалилой, будь она неладна .. тот-же "бедняга" Витольд Лютославский. Полностью исчез Альфред Шнитке ( по-моему, его талант преувеличен, но он безусловно крупнейший симфонист ).Даже Кшиштофа жалко где-то, хоть и не люблю я его музыку Эдисон Васильевич всего одну да написал, и все-таки, простите - симфония! И не говорите мне, пожалуйста, что 5-я симфония Валентина Сильвестрова, это то, что надо было назвать как-то иначе, чтобы было как-то лучше.. .А сколько других...
Еще раз повторю свою мысль - жанры тут ни при чем, они заложники времени и ничего больше... т.е. симфония виновата только в том, что ее должны играть слишком много народу одновременно и это, на мой взгляд, единственная причина, почему она, типа "умерла"....
Почему-то вспомнилось, что Булез назвал эту симфонию "музыкой для борделя". Вот уж кто был настоящий радикал - призывал сжечь оперные театры, как оплот реакции, и мечтал научить компьютер сочинять музыку. В принципе, я понимаю, о чём говорит Владимир - та же Седьмая Шостаковича (Пятую Тертеряна, к сожалению, не слышал - надо будет восполнить пробел) была как удар грома - сейчас так уже не пишут. Что однако не мешает симфоническому жанру прекрасно существовать и в наши дни - ну не может всё время греметь. И во времена Бетховена на одну его Девятую приходилось девять десятков посредственных симфоний композиторов, чьи имена мы сейчас даже не вспомним (про несколько сотен композиторов СК СССР я вообще молчу). Так что согласиться со смертью симфонии я всё же не могу. А потому постараюсь, если получится, быть в следующем году в Нью Йорке на премьере Девятой симфонии Филипа Гласса.