Три дня / В память минувшего дня / Trys dienos / Praejusios dienos atminimui
Год выпуска: 1991 / 1990
Страна: СССР
Жанр: Социально-психологическая притча / документальная притча
Продолжительность: 01:15:48 / 00:38:25
Перевод: Не требуется
Русские субтитры: нет
Режиссер: Шарунас Бартас / Šarunas Bartas
В ролях: Катерина Голубева, Арунас Сакалаускас (Arunas Sakalauskas), Аудрюс Стонис (Audrius Stonys), Римма Латыпова
Описание:
ТРИ ДНЯ
С. Кудрявцев:
Может, и хорошо сложилось так, что дебютную полнометражную ленту Шарунаса Бартаса, которая датирована 1991 годом (а снималась она в 1989-90 годы) и была показана на Монреальском кинофестивале буквально через несколько дней после августовского путча, я посмотрел гораздо позже, уже зная его самую совершенную картину «Свобода» и всё, что потом произошло на постсоветском пространстве. И если «Свобода» как бы знаменует десятилетний (до народа Израилева нам ещё далеко!) период исступлённого блуждания в поисках своеобразной земли обетованной, то фильм «Три дня» молодого литовского режиссёра, которому не было тогда и двадцати семи лет, поразительно предугадывает неизбежное сошествие в Ад.
И это передано не столько в грубых и откровенных сценах в стиле лишь набиравшей моду «чернухи», сколько чисто пластически, визуально, кинематографически. Почти физически начинаешь ощущать надвигающийся морок в некую пору межсезонья как будто в мёртвом городе, который уже не спасает и присутствие близкого моря. Он некогда назывался Кёнигсбергом, но давно перестал быть этой самой «королевской горой» и превратился в заброшенную тюрьму-крепость (что-то типа Алькатраса) в стороне от метрополии. Данный отросток-аппендикс в теле казавшейся здоровой и могучей общественной системы начал гноиться и угрожать её существованию, что и фактически случилось, когда после запоздалого хирургического вмешательства в течение означенных трех дней так и не удалось избежать социально-политического перитонита.
Бартас вовсе не увлечён политикой, снимает как бы вне времени и даже вне пространства, поскольку физическое перемещение (от Шауляя и Вильнюса до Саян и Северной Африки) ровным счётом ничего не значит для автора и его героев, которые всё равно не могут убежать от самих себя, и они всюду испытывают на прочность свою мятущуюся душу, что «горит, перебегая / От робости к надежде...». И в этом бесконечном и бесприютном пути из Ада сквозь Чистилище в поисках вряд ли достижимого Рая дебют Шарунаса Бартаса «Три дня» является печально констатирующей точкой отсчёта.
Премии: особые упоминания ФИПРЕССИ и экуменического жюри в программе «Форум молодого кино» на МКФ в Берлине в 1992 году,
приз в программе «Неделя режиссёров» на МКФ в Порту в 1992 году.
В ПАМЯТЬ МИНУВШЕГО ДНЯ
С. Кудрявцев:
Литовский режиссёр Шарунас Бартас, который снимал любительские фильмы ещё с девятнадцатилетнего возраста, потом учился в середине 80-х годов во ВГИКе в режиссёрской мастерской известного документалиста Виктора Лисаковича. Однако из-за разногласий с ним, в том числе - как раз по поводу данной ленты, был, к счастью, принят под крыло другим преподавателем, Ираклием Квирикадзе, затем оказавшим содействие Бартасу в получении права на постановку полнометражной картины «Три дня». Что касается фильма «В память минувшего дня», то он мог вызвать непонимание и даже неприятие в связи с неопределённым способом представления на экране окружающей действительности. Вроде бы съёмки - документальные, а вот организация материала и его обобщение - вполне художественные по манере, так что можно подумать, что это вообще игровая работа философско-поэтического плана, которую следовало бы назвать своеобразным реквиемом по уходящей в небытие эпохе.
Между прочим, по тщательности воспроизведения этого ускользающего, проваливающегося в бездну прежнего человеческого быта, будто доисторического мира коридоров, обшарпанных коммуналок и поцарапанных судеб, Шарунаса Бартаса можно сравнивать с Алексеем Германом, который взглянул на пережитое им самим время (особенно в ленте «Хрусталёв, машину!») словно из Вечности, из будущего или, по крайней мере, из космоса, сопрягая живость личных воспоминаний с полной отстранённостью творца. Вот и в бартасовском названии «В память ушедшего дня» тоже чувствуется дистанция по отношению к собственной жизни, которая в некий неуловимый миг перешла из настоящего в прошлое, и всё, что недавно происходило, буквально на глазах превратилось в реликт сгинувшего общественного строя, созданного именно по принципу коридорного общежития, где не было места отдельному человеку с его личными мечтами и потрясениями.
Доп. информация:
Большое спасибо за диск
albertino (Синематик) и
Faeton73 (КГ)!
Subtitles:
Nederlands
English
Francais
Espanol
Deutsch
Качество: DVD5
Формат: DVD Video
Видео кодек: MPEG2
Аудио кодек: AC3
Видео: PAL 4:3 (720x576) VBR
Аудио: Dolby AC3, 2 ch, 192 kbps