Жизнь Замечательных Людей (ЖЗЛ) - Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. - Платон-Аристотель [2005, DJVU, RUS]
Год: 2005
Автор: Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.
Жанр: История философии, интеллектуальная биография
Издательство: Молодая гвардия
ISBN: 5-235-02830-9
Серия: Жизнь Замечательных Людей (ЖЗЛ)
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 392
Описание: Читатели по достоинству оценили эту замечательную работу
выдающегося философа XX века Алексея Федоровича Лосева и знаменитого фи-
лолога-античника Азы Алибековны Тахо-Годи: биографии написаны
удивительно просто и ярко; учения трех величайших философов античности
(Сократа, Платона, Аристотеля) изложены в ней сжато и доступно.
Настоящее издание снабжено письмами Сократа и сократиков. Перевод
этих писем выполнен известным переводчиком начала XX века С. П.
Кондратьевым. Письма относятся примерно к I—III векам, но тем не менее,
безусловно, представляют собой не только литературную, но и
историческую ценность.
Смотрите также:
Философское наследие - Платон - Сочинения в 4-х томах [1990-94, DJVU, RUS]
Философское наследие - Аристотель - Сочинения в 4-х томах [1976-83, DjVu/PDF, RUS]
Релиз группы:
Собственноручный скан и обработка книги
Оглавление
А. Тахо-Годи. Вместо предисловия 5
ПЛАТОН
Глава I. Истоки 10
Глава II. Вместе с Сократом 16
Глава III. Один в поисках истины 37
Глава IV. Сицилийский тиран Дионисий Старший 41
Глава V. Академия 46
Глава VI. «Просвещенная» тирания Дионисия Младшего. ... 54
Глава VII. Платон — философ высокой классики 66
Глава VIII. Что такое идеализм Платона? 73
Глава IX. Диалоги Платона — драма мысли 92
Глава X. Самоотрицание драматизма 114
Глава XI. Иллюзия действительности 120
Глава XII. Платон — мифотворец и утопист 128
Глава XIII. Конец жизни 147
Глава XIV. Вечность философии 155
АРИСТОТЕЛЬ
Глава I. Введение. Проблема живого Аристотеля 172
Глава II. Доакадемический период 178
Македония 178
Происхождение Аристотеля 179
Родственники Аристотеля 184
Наружность и характер 184
Главное и неглавное в биографии молодых лет Аристотеля 185
Глава III. В Платоновской академии 188
Появление в Платоновской академии 188
Расхождения Аристотеля с Платоном в пределах Академии 188
Черты уважения к Платону 191
Некоторые сомнения относительно отъезда Аристотеля
из Академии 192
Глава IV. Литературно-философская деятельность в Академии 195
Диалог и монологический трактат 196
Ранние риторические занятия 199
Наиболее ранние диалоги Аристотеля 201
Диалог «Евдем, или О душе» 203
«Протрептик», или «Увещание» 206
Диалог «О философии» 212
Глава V. Внеафинский период жизни, или От Академии до Ликея 221
Отъезд из Академии 221
Пребывание в Ассосе и Митилене 222
Приглашение к македонскому двору 226
Аристотель как воспитатель Александра 228
Черты неполной достоверности в проблеме воспитания
Аристотелем Александра 230
Глава VI. Ликей 233
Основание Ликея 233
Ликей, Перипат и Академия 236
Аристотель и Платоновская академия 240
Евдокс Книдский 241
Евдокс как переход от Платона к Аристотелю 242
Теория шарового космоса у Евдокса в связи с другими
древнегреческими чувственными теориями космоса . . 243
Взаимное влияние Платона и Евдокса 243
Метод исчерпывания у Евдокса есть способ слияния
платоновских идей вещей с самими вещами, когда идея
вещи не остается в своем изолированном
существовании, но изливается в вещи как их принцип и метод, как
закон их реального становления 245
Аристотель и Евдокс 247
Общее отношение к философии в Ликее 247
1. Тщательный историзм и систематика
научно-философского исследования 247
2. Становление присуще не только внеразумному бытию,
но и самому разуму, где оно, однако, вполне специфично
и, кроме того, блаженно ввиду своей всеохватной
общности 248
3. Неправильные теории рассудочно-неподвижного разума 249
4. Положительное учение Аристотеля о тождестве
разума, блаженства и наслаждения 250
5. Всякая философия есть красота 251
6. Всякая наука есть кропотливо-точное исследование
жизни 252
7. Заключение 256
Литературная деятельность Аристотеля 257
1. Литературно-художественный энциклопедизм
Аристотеля 257
2. Эпистолярный жанр Аристотеля 257
3. Язык произведений Аристотеля 259
4. Письмо Аристотеля к Александру 260
5. Письмо к Феофрасту 260
6. Чувство равноправия с царями в переписке с ними ... 261
7. Жизненный реализм в переписке 261
Общее заключение о языке произведений Аристотеля. 262
Глава VII Последние годы жизни 263
Вопрос об отравлении Аристотелем Александра 264
Вопрос о греках и варварах 265
Убийство Александром Каллисфена 267
Политика и мораль 270
Национальные настроения Аристотеля 272
Отношение Аристотеля к личности Александра.
Обожествление Александра 274
Греция и Македония второй половины IV века до нашей
эры 277
Бегство из Афин 285
Отравление Александра и самоубийство Аристотеля . . 291
Завещание Аристотеля 295
Глава VIII Философия Аристотеля в целом 297
Если вещи действительно существуют, то необходимым
образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь
не существует или сама вещь остается непознаваемой. 297
Аристотель решительно критикует принципиальный
отрыв идеи вещи от самой вещи 298
Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же
вещи 299
Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и
сама вещь, в то же время является и обобщением всех
частей вещи, является некоей общностью 300
Общность вещи обязательно существует и в каждой
отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному;
но это значит, что общность вещи охватывает все ее
раздельные части и потому является целостностью вещи 303
Термины «идея», «эйдос», «форма» и «вещь» 304
Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи
гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от
механизма вещи, когда вещь остается целостной,
несмотря ни на какое удаление отдельных ее частей и
замену их другими частями 304
Четырехпринципная структура всякой вещи как
организма. Форма и материя 306
Учение о мере 308
Материя и случайность 309
Общая формулировка четырехпринципной структуры и
ее художественно-творческая основа 316
Художественно-творческий первопринцип в связи с уче-
нием о ступенчато-восходящем, или иерархийном
строении жизни и бытия 321
1. Художественная роль материи 323
2. Природа как произведение искусства 323
3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела . . . 324
Художественно-творческий первопринцип в его
завершении 325
1. Подобно тому, как всякое материальное тело есть
нечто, то есть является тем или иным эйдосом, и
подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его
жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа,
движущая телом в том или другом направлении, тоже
имеет свой собственный эйдос, который Аристотель
называет Умом, так что душа, по Аристотелю, есть
не более чем энергия Ума 325
2. Ум есть эйдос всех эйдосов 326
3. Ум, несмотря на всю свою свободу от чувственной
материи, содержит свою собственную чисто
умственную материю, без которой он не был бы
художественным произведением 327
4. Другие свойства абсолютного Ума, вытекающие из
общеаристотелевской четырехпринципной структуры
всего существующего: неподвижный перводвигатель,
абсолютная закономерность бытия, «мышление
мышления», совпадение субъекта и объекта в одной
неделимой точке, абсолютная надкосмичность и абсолютная
внутрикосмичность 328
Три концепции Ума-перводвигателя у Аристотеля. . . . 329
Характер религиозности Аристотеля 331
1. Аристотель бесконечно далек от детской наивности
религиозно-мифологических представлений своего народа 331
2. Однако, чтобы отдать дань справедливости учению
Аристотеля о разуме, необходимо сказать, что
Аристотель был очень далек от какой бы то ни было
односторонности в этом учении 332
3. Аристотель всегда оставался сыном своего народа и
безусловным патриотом, для которого исконные
верования греческого народа были чем-то родным, чем-то
уютным, чем-то милым и ласковым, чем-то мудрым и
неопровержимым 333
4. Аристотель, основываясь на чувственном опыте, но
находя в нем разумные основы, конструирует основание
всего космоса при помощи таких категорий, которые
приходится и нам и ему самому интерпретировать как
религиозные, так что чисто мыслительная конструкция
космоса завершается учением об абсолютной
мировой закономерности, или об Уме, который вовсе не
обязательно называть богом, но который сам
Аристотель склонен трактовать вполне религиозно 334
5. Религиозно-философское бесстрашие Аристотеля .... 336
Разумно-жизненное всеединство 338
Глава IX. Заключение. Жизнь и смысл 345
Жизнь и смысл 345
Теория и практика жизни 347
Не решенный, но самый главный вопрос . . . 347
Примечания к книге «Аристотель» 349
Основные даты жизни Платона 350
Основные даты жизни Аристотеля 351
Основные сочинения Аристотеля 352
Полулегендарная родословная Крития и Платона 353
Родословная Аристотеля и его ближайших потомков 354
ПРИЛОЖЕНИЕ
Письма философов. Пер. С. Кондратьева 356
Какой программой открыть книгу?